Тема право и его предназначение. Источники (формы) права 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема право и его предназначение. Источники (формы) права



Теории правопонимания

Понятие и предназначение права

Источники (формы) права

Понятие и предназначение права

Теории правопонимания

УЧЕНИЯ О ПРАВЕ

Совокупность научных теорий, концепций, школ, направлений, течений по проблемам происхождения и понимания права.

 

Теории правопонимания

 

Теория естественного права.

Историческая школа права.

Социологическая концепция права.

Психологическая теория права.

Классовая (экономическая) теория права.

Теория позитивного права.

Представления И.Канта и Г. Гегеля о праве.

8. Правопонимание в России:

8.1. Представления о праве в истории России до 1917 года;

8.2. Правопонимание советского периода времени;

8.3. Современные определения понятия «Право» в отечественной юридической науке.

 

ТЕОРИЯ ЕСТЕСТВЕННОГО ПРАВА

Идея о естественном праве возникла в Древней Греции и Древнем Риме.

 

 

В Древней Греции

Философ Сократ (469-399г.г.до р.Х..)

Философ Стагирит Аристотель (384-322 г.г. до р.Х.)

В Древнем Риме

Юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до р.Х.) «О законах».

 

Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) –

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)- английский философ.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)- английский философ

Радищев Алекса́ндр Никола́евич (31 августа 1749, Москва — 24 сентября 1802, Санкт-Петербург; — русский писатель, философ, поэт, директор Петербургской таможни и участник Комиссии по составлению законов.

 

 

Как теория идея естественного права оформилась в XVII-XVIII вв.

Основателем теории естественного права признается Гуго Гроций (1583–1645 гг.).

В дальнейшем она получила развитие в трудах французских просветителей XVIII в. — Руссо, Монтескье, Дидро, Вольтера и др. В России ее сторонником являлся Александр Николаевич Радищев.

Для классического учения XVII-XVIII вв. характерно то, что естественные права понимались как вечные и неизменные, раз и навсегда установленные человеческой природой.

В XX в. естественные права стали уже связываться с природой человека как существа социального, субъекта социальных связей и получили свое дальнейшее выражение в форме социально-экономических и политических прав. Немецким теоретиком права и философом Рудольфом Штаммлером (1856–1938 гг.) была выдвинута идея «естественного права с меняющимся содержанием». В литературе начала XX в. такой подход именовали «возрожденным естественным правом». (К настоящему времени этот термин вышел из употребления.)

С этого момента теория естественного права развивалась по двум основным направлениям:

1) неотомистская теория (новейшая интерпретация средневекового учения Фомы Аквинского), согласно которой источником естественного закона является Бог (сторонники — Ж. Маритен, В. Катрайн, И. Месснер);

2) «светская» доктрина, которая исходит из различения права и закона, настаивает на существовании для писаного права некой этической первоосновы (естественного права), базирующейся на принципе справедливости.

Естественное право не является какой-либо особой системой юридических норм: оно представляет собой некий набор социально-правовых притязаний общества, обращенных к государству и основанных на идее существования у человека естественных, неотчуждаемых прав, обусловленных самой его человеческой природой, таких как право на жизнь, свободу, равенство, право на счастье, на справедливое отношение к человеку и др.

Идея естественного права, естественных прав человека эволюционировала вместе с развитием общества и права. Как замечает проф. В. А. Туманов, доктрина естественного права «стара почти так же, как и само право, сопровождая „действующее право“ на всем его историческом пути». И основной смысл идеи естественного права с самого начала ее зарождения состоял в том, что естественные права человека выдвигались в качестве некоего ориентира, своего рода критерия для оценки правового содержания закона (писаного права). Еще знаменитый оратор и государственный деятель Древнего Рима Марк Туллий Цицерон говорил: «Несправедливый закон не создает право».

Итак, среди моментов, характеризующих содержание и развитие доктрины естественного права, можно назвать:

а) утверждение о существовании естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменных прав человека, обусловленных самой его природой;

б) различение права и закона;

в) идею «естественного права с изменяющимся содержанием», учитывающую реальные процессы развития прав человека вместе с развитием общества;

г) существование различных направлений развития естественно-правовой теории.

 

 

В Древней Греции

Философ Сократ (469-399г.г.до р.Х..): обосновал нравственную природу права; различал естественное право и закон полиса, которые восходят к разумному началу.

 

Философ Стагирит Аристотель (384-322 г.г. до р.Х.)

 

В Древнем Риме

Юрист Марк Туллий Цицерон (106 – 43 гг. до р.Х.) «О законах».

В основе права лежит природная справедливость:

а). справедливость – это вечное, неизменное неотъемлемое свойство природы вообще и человеческой природы в частности;

б). Природа – источник справедливости и права;

в). естественное право- это космос, весь окружающий человека физический и социальный мир, форма человеческого общения и общежития, охватывающие его тело, душу, внешнюю и внутреннюю жизнь;

г). естественное право-истинный закон, положение соответствующее природе, распространяющееся на всех людей, постоянное, вечное, которое призывает к исполнению долга, приказывая, запрещая;

д). первое требование справедливости: чтобы никто никому не вредил, если только не будет спровоцирован на это несправедливостью;

ж). естественное право возникло раньше, чем какой то ни было писанный закон, раньше чем какое-либо государство;

з). человеческие установления должны соответствовать справедливости и естественному праву, потому, что последнее не зависит от мнения и усмотрения людей;

и). право устанавливается природой, а не человеческими решениями и постановлениями;

к). закон, устанавливаемый людьми, не может нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия или благо из зла, честное из позорного;

л). соответствие или несоответствие человеческих законов природе (естественному праву) выступает как критерий и мера их справедливости или несправедливости.

Отдельные высказывания Цицерона:

а). Несправедливые законы заслуживают названия закона не более, чем решения, с общего согласия принятые разбойниками;

б). Под действие закона должны попадать все;

в). Истинная цель государства и городов заключается в том, чтобы люди свободно владели своей собственностью и чтобы они не подвергались опасности.

Природа (источник справедливости и права)
Естественное право (устанавливается природой)
Человеческие установления (должны соответствовать справедливости и естественному праву)
Законы (устанавливаемые людьми не могут нарушать порядок в природе и создавать право из бесправия)

 

В эпоху средневековья идея естественного права получила свое дальнейшее развитие в богословских сочинениях.

Фома Аквинский (1225–1274 гг.) - доминиканский монах, ученый-богослов, Неаполь - Италия. Создал учение о законах, как системе субординационного поведения человека в обществе «О правлении властителей» 1265 год.

Все законы представляют собой пирамиду, вершиной которой являются универсальные законы, управляющие Вселенной.

Вечный закон заключен в Боге, тождественен ему, он существует сам по себе и от него происходят иные законы. Естественные законы есть отражение вечного закона в человеческом разуме, в сознании мыслящих существ. Естественный закон предписывает стремиться к самосохранению и продолжению рода, обязывает искать истину (Бога) и уважать достоинства людей.

Конкретизацией естественного закона служит человеческий (позитивный) закон. Позитивный закон предназначен силой и страхом принуждать людей избегать зла и достигать добродетели.

Правовыми человеческие установления считаются только тогда, когда они не противоречат естественному праву. Божественный закон дан в Библии и необходим по двум причинам:

1. человеческий позитивный закон не способен полностью истребить зло;

2. несовершенство человеческого разума не позволяет дать единое представление о правде.

Человеческие положительные законы должны соответствовать человеческим естественным законам.

Несправедливый положительный человеческий закон отражает частные и отдельные интересы и не учитывает общие интересы.

 

УНИВЕРСАЛЬНЫЕ ЗАКОНЫ, УПРАВЛЯЮЩИЕ ВСЕЛЕННОЙ

Законы божественные (естественные божественные законы) Законы человеческие (естественные человеческие законы)
Вечные законы, по которым развивается природа и общество Законы, по которым продолжается жизнь и развитие рода человеческого
Положительные божественные законы: Библия Положительные человеческие законы: законы устанавливаемые государством для регулирования общественных отношений

 

Как одно из основных направлений правопонимания и самостоятельной научной школы, естественно-правовая доктрина сформировалась в XVII-XVIII вв.

 

Гуго Гроций (1583 – 1645 гг.) – голландский юрист, один из основателей рационалистической доктрины естественного и международного права. Основоположник классического естественного права. Основной труд «О праве войны и мира», в котором объясняется естественное право народов, а также принципы публичного права.

Отличал то, что происходит от природы (естественное право) и то, что происходит путем установления (установление государства путем договора, государственные законы, право народов и др).

Естественное право – предписание здравого разума. Согласно этому предписанию то или иное действие, в зависимости от его соответствия или противоречия разумной природе человека, признается либо морально позорным, либо морально необходимым.

Естественное право является основанием для разграничением должного (дозволенного) и не должного (недозволенного) поведения по самой своей природе.

Источником естественного права является разумная природа человека как социального существа, его способность к знанию и деятельности согласно общим правилам.

Соблюдение человеком общих правил есть источник права в собственном смысле:

-воздержание от чужого имущества;

-возвращение полученной чужой вещи и возмещение извлеченной из нее выгоды;

-обязательность соблюдения обещания;

-возмещение ущерба;

-воздаяние людям заслуженного наказания.

 

Право естественное   Право волеустановительное
Источник: разумной природа человека должно быть соответствие Источник: разумная воля

основание для разграничения должного (дозволенного) и

не должного

(не дозволенного)

Право человеческое Право божественное

 
 


Внутригосударственное право, исходящее из гражданской власти право народов, источник - воля народов установление государства путем договора, волеустановительная форма права

 

Томас Гоббс (1588 – 1679 гг.)- английский философ. Основной труд Философское начало учения о гражданстве».

Изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей.

Человек эгоистичен, жаден, труслив, честолюбив, отсюда – человек – волк и это есть естественное состояние человеческого рода - естественные законы.

Поэтому:

1. необходимо стремиться к миру и следовать ему. Все остальное должно использоваться в качестве средств достижения мира;

2. отказ каждого от своих прав в той мере, которая требуется для достижения мира и самозащиты;

3. люди обязаны выполнять заключенные ими соглашения. В этом и есть источник и начало справедливости;

4. не делай другому того, чего бы ты не желал себе, чтобы было сделано по отношению к тебе;

5. обмен и договор – предпосылки для установления мира в человеческом общении.

Джон Локк (1632 – 1704 гг.)- английский философ – «Два трактата о государственном правлении». До образования государства люди пребывали в естественном состоянии, где господствует равенство, при котором всякая власть и всякое право являются взаимными, никто не должен иметь больше другого. Чтобы нормы (законы) общения, действующие в естественном состоянии соблюдались природа наделила каждого возможностью судить преступивших закон и подвергать их соответствующим наказаниям. Естественные свойства индивидов есть первоначальное право и источник для законодательной и исполнительной власти. Титул закона должен иметь лишь тот акт, который указывает разумному существу поведение, соответствующее его собственным интересам и служащие общему благу. Если норма не содержит такого предписания, значит это не закон. Закон должен быть стабильным и долговременным.

Радищев

Право – это совокупность постоянно действующих и независимых от государства норм и принципов сформированных (созданных) народом (обществом) на основе своих представлений о свободе, справедливости, равенстве

Право – это совокупность законов природы, которые определяют естественные права человека (право на жизнь, право на здоровье, право на свободу передвижения, слова, мысли, право частной собственности

 

ИСТОРИЧЕСКАЯ ШКОЛА ПРАВА

Возникла в начале ХVIII века и сформировалась в начале ХIХ в Германии.

Густав Гуго (1764-1844 гг.) - автор "Учебника естественного права, как философии позитивного права, в особенности - частного права". Право возникает спонтанно. Право как человеческий язык возникает самостоятельно, через стихийное образование соответствующих норм общения, добровольно применяемых народом в силу их адекватности обстоятельствам его жизни. Позитивное право производно от права обычного, а обычное право возникает из национального духа и народного сознания

Карл Фридрих Савиньи (1779-1861 гг.) - "Система современного римского права". Право - органический продукт "народного духа". На первом этапе своего развития право выступает в форме обычаев. На втором – право делается предметом обработки со стороны ученых-правоведов, т.е. создаются правовые нормы, регулирующие общественные отношения

Георг Фридрих Пухта (1798-1846 гг.) - "Обычное право".



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.200.143 (0.031 с.)