Формы организации общественного развития и трансформация туристского обслуживания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы организации общественного развития и трансформация туристского обслуживания



 

Организационные формы развития общества в целом и отдельных его субъектов можно рассматривать на микро-и макроуровне.

Микроуровень - это мотивы экономического поведения человека, понятие целой его жизни. Сюда же относится и развитие отдельных коллективов, фирм, объединений.

Макроуровень общественного развития связан со стадиями, системами экономического роста,

сменой формаций и отдельных цивилизаций. Как определить место туризма и отдыха в этом

многообразии форм?

Туризм возник в тот период развития общества, когда человек перестал трудиться ради выживания,

заботиться о хлебе насущном, а начал думать об отдыхе и развлечениях. В этот период античной культуры появляется тяга отдельных представителей господствующего класса к путешествиям.

После того как первая жизненно важная потребность перестала с остротой стоять перед человеком,

родилась вторая необходимая потребность − потребность в информации, а следовательно, в

путешествиях. Потребность человека в информации о новых местах, а также в путешествии как средстве получения этой информации стала объективным условием общественного развития.


Путешествие давало человеку возможность отдохнуть, познать новые места и явления природы, приносило удовлетворение. При этом люди традиционно путешествовали на свой страх и риск. Но на определенном этапе развития экономики, когда потребность в путешествиях резко возросла, появились и представители этих услуг, самостоятельная отрасль хозяйствования − туризм. Туризм не является товаром первой необходимости, поэтому он становится насущной потребностью человека только при определенном уровне его дохода и при определенном уровне богатства общества. Классики экономической науки Адам Смит и Давид Рикардо полагали, что модель экономического поведения человека, или «экономического человека», в эпоху рыночной экономики включает обогащение, личный материальный интерес и эгоизм. И лишь в той мере, в какой преследуется собственная выгода, экономический человек действует на пользу общества. Перефразируя высказывания Смита, - потребители получают туруслуги не от благожелательности представителей турсферы, а от той выгоды, которую получат ее представители, предоставив на рынок эти услуги.

Позднее на основе модели Смита маржиналисты создали концепцию человека-оптимизатора,

который все свои мысли и поступки направляет на то, чтобы получить наибольшую полезность при наименьших затратах, максимальную выгоду при минимальных усилиях. Человек-оптимизатор всегда оказывается способным сопоставить цели и средства, выработать оптимальное решение, даже находясь в путешествии или на отдыхе.

По версии Всемирной туристской организации, наиболее многочисленной группой туристов являются как раз представители, очень похожие по описанию на человека-оптимизатора. Это люди со средними или низкими доходами, среднего возраста, средним или низким образовательным уровнем, но желающие за свои деньги получить максимум услуг. Они отдыхают, как правило, у моря, любят посещать бары и дискотеки, но при этом строго следят, все ли они получили от вложенной ими суммы денег.

Принципиально новое направление в интерпретации экономической природы человека дали представители немецкой исторической школы. По их мнению, объектом экономического анализа должен быть не индивидуальный человек, а народ, общество, класс, социальная группа и, наконец, семья. С учетом этого фактора индивидуальный человек предстает не только как эгоист, но и как альтруист, который учитывает не только свои личные эгоистические интересы, но и интересы семьи, своей социальной группы, класса, своего народа и даже всего человечества.

Сообразуясь с этой концепцией, Карл Маркс рассматривал человека как выразителя интересов своего

класса − капиталистов или наемных рабочих. В нашей стране в годы советской власти образ человека- труженика нашел свое продолжение. К сожалению, концепция альтруиста ассоциировалась у советских руководителей с организацией ГУЛАГов, а современное вхождение в рынок - с диктатурой криминала и финансовой олигархии.

Но русская экономическая школа (В. И. Вернадский, А. В. Чаянов и др.) дает основание полагать, что понятия рынка и социализма, органичного соединения природы, общества и человека, общего согласия и справедливости еще найдут свое отражение в русской национальной идее. В туризме эта идея воплощается в виде направлений социального туризма.

Как отмечалось, на микроуровне человек как единица общественной жизни может рассматриваться как отдельно, так и в коллективе, а коллектив − в виде фирмы, предприятия.

Проводя аналогию между жизненными целями личности и целями развития фирмы, можно сделать вывод, что у них много общего. Не вдаваясь в детали этого вопроса, отметим, что стремления сводятся

к завоеванию максимальной доли рынка, занятию доминирующего положения в обществе и максимизации прибыли. Немаловажным аспектом при этом остается моральная сторона, этика общения

и рыночного поведения. Средства для достижения цели должны оптимально соответствовать этим целям.

Формы организации общественного развития на макроуровне достаточно многообразны. При этом экономическая наука еще не выработала единый универсальный критерий, по которому можно было бы

установить основные виды и способы организации общественной жизни. Для этой цели существует несколько критериев. Первым из них является уровень развития производительных сил.

Согласно этому критерию в экономической теории выделяют три стадии экономического развития:

доиндустриальную, индустриальную и постиндустриальную. Отдельные экономисты вносят свои

коррективы в теорию трех стадий. Например, Джон Гелбрейт делит индустриальное и постиндустриальное общества каждое на два этапа развития. Уолт Ростоу выделил шесть стадий роста: традиционное общество, стадия создания условий для роста, рост, движение к зрелости, эпоха


массового потребления и стадия поиска качества жизни.

Основной недостаток данной характеристики экономического развития общества состоит в том, что при таком подходе не учитываются социально-экономические отношения между людьми. В этой связи (на основе второго критерия) в экономике выделяют формационный и цивилизационный подходы.

Суть формационного подхода состоит в том. что за основу развития общества берется формация,

которая учитывает уровень развития и производительных сил. и производственных отношений Основатель этой теории К. Маркс выделил пять основных формаций, пять способов материального производства: первобытно-общинный, рабовладельческий, феодальный, капиталистический и коммунистический.

Ростоу подверг жесткой критике данный формационный подход и, в частности, последнюю его стадию. По Ростоу, социалистические страны лишь повторяли те стадии, которые прошли развитые капиталистические страны. Поэтому бывший СССР отстал от США на целую социальную эпоху. Ростоу представлял социализм и коммунизм в виде «болезни» и предвидел их реформирование при переходе к стадии массового потребления. Это реформирование, по Ростоу, должно основываться на частнопредпринимательской инициативе; государству отводится главная роль в формировании отраслей инфраструктуры. Эти высказывания справедливы для туристкой сферы.

Цивилизационный подход отражает влияние социальных факторов на развитие экономики. Для

туристской деятельности и, в частности, для формирования выездных паломнических туров необходимо учитывать существующие виды цивилизаций. Это дает возможность фирмам контролировать уровень сезонности, а следовательно, и ритмичность финансовых поступлений.

Оба подхода − формационный и цивилизационный - имеют право на существование в экономической

науке. Вместе с тем им свойственны и недостатки: они не учитывают форм хозяйствования, способов управления и характера собственности.

В связи с этим применяют третий - обобщающий критерий развития общества. В целом обобщающий критерий призван ответить на вопросы: что, как и для кого производить. По этому

критерию выделяют четыре системы экономической жизни общества: традиционную, командную,

рыночную, смешанную.

В традиционной экономике в основе решения вопросов − что, как и для кого − лежат традиции,

передающиеся от поколения к поколению. Так, в России дореволюционного периода «низшие слои» общества удовлетворяли свои потребности в туризме по месту проживания. В гости к родственникам ездили редко, поэтому жили у них долго, иногда по полгода. Для состоятельных слоев населения в конце XIX в. была создана в Санкт-Петербурге турорганизация «Предприятие для общественных путешествий во все стороны света», а в начале XX в. начало работу Российское общество туристов.

Командная экономика через государственные органы регулирует все экономические процессы, в том

числе и туристские. При этом для людей со средними и высокими доходами отсутствует потребительский выбор.

Рыночная экономика устраняет эти недостатки. Однако «с водой выплескивает и ребенка», т. е. не решает проблемы отдыха основной массы населения. Это призвана сделать смешанная экономика.

Смешанная экономика органически соединяет в себе преимущества рыночной, командной и традиционной экономики (например, распространение аграрного туризма в России). Классическим

примером смешанной экономики является развитие социального туризма в Швейцарии и во Франции на основе отпускных чеков.

В каждой из указанных выше систем действуют свои национальные особенности организации экономической жизни. Каждый из трех рассматриваемых критериев дополняет друг друга, а

экономические системы и стадии роста находятся в полном и непосредственном взаимодействии. В

табл. 1.1 на примере России представлен такой тип взаимодействия.

Доиндустриальная стадия роста ассоциируется с традиционной системой экономического развития. В России дореволюционного периода главной сферой экономики было сельское хозяйство, а землевладельцы − основной социальной группой. Однако при переходе к командной экономике эта группа практически была ликвидирована.

Поэтому в условиях постиндустриального развития необходимо восстановить прежде всего коллективную собственность на землю. Более того, экономика России ввиду специфичности природных условий предполагает землю главным фактором производства. Этот фактор является основным и для экономики туризма.


Таблица 1.1

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 238; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.236.174 (0.01 с.)