Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Понятия «безопасное поведение» и «безопасное участие» в транспортных процессах, «транспортнобезопасная личность», «транспортная культура».Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Дорожно-транспортный процесс мы рассматриваем как сложнейшую социотехническую, открытую, развивающуюся, динамичную систему, с постоянно и непрерывно изменяющейся ситуационной «картиной». Известно, что он, возникает только в результате взаимодействия как минимум трёх основополагающих её составляющих (подсистем): «человек» (Ч), «транспортное средство» (ТС) и «дорога» (Д). Одновременно с этим каждая из этих составляющих представляет собой совокупность множества её элементов, являющихся, в свою очередь, сложными системами – различными по своему построению и характеристикам, свойствам и функциональному назначению – транспортирующих устройств и приспособлений, дорог и инженерных сооружений на них, людей, играющих в них различные роли.Схема этого процесса, название которого соответствует общепринятому понятию в кругу специалистов автомобильного транспортакаксистема «человек –транспортное средство –дорогаи среда» («Ч-ТС-Д и среда»), приведена на рис. 4.
Здесь «человек» является системообразующей подсистемой этого процесса, в которой объединены и непосредственные (активные), и опосредованные (косвенные) его участники. В первом случае – это водители, пешеходы, пассажиры и регулировщики движения, а во втором – те, кто создаёт дорожно-транспортный процесс (конструирует, производит и эксплуатирует ТС, проектирует, строит и содержит в исправном состояния Д, организует транспортировку и т.д.). Кроме этого в структуре данной системы мы выделяем механическую подсистему: «транспортное средство – дорога» (ТС-Д) и биомеханические подсистемы: «человек – транспортное средство» (Ч-ТС) и «человек – дорога» (Ч-Д). Такой подход позволяет анализировать движение не только одиночных транспортных средств, но и транспортные и пешеходные потоки.
Человек, выступая в различных ролях, таких как: пешеход, пассажир, водитель, для своего передвижения использует разные виды энергии. Перемещение грузов и людей, а равно с этим и транспортирующих средств (физических объектов) осуществляется под действием сил природного происхождения, которые человек вызывает сам. Эти силы естественные и не зависят от сознания людей – они, объективно существующие, «ведут» себя по законам Природы, которые нарушить их у человека отсутствует возможность вовсе. Но для организации и осуществления данного процесса и обеспечения своей безопасности в нём люди создают и принимают свои Законы и Правила. Среди них, например, Федеральный Закон «О безопасности дорожного движения» (№ 196-ФЗ от 10.12.1995 г.), «Правила дорожного движения в Российской Федерации» (ПДД) и мн. др. Но нарушать их у человека есть возможность (что часто бывает в практике), так как они не природные, а «искусственные», они объективно-субъективные по своему происхождению. Исходя из этого, мы отмечаем, что безопасность дорожно-транспортного процесса необходимо рассматривать как минимум с таких точек зрения, как: а) «поведения» системы: от уровня её энергии (прежде всего – механической и биомеханической) и величины и направлений физических сил, возникающих в результате движения её элементов и взаимодействия между ними (в структуре системы) и мощности их работы; б) поведения человека в этом процессе: как управленца энергиями, содержащимися в самом процессе, и природными силами, возникающими в нём при движении её элементов, так и как вольного или невольного нарушителя динамичного его равновесия. Но доминирующим здесь выступает, как мы полагаем, поведение людей, потому, что именно они создают такие процессы, и пользуясь их энергиями, сам участвует в них. Ядром, исходным началом дорожно-транспортного процесса является, как известно, дорожное движение, которое представляет собой одновременно и как целостное интегрированное движение множества материальных объектов (точек), образованное совокупностью передвигающихся большого числа различных элементов (ТС) и «единиц» (Ч), т.е. людей, и как форму общественных отношений между участниками этого процесса – это «совокупность общественных отношений, возникающих в процессе перемещения людей и грузов с помощью транспортных средств или без таковых в пределах дорог»[6]. Поэтому безопасность этого процесса практически зависит от безопасного участия в нём всех его участников. Хотя понятие «участие» и содержит в себе понятие «поведение», последнее, как показывает практика, нередко бывает эгоистичным, то есть безопасным лишь для себя, но, в то же время опасным для окружающих. А безопасное участие, как форма совместной безопасной деятельности, не допускает эгоистичного поведения, так как в противном случае это будет опасное участие. Здесь вполне уместно говорить о «человеческом факторе», присутствующем в любом транспортном процессе, как доминирующем факторе проявления опасности[7].
Транспортнобезопасная личность рассматривается как человек, прошедший специальную подготовку в области безопасности на транспорте, хорошо знающий законы и правила безопасности на транспорте, например «Правила дорожного движения»и, безусловно, соблюдающий и выполняющий их, владеющий умениями и навыками организации и обеспечения безопасной жизнедеятельности относительно себя и окружающих его людей в транспортных процессах, обладающий такими качествами, как: самостоятельность, активность, внимательность, ответственность, а также ценностными установками, нормами общегражданского этикета и нравственными нормами поведения в условиях транспортной среды. При любых обстоятельствах такая личность соблюдает нормы и выполняет правила безопасного участия в этой среде, в том числе при непосредственном участии в транспортных процессах независимо от видов транспорта и многообразия типов их транспортных средств, осуществляющих эти процессы. Приобретенные специальные знания, умения и навыки обеспечения безопасного участия в данных процессах она осознанно, компетентно, квалифицированно и бескорыстно применяет их на практике по отношению к опасным ситуациям, в том числе в обстановках, именуемых аварийными ситуациями или происшествиями, авариями, катастрофами на транспорте. Такая личность в соответствии со своим возрастным уровнем развития умеет и способна распознавать условия, при которых возможно появление аварийной ситуации, сама не допускает возникновения их, а также предотвращает в силу своих способностей и возможностей развитие и переход таких ситуаций в транспортное происшествие. Кроме того, эта личность способна прогнозировать и предвидеть появление аварийных ситуаций в транспортной среде и компетентно принимать все необходимые меры по прекращению их развития до полного устранения условий, вызвавших появления таких ситуаций, или принимать необходимые меры по предотвращению транспортных аварий или катастроф (например, ДТП). «Транспортная культура» – представляет собой систему знаний о специфической и самобытной формах жизни и деятельности человека, социальных групп, общества по удовлетворению их потребностей в осуществлении вещественного, энергетического, информационного, социального обмена и соответствующие умения и навыки создания транспортной среды, организации жизнедеятельности и транспортировки в ней, проявляющиеся в условиях необходимых и максимально возможных уровней безопасности и комфортности транспортных процессов и всех его участников с наименьшим ущербом для окружающей среды. Её мы относим к специфической форме (способу, стилю, образу и т.п.) жизнедеятельности человека, социальных групп, общества и человечества по удовлетворению их потребностей в организации и осуществлении вышеназванного обмена, осуществляемого в условиях необходимых и максимально возможных условий безопасности транспортных процессов и всех его участников, а также безопасных и гуманных взаимоотношений с окружающей средой, ее людьми и другими обитателями транспортной средыкак в процессе подготовки и удовлетворения этих потребностей, так и по завершению данной деятельности.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.29.209 (0.009 с.) |