I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

I.II.1. Категория оптимальности общественного развития и формы ее реализации в современных общественных моделях.



 

Основные идеи и направления эволюции моделей развития современного мира дадут вам наиболее полное и адекватное представление оглавных закономерностях, тенденциях и перспективах развития обществ с социально-ориентированной рыночной экономикой (в том числе и особенно с учетом требований эпохи ИР).

Практической целью, которую следует реализовать в ходе изучения моделей социально-экономического роста и прогресса, является поиск оптимального пути развития рыночной экономики в условиях информационной революции.

Оптимальная модель стала продуктом длительной эволюции в XX веке. Она реализует себя в системе регулируемой рыночной социально-ориентированной экономики. Основными направлениями развития или составными частями формирования этой модели стали:

· структурные сдвиги в функционирующем капитале акционерных компаний, фирм, корпораций, сопровождавшиеся дальнейшим размежеванием капитала-собственности и капитала-функиии, а также изменениями в них самих;

· развитие системы экономического регулирования и вызревание в ее рамках оптимальной формы соединения рыночных регуляторов с плановой формой ведения предпринимательства;

· процессы социализации системы экономического управления и отношений собственности.

Все эти три компоненты образуют единую, взаимосвязанную систему, хотя каждому направлению развития и присуща определенная автономность.

Структурные сдвиги в функционирующем акционерном капитале, как основной форме предпринимательства, сопровождаются ростом удельного веса заемных средств и отражают изменения в соотношении производительного, торгового и банковского капиталов в сторону повышения роли последнего и укрепления его лидирующего положения. Усложнение системы экономической организации и управления сопровождалось их дальнейшей децентрализацией, размежеванием функций между высшими и низшими звеньями управленческой цепи и формированием новых жестких требований к управленческому персоналу на всех уровнях.

Система экономического управления и регулирования в современном виде складывается из трех основных элементов:

· планового ведения хозяйства на локальном уровне (то есть на уровне предприятий, компаний и т.п.);

· регулирования в масштабах отрасли или экономического комплекса на уровне концернов, финансово-промышленных групп, различных объединений и ассоциаций;

· государственного экономического регулирования, призванного обеспечить в масштабах всей экономики максимально возможную пропорциональность, непрерывность и синхронность производства, то есть решить те задачи регулирования, которые структуры среднего уровня реализовать не могут.

В рамках этих регулирующих структур функционирует рынок и рыночные механизмы, которые связывают локальные структуры между собой через систему товарно-денежных отношений. Регулирование всего комплекса рыночных связей способствует минимальному проявлению их негативных сторон, сохраняя и стимулируя в то же самое время их преимущества - режим конкуренции, противодействие монополизации, утилизацию достижений НТП в производстве и т.п.

Сдвиги в системе менеджмента и экономического регулирования непосредственно связаны с новой ролью человеческого фактора в условиях НТР и особенно ИР. Значение модели экономической демократии или, как ее еще называют, экономики участия состоит в снятии основного противоречия, порожденного прежним отчуждением работника от систем управления и отношений распределения, в его включении в данные системы и в формировании на этой базе современной высшей ступени трудовой мотивации как безальтернативного фактора общей социально-экономической эффективности. Экономическая демократия проложила путь к формированию основ экономического самоуправления. Эти сдвиги в организационных структурах сопровождаются прогрессивными изменениями в отношениях распределения, происходящими при активной государственной политике в области доходов.

Охарактеризованные тенденции проявляются на национальных уровнях в многовариантной форме, воплощая национальную специфику и общую неравномерность развития. Этим можно объяснить различия в степени участия государства в процессе воспроизводства, в условиях и методах его регулирования, в конкретных формах и степени реализации модели экономической демократии, в структурных параметрах и особенностях функционирующего капитала, в области социальной политики и во многом другом.

На практике такой поиск оптимальности, с разными вариантами которого вы познакомитесь, естественно, до сих пор далек от совершенства, однако, вместе с тем, он дает четкие представления о том, какие именно объективные закономерности лежат в основе социально - экономического прогресса вне зависимости от конкретно-национальной специфики. Особое внимание в этой связи рекомендуется уделить современным стратегиям НИС, которые демонстрируют быструю и эффективную интеграцию в структуру современного всемирного хозяйства и МРТ.

Анализируя категорию оптимальности, примените критерии, предложенные американским философом Э.Фроммом, который писал о том, что со временем на смену всяческим "капитализмам" и "социализмам" придет единое общество, которое вберет в себя все достоинства этих систем и избавится от их недостатков. Э.Фромм назвал его обществом РГЭ - обществом разума, гуманизма и экологии. По существу те же высшие, критерии были заданы и нашим великим соотечественником В.И. Вернадским, который говорил о наступлении эпохи ноосферы - единой культурно-природной общепланетарной системы, которая и будет представлять собой среду обитания человечества.

Конкретизация указанных высших критериев оптимальности лежит в плоскости реальных итогов социального развития и прогресса того или иного общества, о котором судят по достигнутому уровню его социализации, то есть по степени и по качеству удовлетворения непосредственных потребностей человека, а также по укреплению гуманных начал во всех сферах жизни.

Таким образом, категорию оптимальности предлагается трактовать на основе общей социально-экономической эффективности роста, в обеспечении которого наиболее существенной становится социальная отдача и экологическая составляющая. Оптимальными могут считаться такие модели общественного устройства, которые прошли проверку временем и исторической практикой, доказав свою социальную, экологическую и экономическую эффективность. Как правило, именно о них в повседневной жизни люди вспоминают чаще всего, когда речь идет о достигнутом высоком качестве жизни и прогрессивных путях развития общества в целом (например, знаменитый американский стандарт и воплощение "американской мечты").

Вместе с тем, существенно отметить, что знание опыта подобных моделей еще не гарантирует автоматически их эффективности в условиях иных обществ. Опасность здесь кроется в чисто механическом перенесении на чужую почву в конкретно-исторические реалии других стран и народов того, что составляет национальную специфику. Однако, даже в этом случае остаются общие закономерности, черты, характеристики и параметры развития, без которых путь к цивилизованному обществу и социально-ориентированному рынку реализован быть просто не может. Именно на них и рекомендуется сосредоточить свое внимание, в первую очередь.

Для практической реализации категории оптимальности развития требуется постоянное, взятое в динамике соотнесение совокупных затрат общества в целом (а не только его финансовых вложений) с достигаемыми результатами - социальными, экологическими и экономическими, а также - со сроками такой реализации. Задача оптимизации социально-экономического роста подразумевает сведение к минимуму совокупных общественных затрат при максимизации результатов, среди которых вперед выходит социальная и экологическая отдача, причем за исторически кратчайшие сроки.

В современном мире существуют многообразные пути реализации поставленной цели, что можно проследить через выделение наиболее существенных характеристик предлагаемых к изучению моделей. В общем виде здесь выделяются два основных направления как исторически сложившиеся тенденции развития:

· первое выдвигает на передний план права и свободы индивидуального человека;

· второе - человека коллективного, то есть взятого в контексте семьи, общины, клана, нации, государства, страны как основополагающих категорий; здесь речь идет об основном подходе социал-демократической традиции, которая придерживается той исходной предпосылки, что не только сами граждане, но и общество в целом должно позаботиться о нуждах своих членов.

Приведем далее некоторые из принципиальных сущностных характеристик рассматриваемых в части I.II. программы моделей.

Американская модель:

· ставка на Личность и ее деловые качества;

· всемерное поощрение предпринимательства посредством государственной экономической и социальной политики; правовое государство;

· государственные социальные программы - расходы государства на социальные нужды общества составляют более 18% ВВП;

· максимальное развитие демократии, в основе которой лежат права личности, и ее институтов (что одновременно является и проблемой данной модели).

 

"Шведский социализм":

· основной упор на реализацию принципов социальной справедливости, которая трактуется как равномерность в распределении доходов и полная занятость;

· мощные социальные программы - государственные расходы на социальные нужды составляли 34% ВВП;

· демократизация общества посредством роста роли профсоюзов;

· основные проблемы связаны со снижением темпов роста и общей эффективности в условиях чрезмерной централизации государственной власти и ее социальной функции (функциональная перегрузка государства).

 

Японская стратегия роста:

 

· основной упор на достижение максимальных темпов экономического роста, что обеспечило выход в лидирующую группу стран мирового экономического сообщества;

· роль государства в социальном обеспечении общества минимальна - на социальные расходы идет 9-11% ВВП;

· главные социальные функции - у компаний ( система пожизненного найма; все социальные блага с гарантией, в том числе прямые выплаты из корпоративных прибылей до пяти бонусов в год, при том, что бонус равен среднемесячной зарплате);

· проблемы связаны с максимальной социальной ценой данного типа социально-экономических отношений (развитые страны Запада ее платить не хотят в ущерб демократии).

Стратегии новых индустриальных стран:

 

· японская модель в миниатюре, основанная на максимизации темпов экономического роста посредством реализации стратегии поиска собственной экономической ниши на мировом рынке;

· прорыв в мировую экономическую элиту обеспечивается за счет максимальной открытости рыночного хозяйства при жестко-авторитарном типе государственной власти (исходная посылка: до демократизации сначала надо дорасти экономически);

· новый элемент, которого до сих пор нет в полном объеме ни в одной стране с развитой экономикой: беспрецедентная система поощрения деловой активности с помощью налогообложения, в котором основной упор делается на снижение налогов на прибыль, хотя во всем мире практикуется прогрессивное налогообложение; низкие налоги рассматриваются как мощный стимул к труду, новаторству, деловой активности и к максимизации числа предпринимателей;

· проблемы связаны с социальными издержками роста и низким уровнем политической демократизации общества.

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 105; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 54.227.97.219 (0.011 с.)