При одинаковой скорости движения. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

При одинаковой скорости движения.



 

Рассмотрим сказанное выше на примере.

Автомобиль "Жигули" движется со скоростью 60 км/ч по сухой асфальтовой дороге. На проезжую часть неожиданно вышел пешеход. Водитель увидел пешехода и своевременно начал принимать все необходимые меры для остановки автомобиля

Определим полный остановочный путь автомобиля,

 

если Stl = 13,4 м; ∆ St l = 0,5 м; St2 = 3,3 м; St3 = 21,1 м,

то Sполный = Stl + ∆Stl + St2 + St3 = 13,4 + 0,5 + 3,3 + 21,1 = 38,3 м.

 

Как видно, остановочный путь при данных условиях равен приблизительно 38 м. Отсюда видно, что если водитель заметил пешехода (или велосипедиста) за несколько метров, то остановить машину на безопасном расстоянии он не может. А ведь приведенный пример относится к автомобилю с исправными тормозами, хорошими шинами. К тому же у водителя хорошая реакция, благоприятные погодные условия. При прочих условиях остановочный путь автомобиля значительно увеличивается. Это и следует понять – какой страшной опасности подвергает себя пешеход, пытаясь пересечь улицу или дорогу перед движущимся автомобилем.

Конечно, каждый водитель должен внимательно следить за исправностью тормозов и состоянием шин, да и правилами дорожного движения запрещается выезд на неисправном автомобиле. Водитель также учитывает состояние погоды и проезжей части дороги при движении. Но если пешеходы не будут соблюдать безопасной для них дистанции, то далеко не всегда водитель сможет остановить машину и избежать наезда. Вот почему следует понять и уяснить, что такое остановочный путь автомобиля и почему так важно не перебегать проезжую часть улицы или дороги перед близко двигающимися транспортными средствами.

Примерный остановочный путь автомобиля, в зависимости от скорости движения, можно определить по графикам, приведенным на рис. 4. Так, при гололеде и скорости 40 км/ч остановочный путь автомобиля до­стигает 60 метров, при скорости 50 км/ч он возрастает до 100 метров и более.

При переходе проезжей части пешеходам надо обязательно учитывать остановочный путь автомобиля. Ошибка в его определении может стать роковой.

Пешеходу надо знать и некоторые особенности восприятия водителем транспортного средства дорожной обстановки.

Все, о чем сказано выше, существенно влияет на обеспечение без­опасности движения. Вот почему очень важно, чтобы водители за рулем автомобиля и пешеходы на дорогах были всегда в хорошей форме - здоровы, с хорошим настроением, не уставшие и обязательно трезвые, т.к. доказано, что употребление алкоголя даже в количестве 20 г уменьшает реакцию водителя на 25%, притупляет бдительность, снижает внимание и т.п.

При оптимальной плотности и разнообразии объектов внимание води­телей активизируется, при малой же плотности и однообразии (монотонность дороги) - притупляется (сенсорный голод), что ведет к заторможенному состоянию высшей нервной деятельности (релаксации). Однако каждый води­тель подвержен этому индивидуально. По зарубежным данным 3% водителей вовсе не ощущают сенсорный голод, 74% - легко переносят его, а вот 23% - подвержены сильно. В этом случае не помешает и профилактика, такая, как не очень громкая музыка, открытая форточка, периодические остановки и др. В то же время, чрезмерная плотность событий, привлекающих внима­ние водителей, (перегрузка поступающей информацией), количество которых превышает пропускную способность анализаторов человека, приводит к свое­образному "отказу" - недоучету важности данного раздражителя, т.е. к не­правильной оценке сложившейся ситуации. Поэтому в пределах населенных пунктов водители должны во избежание ДТП снижать скорость движения. Особенно трудным становится движение в составе транспортного потока или при движении в колонне. Вместе с тем, и пешеходам полезно знать, что среди водителей еще немало таких, которые либо не знают об этих явлениях, либо, зная о них, пренебрегают мерами безопасности.

К сказанному следует добавить и то, что вероятность возникновения "ЧП" на дороге во многом зависит не только от окружающей среды. К примеру, если пешеход попадает в облако выхлопных газов, а это часто бывает на регулируемых перекрестках, то у него может сработать защитная реакция, и он, не отдавая себе отчета, может поспешно покинуть такое место, при этом не исключено пренебрежение мерами дорожной безопасности. В данном случае среда прямо влияет на безопасное, а вернее – опасное поведение че­ловека. Противоположным этому могут быть пренебрежение опасностью на дороге, переоценка своих возможностей или поспешность. Как правило, человек в момент ожидания сдержанно ведет себя в течение 20-25 с, после чего у него может проявляться чувство волнения, внутреннего дискомфорта. Учитывая, что наши современники (особенно горожане) находятся в таком ритме жизни, что, как говорят, "каждая минута на вес золота", состояние нетерпимости (спешка) как-то поддается объяснению. Представьте себе, если смена сигналов светофора происходит через 30 и более секунд. В том слу­чае, если пешеход или водитель управляет собой, т.е. обладает выдержкой, то он будет вести себя на перекрестке безопасно. А если его чувства и эмо­ции преобладают над степенью опасности, то его поведение становится опас­ным и для него самого и для окружающих. По этой же причине могут про­исходить ДТП при переходе (переезде) проезжей части с насыщенным пото­ком автотранспорта, при движении в колонне и в других похожих по суще­ству ситуациях.

Таким образом, особого отношения при рассмотрении проблемы обес­печения безопасности движения людей имеют внутренние, психические свой­ства личности. Рассматривая психическое состояние человека в виде совокуп­ности таких его внутренних характеристик, как внимание, чувства и воля (объем, распределение и концентрация), будет правильным учитывать каж­дую из них, при определенной степени важности психических состояний в оценке восприятия дорожной ситуации и способности ее анализа. Известно, что особенности человека проявляются в его таких психических свойствах, как темперамент, направленность личности, характер и ее способности. Роль каждой из этих характеристик (состояния и свойства личности) в деле предупреждения дорожно-транспортных происшествий огромна. Рассматри­вая внимание как умение сосредоточиться на чем-либо, чувство как отно­шение человека к действительности, к тому, что он познает и делает, а волю как сознательное регулирование человеком своего поведения и спо­собностью целенаправленно действовать, можно с уверенностью сказать, что, начиная с дошкольного возраста и кончая преклонным, человеку не­обходимо с целью своего самосохранения развивать и совершенствовать эти свойства. Безусловно, маленьким детям в этом нужна помощь взрос­лых.

Рассматривая направленность личности как систему взглядов на развитие общества, природы, сознания и убеждений, есть смысл выделить условно ее элементы, такие, как потребности, мотивы поведения, склонно­сти, интересы, идеалы, и, применяя психолого-педагогические приемы, воздействуя через них при обучении участников движения, воспитывать у них осознанное отношение к правилам движения, формировать и приви­вать навыки безопасного поведения на дорогах и улицах.

Как отмечалось в предыдущей лекции, М.А.Котиком в психологических исследованиях был выявлен также целый ряд и других психологических качеств (некоторые являются производными указанных выше), которые негативно сказываются на результатах взаимодействия системы «человек – транспортное средство – дорога и среда». Вспомним некоторые из них –- это: неуважение к нормам, правилам, стремление к свободе поведения; повышенная тревожность и неуверенность в себе, нерешительность; несдержанность, склонность к конфликтам; высокая напряженность, взвинченность; плохие способности к планированию, самоконтролю, непрактичность; безразличие к общественному мнению; чрезмерная уверенность в себе и неуважение к окружающим, беспечность, ветреность; несформированные способности к абстракциям, к выявлению связей между явлениями, прогнозированию развития событий.

Все это подтверждает то, что люди по своим индивидуальным качествам перед опасностью не равны.

Следует обратить внимание на некоторые различия в вопросе без­опасности дорожного движения между мужчинами и женщинами. Социаль­ное равенство мужчины и женщины не следует понимать как одинако­вость. Их биологические различия сказываются и на психических качест­вах. Психологические различия женщин и мужчин обнаруживаются уже с первых лет жизни ребенка. В возрасте 12-13 лет у мальчиков проявляют­ся лучшие способности пространственной ориентации, а у девочек - луч­шие данные к решению словесно-речевых задач. Женщины в общем спо­собны более гибко приспосабливаться к среде, лучше обучаться решению типовых задач, в то же время мужчины проявляют большие способности к решению новых, нестандартных задач. Опыт показывает, что женщины чаще руководствуются эмоциями, а мужчины - сознанием. У женщины несчастные случаи возникают относительно реже, чем у мужчин. Однако такое превосходство проявляется только до тех пор, пока женщины действуют в нормальных ситуациях. В усложненных ситуациях, особенно в экстремаль­ных, надежность и безопасность действий женщин резко снижается по срав­нению с мужчинами. Она падает сильнее также под влиянием утомления, Женщины более эмоционально реагируют на различные негативные события, Всякого рода неприятности, и особенно домашние, сильно понижают ее за­щищенность от несчастных случаев. Под влиянием чувств женщины оказыва­ются в сложных ситуациях чаще, чем мужчины. "Сила" женщин заключается в том, что они точнее выполняют правила и поэтому реже создают опасные ситуации, а "сила" же мужчин - в способности лучше выходить из опасных экстремальных ситуаций и избегать при этом несчастных случаев.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-13; просмотров: 149; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.007 с.)