Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Политическая (государственная) власть характеризуется легальностью1 и легитимностью.2

Поиск

Легальность политической власти означает правомерность ее осуществления с формально-юридической стороны, без ее этической (моральной, нравственной) оценки. Легальная власть – такая власть, которая сформирована и функционирует на основе действующего законодательства.

Легитимность государственной власти представляет собой ее признание большинством населения, когда оно принимает власть в качестве справедливого политически оправданного явления. Легитимность политического явления не означает его юридически оформленной законности, и потому данный термин не следует смешивать с легальностью, поскольку легитимность не обладает юридическими функциями и не является правовым процессом. Легитимность основывается на неписаных правилах традиций, обычаев, культуры. Легитимная власть – такая власть, которая принимается и оценивается населением с этической точки зрения, с точки зрения целесообразности, справедливости, морали, нравственности.

Таким образом, государственная власть может быть легальной (законной), но нелегитимной (безнравственной), и наоборот, она может быть легитимной (целесообразной), но нелегальной (незаконной). Следовательно, идеальная модель государственной власти та, при которой она и легальна, и легитимна.

Любая политическая организация стремится овладеть (законно, незаконно) государственной властью, а овладев ею старается сохранить, удержать свои позиции во всех сферах жизнедеятельности общества.

Для этого она использует все возможные как правовые, так и не правовые формы и средства. Не исключением в этом смысле является и современная власть в России.

К правовым формам овладения, защиты и сохранения государственной власти можно отнести различные виды юридических процессов:

избирательный, законодательный, правоприменительный, правоисполнительный.

К правовым средствам защиты государственной власти, в частности, относится правовой институт юридической ответственности.

Такого рода ответственность предусмотрена, например:

1) в главе 17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, закрепившей составы административных правонарушений, посягающие на институты государственной власти:

а) невыполнение должностным лицом государственного органа, органа местного самоуправления, организации или общественного объединения законных требований члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы либо создание препятствий в осуществлении их деятельности влечет наложение административного штрафа в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.1);

б) умышленное невыполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий, установленных федеральным законом, а равно законных требований следователя, дознавателя или должностного лица, осуществляющего производство по делу об административном правонарушении, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.7);

в) воспрепятствование законной деятельности судебного пристава – исполнителя, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц – от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда (ст. 17.8);1

2) в разделе 10 Уголовного кодекса Российской Федерации, установившем составы преступлений против государственной власти (глава 29 – преступления против основ конституционного строя и безопасности государства):

а) посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, совершенное в целях прекращения его государственной или иной политической деятельности либо из мести за такую деятельность (террористический акт) наказывается лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет, либо пожизненным лишением свободы, либо смертной казнью (ст. 277);

б) действия, направленные на насильственный захват власти или насильственное удержание власти в нарушение Конституции Российской Федерации, а равно направленные на насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации, наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 278);

в) организация вооруженного мятежа либо активное участие в нем в целях свержения или насильственного изменения конституционного строя Российской Федерации наказываются лишением свободы на срок от двенадцати до двадцати лет (ст. 279);

г) создание экстремистского1 сообщества, то есть организованной группы лиц для подготовки или совершения по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной или религиозной ненависти либо вражды, наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет, либо лишением свободы на срок до четырех лет (ст. 282.1).2

К неправовым формам и средствам овладения, защиты и сохранения государственной власти можно отнести:

так называемые «грязные» избирательные технологии, шантаж1 и подкуп2 избирателей, фальсификация3 количества голосов избирателей, захват власти (политический заговор, революция, путч), диктатура,4 дискриминация5 и др.

К одним из неправовых форм защиты государственной власти можно, в частности, отнести так называемые «политическую интригу», «манипулирование общественным сознанием», «политическую мистификацию», «политическую игру», «административный ресурс» и др.

Политическая интрига означает скрытые действия (способ построения сюжета, схемы развития событий), обычно неблаговидные для достижения соответствующих целей. Ими, как правило, являются – юридическая или физическая ликвидация политического конкурента, его дискредитация или дискредитация конкурирующей партии.

Манипулирование общественным сознанием представляет собой процесс воздействия (обычно посредством средств массовой информации) на общественное мнение и политическое поведение для их движения в нужном определенным властным или общественным структурам направлении. Целью такого воздействия является внедрение в сознание населения установок, стереотипов, необходимых для принятия властью так называемых «непопулярных мер». Например, «хочешь мира, готовься к войне», «мясо вредно для здоровья», «как все, так и я», «все как один», «кто кого», «общественное превыше всего», «око за око, зуб за зуб» и т.д.

Политическая мистификация является намеренным обманом населения при помощи пропаганды и имитации действий. В истории СССР, к примеру, таким обманом была пропаганда построения коммунистического общества. В случае не решения задач в экономической, социальной и иных сферах может оказаться иллюзией и формирование правового государства в России.

Политическая игра представляет собой реализацию скрытого от общества замысла, проявляющегося: в мнимой борьбе за власть в избирательном процессе; создание мнимой обстановки функционирования государственного органа; имитации действий политических сил, якобы направленных на улучшение положения населения.1

Административный ресурс означает использование должностными лицами публичных органов власти своего положения в расходовании бюджетных средств, а также в воздействии на зависимых по различным причинам хозяйствующих субъектов с целью оказания поддержки тому или иному («выгодному») кандидату в депутаты на выборах либо оказания административного влияния на депутата (сотрудника, работника организации) с целью принятия им необходимого решения.

Структурными элементами политической (государственной) власти являются, с одной стороны, властвующие, управляющие, с другой, подвластные, управляемые.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 358; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.174.253 (0.006 с.)