ТОП 10:

История восточных славян, Руси, России



История восточных славян, Руси, России

(с древнейших времен до 1917 г.)

 

Содержание:

 

Предисловие………….……………………………………………………………………….....2

Возникновение государства у восточных славян……………………………….......................4

Киевская Русь в X – начале XII века……………………………………………………………5

Феодальная раздробленность Киевской Руси………..…………………………………….......6

Борьба славянских народов с монгольским нашествием и крестоносцами………………….7

Образование Российского централизованного государства…………………………………..8

Россия в XVI веке………………………………………………………………………………..9

Россия на рубеже XVI- XVII веков. Смутное время……………..……………………..……10

Экономическое и политическое развитие России в XVII веке….…………………………..11

Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Северная война. Реформы первой четверти XVIII века………………………………………………………………………………………………13

Россия в середине XVIII века………………………………………………………………….16

Российско-турецкие войны во второй половине XVIII века………………………………...17

Внутренняя и внешняя политика России в конце XVIII века……………………………….18

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века…………..……………………20

Декабристское движение………………………………………………………………………23

Внутренняя и внешняя политика царизма во второй четверти XIX века…..........................24

Крымская война 1853-1856 годов……………………………………………………………..25

Падение крепостного права. Реформы 60-70-ых годов XIX века…………………………...27

Российско-турецкая война 1877-1878 годов………………………………………………….29

Революционное народничество 70-80-ых годов XIX века…………………………………..30

Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………………………………31

Российско-японская война 1904-1905 годов………………………………………………….32

Революция 1905-1907 годов в России…………………………………………………………33

Участие России в I Мировой войне (1914-1918 гг.)………………………………………….39

Февральская революция 1917 года……………………………………………………………41

Литература………………………………………………………………………………………44

Содержание……………………………………………………………………………………..45

 

История восточных славян

Славяне – это крупнейшая в Европе группа по происхождению народов. Они исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н.э., а первые письменные свидетельства о них относятся к рубежу I тысячелетия н.э. В IV-VI вв. н. э. о славянах сообщали арабские, греческие, римские и византийские историки. В VI-VII вв. н. э. славянские племена разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнейшем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане), а склавины – южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы и черногорцы). Племена антов составили ядро восточных славян (русские, украинцы и белорусы). Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья реки Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет», составленный в начале ХII в. монахом Нестором в Киеве. В VI-VIII вв. н.э. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и постепенного оформления элементов классового общества и складывания объединения племен: полян, древлян, северян, дреговичей и др. На территории Белоруссии сложились племенные союзы кривичей, дреговичей, радимичей. Кривичей, проживающих на р. Палате, летопись называет полочанами. Название Русь (Рос) на протяжении второй половины I тысячелетия закрепилось за всеми землями, населенными восточными славянами. В VII в. имя «руссов» окончательно вытеснило наименование «антов».

У восточных славян было развито земледелие (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. Развитие и применение орудий труда из железа привело славян к переходу от родовой общины к соседской или территориальной. Появилась частная собственность – собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты труда. В общем пользовании общины оставались земля, леса, луга, водоемы, реки и др. Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях – вечевых сходах. С усилением власти племенных вождей, которых стали называть князьями, значение веча пало. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдье) с покоренных земель и совершения набегов на соседей. Князь раздавал земли с крестьянами своим дружинникам, представителям господствующего класса. Индивидуализация труда, развитие частнособственнических начал с неизбежностью привели к появлению частной собственности на землю.

Большую роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими божествами у славян были Перун, Дажбог, Стрибог, Сварог, Велес. Социальные отношения регулировались традициями.

 

 

Киевская Русь в X – начале XII века

 

 

Киевская Русь постоянно расширялась и укреплялась, росли ее территория и богатства, международное положение.

Князь Игорь подчинил уличей и тиверцев. Его приемник Святослав (964-972 гг.) присоединил земли вятичей, нанес поражение Волжской Болгарии, покорил мордовские племена, разгромил Хазарский Каганат, подчинил на Северном Кавказе племена ясов (осетин) и когосов (черкесов), завоевал Тмутаракань (Таманский полуостров), вел борьбу с Византией за Балканский полуостров, постоянно отражал набеги печенегов.

При Владимире Святославовиче (980-1015 гг.) в состав государства вошли земли дулебов, волынян, Карпатская Русь. Важную роль в защите славянских земель сыграло создание пограничных оборонительных рубежей. Необходимо учитывать, что хотя князьями и дружиной часто руководили своекорыстные интересы, однако их дальние походы были исторически необходимы и сыграли положительную роль. Следует иметь в виду, что в процессе оформления раннефеодального государства существенное значение имело введение в 988 г. христианской религии вместо языческой. По сравнению с язычеством христианство являлось монотеистической (единобожной).

Авторитет Киевской Руси как христианской державы особенно возрос при Ярославе Мудром (1019-1054 гг.). При нем были разгромлены печенеги, укреплены южные границы государств, заложены новые города Юрьев (Тарту), Ярославль, развернуто строительство монастырей (Киево-Печерский), храмов (Софийский) и др., осуществлялись широкие связи с Византией и странами Западной Европы.

Раскрывая сущность «Русской Правды», следует иметь в виду, что законы феодального общества охраняли, прежде всего, собственность и жизнь феодалов, утверждали неравенство людей, преследовали и карали нарушителей феодального правопорядка. «Русская Правда» являлась сборником законодательных княжеских постановлений и норм обычного права; статьи закона отражали требования господствующего класса; суд стал одной из важнейших функций государства, охраняющей господствующий строй. «Русская Правда» - основной источник, свидетельствующий о положении отдельных групп зависимого населения: закупов – взявших у феодала купу (долг); изгоев – потерявших средства к существованию, вышедших из общины; рядовичей - заключивших с феодалом ряд (договор) на определенный срок; холопов – тех же рабов (пленные, самопродавшиеся, проданные за долги или преступления, женившиеся на холопках); смердов – свободных крестьян, имевших свое хозяйство и плативших князю дань.

Изучая вопрос о народных восстаниях в Древнерусском государстве необходимо уяснить, что становление феодализма сопровождалось ожесточенной борьбой, которая нарастала по мере развития феодального общества; подавление борьбы смердов требовало создания сильной власти на местах. Наиболее крупные народные восстания: 984 г. – радимичей, 1024 г. – на Суздальской земле, 1068 и 1113 гг. – в Киеве. Киевское боярство в 1113 г. призвало на великокняжеский престол Владимира Мономаха (1113-1125 гг.), переяславского князя, который подавил восстание и упорядочил взимание процентов ростовщиками, улучшил правовое положение купечества, регламентировал запись в холопство.

Владимир Мономах и его сын Мстислав (1125-1132 гг.) были последними князьями единой Русью. Развитие феодализма объективно вело к раздроблению.

 

 

Борьба славянских народов с монгольским нашествием

И крестоносцами в XIII веке

 

 

В XI – XIII вв. кочевые монгольские племена переживали период распада родового строя и зарождения феодальных отношений, которые складывались у них на основе крупного скотоводческого хозяйства и собственности на пастбищные земли. В начале XIII в. образовалось единое Монгольское государство во главе с Чингисханом (Темучином).

Вся общественно-государственная структура монголов находилась в теснейшей связи с организацией войска, которое делилось на тьмы (10000), тысячи, сотни и десятки.

В 1219 г. монголы вторглись в Среднюю Азию, Северный Иран и Закавказье. В 1223 г. они нанесли поражение славянским князьям на р. Калка в причерноморских степях. В 1237 г. монголы во главе с ханом Батыем вторглись в пределы славянских княжеств, захватили и уничтожили Рязань, Коломну, Москву и ещё 14 городов. Зимой 1240 г. монголы захватили Киев и двинулись на запад. Однако остановились. Они не решились вторгнуться в Новгородско-Псковские земли из-за мужественного сопротивления славянского народа. Монголы уничтожили и угнали в плен большое количество людей, нанесли огромный ущерб экономике и культуре покорённых народов, надолго затормозили их развитие. Славянские княжества оказались в политической зависимости от Золотой Орды. Поддерживая междоусобную борьбу славянских князей, монголы приостановили политическую консолидацию Руси.

Прибалтика была заселена различными племенами: эстами, ливами, литвой, жмудью, пруссами и др. В XI –XIII в. у народов Прибалтики шёл процесс разложения первобытнообщинного строя и формирования раннефеодальных отношений. Они занимались земледелием, скотоводством, охотой, рыболовством и ремеслом. Между прибалтийскими племенами и соседними славянскими землями (Новгородской, Псковской и Полоцкой) издавна сложились дружеские и торговые отношения. Проникновение немецких, шведских, датских феодалов в Прибалтику началось с миссионерской деятельности в 80-х годах XII в. Когда ливы оказали сопротивление введению католической религии, при активной поддержке папства. Было организовано войско крестоносцев, которое насильственно крестило местное население. В начале XIII вв. из немецких рыцарей были созданы военно-монашеские ордена: сперва Меченосцев, а затем Ливонский. Агрессия против народов Прибалтики явилось составной частью крестовых походов. В период ослабления Руси, истекавшей кровью в борьбе с монголами, наступление немецких, датских и шведских феодалов особенно усилилось.

Первыми выступили шведские рыцари. Их удар был направлен на богатую Новгородскую республику. В июле 1240 г. новгородцы под руководством князя Александра Ярославовича (1236-1263 гг.), приглашенного из Владимиро-Суздальской земли, разбили на р. Неве войско правителя шведов Биргера. В том же 1240 г. начали наступление на славянские земли немецкие рыцари. В апреле 1242 г. на льду Чудского озера произошло знаменитое Ледовое побоище, где рыцари потерпели сокрушительное поражение. В результате этих побед было приостановлено наступление немецких и шведских рыцарей, обезопасены западнославянские границы.

 

Образование Российского централизованного государства

Раскрытие этого вопроса следует начать с выявления причин возвышения Москвы. Сочетание целого ряда благоприятных условий привело к тому, что она стала экономическим, политическим, религиозным, культурным и, наконец, военным центром славянских земель.

Основные причины возвышения Москвы – это благоприятные условия для восстановления и развития хозяйства (расположение в развитой земледельческой области); относительная отдаленность Москвы от районов постоянных вражеских набегов, усиленный приток населения в Московское княжество; наличие развитого ремесла и торговли; местонахождение на перекрестке речных и сухопутных торговых путей и в центре территории умелая, дальновидная, целенаправленная и гибкая политика московских князей во взаимоотношениях с Золотой Ордой; привлечение на сторону Москвы других славянских княжеств и земель; превращение Москвы в религиозный и идеологический центр всей Руси. Эти причины обусловили в конечном итоге победу Москвы в борьбе за роль политического руководителя в процессе формирования Российского централизованного государства.

Большие успехи в усилении Москвы были достигнуты при Иване Калите (1325 -1340 гг.). Он сумел превратить хана Золотой Орды «в послушное орудие в своих руках, посредством которого он освобождается от опаснейших своих соперников и одолевает любое препятствие».

Причины победы славянских народов в Куликовской битве (1380 г.) заключались в следующем:

· усиление Московского княжества в XIV в. и объединение военных сил Руси под руководством Московского князя Дмитрия Ивановича (1359-1389 гг.);

· ослабление Золотой Орды в результате феодальных распрей;

· быстрые и умелые действия Дмитрия Донского, воевод, командовавших засадным полком;

· храбрость и героизм славянских воинов.

Победа показала, что господство татарских ханов может быть свергнуто при объединении земель вокруг Москвы, которая превратилась в центр национально-освободительной борьбы.

Объединение славянских земель особенно успешно происходило при князе Иване III (1462-1505 гг.), который в 1478 г. присоединил Новгород. В результате значительно расширилась территория, увеличилось население, богатство и мощь Московского государства.

Золотая Орда пыталась воспрепятствовать политическому возвышению Москвы. В 1480 г. Ахмед-хан вторгся в пределы Московского государства. В результате 4-ех дневного сражения («стояния») на р. Угре войска хана были отброшены. Славянские земли освободились от татарского влияния. В 1485 г. к Москве было присоединено Тверское княжество, в 1488 г. – земли в районе Вятки и Перми, а в начале XVI в. – Псков и Рязанское княжество.

Одним из признаков централизации явилось установление единых для всей страны законов. В 1497 г. издан первый Судебник, который вводил единую систему судоустройства и судопроизводства. Всем своим содержанием он был направлен на защиту интересов землевладельцем, их власти над зависимым населением, а также феодального государства. Судебник устанавливал в качестве общегосударственного закона, по которой крестьяне могли уходить от одного феодала другому за неделю до и в течение недели после Юрьева дня (26 ноября) при условии погашения всей задолженности и уплате налога, так называемого «пожилого» (около 1 рубля) за проживание на земле феодала. Таким образом, Судебник Ивана III положил начало юридическому оформлению крепостного права.

Историческое значение образования Российского централизованного государства заключалось в том, что закончился период феодальной раздробленности, окрепла обороноспособность страны, были созданы более благоприятные условия дальнейшего развития экономической, политической и культурной жизни, вырос международный авторитет Российского государства и расширились его связи с зарубежными странами.

Одна из особенностей образования Российского централизованного государства заключалась в том, что служилое дворянство стало основной опорой централизации (объединения) государства. Другая особенность – наличие свободных земель, куда могли уходить крестьяне, спасаясь от феодального гнёта. Не случайно, одновременно с образованием и укреплением государства шел процесс оформления крепостного права (Судебники 1497, 1550, указы 1581, 1597 и т.д.). И далее: Российское государство с самого начала оформилось как многонациональное.

 

Россия в XVI веке

Вопрос «Россия в XVI вв.» вызывает у студентов затруднения. Поэтому следует обратить на него особое внимание. Основным видом феодального землевладения с XVI вв. становиться поместье. Князья Московского государства Василий III (1505 – 1533) и Иван IV (1533 – 1584), стремясь расширить социальную основу своей власти, широко практиковали раздачу дворцовых и государственных земель дворянам, а потом боярских и монастырских. Помещики-дворяне, все благополучие которых определялось силой и богатством государя, хотели от самодержавия земель, крестьян и сильной власти, которая обеспечила бы им защиту управ, уровняла бы их с боярами в управлении страной и обуздала своеволие боярской знати.

Боярство, несмотря на экономический и политический упадок, все еще оставалось большой силой. В руках бояр находилось немало земель и крестьян. Централизованное государство не могло уживаться с уделами князей – бояр- княжат, которые лишь на словах признавали власть царя, а на деле не желали считаться с распоряжениями центральной власти.

Великий князь поддерживал церковь и монастыри, а монастыри поддерживали объединение славянских земель и единое государство, и усиление власти великого князя.

Реформы 50-х гг. XVI вв. имели целью дальнейшую централизацию государственной власти в руках дворян, укрепление феодального строя в стране. В 1555 – 1556 гг. была ликвидирована система кормлений, и центральной фигурой в местном управлении вместо бояр оказались помещики, из которых назначались воеводы, избирались губные старосты и городские приказчики. Упорядочены и превращены в центральные органы, приказы – учреждения, ведавшие определенными отраслями государственного управления, сбором налогов и судом. С бюрократизацией государственного аппарата изменился и облик Боярской думы. В ней возросла роль дворянства в лице «думных дворян и дьяков». Дела обсуждались обычно вместе с великим князем, а затем с царем. Дума контролировала деятельность приказов, назначала воевод и т.д.

С середины XVI вв. в России утвердилась сословно-представительная монархия, когда в решении важнейших вопросов внутренней и внешней политики участвовали представители различных сословий. Её воплощением явились периодически созывавшиеся Земские соборы, носившие, однако, законосовещательный характер. Собор 1550 гг. принял новый Судебник, которым усиливались позиции дворянства. Не допускалось холопство среди дворян, с крестьян увеличивалась плата за «пожилое» при выходе в Юрьев день и на них вводился новый налог – за «повоз», т.е. за то, что уходивший осенью крестьянин не выполнял подводной повинности, которая должна отбываться им зимой. Крестьянин обязывался перед выходом засеять озимь. С целью дальнейшего усиления дворянства была введена опричнина (1565-1572 гг.). Под опричниной следует понимать ряд военных, административных, финансовых и социальных мер правительства Ивана IV, цель которых сводилась к ликвидации остатков феодальной раздробленности в стране, дальнейшему укреплению центральной власти, усилению самодержавия, возвышению дворянства и усилению закрепощения крестьян. Её осуществление осуществлялось массовыми репрессиями, которые затронули, не только княжат и бояр, лишенных земли в пользу дворян, а и народные массы. В результате опричнины почти исчезло черносошное крестьянство (принадлежавшее государству) и резко возросло количество феодально-зависимых крестьян, земли были разорены, а тысячи людей уничтожены.

Ливонская война (1558-1583 гг.), разорение крестьян опричниками вывали массовое бегство крестьян. В 1581 гг. дворяне, терявшие крепостных, добились царского указа о запрете их ухода в Юрьев день. В последующие годы этот запрет подтверждался, и они получили название «заповедных лет».

Внешняя политика Ивана IV, так же как и внутренняя, была направлена на укрепление Российского государства. В 1552 гг. к Российскому государству было присоединено Казанское ханство, в 1556 гг. – Астраханское, в 1556-1557 гг. – Башкирия, Чувашия, в 1580- 1590 гг. – народы Сибири (в 1581- 1585 гг. состоялся поход Ермака, а в 1587 гг. был основан Тобольск, ставший центром управления Сибирью). Первоочередной задачей был выход к Балтийскому морю. Ливонский орден, Швеция, Польша пытались закрыть России пути сообщения с Европой. После тщетных попыток Ивана IV договориться с орденом о снятии блокады с Российского государства началась Ливонская война, которая, однако, не принесла России желаемых результатов, хотя Ливонский орден (1237-1561 гг.) был разгромлен.

 

 

Смутное время

 

Хозяйственное разорение страны, противоречия внутри господствующего класса, восстания и сложные международные отношения ослабили Российское государство, чем пытались воспользоваться внешние враги в лице Речи Посполитой и Швеции, а также внутренние – бояре, которые стремились свергнуть дворянское правительство Годунова (1598-1605 гг.). Определенные круги ориентировались на Речь Посполитую.

Осенью 1604 г. из Речи Посполитой на территорию России двинулся, вероятно, самозванец – Лжедмитрий I. Он прошел через охваченные крестьянскими волнениями районы и, использовав поддержку народа и некоторой части дворян и бояр, в 1605 г., после смерти Годунова, воцарился в Москве. Во время восстания 17 мая 1606 г. Лжедмитрий I был убит, царем стал боярский ставленник Василий Шуйский (1606-1610 гг.). Правительство Шуйского для борьбы с войсками Лжедмитрия II в феврале 1609 г. заключила договор со Швецией о союзе против Польши. Феодалы Речи Посполитой начали открытую интервенцию и в 1610 г. захватил Москву. Шведы заняли Новгородскую землю.

В этот тягчайший период в жизни государства народ, не желая покоряться иноземцам, развернул освободительную борьбу против захватчиков. В ней органически переплелись элементы антифеодальной и национально-освободительной борьбы.

В начале 1611 г. в Рязанской земле были сформированы отряды первого ополчения, состоявшие из крестьян и казаков, бояр и дворян, а также посадского населения многих городов страны. В марте 1611 г. разногласия между дворянами, с одной стороны, (они требовали расширения своих привилегий в государстве и возвращения помещикам беглых крестьян и холопов) и казаками, с другой стороны, привели к распаду ополчения и убийству его руководителя – Прокопия Ляпунова.

В этой обстановке осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде под руководством К. Минина и Д. Пожарского стали формироваться отряды второго ополчения с целью освобождения Москвы от интервентов и создания нового российского правительства. Во второй половине августа 1612 г. отряды второго ополчения подошли к Москве и в октябре освободили ее.

После изгнания интервентов в феврале 1613 г. был созван Земский собор, избравший новым царем Михаила Романова (1613-1645 гг.). Правительство стремилось окончательно покончить с интервенцией. После нескольких военных столкновений между Россией и Швецией в 1617 г. был заключен Столбовский мир, по которому за шведами оставалось Прибалтийское побережье. В 1618 г. Речь Посполитая была вынуждена заключить Деулинское перемирие на тринадцать с половиной лет, по которому смоленские, черниговские и новгород- северские земли сохранились за Польшей.

Польско-шведская интервенция не только разорила страну, но и отрезала Россию от Балтийского моря, что надолго затормозила хозяйственное развитие страны.

 

Декабристское движение

Катаклизмы Великой французской революции 1789 г. И последовавших за ней завоевательных войн Наполеона оказали сильнейшее влияние на революционное движение в Европе. Восстания в Норвегии и Португалии, революции в Испании и Греции, наконец, движение карбонариев в южной Италии, приведшие к Неаполитанской революции – вот неполный перечень освободительных выступлений периода Реставрации.

В этом ряду стоит и революционное движение в российской армии, получившее название декабристского – по названию месяца, в котором состоялось выступление. Декабристское движение не случайно зародилось в армии (здесь прямая параллель с испанской революцией 1820-ых гг., где также выступили военные): именно офицеры, пройдя с походами Европу в 1813-1814 гг., увидели другую жизнь и другие отношения между людьми. Закономерным поэтому выглядит признание декабриста М.Муравьёва: « Мы дети 1812 года». И конечно, важной причиной дворянской революционности явилась полоса аракчеевской реакции второй половины 1810-первой половины 1820-х гг. явно потерявший интерес к управлению империей, углубившийся в мистические и религиозные искания, Александр I уделял основное внимание решению международных, а также собственных интимных проблем, фактически отдав Россию под власть генерала А.А.Аракчеева. Последний, сильная личность, не отличался толерантностью к новому и лучшим методом управления считал жёсткость. Отсюда военные поселения, т.е. новая форма комплектования армии: крестьяне должны были соединять военную службу с земледельческим трудом. Таким образом, противоречия между реальностями западной и российской жизни казались вопиющими.

Первые, фактически ещё преддекабристксие организации существовали в 1816-1821 гг. Союз спасения и сменивший его Союз благоденствия были весьма немногочисленными. Они ставили задачу освобождения крестьян от крепостной зависимости и изменения государственного строя России: первоначально планировалось ввести конституционную монархию, позже, в Союзе благоденствия, один из его лидеров П.И. Пестель призвал к республике.

Успех западноевропейских революций произвел сильное впечатление на декабристов. На смену пропагандистскому Союзу пришли Южное (на Украине) и Северное (в Петербурге) общества, поставившее целью реальные изменения строя. Более левым оказалось Южное общество, в «Русской правде» - главном идеологическом его руководителя Пестеля заключался призыв к свержению монархии и установлению республики. «Конституция» же представителя Серного общества Муравьева ратовала за ограниченную монархию. Различия между двумя документами не ограничивались только формой правления будущего государства, они касались и формы его устройства: Пестель предлагал унитарное государство, призывая присоединить Кавказ и Дальний Восток, Муравьев же выступал за федерацию в составе 15 независимых держав, каждая со своей столицей. Имелись разногласия и по другим вопросам. Проблемой также было отсутствие единства в Северном обществе, где образовалось крыло во главе с К.Ф. Рылеевым с более левыми, нежели муравьёвские, взглядами. Следует отметить, что, несмотря на конспирацию, столь долго существовавшие тайные общества не остались неизвестными для правительства. Ещё летом 1825 г. Унтер-офицер 3-го Украинского уланского полка И.В.Шервуд-Верный донес в Петербург об антиправительственном заговоре и если бы не внезапная смерть императора, к началу 1826 г. Общества, видимо, были бы ликвидированы и никакого восстания не случилось ( так, Пестель был арестован ещё 13 декабря).

Однако смерть Александра I в городе Таганроге и произошедшая затем неразбериха с переприсягой Николаю (вначале войска присягнули другому брату бездетного Александра, Константину, к тому времени он уже отрекся от престола) толкнули декабристов на выступление. 14 декабря 1825 г. около трех тысяч солдат и офицеров вышли на Сенатскую площадь Петербурга. Непосредственной задачей восставших было помешать присяге сенаторов и членов Государственного совета новому императору, а затем заставить их объявить «Манифест к русскому народу». После этого предполагалось захватить Зимний дворец и Петропавловскую крепость. Восстание, однако, потерпело поражение: Сенат и Госсовет присягу приняли ранее намеченного времени, тем самым планы восставших смешались. Отсутствовал и руководитель – князь Трубецкой не прибыл на площадь. К ночи, не поддавшиеся на уговоры восставшие, были расстреляны картечью и рассеяны (погибло более 80-ти человек). Судьба декабристов (пятеро было казнено, более сотни сослано в Сибирь и на Кавказ) показало трагизм и бесперспективность декабристского движения, утвердив вступившего на престол Николая I в правильности жесткой, если не сказать жестокой политики.

Чтобы лучше усвоить программные документы тайных обществ декабристов, нужно изучить их в сравнении, выясняя позиции составителей «Русской правды» Пестеля и «Конституции» Муравьева по таким основным вопросам, как отношение к крепостному праву, решение аграрного вопроса, политическое устройство России, для чего целесообразно изучить следующую таблицу:

 

 

Название общества Отношение к крепостному праву Решение аграрного вопроса Политическое устройство
«Южное общество» («Русская Правда» П.И.Пестеля) Ликвидация крепостничества Наделение селян землей без выкупа Республика
«Северное общество» («Конституция» Н.М.Муравьева) Ликвидация крепостничества Земля остаётся за помещиками, а крестьяне получают только 2 десятины на двор Конституционная монархия

 

Падение крепостного права.

Литература

История восточных славян, Руси, России

(с древнейших времен до 1917 г.)

 

Содержание:

 

Предисловие………….……………………………………………………………………….....2

Возникновение государства у восточных славян……………………………….......................4

Киевская Русь в X – начале XII века……………………………………………………………5

Феодальная раздробленность Киевской Руси………..…………………………………….......6

Борьба славянских народов с монгольским нашествием и крестоносцами………………….7

Образование Российского централизованного государства…………………………………..8

Россия в XVI веке………………………………………………………………………………..9

Россия на рубеже XVI- XVII веков. Смутное время……………..……………………..……10

Экономическое и политическое развитие России в XVII веке….…………………………..11

Россия на рубеже XVII-XVIII веков. Северная война. Реформы первой четверти XVIII века………………………………………………………………………………………………13

Россия в середине XVIII века………………………………………………………………….16

Российско-турецкие войны во второй половине XVIII века………………………………...17

Внутренняя и внешняя политика России в конце XVIII века……………………………….18

Внутренняя и внешняя политика России в начале XIX века…………..……………………20

Декабристское движение………………………………………………………………………23

Внутренняя и внешняя политика царизма во второй четверти XIX века…..........................24

Крымская война 1853-1856 годов……………………………………………………………..25

Падение крепостного права. Реформы 60-70-ых годов XIX века…………………………...27

Российско-турецкая война 1877-1878 годов………………………………………………….29

Революционное народничество 70-80-ых годов XIX века…………………………………..30

Россия на рубеже XIX-XX веков………………………………………………………………31

Российско-японская война 1904-1905 годов………………………………………………….32

Революция 1905-1907 годов в России…………………………………………………………33

Участие России в I Мировой войне (1914-1918 гг.)………………………………………….39

Февральская революция 1917 года……………………………………………………………41

Литература………………………………………………………………………………………44

Содержание……………………………………………………………………………………..45

 

История восточных славян

Славяне – это крупнейшая в Европе группа по происхождению народов. Они исконные жители Европы. Исследования языковедов, археологов, этнографов, историков и других ученых свидетельствуют, что предки славянских народов известны с середины II тысячелетия до н.э., а первые письменные свидетельства о них относятся к рубежу I тысячелетия н.э. В IV-VI вв. н. э. о славянах сообщали арабские, греческие, римские и византийские историки. В VI-VII вв. н. э. славянские племена разделились на три ветви: венеды, склавины и анты. На основе венедов в дальнейшем сформировались западные славяне (поляки, чехи, словаки, кашубы, лужичане), а склавины – южные (болгары, сербы, хорваты, словенцы, македонцы, боснийцы и черногорцы). Племена антов составили ядро восточных славян (русские, украинцы и белорусы). Восточные славяне жили на огромной территории: от побережья Финского залива, Ладожского и Онежского озер до устья реки Дуная, Днепра и верховьев Волги и Оки. О расселении восточных славян свидетельствует летописный свод «Повесть временных лет», составленный в начале ХII в. монахом Нестором в Киеве. В VI-VIII вв. н.э. у восточных славян шел процесс разложения первобытнообщинных отношений и постепенного оформления элементов классового общества и складывания объединения племен: полян, древлян, северян, дреговичей и др. На территории Белоруссии сложились племенные союзы кривичей, дреговичей, радимичей. Кривичей, проживающих на р. Палате, летопись называет полочанами. Название Русь (Рос) на протяжении второй половины I тысячелетия закрепилось за всеми землями, населенными восточными славянами. В VII в. имя «руссов» окончательно вытеснило наименование «антов».

У восточных славян было развито земледелие (подсечное и пашенное), охота, рыболовство, бортничество, домашнее скотоводство, ремесла и обмен. Развитие и применение орудий труда из железа привело славян к переходу от родовой общины к соседской или территориальной. Появилась частная собственность – собственность отдельных семей на скот, орудия и результаты труда. В общем пользовании общины оставались земля, леса, луга, водоемы, реки и др. Важнейшие вопросы славяне решали на народных собраниях – вечевых сходах. С усилением власти племенных вождей, которых стали называть князьями, значение веча пало. При переходе к классовому обществу возникла особая военная организация – дружина для сбора дани (полюдье) с покоренных земель и совершения набегов на соседей. Князь раздавал земли с крестьянами своим дружинникам, представителям господствующего класса. Индивидуализация труда, развитие частнособственнических начал с неизбежностью привели к появлению частной собственности на землю.

Большую роль в жизни восточных славян играли религиозные верования. Религия, в основе которой лежит обожествление сил природы и вера во многих богов, называется языческой. Важнейшими божествами у славян были Перун, Дажбог, Стрибог, Сварог, Велес. Социальные отношения регулировались традициями.

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-08-14; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.191.168 (0.027 с.)