Внутренние функции государства 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Внутренние функции государства



Внутренние функции государства – это такие основные направления его деятельности, посредством которых решаются внутренние проблемы государства в пределах государственных границ.

Основными внутренними функциями государства являются политические, экономические, социальные, правоохранительные, судебные, экологические и другие функции.

Политическая функция государства – это деятельность государства по организации и осуществлению публичной власти в обществе. Она, в частности, выражается в деятельности государства по формированию:

а) органов публичной власти посредством организации и проведения выборов (представительных органов), либо принятия соответствующих правовых актов о их создании (исполнительных органов);

б) политической системы общества посредством признания легальности (законности) создания и функционирования элементов ее институциональной структуры (политических партий, религиозных организаций, средств массовой информации и др.), а также посредством установления запрета на деятельность экстремистских1 организаций (фашистских,2 партий и антисемитских3 организаций) и средств массовой информации, которые используются в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость.4

Политическая функция государства проявляется также в деятельности его органов по привлечению населения к управлению делами государства. Так, к примеру, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право:

а) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей;

б) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме;

в) на равный доступ к государственной службе;

г) участвовать в отправлении правосудия. Вместе с тем гражданин не имеет права избирать и быть избранными, если он признан судом недееспособными, а также если содержится в месте лишения свободы по приговору суда.5

В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел.1

К политическим функциям государства относится признание и развитие демократических институтов в обществе. К ним, в частности, могут быть отнесены: институт народной правотворческой инициативы,2 институт Общественной палаты Российской Федерации,3 институт отзыва депутата, институт публичных слушаний проектов правовых актов органов публичной власти, институт опроса граждан и др.

Экономическая функция государства – это деятельность государства по регулированию отношений в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, в сфере оказания различного рода услуг и выполнения работ.

Экономическая функция выражается в воздействии (степени влияния) государства на процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, т.е. общего объема произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг.

В зависимости от вида политического режима государство осуществляет регулирование экономических отношений либо на основе принципов централизации, плановости (уравнительного распределения произведенного общественного продукта), либо на основе принципов децентрализации, спроса и предложения.

В условиях реализации принципов централизованного регулирования экономических отношений, приоритета государственной собственности над всеми иными формами собственности, государство непосредственно определяет (планирует, контролирует) объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, выполнения работ и оказания услуг.

В условиях реализации принципов децентрализованного регулирования экономическими отношениями, равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции, экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования (спроса и предложении) и разумных ограничений (запретов) деятельности государства в этой сфере.

Что касается России, то здесь:

а) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности;

б) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ);

в) предусмотрено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской1 и иной не запрещенной законом экономической деятельности;

г) не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ).

Другой вопрос – насколько эти конституционные положения эффективно обеспечиваются и реализуются органами публичной власти в процессе регулирования экономических отношений. Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования являются на основании ст. 124 Гражданского кодекса РФ субъектами гражданского права. Перечисленные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К названным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов.

К разновидностям экономической функции государства можно отнести функции налогообложения и финансового контроля, формирования и расходование бюджетов всех уровней публичной власти. Любое государство без налогов существовать не может, поскольку они предназначены:

1) для содержания государственного аппарата – государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти;

2) для выполнения социальных функций, выплат пенсий, пособий, дотаций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе), субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов), субсидий (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; 3) для обеспечение обороноспособности и безопасности страны.

Социальная функция государства – это деятельность государства по регулированию отношений в сфере уровня жизни населения, здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта, пенсионного обеспечения.

Социальная функция выражается в обеспечении государством общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия.

Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи в Российской Федерации должны:

а) охраняться труд и здоровье людей;

б) устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда;

в) обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;

г) развиваться система социальных служб и устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

Во Всеобщей декларации прав человека (1948, ч. 1 ст. 25) провозглашено право каждого на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (приложение 10).1

В Декларации прав и свобод человека и гражданина (приложение 11), принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1, названное право каждого в части жизненного уровня для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи не нашло своего закрепления. В этом документе говорится только лишь о праве каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях (ч. 1 ст. 26), а также об уровне жизни применительно к пенсии, которая, как и пособия, а также другие виды социальной помощи, должна обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума (ч. 2 ст. 26).1

В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (приложение 12) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины (приложение 13) и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ, а в субъектах федерации – в порядке, установленном их законами.1

В соответствии со ст. 3 Закона Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. № 258-ОЗ «О порядке установления прожиточного минимума в Новосибирской области» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения области устанавливается ежеквартально губернатором области не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.2 В настоящее время Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14 октября 2005 г. № 552 была установлена величина прожиточного минимума в Новосибирской области за III квартал 2005 г. в расчете на душу населения 2 961 р., по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения – 3 242 р., пенсионеров – 2 184 р., детей – 2 921 р.3

Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 24 июля 2001 г. № 682 была утверждена методика исчисления величины прожиточного минимума в Новосибирской области, которая действует и по сей день (приложение 14).4 Согласно этому документу, например: а) стоимость одного мужского пальто составляет 730 р., которое мужчина должен носить 8 лет; б) стоимость костюма – 890 р., а срок его износа – 5 лет; в) стоимость одной пары ботинок – 231 р., а срок их износа – 3 года. В этом документе это не единственный пример. Аналогичные расчеты есть и по другим видам товаров.

Несомненно, подобного рода расчеты позволяют в какой-то степени говорить о социальных гарантиях для неимущей части населения. Но все же эти расчеты вызывают сомнения не только с точки зрения потребительских цен на рынке товаров и уровня развития экономики страны, но, прежде всего, с научной точки зрения.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 259; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.199.243 (0.009 с.)