Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

II.II.2. Западный стиль управления - особенности теории и практики

Поиск

 

Приводимые далее две таблицы помогут вам провести сопоставительный анализ трех основных типов современного менеджмента по критериям организации работы, а также по основополагающим базовым принципам. Речь идет о наиболее популярных в информационную эпоху стилях управления и руководства организацией и людьми в ней. Подобное сопоставление обеспечивает выход на категорию оптимальности, то есть такой системы управления, которая является наиболее эффективной в условиях ИР и рыночной экономики XXI-го века.

Западный (классический) подход к управлению как школа существует около 130 лет, ведя свою научного историю от американского инженера Ф.Тейлора, который ввел сам термин "менеджмент" как науку управления; отсюда пошли системы "тейлоризма", концепция "экономического человека" и др., дополнившиеся и расширившиеся с 1920-х гг. взглядами школы "человеческих отношений" Э.Мейо (чьи воззрения вполне вписываются в реалии дня сегодняшнего).

Этой традиционной системе управления все более эффективно противостоят две восточные школы - японская и китайская. Японский менеджмент уже доказал на практике, что именно он был одним из важнейших факторов "экономического чуда", которое вывело эту страну в группу лидеров информационной эпохи. Этот стиль распространяется повсеместно в мире, в том числе и в США (особенно в последние 15-20 лет). Именно он, по признанию экспертов, сегодня обеспечивает высшую эффективность управления организацией и персоналом.

Третья школа - китайский менеджмент в своем исходном варианте представляет собой не что иное, как стратегию выживания предпринимательства в переходных, максимально неустойчивых социально-экономических структурах при неопределенности внешней среды - политической, экономической, социальной и пр. Таким образом, именно эта система адаптируема к отечественным условиям и уже поэтому заслуживает внимания. Этот стиль как основа управления в рамках китайской деловой общины везде в мире, но особенно - в азиатском регионе, уже доказал. На практике свою высокую эффективность, выступив мощным фактором реализации стратегий роста НИС Азии и их грандиозных успехов (см. 1. II. 5.).

Исходные причины, обусловившие выход на передний план восточной школы менеджмента, связаны с базовыми требованиями информационной экономики. Закон информационной структуры вне зависимости от основ ее внутреннего контекста заключается в том, что производство информационных ценностей нарастает количественно и качественно, если основные производители и носители оказываются в состоянии делиться между собой любой информацией, включая коммерческую, и обсуждать ее. Западная шкала ценностей с ее максимальным индивидуализмом при полной правовой защищенности личности и ее интересов не приемлет подобного требования. А к специфически коллективистским принципам восточного сознания и менталитета он легко адаптируется (см. японскую систему и /или условия клановости в рамках китайской деловой общины). На такой основе срабатывает основа основ информационной экономики - способность к сотрудничеству, к работе в группах и т.п., что в соединении с мощной целенаправленной экономической функцией государства приводит к феноменальным результатом.

Современная западная модель постепенно эволюционирует (особенно с начала 1980-х гг.), имплантируя ростки коллективизма через личный интерес работника, управляя по-новому мотивацией с учетом и материальных, и духовных стимулов роста. Реализация этих новых задач закономерно сопровождается изучением и внедрением в практику достижений восточной школы менеджмента. Принципиальной задачей становится обеспечение индивидуальных подвижек в восприятии и менталитете каждого сотрудника вне зависимости от его положения и должности в организации через систему его личных ценностей и интересов.

 

БАЗОВЫЕ ПРИНЦИПЫ ТРЕХ ШКОЛ МЕНЕДЖМЕНТА

ЗАПАДНЫЙ/АМЕРИКАНСКИЙ ИЛИ КЛАССИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

система, распространенная практически во всех странах Западной Европы и Северной Америки.

· максимальный индивидуализм; каждый за себя; человек должен и может рассчитывать только на собственные силы

· личные качества западного делового человека: максимальная энергичность в делах при холодности и расчетливости в личных взаимоотношениях, золотой принцип "ты - мне, я - тебе"

· личные связи или контакты определяются деловыми соображениями (напр., американец полностью меняет круг друзей по мере продвижения вверх по служебной лестнице)

· жесткая конкуренция, в том числе и особенно при приеме на работу, где главное - подать себя и таким образом подороже продать свою рабочую силу

· огромное значение "лучшего" образования, включая сертификат наиболее престижных ВУЗов мира

· "американская мечта", то есть максимальная утилизация личных деловых качеств и способностей в целях "сделать самого себя", молниеносную карьеру и достичь полного материального преуспевания

· юридическая запротоколированность всех деловых операций

· ставка на крупную международную фирму

· принцип делегирования полномочий - основа основ системы управления

· практика обновления руководства верхнего эшелона управления каждые 3-5 лет.

 

ЯПОНСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ

· коллективизм, интересы компании - превыше всего (не на словах, а на деле)

· максимум энергии и личной привлекательности проявляется в участии в делах "своей" компании, которая и есть высшая ценность для японца

· главное в трудовых отношениях - умение работать в коллективе, ладить с людьми, быть хорошим товарищем, делиться любой информацией, включая коммерческую

· пожизненный найм, высочайший уровень обязательств фирмы по отношению к ее сотрудникам

· рост зарплаты только с выслугой лет, карьеры - только путем последовательного прохождения всех ступеней служебной лестницы

· ставка на крупную международную фирму

· контроль за качеством на каждом рабочем месте, поощрение "кружков качества"

· высочайшая социальная цена японской системы, массовый трудоголизм (самый маленький оплачиваемый отпуск среди развитых стран - 9 дней, самый длинный трудовой год -2150 час.)

· особенности восточного общества, где социально-культурная среда оказывает принципиальное воздействие на все виды деятельности, люди глубоко вовлечены в дела друг друга, предпочтение отдается отношениям долговременного характера.

ВОСТОЧНЫЙ/АЗИАТСКИЙ/КИТАЙСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ в рамках китайской деловой общины везде в мире, в частности - в странах Азии.

· коллективизм, однако специфического свойства - на базе феномена гу-ан-си ("большой семьи")

· замкнутость, сложившаяся исторически в рамках китайской деловой общины

· тип взаимоотношений по образу паучьей сети, где "паук" - это предприниматель-основатель дела, который руководит и управляет всей сетью

· отсутствие юридической запротоколированности операций (70-90% всех сделок заключается устно)

· эволюция подхода к образованию (в самом начале сегодняшние миллионеры в НИСах Азии, организовавшие в своих странах экономический бум 1970-80-х годов, не имели базового управленческого образования; теперь они посылают лучших представителей "больших семей" учиться в лучшие ВУЗы мира)

· принцип делегирования полномочий признается вредным и опасным; принцип, действующий вместо него, прямо противоположен и гласит: чем важнее управленческая задача, тем меньше следует делегировать полномочия по ее реализации

· практика обновления высшего руководящего состава отсутствует, возраст - символ мудрости

· ставка на малые фирмы, в том числе по 1-3 чел., связанные между собой в предпринимательскую сеть

· минимальный штат компании при максимальной гибкости управления, процесс принятия решений - самый быстрый в мире

· молниеносная диффузия инноваций

· минимальные издержки производства и управления, режим строжайшей экономии.

 

 




Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 347; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.234.182 (0.009 с.)