Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В современном мире государства по форме территориального устройства подразделяются на унитарные и федеративные.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Понятие унитарного6 государства определяется как: а) единое государственное образование (проф. Марченко Михаил Николаевич);7 б) целостное централизованное государство, административно-территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами (проф. Корельский Виктор Михайлович);1 в) единое, слитное государство, не имеющее в своем составе государственных образований (проф. Морозова Людмила Александровна);2 г) единое, простое, делится лишь на административно-территориальные единицы (проф. Черданцев Александр Федорович);3 д) единое государство, части которого не обладают признаками государственности (проф. Лазарев Валерий Васильевич);4 е) одно, единое государство, которое подразделяется лишь на административно-территориальные единицы, не включающее в себя никаких государственных образований (проф. Протасов Валерий Николаевич);5 ж) простое, цельное государство, отдельные части которого иногда могут обладать автономией, политико-административное устройство (проф. Комаров Сергей Александрович);6 з) форма внутригосударственного устройства, при которой территория страны делится на административные единицы, чей статус, как правило, полностью определяется и регулируется законодательством государства (проф. Оксамытный Виталий Васильевич);7 и) единое, централизованное государство, состоящее из различных административно-территориальных единиц (округов, дистриктов – англ. – округ, областей, краев, и т.п.) и не имеющее в своем составе других государств или государственных образований (В.А. Толстик);8 к) форма территориально-политического устройства, при которой существует единое государство, состоящее из администратвино-территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью (проф. Мухаев Рашид Тазитдинович).9 Унитарное государство характеризуется: 1) единой системой органов публичной власти – представительных (законодательных), исполнительных и судебных; 2) одноуровневой иерархической и отраслевой системой нормативных правовых актов; 3) общей финансовой и налоговой системой; 4) единым гражданством; 5) отсутствием государственного суверенитета и атрибутов государственности у территориальных элементов (областей, департаментов, округов, графств и т.п.). Профессор Морозова Людмила Александровна называет симметричные и асимметричные унитарные государства. К первым из них (симметричным) ученый относит те, административно-территориальные единицы которых имеют равное положение по отношению к государству в целом. Ко вторым (асимметричным) те, на территории которых есть регионы, обладающие национальными, культурными, историческими особенностями, которые являются политической или административной автономией. Л.А. Морозова выделяет также централизованные и децентрализованные унитарные государства.1 К унитарным государствам могут быть отнесены – Великобритания, Голландия, Дания, Венгрия, Китай, Монголия, Япония и др. По сведениям профессора Оксамытного Виталия Васильевича, в настоящее время существует примерно 170 государств с унитарной формой территориального устройства. При этом ученый отмечает, что такие государства могут либо вообще не иметь территориального деления (Бахрейн, Ватикан, Сингапур), либо разграничиваться на полностью зависимые от центра административно-территориальные единицы (Кипр, Латвия – 26 районов, Польша – 49 воеводств и 2468 гмин, Уругвай – 19 департаментов), либо в них могут быть созданы территориальные автономии (Великобритания, Испания, Италия, Португалия).2 В современном мире насчитывается значительное число стран (унитарных государств), которые имеют в своем составе автономные образования. «Последние следует понимать как самоуправляющиеся территориальные единицы в рамках унитарного государства, пользующиеся определенной самостоятельностью, степень которой регулируется конституцией страны и общегосударственными законами». Профессор Оксамытный Виталий Васильевич полагает, что «страны, имеющие в своем составе те или иные формы автономии, относятся к сложным унитарным государствам, а некоторые из них получили названия регионалистских либо унитарных стран с элементами федерации, полуфедераций.1 К странам, в которых просматривается так называемая сложная унитарная форма территориального устройства, могут быть отнесены государства: 1) в которых административно-территориальные единицы наделены правом самоуправления по решению вопросов местного значения. Такие единицы территории унитарного государства, как правило, являются островными либо полуостровными частям страны. Примерами могут служить: а) Дания – Королевство Дания. Государство, расположенное на северо-западе Европы и занимающее большую часть полуострова Ютландия и группу близлежащих островов. Столица – Копенгаген. В состав страны входят 14 административных единиц – амтов – областей. Во главе каждого амта стоит амтманн, назначаемый королем, и действуют выборные советы. В состав Дании также входят Фарерские острова, пользующиеся внутренней автономией на основе Закона о самоуправлении от 23 марта 1948 г., и самый большой в мире остров Гренландия, расположенный в Северном Ледовитом и Атлантическом океанах, объявленный «самоуправляющейся территорией в составе Датского королевства» на основе Конституции Дании 1953 г. и Закона о расширении внутренней автономии Гренландии от 17 ноября 1978 г., одобренном на референдуме в Гренландии 17 января 1979 г.; б) Португалия – государство, расположенное на юго-западе Европы, в западной части Пиренейского полуострова. Столица – Лиссабон. В административном отношении страна делится на области, в каждой из которых действуют выборные ассамблеи, исполнительные органы – жунты, консультативные органы – советы. В состав страны также входят Азорские острова и остров Мадейра, которые в соответствии со ст. 6 Конституции Португальской Республики являются автономными областями, имеющими политико-административные статусы и собственные правительственные органы; в) Финляндия – государство, расположенное в Северной Европе. Столица – Хельсинки. Страна разделена на 12 губерний – ляни, которые в свою очередь подразделяются на уезды. Конституции нет, но действуют 4 органических закона – «Форма правления Финляндии» 1919 г., «Акт об Эдускунте» 1928 г., «Акт о праве парламента контролировать законность деятельности Государственного совета и канцлера юстиции» 1922 г., «Акт о государственном суде» 1922 г. В этом государстве Аландские острова – губерния Ахвенанма, обладает частичной автономией, население наделено правом на самоуправление, избирает собственный однопалатный парламент – Ландстинг – 30 депутатов; 2) в которых есть национально-территориальные автономии (Каракалпакия в Узбекистане, Нахичевань в Азербайджане, Абхазия и Аджария в Грузии, Гагаузия в Молдавии), имеющие исторические, этнические, религиозные, национально-культурные особенности. К таким государствам могут быть отнесены: а) Великобритания – Соединенное королевство Великобритании и Северной Ирландии. Государство в Западной Европе, расположенное на Британских островах. Столица – Лондон. В состав страны входят: 4 историко-географических области – Англия – 39 графств, 6 метрополитенских графств и особая административная единица – большой Лондон; Уэльс – 8 графств; Северная Ирландия – 26 округов; Шотландия – 9 районов – областей, а также остров Мэн и Нормандские острова, которые являются самостоятельными административными единицами. В каждом графстве, округе, области действуют выборные советы.1 На взгляд профессора Оксамытного Виталия Васильевича, в Великобритании в настоящее время происходит процесс ее федерализации. Этот вывод ученый аргументирует тем, что в сентябре 1997 г. в результате проведенных референдумов жители Шотландии и Уэльса высказались за создание в своих регионах парламентов, пользующихся законодательными правами. В мае 1999 г. прошли выборы в парламенты Шотландии и Уэльса, и по их итогам сформированы правительства этих фактических автономий. В июне 1998 г. прошли выборы в законодательный орган Северной Ирландии, который получил широкие полномочия в решении местных вопросов этой части Соединенного Королевства;1 б) Испания – государство на юго-западе Европы, занимает примерно 85% территории Пиренейского полуострова, а также Балеарские и Питиузские острова в Средиземном море, Канарские в Атлантическом океане. Столица – Мадрид. Территориальное устройство Испании включает муниципии, провинции и учреждаемые автономные Сообщества. Все эти внутригосударственные территориальные образования пользуются автономией при ведении своих дел, что предусмотрено ст. 137 Конституции Испании.2 В административно-территориальном отношении Испания разделена на 52 провинции, объединенные в 17 автономных областей, которые в значительной степени самостоятельно решают вопросы развития. Каждая область имеет свой парламент (ассамблею), который принимает законы, а также формирует правительство.3 В Испании национально-территориальные автономии имеют статус самостоятельных единиц в силу сложившихся исторических традиций национальных меньшинств (Страна Басков, Католония, Галисия, Андалусия и еще 13 регионов);4 в) Италия – государство, расположенное на юге Европы в бассейне Средиземного моря, занимает Апеннинский полуостров, острова Сицилия, Сардиния. Столица – Рим. В пределах территории Италии находятся два государства – Ватикан и Сан-Марино5 (государство в северо-восточной части Апеннинского полуострова, делится на 9 округов. Республика. Конституция принята в 1600 г. с изменениями 1906 г.). Территория Италии разграничена на 20 областей, пять из которых – Трентино-Альто Адидже, Валле деАоста, Фриули-Венеция Джулия, Сицилия и Сардиния – обладают специальным статусом, самой широкой автономией. В областях действуют выборные органы власти – советы, осуществляющие законодательные, распорядительные и иные функции. Советы образуют исполнительные органы – джунты. Деятельность советов координируется назначаемыми центральным правительством комиссарами.1 Испанию и Италию профессор Конюхова (Умнова) Ирина Анатольевна относит к полуфедерациям или квазифедерациям, поскольку в этих государствах, на взгляд автора, происходят процессы децентрализации и регионализации государственной власти.2 Понятие федерации3 определяется как: а) сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом (проф. Корельский Виктор Михайлович);4 б) сложное государство, для которого характерно наличие в составе государства других государственных образований, в строго научном смысле федерацией является союз государств, основанный на договоре или конституции (проф. Морозова Людмила Александровна);5 в) сложное союзное государство, части которого обладают признаками государственности (проф. Лазарев Валерий Васильевич);6 г) союзное государство, объединяющее несколько государств или государственных образований (проф. Протасов Валерий Николаевич);7 д) форма территориального устройства страны, представленная отдельными государственными образованиями, которые в целом составляют единое союзное государство (проф. Оксамытный Виталий Васильевич);1 е) союзное государство, состоящее из государств (государственных образований), обладающих в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которого делегирована федерации (ее органам) (проф. Черданцев Александр Федорович);2 ж) сложное государство, субъекты которого, обладая государственным суверенитетом, объединились в общее государство для решения общих долгосрочных задач (проф. Комаров Сергей Александрович);3 з) такое государство, которое представляет собой союз государств или состоит из относительно самостоятельных государственных образований (В.А. Толстик);4 и) единое союзное государство, состоящее из относительно самостоятельных государственных образований, взаимоотношения которых с центром основаны на разделении предметов ведения и полномочий, закрепленном в конституции (проф. Мухаев Рашид Тазитдинович).5 Федерация (лат. союз, объединение) – форма государственного устройства, при которой входящие в состав государства члены федерации (земли, республики), наряду с федеральной конституцией и федеральными органами государственной власти, имеют собственные конституции, законодательные, исполнительные и судебные органы (Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 640). «При решении вопроса об определении понятия федерации, равно как и любого другого понятия, – пишет профессор Марченко Михаил Николаевич, – можно идти как минимум двумя путями: а) путем нахождения наиболее приемлемых или выведения своих собственных дефиниций федерации или же б) путем выделения и анализа ее специфических признаков и черт». Первый путь, считает ученый, связанный, как правило, с «игрой» в дефиниции, не всегда продуктивен, но вместе с тем дает общее исходное представление о федерации. Второй путь решения данного вопроса, полагает автор, более продуктивен, поскольку помогает избегать «семантической по своей природе путаницы», которая создается уже самим неоднозначно трактуемым термином «федерация».6 Федеративное государство характеризуется: 1) двухуровневой системой органов публичной власти – федеральные и субъектов федерации (региональные) представительные (законодательные), исполнительные и судебные органы государственной власти; 2) двухуровневой иерархической и отраслевой системой нормативных правовых актов – федеральных и субъектов федерации; 3) двойной финансовой и налоговой системой – федеральной и субъектов федерации; 4) разграничением компетенции (полномочий и предметов ведения) между федерацией и ее субъектами, закрепленной либо в конституции, либо в федеративном договоре; 5) двухпалатным строением парламента, при котором одна из палат (как правило, верхняя) представляет интересы субъектов федерации; Профессор Морозова Людмила Александровна пишет, что «существуют две концепции теоретического обоснования федерализма как формы организации управления страной: дуалистический и кооперативный федерализм. Концепция дуалистического федерализма базируется на принципе жесткого разграничения предметов ведения между федерацией и ее субъектами. Каждый из них имеет строго фиксированную компетенцию и не вмешивается в дела другого, т.е. самостоятельно реализует свой статус. Кооперативный федерализм основан на принципе взаимного дополнения и взаимовыгодного сотрудничества федерации и субъектов, солидарной ответственности в сфере совместного ведения». Л.А. Морозова называет также национальную и территориальную, симметричные и асимметричные федерации. 1 Профессор Протасов Валерий Николаевич полагает, что федерации могут быть административно-территориальными (образованными на основе территориального принципа) и национально-государственными (образованными по национальному принципу). Административная федерация (например, США, ФРГ), на взгляд В.Н. Протасова, является достаточно эффективным способом децентрализации, «дробления» власти и на этой основе — демократизации общества. Ученый выделяет также: 1) симметричную федерацию (члены федерации имеют одинаковый правовой статус) и асимметричную, для которой характерно неравенство правового положения субъектов; 2) договорную (в основу федерации положен договор ее субъектов) и конституционную (правовым основанием федерации является закрепление факта ее образования в Основном Законе страны).1 Профессор Лазарев Валерий Васильевич в зависимости от принципа образования выделяет национально-государственные (Бельгия, Эфиопия, СССР) и административно-территориальные (Австралия, Австрия, Бразилия, Германия, США) федерации, в зависимости от статуса субъектов федерации различает симметричные (СССР) и асимметричные (Россия) федерации, в зависимости от вариантов взаимоотношения между центральной федеральной властью и органами субъектов федерации определяет относительно централизованные и относительно децентрализованные федерации.2 Профессор Комаров Сергей Александрович относит к видам федеративного устройства государств автономную и союзную (договорную) федерации.3 По мнению профессора Черданцева Александра Федоровича, федерации могут быть конституционными и договорными или конституционно-договорными, а также симметричными и асимметричными.4 Профессор Оксамытный Виталий Васильевич называет федерации, сформированные по национальному либо территориально-национальному признаку.5 Профессор Конюхова (Умнова) Ирина Анатольевна классифицирует федерации по следующим основаниям: 1) в зависимости от способа образования федеративного государства федерации бывают союзными и децентрализованными. Первые – союзные образуются на основе объединения независимых государств в результате договора, соглашения – США, СССР, СФРЮ, ОАЭ, Объединенная Республика Танзания. Вторые – децентрализованные создаются либо путем преобразования унитарного государства в федеративное на основе правового акта – Индия, Канада, Пакистан, либо на основе договора с составными частями государства о децентрализации власти на принципах федерализма, положения которого инкорпорируются в федеральную конституцию – Российская Федерация; 2) по количеству уровней федеративных отношений федерации бывают двухуровневыми и трехуровневыми. Первые – двухуровневые в федеративных отношениях имеют две стороны – федерацию и ее субъектов. Вторые – трехуровневые помимо двух названных еще и третью сторону – территории местного самоуправления; 3) в зависимости от способа разделения государственной власти по вертикали федерации бывают делегированными (когда полномочия центральной власти определяются государствами, образующими союз) и децентрализованными (когда центр передает определенный объем государственной власти территориям с учетом их интересов); 4) с точки зрения характера отношений, определяемого наличием или отсутствием элементов соподчиненности, а также уровня централизации в системе разделения государственной власти выделяются три вида федерализма – централизованный, нецентрализованный и смешанный; 5) в зависимости от характера и степени взаимоотношений и взаимозависимости субъектов федеративных отношений в системе разделения государственной власти выделяются два типа федерализма – дуалистический и кооперативный; 6) в зависимости от статуса субъекта федерации – Симметричные (абсолютных не существует, но тенденция в этом направлении наблюдается у США),
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 797; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.218.71.21 (0.015 с.) |