Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Формирование и развитие государственности Древнего Рима.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
История римского государства подразделяется на следующие периоды: 1. Военная демократия (VIII в. до н.э. - VI в. до н.э.); 2. Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.); 3. Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.) Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т. д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Тулия Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказовалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие*(около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов- Законов XII таблиц. Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами. Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XIIтаблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XIIтаблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер. Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме -- центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, сих принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан. В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI--XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например,система штрафов была отходом от древнего принципа талиона) Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов. Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права". Другим важным источником квиритского права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятие нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности.В принятом законе выделялись, как правило три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме. В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы, например, Законы XII таблиц. Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской юриспруденции способствовало хищение и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов. 12.Рим в царский период
По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова: латины, сабины, этрусски. В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных: привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло: самое многочисленное сословие – плебеи. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты. В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер. В Риме в царский период существовали следующие органы: Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти. Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов. Народное собрание – в виде куриатных комиций. Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы: В истории государства Древнего Рима выделяют три периода: царский период- 753 - 510 гг. до н. э.; период республики - 509 - 27 гг. до н. э.; период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э. Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей: Ромул; Нума Помпилий; Тулл Гостилий; Анк Марций; Тарквиний Приск; Сервий Туллий; Тарквиний Гордый. Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство. Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д. Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью. Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами: правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности); правом на наследование этого надела и родового имущества вообще; правом на получение от рода помощи и защиты; правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками. С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками. С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями. Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации. Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд. Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям. Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу. В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос. Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.
13. Государственный строй римской республики
На смену полису приходит государство. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. Все свободное население Рима (и члены римских родов, и плебеи) было разделено на имущественные разряды. В основу деления положен размер земельного надела, которым владел человек. Каждый разряд выставлял вооруженных мужчин, из которых формировались центурии (стали полит. единицей) - сотни. Народные собрания по центуриям (деление свободного населения по территориальному принципу 4 город. и 17 сельс. террит. округов - трибов). В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Реформы Сервия Туллия, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы - итог процесса образования государства, но не завершили его. В основе его дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы допустили плебеев к участию в народ. собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. 1)Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов:! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше?. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства. 2)Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи, и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима. В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления. Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение. Реально действовали два вида народных собраний: Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц; Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов. Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам. Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире. Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры… Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы). Диктатор назначался по решению Сената на срок? 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов: выборность; коллегиальность; срочность (на 1 год); принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников. Т.о. в Риме существовала аристократическая республика. 14. Государственный строй римской империи
Принципат: Основателем режима принципата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов. Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:1)Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.2)Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства. В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом домината считается год вступления на престол Диоклетиана. Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть. Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности. В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д .Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя. Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток.
Диоклетиан стал римским императором в 284 г. н.э. 2 гл реформы. 1кас гос. устройства. Она свед к след: 1) верх вл раздел между 4 соправителями. 2е из них, (“августы"), занимали гл полож, каждый упр половиной империи - Зап и Вост. Августы избирали себе соправителей, (“цезарь”); так возникло правление 4 императоров; 2) армия, увелич на треть, подел на 2 части: 1 - на границах империи, 2 мобильная, обеспеч внутр безопасность; 3) адм реформа: укрупнены провинции 4) провинции в свою очередь были объед в диоцезы, кот было 12; 5) ТО Италия в числе др земель империи была теперь уже оконч лишена своего особенного значения Эк пол Диоклетиана -1й пример акт адм вмешательства Диоклетиан ввел ед прямой налог - поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер увел. Император ввел зол монету наряду с серебряной и медной. Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, уст макс цены на пшеницу, рожь, мак. + уст макс размеры зар пл - батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Реформы Константина Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии. При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно импер конст 332 г., колон был лишен пр переходить из одного имения в др. Не подчинившегося заковывали в кандалы и возвращ собств. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину штраф. Та же линия провод и в отнош ремесленников. (эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам навсегда ост в своем состоянии). При Конст столица Р империи перенес в с Визангий, назв затем Константинополем Раздел импер на Зап с Римом и Вост со стол в Констант, произошло в 395 г. 15. Римское право: основные этапы развития.
Законы XII таблиц - первооснова римского права Известный римский политический деятель и юрист Марк Тулий Цицерон утверждал, что древние Законы XII таблиц создали боги, а не люди. Эти законы, по его оценке, подобны "лебединой песне", которую исполняли дети в римских школах. Зная закон с раннего детства, римские граждане, опасаясь вызвать гнев богов, старались, как утверждал Цицерон, их не нарушать. Отбрасывая идею о божественном происхождении законов XII таблиц, тем не менее, необходимо отметить, что "слуги бога" - жрецы, будучи первыми юристами и монополистами в знании норм обычного права, сыграли определенную роль в разработке и принятии данного памятника древнеримского права. В середине V в. до н.э. большинство римского народа (плебеи), страдая от произвола жреческих судов, требовали от находящейся у власти аристократии (патриции) введения светского суда и записи норм обычного права. В 462 г. до н.э. Рим направил 10 юристов в Грецию, которые, познакомившись с афинским правом, разработали 10 таблиц законов. Народное собрание и сенат Рима их одобрили, добавив две таблицы. Эти законы были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. В Риме утвердилось мнение, что каждый гражданин должен знать их наизусть, чтобы выполнять свои обязанности и не отговариваться незнанием закона. Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Его отдельные нормы удалось обнаружить в сочинениях древних авторов. Как и предшествующие памятники рабовладельческого права, они несли на себе отпечаток казуистичности, формализма и, в основном, были посвящены регулированию имущественных отношений в римской общине ("цивитас"). Римское цивильное право было более известно в то время как право квиритов ("квирит" - мифическое существо, покровитель древних римлян). Законы XII таблиц являлись в своей основе записью норм обычного права и регулировали не публичные (государственные), а частные (между гражданами) отношения. Им были уже известны важные юридические понятия: правоспособность (способность быть субъектом, носителем права), юридические лица (предприятия, наделенные правоспособностью), физические лица (люди). Правоспособность слагалась из трех состояний: 1) свободы; 2) гражданства; 3) независимости в семье. Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие - изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились на движимые и недвижимые, простые и сложные, делимые и неделимые, а также на манципированные и неманципированные. В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" - рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам. Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором - имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.). Признавалось два основных способа приобретения собственности: производный (когда правопредшественник передавал свое право на вещь приобретателю в силу сделки, по наследству, по давности владения) и первоначальный (без правопредшественника; был основан на самоличных действиях приобретателя). Виды первоначального приобретения: 1) захват бесхозной вещи; 2) приращение, т.е. превращение прежде самостоятельной вещи в существенную часть другой вещи; 3) соединение вещей; 4) спецификация (переработка) вещей. В Законах XII таблиц были предусмотрены отдельные частные случаи уничтожения или повреждения чужих вещей, что влекло за собой ответственность возместить причиненный ущерб. Обязательства возникли из деликтов (правонарушений) и из договоров. Характерной чертой этих обязательств является не только имущественная, но и личная ответственность обязанного. Неисполнение договора не требовало иска, а непосредственно влекло за собой юридические последствия. Кредитор накладывал свою руку на должника, уводил к себе в дом и держал в течение 60 дней, пока должник не уплатит долга. Если должник не мог сделать этого, его продавали в рабство или убивали. Налицо пример санкционированного самоуправства: взыскание налагалось без решения суда, самим кредитором. Брак был видом особой сделки (путем покупки невесты с соблюдением обряда манципации). Брачный возраст для девочек - 12 лет, для юношей - 14. Сохранялась и другая, более древняя, форма брака, который совершался путем религиозного обряда, требовавшего присутствия жрецов, 10 свидетелей и сопровождавшийся церемонией вкушения брачующимися особых лепешек. Ко времени Законов XII таблиц получила развитие новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство между мужем и женой. Он назывался браком "сине ману" и его следовало возобновлять ежегодно. Каждый из супругов был вправе в любое время прервать брачные отношения. Их имущество находилось в раздельной собственности. Супруги могли вступать между собой в сделки. При этом все издержки по содержанию семьи лежали на муже, но жена должна была приносить своему мужу приданое, выгоды от пользования которым последний обращает на содержание семьи. В случае развода приданое возвращалось ей. Жена, прожившая в доме мужа год, попадала автоматически под его власть. Брак "сине ману" превращался в свою противоположность - в брак с властью мужа ("кум ману"). Чтобы избежать его, жена имела право не менее трех ночей в году проводить вне дома своего мужа (например, у родителей). Тем самым прежние брачные отношения разрывались и снова возобновлялись, если того желали супруги, на основе "сине ману". При браке "кум ману" семейные отношения характеризуются неограниченной властью домовладыки. Все лица, проживающие в его доме, назывались агнатами. Все другие родственники домовладыки, находящиеся вне дома, считались когнатами. Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической - не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки. Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества. Имущественные споры разрешались в ходе гражданского легисакционного процесса. Он состоял из двух стадий. Первая стадия начиналась с подачи искового заявления претору (судье). Основная концепция римского права гласила: нет иска - нет правонарушения. Ответчик вызывался самим истцом, которому дозволялось применять силу. Процесс осуществлялся в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, а затем ответчик налагали на нее палочку-виндикту (укороченное копье - символ древнего способа завладения вещью) и вносили залог. Виндикция сопровождалась произнесением сторонами особой формулы, содержание которой зависело от характера дела. Формулы эти составлялись жрецами и хранились в тайне. На второй стадии гражданское дело рассматривалось судьей по существу. Любая ошибка в проведении процесса вела к проигрышу дела. Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права". Дальнейшее развитие римского права в значительной мере осуществлялось путем толкования Законов XII таблиц, издания на их основе преторских актов. Правовую силу имели консультации юристов, их научные и учебные труды. Но основным источником римского права в период поздней республики и монархии являлся закон. Появляется "право народов", регулирующее отношения между римлянами и иностранцами. Римское цивильное право подразделялось на публичное и частное. В сфере последнего происходят глубокие изменения. Развитие товарно-денежных отношений привело к появлению преторской или бонитарной собственности, которая создается в результате разрешения судом имущественного спора. Возникают новые виды сервитутного права: эмфитевсис и суперфиций. Под первым понималась наследственная аренда участка земли за плату, под вторым - пользование строением, сооруженным на чужом участке, собственнику которого полагалось вознаграждение. Римские юристы подробно разработали учение о договорах и сделках, об их способах обеспечения. Договоры (контракты) делились на 4 группы: реальные, для обеспечения действительности которых необходима была фактическая передача вещи; вербальные, при их составлении требовалось произнесение определенных словесных формул; литеральные, они оформлялись документально; консенсуальные, для обеспечения действительности которых достаточно было соглашения участников сделки. К реальным контрактам относились заем, ссуда, поклажа, залог. К вербальным - словесное обещание выполнить обязательства. К консенсуальным контрактам относились: купля-продажа, наем, поручение, договор товарищества. Повсеместно утверждается брак "сине ману", т.е. брак-сделка, преследующая имущественные выгоды, брак по расчету. Граждане предпочитали не иметь семьи и детей. Стремясь восстановить римскую семью, император Август издал несколько законов, сочетавших уголовное наказание за разврат и супружескую неверность со средствами экономического стимулирования добропорядочных семейных отношений. Так, лицам, достигшим брачного возраста, но не состоявшим в браке, было запрещено принимать наследство по завещанию. Граждане, сост<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 475; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.68.167 (0.023 с.) |