Новые индустриальные страны (НИС): стратегии роста и их реализация, проблемы, перспективы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новые индустриальные страны (НИС): стратегии роста и их реализация, проблемы, перспективы



 

Развитие в современных условиях наиболее передового отряда PC - НИС, часть "первой волны" которых с апреля 1997-го г. была занесена международными экспертами в число стран с развитой экономикой (речь идет о Южной Корее, Сингапуре, Тайване и Гонконге), происходит под воздействием следующих важнейших факторов:

· продолжающихся глубоких внутриполитических преобразований;

· углубляющейся структурной перестройки экономики и приближения ее стандартов и параметров к требованиям, определяемым современной ИР;

· обострения внешнеэкономических противоречий на основе растущей конкуренции с основными внешними партнерами и ужесточения ее условий.

Процессы демократизации, начавшиеся здесь в конце 1980-х - начале 1990-х гг., привели к сужению влияния бюрократии на экономические процессы и к ограничению сферы деятельности госсектора пределами экономической целесообразности, а также - к формированию благоприятной среды для развития науки, включая фундаментальные исследования, и высокотехнологичных производств. Одновременно стали нарастать и социальные конфликты (особенно в Южной Корее). А обострение на мировом рынке конкурентной борьбы привело к усложнению внешнеэкономического положения, в том числе в сфере продукции традиционного сектора экономики, создаваемой в трудоемких отраслях, развитие которых все еще занимает важное место в социально-экономической структуре НИС. Таким образом, с начала 1990-х гг. на первый план для них вышла проблема адаптации к быстро меняющейся внутренней и внешней обстановке, включая углубление структурной перестройки национальных хозяйств в пользу современных передовых и высокотехнологичных отраслей, которые на перспективу и будут определять темпы и характер их экономического роста.

Несмотря на существующие в них проблемы, НИС представляют собой группу стран, которые, как говорится, "успели впрыгнуть в быстро идущий поезд" мирового прогресса и показать возможности (и границы) реализации стратегии экономического прорыва (скачка) в лидирующую группу сегодняшних стран с быстрым типом экономики. При всех расхождениях и национальных особенностях, речь идет о том, что за основу был взят японский подход к ускорению экономического роста (см. I.II.4) и его наиболее общая цель максимизации темпов экономического роста в исторически кратчайшие сроки. Для стратегий роста НИС характерны следующие основные факторы:

· внешнеэкономическая составляющая ускорения роста в форме инвестиций иностранного капитала по линии ТНК и ТНБ;

· максимальная открытость национального хозяйства (включая технологическую и информационную);

· авторитарная политическая власть, реализующая принцип, гласящий, что до политической демократии сначала следует дорасти, а сделать это можно только экономически - путем экономического развития по законам рынка, которое и порождает силы, способные противостоять государственному произволу и авторитарному политическому режиму.

 

Важнейшими слагаемыми стратегии экономического рывка НИС специалисты называют:

· приоритет стратегии экспортной ориентации и открытая внешняя торговля;

· благоприятный инвестиционный климат при эффективной финансовой системе и низких налогах;

· стимулирование экономической свободы граждан, всемерное поощрение предпринимательства;

· малый аппарат управления, затраты на содержание которого ниже мировых стандартов;

· поддержание низкого уровня безработицы, близкого к показателям "полной занятости" (2% от экономически активного населения), при гибкой политике государства по регулированию зарплаты, рабочего времени и трудового законодательства в целом.

Все вместе эти слагаемые стратегии роста привели к быстрому увеличению числа рабочих мест, бурному развитию экономики и в результате - к так называемому "экономическому чуду".

Среди всех других видов реализации этой стратегии на национальном уровне следует выделить опыт Республики Кореи, история успехов которой весьма показательна и содержит многие общие закономерности продвижения в исторически кратчайшие сроки к социально-ориентированному рыночному хозяйству. Эта история успехов напрямую связана с достижением высоких темпов экономического роста (ВНП рос в среднем в год на 8,6% в период 1962-90 гг.). За это время страна из традиционно сельскохозяйственной стала индустриальной, а с 1997 г. международные эксперты зачислили ее в группу стран с быстрой экономикой. Основными факторами стремительного экономического роста выступали:

· ориентированная на внешний мир стратегия максимальной хозяйственной открытости;

· экспорториентированная индустриализация;

· благоприятный международный экономический климат 1960-х - первой половины 1970-х гг. с точки зрения доступности внешних ресурсов, включая финансовые;

· сильное и эффективное руководство в лице авторитарных правительств;

· этническая и культурная однородность и конфуцианская традиция, придающая особую ценность таким национальным качествам характера, как трудолюбие, образованность, самосовершенствование, жизненный успех на основе преданности своей нации.

В результате действительно произошло ускорение экономического роста, стремительное увеличение экспорта и развитие рыночной системы в целом.

Воплощение на практике стратегии экономического скачка в южно-корейском варианте имело свою специфику, отразить которую можно через следующие восемь основных особенностей.

1) Особая роль правительства, которое с 1960-х гг. начало концентрировать свои усилия на формировании условий процветания частного предпринимательства, включая финансовую поддержку, а также создание экономической и социальной инфраструктуры. На всех этапах роста правительство придерживалось гибкой хозяйственной политики, направленной на стабилизацию цен и социальную защиту от свободных рыночных сил при либерализации подхода к частному предпринимательству. На сегодняшнем этапе у правительства направляющая функция, а частный бизнес живет по законам ужесточающейся конкуренции.

2) Экономическое планирование и программирование хозяйственного развития осуществлялось на основе пятилетних планов-прогнозов.

3) Финансовое регулирование хозяйства выступало как решающий фактор при распределении ресурсов между конкурентами для решения основной задачи - максимально аккумулировать поступления в бюджет, чтобы ускорить экономический рост и избежать финансовых дефицитов. Поступления от налогов росли и в первой половине 1990-х гг., составляли не менее 20% ВНП, что, однако, по мнению южнокорейских специалистов, недостаточно для финансирования растущих социальных расходов.

Важно отметить, что принцип сбалансированности государственного бюджета закреплен в Республике Корее законом.

4) Денежно-кредитное регулирование проводится через банковскую систему, в основе своей подобную банковским системам других стран с развитой экономикой. Центральный банк выступает в ней как банк банков, предоставляя кредиты правительству, храня золотовалютные запасы государства, выдавая ссуды другим банкам и финансовым учреждениям и регулируя таким образом общие объемы кредитов и денежного обращения. Центральный банк регулирует также инвалютные резервы через операции с другими банками и определяет государственную политику в области валютного курса. Таким образом, банковская система выступает как гарант рационального распределения ресурсов в условиях конкуренции на них. Масштабы государственного контроля за банковской системой расширяются при осуществлении крупномасштабного инвестирования (например, отраслей тяжелой промышленности во второй половине 1970-х гг.), но в целом здесь придерживаются принципа минимального уровня государственного вмешательства.

5) Что касается инфляции, то в периоды кризисов (например, нефтяного шока) правительство вводило ограничения цен, чтобы снизить темпы их роста, хотя и с кратковременным эффектом. Опыт Республики Кореи подтвердил, что для обуздания инфляции правительству нужно восстановить макробаланс между совокупным спросом и совокупным предложением, ограничивая денежную эмиссию, и только после этого в случае успеха в упорядочении денежного обращения можно проводить либерализацию цен. По южнокорейским стандартам, инфляция не должна выходить за рамки 10% годовых.

6) Торговая политика, в основе которой лежал феноменальный рост экспорта (30% ежегодного прироста в период 1960-1990 гг.), была еще одним важнейшим элементом стратегии скачка. До 1986 г. импорт опережал экспорт, а после поддерживалось активное сальдо внешнеторгового баланса, что дало возможность снизить внешний долг в 1,6 раза. Таким образом, основой торговой политики была максимизация экспортных возможностей при минимизации импорта посредством применения протекционистских мер в целях сокращения внешнего долга. С 1986 г. на основе либерализации внутреннего рынка произошла переориентация политики: были сняты внешнеторговые барьеры, снижены тарифные ставки, либерализованы условия для прямых иностранных инвестиций при открытии для иностранных предпринимателей множества новых отраслей.

7) Иностранный капитал всегда рассматривался как неотъемлемое условие обеспечения экспортных рынков, получения новых технологий, развития управленческих навыков корейских предпринимателей и персонала их компаний. Для реализации этого подхода постоянно проводилась рационализация законодательства по всему спектру: от налоговых льгот до предоставления иностранным компаниям помещений для работы; кроме того, всемерно поощрялось создание свободных экономических зон.

8) Авторитаризм государственной власти был также среди главных приоритетов до 1988 г., когда впервые были проведены прямые выборы президента и членов Национальной Ассамблеи. По мнению южнокорейских специалистов, степень авторитаризма определяется, в первую очередь, историческими традициями страны и ее политической культурой. В Республике Корее авторитаризм пронизал собой всю политическую сферу при значительной степени свободы в других областях и особенно - в экономике. Важнейшим условием развития демократии и ее неотъемлемой предпосылкой здесь признают достижение определенного уровня благосостояния большинством населения. Другой экономической предпосылкой демократизации выступает функционирование развитой рыночной системы.

Чтобы заложить экономические основы плюрализма, демократии и гражданского общества, Республике Корее понадобилось около тридцати лет.

Опыт развития южнокорейской экономики подтверждает необходимость хорошо известных в экономической истории предпосылок хозяйственного роста и прогресса:

· он может быть обеспечен, если народу предоставляется возможность усердно трудиться и адекватно зарабатывать, делать сбережения и инвестиции;

· он будет также обеспечен, если правительство устойчиво и способно на деле обеспечить развитие социальной инфраструктуры, поощряет внешнюю и внутреннюю торговлю, эффективно регулирует экономику;

· и наконец, если должным образом привлекается и используется иностранный капитал, технология и мировой рынок в целом.

 

Контрольные вопросы для самоподготовки:

 

1) Объясните сущность процесса оптимизации общественного устройства. Приведите примеры.

2) Приведите ваши рассуждения на тему о том, какое именно общественное устройство было бы оптимальным для сегодняшней России, исходя из основных характеристик известных вам моделей роста.

3) Как современное государство участвует в процессе оптимизации социальных отношений? Приведите примеры.

4) В чем, на ваш взгляд, заключается сущность американской модели общественного устройства?

5) Охарактеризуйте главные особенности современной американской модели роста.

6) Охарактеризуйте исторические тенденции формирования американской модели.

7) Проанализируйте плюсы и минусы американской модели.

8) Объясните, почему, на ваш взгляд, именно американские стандарты и американская модель в целом определяют в массовом сознании общественные идеалы?

9) Охарактеризуйте роль антимонопольного законодательства в США с точки зрения его основных функций в процессе развития "экономики участия".

10) Каковы отличительные особенности и сущность модели "шведского социализма"?

11) Охарактеризуйте доктрину функционального социализма.

12) Что такое фонды трудящихся и какова их роль в развитии шведской модели?

13) Каковы основные причины, приведшие к кризису модели "шведского социализма"? Что вы думаете о путях его преодоления?

14) Охарактеризуйте основы государственной политики партии крупного бизнеса в Швеции. Каковы ее перспективы?

15) Сопоставьте две модели - американскую и шведскую, выделив черты сходства и различия.

16) Каким вам представляется будущее шведской модели? Обоснуйте свой ответ.

17) Сопоставьте шведскую и японскую модели - какая из них и почему, на ваш взгляд, может считаться оптимальной?

18) Определите сущность японского подхода к ускорению социально-экономического развития страны.

19) В чем вы видите уникальность японской стратегии роста?

20) Сопоставьте достоинства и недостатки (по вашему представлению) японской и американской моделей. Какая из них и почему представляется вам более эффективной?

21) Охарактеризуйте особенности положения стран "третьего мира" в системе МРТ.

22) Объясните особенности вывоза капитала в страны "третьего мира".

23) Проанализируйте фундаментальное противоречие, связанное с положением PС в современном всемирном хозяйстве.

24) Охарактеризуйте основные изменения в положении PС в качестве источников сырья и рынков сбыта в мировом хозяйстве.

25) Охарактеризуйте модели индустриализации в PС и их эволюцию.

26) Объясните общие направления в стратегиях НИС и их особенности.

27) Дайте общую характеристику стратегии Республики Кореи как одной из НИС "первой волны". О чем говорит ее опыт?

28) Сопоставьте модели НИС и японскую стратегию. О чем это вам говорит?

29) В чем вы видите сильные и слабые стороны моделей роста НИС? Чему учит их опыт?



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-09-05; просмотров: 610; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.188.152.162 (0.032 с.)