Все средневековые правовые системы стран востока утверждали неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Все средневековые правовые системы стран востока утверждали неравенство сословное, кастное, в семье, по признакам пола, мелочно регламентируя поведения людей во всех сферах общественной жизни.




26. Источники и институты мусульманского права на примере судебно- правовой системы Арабского халифата.

 

Исследователи выделяют в составе мусульманского права две группы взаимосвязанных норм. Первую из них составляют юридические предписания Корана и Сунны. Вторую группу образуют нормы, сформулированные мусульманско- правовой доктриной на основе «рациональных» источников или логических приемов толкования. Это прежде всего единогласное мнение (иджма) наиболее авторитетных правоведов - муджтахидов и факихов, и кияс (кийас) - суждение по аналогии.

В качестве основополагающих рассматриваются нормы первой группы, особенно те, которые зафиксированы в Коране.

Вместе с тем, исследователи справедливо отмечают, что ряд наций и этнических групп, принявших ислам в качестве религии (догматики и культа), в регулировании взаимоотношений индивидов продолжали придерживаться прежних социальных нормативов, прежде всего обычаев, которые нередко прямо противоречили мусульманскому праву. Например, бедуины многих районов Аравии, берберы Северной Африки или исламизированные народы Тропической Африки в своих внутри- и межплеменных отношениях весьма ревностно отстаивали приоритет древних обычаев и сопротивлялись попыткам распространить на них мусульманское право как систему юридических норм.

Подобный дуализм наблюдается вплоть до настоящего времени. Характерен в этом отношении пример Йемена, где мусульманское право традиционно применялось только в городах, а на территориях, занятых племенами (преимущественно в северных районах страны), господствовали старые доисламские обычаи. Попытки имама Иахйи в 20-е годы XX в. обязать племена руководствоваться мусульманским правом ни к чему не привели, и государство было вынуждено смириться с автономией племен в вопросах права. Доисламские племенные социальные нормы были настолько прочны, что вскоре после завоевания независимости в НДРЙ был даже принят закон об уголовной ответственности за кровную месть. Имеются свидетельства сохранения этого обычая, противоречащего мусульманскому праву, даже в современном Египте -стране, которая одной из первых стала объектом арабо-мусульманских завоеваний.

Живучесть племенных обычаев в противовес мусульманскому праву подтверждается и наличием судов обычного права в ряде мусульманских стран.

Подобные суды наряду с судами кади сохранялись до конца 60-х годов в Ираке и до начала 70-х годов в республике Йемен, до сих пор они функционируют в Иордании, где действует даже законодательство, признающее племенные обычаи источником права (аналогичное законодательство было принято в свое время в Ираке). Следует при этом подчеркнуть, что догматическая и ритуальная части ислама воспринимались и воспринимаются племенами в указанных странах достаточно последовательно, хотя и подвергаются определенному влиянию местных традиционных религиозных верований. Сказанное может быть отнесено и к ряду стран Африки, где значительная часть населения исповедует ислам. Здесь действие многих институтов мусульманского права ограничивается или даже полностью исключается местным обычным правом. Во многом сходное положение сложилось в Индонезии и ряде других стран Юго-Восточной Азии, где местные обычаи (адат) исключают действие многих норм мусульманского права и даже влияют на ритуально-догматическую сторону ислама («адатный ислам»). Либеральное отношение ислама к обычаям местного населения, по мнению Рене Давида, способствовало широкому распространению ислама во всем мире.


27.Государство и право средневековой Японии (манифест Тайка 646 г., свод законов Тайхо-рицурё 718 г.).

 

В III в. в Японии начался процесс разложения первобытнообщинного строя. Внутри родов выделяется родовая аристократия, развиваются имущественное и социальное неравенство, различные формы эксплуатации привилегированной родовой верхушкой своих сородичей и иноплеменников, захваченных в ходе войн. Рабские формы эксплуатации, способствовавшие укреплению социально-экономических и политических позиций родовой знати, не получили, однако, широкого распространения. Географические условия Японии, ее островное положение, гористость местности сковывали их развитие. Здесь нельзя было при примитивных орудиях труда создать крупные латифундии (поскольку поливное рисоводство требовало интенсивного труда крестьянина на небольшом участке земли), а также добыть за счет военных походов достаточное количество рабов.

Не последнюю роль играло и особое влияние высокоразвитой китайской цивилизации, с ее традиционной социально-экономической структурой и государственной системой, а также религиями:

буддизмом и конфуцианством, которое было особенно сильным на ранних стадиях развития японского общества и государства. Говоря о сильном религиозном влиянии Китая, следует отметить, что из двух китайских религий (конфуцианства и буддизма) влияние конфуцианства было поверхностным. Оно не пустило глубоких корней в Японии по сравнению с легко усвояемым буддизмом, так как здесь ко времени его проникновения не сформировалось достаточно образованного слоя религиозных идеологов, способных внедрить его философские догматы в массы.

С IV в. в Японии формируются племенные союзы, а в V в. вождь племенного союза Ямато объединяет под своим верховенством уже большую часть территории страны.

На усиление процессов социального расслоения в VI в. и формирование государственного аппарата в Японии большое влияние оказала длительная борьба отдельных кланов за верховенство в племенном союзе и победа одного из них во главе с Сётоку-тайси, в правление которого появляется первый законодательный документ, первая декларация царей Ямато — Конституция Сётоку, или Закон из 17 статей (604 год), определивший принципы государственного управления.

Будучи не столько политико-правовыми положениями, сколько религиозной и этической основой таких положений, Закон из 17 статей ратует за согласие, гармонию, служение общему, а не личному всех японцев. При этом прямо закрепляется их неравенство, особо выделяется правитель, далее вельможи и простой народ. Правитель рассматривается в качестве единого суверена, вельможи — его чиновников, а народ — подчиняющейся им массы людей (ст. 15).

Основой порядка провозглашается "всеобщий закон" (ст. 4, 5), а государь — его выразителем, который имеет право в качестве такового требовать от своих чиновников беспрекословного подчинения. "Если высшие приказывают, — гласит ст. 3, — то низшие должны подчиняться". В Законе осуждается клановая междуусобица, частное владение землей, провозглашается государственная собственность на землю и государственные подати земледельцев.

Междуусобная борьба помешала созданию в это время эффективно действующей центральной власти, которая утверждается лишь после очередной клановой победы — переворота Тайка (645 год).

Социально-экономические нововведения этого времени нашли отражение в серии реформ, закрепленных в Манифесте Тайка, дополненных специальным кодексом "Тайхо рё"'. Реформы призваны были реорганизовать систему управления и аграрные от-

"Свод законов Тайка" (кодекс "Тайхо рё"), обобщивший все законодательные акты этого периода с 646 по 700 г., увидел свет в 702 году. Последовавшая за "эрой Тайка" эра Ёро, 717—723 гг. (в Японии, в отличие от Китая, не признается смена династий, считается, что правит установившаяся еще в VI в. одна династия), была ознаменована новым законодательством, которое было включено в общий свод законов "Тайхо Ёро рё", важнейший источник сведений о ранних этапах японского общества и государства. отношения по китайскому образцу. На основе последовавшего за этим введения надельной системы земля вместе с зависимыми людьми была изъята у частных лиц и передана в государственную собственность.

Земельные участки, наделы, подлежащие переделу раз в шесть лет, раздавались среди полноправных крестьян (рёминов) по числу едоков. Рабы также получали надел, равный трети надела свободного. Государство в качестве собственника земли предусмотрело тройные повинности крестьян: ренту (подать) зерном, налог изделиями ремесла и трудовую повинность, продолжительностью до ста и более дней в году.

Введение надельной системы в Японии не означало, однако, уравнительного передела земли. Значительная часть земель переходила в руки чиновничества (пополнявшегося за счет той же знати) в качестве служебных должностных наделов, размеры которых зависели от должности и ранга. Некоторые земли знать получала в пожизненное пользование, иногда с правом перехода земли по наследству по прямой линии, от одного до трех поколений.

Надельная система оказалась экономически неэффективной и недолговечной в Японии. Рамки ее применения с самого начала ограничивались областями, примыкающими к столице, нарушались сроки переделов земель, которые сопровождались злоупотреблениями чиновничества и пр. Ее основы все более подтачивал рост частного землевладения клановой феодализирующейся знати, которому не могла противостоять слабая центральная власть.

Дальнейшая феодализация японского общества привела к распаду надельной системы. Периодические переделы земли фактически прекратились в Х в., когда на смену надельной системе приходит среднее частновладельческое поместье (сёэн), создаваемое за счет экспроприации общинных земель, освоения целины, которое было под силу только богатой общинной верхушке, многочисленных императорских земельных пожалований за заслуги, службу и пр. Образование частновладельческих поместий сопровождалось постепенным превращением надельных крестьян в феодально-зависимых.

Новая поместная система смела все преграды на пути создания крупного феодального землевладения, а следовательно, и политической раздробленности страны с неизбежными междуусоб-ными войнами, стимулирующими развитие отношений покровительства, господства и подчинения, вассально-ленных связей. Ряды нарождающегося феодального класса стали пополняться за счет дружинников правителей и крупных феодалов, получавших земельные участки на правах ленов как вознаграждение за несение военной службы.


28. Особенности государства и права средневекового Китая.

 

В первых веках н. э. в Китае окончательно утвердились и стали господствующими феодальные отношения. Укрепила свое положение крупная феодальная собственность на землю с правом купли-продажи, окрепло крупное землевладение "сильных домов", получила развитие система надельного землевладения на государственных землях. Период Троецарствия, отмеченный борьбой царств Вэй, Шу и У, закончился в III в. на короткое время объединением страны под властью династии Западная Цзинь. Эта империя в конце 316 г. была уничтожена вторгшимися в Северный Китай кочевыми народами. На юге Китая была воссоздана династия Цзинь, получившая название Восточной Цзинь (317 - 420 гг.), а на севере к IV в. установилось господство сянь-бийского племени тоба и утвердилась власть династии Тоба Вэй, или Северных Вэй. До конца VI в. длились войны между северным и южным царствами, а также междоусобная феодальная борьба внутри самих царств.

В этот период получила развитие система надельного землевладения, называвшаяся в то время "системой равных полей"; стало расширяться церковное (буддийское) землевладение.

Во второй половине VI в. полководец Ян Цзянь основал династию Суй, которая в 589 г. объединила Север и Юг Китая. Представители этой династии стремились к установлению единодержавия. Усиление центральной власти сопровождалось закрепощением земледельцев и наступлением на древние общинные деревенские организации. Правление династии Суй (длительные войны, сооружение Великого канала, строительство дворцов) вызвало необычайный рост государственных расходов и увеличение взимавшихся с народа повинностей.

Такая политика стала причиной народных восстаний, которые в 618 г. возвели на престол новую правящую династию - Тан. Танские императоры, стремясь подорвать влияние аристократии и создать прослойку служилых людей, всецело зависящих от императорского двора, ввели систему государственных экзаменов, успешная сдача которых и получение ученой степени открывали доступ к государственной службе. Таким путем был создан хорошо налаженный бюрократический аппарат управления.

В социальной структуре Китая выделялись три сословие-классовые группы:

благородные люди - светская и духовная знать, военное и гражданское чиновничество. Это были привилегир.ованные лица, которые освобождались от трудовых повинностей и телесных наказаний, а некоторые - и от налогов. (В период правления династии Вэй был принят закон о "Восьми условиях для благоприятного рассмотрения дел" - "Ба и", наделивший чиновничество особым статусом и официально поставивший бюрократию в привилегированное положение. Его действие было отменено только в конце XIX в.) Богатые купцы, ростовщики, крупные землевладельцы пополняли ряды "благородных" посредством покупки почетных званий и ученых степеней;

добрый народ, или добрые люди, - простонародье, по преимуществу мелкие земледельцы и ремесленники, на которых лежало основное бремя налоговых выплат и трудовых повинностей;

дешевый народ, или подлые люди, - неполноправные свободные и рабы, государственные и частные. К неполноправным'свободным относились безземельные и малоземельные крестьяне-арендаторы, находившиеся на положении полукрепостных и работавшие в "сильных домах" батраками, стражниками, слугами и т. д.

Каждой сословно-классовой группе был присущ определенный образ жизни, строго соблюдались определенные правила поведения, определенный тип одежды, украшений, жилища. Запрещалось, минуя близлежащую ступень, обращаться к людям, стоящим выше по социальному рангу. Правда, в отличие от индийских варн переход из одной группы в другую был возможен.

Главой государства был император - "Сын неба ". Он обладал верховной законодательной и судебной, а также духовной властью (был верховным жрецом), правил на основе традиций и законов и имел неограниченные права.

При императоре существовал Государственный совет, на должности в котором назначались члены императорского дома и влиятельные сановники. Совет возглавляли два канцлера (цзайсяна) - левый (старший) и правый (младший), зачастую самостоятельно решавшие государственные дела. В их подчинении находилось шесть ведомств (министерств). Первому канцлеру подчинялись:

ведомство чинов, занимавшееся назначением и увольнением чиновников;

ведомство обрядов, наблюдавшее за соблюдением обрядов, этикета, нравственностью;

ведомство финансов, осуществлявшее учет податных, занимавшееся обложением и сбором налогов.

В ведении второго канцлера находились:

военное ведомство, занимавшееся организацией военного дела в империи;

ведомство наказаний, которому подчинялись суды и тюрьмы;

ведомство общественных работ, осуществлявшее организацию трудовой повинности податных.

Управление страной осуществлялось через три палаты: одна палата руководила органами исполнительной власти (ведомствами), две другие готовили и публиковали императорские указы, организовывали торжественные церемонии.

Управление на местах основывалось на территориальном принципе. Самой крупной административно-территориальной единицей империи была провинция. Территория страны делилась на десять провинций, которые, в свою очередь, подразделялись на области (чжоу) и уезды. На всех уровнях руководили чиновники, назначаемые и смещаемые из центра.

В провинции действовали три управленческие службы, во главе которых стояли уполномоченные чиновники высоких рангов:

административная, в обязанности которой входили учет людей и земель, сбор налогов, наблюдение за строительными работами и распределением воды;

военная;

надзорно-контрольная, находившаяся в особом положении - она должна была контролировать весь местный управленческий аппарат, вести борьбу с коррупцией и злоупотреблениями чиновников. Деятельность этого органа способствовала централизации государственного аппарата.

В средневековом Китае, как и в других феодальных государствах, судебные дела рассматривались не только в судебных органах, но и в административных органах, выполняющих судебные функции. На высшей ступени иерархической судебной лестницы в XIV - XV вв. в Китае стоял сам император, обладавший верховной судебной властью, на низшей - выборный старейшина деревни.

Судебные дела в основном решались в уездных управах - ямынях. В случае недостаточности доказательств дело откладывали или передавали специальному следственному судье по уголовным делам. В областях и провинциях действовали особые судебно-правительствен-ные органы, которые рассматривали дела, связанные с тяжкими преступлениями - убийством, крупным хищением, лихоимством. Если дело не было окончательно решено в области или провинции, то оно направлялось в столичный судебно-следственный орган, где решения выносились от имени императора.


29. Общая характеристика государственно-правовых систем европейских государств в Новое время.

 

Суть грандиозных социальных перемен, произошедших в Европе после 1500 г., можно свести к следующему:

1) Европа и европейская цивилизация в целом превратились в экономического, технологического и военно—политического лидера мирового сообщества;

2) этот прорыв Европы к мировому доминированию был достигнут (в отличие от предшествующих эпох) на принципиально новой технологической основе и был связан с промышленным переворотом, произошедшим первоначально именно в западноевропейском и североамериканском регионах. Именно появление машин предопределило экономическое и военное преобладание европейцев над иными цивилизациями;

3) европейская цивилизация начала проявлять после 1400 г. невиданную прежде тягу к экспансии своих институтов и ценностей в мировом масштабе. Таким образом, европейская цивилизация стала первой всемирной цивилизацией, создав мировой рынок и превратив в свои колонии или полуколонии неевропейские народы;

4) лидирующее положение Европы было бы невозможно без грандиозных социальных перемен в Западной Европе. В этом регионе планеты буржуазия впервые взяла власть в свои руки, постепенно оттеснив на задний план традиционные социальные прослойки (дворянство, крестьянство, духовенство);

5) социальный переворот в Европе Нового времени сопровождался и переворотом в сознании, появлением личности нового типа, буржуазной личности.

Как же все эти грандиозные перемены сказались на международных отношениях? Да самым непосредственным образом:

1) международные отношения впервые стали действительно всемирными;

2) международная политика стала придатком европейской политики – судьбы мира фактически решались горсткой великих европейских держав, в то время как неевропейские страны и народы (равно как, впрочем, и малые европейские страны) ровным счетом ничего не значили, являясь всего лишь объектом гегемонистских устремлений вышеупомянутых великих держав;

3) радикальным переменам подверглась структура международных отношений, особенно в Европе. Мелкие феодальные сеньориальные владения, как и огромные феодальные империи, постепенно ушли в прошлое; им на смену пришли национальные государства, которые и стали главным субъектом международных отношений Нового времени;

4) внешняя политика постепенно все больше обуржуазивалась, становясь буржуазной не только по целям, но и по методам.

В отличие от добуржуазной или небуржуазной личности буржуа отличает активность в переустройстве посюстороннего, тварного мира.

Приметой Нового времени стало возвышение принципа национального интереса, который был положен в основу внешнеполитического планирования. Концепция национального интереса, сформулированная в рациональных категориях реализма и баланса сил, ознаменовала решительный разрыв со средневековыми взглядами на международные отношения. Все эти перемены были связаны с изменением социальной структуры ведущих европейских держав: пришедшая к власти национальная буржуазия стремилась поставить не только внутреннюю, но и внешнюю политику себе на службу.

Радикально изменилось и соотношение между экономической и военной мощью. На протяжении многих тысячелетий связь между экономическим процветанием и военно—политической мощью государства отнюдь не была прямой. Капиталистическая эпоха впервые установила прямую и непосредственную зависимость между уровнем экономического развития государства и уровнем его военной мощи и, следовательно, ролью, которое оно играет на международной арене. Более того, именно в Новое время государство начало активно использовать экономические рычаги для достижения своих внешнеполитических целей.

Новое политико-правовое мышление наметило тенденцию перехода от сословного к гражданскому обществу в европейском масштабе. В XVI обозначились правовые политические основы гражданского общества. Во-первых, утверждалась идея природного, морального, правового, религиозного равенства людей. Во-вторых, государство рассматривалось как общественное явление, не только самостоятельное по отношению к религии и церкви, но и даже имеющее превосходство над ними.
Новая политико-правовая идеология основывалась на рационалистической методологии и изучении государственно-правовой практики. За главную предпосылку, обусловливающую необходимость и деятельность государства, бралась «природа человека», его склонности и интересы. Государство и право логически выводились из этой посылки, рассматривались в связи с интересами людей, их отношениями, историей и природной средой. Концепция прав человека, ее теоретические основы заложены в трудах мыслителей XVI века.
В XVI в. речь шла еще преимущественно о преодолении религиозного и церковного отчуждения. Стремление преодолеть это отчуждение и породило Реформацию. Большинством реформаторов проблема политического отчуждения рассматривалась как производная от религиозной и церковной проблем. В то же время раскованность мысли в период Возрождения положило начало созданию множества рационалистических политико-правовых концепций. Среди теоретиков той эпохи наиболее значителен Николо Макиавелли, однако, он много сделал для теоретического обоснования политического отчуждения. Но эта проблема в его концепции вечна и неразрешима.
Основные идеи XVI в.: незыблемость частной собственности и договорных отношений, свобода промыслов и торговли или капиталистический вариант гражданского общества. Возникновение теорий, отрицавших любой строй, основанный на частной собственности и имущественном неравенстве. Ранние социалисты теоретически доказывали недостаточность лишь формального равенства людей. Ими была выдвинута идея производства и распределения на основе общественной собственности. Именно поэтому Кампанелла, идеи которого по всем положениям отличались от взглядов Макиавелли, сходится с ним в определении форм и степени участия народа в управлении государством: народ в Городе Солнца все же не определяет политику, а, скорее, лишь оценивает ее.
30. Основные черты и принципы буржуазного права.

 

труфи

 

31. «Долгий» парламент 1640-1653 г. в Англии и его законодательство. Первый этап буржуазной революции и его законодательное закрепление.

 

В начале XVII в. Англия была в большей степени страной буржуазной, нежели феодальной. Капиталистические отношения становятся господствующими во всех экономических сферах - промышленности, торговле, сельском хозяйстве.

В стране формируются основные классы буржуазного общества:

· буржуазия (промышленная, торговая, финансовая),

· пролетариат (городской и сельский),

· фермерство,

· дворянство (феодальный класс) подразделяется на старое дворянство - лендлорды, ведущих свое хозяйство по старинке, и "новое дворянство" - джентри, активно занимающиеся торговой и промышленной деятельностью Савин А. Н. Лекции по истории Английской революции. М., 1937г.

В политическом плане Англия тоже отличалась (в лучшую сторону) от большинства европейских государств, где в ту пору господствовал абсолютизм, характеризующийся неограниченной властью монархов, отсутствием представительных учреждений, подавлением буржуазии и доминированием дворянства. Английский абсолютизм, установившийся в стране при династии Тюдоров в 16 - начале 17 веков определяется как "незавершенный":

а) продолжал существовать парламент, с актами которого монархи вынуждены, были считаться;

б) фактически отсутствовала постоянная армия (главная опора абсолютизма) в силу своего изолированного, островного положения Англия обходилась военно-морским флотом (а на флоте, как известно, традиционно сильны демократические настроения);

в) бюрократизация государства была незначительной. Продолжала существовать система местного управления (фактически независима от монарха, т.к. все должности в органах местного самоуправления были неоплачиваемые).

Тем не менее, в первой половине XVII в. в английском обществе начинают нарастать противоречия между королевской властью (полуфеодальной, полабсолютской) и парламентом, выражающим интересы буржуазии и "нового дворянства". Причины недовольства (приведшие впоследствии к революции) были следующими:

а) взимание королевской властью налогов, несогласованных с парламентом, принудительные государственные займы, обход королевской властью конституционного принципа (закрепленного в Великой хартии вольностей 1215 году) "налогообложение через представительство";

б) постоянные роспуски парламента, преследование лидеров парламентской оппозиции, долгое беспарламентское правление (в 1628 году Карл I Стюарт распустил парламент и не созывал его до 1640 г.)

в) произвол королевских чиновников и судей, злоупотребления королевских фаворитов (герцог Бэкингем);

г) распространение законов военного времени на время мирное, постои армии в домах частных лиц;

д) ограничение в торговой и промышленной сферах (государственные монополии);

е) стремление реставрировать ненавистный большинству англикансуийский католицизм;

ж) ориентация династия Стюартов (Яков I, Карл I) на католические государства континентальной Европы (Францию, Италию) - традиционных торговых соперников Англии.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов:

1. 1640-1642 гг. - мирный, конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти;

2. 1642-1649 гг. - гражданская война между сторонниками короля и сторонниками парламента;

3. 1649-1653 - период республики;

4. 1653-1658 - протекторат Кромвеля (военная диктатура);

5. 1660 г. - реставрация монархии, приглашение на престол Карла II Стюарта (сына казненного в 1649 г. по решению парламента Карла I) - возврат к старому на более высокой основе (установление первоначально дуалистической, а затем - к началу 18 в. - конституционной, парламентарной монархии) Лавровский В. М., Барг М. А., Английская буржуазная революция, М., 1958г;.

Английская буржуазная революция имела ряд особенностей, отличающих ее от последующих буржуазных революций (например, Великой Французской революции 18 в.)

К числу таковых особенностей следует отнести:

а) "религиозный" характер революции - одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; политические "партии" революционного периода (индепенденты, левеллеры т.д.), зачастую по разному относились к тем или иным религиозным вопросам;

б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии (даже в ходе гражданской войны, сопровождавшей фактически любую революцию, основные потери были не среди мирного населения, а среди солдат и офицеров);

в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции (большинство государств было втянуто в 30-ти летнюю войну, к 1640 г. у европейских монархов фактически не осталось сил; изолированное островное положение Англии, сильный флот делал невозможной иностранную военную интервенцию).

Главными задачами революции было:

а) установление новой, более совершенной формы правления (не обязательно республик), учитывающей интересы в первую очередь буржуазии, а не феодального класса;

б) ликвидация пережитков феодализма в промышленности, торговле, сельском хозяйстве;

в) очищение англиканской церкви от пережитков католицизма.

Дабы обезопасить себя от неожиданного приказа о роспуске, Долгий парламент принял два важных акта: так называемый трёхгодичный акт, предусматривающий регулярный созыв парламента каждые три года независимо от воли короля, а также акт, согласно которому данный парламент не может быть распущен иначе как по его собственному решению.

 

Летом 1641 года парламент разгоняет политические трибуналы абсолютизма - Звёздную палату и Высокую комиссию. Отменяется юрисдикция Тайного совета и ограничивается его компетенция вообще.

 

Узаконивается, что никакой налог и никакие пошлины не могут быть взысканы без согласия парламента. Провозглашается независимость судей от короны и их несменяемость. В отчаянной попытке остановить революцию Карл 1 самолично является в нижнюю палату с требованием выдачи лидеров оппозиции, но терпит неудачу. С середины 1641г. ввиду всё усиливающейся конфронтации сил Долгий парламент берёт на себя исполнение правительственных функций. Парламент самовольно распоряжается казной и военными делами.

 

Долгий парламент объявляет распущенной королевскую армию и создаёт парламентскую. В парламентской армии выдвинулась плеяда талантливых генералов. Одним из наиболее видных стал Оливер Кромвель (1599 - 1658). В 1646г. Карл 1 вынужден был сдаваться шотландцам, а те выдали его парламенту.

 

Победа парламента в гражданской войне не открыла массам обездоленных доступа к земле. Решительно ничего не менялось в публично - правовом положении низов. По-прежнему избирательным правом при выборах парламента пользовались в деревне только фригольдеры с годовым доходом 40 шилл., а в городе - узкий круг полноправных городских корпораций, а в других случаях - плательщики налогов.

 

Следовательно, широкие массы городских низов, оставались за рамками официально признанного «народа Англии», т.е. представленного в парламенте. Точно так же неизменной оставалась система правосудия и судопроизводства с её дороговизной, подкупом и волокитой, равно как и полностью архаизированная система права, до крайности запутанная и к тому же фиксированная на чужом народу языке - на латыни. История государства и права зарубежных стран. Желудков А.В., Буланова А.Г. Конспект лекций. «Приор», М., 2002..

 

Однако, обманув ожидания широких демократических низов, парламент при этом не учёл одного - революция пробудила их от политической летаргии.

 

К лету 1646г. сложились основные конституционные требования левеллеров. В документе, названном «Ремонстрация многих тысяч граждан», содержалась развёрнутая программа демократического этапа революции: 1. уничтожение власти короля и палаты лордов; 2. верховенство власти общин; 3. ответственность этой палаты перед своими избирателями - народом Англии; 4. ежегодные выборы в парламент; 5. неограниченная свобода в парламент; 6. конституционные гарантии против злоупотребления государственной властью путём фиксирования «прирождённых» прав граждан, которые неотчуждаемы и абсолютны.

 

На этом этапе революции левеллеры выступили глашатаями республиканизма, основанного на принципах народовластия, и тем самым указали путь к углублению демократического содержания революции. Победа в первой гражданской войне и поражение монархии стимулировали обособление разных идейных и политических течений в кругах парламентских сторонников. Пресвитерианское большинство парламента стремилось к достижению соглашения с королём на основе исторической конституции и подтверждения Великой ремонстрации. Индепенденты, независимцы, составлявшие меньшинство в парламенте стремились закрепить верховенство парламента, включая даже возможность установить республику. Согласно индепенденской идеологии, свобода совести считалась естественным правом человека, таким же, как вообще свобода мысли; парламент же должен был только возглавлять систему независимых и свободных общин, которые решали бы дела представительным образом. В годы подъёма революции в армии и среди городских низов обозначилось и новое течение - леввелеров (уравнителей), лидером которых стал Д. Лилльберн. Леввелеры ориентировались на признание народного верховенства и свободного управления народа на основе всеобщего избирательного права.

 

В мае 1647 г. на сборе армии сформировался особый орган - Совет армии, который занимался не только военными делами, но и постепенно становился институтом государственного управления. Между различными течениями парламентской оппозиции расхождения нарастали, когда в 1648 г. разразилась Вторая гражданская война. При поддержке леввелеров армия разрешает свой конфликт с Долгим парламентом. В декабре 1648г. она оккупирует Лондон. Производится насильственная чистка парламента. В конце концов, остаётся около 100 послушных армии депутатов.

 

Кульминацией революции стал организованный по решению парламента суд над королём Карлом 1 (январь 1649), в результате которого Карл 1 был признан «тираном, изменщиком, убийцей и врагом государства». Суд вынес ему смертный приговор. 30 января 1649г. при огромном стечении народа на лондонской торговой площади Карлу 1 отрубили голову. Казнь короля стала заключительным, формально - юридическим завершением установления в Англии республики. Революция торжествовала победу - феодальная монархия была низвергнута. Актом парламента от 17 марта 1649г. королевская власть объявлялась уничтоженной, как «ненужная, обременительная и опасная для блага народа». Через 2 дня её судьбу разделила палата лордов. 19 мая в торжественной обстановке Англия была объявлена республикой. Вся законодательная власть в стране принадлежала теперь однопалатному парламенту в лице палаты общин. Исполнительная власть была формально вручена избранному парламентом сроком на 1 год Государственному Совету, но из 41 его члена только 11 не являлись одновременно членами парламента. В Государственном Совете всю власть осуществляла официально верхушка армии во главе с Кромвелем. Таким образом, столь торжественно провозглашенная республика на деле была диктатурой индепендентских генералов, лишь прикрытой парламентским фасадом. Политическая система власти была нестабильной. В составе Долгого парламента после 1649г. оставалось около 80 членов (т. н. «охвостье»). В заседаниях и решениях дел принимали участие ещё меньшее количество. Большинство из них были одновременно членами Государственного Совета и Совета армии. Чрезвычайно возросли авторитет и личная военная власть О. Кромвеля.

 

К осени 1651 года минуло 11 лет с момента избрания Долгого парламента. Между тем оставшееся от него «охвостье» явно не торопясь ни с самороспуском, ни с установлением предельного срока своих заседаний. Когда стало очевидным, что «охвостье» готовит избирательный закон, которым обеспечивалось возвращение его членов в новый парламент, его час пробил.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; просмотров: 271; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.15.34 (0.082 с.)