Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема право и его предназначение. Источники (формы) праваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Теории правопонимания Понятие и предназначение права Источники (формы) права Понятие и предназначение права Теории правопонимания УЧЕНИЯ О ПРАВЕ Совокупность научных теорий, концепций, школ, направлений, течений по проблемам происхождения и понимания права.
Теории правопонимания
Теория естественного права. Историческая школа права. Социологическая концепция права. Психологическая теория права. Классовая (экономическая) теория права. Теория позитивного права. Представления И.Канта и Г. Гегеля о праве. 8. Правопонимание в России: 8.1. Представления о праве в истории России до 1917 года; 8.2. Правопонимание советского периода времени; 8.3. Современные определения понятия «Право» в отечественной юридической науке.
ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА Идея о естественном праве возникла в Древней Греции и Древнем Риме.
В Древней Греции Философ Сократ (469-399г.г.до р.Х..) Философ Стагирит Аристотель (384-322 г.г. до р.Х.) В Древнем Риме Юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до р.Х.) «О законах».
Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) – Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)- английский философ. Джон Локк (1632 – 1704 гг.)- английский философ Радищев Алекса́ндр Никола́евич (31 августа 1749, Москва — 24 сентября 1802, Санкт-Петербург; — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.
Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв. Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583–1645 гг.). В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев. Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой. В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856–1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.) С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям: 1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер); 2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости. Естественное право не является какой-либо особой системой юридических норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притязаний общества, обращенных к государству и основанных на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др. Идея естественного права, естественных прав человека эволюционировала вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В. А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопровождая „действующее право“ на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право». Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктрины естественного права, можно назвать: а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой; б) различение права и закона; в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества; г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.
В Древней Греции Философ Сократ (469-399г.г.до р.Х..): обосновал нравственную природу права; различал естественное право и закон полиса, которые восходят к разумному началу.
Философ Стагирит Аристотель (384-322 г.г. до р.Х.)
В Древнем Риме Юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до р.Х.) «О законах». В основе права лежит природная справедливость: а). справедливость – это вечное, неизменное неотъемлемое свойство природы вообще и человеческой природы в частности; б). Природа – источник справедливости и права; в). естественное право- это космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, форма человеческого общения и общежития, охватывающие его тело, душу, внешнюю и внутреннюю жизнь; г). естественное право-истинный закон, положение соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая; д). первое требование справедливости: чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью; ж). естественное право возникло раньше, чем какой то ни было писанный закон, раньше чем какое-либо государство; з). человеческие установления должны соответствовать справедливости и естественному праву, потому, что последнее не зависит от мнения и усмотрения людей; и). право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями; к). закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного; л). соответствие или несоответствие человеческих законов природе (естественному праву) выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости. Отдельные высказывания Цицерона: а). Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками; б). Под действие закона должны попадать все; в). Истинная цель государства и городов заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности.
В эпоху средневековья идея естественного права получила свое дальнейшее развитие в богословских сочинениях. Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, Неаполь - Италия. Создал учение о законах, как системе субординационного поведения человека в обществе «О правлении властителей» 1265 год. Все законы представляют собой пирамиду, вершиной которой являются универсальные законы, управляющие Вселенной. Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему, он существует сам по себе и от него происходят иные законы. Естественные законы есть отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей. Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Позитивный закон предназначен силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели. Правовыми человеческие установления считаются только тогда, когда они не противоречат естественному праву. Божественный закон дан в Библии и необходим по двум причинам: 1. человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло; 2. несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде. Человеческие положительные законы должны соответствовать человеческим естественным законам. Несправедливый положительный человеческий закон отражает частные и отдельные интересы и не учитывает общие интересы.
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ВСЕЛЕННОЙ
Как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сформировалась в XVII-XVIII вв.
Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) – голландский юрист, один из основателей рационалистической доктрины естественного и международного права. Основоположник классического естественного права. Основной труд «О праве войны и мира», в котором объясняется естественное право народов, а также принципы публичного права. Отличал то, что происходит от природы (естественное право) и то, что происходит путем установления (установление государства путем договора, государственные законы, право народов и др). Естественное право – предписание здравого разума. Согласно этому предписанию то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека, признается либо морально позорным, либо морально необходимым. Естественное право является основанием для разграничением должного (дозволенного) и не должного (недозволенного) поведения по самой своей природе. Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа, его способность к знанию и деятельности согласно общим правилам. Соблюдение человеком общих правил есть источник права в собственном смысле: -воздержание от чужого имущества; -возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды; -обязательность соблюдения обещания; -возмещение ущерба; -воздаяние людям заслуженного наказания.
основание для разграничения должного (дозволенного) и не должного (не дозволенного) Право человеческое Право божественное
Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)- английский философ. Основной труд Философское начало учения о гражданстве». Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей. Человек эгоистичен, жаден, труслив, честолюбив, отсюда – человек – волк и это есть естественное состояние человеческого рода - естественные законы. Поэтому: 1. необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все остальное должно использоваться в качестве средств достижения мира; 2. отказ каждого от своих прав в той мере, которая требуется для достижения мира и самозащиты; 3. люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В этом и есть источник и начало справедливости; 4. не делай другому того, чего бы ты не желал себе, чтобы было сделано по отношению к тебе; 5. обмен и договор – предпосылки для установления мира в человеческом общении. Джон Локк (1632 – 1704 гг.)- английский философ – «Два трактата о государственном правлении». До образования государства люди пребывали в естественном состоянии, где господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не должен иметь больше другого. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии соблюдались природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Естественные свойства индивидов есть первоначальное право и источник для законодательной и исполнительной власти. Титул закона должен иметь лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащие общему благу. Если норма не содержит такого предписания, значит это не закон. Закон должен быть стабильным и долговременным. Радищев Право – это совокупность постоянно действующих и независимых от государства норм и принципов сформированных (созданных) народом (обществом) на основе своих представлений о свободе, справедливости, равенстве Право – это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности
ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА Возникла в начале ХVIII века и сформировалась в начале ХIХ в Германии. Густав Гуго (1764-1844 гг.) - автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права". Право возникает спонтанно. Право как человеческий язык возникает самостоятельно, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно применяемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Позитивное право производно от права обычного, а обычное право возникает из национального духа и народного сознания Карл Фридрих Савиньи (1779-1861 гг.) - "Система современного римского права". Право - органический продукт "народного духа". На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев. На втором – право делается предметом обработки со стороны ученых-правоведов, т.е. создаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения Георг Фридрих Пухта (1798-1846 гг.) - "Обычное право".
|
||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 431; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.102.43 (0.013 с.) |