Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Институтами социального управления были сходы взрослого населения племени, совет старейшин племени, вождь племени.

Поиск

Племя (фратрия) – более сложное, в отличие от родовой общины, социальное объединение людей первобытного общества. Оно включало в себя существовавшие еще родовые общины, а также вновь образованные патриархальные семьи, совет старейшин (совет племени), военных или гражданских вождей.

Совет старейшин появляется на более поздней стадии развития первобытного общества, когда человеческая популяция разрасталась, а роды объединялись во фратрии и племена. Этот орган социального управления первобытного общества формировался из числа лиц, предлагаемых в совет родовыми общинами и семьями.

Вместе с тем формировался объем (перечень) вопросов, общих для всех соседствующих общин (семей, родов). В частности, совет старейшин:

1) согласовывал действия семей, родовых общин в проведении сельскохозяйственных работ и пастьбы домашнего скота;

2) рассматривал вопросы организации обороны и защиты от нападения со стороны других племен;

3) обсуждал санитарно-гигиенические вопросы и разрешал споры между родами и семьями.

Совет старейшин решал также все иные важные вопросы жизнедеятельности племени.

Одним из таких вопросов был вопрос о рассмотрении претендентов (кандидатур) на пост главы племени (старейшины, вождя).

Поскольку в совете старейшин племени были достойные представители от каждой родовой общины, семьи, то решить этот вопрос было делом весьма сложным. Каждый из них был готов возглавить повседневное управление делами в племени. Однако, как и прежде, властью овладевал тот претендент, который был одновременно опытнее, мудрее, умнее, храбрее, смелее и вместе с тем обладал хорошими волевыми и физическими качествами.

Аналогичные процессы происходили и у славянских племен. Они также объединяли родовые общины, которые включали в себя патриархальные семьи. «Община представляла собой, – пишет Татьяна Васильевна Кашанина, – небольшую деревеньку…, несколько таких деревенек или поселков объединялись в союзы», которые «уже были не кровнородственными, а территориальными или соседскими, объединенными экономическими интересами, а также интересами взаимной защиты».1

В 7 веке славянские племена, по мнению Т.В. Кашаниной, делились «на три группы: западные, южные и восточные. К западным племенам принадлежали славяне прибалтийские, поляки, чехи и словаки. К южным славянам относились хорваты, сербы и болгары. В состав восточных славян входили русские, украинцы и белорусы».2

Профессор императорской Российской академии наук Владимирский-Буданов Михаил Флегонтович (1838-1916) отмечал, что славянские племена «различались в этнографическом, правовом и культурном отношениях и большей частью относились враждебно друг к другу».3 Среди них ученый выделял:

1) радимичей (союз восточных славянских племен междуречья верховья Днепра и Десны, 885 г., в 12 веке занимали большую часть Черниговской и северную часть Смоленской земли);

2) вятичей (р. Вятка, Новгород);

3) кривичей (союз восточно-славянских племен в 6-10 вв. в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги – Смоленск, Полоцк, Изборск);

4) дреговичей (Киев, Чернигов, Полоцк);

5) древлян (союз восточно-славянских племен в 6-12 вв., находившихся южнее реки Припять, между реками Случь и Тетерев).

 

 

Среди славянских племен были также

6) поляне (восточно-славянское племенное образование 6-9 вв., находившееся на берегу Днепра и низовий его притоков от устья Припяти до Росси) и

7) северяне (союз восточно-славянских племен в 8-10 вв., располагался на берегах рек Десны, Сейма и Сула).1

По мнению авторов «Энциклопедического словаря русской цивилизации», в 9 в. в пределах территории нынешней Европейской России жили следующие восточнославянские племена:

1) новгородские славяне — у озера Ильмень и по Волхову;

2) кривичи — по Западной Двине и на верховьях Днепра;

3) дреговичи — между Припятью и Березиной;

4) радимичи — между Днепром и Сожью;

5) северяне — по Днепру до Сулы;

6) поляне — по Днепру от Припяти до Роси;

7) древляне — по Припяти, Горыни, Случи и Тетереву; 8) волыняне (бужане, дулебы) — по Западному Бугу;

9) тиверцы и уличи — по нижнему течению Днепра и Днестра;

Вятичи — по Оке.

Радимичи

РАДИМИЧИ, объединение восточнославянских племен в междуречье верхнего Днепра и Десны. Около 885 в составе Древнерусского государства. В 12 в. большая часть территории в Черниговском, северная часть - в Смоленском княжествах.

РАДИМИЧИ - союз восточнославянских племен междуречья верхнего Днепра и Десны. Ок. 885 в Древнерусском государстве. В 12 в. большая часть территории в Черниговской, северная часть - в Смоленской землях.

Радимичи - одно из славяно-русских племен, жившее в бассейне р. Сожи, притока Днепра, и вошедшее в состав Чернигово-Северского княжества. Р.проявили наименее земельной самобытности; о них сложилась насмешливая поговорка: "Пещаньци (так назывались они по р. Пещане) Вочия хвостабегают" (это был воевода Владимира св.). Мы не находим у них ни городов,т. е. укрепленных пунктов, ни собственных князей. Впоследствии онипослужили ядром для образования белорусской народности. Д. Б.

Вятичи

ВЯТИЧИ, вятичей; ед. вятич, вятича, м. (истор.). Одно из древнерусских племен, жившее по р. Оке.

ВЯТИЧИ, объединение восточно-славянских племен в верхнем и среднем течении Оки. С середины 10 века в составе Древнерусского государства. С 12 века территория вятичей в Черниговском, Рязанском, Ростово-Суздальском (позднее Владимирское великое) княжествах.

ВЯТИЧИ - союз восточно-славянских племен верхнего и среднего течения Оки. В Киевской Руси с сер. 10 в. С 12 в. территория вятичей в Черниговском, Ростово-Суздальском и Рязанском княжествах.

Вятичи - славянское племя, населявшее в древности нынешние губернииКалужскую, Орловскую, Тульскую, Московскую и Смоленскую. Пришли онисюда, по свидетельству летописи, с запада и поселились на Оке, будучи отрода ляхов и получив свое название от вождя Вятко. По описанию той желетописи, В. были одним из наиболее грубых и необразованных славянскихплемен. Они знали только одну звериную и рыбную ловли, жили "яко звери,ядуще все нечисто", в простых шалашах; формой брака было у них умыкание,а при погребении, как впрочем и другие славяне, они сжигали трупы,справляли тризны и воздвигали курганы. Около половины IX в. В. подпалипод власть хазар. Во время хазарского владычества В. однажды толькоупоминаются нашим летописцем, именно под 906 г., как участники в походеОлега на Царьград. Вероятно, это были выходцы-добровольцы из В. Когда в964 г. Святослав Игоревич обратился к ним с требованием дани, ониотвечали, что платят ее хазарам. На следующий год Святослав победил их,одержал верх и над хазарами, и тогда только началась для В. зависимостьот киевских князей. В. не раз пытались отложиться, во всякий раз былипобеждаемы. Долее других славянских племен В. держались язычества; они соружием в руках защищали свою религию еще при Владимире Мономахе.Упорное сопротивление встретила среди В. и религиозная проповедь инокапечорского монастыря Кукши (в конце XI или начале XII века). В 1097 г.на съезде русских князей в Любече страна В. была утверждена за сыновьямиСвятослава Ярославича, как часть Черниговского княжества. Между 1146 и1157 гг. земля В. сделалась театром междоусобной брани русских князей илетописные сказания о ней впервые упоминают о городах вятических:Козельске, двух Дебрянсках, Колтеске, Дедославе, Неринске и др. В концеэтой борьбы произошло разделение земли В. на две части: северную, подвластью князей суздальских, и южную, составлявшую удел Ольговичей,князей черниговских. При нашествии монголов земля вятичей была разорена;из городов их прославился своим сопротивлением Козельск. В конце XIVвека некоторые из городов В. присоединены были к Литве. С усилениемМосковского княжества северные части области В. вошли в его состав.Самое имя "вятичей" исчезает в памятниках еще в XIII в. Ср. Иловайский,"История Рязанского княжества"; ст. 1. Л. в "Чтениях Московскогообщества ист. и древн. росс.", за 1862 г., №2 и 3 -"Церковно-историческое исследование о древней области вятичей, входившейс начала XV в. до конца XVIII в. в состав крутицкой и отчастисуздальской епархии"; ст. в Орловских Епархиальных Ведомостях" за 1865г., № 17, 22 и 24: "Материалы для истории Орловского края". В. Р.

Кривичи

КРИВИЧИ, объединение восточно-славянских племен в верховьях Западной Двины, Днепра, Волги. С 9 в. в составе Древнерусского государства. С 11 - 12 вв. территории кривичей - в Смоленском и Полоцком (полочане) княжествах, часть - в Новгородских владениях.

Кривичи - многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги,Днепра и Зап. Двины, южную часть Озерной области и часть бассейнаНемана. К К. причисляют и ильменских славян. К. были, вероятно, первымславянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на СВ. Ограниченные всвоем распространении на СЗ и З, где они встретили устойчивые литовскиеи финские племена, К. распространились к СВ и поглотили живших тамфиннов. На западе К. вместе с дреговичами составили основу племенибелорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию,К. принимали участие в торговле с Грецией; Константин Порфирородныйговорит о том, что К. делают лодки, на которых руссы ходят в Царьград.Участвовали в походах Олега и Игоря на греков, как племя, подчиненноекиевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. Наосновании археологических данных можно думать, что К. вели торговлю и сВостоком. Уже в эпоху образования русского государства у К. существуютполитические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск. Е. К.

Кривичи - многочисленное славянское племя, занимавшее верховья Волги,Днепра и Зап. Двины, южную часть Озерной области и часть бассейнаНемана. К К. причисляют и ильменских славян. К. были, вероятно, первымславянским племенем, двинувшимся из Прикарпатья на СВ. Ограниченные всвоем распространении на СЗ и З, где они встретили устойчивые литовскиеи финские племена, К. распространились к СВ и поглотили живших тамфиннов. На западе К. вместе с дреговичами составили основу племенибелорусского. Поселясь на великом водном пути из Скандинавии в Византию,К. принимали участие в торговле с Грецией; Константин Порфирородныйговорит о том, что К. делают лодки, на которых руссы ходят в Царьград.Участвовали в походах Олега и Игоря на греков, как племя, подчиненноекиевскому князю; в договоре Олега упоминается их город Полоцк. Наосновании археологических данных можно думать, что К. вели торговлю и сВостоком. Уже в эпоху образования русского государства у К. существуютполитические центры: Изборск, Полоцк и Смоленск. Е. К.

Дреговичи

ДРЕГОВИЧИ, объединение восточнославянских племен на реке Припять и ее левых притоках. С 10 в. в составе Древнерусского государства.

ДРЕГОВИЧИ - союз восточно-славянских племен по р. Припять и ее левым притокам. С 10 в. в Киевской Руси.

Дреговичи - одно из племен русских славян, жившее между Припятью иДвиной. Под именем другувитов (drougoubitai) Д. известны уже КонстантинуПорфирородному, как племя подчиненное Руси. Находясь в стороне отвеликого варяжского пути, Д. не играла видной роли в истории древнейРуси. Летопись упоминает только, что Д. имели некогда свое княжение.Подчинение Д. киевским князьям произошло, вероятно, очень рано. Вобласти Д. образовалось впоследствии княжество Туровское. См.Завитневич, "Область Д. " (в "Трудах киев. дух. акд." 1886, № 8), иДовнарЗапольсйй, "Очерк истории Кривичской и Дреговичской земель доконца XII ст."

Древляне

ДРЕВЛЯНЕ, объединение восточнославянских племен между реками Случь и Тетерев, на севере в районе реки Припять. Граничили с дреговичами. С конца 9 в. в зависимости от киевских князей. В 945 убили князя Игоря. С 946 окончательно покорены княгиней Ольгой и включены в состав Древнерусского государства.

ДРЕВЛЯНЕ - союз восточно-славянских племен в 6-10 вв. к северу до р. Припять, между рр. Случь и Тетерев. С кон. 9 в. данники Киевской Руси. После Древлянского восстания полностью подчинены Киеву.

Древляне, одно из племен русских славян, жили по Припяти, Горыни,Случи и Тетереву. Имя Д., по объяснению летописца, дано им потому, чтоони жили в лесах. Описывая нравы Д., летописец выставляет их, впротивоположность соплеменникам своим полянам, народом крайне грубым("живяху скотьски, убиваху друг друга, ядяху все нечисто, и брака у нихне бываше, но умыкиваху у воды девица"). Ни археологические раскопки, ниданные, заключающиеся в самой летописи, не подтверждают такойхарактеристики. Из археологических раскопок в стране Д. можно заключить,что они обладали известной культурой. Прочно установившийся обрядпогребения свидетельствует о существовании определенных религиозныхпредставлений о загробной жизни; отсутствие оружия в могилахсвидетельствует о мирном характере племени; находки серпов, черепков исосудов, железных изделий, остатков тканей и кож указывают насуществование у Д. хлебопашества, промыслов гончарного, кузнечного,ткацкого и кожевенного; множество костей домашних животных и шпорыуказывают на скотоводство и коневодство; множество изделий из серебра,бронзы, стекла и сердолика, иноземного происхождения, указывают насуществование торговли, а отсутствие монет дает повод заключать, чтоторговля была меновая. Из летописного рассказа о мщении Ольги видно, чтоу Д. в Х в. были города, князья и сословия. Существует мнение (проф.Ключевского), что Д. еще в Х в. оставались разделенными на мелкиеокруга, с князьями во главе каждого; князья эти были независимы, хотяиногда и соединялись друг с другом; правили они вместе с "лучшимимужами", "старейшинами града". По сказанию летописи, в давние времена Д.обижали своих соседей полян; но уже Олег подчинил их Киеву и наложил наних дань. В числе племен подчиненных Олегу и участвовавших в походе егона греков, упоминаются и Д.; но они покорились не без упорной борьбы. Посмерти Олега они сделали было попытку освободиться; Игорь победил их иналожил еще большую дань; не довольствуясь и этою данью; он пошел вДревлянскую землю за новыми поборами; Д. возмутились и убили его. ВдовеИгоря, Ольге, летопись приписывает окончательное подчинение Д. СвятославИгоревич посадил в Древлянской земле своего сына, Олега. Владимир Св.,раздавая волости своим сыновьям, посадил в Древлянской земле Святослава,который был убит Святополком Окаянным. Со времени Ярослава Древлянскаяземля входит в состав Киевского княжества. Политическим центром Д. вэпоху их самостоятельности является гор. Искоростень; в позднейшую поруцентр этот, по-видимому, переходит в город Bpyчий (Овруч). См. В. Б.Антоновича, "Древности Юго-Западного края. Раскопки в стране древлян"("Материалы для археологии России", № 11, СПб., 1893). Е. К.

 

Многие исследователи, отмечают далее авторы Энциклопедического словаря русской цивилизации, полагают, что наименование «русские» восходит к названию одного из славянских племен — родиев, россов, или руссов.

Все эти племена объединились в три родственные ветви — великороссов, малороссов и белорусов.

Среди великороссов наиболее крупные, различающиеся по наречиям языка («окающий» и «акающий») и особенностям в постройках, одежде, некоторых обрядах и т.п., — северные и южные великорусы. Связующее звено между ними — средневеликорусская группа, занимающая центральный район — часть Волго-Окского междуречья (с Москвой2) и Поволжья; она имела в языке и культуре как северно-, так и южно-великорусские черты.

Более мелкие этнографические группы великороссов —

поморы (на берегу Белого моря), мещёра (в северной части Рязанской обл.), различные группы казаков и их потомков (на p. Дон, Кубань, Урал, Терек, а также в Сибири);

старообрядческие группы — «поляки» (на Алтае), «семейские» (в Забайкалье), «каменщики» (на р. Бухтарма в Казахстане);

особые группы составляют великороссы на Крайнем Севере (по p. Анадырь, Индигирка, Колыма), воспринявшие черты окружающих народов.

Ряд этнографических групп существовало и среди малороссов: центрально-восточная (юго-восточная), северная (полесы) и западная (юго-западная).

Среди белорусов выделяются полешуки (полещуки) — жители полесья; наиболее своеобразны среди них пинчуки — население Пинского Полесья.1

«Из всех славянских племен летописцы и иностранные авторы, – пишет Т.В. Кашанина, – особо выделяют два племени, указывая на их более высокий уровень развития и лучшие нравы, – полян и новгородских славян. Центром полянского племени был город Киев на Днепре, славяне же воздвигли Новгород».2 «Во главе племени, – полагает ученый, – стоял князь... Общие дела решались на собраниях, которые назывались вече».3

Социальное управление в племени было следующим:

1. Источником власти являлось все взрослое население племени. Высшим органом власти было общее собрание (совет, сход, народное вече -) всех взрослых членов племени. На сходах населения племени решались все важнейшие вопросы, касающиеся установления правил поведения, производственной деятельности, религиозных обрядов, разрешения споров между членами племени или между отдельными родами.

3. Власть в племени основывалась на авторитете, уважении, обычаях, силе, интеллекте совета старейшин и вождя.

4. Повседневное управление делами племени осуществляли в меньшей степени совет старейшин и в большей степени вождь.

5. Принуждение к нарушителям установленных правил поведения, принятого порядка общения между людьми, осуществлялось на основании решения либо всех взрослых членов племени, либо совета старейшин, либо в более поздние этапы развития вождем. За убийство члена племени по-прежнему назначалась кровная месть. Нарушитель правил поведения, жизни племени, его обычаев мог быть строго наказан вплоть до изгнания из племени, что означало верную смерть.

В этот период существовал патриархат,4 который являлся одной из поздних форм развития первобытного общества. Характеризуется этот период тем, что значимую роль в общественном производстве (в обработке земли, скотоводстве, ремесле, торговле и в других важных для существования семьи процессах), а также в социальной жизни племени (в управление его делами, регулирование отношений его членов, отправление религиозных обрядов и др.) играют мужчины. Для этого времени также характерны – патрилинейность, патрилокальность, единобрачие (моногамия).5

Сход всего взрослого населения племени
человек роды (родовые общины) патриархальные семьи совет старейшин вождь


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 464; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.195.128 (0.013 с.)