Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Внутренние функции государстваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Внутренние функции государства – это такие основные направления его деятельности, посредством которых решаются внутренние проблемы государства в пределах государственных границ. Основными внутренними функциями государства являются политические, экономические, социальные, правоохранительные, судебные, экологические и другие функции. Политическая функция государства – это деятельность государства по организации и осуществлению публичной власти в обществе. Она, в частности, выражается в деятельности государства по формированию: а) органов публичной власти посредством организации и проведения выборов (представительных органов), либо принятия соответствующих правовых актов о их создании (исполнительных органов); б) политической системы общества посредством признания легальности (законности) создания и функционирования элементов ее институциональной структуры (политических партий, религиозных организаций, средств массовой информации и др.), а также посредством установления запрета на деятельность экстремистских1 организаций (фашистских,2 партий и антисемитских3 организаций) и средств массовой информации, которые используются в целях совершения уголовно наказуемых деяний, для разглашения сведений, составляющих государственную или иную специально охраняемую законом тайну, для осуществления экстремистской деятельности, а также для распространения передач, пропагандирующих порнографию, культ насилия и жестокость.4 Политическая функция государства проявляется также в деятельности его органов по привлечению населения к управлению делами государства. Так, к примеру, в соответствии со ст. 32 Конституции РФ граждане имеют право: а) участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; б) избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; в) на равный доступ к государственной службе; г) участвовать в отправлении правосудия. Вместе с тем гражданин не имеет права избирать и быть избранными, если он признан судом недееспособными, а также если содержится в месте лишения свободы по приговору суда.5 В соответствии со ст. 2 Федерального закона РФ от 20 августа 2004 г. № 113-ФЗ «О присяжных заседателях федеральных судов общей юрисдикции в Российской Федерации» граждане имеют право участвовать в осуществлении правосудия в качестве присяжных заседателей при рассмотрении судами первой инстанции подсудных им уголовных дел.1 К политическим функциям государства относится признание и развитие демократических институтов в обществе. К ним, в частности, могут быть отнесены: институт народной правотворческой инициативы,2 институт Общественной палаты Российской Федерации,3 институт отзыва депутата, институт публичных слушаний проектов правовых актов органов публичной власти, институт опроса граждан и др. Экономическая функция государства – это деятельность государства по регулированию отношений в сфере промышленного и сельскохозяйственного производства, в сфере оказания различного рода услуг и выполнения работ. Экономическая функция выражается в воздействии (степени влияния) государства на процессы производства, распределения, обмена и потребления материальных благ, т.е. общего объема произведенных товаров, выполненных работ и оказанных услуг. В зависимости от вида политического режима государство осуществляет регулирование экономических отношений либо на основе принципов централизации, плановости (уравнительного распределения произведенного общественного продукта), либо на основе принципов децентрализации, спроса и предложения. В условиях реализации принципов централизованного регулирования экономических отношений, приоритета государственной собственности над всеми иными формами собственности, государство непосредственно определяет (планирует, контролирует) объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов, выполнения работ и оказания услуг. В условиях реализации принципов децентрализованного регулирования экономическими отношениями, равенства всех форм собственности, добросовестной конкуренции, экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования (спроса и предложении) и разумных ограничений (запретов) деятельности государства в этой сфере. Что касается России, то здесь: а) гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности; б) признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности (ст. 8 Конституции РФ); в) предусмотрено право каждого на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской1 и иной не запрещенной законом экономической деятельности; г) не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34 Конституции РФ). Другой вопрос – насколько эти конституционные положения эффективно обеспечиваются и реализуются органами публичной власти в процессе регулирования экономических отношений. Вместе с тем необходимо учитывать, что в целом Российская Федерация и ее субъекты, а также муниципальные образования являются на основании ст. 124 Гражданского кодекса РФ субъектами гражданского права. Перечисленные субъекты выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К названным субъектам гражданского права применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. К разновидностям экономической функции государства можно отнести функции налогообложения и финансового контроля, формирования и расходование бюджетов всех уровней публичной власти. Любое государство без налогов существовать не может, поскольку они предназначены: 1) для содержания государственного аппарата – государственных органов представительной, исполнительной и судебной власти; 2) для выполнения социальных функций, выплат пенсий, пособий, дотаций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе), субвенций (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов), субсидий (бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов; 3) для обеспечение обороноспособности и безопасности страны. Социальная функция государства – это деятельность государства по регулированию отношений в сфере уровня жизни населения, здравоохранения, образования, культуры, искусства, спорта, пенсионного обеспечения. Социальная функция выражается в обеспечении государством общественного благополучия, т.е. достойной жизни и развития каждого человека, создание равных возможностей для всех граждан в достижении этого благополучия. Согласно ст. 7 Конституции РФ Российская Федерация – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. В этой связи в Российской Федерации должны: а) охраняться труд и здоровье людей; б) устанавливаться гарантированный минимальный размер оплаты труда; в) обеспечиваться государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан; г) развиваться система социальных служб и устанавливаться государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты. Во Всеобщей декларации прав человека (1948, ч. 1 ст. 25) провозглашено право каждого на такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и необходимое социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право на обеспечение на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по не зависящим от него обстоятельствам (приложение 10).1 В Декларации прав и свобод человека и гражданина (приложение 11), принятой Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 ноября 1991 г. № 1920-1, названное право каждого в части жизненного уровня для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи не нашло своего закрепления. В этом документе говорится только лишь о праве каждого на социальное обеспечение по возрасту, в случае утраты трудоспособности, потери кормильца и в иных, установленных законом случаях (ч. 1 ст. 26), а также об уровне жизни применительно к пенсии, которая, как и пособия, а также другие виды социальной помощи, должна обеспечивать уровень жизни не ниже установленного законом прожиточного минимума (ч. 2 ст. 26).1 В соответствии со ст. 4 ФЗ РФ от 24 октября 1997 г. № 134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» (приложение 12) величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения в целом по России и в субъектах федерации определяется ежеквартально на основании потребительской корзины (приложение 13) и данных федерального органа исполнительной власти по статистике об уровне потребительских цен на продукты питания, непродовольственные товары и услуги и расходов по обязательным платежам и сборам. Величина прожиточного минимума устанавливается Правительством РФ, а в субъектах федерации – в порядке, установленном их законами.1 В соответствии со ст. 3 Закона Новосибирской области от 29 декабря 2004 г. № 258-ОЗ «О порядке установления прожиточного минимума в Новосибирской области» величина прожиточного минимума на душу населения и по основным социально-демографическим группам населения области устанавливается ежеквартально губернатором области не позднее 30 числа месяца, следующего за отчетным кварталом.2 В настоящее время Постановлением Губернатора Новосибирской области от 14 октября 2005 г. № 552 была установлена величина прожиточного минимума в Новосибирской области за III квартал 2005 г. в расчете на душу населения 2 961 р., по основным социально-демографическим группам населения: для трудоспособного населения – 3 242 р., пенсионеров – 2 184 р., детей – 2 921 р.3 Постановлением Главы администрации Новосибирской области от 24 июля 2001 г. № 682 была утверждена методика исчисления величины прожиточного минимума в Новосибирской области, которая действует и по сей день (приложение 14).4 Согласно этому документу, например: а) стоимость одного мужского пальто составляет 730 р., которое мужчина должен носить 8 лет; б) стоимость костюма – 890 р., а срок его износа – 5 лет; в) стоимость одной пары ботинок – 231 р., а срок их износа – 3 года. В этом документе это не единственный пример. Аналогичные расчеты есть и по другим видам товаров. Несомненно, подобного рода расчеты позволяют в какой-то степени говорить о социальных гарантиях для неимущей части населения. Но все же эти расчеты вызывают сомнения не только с точки зрения потребительских цен на рынке товаров и уровня развития экономики страны, но, прежде всего, с научной точки зрения.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 289; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.161.43 (0.011 с.) |