Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Исторические источники о происхождении и расселении восточных славян

Поиск

Хозяйственная жизнь, быт, нравы и верования

Хозяйственная деятельность

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, господствующей системой земледелия была подсечно-огневая.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе - лошадей. Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество (сбор меда диких пчел). Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.

Набор сельскохозяйственных культур отличался от более позднего: рожь занимала в нем еще небольшое место, преобладала пшеница. Совсем не было овса, но были просо, гречиха, ячмень.

Разводили славяне крупный рогатый скот и свиней, а также лошадей. Важная роль скотоводства видна из того, что в древнерусском языке слово «скот» означало также деньги.

Лесные и речные промыслы также были распространены у славян. Охота давала в большей степени пушнину, чем продовольствие. Мед получали при помощи бортничества. Это был не простой сбор меда диких пчел, но и уход за дуплами («бортями») и даже их создание. Развитию рыболовства способствовало то обстоятельство, что славянские поселения обычно располагались по берегам рек.

Большую роль в экономике восточных славян, как во всех обществах, стоящих на стадии разложения родоплеменного строя, играла военная добыча: племенные вожди совершали набеги на Византию, добывая там рабов и предметы роскоши. Часть добычи князья распределяли между своими соплеменниками, что, естественно, повышало их престиж не только как предводителей походов, но и как щедрых благотворителей.

Приблизительно в VII-VIII вв. ремесло окончательно отделяется от земледелия. Выделяются специалисты-кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах - градах или на городищах - погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли - города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь «из варяг в греки». Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IX в.

Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.

Культурная жизнь

Древние славяне были люди ведической культуры, поэтому древнеславянскую религию правильней было бы именовать не язычеством, а ведизмом. Слово «веды» - созвучно современному русскому «ведать», «знать». Это мирная религия высококультурного народа, родственная другим религиям ведического корня - Древней Индии и Ирана, Древней Греции.

Мир тогдашних язычников состоял из четырех частей: земли, двух небес и подземно-водной зоны.

Для язычников был очень важен аграрный аспект земли: земля - почва, рождающая урожай, «Мать - сыра - земля», почва, насыщенная влагой, питающей корни растений, «матушка-земля», с которой связан целый ряд обрядов и заклинаний. Здесь почти неощутима грань с воображаемым подземным сказочным миром. Богиней плодоносящей земли-почвы, «матерью урожай» была Макошь, введенная в 980 г. в пантеон важнейших русских божеств, как богиня плодородия.

Небо, в прямой зависимости от системы хозяйства, по-разному воспринималось первобытными людьми: охотники палеолита, представлявшие мир как бы плоским, одноярусным, не интересовались небом, не изображали солнца, занимаясь лишь плоскостью своей тундры и животными, на которых они охотились. Охотники мезолита, разобщенные на небольшие группы, затерянные в бесконечной тайге, поневоле обратились к нему, к звездам, помогавшим им ориентироваться в лесной пуще во время длительного преследования оленей. Было сделано важное астрономическое наблюдение: оказалось, что среди бесчисленного количества медленно движущихся по небу звезд есть неподвижная Полярная звезда, всегда указывающая Север.

Солнце тоже было ценимо земледельцами, как источник света и тепла и условие произрастания всего в природе, но здесь был исключен элемент случайности, элемент капризов божественной воли - солнце было воплощением закономерности. Весь годичный цикл языческих обрядов был построен на четырех солнечных фазах и подчинен 12 солнечным месяцам. Солнце в изобразительном искусстве всех веков было для земледельцев символом добра, знаком света, разгоняющего тьму. Древние славяне, как и многие другие народы, принимали геоцентрическую модель мира.

В представлениях славян-язычников о подземно-подводном ярусе мира тоже много общечеловеческого, много отголосков той отдаленнейшей эпохи, когда после таяния гигантского ледника континенты были затоплены морями и озерами, быстро менявшими свои очертания, стремительными реками, пробивавшими горные кряжи, необъятными болотами в низких долинах. Фольклор еще не изучен с точки зрения того, какой резкий перелом должен был произойти в человеческом сознании при таком быстром перевороте в природе, в облике и сущности мира.

Важной частью представлений о подземном мире является общечеловеческая концепция подземного океана, в который опускается солнце на закате, плывет ночью и выплывает на другом конце земли утром. Ночное продвижение солнца осуществлялось водоплавающими птицами (утками, лебедями), а иногда действующей фигурой был подземный ящер, заглатывавший солнце вечером на западе и вырыгивавший его утром на востоке. Днем солнце по небу над землей влекли кони или мощные птицы вроде лебедей.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном.

Язычникам были известны многие виды искусств. Они занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Здесь важную роль в изучении культуры и быта играют археологические исследования.

Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. Множество найденных кладов и вскрытые могильники донесли до нас предметы домашней утвари и ювелирные украшения. Обилие женских украшений в найденных кладах, сделало доступным изучение ремёсел. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о «Кащеевой смерти», о смене времён года, о жизни языческих богов… Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников.

Большое значение язычники придавали одежде. Она несла не только функциональную нагрузку, но и некоторую обрядность. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многоярустность мира. Верхний ярус, небо сопоставлялось с головным убором, земле соответствовала обувь и т.д.

К сожалению, почти вся языческая архитектура была деревянной и для нас почти утрачена, но в сохранившихся ранних каменных христианских храмах можно увидеть в отделке и орнаменте языческие мотивы. Это типично для периода двоеверия, когда художник мог изобразить рядом христианского святого и яыческого божества, свести вместе в витиеватом орнаменте крест и древние славянские символы.

Годичный цикл древнерусских празднеств складывался из разных элементов, восходящих к индоевропейскому единству первых земледельцев. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминования предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца.

Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

3. Предпосылки образования государства и ранние политические объединения восточных славян

3.1 Причины образования государства.

Итогом разложения первобытного строя и зарождения новых феодальных отношений стало образование государства у восточных славян. В VIII-IX вв. повсеместное распространение территориальной общины, наличие частной собственности и основанного на ней индивидуального труда, выделение из общин имущественной верхушки, концентрация всей полноты власти в руках родоплеменной знати — таковы основные предпосылки складывания раннефеодального государства. Военные вожди (князья), возглавлявшие племенные союзы, стремились к подчинению общинников, облагая их данью, необходимой для содержания дружины. При этом нормы обычного права отвергались и забывались. Свободный общинник превращался в хлебопашца, зависимого от власти князя. Одновременно закладывались основы будущего государственного аппарата. Однако пережитки родового строя не были уничтожены в VIII-IX вв. Элементы военной демократии (вече, кровно-родовая месть и др.) сохранялись в жизни древнерусского общества.
Наряду с образованием раннефеодального государства шел интенсивный процесс утверждения феодальных отношений. Представители родовой знати — «лучшие мужи» — захватывали наиболее плодородные земельные угодья, принадлежащие общине. В этом они находили поддеряжу князя и его дружины. Князь, родовая знать, дружинники становились собственниками захваченной земли, феодалами. Бывшие свободные общинники получили в пользование небольшие земельные участки. За пользование ими они должны были отдавать владельцу часть урожая. Тем самым было положено начало другому основному классу феодального общества — зависимому крестьянству.
Центрами образования Древнерусского государства стали города Киев и Новгород. Выгодно расположенные на торговом пути «из варяг в греки», они объединили вокруг себя две группы вос-точнославянских племен. В одну из них вошли славяне, кривичи, ряд неславянских племен, во вторую — поляне, северяне, вятичи. В конце IX в. произошло объединение южной и северной групп восточных славян в единое Древнерусское государство.
Вопрос о происхождении государства на Руси стал предметом дискуссии уже в XVIII в. Представители норманской теории связывали создание государства со скандинавами. Антинорманисты отрицали это. В настоящее время большинство отечественных и зарубежных историков признают как местные корни восточнославянской государственности, так и активное участие в складывании Киевской Руси выходцев из Скандинавии. Вместе с тем сохранился и ряд разногласий по частным вопросам, в том числе и о призвании на княжение Рюрика.

Правитель Руси в первой половине IX в. принял в дополнение к общеславянскому титулу «князь» восточный титул «каган» — так назывался у монгольских и тюркских народов верховный правитель (хан ханов). Это имело большое значение: а) принятие титула позволило освободиться от дани хазарам; б) подчеркивало верховенство русского князя над князьями других славянских общностей, которые в то время носили титулы «светлый князь» и «великий князь».

3.2 Этапы образования государства.

 

Как правило, в формировании государства выделяют два этапа. Первый этап — подчинение. Киевские дружинники объезжали территории подчиненного союза, собирали дань. Такой объезд именовался полюдье. Дань собиралась в натуральной и денежной форме. Существовали единицы обложения: дым (крестьянский двор), рало, плуг— единица земельной площади.
Второй этап формирования государства связан с созданием института наместников. Чаще всего наместниками являлись представители Киевской династии. С ликвидацией «автономии» восточнос-лавянских союзов изменилась и форма эксплуатации их населения. Теперь не было необходимости в полюдье, дань собиралась наместниками Киевского князя, правившими на территориях бывших союзов племенных княжеств. Две трети собранной дани отправлялись в Киев, остальное делилось между дружинниками князя-наместника.
Территории в рамках единого раннефеодального государства, управляемые князьями — вассалами Киевского правителя, получили название волость.
Подчинение земель сопровождалось сопротивлением местных жителей. Наиболее ожесточенным явилось выступление древлян в 945 г. Они восстали против киевского князя Игоря, нарушившего установленные нормы взимания дани. Князь Игорь был убит жестоким образом. Вдова его — Ольга, мстя за смерть мужа, разгромила восставших на Древлянской земле. Она упорядочила сбор дани в интересах государства. Таким образом, государство в Киеве формировалось, минуя рабовладельческую эпоху. Оно было раннефеодальным. Окончательное формирование его основных признаков (власть, дружина, территория и др.) завершилось в IX в.

 

№2. Древнерусское государство в IX – XI вв.: организация управления, социальная структура, экономика. Политика киевских князей.

Итоги: В 1582 г. Россия заключила Ям-Запольское перемирие с Польшей, уступив ей Ливонию в обмен на возвращение захваченных Баторием русских городов (Полоцк остался у Польши). В 1583 г. было заключено Плюсское перемирие со Швецией. Шведы удержали Эстляндию и захваченные ими русские города.


Итак, Ливонская война закончилась поражением России, практической потерей ею выхода к Балтийскому морю. Борьба за возвращение выхода к Балтийскому побережью стала с этого времени важнейшим направлением российской внешней политики.

Причины неудачи коренятся, во-первых, в неверной оценке расстановки сил в Прибалтике: начиная войну с Орденом, Иван IV не предвидел вмешательства в нее новых соперников, борьба с которыми оказалась России не под силу. Во-вторых, поражение было вызвано ослаблением России в результате внутренней политики Ивана IV, прежде всего - опричнины.

№10. Основные этапы формирования крепостного права в России в XVI – перв. пол. XVI в.

№ этапа Период Характеристика этапа Последствия Результат
1 этап конец XV-XVI вв Наступление землевладельцев и государства на крестьян Крестьяне всё чаще уходили от своих владельцев. Рост поместного и вотчинного землевладения феодалов сопровождался вовлечением новых масс крестьян в отношении личной зависимости от хозяев. В период политической раздробленности крестьяне могли покидать своих хозяев и переходить к другому землевладельцу. 1581 год, Указ Ивана IV Грозного «О заповедных летах» (введение запрета на крестьянские переходы в Юрьев день)
2 этап с конца XVI в. до 1649 г. Второй этап закрепощения крестьян в стране происходил, когда было издано Соборное Уложение царя Алексея Михайловича. Оно знаменовало коренное изменение положения крестьян. Крестьяне лишались права перехода от одного владельца к другому. Теперь крестьяне прикреплялись к земле, а не к владельцу 1597 год, Указ Федора Ивановича «Об урочных летах» (установление 5-летнего государственного сыска беглых крестьян); 1637-1641 гг., Указы Михаила Федоровича (увеличение срока государственного сыска до 9, а затем до 15 лет)
3 этап вторая половина XVII - XVIII вв. Укрепление и дальнейшее развитие крепостного права. В этот период усиливается наступление землевладельцев на права личности и рост повинности крестьян. В правление Петра I увеличивались размеры крестьянских повинностей, усиливалась крепостническая эксплуатация. При Екатерине II помещик мог продать, обменять, передать крестьян по наследству. Крестьяне не имели права жаловаться на помещика. Росли барщина и оброк. 1649 год, Соборное уложение Алексея Михайловича (закрепление частновладельческих крестьян за помещиками, боярами, монастырями и др. владельцами, установление зависимости частновладельческих крестьян от государства, отмена «урочных лет», утверждение права на бессрочный розыск и возвращение беглых)

Крепостничество в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о его вековом бесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест» в крестьянском менталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому».
Кроме того, крепостничество консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития давало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполитических задач.
Ликвидация крепостного права, которое наряду с самодержавием являлось главной опорной конструкцией социального строя России, его административной системы, поставила вопрос о замене прежних институтов и механизмов управления новыми. В связи с этим необходимо было начать преобразование и в других сферах общественной жизни.
Отмена крепостного права в России в 1861 г. и последовавшие за ней другие реформы явились «перевалом», «поворотным пунктом» российской истории, сравнимым по своим последствиям с европейскими буржуазными революциями, − так осознавали значение этого исторического поворота уже его современники. Ретроспективно оценивая эти важнейшие по своему историческому масштабу события, мы можем уверенно сказать: они знаменовали тот факт, что страна закономерно и неуклонно вступила в мировой процесс модернизации, перехода от традиционного средневекового общества к современным формам общественной жизни.

№11. Россия в нач. XVII в. «Смутное время».

 

XVII век принес многочисленные испытания России и ее государственно-сти. После смерти в 1584 г. Ивана Грозного его наследником и царем стал слабый и болезненный Федор Иванович (1584-1598). Началась борьба за власть внутри страны. Такая ситуация вызывала не только внутренние противоречия, но и усиленные попытки внешних сил ликвидировать госу-дарственную самостоятельность России, На протяжении практически всего столетия ей приходи-лось отбиваться от Речи Посполитой, Швеции, набегов крымских татар – вассалов Османской им-перии, противостоять католической церкви, стремившейся отвратить Россию от православия.

В начале XVII в. Россия пережила период, который называют Смутным временем. XVII в. положил начало крестьянским войнам; на этот век приходятся мятежи городов, знаменитое дело патриарха Никона и раскол православной церкви. Поэтому этот век В.О. Ключевский назвал бун-ташным.

Смутным временем охватывает 1598-1613 гг. За эти годы на русском троне побывали цар-ский шурин Борис Годунов (1598-1605), Федор Годунов (с апреля по июнь 1605), Лжедмитрий I (июнь 1605 – май 1606 гг.), Василий Шуйский (1606-1610), Лжедмитрий II (1607-1610), Семибо-ярщина (1610-1613).

Борис Годунов одержал победу в нелегкой борьбе за престол между представителями высшей знати и был первым русским царем, получившим трон не по наследству, а путем выборов на Зем-ском соборе. За свое недолгое правление он проводил миролюбивую внешнюю политику, решив на 20 лет спорные вопросы с Польшей и Швецией; поощрял экономические и культурные связи с Западной Европой. При нем Россия продвинулась в Сибирь, окончательно разгромив Кучума. В 1601-1603 гг. на Россию обрушился «глад великий», вызванный неурожаями. Годунов принимал определенные меры по организации общественных работ, разрешил холопам уходить от своих господ, раздавал голодающим хлеб из государственных хранилищ. Однако улучшить положение не удавалось. Усугубляло взаимоотношения власти и крестьян аннулирование в 1603 г. закона о временном восстановлении Юрьева дня, что означало усиление крепостничества. Недовольство масс вылилось в восстание холопов, которое возглавил Хлопок Косолап. Это восстание многие историки считают началом Крестьянской войны.

Высшим этапом Крестьянской войны начала XVII в. (1606-1607) было восстание Ивана Бо-лотникова, в котором участвовали холопы, крестьяне, посадские люди, стрельцы, казаки, а также присоединившиеся к ним дворяне. Война охватила Юго-Запад и Юг России (около 70 городов), Нижнее и Среднее Поволжье. Восставшие разгромили войска Василия Шуйского (нового русского царя) под Кромами, Ельцом, на реках Угра и Лопасня и др. В октябре-декабре 1606 г. восставшие осадили Москву, однако из-за начавшихся разногласий – предательства дворян потерпели пора-жение и отступили к Калуге, а затем в Тулу. Летом-осенью 1607 г. вместе с отрядами холопа Ильи Горчакова (Илейки Муромца,?–ок. 1608) восставшие сражались под Тулой. Осада Тулы продол-жалась четыре месяца, после чего город был сдан, восстание подавлено. Болотников был сослан в Каргополь, ослеплен и утоплен.

В такой острый момент была предпринята попытка польской интервенции. Правящие круги Речи Посполитой и католической церкви намеревались расчленить Россию и ликвидировать ее го-сударственную самостоятельность. В скрытой форме интервенция выразилась в поддержке Лже-дмитрия I и Лжедмитрия II. Открытая интервенция под руководством Сигизмунда III началась при Василии Шуйском, когда в сентябре 1609 г. был осажден Смоленск и в 1610 г. состоялся поход на Москву и ее захват. К этому времени Василий Шуйский был свергнут дворянами с престола, и в России наступило междуцарствие – Семибоярщина. Боярская дума пошла на сделку с польскими интервентами и склонилась призвать на русский престол польского короля малолетнего Влади-слава, католика, что было прямым предательством национальных интересов России. Кроме того, летом 1610 г. началась шведская интервенция с целью отторгнуть от России Псков, Новгород, се-веро-западные и северо-русские области.

 

№12. Государственный строй России в XVII в.

В течение семнадцатого столетия российское государство переживала довольно важный период своего существования. Россия постепенно выходила из средневековья, сблизилась, хотя и очень осторожно, с более развитой в экономическом, политическом, да и во всех других аспектах Европой. По форме правления государство "третьего Рима" была причудливым сочетанием редуцентов княжества, элементов сословного и ростков крепкой абсолютной монархии. Царь был полноценным хозяином, имевший высшую законодательную, исполнительную и судебную власть, управлял государством с помощью представительных органов - приказов. Однако формально (а в определенной степени и реально) его власть была ограниченной, пока сохранялся реликт междоусобных времен - Боярская дума. Значение этого совещательно-ограничительной учреждения течение столетия неуклонно уменьшалось, и если за Смуты она была способна самостоятельно руководить страной, то накануне петровской эпохи стала декоративным украшением Российского государства. Одним из первых реформаторских шагов Петра Алексеевича было ее уничтожение.

Самым главным признаком сословной монархии были земские соборы - аналог французских Генеральных Штатов. Ими царь привлек к управлению государством дворянство (низшую шляхту, выше были бояре) и посадское население. Земские соборы были необходимы монарху для поддержания крупных мероприятий: ведения войны, изменений в налоговой политике и тому подобное. Прогрессивность соборов проявляется прежде всего в том, что они помогали царю игнорировать в важнейшие моменты Боярскую Думу и таким образом уничтожать остатки боярско-олигархической формы правления.

Они также помогали российскому обществу уменьшать силу ударов геополитических и социальных потрясений. Первый земский собор состоялся в 1549 г. после восстания населения Москвы и получил название "собор примирения". Самый известный и самый массовый собор (700-800 чел.) Состоялся в 1613 году и имел целью избрания нового царя - Михаила Федоровича Романова. Со стабилизацией внутреннего и внешнего положения Московии, укреплением власти царя, соборы теряют свое значение. В 1653 г. созывается последний земский собор в полном составе. После этого происходили только совещания царя с представителями отдельного состояния или узкого круга общества. Таким образом, на вторую половину семнадцатого столетия пришлась кризис сословной монархии и именно в это время сложились условия для построения петровского абсолютизма.

Государственным аппаратом Московии XVII века была очень сложная и беспорядочная приказные система управления. Сложилась она еще при Иване IV. Эта система была определенной совокупностью государственных органов, отвечающих за различные сферы жизни российского общества и были лишены четкой пирамидальной структуры, присущей абсолютной монархии. Второстепенные приказы стояли фактически на одной ступени с более важными. И Посольский, и Сокольничий приказы (последний занимался вопросами соколиной охоты) имели равное положение и подчинялись непосредственно царю.

№13. Социально-экономическое развитие России в XVII в. Дискуссии историков о генезисе капитализма.

Проблема перехода России от феодальной формации к капиталистической сложна и многопланова. Классический феодализм западноевропейских стран ни в кой мере нельзя сравнивать с феодализмом российским, т.к. его формирование происходило при господстве крепостнической системы, тогда как “к западу от Эльбы” капиталистический способ производства утвердился в то время, когда было “уже давно уничтожено крепостное право”. Характер перехода к капитализму в России был также обусловлен многообразием естественно-географических и социально-экономических условий огромной империи. Замена феодально-крепостнических отношений капиталистическими осложнялась многоукладностью российской экономики, наличием территории с дофеодальными и феодально-патриархальными отношениями. Вопрос о начале формирования капиталистического уклада и разложения феодализма был предметом дискуссий, ему посвящались отдельные стати, освящался он и в монографиях. Затяжной характер дискуссии, не разрешенной и по сей день, свидетельствует об исключительной сложности проблемы, о различном методологическом подходе к интерпретации известных в литературе фактов. При изучении России периода позднего феодализма преимущественное внимание уделялось возникновению мануфактурной промышленности и формированию рабочего класса, складыванию всероссийского рынка, методам первоначального накопления. Параллельно исследовался аграрный вопрос, и прежде всего рост крупного феодального землевладения, оформление и усиление крепостничества. Отличительной чертой исследований этих вопросов являлось их подчинение одной главенствующей проблеме - проблема генезиса капитализма. В научной литературе, при всех расхождениях при определенного исходного и форм этого процесса, его хронологических рамок, XVII - XVIII века относились к периоду позднего феодализма, когда происходило возникновение и развитие капиталистических отношений.

№14. Крестьянская война под предводительством С. Разина. 1670-1671гг

Причины крестьянской войны

1. Польско-шведская интервенция, Смутное время привели Россию к состоянию глубокого кризиса. Основные тяготы по восстановлению хозяйственной жизни страны легли на плечи крестьян.

2. Процесс закрепощения крестьян продолжал прогрессировать. Крестьянам запрещалось переходить от одного хозяина к другому, согласно положению об урочных летах помещики имели право разыскивать и возвращать беглых крестьян. Причем сроки сыска постоянно увеличивались. В соответствии с Соборным уложением 1649 г. – новым сводом законов страны – «урочные лета» были вообще отменены, была установлена потомственная зависимость крестьян от помещиков.

3. Укрепление феодальных порядков не могло не вызывать социального напряжения. В стране стали вспыхивать локальные восстания. В 1662 г. произошло восстание в Москве, получившее название медного бунта.

Наиболее крупным, значимым социальным выступлением XVII в. было восстание под предводительством донского казака Степана Разина (16701671).

Бегство крепостных крестьян на окраины страны, а особенно в казачьи области Дона, не прекращалось и после принятия Соборного уложения 1649 г. Предвестником крестьянской войны считают поход казаков во главе с В. Усом в 1666 г. с Дона до Тулы. Но наиболее острой ситуация на окраинах страны стала после окончания войны с Польшей (1667 г.). На Дон в это время направились тысячи беглых крестьян. Чтобы иметь здесь средства к существованию, беглые крестьяне объединялись, грабили торговые суда как иностранных, так и русских купцов. Во главе одной из таких групп находился Степан Разин.

Ход крестьянской войны под руководством С. Разина:

1) движение С. Разина началось с разбойного похода казацкой голытьбы на берега Каспия в 1667 г. Казаки Разина захватили Яицкий городок, а позже отправились к берегам Персии. Там они опустошили побережье от Дербента до Баку, разбили отправленную на борьбу с ними флотилию персидского шаха;

2) после этого похода разинцы с богатой добычей прошли через Астрахань и Царицын. Затем С. Разин и его войско вернулись на Дон, где и обосновались в Кагальницком городке;

3) весной 1670 г. начинается новый поход С. Разина – на Волгу. Этот поход уже имел антиправительственный характер. С. Разин во время этого похода занял Царицын, Астрахань, Саратов и Самару. Во время осады Симбирска восстание достигло наивысшего подъема. Но все же взять город войскам С. Разина не удалось. На помощь осажденному Симбирску были отправлены правительственные войска, которые и разгромили казачьи отряды. С. Разину удалось отступить с небольшой частью сил на Дон;

4) здесь, на Дону, С. Разина схватили зажиточные казаки и отправили в Москву. В 1671 г. состоялась показательная казнь С. Разина на Красной площади.

Характер, итоги и значение:

1) стихийность движения была главной чертой восстания Разина, как и других крестьянских войн. Повстанческие отряды чаще всего действовали разрозненно и несогласованно;

2) в отличие от восстаний начала века, в движении под предводительством Разина оказалось гораздо меньше «попутчиков» из дворян;

3) крестьянская война была изначально обречена на поражение, но вынуждала господствующий класс не повышать уровень эксплуатации до такой степени, чтобы произошел полный подрыв производительных сил страны;

4) крестьянская война под предводительством С. Разина подтолкнула правительство к преобразованиям, которые были проведены в конце XVII – первой четверти XVIII в.

Причины поражения крестьянской войны заключаются в стихийности движения, его слабой организованности, устарелости вооружения, отсутствии единства восставших казаков, крестьян и посадского люда. Не было четкого руководства и четко поставленных целей. Был силен наивный монархизм.

Крестьянская война не привела к изменениям положения крестьянства, не облегчила его жизнь. Но она заставила правительство искать пути укрепления существующего строя. Была усилена власть воевод на местах, проведена реформа податной системы (с конца 70-х г.г. был начат переход к подворному обложению), в 1682 г. было отменено местничество, усилился процесс распространения крепостничества на юге России. Произошли изменения в жизни донских казаков. В 1671 они были впервые приведены к присяге на верность царю. Это стало началом превращения казачества в опору царского престола в России.

Восставшие угнетенные классы Русского государства во второй крестьянской войне потерпели поражение. Однако революционная война имела положительное историческое значение. Она являлась выражением народного протеста против крепостнических порядков, против произвола воевод и приказных, угнетавших и грабивших население в городах и деревнях. Открытая вооруженная борьба хотя и протекала под царистскими лозунгами, однако подрывала основы самодержавного строя и способствовала сохранению у народа духа протеста против крепостничества и насаждавшейся рабской [15] покорности. Несмотря на массовые казни и зверства, воеводам не удалось выкорчевать корни революционных настроений крестьян.

Отсутствие ясных политических целей борьбы, организующих сил, стихийность восстания и несознательность масс, стратегические ошибки руководства — вот основные причины поражения восставших.

В отношении крестьянского войска следует отметить, что самоотверженность и вообще высокие моральные качества сражавшихся не могли компенсировать плохое вооружение, отсутствие четкой организации, военной дисциплины и опытных кадров военачальников.

Царское правительство располагало большими вооруженными силами. Городовые и даже московские стрельцы выявили политическую «шаткость» и слабую боеспособность. Новые же полки (драгунские, рейтарские, солдатские) оказались более устойчивыми в сравнении с частями сотенной, т.е. старой, службы.

Внешняя политическая обстановка позволила правительству бросить против восставших крупные силы, а для их сбора и организации имелось достаточно времени. Стратегическая ошибка Разина как вождя восстания заключалась в том, что он не попытался захватить врага врасплох, а действовал методически, последовательно овладевая опорными пунктами вверх по течению Волги. Потеря времени под Симбирском являлась одной из причин, определивших перелом в ходе войны.

№15. Внешняя политика России в XVII в. Воссоединение Украины с Россией.

Главными задачами внешней политики в XVII в. стали:

1) возвращение потерянных в ходе Смуты земель;

2) дальнейшее расширение территории страны на восток;

3) получение выхода к морям – Азовскому, Черному или Балтийскому.

В 1632—1634 гг. прошла неудачная война за возвращение Смоленска. В 1637 г. донские казаки захватили турецкую крепость Азов, однако Земский собор принял решение вернуть Азов, так как Россия была не готова к войне с Крымом и Турцией.

Территории Белоруссии и Украины входили в состав Речи Посполитой. Местные крестьяне находились в крайне тяжелом положении, барщина доходила до 6 дней в неделю работы. Немаловажным было и религиозное притеснение православия со стороны католиков. В 1648 г. гетманом (главой) Запорожской Сечи стал Богдан Хмельницкий, опиравшийся в освободительной борьбе против Речи Посполитой на Россию. 1 октября 1653 г. по решению Земского собора Россия объявила войну Польше, поддерживая освободительную борьбу украинского и белорусского народа. В 1654 г. состоялась Переяславская Рада, по решению которой Украина была принята в состав России.

Русско-польская война (1654—1667 гг.) завершилась подписанием Андрусовского перемирия, по которому России отходила Левобережная Украина, См



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-12-28; просмотров: 624; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.154.251 (0.014 с.)