Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое стало правилом в результате признание его таковым высшим судебным органом государства. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Юридический прецедент – это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которое стало правилом в результате признание его таковым высшим судебным органом государства.



В России наличие судебного прецедента связано с использованием прецедентов Европейского суда по правам человека

Вступившая в силу 3 сентября 1953 г. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод не только провозгласила основополагающие права человека, но и создала особый механизм их защиты.

Первоначально этот механизм включал три органа, которые несли ответственность за обеспечение соблюдения обязательств, принятых на себя государствами - участниками Конвенции: Европейскую Комиссию по правам человека, Европейский Суд по правам человека и Комитет министров Совета Европы.

С 1 ноября 1998 г., по вступлении в силу Протокола № 11, первые два из этих органов были заменены единым, постоянно действующим Европейским Судом по правам человека. Его местонахождение - Дворец прав человека в Страсбурге (Франция), где находится и сам Совет Европы.

Ратифицирован Федеральным Собранием (Федеральный закон от 30 марта 1998 года N 54-ФЗ - Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 14, ст. 1514).

Протокол N 11 вступил в силу для Российской Федерации 1 ноября 1998 года.

ГРАЖДАНСКИЙ ПРОЦЕСС УЧЕБНИК ДЛЯ ВУЗОВ Материал подготовлен с использованием правовых актов по состоянию на 1 июня 2005 года Под редакцией

доктора юридических наук, профессора, заслуженного деятеля науки РФ М.К. ТРЕУШНИКОВА

Борисова Е.А., канд. юрид. наук, доц. - гл. 27, 28, 34, 36;

Глава 34. ПОРЯДОК ОБРАЩЕНИЯ И ПРОИЗВОДСТВО

В ЕВРОПЕЙСКОМ СУДЕ ПО ПРАВАМ ЧЕЛОВЕКА

11 мая 1994 г. был открыт для подписания Протокол N 11 к Конвенции "О реорганизации контрольного механизма, созданного в соответствии с Конвенцией" <*>, предусматривающий создание единого постоянного Европейского Суда по правам человека.

--------------------------------

<*> СЗ РФ. 1998. N 44. Ст. 5400.

Протокол вступил в силу 1 ноября 1998 г. и стал неотъемлемой частью Конвенции. С этой же даты прекратил свое действие Протокол N 9.

В соответствии с Протоколом N 11 была изменена нумерация статей и введены заголовки статей Конвенции.

Раздел II Конвенции именуется "Европейский Суд по правам человека" и включает статьи с 19 по 51.

Созданный единый Суд заменил два ранее действующих контрольных органа: Европейскую комиссию по правам человека и Европейский Суд по правам человека.

Комитет министров Совета Европы утратил право решать вопросы о наличии нарушений Конвенции. В соответствии со ст. 32 Конвенции все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть ему переданы в предусмотренных конвенциями случаях, находятся в ведении Европейского Суда по правам человека.

Вместе с тем Комитет министров Совета Европы сохранил за собой полномочия по осуществлению надзора за исполнением решений Суда.

Судьи Европейского Суда. Как и прежде число судей, входящих в состав Суда, равно числу государств - участников Конвенции. На сегодняшний день Конвенцию ратифицировало 45 государств.

Вместе с тем если ранее судьи избирались сроком на девять лет, то в соответствии с новой редакцией Конвенции судьи избираются сроком на шесть лет. При этом установлено, что срок полномочий судей истекает по достижении ими 70 лет.

Судьи должны обладать самыми высокими моральными качествами, удовлетворять требованиям, предъявляемым при назначении на высокие судебные должности, или быть правоведами с общепризнанным авторитетом.

Пребывая в должности, судьи не должны осуществлять никакой деятельности, несовместимой с их независимостью, беспристрастностью или с требованиями, вытекающими из характера их работы в течение полного рабочего дня. Судьи участвуют в работе Суда в личном качестве.

Судья от каждого государства - участника Конвенции избирается Парламентской ассамблеей большинством поданных за него голосов из списка, включающего трех кандидатов, представляемых государством - участником Конвенции.

Судья может быть отстранен от должности только в случае, если другие судьи большинством голосов (в две трети) принимают решение о том, что он перестает соответствовать предъявляемым требованиям.

Компетенция Европейского Суда. Компетенция суда основана исключительно на Европейской Конвенции. Суд компетентен рассматривать все вопросы, касающиеся толкования и применения положений Конвенции и Протоколов к ней, которые могут быть переданы ему путем обращения заинтересованного лица, утверждающего о нарушении государством - участником Конвенции его прав, признанных Конвенцией и Протоколами к ней.

Среди прав, закрепленных Конвенцией: право на жизнь; право на справедливое судебное разбирательство; право на уважение частной и семейной жизни; право свободно выражать свое мнение; право на эффективное средство правовой защиты и другие гражданские и политические права.

Трудовые, пенсионные и иные социальные права, жилищные права находятся вне компетенции Суда, поскольку защищаются Европейской социальной хартией, предусматривающей свою систему контроля.

К компетенции Европейского Суда относится не только рассмотрение конфликтов, но и вынесение консультативных заключений. Такие заключения выносятся по просьбе Комитета министров по юридическим вопросам, касающимся толкования положений Конвенции и Протоколов к ней. Консультативные заключения Суда не должны затрагивать ни вопросы, относящиеся к содержанию и объему прав или свобод, определенных в разделе 1 Конвенции и Протоколах к ней, ни другие вопросы, которые Суду или Комитету министров, возможно, потребовалось бы затронуть при рассмотрении какого-либо обращения, предусмотренного Конвенцией. Консультативные заключения суда должны быть мотивированными.

Европейский Суд не рассматривает вопросы, связанные с применением и толкованием внутреннего права государства-участника Конвенции, с выявлением ошибок фактического и правового характера, допущенных, по мнению заявителя, государственным судом, если такие ошибки не являются нарушением положений Конвенции и Протоколов к ней.

Организация и работа Суда. Европейский Суд по правам человека работает на постоянной, а не на сессионной, как ранее, основе.

Местонахождение Суда установлено в г. Страсбурге (Франция) по месту нахождения Совета Европы.

Руководит работой Суда Председатель. Председателю Суда оказывают помощь его заместители, которые в необходимых случаях замещают его, а также возглавляют Секции Суда. Председатель и заместители Председателя избираются сроком на три года на пленарном заседании Суда.

Содействие Председателю Суда в выполнении его обязанностей по руководству Суда и обслуживающих его подразделений оказывает Бюро.

Бюро образуется из Председателя Суда, заместителя(-ей) Председателя Суда и председателей Секций Суда.

Председатель Суда может передать Бюро любой административный или внесудебный вопрос, входящий в его компетенцию. По переданному Председателем Суда вопросу Бюро может сделать доклад на пленарном заседании Суда.

На пленарных заседаниях решается и ряд иных организационных вопросов: образуются Палаты Суда; избираются Председатели Палат, Секретарь - канцлер Суда, один или несколько его заместителей; принимается регламент Суда <*>.

--------------------------------

<*> Действующий Регламент был принят 4 ноября 1998 г. В период за 2000 - 2003 гг. в Регламент вносились поправки, дополнения и изменения. См. подробнее: Регламент Европейского Суда по правам человека // Совет Европы и Россия. 2000. N 3. С. 30 - 50; Рожкова М.А., Афанасьев Д.В. Новые правила обращения в Европейский Суд по правам человека: текст Регламента, новеллы, комментарии. М., 2004.

У Суда имеется Секретариат, права, обязанности и организация которого определяются Регламентом Суда.

Суд пользуется услугами правовых референтов.

В соответствии с Регламентом Европейский Суд образует: комитеты в составе трех судей, Палаты в составе из семи судей, Секции, Большую палату в составе 17 судей.

Комитет рассматривает вопросы о приемлемости индивидуальных жалоб. Секции создаются по предложению Председателя Суда сроком на три года. Каждый судья является членом какой-либо секции. На постоянной основе действуют четыре Секции Суда. Из числа членов Секции образуются Палаты. Палаты рассматривают и разрешают дела. Большая палата выносит решения по делам, рассматривает запросы о консультативных заключениях.

Судья, избранный от государства, всегда будет заседать в Палатах или Большой палате при рассмотрении жалобы, поступившей из его страны. Если такой судья отсутствует или если он не может участвовать в заседании, то государство назначает лицо, которое выступает в качестве судьи.

Все расходы, связанные с деятельностью Европейского Суда по правам человека, несет Совет Европы.

Официальный адрес Европейского Суда по правам человека:



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 331; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.38.125 (0.007 с.)