Сущность капитала и экономическая природа процента 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Сущность капитала и экономическая природа процента



 

Одним из основных видов факторных доходов является процент. В экономической литературе он рассматривается как порождение капитала и одновременно как цена капитала, отданного взаймы, в аренду и т. п. В связи с этим принципиально важным становится вопрос о сущности и формах капитала.

В самом упрощенном значении капитал - это часть финансовых ресурсов, деньги, пущенные в

оборот и приносящие доходы. Оборот денег может выступать, например, в виде ссудного капитала. Ссудный капитал - это денежный капитал (Д), переданный инвестору во временное пользование с целью получения процента (Д’). Данный вид оборота капитала имеет формулу

 

 

В сфере обращения (наиболее характерная форма для турагентств) денежный капитал может быть представлен как

 

 

В виде туристского товара (Т) чаще всего могут выступать турпутевки, полученные от базовых предприятий (турбаз, пансионатов и т. д.), при реализации которых образуются, как правило, деньги с приращением (Д’).

В наиболее совершенном виде денежный капитал предстает в производственной сфере. Формула

денежного обращения (кругооборота) в сфере производства имеет вид

 

 

где Д − денежные средства, авансированные предпринимателем;

Т − товар (средства производства, рабочая сила и другие элементы производства);

З − заработная плата;

П − производственная сфера;

Т' − готовая продукция (услуги);

Д' − денежные средства, полученные от продажи товара или предоставления услуг.


Первая стадия кругооборота капитала - денежная -функционально заключается в приобретении средств производства (компьютера, телефона, наличных средств - для выплаты заработной платы).

Особенность этой стадии состоит в том, что в условиях переходной экономики она может быть

выражена как в форме, представленной выше, так и в виде

 

 

Различие заключается в том, что при недостаточном секторе предпринимательства рабочая сила не повсеместно выступает в виде товара. Даже акционированные формально предприятия осуществляют выдачу доходов главным образом в форме заработной платы. Государственные же предприятия производят полную оплату труда из государственных источников финансирования, т. е. в виде заработной платы. Вторая стадия кругооборота - производственная. Данная стадия в турбизнесе наиболее характерна для базовых предприятий и туроператоров при подготовке туристских услуг к реализации. В настоящее время материальная база пансионатов, домов отдыха и других аналогичных предприятий в большинстве случаев нуждается в серьезной реконструкции и замене. Одной из основных задач турагентов и туроператоров является переориентация отечественных потребителей на внутренние туры. В этой связи считается прогрессивным, когда, например, московский туроператор вкладывает свои средства на восстановление в Подмосковье строений усадебного типа и, являясь их совладельцем, развивает таким образом внутренний туризм.

Третья стадия кругооборота - товарная. Подготовленные к реализации туруслуги должны найти

своего потребителя. На этой стадии основную роль играют турагентства, от них зависит основной оборот туристских услуг.

В создавшейся экономической ситуации и ориентируясь в перспективе на внутренние туры, агенты турбизнеса в большинстве случаев должны исходить из минимального платежеспособного спроса

населения. Но, освоив рынок, они вправе ориентироваться на завоевание в нем доминирующего положения, ибо только внутренние туры могут обеспечить в перспективе стабильное положение.

Естественно, что в своей работе турагенты должны опираться на предприятия, производящие пакет туруслут Бхли из предшествующей формулы средства производства (СП) представить как предметы

труда (ПТ) и средства труда (СТ), то взаимосвязи базовых турпредприятий и туроператоров, с одной стороны, и турагентов - с другой, будут выглядеть следующим образом:

 

 

Принимая во внимание, что готовый турпродукт (Т1) одного предприятия приобретается другим в качестве предмета труда, товарная стадия первого предприятия является в то же время денежной стадией второго предприятия. Введенный в формулу коэффициент (К) показывает, что не все авансированные деньги турагентства, а только часть их используется на приобретение турпутевок (предметов труда), другая их часть идет на оплату труда, аренду офиса, амортизацию и т. п. Наличие в турагентствах производственной стадии (П2) свидетельствует о том, что в сфере обращения имеет место продолжение производственного процесса. Он связан в данном случае в основном с рекламной кампанией.


Сущность капитала, помимо его представления в виде денежной массы, можно характеризовать как совокупность средств производства. Этой точки зрения придерживался один из основоположников экономической теории - Давид Рикардо. Такие взгляды имеют широкое распространение и в современной литературе. Капиталом считают те блага, которые обладают стоимостью, покупательной способностью и которые приносят доход. Схематично совокупность средств производства представлена на рис. 2.2.

 

 

Рис. 2.2. Структура средств производства

 

Природные ресурсы в туристской деятельности имеют свою специфику. Это земельные, лесные, водные пространства, которые создают условия для производственного процесса. Применение любых форм труда, например сооружение стоянок на туристских маршрутах, свидетельствует о том, что природные ресурсы превращаются в сырьевую материальную базу, в данном случае - спортивного, пешеходного туризма.

Использование земельных ресурсов в туризме во многом схоже с экспроприацией природных ресурсов, так как при этом имеют место одни и те же его виды: экологический, аграрный, спортивный и др. В представленной выше схеме земля классифицируется как средство труда (основные фонды), но она может выступать и как предмет труда (оборотные фонды), если природно-рекреационные ресурсы преобразуются, как отмечалось, в материально-техническую базу туризма.

Орудия труда и здания, сооружения в отраслевой экономике принято называть соответственно

активными и пассивными частями фондов. Но специфика туризма состоит в том, что так называемая пассивная часть фондов, т. е. в данном случае средства размещения, гостиничный комплекс, является по существу активной частью. Средства размещения не только создают условия для производственного процесса, но и есть материальная база самого производственного процесса. На их базе воспроизводятся прибавочная стоимость и прибавочный туристский продукт. Чисто активной частью основных фондов можно считать холодильное оборудование, транспортные средства, компьютерную технику и т. п.

Наряду с отождествлением капитала в виде денежной массы или средств производства он может выступать как интеллектуальное достояние, усовершенствованный труд человека, просто как человеческий фактор. И эта точка зрения имеет право на существование, так как в своей исходной основе производство базируется не только на предметах труда и средствах труда, но и на самом человеческом труде. Поэтому в этой концепции определяющими факторами являются лишь природа и человек. Все остальное - машины и механизмы, технология и информация, все новшества и нематериальные активы - это творение рук и мозга человека. В этом смысле человеческий капитал не менее ценен, чем дары природы.

Человеческий капитал можно отождествлять с различными дополнительными факторами производства: научно-техническим прогрессом, информатикой, предпринимательством. Но все они - порождения двух основных факторов труда и капитала, которые в производственной функции занимают, соответственно, 75 и 25 %. Из их состава, образно говоря, и появляются новые факторы производства.

Однако и человеческий капитал становится капиталом лишь тогда, когда он приносит доход. Следовательно, капитал - это стоимость, которая приносит доход и которая может быть воплощена в денежных, материальных и нематериальных активах. Доход от капитала в самом общем виде -это приращение к первоначальной авансированной величине стоимости активов. Собственники денежных и нематериальных активов получают свой доход от капитала в виде процента; собственник же материальных активов получает свой доход в форме арендной платы. Однако и в том, и в другом случае правомерно эти виды называть процентом в широком смысле слова.


Важнейшим аспектом данной проблемы является вопрос об экономической природе процента. В

экономической литературе существуют три точки зрения.

Одну из них выдвинул Пол Самуэпьсон, который полагал, что процент - это результат чистой

производительности капитала. Производство, базирующееся только на двух факторах - земле и труде, менее эффективно, чем производство, основанное на трех факторах - земле, труде и капитале. В туристской деятельности капитал может быть представлен, например, гостиничным комплексом. Следовательно, этот капитал обладает чистой производительностью, с его помощью, в отличие от обособленных экологических туров, производится дополнительное число туристских услуг, которые можно выразить в форме процентного дохода. Уровень этого дохода является критерием, который позволяет выбирать различные варианты капитальных вложений.

В туристской деятельности производственный функциональный доход от капитала составляет, по

различным оценкам, от 12 до 25%.

Другие экономисты полагают, что процент - это часть стоимости прибавочного продукта, результат

живого труда наемных работников. В наиболее завершенном виде эта точка зрения изложена Карлом

Марксом. Стоимость производимой продукции он выразил формулой

 

 

где с − стоимость сырья и материалов, амортизация основных фондов;

ν − оплата труда;

т − прибавочная стоимость.

 

В экономической теории производство принято подразделять на производство средств производства

(I подразделение) и производство предметов потребления (II подразделение).

К. Маркс определил условия расширенного воспроизводства совокупного общественного продукта. Применительно к туристской деятельности их можно сформулировать соответствующим образом, принимая некоторые допущения.

Производство средств производства (I подразделение) - это вся материальная часть базовых

турпредприятий (домов отдыха, турбаз, пансионатов) плюс оплата труда работников и чистый доход,

создаваемый этими работниками:

 

 

Производство предметов потребления (II подразделение) - это турпродукт, туруслуги, путевки, продаваемые турагентами на рынке. Турагентства в свою очередь имеют материальную часть (офисы с необходимым для работы оборудованием), рабочую силу и неотъемлемый прибавочный продукт:

 

 

Производственный процесс предполагает выполнение следующих условий.

Первое условие. Темпы роста вновь созданной стоимости (ν + т) во II подразделении - предложение

туруслуг турагентом - должны опережать рост заработной платы в обоих подразделениях, т. е. может иметь место следующая зависимость:

 

 

Невыполнение этого условия означает сокращение предполагаемого объема туруслуг или их невозобновление, что и наблюдается в настоящее время на внутреннем туристском рынке. Кроме того, предложенная зависимость может трансформироваться в неравенство типа

 

 

Это означает, что доходы от продажи путевок должны быть выше, чем заработная плата работников базового турпредприятия.


Второе условие. Предложение туруслуг на базовых предприятиях должно расти более высокими темпами, чем материальная часть турагентств, т. е.

 

 

То же самое можно представить в модифицированном виде (третье условие):

 

 

Другими словами, вновь создаваемая стоимость в обоих подразделениях (группах турпредприятий) должна быть больше, чем вся стоимость во второй группе турпредприятий - в турагентствах. Если вновь созданная стоимость базовых турпредприятий будет оказываться больше всей стоимости турагентств, то это значит, что сбыт туруслуг зашел в тупик и необходимо принять меры по выходу из этого положения.

Третью точку зрения на экономическую природу процента выдвинул французский экономист Морис

Алле, который полагал, что процент - это форма вознаграждения человека в будущем за сокращение потребления в настоящем. Отказывая себе в потреблении части дохода, человек отдает свои средства в банк на накопление, что обеспечивает рост производства. Процент при этом выступает как форма вознаграждения за сокращение потребления в настоящем и за рост производства в будущем.

Данная точка зрения не нова. Она встречается в трудах К. Маркса и других экономистов. Разница состоит лишь в том, что К. Маркс разделял на накопление и потребление не личный доход, а доход общественного производства. Схожую позицию занимают авторы теории экономического роста. Наиболее ярким ее представителем является английский экономист Рой Харрод. Связь между долей инвестиций в национальном доходе и капиталоемкостью строится на основе предпосылки о равенстве сбережений, характеризующих предложения фондов для инвестирования, и инвестиций, величина которых определяется спросом на эти фонды. Полагая, что предложение сбережений является устойчивой функцией потребления, а спрос на инвестиции зависит от темпов роста национального дохода и величины капиталоемкости, Харрод предложил следующую формулу, характеризующую равенство сбережений и инвестиций:

 

 

где S − доля сбережений в национальном доходе;

С − капиталоемкость;

G − темп роста национального дохода.

 

С проблемой процента тесно связаны вопросы дисконтирования и капиталоотдачи. Дисконтирование - это определение текущей стоимости капитала (отношение дохода, который приносит капитал в течение года, к средней учетной ставке банковского процента). Капиталоотдача определяется также отношением годового дохода (национального дохода, валовой продукции) к стоимости капитала. Обратный показатель характеризует капиталоемкость производства. В туристской деятельности наиболее капиталоемкой подотраслью считается гостиничное хозяйство. Нормативный срок окупаемости в нем составляет два года.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 391; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.112.111 (0.047 с.)