Формирование и развитие государственности Древнего Рима.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формирование и развитие государственности Древнего Рима.



 

История римского государства подразделяется на следующие периоды:

1. Военная демократия (VIII в. до н.э. - VI в. до н.э.);

2. Республика (VI в. до н.э. - I в до н.э.);

3. Империя (I в. до н.э. - VI в. н.э.)

Огромную роль в формировании римской правовой традиции в архаический период играли жрецы. Особенно выделялась среди них коллегия понтификов, которая присвоила себе привилегию формирования и толкования норм права. Понтифики были по сути дела первыми римскими юристами. В Риме (в отличие от стран Востока) сравнительно рано происходит религиозных норм, связанных с верованиями римлян и их долгом перед богами, и собственно правовых норм, связанных с деятельностью или с санкций римского государства. Тем не менее, понтифики по-прежнему контролировали всю юридическую деятельность в Риме. В связи с этим право в архаический период сохраняло во многом сакральный характер, совершение юридических актов требовало выполнения религиозного ритуала: жертвоприношения клятвы и т. д. Древнейшим источником права в Риме были правовые обычаи. Согласно римской исторической традиции, другим источником права являлась законодательство римских царей. Однако существование этих законов время от времени подвергается сомнению. В последние десятилетия исследователи склонны не отвергать эту традицию, считать достоверными сведения о законах римских царей, по крайней мере Нумы Помпилия и Сервия Тулия

Поскольку эти источники права, тесно связанные с традицией и религией римского народа (квиритов), выступали первоначально как патрицианские, в литературе высказовалось предположение о существовании особой системе правовых обычаев у плебеев. Движение плебеев за равноправие отразилось и в правовой сфере, поскольку патрицианские магистры и жрецы (понтифики) произвольно толковали неписаные обычаи, игнорируя интересы плебеев. С борьбой плебеев и патрициев связывается принятие*(около 450 года до н.э.) первых писаных римских законов- Законов XII таблиц.Согласно традиционной версии, для их составления была создана первоначальная комиссия из 10патрициев (децемвиры), подготовившая законы на десяти таблицах, текст которых не удовлетворил плебейское население Рима. В результате острого политического конфликта была создана новая комиссия децемвиров, состояв как из патрициев, так и из плебеев, дополнившая первоначальный текст еще двумя таблицами.

Традиционная версия происхождения Законов XII таблиц в настоящее время нередко ставится под сомнение. В самом тексте Законов нет положений, свидетельствующих непосредственно об уравнении в правах патрициев и плебеев. Но очевидно, что Законы стали основой общего для патрициев и плебеев единого квиритского, или цивильного, права, предназначенного исключительно для римских граждан. Возможно, что принятие Законов XII таблиц было связано с борьбой плебеев с патрицианско-жреческой верхушкой, а также с противоречиями между светской и религиозной аристократией. Принятие Законов XIIтаблиц означало ослабление былых позиций понтификов, которые сохраняли за собой право хранить и толковать неписаные обычаи и законы, вырабатывать формы судебных исков и злоупотребляли этим правом. Хотя в Законах XIIтаблиц предусматривалось использование клятв и совершение других ритуальных действий, право уже было отделено от религиозных норм и приобрело светский характер.

Законы XII таблиц были выполнены на 12 медных досках, выставленных для всеобщего обозрения на форуме -- центре политической жизни республиканского Рима. Знание этих Законов было обязательным, а следовательно, сих принятия стало необходимым светское правовое воспитание (образование) римских граждан.

В своем первоначальном виде Законы XII таблиц не сохранились (погибли в 390 году до н.э. при нашествии галлов), и их содержание реконструировалось (в XVI--XVII вв.) на основе фрагментов из сочинений более поздних римских авторов. Но и в настоящее время текст Законов XII таблиц остается неполным, в ряде случаев неясным, требующим подхода. В исследованиях некоторых ученых (Е. Пайс, Э. Ламбер, Р. Шульц и др.) без достаточно веских аргументов оспаривается время принятия этих Законов (их относят к последующим векам), ставится под сомнение их характер и сам факт существования. Ряд противоречий в Законах XII таблиц (например, исчисление штрафов в деньгах, хотя, как известно, в V в. до н.э. в Риме еще не было монеты) может быть объяснен тем, что в их текст со временем были внесены частичные изменения

По своей сути Законы XII таблиц представляли обработку и консолидацию обычного права Рима. Известное влияние на них оказало греческое право южноиталийских полисов. Но были включены и отдельные новые положения, отступавшие от норм обычного права (например,система штрафов была отходом от древнего принципа талиона)

Законы XII таблиц отражали еще сравнительно низкий уровень развития римского общества и правовой техники. Они были изложены в виде кратких повелительных суждений и запретов, некоторые из которых несли на себе печать религиозных ритуалов.

Несмотря на свои недостатки, они достаточно точно отразили коренные потребности римского архаического периода, а поэтому в течение многих веков пользовались в Риме огромным авторитетом, рассматривались, по словам Тита Ливия, как "источник всего публичного и частного права".

Другим важным источником квиритского права были законы. Законы XII таблиц завершались указанием на то, что впредь всякое решение народного собрания должно иметь силу закона. С предложением о принятие нового закона в собрании обычно выступали должностные лица (магистраты), затем законопроект обсуждался в сенате и за три недели до голосования предавался гласности .В принятом законе выделялись, как правило три части. В первой указывался инициатор принятия закона, вторая содержала саму норму, т. е. правовые предписания, а в третьей устанавливалась санкция. Принятый народным собранием закон немедленно вступал в силу, если не предусматривалась специальная отсрочка, и его текст в случае особой важности выставлялся на форуме.

В древнейший период правовую силу имели также решения сената (сенатус-консульты), а в исключительных случаях и постановления магистратов. Так, на основе решения чрезвычайной комиссии децемвиров были изданы , например, Законы XII таблиц.

Толкование законов, как и цивильного права вообще, а также составление судебного календаря и исковых требований вплоть до конца IV века оставались привилегией понтификов, всячески охранявших свою монополию на судебные тайны. Окончательному освобождению права от религиозной оболочки, подрыву позиций жречества и началу светской

юриспруденции способствовало хищение и предание гласности в 302 году до н.э. писцом Клавдием Флавием судебного календаря, формы исков и записей и толкований норм и обычаев, которые ранее в строгой секретности хранились в архивах понтификов.


12.Рим в царский период

 

По мнению историков, г. Рим был основан в 753 г. до н.э. выходцами из различных племен, населявшим центральную часть Апенинского полуострова: латины, сабины, этрусски. В царский период в Риме сформировались 3 сословия свободных: привилегированное сословие (патриции – дети отцов) – потомки основателей г. Рима, которые были объединены в 3 племени – трибы, каждая из которых состоит из 100 родов. После возникновения замкнутой патрицианской организации г. Рим продолжал пополняться за счет пришлого населения. Так возникло: самое многочисленное сословие – плебеи. Те пришлые люди, которые заключали с патрициями договоры о покровительстве и составили третье сословие – клиенты. В отличии от плебеев клиенты входили в состав патрицианских родов, но в качестве неполноправных. Рабство в Риме в царский период носило патриархальный характер. В Риме в царский период существовали следующие органы: Военный вождь – рекс. Избирался в народном собрании на пожизненный срок. Рекс был носителем высшей военной и судебной власти. Сенат, состоял из 300 глав патрицианских родов. Народное собрание – в виде куриатных комиций. Военное ополчение состояло из 30 подразделений – курий. В курию входили воины – патриции 10 родов. Плебеи не имели право участвовать в этих органах управления, но при этом регулярно призывались к военной службе с самого начала истории др. Рима возникло острое противоречие между патрициями и плебеями, - в результате войн постоянно расширялось общее поле, к пользованию которым плебеи не допускались. Страдая от малоземелья, плебеи в основном занимались ремеслом и торговлей. Впервые это противоречие попытался разрешить шестой римский рекс Сервий Тулий, который провел в 6 веке до н.э две реформы:

В истории государства Древнего Рима выделяют три периода:

царский период- 753 - 510 гг. до н. э.;

период республики - 509 - 27 гг. до н. э.;

период империи - 27 г. до н. э. - 476 г. н. э.

Во время начального, так называемого царского, периода Римом последовательно правили семь царей:

Ромул;

Нума Помпилий;

Тулл Гостилий;

Анк Марций;

Тарквиний Приск;

Сервий Туллий;

Тарквиний Гордый.

Время основания города Рима (753 г. до н. э.) характеризуется процессами разложения первобытнообщинного строя у племен, обосновавшихся у реки Тибр. Объединение путем войн трех племен (древних латинян, сабинян и этрусков) привело к образованию в Риме общины. Экономической основой ранней римской общины было сельское хозяйство.

Все полноправное население Рима - римский народ, populus romanus делилось на три племени, племена делились на роды (по сто в каждом племени, всего триста), курии (объединение из десяти родов, всего их было тридцать) и трибы (объединение десяти курий, всего три). Первоначально в определенные дни роды, курии, племена, а затем и весь союз племен сходились на собрания для рассмотрения дел о спорных наследствах и судебных спорах вообще, приговорах к смертной казни и т. д.

Старейшины родов входили в сенат - совет старейшин, составленный, по преданию, Ромулом из трехсот'сенаторов. В компетенцию сената входило предварительное обсуждение всех дел, которые выносились на решение Народного собрания, а также ведение текущими делами по управлению Римом. Постепенно он сделался главной правительственной властью.

Главой римской общины, ее гражданским правителем и верховным военачальником был реке - царь. Он избирался на комициях (народных собраниях, проходивших по куриям, - куриатных комициях), участвовать в которых могли только патриции, члены старейших римских родов. Первоначально к полноправному населению относились лишь они. Каждый из патрициев обладал следующими правами:

правом на земельный надел, закрепленный за ним и его семьей (будучи, таким образом, -участником общей земельной собственности);

правом на наследование этого надела и родового имущества вообще;

правом на получение от рода помощи и защиты;

правом на участие в религиозных обрядах и празднествах и т. д. Другая часть населения, стоявшая вне родовой организации, называлась плебеями. Плебеи были лично свободными, несли военную службу наряду с патрициями, но получали не равную с ними долю военной добычи и должны были довольствоваться лишь подачками.

С имущественной дифференциацией усложняется социальная структура общины. В родах выделяются отдельные богатые аристократические семьи. Из их среды выходят военачальники, городские магистраты. Постепенно патриции составили господствующее сословие, владевшее крупными наделами земли и рабами, а также обзавелись клиентами. Клиенты - обедневшие сородичи, бесправные завоеванные или пришлые жители, - будучи лично свободными, но ограниченными в правах, находились под покровительством патронов из патрициев, получали от них земельные наделы, а также их родовое имя, за что должны были нести в их пользу разные повинности, прежде всего воинскую. Плебеи этого времени могут быть отождествлены с мелкими и средними землевладельцами, а также ремесленниками.

С течением времени численность плебса увеличилась, и он превратился в политическую и экономическую силу, противостоявшую патрициату. Политическая история Рима нескольких веков отмечена борьбой плебеев за уравнение своих прав с патрициями.

Традиция приписывает царю Сервию Туллию (середина V в. до н. э.) реформу общественного устройства, в результате которой плебеи были введены в состав populus romanus (римского народа). Она основывалась на имущественном различии и территориальном делении, что усилило процесс ослабления кровнородственных связей, лежавших в основе первобытнообщинной организации.

Первая часть реформы - деление всего свободного населения Рима на шесть имущественных разрядов и на сотни - центурии. В основу деления был положен размер земельного надела, которым владел человек. Позднее, с появлением в IV в. до н. э. денег, была введена денежная оценка имущества, на ассы. Обладавшие полным наделом входили в-первый разряд, тремя четвертями надела - во второй и т. д. Кроме того, из первого разряда была выделена особая группа граждан -всадники, а безземельные - пролетарии - объединялись в шестой разряд.

Общее число центурий равнялось 193. Из них 18 центурий всадников и 80 центурий первого разряда составляли больше половины всех центурий. Поскольку каждая центурия имела один голос, то голоса богатых и самых богатых центурий составляли большинство - 98 голосов из 193. Центурии стали не только военной, но и политической силой. После реформ наряду с куриатными народными собраниями стали созываться народные собрания по центуриям. Решение народного собрания по центуриям получало силу закона, и это собрание оттесняло на вторые роли народное собрание по куриям.

Вторая часть реформы - деление свободного населения по территориальному принципу.

В Риме было образовано 4 городских и 17 сельских территориальных округов, за которыми сохранили старое название племен - трибы. Триба объединяла и патрициев, и плебеев, живших в ней. Они подчинялись старосте, в обязанности которого входил также сбор налогов. Позднее по территориальным трибам также стали созываться свои собрания, в которых каждая триба имела один голос.

Реформа Сервия Туллия завершила процесс ломки основ родового строя. Включив плебеев в состав римского народа, допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, она способствовала консолидации свободных, обеспечивала их господство над рабами.

 


13. Государственный строй римской республики

 

На смену полису приходит государство. Историческая традиция связывает закрепление победы плебеев и возникновение государства в Древнем Риме с реформами рекса Сервия Туллия, относимыми к VI в. до н.э. Все свободное население Рима (и члены римских родов, и плебеи) было разделено на имущественные разряды. В основу деления положен размер земельного надела, которым владел человек. Каждый разряд выставлял вооруженных мужчин, из которых формировались центурии (стали полит. единицей) - сотни. Народные собрания по центуриям (деление свободного населения по территориальному принципу 4 город. и 17 сельс. террит. округов - трибов). В трибу входили и патриции, и плебеи, жившие в ней, подчинявшиеся ее старосте. Реформы Сервия Туллия, завершили процесс ломки основ родового строя, заменив его новым социально-политическим устройством, основанным на территориальном делении и имущественных различиях. Включив плебеев в состав «римского народа», допустив их к участию в центуриатном и трибутном народных собраниях, они способствовали консолидации свободных, обеспечивали их господство над рабами. Возникшее государство стало формой такой консолидации и господства. Но одновременно государственная власть была направлена и против свободных пролетариев. Реформы - итог процесса образования государства, но не завершили его. В основе его дальнейшая консолидация свободных в господствующий класс, что требовало окончательного устранения былых различий между патрициями и плебеями. Реформы допустили плебеев к участию в народ. собраниях, но не устранили полностью политических и социальных их ограничений. 1)Центуриатная (центуриат – военная реформа). Стремясь по новому организовать армию, С.Тулий ввел новую военную единицу – центурию (сотню). Для этого он разделил всех свободных жителей Рима на % имущественных разрядов: ! класс > 100.000 ассов. % класс от 11 до 22 тыс. ассов. Те свободные, которые имели доход меньше 11.000 ассав, относились к категории пролетариев (имеющих только потомство). Они или вообще не призывались к военной службе, или составляли вспомогательные подразделения. Каждый класс поставлял определенное количество центурий. Всего центурий 193, при этом 1 класс имел 18 центурий всадников и 80 –центурий тяжеловооруженной пехоты. Т.е. первый класс составлял больше ?. Важно то, что в эти центурии были включены и плебеи и совпадение военной и политической организации предопределило возникновение нового вида народного собрания – центуриатных комиций. Фактически это означало признание за плебеями статуса гражданства. 2)Трибутная реформа. (террит.). С.Тулий разделил всю территорию Рима на 4 городских и 17 сельских триб, включив в них плебеев. Т.о., в результате этих реформ и плебеи , и патриции были объединены в рамках военно-политической организации. Историки предполагают, что С.Тулий хотел провести и земельную реформу, наделив плебеев частью «общего поля». Это вызвало гнев у патрициев и С.Тулий был убит. К власти пришел седьмой и последний римский рекс - Тарквиний по прозвищу «гордый», который установил в Риме жесткую тиранию. В результате восстания Тарквиний был изгнан из Рима. В 509г. до н.э. патриции решили избрать нового рекса, но при этом сохранить высшую власть, изменив лишь его носителя. Вместо рекса были избраны два должностных лица – консулы и лишь на 1 год. Т.о. в Риме была установлена республиканская форма правления.

Расцвет Римской республики наступил в 3 веке до н.э. Формально высшими органами государственной власти считались комиции – народные собрания. К 3 в. до н.э. крупные комиции потеряли всякое значение. Реально действовали два вида народных собраний: Центуриатные комиции, которые, в основном, избирали высших должностных лиц; Трибунные комиции, которые, в основном, принимали законы и избирали народных трибунов. Эти 2 народных собрания были ограничены в своих полномочиях – они не обладали законной инициативой и лишь голосовали. Кроме того, голосование было не единолично, а по центуриям и трибам. Де-факто, центральным органом Римской республики был Сенат; в сфере законодательства все законопроекты обсуждал и закреплял Сенат. В сфере финансов Сенат был держателем и распространителем общей государственной казны. В сфере административной Сенат контролировал должностных лиц. В сфере военной и военно-политической Сенат принимал решения о мобилизации, о войне и мире. Вел в лице своих представителей переговоры. Высшие должностные лица старались не конфликтовать с этим органом, т.к. надеялись после окончания полномочий войти в его состав и получить выгодные должности в провинции. Кроме того Сенат был постоянно действующим органом. Важную роль играли магистратуры – должностные коллегии. Делились на высшие и низшие. Высшие магистратуры могли быть носителями империума – консулы, преторы, цензоры… Кроме того, все должности делились на одинаковые (обычные) и экстраординарные, которые избирались или назначались в чрезвычайных условиях (децембиры, диктаторы). Диктатор назначался по решению Сената на срок ? 6 месяцев с предоставлением неограниченных полномочий. Магистраторы действовали на основе принципов: выборность; коллегиальность; срочность (на 1 год); принцип безвозмездности, т.е. должностные лица не получали вознаграждения, поэтому избирались из состава нобилета и, отчасти всадников. Т.о. в Риме существовала аристократическая республика.


14. Государственный строй римской империи

 

Принципат: Основателем режима принципата является Октавиан, который после формального сложения с себя чрезвычайных полномочий в 27 г. до н.э. реально сохранил всю полноту власти. В целом, принципат характеризуется внешним сохранением республики, за которым скрывалась монархическая власть принцепсов. Октавиан получил это почетное звание как «первый среди равных» в Сенате. Принципс председательствовал в Сенате и руководил его работой. Утверждение / отклонение законопроекта зависело от его воли. Комиции созывались только для одобрения уже принятого принцепсом решения. С конца первого века комиции вообще не создаются. Принцепс был носителем титула императора, и, поэтому выступал в качестве верховного военноначальника. Экономической основой власти Принцепса были императорские провинции, доходы от которых поступали в личную казну принцепсов – фиск. Остальные повинности назывались сенаторские и доходы от них поступали в общую казну. Идеологической основой власти принципса был возникший еще при Октериане культ личности императора. Октавиан получил титул Августа, т.е. Божественного. Многие вопросы государственного правления принципс решает в рамках синклита, т.е. ближайшем окружении, но принципиат, как форма монархии имеет 2 особенности:1)Отсутствие императорского чиновнического аппарата, государственные функции продолжают обсуждать республиканские магистратуры, но их выборы становятся формальными и кандидатуры утверждает сам принципс. Сам Принципс являлся носителем большинства высшей магистратуры.2)Отсутсиве формального наследования престола, нового принципса провозглашал Сенат. Но уже Октавиан ввел практику назначения приемника еще при жизни. Общественный строй в период принципата характеризовался сохранением классического рабства и постепенным разложением гражданства. В 212 г. предоставили всем свободным жителям права гражданства. В 3 веке возникли предпосылки установления в Риме открытой монархии. Из ближайшего окружения императора формировался чиновничий аппарат, в следствии чего отпала необходимость в республиканских магистратурах. Сенат охотно преобразовался в совещательный орган при императоре и сенатконсульты вытесняются актами императора конституции. Началом домината считается год вступления на престол Диоклетиана. Диоклетиан окончательно закрепил за собой титул dominus – господин. Император стал открыто вести себя как монарх. Были введены сложные дворцовые церемонии.. Диоклетиан провел военную, административную, финансовую реформу, которые укрепили императорскую власть. Существенные изменения произошли в общественном строе – Рим перестал вести успешные завоевательные войны, а вел лишь оборонительные. Это привело к резкой нехватке рабской силы. Это привело к переводу большого числа рабов в категорию колонов. Колоны – рабы, посаженные на землю. Одновременно с этим к земле прикрепились и свободные земледельцы. Император издавал акты, ограничивающую свободу перехода арендатора с 1 местности в другую. Кризис торговли и ремесла привел к возникновению элементов натурального хозяйства и, следовательно, к экономической раздражительности. В период домината произошло окончательное разрушение гражданства и возникновение согл. Строя, т.е. за отдельными категориями населения был закреплен отдельный наследственно-правовой статус. Ближайшее окружение императора составило высшее сословие – императорское. Местная знать получила статус декурионов. Возникли замкнутые сословия ремесленников, купцов, военных и т.д.Большое значение имело объявления христианства общегосударственной религии при императоре Константине – середина 4 века. Император в 330 г. перевел столицу из Рима в Константинополь. Кризис западной части Римской империи привел к фактическому и формальному разделению империи на 2 самостоятельных государства – Западная Римская империя и Восточная Римская империя. Глубокий экономический и политический кризис привел осложнению Западной Римской империи и к ее падению в 476 г.Историки до сих пор спорят о причинах кризиса и падения Западной Римской империи. Одни объясняли это вторжением варварского племени, другие историки объясняли это тем, что Рим перестал быль торгово-промышленным и политическим центром всего Средиземноморья, и торговые пути сместились на Восток.

 

Диоклетиан стал римским императором в 284 г. н.э.

2 гл реформы. 1кас гос. устройства. Она свед к след: 1) верх вл раздел между 4 соправителями. 2е из них, (“августы"), занимали гл полож, каждый упр половиной империи - Зап и Вост. Августы избирали себе соправителей, (“цезарь”); так возникло правление 4 императоров; 2) армия, увелич на треть, подел на 2 части: 1 - на границах империи, 2 мобильная, обеспеч внутр безопасность; 3) адм реформа: укрупнены провинции 4) провинции в свою очередь были объед в диоцезы, кот было 12; 5) ТО Италия в числе др земель империи была теперь уже оконч лишена своего особенного значения Эк пол Диоклетиана -1й пример акт адм вмешательства Диоклетиан ввел ед прямой налог - поземельно-подушный, взыскиваемый в натуре: зерном, мясом, шерстью и пр. Размер увел. Император ввел зол монету наряду с серебряной и медной. Диоклетиан в 301 г. издал эдикт, уст макс цены на пшеницу, рожь, мак. + уст макс размеры зар пл - батраку, парикмахеру, учителю, стенографу, адвокату, архитектору и др. Реформы Константина Миланским эдиктом 313 г. Константин разрешил христианам свободное исповедание своей религии . При Константине завершился процесс закрепощения крестьян-колонов. Согласно импер конст 332 г., колон был лишен пр переходить из одного имения в др. Не подчинившегося заковывали в кандалы и возвращ собств. Лицо, принявшее беглого колона, уплачивало его господину штраф. Та же линия провод и в отнош ремесленников. (эдикт 317 г. предписывал мастерам монетного дела, корабельщикам навсегда ост в своем состоянии). При Конст столица Р империи перенес в с Визангий, назв затем Константинополем Раздел импер на Зап с Римом и Вост со стол в Констант, произошло в 395 г.


15. Римское право: основные этапы развития.

 

Законы XII таблиц - первооснова римского права

Известный римский политический деятель и юрист Марк Тулий Цицерон утверждал, что древние Законы XII таблиц создали боги, а не люди. Эти законы, по его оценке, подобны "лебединой песне", которую исполняли дети в римских школах. Зная закон с раннего детства, римские граждане, опасаясь вызвать гнев богов, старались, как утверждал Цицерон, их не нарушать. Отбрасывая идею о божественном происхождении законов XII таблиц, тем не менее, необходимо отметить, что "слуги бога" - жрецы, будучи первыми юристами и монополистами в знании норм обычного права, сыграли определенную роль в разработке и принятии данного памятника древнеримского права.

В середине V в. до н.э. большинство римского народа (плебеи), страдая от произвола жреческих судов, требовали от находящейся у власти аристократии (патриции) введения светского суда и записи норм обычного права. В 462 г. до н.э. Рим направил 10 юристов в Грецию, которые, познакомившись с афинским правом, разработали 10 таблиц законов. Народное собрание и сенат Рима их одобрили, добавив две таблицы. Эти законы были написаны на 12 деревянных досках, которые выставлялись на городской площади. В Риме утвердилось мнение, что каждый гражданин должен знать их наизусть, чтобы выполнять свои обязанности и не отговариваться незнанием закона.

Подлинный текст Законов XII таблиц не сохранился. Его отдельные нормы удалось обнаружить в сочинениях древних авторов. Как и предшествующие памятники рабовладельческого права, они несли на себе отпечаток казуистичности, формализма и, в основном, были посвящены регулированию имущественных отношений в римской общине ("цивитас"). Римское цивильное право было более известно в то время как право квиритов ("квирит" - мифическое существо, покровитель древних римлян). Законы XII таблиц являлись в своей основе записью норм обычного права и регулировали не публичные (государственные), а частные (между гражданами) отношения. Им были уже известны важные юридические понятия: правоспособность (способность быть субъектом, носителем права), юридические лица (предприятия, наделенные правоспособностью), физические лица (люди). Правоспособность слагалась из трех состояний: 1) свободы; 2) гражданства; 3) независимости в семье.

Римское частное право давало подробную классификацию вещей. Оно определило, какие предметы могут быть объектом сделок, а какие - изъяты из гражданского оборота (море, воздух и др.). Вещи делились на движимые и недвижимые, простые и сложные, делимые и неделимые, а также на манципированные и неманципированные. В группу манципированных вещей входили земельные участки, здания, рабы, скот. Отчуждение таких объектов могло происходить лишь с соблюдением специального обряда "манципации" (от латинского слова "манус" - рука). Сделка заключалась в присутствии пяти свидетелей, весодержателя и сопровождалась ударом куском меди о весы, произнесением установленной словесной формулы, наложением руки на приобретаемую вещь и т.д. Обряд манципации должен был затруднить доступ к квиритской собственности неримским гражданам.

Римское право различало понятие собственности, владения и держания. В первом случае собственник вещи являлся ее полным юридическим обладателем, во втором - имелось в виду фактическое господство лица над вещью, соединенное с желанием считать ее собственностью. Законы XII таблиц установили право на чужие вещи (сервитуты), которые делились на сельские (право проезда и прогона скота по чужой территории) и городские (запрещение загораживать свет, возводить высокое строение и др.).

Признавалось два основных способа приобретения собственности: производный (когда правопредшественник передавал свое право на вещь приобретателю в силу сделки, по наследству, по давности владения) и первоначальный (без правопредшественника; был основан на самоличных действиях приобретателя). Виды первоначального приобретения: 1) захват бесхозной вещи; 2) приращение, т.е. превращение прежде самостоятельной вещи в существенную часть другой вещи; 3) соединение вещей; 4) спецификация (переработка) вещей.

В Законах XII таблиц были предусмотрены отдельные частные случаи уничтожения или повреждения чужих вещей, что влекло за собой ответственность возместить причиненный ущерб. Обязательства возникли из деликтов (правонарушений) и из договоров. Характерной чертой этих обязательств является не только имущественная, но и личная ответственность обязанного. Неисполнение договора не требовало иска, а непосредственно влекло за собой юридические последствия. Кредитор накладывал свою руку на должника, уводил к себе в дом и держал в течение 60 дней, пока должник не уплатит долга. Если должник не мог сделать этого, его продавали в рабство или убивали. Налицо пример санкционированного самоуправства: взыскание налагалось без решения суда, самим кредитором.

Брак был видом особой сделки (путем покупки невесты с соблюдением обряда манципации). Брачный возраст для девочек - 12 лет, для юношей - 14.

Сохранялась и другая, более древняя, форма брака, который совершался путем религиозного обряда, требовавшего присутствия жрецов, 10 свидетелей и сопровождавшийся церемонией вкушения брачующимися особых лепешек. Ко времени Законов XII таблиц получила развитие новая форма брака, особенностью которой было правовое равенство между мужем и женой. Он назывался браком "сине ману" и его следовало возобновлять ежегодно. Каждый из супругов был вправе в любое время прервать брачные отношения. Их имущество находилось в раздельной собственности. Супруги могли вступать между собой в сделки. При этом все издержки по содержанию семьи лежали на муже, но жена должна была приносить своему мужу приданое, выгоды от пользования которым последний обращает на содержание семьи. В случае развода приданое возвращалось ей. Жена, прожившая в доме мужа год, попадала автоматически под его власть. Брак "сине ману" превращался в свою противоположность - в брак с властью мужа ("кум ману"). Чтобы избежать его, жена имела право не менее трех ночей в году проводить вне дома своего мужа (например, у родителей). Тем самым прежние брачные отношения разрывались и снова возобновлялись, если того желали супруги, на основе "сине ману".

При браке "кум ману" семейные отношения характеризуются неограниченной властью домовладыки. Все лица, проживающие в его доме, назывались агнатами. Все другие родственники домовладыки, находящиеся вне дома, считались когнатами.

Имущественная правоспособность наступала для римского гражданина позже политической - не ранее смерти отца. Единственная возможность для освобождения сына при жизни отца - через троекратную продажу в рабство. По отношению к своей семье он становился когнатом, не имеющим права на наследство, как и его дети и внуки.

Если не было завещания, все сыновья, состоящие под властью отца, получали после его смерти равную долю имущества.

Имущественные споры разрешались в ходе гражданского легисакционного процесса. Он состоял из двух стадий. Первая стадия начиналась с подачи искового заявления претору (судье). Основная концепция римского права гласила: нет иска - нет правонарушения. Ответчик вызывался самим истцом, которому дозволялось применять силу. Процесс осуществлялся в форме борьбы за спорную вещь. Сначала истец, а затем ответчик налагали на нее палочку-виндикту (укороченное копье - символ древнего способа завладения вещью) и вносили залог. Виндикция сопровождалась произнесением сторонами особой формулы, содержание которой зависело от характера дела. Формулы эти составлялись жрецами и хранились в тайне. На второй стадии гражданское дело рассматривалось судьей по существу. Любая ошибка в проведении процесса вела к проигрышу дела.

Законы XII таблиц составили первоначальную основу римского права. Римляне высоко ценили свои законы. Тит Ливий называл их "источником всего права".

Дальнейшее развитие римского права в значительной мере осуществлялось путем толкования Законов XII таблиц, издания на их основе преторских актов. Правовую силу имели консультации юристов, их научные и учебные труды. Но основным источником римского права в период поздней республики и монархии являлся закон. Появляется "право народов", регулирующее отношения между римлянами и иностранцами. Римское цивильное право подразделялось на публичное и частное. В сфере последнего происходят глубокие изменения. Развитие товарно-денежных отношений привело к появлению преторской или бонитарной собственности, которая создается в результате разрешения судом имущественного спора.

Возникают новые виды сервитутного права: эмфитевсис и суперфиций. Под первым понималась наследственная аренда участка земли за плату, под вторым - пользование строением, сооруженным на чужом участке, собственнику которого полагалось вознаграждение.

Римские юристы подробно разработали учение о договорах и сделках, об их способах обеспечения. Договоры (контракты) делились на 4 группы: реальные, для обеспечения действительности которых необходима была фактическая передача вещи; вербальные, при их составлении требовалось произнесение определенных словесных формул; литеральные, они оформлялись документально; консенсуальные, для обеспечения действительности которых достаточно было соглашения участников сделки. К реальным контрактам относились заем, ссуда, поклажа, залог. К вербальным - словесное обещание выполнить обязательства. К консенсуальным контрактам относились: купля-продажа, наем, поручение, договор товарищества.



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.172.136.29 (0.014 с.)