Правовые учения в Европе в периоды Возрождения 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Правовые учения в Европе в периоды Возрождения



и Реформации

Вопросы для обсуждения

1.Наука о политике Н. Макиавелли

2. Политические и правовые идеи Реформации

3. Учение о государстве Ж. Бодена

 

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

Возрождение и Реформация – это периоды очень крупных духовных, культурных, политических, религиозных перемен в жизни Европы. Обращаясь к правовым теориям, возникшим в данные эпохи, необходимо помнить об их исторических особенностях; тенденциях становления раннебуржуазного общества в Западной Европе; причинах роста производительных сил, развития товарного производства, формирования национальных рынков; укреплении городов. Следует также учитывать, что культура Возрождения была достоянием относительно немногочисленного слоя образованных людей разных стран Европы, связанных общими научными интересами при помощи общеевропейского языка того времени – латыни.

Сочинения Никколо Макиавелли положили начало политико-правовой идеологии Нового времени. Его правовое учение уже свободно от теологии. Основу его взглядов составляет реальная способность правителей повелевать подданными. Цель правителя – сохранить власть – является определяющей в соотношении политики, права и морали. Эта цель оправдывает любые средства. При изучении данного вопроса следует выяснить значение понятий «макиавеллизм», «политический популизм», определить наилучшие, по мнению Макиавелли, формы государственного правления, оценить прогрессивное или негативное влияние взглядов Макиавелли на теорию государственного управления периода Возрождения.

Ключевое значение в рассуждениях Жана Бодена о государстве и праве имеет теория суверенитета государства и государственной власти. Суверенитет по Бодену – это, прежде всего, верховенство государственной власти по отношению к власти церкви, папы римского или германского императора. Это, по мнению Ж. Бодена, один из способов централизации европейских государств. При изучении данной теории не упустите из вида принципы государственного суверенитета, а также учение Бодена о формах государства. При анализе форм государства следует учитывать, что Жан Боден во многом следует Аристотелю, причем подлинному Аристотелю, осмысленному светской историей политико-правовых учреждений, а не Аристотелю, искаженному и мистифицированному средневековой схоластикой.

 

 

Литература по теме

· Алексеев А.С. Макиавелли как политический мыслитель. М., 1880.

· Боден Ж. О государстве (отрывки) // Эльфонд И. Я. Политические учения эпохи Возрождения и Реформации (Франция). Саратов, 1991.

· Виппер Р.Ю. Церковь и государство в Женеве XVI в. в эпоху кальвинизма: Влияние Кальвина и кальвинизма на политические учения XVI в. М., 1894.

· Дегтярева М.И.. Разработка понятия суверенитета Жаном Боденом // Рабочий класс и современный мир. – 2000. – № 3.– С.157–169.

· Корнилович Э. Читая Макиавелли...: Пробл. полит. Власти. // Вперед. –1995. – № 8 – 9 – С.18–21.

· Кальвин Ж. Наставления в христианской вере. Т. 1 – 2.М., 1998.

· Лютер М. К христианскому дворянству немецкой нации // Лютер М. 95 тезисов. СПб., 2002.

· Лютер М. О светской власти // Лютер М. Время молчания прошло: избранные произведения. 1520 – 1526 гг. Харьков, 1992.

· Макиавелли Н. Государь. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. – Ростов н/Д: Феникс, 1998. – 576 с.

· Макиавелли Н. Избранное: Пер. с итал. – М.: РИПОЛ классик, 1999. – 644 с.

· Муровцева О.В НикколоМакиавелли о государстве// Преподавание истории в школе. 2000. № 8.

· Марченко М.Н. Государственный суверенитет: проблемы определения понятия и содержания // Известия высших учебных заведений. – 2003. -– № 1.– С. 186–197.

· Маграт А. Богословская мысль Реформации. Одесса, 1994.

· Соловьев Э. Ю. Политико-юридические завоевания Реформации. Философия эпохи ранних буржуазных революций. М., 1983.

· Соловьев Э. Ю. Непобежденный еретик: Мартин Лютер и его время. М.. 1984.

· Соловьев А. А. Жан Боден // Козлихин И.Ю. История политических и правовых учений. Новое время: от Макиавелли до Канта: Курс лекций 2-е изд. СПб., 2002.

· Риклин А. Никколо Макиавелли: искусство властвовать / Пер. с нем. Т.П. Гусаровой. – СПб.: Алетейя, 2002. – 366 с.

· Штекли А. Э. Томас Мюнцер. М., 1961.

· Юсим М. А. Этика Макиавелли.М., 1990.

· Эльфронд И. Я. Учение о государстве Жана Бодена // Культура Возрождения XVI в. М., 1997.

 

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 5

Правовые учения Англии и Голландии периода раннебуржуазных революций

Вопросы для обсуждения

1. Естественно-правовая теория Г. Гроция

2. Политическая доктрина Т. Гоббса

3. Теория Дж. Локка о государстве и праве

Методические рекомендации для подготовки к занятию

 

Политико-правовое обновление, начавшееся в Европе с XVI века и повлиявшее на развитие других стран, изменило общественно-духовную атмосферу и мировоззренческие начала антифеодальной направленности правовых и политических взглядов. Новая система общественных отношений формировалась во взаимосвязи с развивающейся капиталистической экономикой, техническим прогрессом, становлением гражданского общества, изменением правовых институтов, связанных с частной собственностью, политическим плюрализмом. Мировоззрение эпохи уже свободно от теологической закрепощенности. В связи с этим возникают и абсолютно отличные от средневековых учения и концепции.

Знакомство с тематикой правовых учений первых европейских буржуазных революций в первую очередь предусматривает рассмотрение основных положений теории общественного договора и рационального естественного права.

По рассуждениям Гуго Гроция можно проследить развитие теории рационального естественного права, определить его содержание, происхождение и необходимость. Следует обратить внимание на то, как формулирует Гроций понятия «божественный закон» и «закон человеческий», как соотносит понятия естественного, божественного и человеческого права.

При изучении концепции Томаса Гоббса необходимо учитывать то, что саму сущность человеческого индивидуума автор признает «злой по природе» и считает, что в обществе «человек человеку волк». Отсюда и своеобразное описание, которое Т. Гоббс дает преддоговорному состоянию человеческого общества. Кроме того, следует дополнительно обратить внимание но то, как Гоббс обосновывает принципы частного права, полагая, что в области частноправовых отношений подданным в государстве должны предоставляться широкая правовая инициатива, гарантированные и защищенные права и свободы.

Анализируя особенности правовой и политической мысли XVII века, необходимо остановиться на зарождении и развитии идей раннего либерализма в концепции Джона Локка. Локк полностью разделял, развивал и видоизменял идеи естественного права, общественного договора. При этом основная его авторская концепция – это обоснование необходимости разделения властей, выделение законодательной, союзной и исполнительной ветвей власти. Цель концепции – не допустить узурпации кем-либо всей полноты государственной власти. Локк также наметил принципы взаимосвязи между отдельными ветвями власти, иерархию между ними. Первое место Дж. Локк отводил законодательной власти как верховной, но не абсолютной в стране. Не следует также упускать из вида деление Джоном Локком прав человека на неотчуждаемые и политические, а также поставленные Локком задачи государства по обеспечению прав человека.

Литература по теме

 

· Безручкин О.Л. «Естественное состояние» в политической философии Гоббса // Из истории политической философии. М., 1992.

· Васильев В.А. Благо и добродетель в понимании Т. Гоббса // Научный коммунизм. – 2002. – № 1. – С.170 –- 183.

· Галухин А.В. Понятие государственного интереса в философско-мировоззренческой парадигме учения Джона Локка // Вестник Московского университета. – 2000. – № 3. – С.70 – 102.

· Давыдов Ю.Н. «Война всех против всех » в иденальнотипичном истолковании (О социологической значимости концепции Гоббса) // Полис. 1993. № 6.

· Давыдов Ю. Н. Укрощение Левиафана, или социальные потенции обычного согласия («Воля всех» и ее судьба в концепции «разделения властей» Джона Локка) // Полис, 1994. № 3.

· Гоббс Т. Левиафан. – М.: Мысль, 2001. – 478 с.

· Гоббс Т. Философские основания учения о гражданине. — Минск: ООО «Харвест»; М.: АСТ, 2001. – 389 с.

· Гроций Г. О праве войны и мира: Три книги, в которых объясняются естеств. право и право народов. а также принципы публ. права / Пер. с лат. А.Л. Саккетти. – М.: Науч.-изд. центр «Ладомир», 1994. – 869 с.

· Заиченко Г.А. Джон Локк. М., 1973.

· Зорькин В.Д. Политическое и правовое учение Томаса Гоббса // Советское государство и право.1989. № 6.

· Козлихин И.Ю. Гуго Гроций // Известия высших учебных заведений. –1999.– N 4.– С.263– 271.

· Литвинова Е.Ф. Джон Локк: Его жизнь и философ. деятельность: Биогр. очерк. – Спб., 1892. – 284 с.

· Локк Дж. Сочинения: в 3 т. / Пер. с англ. и лат. А.Л. Субботин. – М.: Мысль, 1988.

· Нерсесянц В.С. Правопонимание Гуго Гроция// Из истории развития политико-правовых идей. М., 1984.

· Ойзерман Т.И. Является ли либерализм только идеологией? // Социс. – 2003. – № 3. – С.3–8.

· Павлов А.А. Государственная власть в представлении Гуго Гроция // Государство и власть в историческом процессе: проблемы истории, теории, практики: Материалы межвузовской научно-практической конференции, Иваново, 20-22 марта 1996 г. Иваново, 1997.

· Плотников А.А. Место Д. Локка в политико-филосовской мысли нового времени // Из истории политической философии. М., 1992.

· Сатыкеев В.Е. К оценке политических воззрений Т. Гоббса // Сов. госуд. и право. – 1974. – № 6. С. 130 – 133.

· Скиннер К. The state // Понятие государства в четырех языках: Сб. статей. СПб.-М., 2002.

· Соколов В.В. Европейская философия XV-XVII гг. 2-е изд. М., 1996

· Царьков И.И. Формула Левиафана (политико-правовая концепция Томаса Гоббса) // Право и политика. – 2003. – № 9

· Царьков А.В. Против Левиафана (политико-правовая концепция Джона Локка) // Право и политика. – 2003. – № 9.– С. 10–33.

 

СЕМИНАРСКОЕ ЗАНЯТИЕ 6



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-15; просмотров: 374; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.5.183 (0.013 с.)