Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между органами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Публичное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между органами публичной власти (должностными лицами органов публичной власти) и иными субъектами права.



К отраслям публичного права относятся –

конституционное право,

административное право,

финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право,

гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальное право.

Нормы публичного права основаны на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.

Частное право – совокупность норм права, регулирующих отношения между субъектами права, имеющими равный объем взаимных права и обязанностей.

К отраслям частного права относятся –

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

Нормы частного права основаны на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.

 

Россия есть федеративное государство. В этой связи ее правовая система, а следовательно и один из ее элементов – система права имеет уровни своего устройства.

Система права в Российской Федерации включает в себя:

федеральное право,

региональное право и

муниципальное право.

 

Нормативно-правовыми основаниями формирования, построения, интеграции и дифференциации системы права и ее элементов являются

1) предмет правового регулирования

и

2) метод правового регулирования

 

Предмет и метод правового регулирования

Предмет правового регулирования

Предмет правового регулирования – это фактические отношения людей, объективно нуждающиеся в правовом опосредовании. (проф. Перевалов Виктор Дмитриевич).1 1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 130.

Предмет правового регулирования - это обусловленная спецификой человеческой деятельности определенная сфера общественных отношений. (проф. Лазарев Валерий Васильевич);3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 221.

Предмет правового регулирования – это то, что регулирует право, т.е. определенные виды общественных отношений. (проф. Матузов Николай Игнатьевич).1 1 Матузов Н.И. Система права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 353.

По мнению проф. Матузова Николая Игнатьевича,

в структуру предмета правового регулирования входят следующие элементы:

1) субъекты права – физические и юридические лица;

2) деяния (действия, бездействия, поступки) субъектов права;

3) объекты (предметы, вещи), по поводу которых субъекты вступают в отношения;

4) социальные факты (события, обстоятельства), выступающими непосредственными причинами возникновения или прекращения отношений.1 1 Матузов Н.И. Система права // Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 353.

Метод правового регулирования

Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич – метод правового регулирования есть совокупность приемов юридического воздействия на поведение людей.1 1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131.

Профессор Лазарев Валерий Васильевич определяет метод правового регулирования как совокупность приемов, способов, средств воздействия права на определенную сферу общественных отношений.3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

По мнению проф. Сергея Александровича Комарова,

метод правового регулирования – это совокупность юридических приемов и средств, при помощи которых осуществляется правовое регулирование качественно однородных, обособленных общественных отношений.

К элементам метода правового регулирования

проф. Сергей Александрович Комаров относит:

1) содержание юридического положения субъектов, т.е. правоспособность, дееспособность, компетенция, отношения между собой (подчиненность, соподчиненность, равноправие);

2) содержание оснований возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. юридических фактов (договор, решение суда по гражданскому делу, приговор по уголовному делу);

3) содержание юридических последствий для субъекта (положительные, отрицательные).6

6 Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 2004. С. 306.

Профессор Лазарев Валерий Васильевич называет

два основных вида методов правового регулирования:

гражданско-правовой (автономный, диспозитивный, метод координации) и

административно-правовой (авторитарный, императивный, метод субординации).3 3 Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 222.

Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич методы правового регулирования подразделяет на

императивный

и

диспозитивный виды.1

1 Перевалов В.Д. Теория государства и права. М. 2005. С. 131.

Императивный метод

(авторитарный, метод субординации,

метод власти и подчинения)

правового регулирования –

способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически не равны и обладают неодинаковым объемом прав и обязанностей субъектов.

В этих отношениях одна сторона наделена властными полномочиями, а другая этих полномочий не имеет.

Императивный метод правового регулирования основан на неравенстве объема прав и обязанностей субъектов, одни из которых наделены властными полномочиями, а другие таковыми не обладают.

Императивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:

конституционное право,

административное право,

финансовое (бюджетное, налоговое) право, уголовное право,

гражданско-процессуальное право, арбитражно-процессуальное право,

уголовно-процессуальное право.

Например,

Императивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:

- между инспектором ГИБДД и участниками дорожного движения, водителем транспортного средства, пешеходом;

- между судьей и участниками судебного процесса;

- между сотрудником государственной жилищной инспекции и субъектом права собственности жилого помещения.

 

Диспозитивный метод

(автономный, метод координации,

метод равенства сторон)

правового регулирования –

способ правового воздействия на общественные отношения, где стороны юридически равны и обладают одинаковым объемом прав и обязанностей.

Диспозитивный метод правового регулирования основан на равном положении (статусе) субъектов права, на равном объеме их прав и обязанностей.

В этих отношениях ни одна из сторон не наделена властными полномочиями.

Диспозитивный метод правового регулирования характерен для таких отраслей права как:

гражданское право,

трудовое право,

семейное право,

жилищное право.

Диспозитивный метод правового регулирования предусмотрен в нормах права, регламентирующие отношения:

- между покупателем и продавцом,

- между кредитором и должником,

- между супругами,

- между родителями и детьми,

- между работником (сотрудником) и работодателем.

 

Тема №17: Система и действие нормативных правовых актов

Вопросы:

Понятие и структура системы нормативных правовых актов.

Систематизация нормативных актов.

Действие нормативных актов во времени, в пространстве и по субъектам права.

 

Понятие и структура системы нормативных правовых актов

Понятие системы нормативных правовых актов

Система нормативных правовых актов – это обусловленная

Иерархическими,

Предметными (отраслевыми) и

Функциональными связями

Совокупность нормативных документов.

 

Иерархические, предметные (отраслевые) и функциональные связи совокупности нормативных правовых актов определяются:

статусом правотворческого органа,

формами (наименованиями) нормативных правовых актов,

видами общественных отношений, подлежащих правовому регулированию и

функциями права (регулятивными и охранительными).

Структура системы нормативных правовых актов (НПА)

Структура системы НПА включает в себя следующие основные нормативные образования (блоки):

1. Иерархическая структура системы нормативных правовых актов

2. Предметная (отраслевая) структура системы нормативных правовых.

3. Федеративная структура системы нормативных правовых актов.

Иерархическая структура

системы нормативных правовых актов

определяется их юридической силой и включает в себя:

систему законов и

систему подзаконных нормативных правовых актов.

Согласно части 2 статьи 4 Конституции России

Конституция Российской Федерации и

федеральные законы

имеют верховенство на всей территории Российской Федерации.

В соответствии с частью 1 статьи 15 Конституции России

Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации.

Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации.

На основании части 4 статьи 15 Конституции России

Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы.

Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

1. Система законов:

а) федеральные законы:

конституция;

федеральные конституционные законы;

кодексы;

тематические федеральные законы;

б) законы субъектов федерации:

конституция, устав субъекта федерации;

конституционные, уставные законы субъектов федерации;

кодексы субъектов федерации;

тематические законы субъектов федерации.

2. Система подзаконных нормативных правовых актов:

а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты;

б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации;

в) муниципальные нормативные правовые акты;

г) корпоративные нормативные правовые акты.

а) федеральные подзаконные нормативные правовые акты:

нормативные указы президента;

постановления правительства;

нормативные правовые акты министерств, агентств и служб.

б) подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:

нормативные правовые акты высших должностных лиц субъектов федерации (нормативные указы президента или постановления губернатора, главы администрации);

постановления правительств или администраций субъектов федерации;

нормативные правовые акты исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

в) муниципальные нормативные правовые акты:

нормативные правовые акты представительного органа муниципального образования;

нормативные правовые акты главы муниципального образования;

нормативные правовые акты местной администрации.

г) корпоративные нормативные правовые акты:

устав организации;

правила внутреннего трудового распорядка;

регламенты работы структурных подразделений организации;

положение о выплате премий.

2. Предметная (отраслевая) труктура системы нормативных правовых актов включает в себя акты по видам общественных отношений:

конституционные нормативные правовые акты,

гражданско-правовые нормативные акты,

административно-правовые нормативные акты,

финансово-правовые нормативные акты,

земельно-правовые нормативные акты,

нормативные правовые акты в сфере трудовых, семейных, экологических, таможенных, градостроительных и других отношений.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 273; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.138.138.144 (0.051 с.)