Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема IV. Восточный (азиатский) стиль управления - слагаемые стратегии успеха

Поиск

1. Анализ особенностей восточного подхода к управлению организацией и персоналом и условий его формирования.

2. Факторы высокой адаптивности и успешной реализации.

3. Феномен «большой семьи» («гуан-си») как ключевое звено системы управления организацией и персоналом.

4. Орг. структура восточной фирмы - преимущества в принципах построения.

5. Направления эволюции восточной модели управления и их практическая отдача.

6. Новые подходы стратегического менеджмента.

7. Восточная модель как максимально соответствующая условиям переходной экономики.

Литература

1. Игнацкая М. Гуан-си - большая семья. Менеджмент по-китайски // «Экономика и жизнь» - «Ваш партнер», июль 1993.

2. Барышникова О.Г. Как делать деньги (деловая элита Филиппин) // М., 1996. Гл. 1,4(пп. 1 и 2).

3. Вильперт Б., Шарпф С. Управление на стыке культур: совместные предприятия в КНР // МэиМО. №11.1991.

4. Стерлин А., Ардишвили А. Предпринимательские сети - новая форма организации межфирменного взаимодействия // МэиМО. № 3. 1991.

Методические рекомендации

Для изучения второй части второго раздела программы курса «Современный рынок и его основы. Принципы менеджмента - сопоставительный анализ трех школ менеджмента и поиск оптимальной стратегии управления организацией и персоналом» активно проработайте рекомендованный список литературы, обратив особое внимание на статьи из журнала «Мировая экономика и международные отношения», а также из еженедельника «Экономика и жизнь» (Приложение «Ваш партнер»). Осмыслить необходимый материал вам помогут приводимые на следующих трех страницах основы трех типов современного менеджмента (то есть трех наиболее популярных в эпоху информационных обществ стилей управления и руководства организацией и людьми в ней), а также краткое изложение базовых принципов трех школ менеджмента (западного или классического, японской системы и новейшей - восточной, которую также называют азиатской или китайской школой).

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА

ЗАПАДНЫЙ/АМЕРИКАНСКИЙ ИЛИ КЛАССИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

система, распространенная практически во всех странах Западной Европы и Северной Америки.

· максимальный индивидуализм; каждый за себя; человек должен и может рассчитывать только на собственные силы

· личные качества западного делового человека: максимальная энергичность в делах при холодности и расчетливости в личных взаимоотношениях, золотой принцип "ты - мне, я - тебе"

· личные связи или контакты определяются деловыми соображениями (напр., американец полностью меняет круг друзей по мере продвижения вверх по служебной лестнице)

· жесткая конкуренция, в том числе и особенно при приеме на работу, где главное - подать себя и таким образом подороже продать свою рабочую силу

· огромное значение "лучшего" образования, включая сертификат наиболее престижных ВУЗов мира

· "американская мечта", то есть максимальная утилизация личных деловых качеств и способностей в целях "сделать самого себя", молниеносную карьеру и достичь полного материального преуспевания

· юридическая запротоколированность всех деловых операций

· ставка на крупную международную фирму

· принцип делегирования полномочий - основа основ системы управления

· практика обновления руководства верхнего эшелона управления каждые 3-5 лет.

 

ЯПОНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

· коллективизм, интересы компании - превыше всего (не на словах, а на деле)

· максимум энергии и личной привлекательности проявляется в участии в делах "своей" компании, которая и есть высшая ценность для японца

· главное в трудовых отношениях - умение работать в коллективе, ладить с людьми, быть хорошим товарищем, делиться любой информацией, включая коммерческую

· пожизненный найм, высочайший уровень обязательств фирмы по отношению к ее сотрудникам

· рост зарплаты только с выслугой лет, карьеры - только путем последовательного прохождения всех ступеней служебной лестницы

· ставка на крупную международную фирму

· контроль за качеством на каждом рабочем месте, поощрение "кружков качества"

· высочайшая социальная цена японской системы, массовый трудоголизм (самый маленький оплачиваемый отпуск среди развитых стран - 9 дней, самый длинный трудовой год -2150 час.)

· особенности восточного общества, где социально-культурная среда оказывает принципиальное воздействие на все виды деятельности, люди глубоко вовлечены в дела друг друга, предпочтение отдается отношениям долговременного характера.

ВОСТОЧНЫЙ/АЗИАТСКИЙ/КИТАЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

в рамках китайской деловой общины везде в мире, в частности - в странах Азии.

· коллективизм, однако специфического свойства - на базе феномена гу-ан-си ("большой семьи")

· замкнутость, сложившаяся исторически в рамках китайской деловой общины

· тип взаимоотношений по образу паучьей сети, где "паук" - это предприниматель-основатель дела, который руководит и управляет всей сетью

· отсутствие юридической запротоколированности операций (70-90% всех сделок заключается устно)

· эволюция подхода к образованию (в самом начале сегодняшние миллионеры в НИСах Азии, организовавшие в своих странах экономический бум 1970-80-х годов, не имели базового управленческого образования; теперь они посылают лучших представителей "больших семей" учиться в лучшие ВУЗы мира)

· принцип делегирования полномочий признается вредным и опасным; принцип, действующий вместо него, прямо противоположен и гласит: чем важнее управленческая задача, тем меньше следует делегировать полномочия по ее реализации

· практика обновления высшего руководящего состава отсутствует, возраст - символ мудрости

· ставка на малые фирмы, в том числе по 1-3 чел., связанные между собой в предпринимательскую сеть

· минимальный штат компании при максимальной гибкости управления, процесс принятия решений - самый быстрый в мире

· молниеносная диффузия инноваций

· минимальные издержки производства и управления, режим строжайшей экономии.

 

 


ТРИ ОСНОВНЫХ ТИПА СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА:
КРИТЕРИИ ОРГАНИЗАЦИИ

 

Критерии организации работы Американский подход Японский подход Китайский подход
Основа организации эффективность гармония и эффективность максимальная эффективность
Отношение к работе   главное - реализация проекта главное - выполнение обязанностей при неформальном отношении к ним главное - выполнение обязанностей в целях реализации проекта с минимальными затратами
Конкуренция сильная   слабая средняя
Гарантии для работника низкие   высокие средние
Принятие решений сверху-вниз снизу - вверх сверху-вниз  
Делегирование полномочий основа основ распространено отвергается как вредный подход
Отношения с подчиненными формальные «семейные» семейные в рамках «большой семьи»
Метод найма по деловым качествам + умению подать себя по окончании учебы - отбор по деловым качествам отбор в рамках «большой семьи» с последующим образованием, в том числе за счет семьи
Оплата по результату по результату, в зависимости от качества, оценки начальником и множества специфических критериев минимальная (принцип максимальной экономии)

 


Основная литература по курсу

1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. Учебное пособие. М., ИВЦ «Маркетинг», 1996.

2. Ансофф И. Стратегическое управление. М., 1989.

3. Белл Д. Грядущее постиндустриальное общество. Опыт социального прогнозирования. М., 2004.

4. Булатов А., Экономика. Учебник. 3-е изд. перераб. и доп. М., 2004.

5. Видяпин В.И. Экономическая теория (политэкономия). Учебник. 4-ое изд. М, 2004.

6. Гарфинкель В. Экономика фирмы. Учебник для вузов. М., 2003.

7. Голанский М.М. Экономическое развитие в перспективе. М., 1989.

8. Гринуэй Д. Панорама экономической мысли конца XX столетия. В 2-х томах. М., 2002.

9. Дункан Джек У. Основополагающие идеи в менеджменте. М., 1996.

10. Журналы: «Мировая экономика и международные отношения», «Экономист», «Эксперт», «Вопросы экономики», «Российский экономический журнал».

11 .Ефимова Е. Экономика / для студентов неэкономических специальностей. М., 2004.

12. Землянский А. Информационные технологии в экономике. М., 2004.

13. Ивашковский С. Экономика для менеджеров: микро- и макроуровень. М., 2002.

14. Котлер Ф. Основы маркетинга. М., Прогресс, 2005.

15. Любимов Л. Основы экономических знаний. М., Вита-Пресс, 2001.

1 6. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс. Пер. с англ. 14-е изд. М., 2003.

17. Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы, политика. В 2-х томах. М., 1992.

18. Международные экономические отношения. Проблемы и тенденции развития / Под ред. Н.А.Черкасова. Ленинград, изд-во ЛГУ, 1990.

19. Меньшиков С.М. Анатомия российского капитализма. М., 2004.

20. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. М., изд-во «Дело Лтд», 2005.

21. Николаева И. Экономическая теория. Трансформирующаяся экономика. М., 2004.

22. Основы предпринимательской деятельности / Под ред. В.М. Власовой. М., Финансы и статистика, 1995.

23. Осипов Ю. Экономическая теория в XXI веке - Экономика Постмодерна. М., 2004.

24. Райзберг Б.А. Курс экономики. Учебник. М., 2006.

25. Райзберг Б.А. Основы экономики. М., ИНФРА-М, 2001.

26. Рыночная экономика. Учебник / Рук. авт. колл. Б.А. Райзберг. М., 1995.

27. Сидорович А. Курс экономической теории. Общие основы. М., ДиС. 2001.

28. Сломан Д. Основы экономики. Учебник. 2-ое изд. М., 2004.

29. Современная экономика / Научный редактор О.Ю. Мамедов. Ростов-на-Дону, «Феникс», 1996.

30. Спасенников В. Экономическая психология. Учебное пособие. М, 2003.

31.Управление организацией / Под ред. А.Г. Поршнева. М, ИНФРА-М, 2006.

32. Учебник по основам экономической теории / Рук. авт. колл. В.Д. Камаев. М., изд-во «Владос», 1996.

33. Харвей Дж. Современная экономическая теория. М., 2003.

34. Чепурин М. Курс экономической теории. Учебник. 5-ое изд. М., 2004.

35. Эванс Дж.Р., Берман Б. Маркетинг. М., Экономика, 1990.

36. Экономика развивающихся стран: проблемы и перспективы / Под ред. В.А. Яшкина. М., 1990.

37. Экономическая теория. Учебник для ВУЗов / Под ред. В.Д. Камаева. М., Владос, 2006.

38. Экономические реформы в Азии в переходный период / Отв. ред. Г.И. Чуфрин. М., 1996.

 

Учебные задания
к семинарским занятиям
по курсу «Экономика»

Тема 1. Интернационализация и глобализация мировой хозяйственной жизни. Долгосрочные тенденции мирового хозяйственного развития

1.Информационная революция, ее сущность, основные параметры и характеристики.

2. Влияние информационной революции на мировое хозяйство. Категории быстрых (новых) и медленных экономик, их взаимодействие и противоречия.

3. Кардинальные сдвиги в условиях международной специализации:

• снижение роли традиционных факторов экономического роста,

• оптимизация национальных хозяйственных структур и масштабов рынков сбыта,

• развитие внутриотраслевой специализации производства,

• национальные научно-технические потенциалы и их новая роль в эпоху информационной экономики,

• движение национальных хозяйств к открытой экономике.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Для изучения первой части первого раздела программы курса «Проблемы всемирного хозяйства и современные международные экономические отношения. Интернационализация и глобализация мировой хозяйственной жизни» при проработке указанного списка литературы по каждой проблеме вам рекомендуется исходить из того, что весь данный раздел органически связан с долгосрочными тенденциями развития всемирного хозяйства. Суть их и глубинное содержание составляет феномен информационной революции (ИР) - качественно новый этап НТР, начавшийся в первой половине - середине 1970-х годов и прогрессирующий ускоренными темпами. Наиболее полно проблематика информационной экономики и обществ эпохи информационной революции представлена в работах Алвина Тоффлера - известного во всем мире американского политолога, экономиста и футуролога. Рекомендованный вам «Сдвиг мощи» - третья работа в этой серии А.Тоффлера, впервые опубликованная в США в 1991 г., на подготовку и написание которой автор потратил двадцать пять лет своей жизни. Две предыдущие книги - «Шок будущего» и «Третья волна» также могут оказаться полезными для понимания сути происходящих кардинальных изменений в современном мире, их проблем, форм реализации, противоречий и перспектив.

Особое внимание следует уделить базовому противоречию, порожденному информационной эпохой, которое приняло глобальный характер и пока только усугубляется год от года. Речь идет о взаимодействии так называемых быстрых (новых) экономик (то есть безусловных лидеров ИР, первую десятку которых стабильно возглавляют США), которых меньшинство и которые смогли вписаться в реалии новейшего международного разделения труда и всемирной специализации производства (в том числе, благодаря массированным капиталовложениям в материально-техническую базу информационной экономики, в «человеческий фактор» (первый и наиболее важный ограниченный ресурс при ИР), а также в реализацию модели ресурсосбережения), - и медленных экономик, представляющих абсолютное большинство стран сегодняшнего мира, которые не вписываются в заданные ИР параметры, а потому представляют собой явление, названное другим известным американским экономистом - Питером Дракером «отключенными экономиками». Поиски стратегического выхода из сложившейся во всемирном хозяйстве ситуации пока не увенчались успехом ни у теоретиков, ни у практиков. Пример удачно вписавшихся в новое международное разделение труда государств демонстрируют новые индустриальные страны, где была разработана и реализована стратегия поиска собственной экономической ниши на мировом рынке (подробнее ход реализации этих стратегий вы будете изучать во второй части этого раздела, посвященной оптимальным моделям социально-экономического роста и прогресса, - см. тему 5 части 2 раздела I программы курса). Под заданным углом зрения анализируйте далее изменения, происходящие б сфере деятельности транснационального предпринимательского капитала, интеграцию как непосредственную форму реализации движения к «открытой» экономике, а также конкретные направления структурных сдвигов во всемирном хозяйстве и международном экономическом обмене. Обратите здесь внимание на особенности конкурентной борьбы на мировых рынках наукоемкой продукции, в ходе которой происходит усиление конкурентоспособности и национальных потенциалов среди «быстрых» экономик при постоянной смене мест между странами лидирующей группы. Безусловный приоритет в ней США базируется на пионерной модели научно-технического прогресса, ставящей во главу угла форсированное развитие (в том числе, благодаря мощной государственной поддержке путем финансирования более половины всех НИОКР за его счет) собственных пионерных исследований и конструкторских разработок во всех областях высоких технологий.

Что касается валютно-финансовой проблематики, то в первую очередь следует уяснить, что современный кредит, реализуемый посредством международного финансового рынка, представляет собой мощнейшее средство экономического роста, однако одновременно - из-за неизбежных спекулятивных устремлений финансистов он является наиболее уязвимым звеном международного, интернационального по своей сути, хозяйственного механизма. Таким образом, в условиях роста взаимозависимости стран мира потенциальная возможность разрыва финансовой цепи становится серьезной опасностью для всех. Практическим подтверждением указанных тенденций служит международный кризис задолженности и так и не решенные в корне с начала 1980-х годов проблемы по его урегулированию.

Материал, связанный с долгосрочными тенденциями мирового хозяйственного развития, необходим как конкретная среда функционирования современного социально-ориентированного рынка. Именно эта проблематика даст вам представление об основных характеристиках, параметрах, формах, закономерностях и тенденциях цивилизованной рыночной экономики и о ее механизме, ядром которых является дальнейшее развитие НТР и переход ее в новое качество - информационную революцию (ИР). При возникновении «информационных обществ» (т. наз. «быстрых» экономик, по А.Тоффлеру), усилились, с одной стороны, процессы интернационализации и глобализации, реализовав тем самым движение к максимальной экономической открытости, а с другой, - возникла еще большая поляризация сил в мировом экономическом сообществе (речь идет об углублении противоречий между быстрыми экономиками - лидерами ИР, которых меньшинство, и - всеми остальными, т. е. медленными экономиками, представляющими абсолютное большинство стран мира).

Уясните себе основные признаки ИР - распространение информационных технологий во всех сферах жизни, наличие международных банков данных (в том числе и особенно общественного пользования), относительно свободное циркулирование информации и ее превращение в важнейший фактор роста и прогресса.

Анализируя новый этап развития экономики эпохи ИР, остановитесь на меняющейся структуре валового продукта, которая отражает все большую ориентацию на производство и потребление не материальных благ, а различных информационных ценностей (недаром создание и потребление услуг - «третичный сектор производства» ныне в развитых странах дает 65-75% ВВП, а в странах «третьего мира» - 48–54%).

Обратите также внимание на быструю смену лидеров ИР, среди которых, однако, сегодня и в перспективе есть один абсолютный и это - США с их более, чем 14-ти триллионным (в долл.) валовым продуктом.

С начала 1990-х гг. развитие информационных сетей вступило в фазу создания «информационных полей», интегрирующих в единую сеть носителей информации и передающих средств и придающих ей новые свойства (например, мгновенного доступа к источникам информации).

В плане воздействия ИР на мировое хозяйство имейте в виду уже упоминавшийся факт поляризации мирового экономического сообщества на основе информационной компоненты экономического роста, а также то, что в поиске ресурсов в эпоху ИР первое место - у ресурсов информационных и их носителей (профессионалов экстра-класса).

При анализе СДВИГОВ В УСЛОВИЯХ МЕЖДУНАРОДНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ вы продолжите изучение тех изменений, которые происходят под воздействием НТР и особенно - ИР в условиях международной специализации и МРТ. Последние базируются на сравнительных преимуществах того или иного мирового производителя в издержках производства определенного вида продукции, которые приобрели наибольшую динамичность при ИР, благодаря чему происходит непрерывная смена стран производителей, имеющих сравнительные преимущества в производстве той или иной продукции.

Внимательно отнеситесь к пяти основным сдвигам в условиях международной специализации. Обратите, в частности, внимание на следующие тенденции.

1. Снижение роли традиционных факторов (природных ресурсов, географического положения, накопленного производственного опыта и сложившегося потенциала) при резком возрастании значимости новых факторов экономического роста - оптимальной социально-экономической стратегии, эффективного механизма хозяйствования, способности идти в ногу с НТП и создавать свои собственные сферы превосходства на магистральных направлениях международного экономического обмена.

2. Оптимизация масштабов рынков сбыта национальной продукции, которая связана с углублением процесса специализации в рамках МРТ (то есть далеко за национальными пределами). В основе современных критериев экономической эффективности лежит приближение предприятия по мощности, технической оснащенности и серийности к мировым стандартам оптимальности. Как результат, судьба ведущих отраслей промышленности многих развитых стран (особенно малых) находится в прямой зависимости от перспектив расширения внешних рынков, на которые направляется 75–90 % их продукции.

3. Развитие наряду с межотраслевым внутриотраслевого МРТ со специализацией не на конечной продукции, а на деталях, узлах, комплектующих изделиях, что находит выражение в ускоренном росте внешнеэкономических связей между индустриально развитыми странами, которые имеют сходные промышленные структуры.

4. Рост роли национальных научно-технических потенциалов и их особая значимость в формировании профиля отдельных стран (что подтверждается ростом расходов на НИОКР, которые удваиваются каждые 2–3 года и составляют у нынешних лидеров ИР 4–6 % ВВП). Однако, еще более важное значение в этой связи приобретает международная передача технологии - этот фактор, в частности, лежал в основе японского «экономического чуда».

5. Движение национальных хозяйств ко все большей открытости экономики при уменьшении препятствий для перемещения между странами основных факторов производства. Этот сдвиг реализуется в тенденции либерализма в МЭО, хотя протекционизм был, есть и останется важнейшей формой внешнеэкономической политики.

ОСНОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА ПО ТЕМЕ:

1. Алвин Тоффлер. Сдвиг мощи. - М., 1994. (пер. с англ.).

2. Цвылев Р. Информационная революция: что она сулит миру // Мировая экономика и международные экономические отношения. 1991. № 4.

3. Учебник по основам экономической теории / Рук. авт. колл. В.Д. Камаев. - М., изд. «Владос», 1996.

4. Рыночная экономика / Рук. авт. колл. Б.А. Райзберг. - М., 1995. Гл. 2 (2.6); 22.

5. Мельянцев В.А. Информационная революция, глобализация и парадоксы современного экономического роста в развитых и развивающихся странах. - М.: изд. «Гуманитарий», 2000.

6. Мельянцев В.А. Россия в системе экономических координат стран Востока и Запада (18 - начало 21 в.): мифы и реальность. — В сб. «Тезисы докладов научной конференции ИСАА при МГУ (апрель, 2003 г.) «Ломоносовские чтения 2002». - М., 2003. С. 16–29.

7. Игнаикая М.А. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа. - М., изд. УРСС, 2006. С. 5–70.

8. Устинов И. Международные экономические отношения России. - М., 2004.

9. Нухович Э.С., Смитиенко Б.М., Эскиндаров М.А. Мировая экономика на рубеже XX–XXI веков. - М., 2001.

Контрольные вопросы
для подготовки к семинару:

• Каковы основные признаки информационного общества? О чем они вам говорят?

• Дайте общую характеристику нового типа экономики эпохи информационной революции.

• В чем заключаются новые возможности «информационных полей»?

• Что такое третичный сектор производства? Какой его удельный вес в современной экономической структуре и почему?

• В чем, на ваш взгляд, заключается основные негативные следствия информационной революции?

• Каково воздействие информационной революции на мировое хозяйство в целом?

• В чем заключается основное глобальное противоречие эпохи информационной революции? Разрешимо ли оно, и если да, то как именно?

• Определите суть категорий быстрых и медленных экономик эпохи информационной революции.

• «Знание - сила», - Ф. Бэкон (Knowledge is Power). Докажите или опровергните.

• В чем заключается сущность теории сравнительных издержек производства и как она применяется в современную эпоху?

• Охарактеризуйте общую направленность сдвигов в условиях международной специализации в эпоху информационной революции. Что такое традиционные факторы международной специализации и какова их роль на сегодня и на перспективу?

•Что понимается по современным критериям под процессом оптимизации национальных народно-хозяйственных структур?

• Как вы понимаете межотраслевое и внутриотраслевое разделение труда? Какое из этих двух видов международного разделения труда лидирует в современную эпоху и почему?

• В чем конкретно проявляется рост роли научно-технических потенциалов в эпоху информационной революции?

• Что такое таможенный тариф? нетарифные ограничения? Что сегодня лидирует в международной практике протекционизма и почему? Определите современное соотношение протекционизма и либерализма в экономической политике и международной практике. Что вы думаете по поводу оптимальной будущей стратегии?

• Как вы трактуете процесс движения национальных хозяйств к максимальной открытости экономики?

Тема 2. Основные модели социально-экономического роста в современную. эпоху

1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных моделях роста.

2. Сравнительный анализ западных и восточных подходов к определению критериев оптимальности общественного развития.

3. Американская модель: исторические особенности, современные характеристики, проблемы и перспективы развития.

4. Социал-демократическая модель роста. Модель «шведского социализма»: настоящее и будущее.

5. Японское «экономическое чудо».

6. Стратегия развития КНР.

7. Экономический рост и Новые индустриальные государства:

• «третий мир» в мировом хозяйстве: общие закономерности, противоречия и перспективы;

•новые индустриальные государства: стратегии, реализация, проблемы, перспективы.

Основная литература по теме:

1. Динкевич А.И. Новая экономика: методология и модели. – М.: ГОУ ВПО «РЭА имени Г.В. Плеханова», 2010.

2. Игнацкая М.А. Новая экономика: опыт структурно-функционального анализа. – М.: КомКнига, 2006.

3. Кокшаров А., Сумленный С. Союз хорошей погоды // Кризис Евросоюза. - «Эксперт», 17–23 мая 2010, № 19 (704). С. 19–26.

4. «Эксперт». Спецвыпуск «Всемирная история модернизация». – 28 декабря – 10 января 2010, № 1 (687).

5. «Эксперт». Лучшие материалы: Модернизация. - № 8, 2010.

Примерный перечень вопросов
к экзамену

1. Информационная революция, ее сущность и основные характеристики.

2. Категории «быстрых» и «медленных» экономик, их взаимодействие и противоречия.

3. Общая характеристика сдвигов в условиях международной специализации в современную эпоху.

4. Транснациональный предпринимательский капитал, масштабы и условия функционирования.

5. Современные характеристики ТНК и прогнозы будущей деятельности.

6. Сущность и формы проявления интеграции в современном мире.

7. Западноевропейская модель интеграции - основные тенденции, противоречия, перспективы.

8. Структурные сдвиги во всемирном хозяйстве: новые и традиционные отрасли и процесс их взаимоприспособления.

9. Возникновение, становление и основные этапы развития мировой валютно-финансовой системы.

10. Общая характеристика Бреттон-вудской валютно-финансовой системы.

11. Общая характеристика Ямайской (Кингстонской) валютно-финансовой системы.

12. Общая характеристика Европейской валютной системы.

13. Сфера международного кредита и тенденции в движении ссудных капиталов.

14. Международный кризис задолженности и проблемы его урегулирования.

15. Американская модель общественного устройства и ее особенности.

16. Модель шведского социализма.

17. Японская модель социально-экономического роста.

18. «Третий мир» в мировом хозяйстве: общие закономерности, тенденции, перспективы.

19. Новые индустриальные страны: особенности стратегий роста, проблемы, перспективы.

20. Условия функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.

21. Предпосылки для формирования рыночной экономики в переходный период.

22. Отношения собственности в условиях эволюции рыночного механизма.

23. Акционерная форма собственности и ее роль в обеспечении эволюции рыночной системы.

24. Сущность и основные принципы маркетинга.

25. Этапы эволюции маркетинговой стратегии.

26. Сущность стратегического планирования и его процесс.

27. Разработка маркетинговой стратегии.

28. Стратегия продукта.

29. Концепция жизненного цикла продукта и ее использование в маркетинге.

30. Стратегия цены.

31. Стратегии сегментирования рынка.

32. Поведение покупателей и факторы, влияющие на него.

33. Стратегия продвижения.

34. Разработка стратегии рекламы.

35. Стратегия товародвижения и сбыта.

36. Особенности международного маркетинга и разработка стратегии.

37. Сущность, основные задачи и понятия теории управления.

38. Современное и традиционное понимание управления. Сущность партнерского подхода.

39. Поведение в организациях.

40. Процесс адаптации организации к окружающей среде.

41. Сравнительный анализ принципов западного, японского и китайского менеджмента.

42. Процесс формирования орг. структуры.

43. Процесс формирования штатов организации.

44. Концепции руководства организацией и персоналом (западный подход).

45. Японская модель теории управления и ее особенности.

46. Восточный стиль управления (Менеджмент по-китайски).

Тематика творческих работ
по курсу «Экономика»

1. Долгосрочные тенденции мирового хозяйственного развития. Формы реализации противоречия информационной экономики.

2. Анализ основных направлений сдвигов в условиях международной специализации.

3. Интеграция как форма реализации движения к «открытой экономике».

4. Процесс взаимоадаптации новых и традиционных отраслей хозяйства.

5. Развитие сферы международного кредита и основные тенденции рынка ссудных капиталов.

6. Основные модели социально-экономического роста - поиск оптимальности.

7. Принципы маркетинга в деятельности фирмы (предприятия).

8. Особенности подхода западной школы менеджмента к управлению организацией и персоналом.

9. Анализ факторов высокой эффективности японского варианта теории управления.

10. Китайский менеджмент - сущность, формы реализации, перспективы.

11. Информационная революция, ее сущность и основные характеристики.

12. Категории «быстрых» и «медленных» экономик, их взаимодействие и противоречия.

13. Общая характеристика сдвигов в условиях международной специализации в современную эпоху.

14. Транснациональный предпринимательский капитал, масштабы и условия функционирования.

15. Современные характеристики ТНК и прогнозы будущей деятельности.

16. Сущность и формы проявления интеграции в современном мире.

17. Западно-европейская модель интеграции - основные тенденции, противоречия, перспективы.

18. Структурные сдвиги во всемирном хозяйстве: новые и традиционные отрасли и процесс их взаимоприспособления.

19. Возникновение, становление и основные этапы развития мировой валютно-финансовой системы.

20. Общая характеристика Бреттон-вудской валютно-финансовой системы.

21. Общая характеристика Ямайской (Кингстонской) валютно-финансовой системы.

22. Общая характеристика Европейской валютной системы.

23. Сфера международного кредита и тенденции в движении ссудных капиталов.

24. Международный кризис задолженности и проблемы его урегулирования.

25. Американская модель общественного устройства и ее особенности.

26. Модель шведского социализма.

27. Японская модель социально-экономического роста.

28. «Третий мир» в мировом хозяйстве: общие закономерности, тенденции, перспективы.

29. Новые индустриальные страны: особенности стратегий роста, проблемы, перспективы.

30. Условия функционирования социально-ориентированной рыночной экономики.

31. Предпосылки для формирования рыночной экономики в переходный период.

32. Отношения собственности в условиях эволюции рыночного механизма.

33. Акционерная форма собственности и ее роль в обеспечении эволюции рыночной системы.

34. Сущность и основные принципы маркетинга.

35. Этапы эволюции маркетинговой стратегии.

36. Сущность стратегического плакирования и его процесс.

37. Разработка маркетинговой стратегии.

38. Стратегия продукта.

329. Концепция жизненного цикла продукта и ее использование в маркетинге.

40. Стратегия цены.

41. Стратегии сегментирования рынка. /

42. Поведение покупателей и факторы, влияющие на него.

43. Стратегия продвижения.

44. Разработка стратегии рекламы.

45. Стратегия товародвижения и сбыта.

46. Особенности международного маркетинга и разработка стратегии.

47. Сущность, основные задачи и понятия теории управления.

48. Современное и традиционное понимание управления. Сущность партнерского подхода.

49. Поведение в организациях.

50. Процесс адаптации организации к окружающей среде.

51. Сравнительный анализ принципов западного, японского и китайского менеджмента.

52. Процесс формирования орг. структуры.

53. Процесс формирования штатов организации.

54. Концепции руководства организацией и персоналом (западный подход).

55. Японская модель теории управления и ее особенности.

56. Восточный стиль управления (Менеджмент по-китайски).

 


Учебно-методическое пособие
по курсу «Экономика»

КРАТКИЙ ПРОБЛЕМНО-ПРЕДМЕТНЫЙ ОБЗОР КУРСА С КОНТРОЛЬНЫМИ ВОПРОСАМИ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 913; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.159.196 (0.016 с.)