Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рекреационно-экономический и маркетинговый подходыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
При формировании туристского продукта следует учитывать различные методические подходы. Первым и наиболее разработанным в настоящее время является рекреационный подход, который включает: • общие сведения об объекте (площадь, численность жителей, структура хозяйства, географическое положение); • ландшафтные характеристики и природно-рекреационные ресурсы (реки, озера, возвышенности, гидроминеральные ресурсы); • памятники исторического и культурного наследия (исторические достопримечательности, места исторических событий); • инфраструктуру туризма (транспорт, связь, ресторанно-гостиничное хозяйство, лечебно- оздоровительные пункты, центры спортивного туризма); • действующие туристские маршруты; • предполагаемые новые маршруты; • экономическую оценку основных видов туристских услуг. Вторым методическим подходом к обоснованию туристского продукта является экономическая оценка потребительских свойств рекреационных ресурсов, историко-культурного наследия исследуемых объектов, состояния их материально-технической базы. Для более полного представления о принципах исследования обратимся к конкретному примеру. Необходимо дать экономическое обоснование (методику исследования) формирования агротуристского продукта в южной рекреационной зоне Московской области. В качестве объекта формирования взят Каширский район и специализированное производственное предприятие - птицефабрика, расположенное в 3 км от Каширы ив 120 км от Москвы. Следует заметить, что взята не вся рекреационная зона Каширского района, а только один конкретный объект. Условно назовем его профилакторием птицефабрики. В дальнейшем исследовании будем опираться на рекреационный подход. Местоположение объекта. Надо экономически оценить влияние относительной удаленности объекта от Москвы. Удаленность объекта характеризуется затратами времени и материальных ресурсов. Относительно высокий уровень этих затрат должен компенсироваться набором экологических, инфраструктурных, досуговых и других условий. Удаленность объекта может компенсироваться также временем пребывания туристов в местах отдыха, т. е. в нашем примере это может быть как минимум уик-энд. (Кстати, на подобные несоответствия во времени пребывания в пути и проведения экскурсионных мероприятий, например по Сергиеву Посаду, неоднократно указывали иностранные туристы. Их требования сводились к проведению одной-двух ночевок на территории данного района и расширению спектра предоставляемых досуговых услуг.) В этой связи в Кашире целесообразно запланировать строительство (реконструкцию здания) гостиницы для проведения специализированных экскурсионных и досуговых мероприятий в окрестностях города. Памятники исторического и культурного наследия. Город Кашира - это исторический памятник, относящийся к XIII-XIV вв. Наиболее примечательным событием истории города (помимо общего исторического экскурса) является упоминание о Кашире как месте стоянки войска Дмитрия Донского на пути следования к Куликову полю. Известно, что другая часть войска князя Дмитрия следовала через Коломну. Эта историческая справка дает нам основание для формирования отдельного туристского маршрута на Куликово поле. Кашира является здесь лишь структурным звеном, в которое органическим образом вписывается и планируемый гостиничный комплекс. Проведение дополнительных туристских маршрутов повышает эффективность его эксплуатации и сроков окупаемости. Характерно, что в осуществлении названного маршрута должны принимать участие определенные сегментные группы. Наиболее предпочтительными могут быть школьные группы. Исторический потенциал Каширы связан с событиями Великой Отечественной войны, когда танковая армия Гудериана вплотную подошла к городу и до стен Москвы оставался один танковый переход. При этом никаких серьезных оборонительных рубежей на южных подступах к столице сооружено не было. Это - малоизвестный исторический факт (по сравнению с Западным направлением), но от его исхода зависела судьба Москвы, России, а может быть, и весь исход второй мировой войны. Имя героя этих событий - генерал П. А. Белов. Он возглавлял конную армию, защищавшую юго- восточные рубежи столицы, и сумел в кратчайший срок (одна ночь) перебросить свои основные силы в район боевых действий, остановив Гудериана. Основные события того периода разворачивались именно на территории исследуемого нами объекта - деревень Зендино, Мощное, Пятницы и др. Проведение здесь экскурсионных мероприятий ла давностью лет имеет, видимо, пока ограниченный характер. Однако в качестве рекламы данного туристского объекта можно предложить восстановить события тех лет с помощью средств кинематографа. В свое время немало туристов привлекали рекламные проспекты по окрестностям Подмосковья, представленные на основе событий, отраженных в фильме «Война и мир». Создание фильма может привлечь внимание зарубежных туристов, заинтересованных в освещении тех событий, а также отечественных и зарубежных потенциальных инвесторов. Это частично окупает затраты кинематографа. По существу, речь идет о создании диверсификационного проекта «туризм - кинематография» или выделении соответствующего направления в туристской деятельности. Ландшафтная характеристика объекта. Исследование рельефа местности предполагаемого туристского объекта позволит утверждать, что он является типичным для Среднерусской возвышенности, т. е. налицо сочетание равнинной поверхности с переходом на определенный уровень высокогорья. Это дает основание полагать, что в данной местности есть условия для развития горнолыжного туризма. Однако такое предположение следует подкрепить конкретными расчетами по проектированию объектов подобного типа. В целом проект заслуживает всестороннего внимания, ибо коэффициент сезонности (как отношение минимального сезонного поступления к максимальному) резко возрастает. На территории профилактория имеется каскад прудов, что свидетельствует о возможности создания базы для развития рыбоводства и рыболовства. Однако прудовое хозяйство находится в запущенном состоянии. Требуется ряд мероприятий по его очистке и приведению в нормальное состояние. Другими словами, необходим специальный проект по эксплуатации прудового хозяйства. Кстати, в прошлом веке пруды использовались как излюбленное место отдыха поместной знати. Профилакторий расположен на территории помещичьей усадьбы. Степень утраты ее потребительной стоимости на уровне 60-70 %. Для ее восстановления потребуется, по укрупненным расчетам, не менее 2 млн долл. Возможно привлечение спонсоров для совместного владения, а также местных архитекторов-энтузиастов. Восстановление местных церквей идет именно по этому пути. Известно, что в период перестройки зарубежные инвесторы предлагали свои услуги местным властям, но получили отказ. В будущем усадьба может стать основным местом для размещения туристов, включая иностранных. На территории профилактория имеются дубовая и березовая рощи, смешанные леса, родниковые источники. В недавнем прошлом это было местом проведения грибных и ягодных прогулок, пикников и праздничных гуляний. Среди прочих водоемов есть река Мутенка, впадающая в Оку. Низкий уровень воды, засоренность и загрязненность не позволяют использовать ее в летний сезон для водного туризма. Но это беда всех наших речек подобного типа. Требуется специальный эколого-экономический подход к разрешению этой проблемы. Возможно, что она будет решена при установлении особого аграрно-туристского статуса каждой рекреационной зоны. Специализация основного производства местного хозяйства - птицефабрика - предполагает производство дичи на промышленной основе и организацию в дальнейшем спортивной охоты. Известно, что во всем мире это доходный бизнес. Один выстрел стоит не менее 10 долл., а наличие охотничьих домиков и средств для приготовления этой дичи, а также комплекса развлечений делает спортивную охоту специализированным хозрасчетным подразделением. Это же относится и к восстановлению поголовья лошадей для проведения конноспортивных мероприятий и просто конных прогулок. Инфраструктура профилактория представлена лечебно-профилактическим комплексом средств стационарного размещения туристов, столовой. На территории хозяйства имеется и ресторан. В специализированной зоне расположено здание оздоровительного лагеря для детей. Кроме того, имеется обширный частный сектор для размещения туристов, а также дом для приема ведомственного руководства. Возможно дополнительное строительство деревянных типовых домиков и восстановление помещичьей усадьбы. На основе изложенного можно сделать следующие обобщения. 1. Необходимо составить экскурсионную программу тура. В программу желательно включать одну- две оплачиваемые экскурсии (по городу и посещение музеев и памятных мест). Дополнительные или оплачиваемые экскурсии могут быть на теплоходе по реке Оке и в близлежащие города - Серпухов, Коломну, усадьбу Поленово и т. д. Зарубежный опыт свидетельствует о том, что туроператоры, как правило, закладывают в тур лишь одну экскурсию (по городу). Потребители вынуждены около 30-40 % средств, имеющихся в наличии, тратить на так называемые дополнительные экскурсии, стоимость которых в 1,5 раза выше, чем у групповых, запланированных экскурсий. В тур-бизнесе это известный принцип «заманивание и переключение», однако также известно, что доверие к таким фирмам, искусственно занижающим цены за счет экскурсионных программ, будет неизбежно подорванным в глазах потребителей. 2. Разработка программы размещения должна основываться на сегментации отдельных туристских групп, которые являются типичными для данного тура. В рассматриваемом агротуре можно выделить следующие сегментные группы и условно соответствующие им средства размещения. Сегментные группы Родители с детьми; лица «третьего» возраста
Студенты, старшие школьники, молодежь
Спортивные группы
Туристы с высоким уровнем дохода Иностранные туристы Средства размещения Стационарные помещения (с определенной лечебно-профилактической базой) Частный сектор, палатки, летние домики
Приспособленное помещение школы Дома для приема
Отреставрированная усадьба XIX в.
В сравнении с нашим примером зарубежные агротуры строятся примерно по той же схеме размещения. Что же касается средств городского размещения, то известно, что отечественные туристы предпочитают селиться в одно- или двухзвездочных отелях. 3. Предварительная инвестиционная программа должна включать следующие разделы: • восстановление природно-ландшафтного комплекса; • подготовка средств размещения; • реставрация памятников истории и культуры, фрагментов древних городов; • поддержка системы народных промыслов и ремесел. 4. Последним, завершающим этапом должна стать комплексная программа проживания: размещение, питание, досуг. Для каждой сегментной группы составляется индивидуальная программа по дням пребывания, включая экскурсионную программу и спортивные туры по водному и конному туризму, грибным и ягодным турам, проведению охотничьих и рыболовных мероприятий. Отдельно учитывается помощь местным сельхозпредприятиям и делаются соответствующие скидки. Важным вопросом при формировании цены тура является вид заказанного питания. При организации обслуживания туристов в ресторанах обычно применяют следующую классификацию: • полный пансион (full board - FB) - трехразовое питание (завтрак, обед, ужин); • полупансион (half board - НВ) - двухразовое питание (завтрак-обед либо завтрак-ужин); • только завтрак (bed and breakfast - ВВ). Имеются также различия в форме обслуживания: • обслуживание «а ля карт», т. е. свободный выбор клиентом блюд из предлагаемого рестораном меню (используется обычно при обслуживании индивидуальных туристов); • обслуживание «табльдот», т. е. единое для всех клиентов меню без права выбора блюд (используется при организации питания туристских групп); • «шведский стол», т. е. свободный выбор выставленных на общий стол блюд и самообслуживание. Стоимость питания уменьшается соответственно от кратности питания и затрат на обслуживание, т. е. самым дешевым оказывается «только завтрак» в виде «шведского стола». В среднем на агротуры затрачивается от 150 до 200 руб. в сутки. Экономия по сравнению с аналогичными турпредприятиями (дома отдыха, турбазы, пансионаты) достигается за счет дешевого питания и проживания. Для структуризации отдельных статей приведем пример въездного тура, рассматриваемый И. Т. Балабановым в указанной ранее книге (С. 111-112).
Пример расчета стоимости тура (без стоимости авиаперелета)
1. Общие сведения. 1.1. Сроки: Москва (4 дня / 3 ночи); Санкт-Петербург (6 дней / 5 ночей). 1.2. Число туристов в группе, включая переводчика -21 человек. 1.3. Питание - полный пансион (завтрак, обед, ужин). 1.4. Проживание - двухместные номера со всеми удобствами. 1.5. Транспорт-комфортабельный автобус. 1.6. Трансфер: аэропорт - гостиница - аэропорт. 1.7. При расчете принимают цены на услуги, установленные соответствующими предприятиями туристской индустрии, в расчете на 1 человека за 1 час аренды автобуса. 2. Смета расходов турфирмы по приему туристов. 2.1. Москва. Проживание - гостиница «Измайлово»: 30 долл. × 3 ночевки × 21 чел. = 1680 долл. Питание - трехразовое: 20 долл. × 4 дня × 21 чел. = 1680 долл. Экскурсионная и культурная программа (обзорная экскурсия по городу на автобусе, экскурсии в Кремль, на Красную площадь, посещение музеев, Большого театра): 45 долл. × 21 чел. = 945 долл. 2.2. Санкт-Петербург. Проживание - гостиница «Нева»: 20 долл. х 5 ночевок х 21 чел. = 2100 долл. Питание - трехразовое: 20 долл. × 6 дней × 21 чел. = 2520 долл. Экскурсионная и культурная программа (обзорная экскурсия по городу на автобусе, экскурсии в Эрмитаж, Петродворец, Мариинский театр, посещение мучеев. Царского села): 55 долл. × 21 чел. = 1155 долл. 2.3. Транспорт. Автобус: 15 долл. × 8 дней × 6 чел.= 720 долл. 2.4. Переезд. Поезд «Москва - Санкт-Петербург»: 40 долл. × 21 чел. = 840 долл. Поезд «Санкт-Петербург - Москва»: 40 долл. × 21 чел. = 840 долл. 2.5. Услуги турфирмы (сопровождение тургруппы, экскурсионное обслуживание, бронирование мест в гостиницах и авиабилетов - 5 % величины расходов): (1890 + 1680 + 945 + 2100 + 2520 + 1155 + 720 + 840 + 840) × 0,05 = 634,5 (долл.). 2.6. Прибыль турфирмы (10 % величины расходов): 12690 × 0,1 = 1269 (долл.). 2.7. Общая стоимость тура без стоимости авиаперелета: 12690 + 634,5 + 1269 = 14593,5 (долл.). 2.8. Стоимость путевки на одного человека без стоимости авиаперелета: 14593,5: 21 = 694,9 (долл.).
Из приведенных данных видно, что фактическая рентабельность турфирмы составляет не 10, а 200 % (1269 /634,5). В данном случае рентабельность 10 % относится к внешним услугам. Соотношение 10 % к 200 % противоречит принципу равной выгодности ведения хозяйства. Поэтому в условиях «замкнутого» туристского рынка подобные соотношения не допускаются. Далее приведем методику расчета промежуточных цен, или «выравнивания» рентабельности, и пример расчета цены для агротурфирмы.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-16; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.177.204 (0.009 с.) |