Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема №10: Происхождение права. Право древнего мира

Поиск

Вопросы:

Социальные нормы (право) первобытного общества.

Право древнего государства.

Социальные нормы (право) первобытного общества.

Социальные нормы (право) первобытного общества – это совокупность правил поведения, устанавливаемых и обеспечиваемых родовыми общинами или племенами, посредством которых регулировались общественные отношения в этих социальных группах.

Характеристика социальных норм первобытного общества:

1) знания первобытных людей о нормах, правилах поведения – правах и обязанностях отражали религиозные представления об окружающем мире;

2) правила поведения основывались на биологической, физиологической и половозрастной специфики человеческого организма;

3) информация о нормах, правилах поведения в первобытном обществе (родовых общинах, племенах) содержалась в ритуалах, обрядах, мифах, обычаях;

4) в правилах поведения устанавливались три способа регулирования общественных отношений: запрет, дозволение, обязывание, но эти способы не разграничивались между собой и потому назывались мононормами;

5) за нарушения запретов применялись меры наказания, которые были примитивны и жестоки (изгнание из рода или племени, кровная месть, талион1, забивание камнями);

1 Талиона закон (лат.) возмездие, равное по силе преступлению, принцип наказания, сложившийся в родовом обществе. Заключается в причинении виновному такого же вреда, который причинен им («око за око, зуб за зуб»). Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С.1186.;

Талион – лат. – возмездие (по силе равное преступлению), принцип уголовной ответственности в раннеклассовом обществе, когда наказание точно соответствует причиненному вреду («око за око», «зуб за зуб»). Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 594.

6) правила поведения в первобытном обществе не закреплялись на каких-либо материальных носителях информации, а запоминались людьми, передавались вербально2 от поколения к поколению и выражались в действиях членов рода, племени (жесты, звуки, знаки, устная речь).

2 Вербальный – лат. – устный, словесный. Современный словарь иностранных слов. М. 1992. С. 121.

Источниками социальных норм первобытного общества были:

1) церемонии, ритуалы, обряды;

2) мифы;

3) обычаи;

4) агрокалендари.

Церемонии, ритуалы, обряды – это

правила поведения, которые проявлялись в совершении определенного порядка символических действий людей, отражающих уровень развития культуры социальных групп первобытного общества.

Примеры церемоний, ритуалов и обрядов первобытного общества:

а) церемония вступления в брачные отношения;

б) ритуал проводов соплеменников на охоту;

в) ритуал вступления в должность вождя;

г) ритуал казни;

д) ритуал посева зерен у славянских народов;

е) обряд преподношений;

ж) обряд инициации (посвящения);

з) обряд захоронения умершего (в саване, в гробу, сидя, лежа);

и) обряд хождения по земле применялся при спорах о межах, границах земельного участка.

2. Мифы –

образные примеры (сказки, былины), которые учили людей тому, что следует делать и чего делать нельзя.2

Слово «миф»3 означает предание, сказание или рассказ.

С его помощью в наглядно-образной форме объяснялись явления природы и общественной жизни.

2 Там же. С. 191.

3 Миф – (греч. – предание, сказание), повествования о богах, духах, обожествленных героях и первопредках, возникшие в первобытном обществе. В первобытном обществе миф – основной способ познания мира, опирающийся на своеобразную логику (нерасчлененность, тождественность субъекта и объекта, предмета и знака, существа и его имени. Новый энциклопедический словарь. М. 2004. С. 736.

В мифах интегрировались и подлинные знания, и художественные образы, и нравственные предписания, и религиозные представления.

Главное в мифах – аккумуляция (интеграция, обобщение) опыта жизни людей и доведение этой информации до сведения каждого члена первобытного общества.

Мифология представляла совокупность хороших и плохих примеров, способы поведения, которым должны следовать люди в своих взаимоотношениях с природой и с друг с другом.

Былина о трех богатырях

• Алеша Попович,

• Илья Муромец,

• Добрыня Никитич.

• Эти персонажи олицетворяли:

• - силу власти племени,

• - охрану его территориальных границ,

• - разделение управленческих функций.

 

В качестве одного из примеров мифа Т.В. Кашанина приводит русскую народную сказку «Репка». В этой сказке, пишет она, можно выделить следующие мысли (или правила поведения):

• а) даже самое трудное дело можно выполнить, если действовать сообща;

• б) нельзя пренебрегать даже самыми малыми усилиями, поскольку они могут оказаться решающими в достижении цели.

Обычаи – это

правила поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.5

Примеры обычаев:

а) почитание старших;

б) соблюдение поста;

в) распределение повседневной работы между взрослыми, между взрослыми и детьми;

г) урегулирование ситуаций, связанных со смертью главы семейства (например, наследник обязан был взять вдову родственника, что соответствовало пословице: «Тот, кто берет ружье покойного, берет и его вдову»).1

На Руси обычаи в ряде случаев были облечены в форму поговорок, пословиц, песен, сказаний, из которых некоторые позднее стали формой закона, а другие остались в обыденном общении.

"Молодой на битву, а старый - на думу";

"Молодой князь, молода и дума";

"На одном вече, да не одни речи", т.е. требование единогласия;

"Чей хлеб кушаешь, того и слушаешь", т.е. ограничение правоспособности договором личного найма;

"Братчина судит, как судья";

"Что старее, то правее";

"Что город, то норов; что деревня, то обычай".

Лучший сборник русских пословиц, в том числе и юридических, составлен В.И. Далем.

Религиозные обычаи – это

правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе религиозных текстов, заповедей, представлений о Боге.

Примеры религиозных обычаев:

• религиозные заповеди;

• богоугодные обычаи;

• религиозные запреты;

• молитвы.

Религиозные заповеди – это

морально-нравственные предписания к совершению определенных деяний.

К ним, в частности, в православной религии можно отнести заповеди Божии:

• возлюби Господа Бога всем сердцем и всею душою;

• возлюби ближнего твоего, как самого себя;

• не сотвори себе кумира;

• не поминай имени Господа Бога в суете;

• чти отца твоего и матерь твою;

• не убий;

• не прелюбодействуй;

• не укради;

• не лжесвидетельствуй.

Богоугодные обычаи:

• крещение;

• миропомазание при крещении;

• причащение (вкушение хлеба – тела и вина – крови Иисуса Христа);

покаяние (исповедь).

Религиозные запреты:

• гордость;

• блуд;

• гнев;

• чревоугодие;

• зависть;

• уныние.

Молитвы – это

обращения священнослужителя или верующего к Богу, составная часть богослужения.

Молитва:

• Отче наш, сущий на небесах!

• Да святится имя Твоё;

• Да придет Царствие Твоё;

• Да будет воля Твоя и на земле, как на небе;

• Хлеб наш насущный дай нам на сей день;

• И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим;

• И не введи нас в искушение, но избавь нас от лукавого;

• Ибо Твое есть Царство и сила и слава во веки.

• Аминь.

Агрокалендари – это

• правила поведения регламентирующие отношения между людьми в процессе проведения сельскохозяйственных работ.

• Агрокалендари формировались на основе многолетних наблюдений людьми за погодой и определяли сроки выполнения тех либо иных сельскохозяйственных работ.

• Для получения хороших результатов в земледелии людям необходимо было знать – когда надо было пахать, сеять, полоть, убирать и хранить урожай.

Право древнего государства

- это совокупность норм права, устанавливаемых и обеспечиваемых органами публичной власти, посредством которых регулировались общественные отношения в городах, землях, княжествах, волостях, округах, селах.

Характеристика права древнего государства:

1. Представление о нормах права, правилах поведения, правах и обязанностях претерпевают изменения в пользу лиц, обладающих публичной властью.

2. Правовое регулирование общественных отношений осуществлялось на основе норм права, которые разрабатывались лицами, стоящими у власти, органами публичной власти.

3. Правила поведения устанавливаются вождем, князем в своих интересах и без учета общественного мнения.

4. Процесс правового регулирования отношений приобрел осознанную и целенаправленную форму и осуществлялся органами публичной власти.

5. Нормы права древнего государства также закрепляли три способа правового регулирования: запрет, дозволение, обязывание, но в отличие от социальных норм первобытного общества в них более четко проводилась грань различий между правами, обязанностями и запретами.

6. Осуществлялось правовое закрепление социального положения (прежде всего имущественного неравенства) людей в древних источниках права.

7. Нормы права носили казуистический характер, т.е. основой норм были конкретные жизненные ситуации, решения по которым являлись образцами для последующих рассмотрений аналогичных дел.

8. В нормах права древнего государства устанавливалось не только физические (телесные), но и в большей степени имущественные наказания с привилегией по отношению к лицам, стоящим у власти.

9. Оформление принятых правил поведения осуществлялось, закреплялось на различных материальных носителях информации (деревянные или каменные таблички, столбы, береста), как правило, в письменном виде.

Способы формирования источников права древнего государства:

1. Санкционирование обычаев - государство признавало, закрепляло и разрешало в своих правовых документах только те исторически сформировавшиеся правила поведения людей в первобытном обществе, которые отражали интересы лиц, обладающих политической властью.

2. Формирование и развитие юридической практики (прежде всего судебной) - при разрешении конкретных конфликтов и споров судебные органы выносили решения, основываясь на обычаях, собственных представлениях о справедливости.

Эти решения являлись ориентирами при рассмотрении в дальнейшем аналогичных конфликтов и споров между людьми.

В результате создавались правовые прецеденты и формировалось прецедентное право.

3. Правотворчество государства – разработка и принятие нормативных документов (договоров, уставов, законов), обязательные для исполнения всеми субъектами и поддерживаемые силой государственного принуждения.

В результате правотворчества государства формируется такой источник права как нормативно-правовой акт.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 2706; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.01 с.)