Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
I.II.3. Социал-демократическая модель общественных отношений.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
"Шведский социализм"
Механизм модели "шведского социализма" подчинен решению социальных проблем, а главным критерием эффективности выступают социальные результаты (в отличие, например, от японской модели, символ которой - максимально высокие темпы экономического роста). Главным в "шведском социализме" признается обеспечение равенства и защищенности граждан, а также распределение растущей доли продукции национального хозяйства в соответствии с потребностями людей при устранении массовой бедности и безработицы. Модель "шведского социализма" характеризуется следующими основными чертами: · особая развитость всеобщей системы защищенности граждан; · минимальная острота бедности и безработицы; · наименьшая дифференциация личных доходов; · высокий уровень развития производственной демократии; · приверженность населения идеалам социальной справедливости. Социальная политика обеспечивает общедоступность государственных социальных программ через систему перераспределения, то есть потребитель получает часть благ и услуг, минуя рынок. Это объясняет, почему социальные расходы государства здесь превышают 1/3 ВВП. Таким образом, сильная социальная политика, нацеленная прежде всего на соблюдение интересов малообеспеченных групп населения, - важнейшая отличительная черта шведской модели. Другим ее элементом является политика полной занятости, то есть поддержание безработицы на уровне, не превышающем 2% экономически активного населения. Решение проблем занятости рассматривается как первая линяя борьбы за обеспечение человека доходом, а социальные пособия и пассивная помощь государства - как вторая линия. Акцент делается на стимулировании экономической активности человека через создание для этого всех условий. В результате удалось добиться равномерности распределения конечных личных доходов, то есть реализовать важнейшую цель, поставленную шведскими социал-демократами: в 1980-е гг. 1/5 шведских и американских семей с низкими доходами получали, соответственно, 12% и 4,6% всех доходов, а 1/5 семей с высшими доходами - соответственно, 37,5% в Швеции и 43,7% в США. Значит, с проблемой бедности Швеция справлялась лучше, чем США - к категории бедных, то есть к семьям с доходами ниже среднего уровня, с конца 1970-х гг. в Швеции относились 5% всех семей, а в США - 17%. Эта статистика подтверждает еще одну характеристику "шведского социализма" - относительную решенность проблемы бедности. По мере преодоления безработицы и бедности государство концентрировало усилия своей политики на улучшении положения трудящихся и повышении их статуса на производстве. Решающую роль здесь играли профсоюзы, реализующие элементы производственной демократии и обладающие правами на: · получение производственной, финансовой, коммерческой и прочей информации; · контроль за технологическими нововведениями; · разработку альтернативных производственных проектов за счет предприятия; · вхождение в состав правления корпорации и - другими правами. Реализация основных положений модели "шведского социализма" напрямую связана со спецификой национального развития и, в частности, с исторически сложившейся организационной и идейной сплоченностью рабочего и профсоюзного движения, их консолидацией на базе солидарности за социальную справедливость. То есть в отличие от узкогрупповой индивидуалистической морали в Швеции рабочему классу исторически было свойственно чувство солидарности и коллективизма. Объективная возможность социального макроконсенсуса обеспечивалась демократическими традициями нации и ее высокой политической культурой. Институты демократии в Швеции существуют как нигде с давних времен: в 1634 г. была принята конституция, в 1766 г. - закон о свободе печати, в 1842 г. - закон о всеобщем образовании. Институты социального макроконсенсуса представлены: · соглашением 1938 г. о мирном урегулировании трудовых конфликтов; · национальным управлением рынком рабочей силы; · национальным управлением по вопросам образования и т.д. Таким образом, правомерно говорить о макроконсенсусе как характерной черте модели "шведского социализма". Теоретической основой модели выступает доктрина функциональной социализации капиталистической собственности или - функционального социализма, у истоков которой стояли шведские социал-демократы О.Унден, Н.Карлебю, Г.Меллер, Э.Вигфорсс. Смысл ее заключается в постепенном ограничении прав владельцев собственности в пользу общества в целом, а также в обобществлении результатов ее использования средствами законодательства, экономической и социальной политики государства (особенно налоговой), коллективно-договорного регулирования. Главный тезис доктрины - множественность и делимость функций собственности на владение, распоряжение, пользование, распределение, и неправомерность сведения отношений собственности только к владению. Решающим признается право на распоряжение собственностью. Многие аспекты отношений собственности были поставлены социал-демократами под государственный контроль, то есть функционально социализированы (например, распределение доходов и прибылей, использование рабочей силы, инвестирование капиталов). Рычагом социализации служит государственный бюджет. По доле аккумулируемой через налоги в нем стоимости ВВП Швеция устойчиво удерживала первое место среди всех стран с развитой экономикой, занимая также первое место и по относительной величине совокупных государственных расходов (65-70% ВВП против 38% в США и 47-54% в ФРГ, Франции, Великобритании). Таким образом, шведская модель целенаправленно стимулировала расширение масштабов перераспределения ВВП при постоянном росте расходов государственного бюджета на социальные нужды. К 1980-м гг. произошла функциональная перегрузка государства и во весь рост встала проблема сокращения государственных расходов. При всем желании доктрины функциональной социализации сохранить предпринимательскую инициативу и конкуренцию, она имела объективные ограничители, выход за которые вызвал серьезные негативные экономические последствия, а именно: · госсектор достиг своего максимума; · налогообложение прибылей и личных доходов, за счет которых функционировало государство, поднялось до уровня, дестимулирующего предпринимательскую деятельность. В итоге начался рост теневой экономики, практика уклонения от налогов, миграция за рубеж капиталов и "утечка мозгов". Для борьбы с этими негативными явлениями социал-демократы перенесли акцент на необходимость обеспечить рост эффективности госсектора путем: · рационализации социальных программ; · строгого расходования бюджетных средств; · исключения практики злоупотреблений социальными гарантиями и льготами. Прежний курс социал-демократов на рост бюджетных инъекций в общественный сектор исчерпал себя. Встал вопрос о децентрализации и дебюрократизации власти (особенно управления социальной сферой) через передачу функций и ресурсов местным органам власти. Эти новые наметки социально-экономической политики шведских социал-демократов натолкнулись на ряд препятствий, среди которых надо отметить следующие: · сверхполная занятость; · рост цен (больший, чем в других развитых странах); · снижение темпов экономического роста, а вместе с этим и сужение возможностей перераспределительных систем; · политика профсоюзов в области зарплаты достигла своих объективных пределов из-за приближения к минимальному уровню разрывов в отраслевом, профессиональном и половозрастном уровнях оплаты труда; · общая политика социального выравнивания практически выполнила свои функции. Тогда появились новые ориентиры реформирования модели "шведского социализма". Социал-демократы разработали проект фондов трудящихся, суть которого заключалась в проведении прямой социализации средств производства путем постепенного перевода под общественный (профсоюзный) контроль акционерного капитала корпораций. В 1983 г. был принят закон об ограниченном переводе акций компаний в фонды трудящихся, которые финансировались за счет специального налога на прибыли корпораций и из дополнительных отчислений с их фонда зарплаты, а собранные средства вкладывались в акции и другие ценные бумаги. Таким образом, фонды превращались в держателей акций и обретали права компаний, а большинство мест в правлении фондов было у представителей профсоюзов. Их финансирование было закончено к 1990 г. Этот этап развития модели "шведского социализма" получил название фондового социализма, когда через фонды (например, пенсионный, страховой, фонд обновления, фонд улучшения условий труда и др.) правительство пыталось решить социальные и экономические проблемы дальнейшего роста. Вполне очевидно, что развитие фондового социализма не могло не встретить растущего противодействия со стороны крупного бизнеса. Однако, процесс ослабления социального макроконсенсуса начался еще раньше, когда в конце 1970-х гг. социал-демократы и союз работодателей не смогли прийти к соглашению о коллективно-договорном расширении производственной демократии, и профсоюзы стали добиваться законодательного решения проблем, используя правящую партию социал-демократов. Удар по социальному макроконсенсусу нанес и крупнейший после войны трудовой конфликт 1980 г., который продемонстрировал силу профсоюзов и их солидарность (тогда у власти находилось правительство партии крупного бизнеса). После конфликта предпринимательские круги вынесли мнение, что централизованная система коллективно-договорного регулирования уже не обеспечивает баланса интересов всех заинтересованных сторон, поэтому необходим переход к отраслевому ее уровню. То есть крупный бизнес стал стремиться к большей дифференциации и гибкости в оплате труда, его условий, а также к дезинтеграции централизованной структуры отношений с профсоюзами. Объективными причинами кризиса шведской модели стали процессы, общие для многих стран с развитой экономикой. Речь идет об условиях функционирования и требованиях информационного общества, переход к которому сопровождается деконцентрацией производства и дифференциацией заказов на продукцию при их индивидуализации, а также - усложнением структуры рабочей силы. К "эрозии" устоявшейся системы сверху добавились аналогичные процессы снизу - на уровне фирмы. Суть их была выражена в так называемой новой стратегии предпринимателя. Речь идет об обеспечении широкого участия трудящихся в прибылях и акциях (а ведь еще в 1970-е гг. модель "шведского социализма" не знала ничего подобного!), а также о введении инноваций в виде персональных конвертиблей. Смысл этого нововведения был в том, что работник предоставлял своему предприятию заем, а по истечении заранее оговоренного срока взамен он получал на льготных условиях акции, становясь совладельцем. Этот во многом чисто шведский феномен получил быстрое развитие, и теперь подписку на конвертибли практикуют более 1/2 всех компаний, зарегистрированных на фондовой бирже. Все это вместе взятое в соединении с дифференциацией системы оплаты труда и с ростом переменной доли трудового дохода вело к снижению основной части зарплаты, определяемой коллективным договором, при увеличении переменной. Не могла не измениться и социальная психология работника - усилилась его ориентация на интересы своей фирмы и стала ослабевать потребность в профсоюзе. Возникшая новая точка опоры для работника стала создавать условия для социального консенсуса в рамках предприятия /компании, то есть на смену макроподходу пришел микроуровень реализации политики. Кризис профсоюзов многими специалистами расценивается как кризис модели "шведского социализма". Угрожает ей также и внешний фактор в лице растущей интернационализации, приводящей ко все большей интегрированности экономики Швеции во всемирное хозяйство. Снятие ограничений на вывоз капиталов, определение учетных ставок по международным стандартам привели ко вхождению ведущих шведских компаний в ТНК, что затрудняет сохранение специфики "шведского социализма" и, прежде всего, регулирование занятости. Сюда добавляется и кризис во внутриполитической сфере - на очередных выборах 1991-го г. социал-демократы потерпели, по собственному определению, сокрушительное поражение, а к власти пришло правительство партии крупного бизнеса. Именно оно углубило ход реформирования шведской модели, включив в него следующие направления социально-экономической политики: · дальнейшее снижение налогов и, в первую очередь, на корпоративную прибыль; · сокращение размеров госсектора экономики; · перевод оплаты больничных листов работников в ведение компании; · повышение пенсионного возраста; · сокращение пособий по безработице; · разрешение частных агентств по занятости (бирж труда). Опубликованный в Швеции еще в 1990-м г. доклад группы независимых экспертов, состоявшей из известных ученых, предупреждал, что "шведский социализм" достиг максимальной точки своего развития, а это означает окончание прежнего этапа, связанного с ростом общественного сектора производства, централизованными соглашениями между предпринимателями и профсоюзами, а также с высочайшими социальными достижениями. Новый этап авторы доклада связывали с процессами индивидуализации и интернационализации, то есть с поворотом к более открытой рыночной экономике и с усилением конкуренции на базе наступления частной собственности. Эти подходы были взяты на вооружение партией крупного бизнеса после победы на выборах 1991-го г. Основой политики стало сокращение доли госсектора экономики через приватизацию - была принята известная формула М.Тэтчер: "Мы не распродаем семейное серебро, а просто отдаем его тем, кому оно принадлежит". Полученные от приватизации средства шли в развитие инфраструктуры и обслуживание государственного долга. Тогдашний глава департамента экономики Пер Вестерберг, фундаменталист рынка, придерживался мнения, что надо распределять акции бывших госпредприятий как можно шире и одновременно находить для бывших государственных компаний очень сильных владельцев. В акционеры приватизированных предприятий правительство приглашало вместе с частным бизнесом и общественные фонды (включая самый крупный - пенсионный), и иностранный бизнес без ограничения пакета акций. Однако, новый курс сразу столкнулся со значительными препятствиями. Важнейшие из них лежали в плоскости массового недовольства подобным наступлением на права трудящихся. Начала расти безработица, составившая в 1996 г. 3,2% экономически активного населения. Сильно подорожало медицинское обслуживание. Постоянно поднималась плата за жилье. К массовому выражению социального недовольства добавилось и сопротивление части бизнеса - представителей тех фирм, которые обладали недостаточными возможностями для конкуренции по международным стандартам качества с ТНК в своих отраслях. Такие социальные и экономические факторы объясняют, почему уже через четыре года на следующих выборах шведы в массе своей снова проголосовали за правительство социал-демократов. Учитывая, что последние сами сознавали еще в 1980-е гг. необходимость корректировки модели "шведского социализма" и проводили, пусть и ограниченно, приватизацию предприятий, а также разрабатывали планы приватизации сферы социальных услуг и страхования, можно согласиться с прогнозом уважаемого английского журнала "Экономист", в котором будущее развитие шведской модели определяется как синтез социал-демократических и неоконсервативных подходов и ценностей.
I.II.4. Японское "экономическое чудо" - слагаемые стратегии успеха.
Японская модель социально-экономического роста и прогресса, изначально ориентированная на достижение максимальных темпов экономического роста при их глубоком насыщении на основе перманентной структурной перестройки, привлекает внимание специалистов всего мира с точки зрения необычайной скорости продвижения этой страны в число лидирующих супердержав. Япония сегодня прочно удерживает второе после США место по абсолютным размерам ВВП. Она уверенно лидирует по темпам экономического роста - так, в период 1987-91 гг. среднегодовой темп стран ОЭСР составлял 2,9%, а Японии - 4,9%. К тому же Япония превратилась в центр научно-технического прогресса мирового ранга, она является крупнейшим в мире кредитором, обладающим колоссальными золотовалютными резервами (в 1997 г. - 222 млрд. долл.). Глубинной основой японского феномена послужил НТП и реализация в стране программы информационного общества, воплощающая интенсивную модель экономического роста на основе не прекращающейся структурной реконструкции. Последняя образует новый этап модернизации социально-экономического механизма в Японии, базирующийся на современной ресурсосберегающей, науко- и информоемкой модели расширенного воспроизводства. Основными слагаемыми стратегии успеха японского "экономического чуда" или иными словами - главными факторами ускоренного социально-экономического роста выступают, по меньшей мере, следующие семь основных условий: 1) первостепенное внимание развитию науки и техники, в том числе на уровне государственной политики, а также ко всей сфере НИОКР; 2) устойчиво высокая норма накопления капитала как показатель интенсивности процесса накопления, а также прогрессивные сдвиги в системе инвестиций; 3) наличие квалифицированной, дисциплинированной и трудолюбивой рабочей силы; 4) высокий уровень и эффективные формы организации и управления экономикой, профессионализм и компетентность высшего руководящего персонала; 5) эффективные формы государственного регулирования воспроизводственного процесса, умелое сочетание административных и рыночных методов; 6) твердый курс на стабильное денежное обращение и цены, ставка на обеспечение безинфляционности экономического роста; 7) активное участие в системе МРТ. Все семь перечисленных факторов действуют в единой системе, то есть соблюдая принцип комплексности, чем и достигается оптимальный социально-экономический результат. Первостепенное внимание развитию сферы НИОКР реализуется в растущей доле ассигнований на них в национальном доходе - по этому показателю - Япония уже опережает даже США (3,51% против 3,26% в 1990 г.), уступая по абсолютным размерам. Планируется более активное участие государства в этой сфере, а именно увеличение примерно вдвое удельного веса государственных расходов на эти цели. Приоритетность сферы науки и образования сказывается в том, что ныне за их счет обеспечивается 2/3 прироста ВВП Японии. Важна и такая тенденция государственной политики, как стимулирование роста числа национальных исследователей - по этому показателю Япония обошла США с 1987/88 гг. -3,4 чел. на каждую тысячу в Японии против 3,3 чел. в США. Осознание значимости сферы НИОКР и ее приоритетность прямо отражается на уровне средней зарплаты - в сфере НИОКР она в 2,6-3 раза выше, чем в среднем по всей экономике. Результатом подобного подхода на общенациональном уровне стало быстрое изменение соотношения между собственными разработками, внедряющимися в производство, и импортом иностранной техники и технологии: уже с 1930-х гг. 80% всех технологических новинок представлено национальными разработками. В правительственной программе развития НИОКР намечены меры, направленные на расширение финансирования фундаментальных исследований - расходы на них Управление науки и техники хочет довести до 1% ВВП. Аналогичные меры намечены в целях развития социальных /общественных наук, на которые пока приходится более 10% всех ассигнований на НИОКР. Отставание по фундаментальным исследованиям Япония старается компенсировать за счет участия в международном научном сотрудничестве. К числу наиболее благоприятных факторов экономического роста в Японии относится наивысшая среди стран с развитой экономикой норма накопления капитала, колебавшаяся в 1970-90-х гг. от 38,7% до 31,6% (для сравнения во всех других развитых странах - 17-19%). В значительной степени этому способствует сохраняющийся низкий уровень военных расходов (менее 1% ВВП) и относительно высокий уровень личных сбережений. К структурным особенностям накопления относится рост доли амортизационных отчислений в связи с общим увеличением размеров основного капитала и тенденцией к сокращению средних сроков амортизации. Структурные сдвиги в инвестициях реализуют на практике тесную связь между ними и научно-техническим прогрессом, обеспечивая развитие новых отраслей и производств, рост технологического уровня, минимизацию затрат и должный уровень рентабельности. Поэтому в структуре инвестиций растет доля вложений в трудосберегающие технологии, развитие информационных систем, а также в экологические объекты. В условиях роста роли человеческого фактора, знаний, опыта, квалификации персонала, а также социально-психологического климата в трудовых коллективах и отношения к труду работника Япония при объективной тенденции сокращения прироста рабочей силы усиленно стимулирует дальнейший технологический прогресс и рост производительности труда. Стоимость рабочей силы здесь продолжает расти на основе повышения ее качества, возвышения потребностей и интенсификации производственных процессов. В результате реальная зарплата увеличилась за 1970-88 гг. в 1,7 раза. Для рабочей силы характерен высокий уровень квалификации - Япония занимает ведущее место в мире по числу лиц, оканчивающих полную среднюю школу (95%), при этом в вузы поступает 34% выпускников. Некоторые специалисты считают, что доля лиц с высшим образованием в рабочей силе Японии слишком высока, и называют ее страной с "переобученным" населением. В процессе обеспечения ускоренного экономического роста важно учитывать черты национального характера японцев - дисциплинированность, трудолюбие, исполнительность, коллективистский менталитет, а также высокую восприимчивость персонала к навыкам работы с новейшей информационной техникой. По уровню расходов государства на цели социальной защиты Япония значительно уступает другим странам с развитой экономикой - 9-11% ВВП против 34% в Швеции, 20-25% в странах Западной Европы и 18% в США. Однако, такой подход только внешне может показаться не ориентированным на социальные нужды. Уникальность его состоит в том, что реализация социальных функций здесь передана государством на локальный уровень - уровень фирм, гарантирующих пожизненный наем, систему премиальных /бонусов и многое другое. Неслучайно в Японии уже 3/4 работников не состоят в профсоюзах, поскольку функции гаранта социальных интересов берет на себя корпорация. По социологическим опросам, уже 90% японцев сами относят себя к среднему классу. Рабочее время персонала в Японии также, как и в других развитых странах, продолжает снижаться, однако, много медленнее и все еще остается самым большим среди стран ОЭСР. Эффективность трех основных производственных факторов - НТП, капитала и труда обеспечивается конкретными условиями их функционирования, в частности, системой экономической организации и управления. Ее особенности связаны с отношениями пожизненного найма, системой консультаций между управляющим персоналом и всеми другими занятыми. Ее еще называют системой управления на основе сотрудничества, и она распространяется более, чем на 80% всех фирм. На этой основе формируется и развивается модель экономического самоуправления без традиционного для Запада соединения ее с индивидуальной акционерной собственностью. Японская система менеджмента во многом уникальна и высокопродуктивна (подробно вопросы, связанные с нею, будут рассмотрены в части II.II.З). Как свидетельствует позитивный опыт, накопленный Японией, чем острее экономическая ситуация, тем выше роль прямых административных методов государственного регулирования, и наоборот, чем она стабильнее, тем выше роль рыночных механизмов и косвенных регуляторов экономического роста (налогов, кредита, цен и т.д.). В дополнение в этому в Японии активно используется государственное планирование и программирование экономики на макроуровне. В соответствии с этим подходом, в 1956-1990 гг. были реализованы 10 среднесрочных и долгосрочных государственных экономических планов. Даже в современной Японии госрегулирование охватывает свыше 10 тысяч позиций и распространяется на всю экономику. Характерно, что в период самых высоких темпов экономического роста в Японии (в среднем 10,2% в год в 1960-е гг.) в стране функционировала система жесткого государственного регулирования, а ее относительное ослабление (дерегулирование) в 1980-е гг. происходило в условиях высокой социально-экономической стабильности и работало на усиление конкуренции и переход к новому уровню информационной экономики. Еще одним важным фактором японского "экономического чуда" был изначально принятый твердый курс на стабильное денежное обращение и цены, ставка на обеспечение безинфляционности экономического роста. Хотя полностью выдержать этот курс в силу разных причин не удается (например, в 1973-80 гг. - в период роста цен из-за нефтяного кризиса), однако именно в 1980-е гг. положение было стабилизировано, а оптовые цены даже снижались. Что касается реальной зарплаты, то она неуклонно росла. Динамика цен в Японии является результатом постоянного роста производительности труда и снижения на этой основе издержек производства (включая сокращение материалоемкости), а также - цен на сырье и другие импортные товары (особенно - цен на нефть с середины 1980-х гг.). Кроме того, японский подход показал всему миру, сколь важное значение имеет низкий уровень военных ассигнований и общая сбалансированность бюджетной системы. Стратегия мощного экономического прогресса Японии была бы неполной без активного участия страны в системе МРТ. Постоянное наращивание экспорта (доля машиностроения, например, достигла в нем 76%) и растущая конкурентоспособность японских товаров на внешних рынках привели к формированию активного сальдо платежного баланса, в результате чего стали расти инвалютные поступления и расширяться экспорт капитала. С 1989 г. Япония заняла первое место в мире как крупнейший кредитор, инвалютные резервы которого росли астрономическими темпами (68 млрд. долл. в 1992 г. и 222 млрд. долл. в 1997 г.). Укрепление валютного положения сопровождалось расширением участия иены в международных расчетах. Достигнув к началу 1990-х гг. беспрецедентных величин, роль экспорта как фактора экономического роста после многих лет своего повышения стала снижаться, поскольку дальнейший ее рост стал невозможен в условиях ограниченной платежеспособности партнеров Японии. Сказался и такой фактор, как значительное повышение курса иены (с 222 иен за 1 долл. в 1985/86 гг. до 90 иен в начале 1990-х гг.), что вызвало состояние торговой войны с США и другими странами Запада. В результате курс иены в дальнейшем несколько снизился и в 1997 г. составлял 110-118 иен за 1 долл. Сильная иена временно понизила конкурентоспособность продукции ряда экспортных отраслей, однако в то же самое время она мощно стимулировала форсированную реконструкцию всей экономики на новейшей технологической основе. В этих условиях был провозглашен переход к новой модели роста, ориентированной на внутренний рынок и на своего национального потребителя.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 296; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.131.38.208 (0.018 с.) |