Классификатор правовых актов 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Классификатор правовых актов



Одобрен Указом Президента Российской Федерации от 15 марта 2000 г. N 511

010.000.000 Конституционный строй

020.000.000 Основы государственного управления

030.000.000 Гражданское право

040.000.000 Семья

050.000.000 Жилище

060.000.000 Труд и занятость населения

070.000.000 Социальное обеспечение и социальное страхование

080.000.000 Финансы

090.000.000 Хозяйственная деятельность

100.000.000 Внешнеэкономическая деятельность. Таможенное дело

110.000.000 Природные ресурсы и охрана окружающей природной среды

120.000.000 Информация и информатизация

130.000.000 Образование. Наука. Культура

140.000.000 Здравоохранение. Физическая культура и спорт. Туризм

150.000.000 Оборона

160.000.000 Безопасность и охрана правопорядка

170.000.000 Уголовное право. Исполнение наказаний

180.000.000 Правосудие

190.000.000 Прокуратура. Органы юстиции. Адвокатура. Нотариат

200.000.000 Международные отношения. Международное право

210.000.000 Индивидуальные правовые акты по кадровым вопросам, вопросам награждения, помилования, гражданства, присвоения почетных и иных званий

Наиболее совершенной формой предметной (отраслевой) структуры системы нормативных правовых актов являются кодексы.

1. Арбитражный процессуальный кодекс РФ

2. Бюджетный кодекс РФ

3. Водный кодекс РФ

4. Воздушный кодекс РФ

5. Градостроительный кодекс РФ

6. Гражданский кодекс РФ

7. Гражданский процессуальный кодекс РФ

8. Жилищный кодекс РФ

9. Земельный кодекс РФ

10. Кодекс внутреннего водного транспорта РФ

11. Кодекс об административных правонарушениях РФ

12. Кодекс торгового мореплавания РФ

13. Лесной кодекс РФ

14. Налоговый кодекс РФ

15. Семейный кодекс РФ

16. Таможенный кодекс РФ

17. Трудовой кодекс РФ

18. Уголовный кодекс РФ

19. Уголовно-процессуальный кодекс РФ

20. Уголовно-исполнительный кодекс РФ

Федеративная структура системы нормативных правовых актов включает в себя

Федеральные нормативные правовые акты и

Нормативные правовые акты субъектов федерации

По своей юридической силе и отраслевой (предметной) принадлежности.

Федеративная структура системы нормативных актов основывается на:

1) разграничении предметов ведения федерации и ее субъектов;

2) разграничении компетенции между федеральными и региональными органами государственной власти.

Статья 71 Конституции России

В ведении Российской Федерации находятся:

судоустройство;

прокуратура;

уголовное,

уголовно-процессуальное и

уголовно-исполнительное законодательство;

амнистия и помилование;

гражданское,

гражданско-процессуальное и

арбитражно-процессуальное законодательство;

правовое регулирование интеллектуальной собственности;

Статья 72 Конституции России

В совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации находятся:

к) административное,

административно-процессуальное,

трудовое,

семейное,

жилищное,

земельное,

водное,

лесное законодательство,

законодательство о недрах,

об охране окружающей среды;

Статья 73 Конституции России

вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации

субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.

Предметы ведения субъектов федерации определяется в их конституциях или уставах

Статья 6 Устава Новосибирской области.

Предметы ведения Новосибирской области

В ведении Новосибирской области находятся:

1) принятие и изменение Устава Новосибирской области, законов Новосибирской области, контроль за их соблюдением;

2) защита прав и законных интересов Новосибирской области;

3) административно-территориальное устройство Новосибирской области;

4) социально-экономическое развитие Новосибирской области;

5) областной бюджет Новосибирской области;

6) государственная собственность Новосибирской области;

7) установление системы органов государственной власти Новосибирской области и их формирование;

8) награды и почетные звания Новосибирской области, символика Новосибирской области;

9) иные вопросы, не отнесенные Конституцией Российской Федерации и федеральными законами к ведению Российской Федерации, к предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к вопросам местного значения.

Федеративная структура системы источников права проявляется в том, что:

а) федеральный и "субъектный" ее элементы, взаимодополняя друг друга, составляют единое целое – систему нормативных правовых актов действующих в Российской Федерации;

б) юридическое основание этой системы составляет Конституция Российской Федерации, предусматривающая:

предметы ведения федерации и ее субъектов (ст. 71, 72, 73),

иерархию нормативных правовых актов (ст. 15, 76), а также

отрасли законодательства (п. «ж», «о» ст. 71; п. «к» ст. 72);

в) сфера действия актов федерального и регионального уровней отражает закрепленные в Конституции РФ предметы исключительного ведения федерации, ее совместного ведения с субъектами федерации, а также исключительного ведения субъектов федерации.

На территории каждого субъекта федерации одновременно действуют как федеральные, так и "субъектные" акты, принятые по соответствующим предметам ведения и имеющие отраслевую направленность;

г) источники права (нормативные правовые акты) издаются органами публичной власти двух уровней –

федерального и "субъектного"

(муниципальный уровень правотворчества сам по себе не отражает формы государственного устройства).

Систематизация нормативных актов

- это деятельность по приведению нормативных актов в единую, упорядоченную систему (проф. Альберт Семенович Пиголкин, Общая теория государства и права. Академический курс в трех томах. Том 2: Право / отв. ред. М.Н. Марченко. –М.: Норма, 2007. С. 623).

- это деятельность по упорядочению нормативного правового материала (доц. Р.А. Романов, Теория государства и права: учебник / под общ. ред. О.В. Мартышина. –М.: Норма, 2007. С. 346).

- это целенаправленная работа законодателя по упорядочению и приведению в единую систему действующих законодательных актов с целью их доступности, лучшей обозримости и эффективного применения (проф. Олег Александрович Пучков. Теория государства и права: Учебник для вузов / Отв. ред. В.Д. Перевалов. –М.: Норма, 2006. С. 202).

 

Виды систематизации нормативных правовых актов:

Кодификация

Инкорпорация

Консолидация

Кодификация — это

способ систематизации, который состоит в существенной переработке, изменении и обновлении правовых норм определенной отрасли или подотрасли права и принятии нового кодификационного акта (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 448).

Результатом этого вида систематизации нормативных правовых актов являются кодексы

Инкорпорация – это

систематизация нормативных актов путем их помещения (объединения) по определенной системе в единых сборниках или иных изданиях (Алексеев С.С. Общая теория права. В двух томах. Т. 2. –М.: Юрид. лит., 1982. С. 258).

Инкорпорация — это

форма систематизации, в процессе которой нормативно-правовые акты подвергаются внешней обработке и объединяются полностью или частично в разного рода сборники или собрания (Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С. 337).

Например:

Собрание законодательства Российской Федерации,

Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства «Юридическая литература»,

Ведомости Новосибирского областного Совета депутатов,

Сборник нормативных правовых актов Новосибирского областного Совета депутатов,

Бюллетень органов местного самоуправления города Новосибирска.

Консолидация это

форма систематизации, в процессе которой ранее изданные нормативно-правовые акты по тому или иному вопросу сводятся (объединяются) в единый акт (Общая теория права. Курс лекций / под ред. В.К. Бабаева. Нижний Новгород. 1993. С. 339).

Консолидация — это

способ систематизации, состоящий в объединении нескольких различных однопорядковых правоустановительных актов в один новый акт (Нерсесянц В.С. Общая теория права и государства. Учебник для вузов. Издательская группа НОРМА — ИНФРА-М, Москва, 1999. С. 447).

Например:

Федеральный закон 10 июля 1992 года N 3266-1 «Об образовании»,

Федеральный закон 22 августа 1996 года N 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» –

(образовательное право),

Федеральный закон 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» –

(пенсионное право),

Федеральный закон 23 ноября 1995 года N 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» –

(экологическое право),

Федеральный закон 12 января 1995 года N 5-ФЗ «О ветеранах» –

(социальное право или право социального обеспечения).

3. Действие нормативных правовых актов:

3.1) во времени;

3.2) в пространстве;

3.3) по субъектам права.

3.1. Действие нормативных правовых актов во времени определяется:

1) сроком вступления в юридическую силу нормативных правовых актов;

2) условиями утраты юридической силы нормативных правовых актов;

3) условиями обратной юридической силы нормативного правового акта.

 

1. Сроки вступления нормативного правового акта в юридическую силу:

а) со дня опубликования нормативного правового акта.

Например,

Федеральный закон от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании"

Статья 34. Вступление в силу настоящего Федерального закона

3. Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.

Первоначальный текст документа опубликован в изданиях

"Собрание законодательства РФ", 26.08.1996, N35, ст. 4135,

"Российская газета", N 164, 29.08.1996.

б) со дня указанного в самом нормативном правовом акте.

Например,

Семейный кодекс Российской Федерации (29 декабря 1995 года N 223-ФЗ)

Статья 168. Порядок введения в действие настоящего Кодекса

1. Ввести в действие настоящий Кодекс с 1 марта 1996 года, за исключением положений, для которых настоящим Кодексом установлены иные сроки введения в действие.

в) со дня указанного в другом (специальном) нормативном правовом акте.

Это же условие касается нормативных актов, в которых:

1) не указан день введения их в юридическую силу

и (или)

2) нет отдельного акта о введении их в действие.

В этом случае, например,

а) федеральные конституционные законы, федеральные законы, акты палат Федерального Собрания вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими законами или актами палат не установлен другой порядок вступления их в силу

(ст. 6 ФЗ РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Официальным опубликованием федерального конституционного закона, федерального закона, акта палаты Федерального Собрания считается первая публикация его полного текста:

1) в "Парламентской газете";

2) в "Российской газете";

3) в "Собрании законодательства Российской Федерации".

(ст. 4 ФЗ РФ от 14 июня 1994 года N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»).

Законы подлежат официальному опубликованию.

Неопубликованные законы не применяются.

Любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.

(часть 3 статьи 15 Конституции РФ).

б) акты Президента РФ,

имеющие нормативный характер, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

И ные акты Президента РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания

(пункт 5 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).

 

в) акты Правительства РФ,

затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус федеральных органов исполнительной власти, а также организаций, вступают в силу одновременно на всей территории Российской Федерации по истечении семи дней после дня их первого официального опубликования.

И ные акты Правительства РФ, в том числе акты, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера, вступают в силу со дня их подписания

(пункт 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).

Официальным опубликованием актов Президента РФ и актов Правительства РФ считается публикация их текстов:

в "Российской газете" или в "Собрании законодательства Российской Федерации".

(пункт 2 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).

г) нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти

вступают в силу одновременно на всей территории России по истечении десяти дней после дня их официального опубликования, если самими актами не установлен другой порядок вступления их в силу.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, содержащие сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера и не подлежащие в связи с этим официальному опубликованию, прошедшие государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ, вступают в силу со дня государственной регистрации и присвоения номера, если самими актами не установлен более поздний срок их вступления в силу.

(пункт 6 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти подлежат официальному опубликованию:

в "Российской газете" в течение десяти дней после дня их регистрации,

в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти издательства "Юридическая литература" Администрации Президента РФ.

(пункт 9 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 года N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов органов исполнительной власти»).

2. Условия утраты юридической силы нормативного правового акта:

а) прямая отмена, признание утраты юридической силы ранее принятого нормативного правового акта.

Вступление в юридическую силу нормативного правового акта отменяющий действие ранее принятого нормативного правового акта.

Например,

Федеральный закон от 13 июня 1996 года N 64-ФЗ "О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации"

Статья 1. Ввести в действие Уголовный кодекс Российской Федерации с 1 января 1997 года, за исключением положений, для которых настоящим Федеральным законом установлены иные сроки введения в действие.

Статья 2. Признать утратившими силу с 1 января 1997 года Уголовный кодекс РСФСР, утвержденный Законом РСФСР от 27 октября 1960 года "Об утверждении Уголовного кодекса РСФСР", а также все законы и иные нормативные правовые акты, принятые в период с 27 октября 1960 года до 1 января 1997 года, в части внесения изменений и дополнений в Уголовный кодекс РСФСР.

"Собрание законодательства РФ". 1996. N 25. Ст. 2955.

б) вступление в юридическую силу нормативного правового акта, регулирующего те же или схожие общественные отношения.

Замена действующего нормативного акта другим актом, устанавливающим в данной области новые правила.

Юридическая сила прежнего акта утрачивается со дня введения в действие нового акта.

Например,

в связи с принятием ныне действующей Конституции Российской Федерации, вступившей в юридическую силу со дня официального ее опубликования по результатам 12 декабря 1993 года всенародного голосования, а именно 25 декабря 1993 г., одновременно утратила юридическую силу Конституция Российской Федерации, принятой 12 апреля 1978 г., с последующими изменениями и дополнениями.

в) истечение срока действия нормативного правового акта.

Например:

Федеральный закон Российской Федерации от 24 ноября 2008 года N 204-ФЗ "О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов";

Указ Президента РФ от 17 сентября 1998 года N 1115 "О проведении в ряде муниципальных образований эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления"

Указ Президента РФ от 2 июня 2000 года N 1011 "О завершении эксперимента по организации охраны общественного порядка органами местного самоуправления"



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 394; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.051 с.)