Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между органами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
К отраслям публичного права относятся – конституционное право, административное право, финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право. Нормы публичного права основаны на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают. Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей. К отраслям частного права относятся – гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право. Нормы частного права основаны на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.
Россия есть федеративное государство. В этой связи ее правовая система, а следовательно и один из ее элементов – система права имеет уровни своего устройства. Система права в Российской Федерации включает в себя: федеральное право, региональное право и муниципальное право.
Нормативно-правовыми основаниями формирования, построения, интеграции и дифференциации системы права и ее элементов являются 1) предмет правового регулирования и 2) метод правового регулирования
Предмет и метод правового регулирования Предмет правового регулирования Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. (проф. Перевалов Виктор Дмитриевич).1 1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 130. Предмет правового регулирования - это обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений. (проф. Лазарев Валерий Васильевич);3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 221. Предмет правового регулирования – это то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. (проф. Матузов Николай Игнатьевич).1 1 Матузов Н.И. Система права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 353. По мнению проф. Матузова Николая Игнатьевича, в структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы: 1) субъекты права – физические и юридические лица; 2) деяния (действия, бездействия, поступки) субъектов права; 3) объекты (предметы, вещи), по поводу которых субъекты вступают в отношения; 4) социальные факты (события, обстоятельства), выступающими непосредственными причинами возникновения или прекращения отношений.1 1 Матузов Н.И. Система права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 353. Метод правового регулирования Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич – метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей.1 1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131. Профессор Лазарев Валерий Васильевич определяет метод правового регулирования как совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222. По мнению проф. Сергея Александровича Комарова, метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений. К элементам метода правового регулирования проф. Сергей Александрович Комаров относит: 1) содержание юридического положения субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения между собой (подчиненность, соподчиненность, равноправие); 2) содержание оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов (договор, решение суда по гражданскому делу, приговор по уголовному делу); 3) содержание юридических последствий для субъекта (положительные, отрицательные).6 6 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 2004. С. 306. Профессор Лазарев Валерий Васильевич называет два основных вида методов правового регулирования: гражданско-правовой (автономный, диспозитивный, метод координации) и административно-правовой (авторитарный, императивный, метод субординации).3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222. Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич методы правового регулирования подразделяет на императивный и диспозитивный виды.1 1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131. Императивный метод (авторитарный, метод субординации, метод власти и подчинения) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов. В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет. Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают. Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как: конституционное право, административное право, финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право, гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право, уголовно-процессуальное право. Например, Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения: - между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом; - между судьей и участниками судебного процесса; - между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.
Диспозитивный метод (автономный, метод координации, метод равенства сторон) правового регулирования – способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей. Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей. В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями. Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как: гражданское право, трудовое право, семейное право, жилищное право. Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения: - между покупателем и продавцом, - между кредитором и должником, - между супругами, - между родителями и детьми, - между работником (сотрудником) и работодателем.
Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов Вопросы: Понятие и структура системы нормативных правовых актов. Систематизация нормативных актов. Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права.
Понятие и структура системы нормативных правовых актов Понятие системы нормативных правовых актов Система нормативных правовых актов – это обусловленная Иерархическими, Предметными (отраслевыми) и Функциональными связями Совокупность нормативных документов.
Иерархические, предметные (отраслевые) и функциональные связи совокупности нормативных правовых актов определяются: статусом правотворческого органа, формами (наименованиями) нормативных правовых актов, видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и функциями права (регулятивными и охранительными). Структура системы нормативных правовых актов (НПА) Структура системы НПА включает в себя следующие основные нормативные образования (блоки): 1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов 2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых. 3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов определяется их юридической силой и включает в себя: систему законов и систему подзаконных нормативных правовых актов. Согласно части 2 статьи 4 Конституции России Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории Российской Федерации. В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции России Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации. На основании части 4 статьи 15 Конституции России Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора. 1. Система законов: а) федеральные законы: конституция; федеральные конституционные законы; кодексы; тематические федеральные законы; б) законы субъектов федерации: конституция, устав субъекта федерации; конституционные, уставные законы субъектов федерации; кодексы субъектов федерации; тематические законы субъектов федерации. 2. Система подзаконных нормативных правовых актов: а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты; б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации; в) муниципальные нормативные правовые акты; г) корпоративные нормативные правовые акты. а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты: нормативные указы президента; постановления правительства; нормативные правовые акты министерств, агентств и служб. б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации: нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации (нормативные указы президента или постановления губернатора, главы администрации); постановления правительств или администраций субъектов федерации; нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов федерации. в) муниципальные нормативные правовые акты: нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования; нормативные правовые акты главы муниципального образования; нормативные правовые акты местной администрации. г) корпоративные нормативные правовые акты: устав организации; правила внутреннего трудового распорядка; регламенты работы структурных подразделений организации; положение о выплате премий. 2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений: конституционные нормативные правовые акты, гражданско-правовые нормативные акты, административно-правовые нормативные акты, финансово-правовые нормативные акты, земельно-правовые нормативные акты, нормативные правовые акты в сфере трудовых, семейных, экологических, таможенных, градостроительных и других отношений.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 52.14.204.52 (0.009 с.) |