Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые учения Древней Греции

Поиск

К семинарским занятиям

для студентов 2 курса очной формы обучения

по дисциплине

«История правовых учений»

Разработчики: к.и.н., доцент М.М. Атрушкевич

к.ю.н., доцент Е.В. Семашко

Рекомендованы к использованию в учебном процессе (протокол №2

от 15.09.2011)

Минск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История правовых учений – это общетеоретическая учебная дисциплина, изучение которой направлено на развитие у студентов правосознания и правовой культуры, формирование юридического мышления. Анализ правовых доктрин в их исторической эволюции позволяет глубже осознать теоретические положения современной юридической науки, дает возможность ориентироваться в сложных общественных процессах современности. История правовых учений позволяет осмыслить, как в столкновении различных воззрений рождаются новые идеи о праве и государстве, какую роль они играют в процессе реального развития государственно-правовых институтов, как изменяются представления о свободе, справедливости, власти и надлежащем общественном устройстве.

Курс «История правовых учений» является развернутой во времени теорией и философией права, поэтому он способен служить основой для постижения сущностных и ценностных аспектов права в период кризиса марксистской идеологии, служившей ранее теоретической базой учений о государстве и праве. В процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания.

Учебная программа рассчитана на объем 50 часов для очной формы обучения, из них лекций – 34 часов, семинарских занятий – 16 часов

Для студентов специальности «Правоведение» данная учебная дисциплина в юридических вузах преподается под названием «История политических и правовых учений». Изменение объема и названия курса для студентов специальностей «Государственное управление» и «Государственное управление и право» обусловлено изучением отдельных политических доктрин в рамках курса «Политология». Однако большая часть правовых теорий находится в неразрывной связи с концепциями государствоведческими. В связи с чем в рамках курса «История правовых учений» рассматриваются не только исключительно правовые, но и важнейшие право-политические учения, оказавшие наибольшее влияние на формирование современного права, на понимание сущности и социального назначения государства как формы совместного проживания людей.

В настоящем плане к семинарским занятиям представлены: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для обсуждения, тематика рефератов, методические рекомендации к написанию рефератов, вопросы к коллоквиуму, методические рекомендации к проведению коллоквиума, вопросы к зачету по указанной учебной дисциплине. Ко всем темам семинарских занятий прилагаются списки рекомендованной к изучению литературы.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Тематика рефератов

для студентов 2 курса

СТРУКТУРА РЕФЕРАТА

Реферат должен содержать следующие структурные элементы:

· титульный лист;

· содержание;

· перечень условных обозначений и терминов (при необходимости);

· введение;

· основная часть;

· заключение;

· список использованных источников;

 

Требования к структурным элементам реферата

Титульный лист

 

Титульный лист является первой страницей реферата и служит источником информации, необходимой для её библиографической обработки и поиска.

На титульном листе реферата указываются: наименование учебного заведения, название института; название кафедры; название работы; название специальности; название специализации; фамилия, инициалы студента, курс обучения, номер группы.

Содержание

Содержание должно включать последовательность наименований структурных элементов реферата: «ВВЕДЕНИЕ», номера и названия разделов и подразделов основной части, «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «список использованных источников», приложения - с указанием номеров страниц, на которых размещается начало материала соответствующих частей реферата.

Введение

Во введении должна быть обоснована актуальность решаемой задачи и сформулировано ее авторское понимание, определены цель и задачи реферата объект и предмет исследования, а также дана характеристика основных источников получения информации (документальных, справочных, научных, литературных, библиографических и др.). Объем введения составляет 1-2 страницы.

Основная часть

Реферат содержит, как правило, несколько разделов. Разделы могут иметь подразделы, подразделы при необходимости - пункты. Содержание разделов должно соответствовать теме работы и полностью её раскрывать. Если раздел разбит на подразделы, то каждый из них должен освещать отдельную часть сформулированного в названии раздела вопроса. Распределение основного материала реферата по разделам определяется его автором.

Изложение материала исследования должно быть ясным, точным, научным. Следует исключить художественный, бытовой и наукообразный стили изложения. Текст необходимо излагать: «представляется», «по нашему мнению», «на наш взгляд», «думается» и т п.

Объем основной части реферата не должен превышать 12-15 страниц текста

Заключение

Заключение должно содержать обобщенное изложение теоретических и практических результатов исследования, выводы и рекомендации, сделанные на их основании, а также формулировки возникших в ходе выполнения работы задач и предложения по продолжению разработки данной темы. Выводы и предложения должны быть конкретными, обоснованными, реальными и вытекать именно из результатов проведенного исследования и содержания реферата. Объем заключения – до 3-х страниц текста.

Список использованных источников

Список должен содержать перечень источников информации, использованных при выполнении реферата, и их библиографическое описание. Список использованной литературы должен быть полным и включать основополагающие монографические работы, научные статьи и нормативный материал, учебники и учебные пособия. Список литературы должен быть оформлен в соответствии с требованиями ВАК.

 

оформлениЕ реферата

Общие требования к оформлению реферата

Работа должна быть напечатана на одной стороне белой бумаги формата А4 (210´297 мм). Текст работы печатается через полтора интервала шрифтом Times New Roman 14 пунктов. Размеры полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее – 20 мм, нижнее –20 мм. Объем реферата-12-15 стр.

Реферат сшивается в порядке, обозначенном в структуре реферата Работа сшивается в порядке, обозначенном в структуре реферата. Наименования структурных элементов «СОДЕРЖАНИЕ», «ПЕРЕЧЕНЬ УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙИ ТЕРМИНОВ», «ВВЕДЕНИЕ», «ЗАКЛЮЧЕНИЕ», «СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ», «ПРИЛОЖЕНИЕ» печатаются прописными буквами в середине строк. Так же печатаются заголовки разделов. В тексте реферата в обязательном порядке должны быть ссылки на использованную литературу, в квадратных скобках с указанием порядкового номера источника и номера страницы, например [1, с. 24]. Заголовки подразделов печатают строчными буквами (кроме первой прописной), располагая их в середине строк. Заголовки пунктов печатают строчными буквами (кроме первой прописной) с абзаца. Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух или более предложений, их разделяют точкой. Подчеркивание заголовка не допускается.

Расстояние между заголовком раздела, подраздела, пункта и текстом должно составлять одну строку. Если между двумя заголовками текст отсутствует, то расстояние между ними устанавливается в одну строку.

Каждую структурную часть и каждый раздел реферата следует начинать с нового листа (страницы).

 

Вопросы к коллоквиуму

для студентов 2 курса

ЛИТЕРАТУРА

Основная

 

1. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / Нац. обществ.- науч. фонд Акад. полит. науки; Ред.-науч. совет: пред. совета Г.А. Семигин и др. – М.: Мысль, 1997.

2. Власов, В.И., Власова, Г.Б. История политических и правовых учений / В.И. Власов, Г.Б. Власова. – Ростов/н Д: Феникс, 2004. – 676 с.

3. Графский, В.Г. История политических и правовых учений / В.Г. Графский. – М: Проспект, 2995. – 689 с.

4. История политических и правовых учений: Учебник / Под ред. О.Э. Лейста. – М.: Юрид. Лит., 1997. – 576 с.

5. История политических и правовых учений: Учебник для вузов. Под общ. ред. В.С. Нерсесянца - М.: ИНФРА - М, 2002. – 736 с.

6. Козлихин, И.Ю. История политических и правовых учений / И.Ю. Козлихин. – СПб: Изд-во Санкт-Петерб. унив-та, 2005. – 492 с.

7. Кудинов, О.А. История политических и правовых учений: Учебное пособие / О.А. Кудинов. – М.: Дашков и К, 2005. – 389 с.

8. Малахов, В.П. История политических и правовых учений: Учебное пособие для вузов Малахов / В.П. Малахов. – М.: Академический Проект, 2003. – 624 с.

9. Марченко, М.Н., Мачин И.Ф. История политических и правовых учений / М.Н. Марченко, И.Ф. Марченко. – М.: Высшее образование, 2005. – 618 с.

10. Мухаев, Р.Т. Хрестоматия по теории государства и права, политологии и истории политических и правовых учений / Р.Т. Мухаев. – М: Приор, 2000. – 870 с.

11. Синха, Сурия Пракаш Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / Пер. с англ. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 304 с.

12. Фролова, Н.А. История политических и правовых учений / Н.А. Фролова. – М.: Изд-во РАГС, 2001. – 107 с.

Дополнительная

 

13.Августин Аврелий. Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийскаго / Аврелий Августин.– М., 1786. – Ч.1–4.

14. Августин Аврелий Исповедь / Пер.с латин. М. Сергеенко. – М.: МНПП «Гендальф», 1992. – 528 с.

15. Августин Аврелий. О граде божием. / Аврелий Августин. – Минск: ООО "Харвест"; М.: АСТ, 2000. – 1020 с.

16. Аквинский, Ф. Сумма теологии / Ф. Аквинский.– Киев: Эльга: Ника-центр; М.: Элькор – МК, 2002. – 482 с.

17.Аристотель. Метафизика / Пер., послесл. А.В.Кубицкого. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 344 с.

18.Аристотель. Политика. Афинская полития / Аристотель.– М.: Мысль, 1997. – 458 с.

19.Быкова, М.Ф. Абсолютная идея и абсолютный дух в философии Гегеля / М.Ф. Быкова. – М.: Наука, 1993. – 231 с.

20.Васильев, В.А. Благо и добродетель в понимании Т.Гоббса / В.А. Васильев // Научный коммунизм. – 2002. – N 1. – С.170 – 183.

21.Виндельбанд, В. Платон / Пер. с нем. А. Громбаха. – СПб.: Журн. Образование", 1900. – 452 с.

22.Гоббс, Т. Левиафан / Т. Гоббс.– М.: Мысль, 2001. – 478 с.

23.Гоббс, Т. Философские основания учения о гражданине / Т. Гоббс. – Минск: ООО "Харвест"; М.: АСТ, 2001. – 389 с.

24.Горский, Д.П. Учение Маркса об обществе: Крит. анализ: Пособие для преподавателей вузов / Д.П. Горский. – М.: Наука, 1994. – 265 с.

25.Гроций, Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естеств. право и право народов. а также принципы публ. права / Пер. с лат. А.Л. Саккетти – М.: Науч.-изд. центр "Ладомир", 1994. – 869 с.

26. Гулыга, А.В. Гегель / А.В. Гулыга. – М.: Товарищество "Соратник", 1994. – 258 с.

27.Дегтярева, В. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом / В. Дегтярева // Рабочий класс и современный мир. – 2000. – N 3. – С.157–169.

28.Длугач, Т.Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности: Гольбах, Гельвеций, Руссо / Т.Б. Длугач. – М.: Наука, 1995. – 489 с.

29.Занадворова, Т.Л. Жан-Жак Руссо / Т.Л. Занадворова. – Екатеринбург: Изд-во Урал.ун-та, 1993. – 142 с.

30. Кант, И. Критика чистого разума / Пер.с нем. Н.О. Лосского. – СПб.: ИКА "Тайм-Аут", 1993. – 412 с.

31.Кант, И. Собрание сочинений в 8 т. / Под общ. ред. А.В. Гулыги. – М.: Чоро, 1994.

32.Козлихин, И.Ю. Гуго Гроций / И.Ю. Козлихин // Известия высших учебных заведений. –1999.- N 4.- С.263 – 271.

33.Козлихин, И.Ю. Жан-Жак Руссо / И.Ю. Козлихин // Правовая политика и правовая жизнь. – 2002. - N 1. – С.189–204.

34.Корнилович, Э. Читая Макиавелли...: Пробл. полит. власти / Э. Корнилович // Вперед. –1995. – N –9. – С.18–21

35. Кузнецов, В.Н. Философия права Иммануила Канта / В.Н. Кузнецов // Вестник Московского государственного университета. – 1999. – N 3. – С.15 – 30.

36. Локк, Дж. Сочинения: в 3 т. / Пер. с англ. и лат. А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1988.

37.Лосев, А.Ф. Платон. Аристотель / А.Ф. Лосев – М.: Мол. гвардия, 1993. – 420 с.

38.Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия / Н. Макиавелли.– Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1998. – 576 с.

39.Макиавелли, Н. Избранное: Пер. с итал. / Н. Макиавелли. – М.: РИПОЛ классик, 1999. – 644 с.

40.Маркс, Карл. Манифест Коммунистической партии К. Маркса и Ф. Энгельса / Пер. и примеч. В.Г. Плеханова. – Женева: Вперед, 1905

41.Марченко, М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания / М.Н. Марченко // Известия высших учебных заведений. – 2003. - N 1. – С. 186 –197.

42.Монтескье, Ш.Л. О духе законов / Ш.Л. Монтескье. – М.: Мысль, 1999. – 630 с.

43.Монтескье, Ш.Л. Персидские письма / Пер. с фр. / Ш.Л. Монтескье.– М.: Канон – пресс – Ц: Кучково поле, 2002. – 512 с.

44.Нерсесянц, В.С. Сократ / В.С. Нерсесянц. – М.: Изд. группа "Инфра-М – Норма", 1996. – 306 с.

45.Нерсесянц, В.С. Философия права Гегеля / В.С. Нерсесянц. – М.: Изд. группа "Юристъ", 1998. – 498 с.

46.Новгородцев, П.И. Кант и Гегель в их учениях о праве и государстве / П.И. Новгородцев. – СПб.: Алетейя, 2000. – 324 с.

47. О свободе: Антол. мировой либер. мысли (І половина ХХ в.) / Отв. ред. М.А.Абрамов. – М.: Прогресс-Традиция, 2000. – 694 с.

48. Ойзерман, Т.И. Проблема долженствования в философии Гегеля: История философии / Т.И. Ойзерман // Вопросы философии. – 1995. - N 5. – С.98 – 107.

49.Орлов, Е. Демосфен и Цицерон: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1996. – 514 с.

50.Орлов, Е. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека.: Биогр. очерки / Е. Орлов. – М.: Республика, 1995. – 615 с.

51.Остроух, А.Н. Иеремия Бентам о понятии и сущности права / А.Н. Остроух // Известия высших учебных заведений. Право. – 2002. - № 5. – С. 222 – 231.

52.Платон. Государство. Политика: Наука об упр. государством: [Сборник: Пер. с древнегреч. / Платон, Аристотель. – М.: Эксмо; СПб.: Terra fantastica, 2003. – 420 с.

53.Поппер, Д. Открытое общество и его враги / Пер.с англ. под общ. ред. В.Н. Садовского. – М.: Междунар.фонд "Культ.инициатива", 1992. – 525 с.

54.Руссо, Ж.-Ж. Избранное / Пер. с фр. М. Розанова, Д. Горбова. – М.: Изд. центр "Терра", 1996. – 652 с.

55.Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре: Трактаты / Пер. с фр. А. Хаютина, В. Алексеева-Попова. – М.: ТЕРРА - Кн. клуб: Канон-пресс-Ц, 2000. – 536 с.

56.Руссо, Ж.-Ж. Рассуждение о происхождении неравенства / Ж.-Ж. Руссо // Философия и общество. – 2001. - N 2. – С.139 – 160.

57.Синха Сурия Пракаш Юриспруденция. Философия права. Краткий курс / Пер. с англ. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 304 с.

58.Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995. –556 с.

59.Царьков, А.В. Против Левиафана (политико-правовая концепция Джона Локка) / А.В. Царьков // Право и политика. - 2003. – N 9.– С. 10 – 33.

60.Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер.с лат.и коммент. В.О. Горенштейна – М.: Наука, 1993. – 246 с.

61.Цицерон. Речи / Пер. с латин. В.О. Горенштейн. – М.: Наука, 1993. – 340 с.

62.Чернобель, Г.Г. Некоторые аспекты взглядов Энгельса на право/ Г.Г. Чернобель // Сов. госуд. и право. – 1980. - № 11. – С. 25 – 32.

 

 


[1] Утверждены на заседании кафедры, проток№2 от 15.09.2011 г.

[2] Утверждены на заседании кафедры, протокол №2 от 15.09.2011 г.

[3] Утверждены на заседании кафедры, протокол №2 от 15.09.2011 г.

[4] Утверждены на заседании кафедры, протокол №2 от 15.09.2011 г.

К семинарским занятиям

для студентов 2 курса очной формы обучения

по дисциплине

«История правовых учений»

Разработчики: к.и.н., доцент М.М. Атрушкевич

к.ю.н., доцент Е.В. Семашко

Рекомендованы к использованию в учебном процессе (протокол №2

от 15.09.2011)

Минск 2011

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

История правовых учений – это общетеоретическая учебная дисциплина, изучение которой направлено на развитие у студентов правосознания и правовой культуры, формирование юридического мышления. Анализ правовых доктрин в их исторической эволюции позволяет глубже осознать теоретические положения современной юридической науки, дает возможность ориентироваться в сложных общественных процессах современности. История правовых учений позволяет осмыслить, как в столкновении различных воззрений рождаются новые идеи о праве и государстве, какую роль они играют в процессе реального развития государственно-правовых институтов, как изменяются представления о свободе, справедливости, власти и надлежащем общественном устройстве.

Курс «История правовых учений» является развернутой во времени теорией и философией права, поэтому он способен служить основой для постижения сущностных и ценностных аспектов права в период кризиса марксистской идеологии, служившей ранее теоретической базой учений о государстве и праве. В процессе взаимосвязей в юридической науке исторических и теоретических дисциплин история правовых учений играет существенную роль в качестве одной из важных историко-теоретических предпосылок развития современного политико-правового знания.

Учебная программа рассчитана на объем 50 часов для очной формы обучения, из них лекций – 34 часов, семинарских занятий – 16 часов

Для студентов специальности «Правоведение» данная учебная дисциплина в юридических вузах преподается под названием «История политических и правовых учений». Изменение объема и названия курса для студентов специальностей «Государственное управление» и «Государственное управление и право» обусловлено изучением отдельных политических доктрин в рамках курса «Политология». Однако большая часть правовых теорий находится в неразрывной связи с концепциями государствоведческими. В связи с чем в рамках курса «История правовых учений» рассматриваются не только исключительно правовые, но и важнейшие право-политические учения, оказавшие наибольшее влияние на формирование современного права, на понимание сущности и социального назначения государства как формы совместного проживания людей.

В настоящем плане к семинарским занятиям представлены: методические рекомендации для подготовки к семинарским занятиям, вопросы для обсуждения, тематика рефератов, методические рекомендации к написанию рефератов, вопросы к коллоквиуму, методические рекомендации к проведению коллоквиума, вопросы к зачету по указанной учебной дисциплине. Ко всем темам семинарских занятий прилагаются списки рекомендованной к изучению литературы.


СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 1

Правовые учения Древней Греции

 

Вопросы для обсуждения

 

1. Учение Платона об идеальном государстве

2. Учение Аристотеля о справедливости, о праве и законах

3. Теория Полибия о цикличности развития государства и права

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

Начало развития государственно-правовой европейской истории заложили цивилизации Древней Греции и Древнего Рима. Античные государства сформировали особый тип государственности, отличающийся от древне - восточного военно-торговыми морскими отношениями, наличием индивидуальной собственности и полисным политическим строем. Мировоззрение греческих авторов формировалось в процессе разложения мифологических представлений о человеке, власти. Кроме того, на развитие социальных наук Древней Греции оказали влияние правовые и политические теории авторов Древнего Востока Данные исторические особенности необходимо учитывать при анализе правовых идей Древней Греции. При подготовке данной темы личную правовую и познавательную базу следует обогатить философско-юридическими представлениями древнегреческих софистов, Пифагора и Сократа.

Изучение правовых взглядов Платона следует начинать с осмысления философской методологии Платона, его диалектики. Мир идей и мир вещей – ключевые понятия платоновской философии. Понимание идеалов государственности Платоном выражено в проекте идеального строя в книге «Государство». Важно уяснить особенности аристократии как формы правления, которую Платон считал наилучшей. Следует обратить внимание на то, как изменились взгляды Платона на идеалы общественного устройства в книге «Законы».

При изучении политико-правовой теории Аристотеля важно обратить внимание на анализ форм государства. Аристотель дает ответ на вопрос: почему сочетание двух неправильных государственных форм (олигархии и демократии) дает, с его точки зрения, вариант оптимального политического строя (политии), при котором достигается стабильность общественного развития и реализация системы мер по предотвращению узурпации власти. Теория государственности у Аристотеля базируется на понимании сущности человека. Человек у Аристотеля – существо политическое. Это дает основания для последующего развития патриархальной теории происхождения государства. При подготовке данного вопроса необходимо также изучить учение Аристотеля о законах.

Прежде чем анализировать взгляды Полибия, следует повторить материал курса «История государства и права зарубежных стран», посвященный истории Древнего Рима, обусловившей многие из идей Полибия. Следует учесть и то влияние, которое оказали на Полибия древние греки, а также римские стоики. Наиболее значимыми позициями в государственно-правовой теории Полибия являются учение о цикличности в развитии общественных институтов, идея о необходимости смешения государственных форм, соотношение законов и справедливости.

 

 

Литература по теме

· Аристотель. Метафизика / Пер., послесл. А.В. Кубицкого. – Ростов н/Д: Феникс, 1999. – 344 с.

· Аристотель. Политика. Афинская полития. – М.: Мысль, 1997. – 458 с.

· Васильев В.А. Сократ о благе и добродетели // Научный коммунизм. –2004. – N 1.– С. 276 – 290.

· Виндельбанд В. Платон / Пер. с нем. А. Громбаха. – СПб.: Журн. «Образование», 1900. – 452 с.

· Гуторов В. А. Античная социальная утопия. Вопросы теории и истории. Л., 1989.

· Древнегреческая философия: От Платона до Аристотеля: [Сочинения: Пер. с древнегреч. / Сост., вступ. ст. и коммент. В. Шкоды. — М.: Назрань: АСТ; Харьков: Фолио, 1999. – 528 с.

· Доватур А. Политика и Политии Аристотеля. М.-Л., 1975.

· Кечекьян С.Ф. Учение Аристотеля о государстве и праве. М.-Л., 1947

· Кессиди Ф.Х. Сократ. – СПб.: Алетейя, 2001. – 342 с.

· Лосев А.Ф. Платон. Аристотель. – М.: Мол.гвардия, 1993. – 420 с.

· Мирзаев С. Б. Правовое учение Полибия // Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

· Нерсесянц В.С. Сократ. – М.: Изд. группа Инфра-М - Норма, 1996. – 306 с.

· Нарсесянц В.С. Политические учения древней Греции. М., 1979.

· Орлов Е. Сократ. Платон. Аристотель. Сенека.: Биогр. очерки. – М.: Республика, 1995. – 615 с.

· Платон. Государство. Политика: Наука об упр. государством: [Сборник: Пер. с древнегреч. / Платон, Аристотель. – М.: Эксмо; СПб.: Terra fantastica, 2003. – 420 с.

· Платон. Государство // Платон. Сочинения. М., 1971.

· Платон. Законы // Платон. Сочинения. М., 1972.

· Поппер К.Р. Открытое общество и его враги. Т.1. Чары Платона. М., 1992.

· Полибий. Всеобщая история. Т. 1-2. СПб., 1994.

· Сократ. Платон. Аристотель. Юм. Шопенгауэр: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. и послесл. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1995. – 556 с.

· Сафонов В.Н. Политические взгляды Платона // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1998. № 3.

· Сафонов В.Н. Политические взгляды Аристотеля // Социально-политический журнал (социально-гуманитарные знания). 1998. № 4.

· Степанова А.В. Полибий и стоики (К вопросу о некоторых концептуально-терминологических параллелях) // Вестник Древней истории. 2005. № 4.

· Столяров. А.А. Стоя и стоицизм. М., 1995.

· Тыжов А.Я. Черты политической теории Полибия // Античное общество. Проблемы политической истории.СПб., 1997.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 2

Правовые теории Древнего Рима

Вопросы для обсуждения

1. Учение Цицерона о республике

2. Учение римских юристов о праве

3. Политико-правовые взгляды Августина Аврелия (Блаженного)

Методические рекомендации для подготовки к занятию

При самостоятельной работе по данной теме необходимо в первую очередь вспомнить периоды развития государственности Древнего Рима (царский, республиканский, императорский) и обратить внимание на то, в рамках какого из данных периодов развивались доктрины изучаемых авторов.

Цицерон наиболее знаменитый древнеримский автор. При изучении особенностей его правовой теории следует учитывать влияние греческих философов Платона и Аристотеля, которым во многом подражал Цицерон. Однако Платон и Аристотель - это концепции полиса (города-государства). Цицерон – это государство-республика (общее дело). Необходимо уяснить характерные для республики как формы совместного проживания людей признаки, определить представления Цицерона о свободе и самоуправлении, о власти закона в государстве и целях государственности. Очень важно также помнить о том, что Цицерон – один из основоположников доктрины космологического естественного права. При подготовке данного вопроса следует выяснить значение термина «космологическое естественное право» и проанализировать его содержание.

Учение Августина Аврелия – этотеологическое обоснование права и государства, связанное с возникновением и распространением христианства. Прежде чем изучать доктрину Августина, необходимо обратиться к истории превращения христианства в государственную религию. Далее следует определить внутренние субъективные мотивы устремления Августина Аврелия к теологической философии («Исповедь»). В целом при работе над данным вопросом необходимо выяснить, как Августин Аврелий представлял себе соотношение церкви и государства как общесоциальных институтов, как определял Августин происхождение государства, проанализировать сущность его учения о Граде земном и Граде Божьем.

Литература по теме

· Августин Аврелий. Избранные сочинения Блаженного Августина, епископа Иппонийскаго. – М., 1786. – Ч.1-4.

· Августин Аврелий. Исповедь / Пер.с латин. М. Сергеенко. – М.: МНПП «Гендальф», 1992. – 528 с.

· Августин Аврелий. О граде Божием. – Минск: ООО Харвест; М.: АСТ, 2000. – 1020 с.

· Августин Аврелий. Об истинной религии. – Минск: ООО «Харвест», 1999. – 489 с.

· Грималь П. Цицерон. М.,1991.

· Деревнин А.А. Учение Цицерона о государстве и праве. М., 1985.

· Дождев Д. В. Римское частное право. М., 2000.

· Кофанов Л. Л. Введение // Дигесты Юстиниана. Т.1. М., 2002.

· Майоров Г. Г. Формирование средневековой философии (латинская патристика). М., 1979.

· Нерсесянц В.С. Политическое и правовое учение Цицерона // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

· Нерсесянц В. С. Правопонимание римских юристов // Советское государство и право. 1980.№ 3.

· Утченко С. Л. Политические учения Древнего Рима. М., 1977.

· Орлов Е. Демосфен и Цицерон: Биогр. повествования / Сост., общ. ред. Н.Ф. Болдырева. – Челябинск: Урал, 1996. – 514 с.

· Покровский И.А. История римского права. СПб., 1999.

· Памятники римского права: Законы XII таблиц.Институции Гая. Дигесты Юстиниана.М., 1997.

· Родников Н. Учение Блаженного Августина о взаимных отношениях между государствои и церковью.Казань, 1897.

· Четвертнин В. А. Политическое учение блаженного Августина (метод исследования, основные идеи и их историческое развитие) // Политико-правовые идеи и институты в их историческом развитии. М., 1980.

· Цицерон. О старости. О дружбе. Об обязанностях / Пер. с лат. и коммент. В.О. Горенштейна. – М.: Наука, 1993. –­ 246 с.

· Цицерон. Речи / Пер. с латин. В.О. Горенштейн. – М.: Наука, 1993. – 340 с.

· Цицерон. Диалоги: О государстве. О законах. М., 1966.

· Хайруллин В. И. Одна из классических концепций категории справедливости: Учение Цицерона // Право и политика. 200.№ 12.

· Шалимов О. А. Образ идеального правителя в Древнем Риме. М., 2000.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 3

Правовые учения в Западной Европе в период Средних веков

Вопросы для обсуждения

1. Схоластическая теория развития государства и права Ф. Аквинского

2. Значение средневековых ересей в политико-правовой мысли в средние века

3.Учение о государстве и праве М. Падуанского

 

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

Уяснять содержание данной темы следует с уточнения общих проблем государства и права в теологическом мировоззрении Средних веков, с философской и исторической характеристики средневековой схоластики. На протяжении всей государственно-правовой истории западноевропейского Средневековья шла ожесточенная борьба между римско-католической церковью, папством и светскими феодалами за главенствующую роль в обществе, что и отразилось на правовых учениях.

Теория Фомы Аквинского о праве и государстве – это приспособление светских взглядов Аристотеля к догматам католической церкви. Его религиозная философия – это философия пантеизма, определяющая основные виды законов, которые существуют в обществе: универсальный божественный, вечный закон, закон откровения, человеческий и естественные законы. Не следует забывать, что согласно концепции Фомы Аквинского все законы связаны между собой нитями субординации и обусловлены двумя равнозначными и непротиворечивыми способами познания мира: разумом и верой.

Теократические идеи присутствуют и в учении Марсилия Падуанского. Эта теория не антирелигиозна, но антицерковна. М. Падуанский возлагает на католическую церковь ответственность за все беды и несчастья мира. При изучении данного вопроса необходимо особое внимание обратить на описываемую Падуанским структуру общества, выделение высших и низших сословий, на его довольно смелые идеи относительно народа как источника всякой власти и выборности как принципа конституирования учреждений и подбора должностных лиц. Оцените влияние, которое оказала теория Марсилия Падуанского на последующее развитие европейской правовой и политической мысли.

 

Литература по теме

· Аквинский Ф. Сумма теологии. – Киев: Эльга: Ника-центр; М.: Элькор – МК, 2002. – 482 с.

· Аквинский Ф. О правлении государей // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., 1990.

· Баранов В.Ф. Политическое учение Марсилия Падуанского и его связь с коммунальным движением Северной и Средней Италии // Ученые записки Петразаводского университета. Вып. 7. Исторические науки. Петрозаводск, 1966.

· Боргош Ю. Фома Аквинский. М., 1975.

· Гертых В. Свобода и моральный закон у Фомы Аквинского // Вопросы философии. 1994. № 1.

· Герье В.И. Расцвет западной теократии. М., 1916.

· Жильсон Э. Избранное. Т. 1. Введение в философию св. Фомы Аквинского. М. – СПб., 2000.

· Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV в. М., 2004.

· Керров В. Л. Народные восстания и еретические движения во Франции в конце XIII – начале XIV века. М., 1986.

· Крылова С. Е. О политических взглядах Иоанна Солсберийского // Проблемы социальной истории и культуры средних веков. Л., 1987.

· Егорова Т.Е. Трактат Марсилия Падуанского «Защитник мира» // Культурология: дайджест. 2000. № 3.

· Марсилий Падуанский. Защитник мира (отрывки) // Анталогия мировой политической мысли: в пяти томах. Т.2. М., 1999.

· Маритен Ж. Знание и мудрость: Сб. тр. / Пер. с фр., коммент. Л.М. Степачева. – М.: Науч. мир, 1999. – 388 с.

· Малашенко И.Е. Марсилий Падуанский и Данте: преемственность философского обоснования независимости светской власти // Человек, общество, познание. Историко-философские очерки. М., 1981.

· Мильчарек Т. П. Политическая теория Иоанна Солсберийского // Гуманитарное знание: Сер. Преемственность. Вып. 1.Омск, 1997.

· Свежавски С. Фома Аквинский, прочитанный заново. – Сретенск: Межконфессион. центр ист.-филос. исслед., 2000. – 184 с.

· Синха Сурия Пракаш. Юриспруденция. Философия права: Краткий курс / Пер. с англ. – М.: Издательский центр «Академия», 1996. – 304 с.

· Срединская Н.Б. Трактат Фомы Аквинского «О правлении государей» // Политические структуры эпохи феодализма в Западной Европе. Л., 1990.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 4



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 299; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.218.169 (0.01 с.)