Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира.



Франкское государство. Салическая правда

 

Основное внимание в СП уделяется преступлениям и наказаниям. Определения преступления “правда” не дает, но из смысла статей, посвященных преступлениям вытекает, что в это понятие включалось причинение вреда личности или имуществу и нарушение королевского мира. Все преступления можно свести к 4-м видам: •Преступления против личности (убийство, членовредительство, клевета, оскорбление, изнасилование и др. •Преступления против собственности (кража, поджег, грабеж). •Преступление против порядка правосудия (неявка в суд, лжесвидетельство). •Нарушение предписаний короля. Субъектами преступления могли быть не только свободные франки, но и литы и рабы. Цель наказания - возмещение вреда потерпевшему и уплата штрафа королю за нарушение королевского мира. Отмирание кровной мести. Вместо нее - выкуп (вергельд - за убийство, пеня - за менее тяжкие). Выкуп был высок, и платился семье убитого, родственникам и казне. Размер выкупа зависел от тяжести преступления, национальности, сословия (штраф за убийство королевского слуги в 3 р. больше, чем за убийство простого свободного человека). Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство в одинаковых формах. Дело возбуждалось по инициативе истца. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, состязательным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), свидетельства очевидцев, ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало испытание "котелком”, от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников). Судебные споры разбирались на собраниях свободных людей сотни под предводительство выборного судьи - тунгина. Приговор выносили выборные заседатели - рахинбурги. Осуществление суда постепенно переходит в руки королевской администрации.

 

Суд и процесс по Салической правде. Судебная власть: В период родового строя верховные судебные функции должны были принадлежать собранию рода, и виновный отвечал непосредственно перед ним. В эпоху Салической правды многое изменилось. Действительная судебная власть оказалась в руках коллегии, состоявшей из семи избранных народом рахинбургеров. С усилением королевской власти старинный председатель судебных собраний - тунгин - уступает место графу. При Карле Великом перестают избирать и самих рахинбургеров. На смену им приходят назначенные властями скабины. Исчезает последний оплот народной свободы. Судебный процесс: Судебный процесс носил состязательный характер. Уголовное и гражданское судопроизводство было одинаковым. Стороны имели равные права. Процесс был устным, гласным, отличался строгим формализмом. 3 вида доказательств в судебном процессе: соприсяжничество (когда родственники или друзья являлись свидетелями “доброй славы” обвиняемого), свидетельства очевидцев , ордалии (когда преступник устанавливался с помощью божественной силы (существовало “испытание котелком” , от которого также можно было откупиться), к ордалии обычно прибегали, когда не было соприсяжников. Судебный процесс начинался по инициативе потерпевшего.


18. Развитие государственности в феодальной Англии.

 

Особенности феодального права в Англии

Так же, как и в других варварских государствах, в англосаксонских пор-ах были составлены правды как памятники обычного права.

Норманнское завоевание в 1066 г. оказало существенное влияние не только на английское государство, но и на права. Вильгельм-завоеватель объявил о сокращении старинных англосаксонских обычаев, но установление сильной королевской власти привело к раннему преодолению правового партикуляризма и установлению единого для всего королевства права.

Этому способствовала судебная реформа Генриха II. В ходе этой реформы была существенно ограничена юрисдикция баронов и расширены полномочия королевского суда введением института разъездных судей. Первоначально в своей деятельности судьи использовали местные обычаи, но постепенно сложилась практика записи наиболее важных судебных решений в свитках тяжб, а затем в ежегодниках.

Разрешая аналогичные споры, судьи стали ссылаться на прежние решения. Т.о. основным источником феодального права Англии стали судебные прецеденты.

Из института разъездных судей сформировались 3 судебных органа: суд королевской скамьи;суд общих тяжб;

суд казначейства.

А процедуры этих судов стали называться общим правом.

Для получения защиты в судах общего права истец должен был обратиться в канцелярию этих судов с требованием предоставить ему за плату судебный приказ, который, во-первых, подтверждал правильность характера спора и его разрешимость на основании нормального общественного права; во-вторых, судебный приказ обязывал ответчика под угрозой штрафа явиться в суд.

Уже к ХIV в. сложилась система судебных приказов, которая перестала дополняться новыми. Произошла формализация общего права, но развитие товарно-денежных отношений привело к появлению новых договоров и, соответственно, имущественных споров, которые не были предусмотрены прецедентами общего права. Истцы не получали защиту в судах общего права, непосредственно обращались к королю, а тот поручал разрешить спор лорд-канцлеру. Лорд-канцлер первоначально разрешал споры, исходя из своих представлений о справедливости, свободно выбирая нормы или римского или общего права. Со временем прецеденты суда лорд-канцлера составили II системы английского феодального права – право справедливости.

По мере усиления государственной власти и после возникновения парламента другим источником английского права становились нормативные акты короля и парламента. Так наряду с общим правом и правом справедливости, в Англии стало выделяться статутное право.

В отличие от континентальной Европы, на формирование английского права не оказало существенного влияния Римское право. Это объясняется множеством причин, основная из них – политическая. В период утверждения абсолютизма сторонником короля выступал суд лорд-канцлера, который оправдывал расширение полномочий монарха со ссылками на нормы Римского права. Поэтому у Англичан возникло недоверие к Римскому праву, как и правовой системе, которая оправдывает деспотизм. Т.к. суды общего права находились в оппозиции королю и ссылались на старинные англосаксонские обычаи и свои прецеденты, поэтому англичане оценивают свое исконное право, как право, защищающее свободу и предотвращающее произвол.

Регулирование отдельных институтов феодального права в Англии характеризуется следующими особенностями:

регулирование земельных отношений в Англии характеризуется использованием института траста, т.е. доверительного управления. Это право возникло из-за ограничений в передаче земли по завещанию церквям и монастырям. Этот запрет и стал преодолеваться с помощью передачи недвижимости физическому лицу, с предоставлением всех правомочий собственника. Со временем траст стал основным институтом регулирования земельных отношений.

В английском феодальном праве сложилась своеобразная классификация преступлений, не по объекту посягательства, а по их тяжести:

тризн (измена). Вначале это преступление против короля, а затем и тяжкое преступление против частных лиц (убийство случайного господина, жена – мужа). За такое преступление смертная казнь.

Фелония – преступления средней тяжести, за которое лицо подвергалось тюремному заключению, крупным штрафам и телесным наказаниям.

Мисдиминор – мелкие правонарушения, за которые устанавливались небольшие штрафы, тюремное заключение на несколько дней.

Общая характеристика государственно-правовых систем античного мира.

 

Право как один из факторов, скрепляющих гражданское общество и элементы его культуры, не сразу достигло в эпоху античности зрелости и совершенства. На ранних этапах своего развития оно по уровню юридической техники и степени разработанности основных институтов имело немало сходства с правовыми системами стран Востока. Развитие права в античных Греции и Риме осуществлялось в рамках отдельных полисов, и уровень развития демократических институтов в отдельных городах-государствах находил свое отражение и в праве.

Утверждение полисной системы имело результатом активизацию правотворческой деятельности и ее постепенное освобождение от религиозно-мифологической оболочки. На смену неписаным обычаям, толкование которых нередко произвольно осуществлялось светской или греческой аристократией, приходит закон, имеющий светский характер и выраженный обычно в письменной форме. Право в античном мире, таким образом, предстает в своем чистом виде как авторитетный и обязательный регулятор полисной жизни, лишенный какой-либо мистической или религиозной силы.

Признание законодательства, а не обычая в качестве основной формы правотворчества (Греция), или же его утверждение в качестве одного из важнейших источников права (Рим) сопровождалось кодификацией сложившихся в более архаичную эпоху правовых обычаев. Такова древнейшая, согласно греческой традиции, кодификация права, проведенная Залевком в Локрах (Италия), а также кодификация Харонда в Катане (Сицилия). Подобные сборники составлялись и в других греческих городах-государствах, в том числе и в Афинах в конце VII в. до н. э. (Законы Драконта).

Начало новой демократической конституции в Афинах, предусматривающей разработанную процедуру принятия законов народным собранием, было заложено реформами Солона и Клисфена в VI в. до н. э. В Риме традиционные правовые обычаи подверглись обработке и были записаны в Законах XII таблиц. В этих законах также предусматривалось правило, согласно которому законом считается решение народного собрания.

Как отмечал Солон, жизнь общества должна регулироваться правом и законами, принятыми при всеобщем согласии. В греческих городах-государствах у граждан с детских лет воспитывалось уважение и даже почтение как к законам, так и к установленным в них полисным порядкам. Сократ, утверждавший, что полисные законы восходят к разумному началу, пропагандировал соблюдение законов всеми афинянами.

В Афинах, где утвердилась демократическая система законодательства, где право в глазах граждан ассоциировалось с разумом и со справедливостью, сложилось своеобразное правовое государство, благами которого не могли, однако, пользоваться рабы и иностранцы. Еще в большей степени культ права и законопочитание сложились в римском обществе. Безусловное следование республиканским законам было для римлян не только юридической обязанностью, но и делом чести. Ту же связанность Римского республиканского государства собственными законами и правом в целом отразил выдающийся римский юрист Цицерон, который рассматривал государство не только как выражение общих интересов всех его членов, но и как соединение многих людей, "связанных между собой согласием в вопросах права". Таким образом, идея правового государства берет свое начало и в республиканском Риме.

Именно в римском обществе, была выработана наиболее совершенная в условиях древнего мира правовая система, имеющая целостный и всеобъемлющий характер. Римское право впервые в истории выступило в качестве системного, тщательно разработанного, собственно правового образования. Классическое римское право — это вершина в истории права античности и древнего мира в целом. Оно представляет собой одно из величайших достижений античной культуры, влияние которого на последующее развитие европейского права и цивилизации трудно переоценить. Оно приобрело в известной мере вневременной, внеисторический характер.

Римское право в том виде, в каком оно приобрело мировое значение (это прежде всего частное право, закрепляющее интересы индивида, частного собственника), представляет собой порождение рыночных отношений и торгового оборота.

На ранних этапах истории Римского государства, когда в обществе сохранялись многие элементы патриархального быта, а товарно-денежные отношения не получили еще развития, римское право отличалось традиционализмом, формализмом и сложными обрядами, тормозившими экономический оборот. Постепенный процесс превращения Рима из города-республики в гигантскую по тем временам империю имел своим результатом не только рост рабства, но и товарного производства, а в конечном счете создание самого сложного за всю историю древнего мира рыночного хозяйства, настоятельно требовавшего адекватной правовой регламентации.

Сила частной собственности и построенного на ней товарного оборота ломала устаревшие и стеснительные правовые формы. На их месте создавалось новое и совершенное в технико-юридическом отношении право, способное урегулировать тончайшие рыночные отношения, удовлетворить другие потребности развитого гражданского общества. Именно в таком виде римское право стало универсальной правовой системой, применимой в разных исторических условиях вне зависимости от типа общества, если только в его основе лежит частная собственность и рыночное хозяйство. Вместе с римским правом в историю цивилизации вошла и римская юриспруденция, представляющая огромную культурную ценность. На базе римской юриспруденции зародилась юридическая профессия, а соответственно с нее берет начало и специальное правовое образование.


8. Государственное устройство Древней Греции (этапы афинской демократии).

 

Древнегреческая цивилизация в своем развитии прошла три больших этапа: 1. раннеклассовые общества и первые государственные образования III тысячелетия до н.э. (История Крита и Ахейской Греции); 2. формирование и расцвет полисов как независимых городов-государств, создание высокой культуры ( в XI – IV в.в. до н.э.); 3. завоевание греками Персидской державы, образование эллинистических обществ и государств. Для первого этапа древнегреческой истории характерно зарождение и существование раннеклассовых обществ и первых государств на Крите и в южной части Балканской Греции (преимущественно в Пелопоннесе). Эти ранние государственные образования имели в своей структуре много пережитков родоплеменного строя, установили тесные контакты с древневосточными государствами Восточного Средиземноморья и развивались по пути, близкому тому, которым шли многие древневосточные государства (государства монархического типа с разветвленным государственным аппаратом, громоздкими дворцовыми и храмовыми хозяйствами, сильной общиной).

В первых государствах, возникших в Греции, была велика роль местного, догреческого, населения. На Крите, где классовое общество и государство сложились раньше, чем в материковой Греции, Критское (негреческое) население было основным. В Балканской Греции господствующее место занимали греки-ахейцы, пришедшие в конце III тысячелетия до н.э. с севера, возможно, из района Дуная, но и здесь роль местного элемента была велика. Крито-ахейский этап подразделяется на три периода в зависимости от степени общественного развития, причем эти периоды различны для истории Крита и материковой Греции. Для истории Крита они называются Минойскими (по имени правившего на Крите царя Миноск), а для материковой Греции – элладскими (от названия Греции – Эллада).

Хронология минойских периодов следующая:

1. Раннеминойский (XXX – XXIII вв. до н.э.) – господство доклассовых родовых отношений.

2. Среднеминойский период, или период старых дворцов (XXII – XVIII вв. до н.э.), - образование государственной структуры, возникновение различных социальных групп, письменности.

3. Позднеминойский период, или период новых дворцов (XVII – XII вв. до н.э.) – объединение Крита и создание Критской морской державы, расцвет Критской государственности, культуры, завоевание Крита ахейцами и упадок Крита.

Хронология элладских периодов материковой (ахейской) Греции:

1. Раннеэлладский преиод (XXX – XXI вв. до н.э.) господство первобытных отношений, догреческое население.

2. Среднеэлладский период (XX – XVII вв. до н.э.) – расселение греков-ахейцев в южной части Балканской Греции, в конце периода разложения родоплеменных отношений.

3. Позднеэлладский период (XVI – XII вв. до н.э.) – возникновение раннеклассового общества и государства, появление письменности, расцвет микенской цивилизации и ее упадок.

На рубеже II – I тысячелетий до н.э. в Балканской Греции происходят серьезные социально-экономические, политические и этнические перемены. С XII в. до н.э. начинается проникновение с севера греческих племен дорийцев, живущих в условиях родоплеменного строя. Хиреют и гибнут ахейские государства, упрощается социальная структура, забывается письменность. На территории Греции (включая Крит) вновь устанавливаются первобытно-родовые отношения, происходит понижение социально-экономического и политического уровня общественного развития. Таким образом, новый этап древнегреческой истории – полисный – начинается с разложения родоплеменных отношений, установившихся в Греции после гибели ахейских государств и проникновения дорийцев.

Полисный этап истории Древней Греции в зависимости от степени социально-экономического, политического и культурного развития делится на три периода:

1. Гомеровский период, или темные века, или предполисный период (XI – IX вв. до н.э.) – родоплеменные отношения в Греции.

2. Архаический период (VIII – VI вв. до н.э.) – формирование полисного общества и государства. Расселение греков по берегам Средиземного и Черного морей (Великая греческая колонизация).

3. Классический период греческой истории (V – IV вв. до н.э.) – расцвет древнегреческой цивилизации, рациональной экономики, полисного строя, греческой культуры. Греческий полис как суверенное мелкое государство со своей специфической социально-экономической политической структурой, обеспечивший быстрое развитие производства, формирования гражданского общества, республиканских политических форм и замечательной культуры, исчерпал свои потенциальные возможности и в середине IV в. до н.э. вступил в полосу затяжного кризиса. Серьезный кризис переживала в IV в. и Персидская держава, объединившая большую часть древневосточного мира. Преодоление кризиса греческого полиса, с одной стороны, и древневосточного общества – с другой, стало возможным лишь с помощью создания новых социальных структур и государственных образований, которые бы сочетали в себе начало греческого полисного строя и древневосточного общества.

Полисный этап истории Древней Греции делится на три периода:

Гомеровский период (XI—IX вв. до н. э.), характеризующийся господством родоплеменных отношений, которые начинают распадаться к концу этого периода.

Архаический период (VIII—VI вв. до н. э.), в рамках которого происходит образование классового общества и государства в форме полисов.

Классический период (V—IV вв. до н. э.) ознаменован расцветом древнегреческого рабовладельческого государства, полисного строя.

Греческий полис как суверенное государство со своеобразной социально-экономической и политической структурой к IV в. до н. э. исчерпал свои возможности и вступил в полосу кризиса, преодоление которого было возможно лишь путем создания новых государственных образований. Ими стали возникшие в конце IV в. до н. э. эллинистические государства. Они образовались в результате завоевания Аттики Александром Македонским и дальнейшего распада его «мировой» империи. Таким образом, эллинистические государства сочетали начала греческого полисного строя и древневосточного общества и открыли новый, глубоко отличный от предыдущего полисного, этап древнегреческой истории.


9. Афинское право. Судебно-правовая система Древней Греции.

 

Древнейшим источником афинского права являлся естественный обычай. Обычное право впервые было записано в 621 г. до н.э. при архонте Драконте. В начале VI в. до н.э. и позже одним из основных источников гражданского права было законодательство Солона. В V-IV в. до н.э. все большее значение приобретает закон, т. е. постановление народного собрания.

В Афинах сравнительно высокого уровня достигла частная собственность, хотя она и носила на себе следы своего происхождения из коллективной общинной собственности. В интересах общества в целом частная собственность ограничивалась. Это выражалось в том, что на собственников государством налагались значительные повинности. Практиковались частные конфискации имущества.

Энергично защищалась собственность на раба, который, как и везде, считался "говорящим орудием", не имевшим даже собственного имени, а только кличку.

О широкой свободе распоряжения собственностью и владением свидетельствует наличие разного вида сделок: договора товарищества, купли-продажи, найма, ссуды, займа, личного найма и подряда, поклажи и т. д. В одном из законов говорилось: "Каждый может отдать свое имущество любому гражданину, если он не лишился рассудка, не выжил из ума от старости или не попал под влияние женщины".

Семейное право. Брак считался разновидностью договора купли-продажи, причем невеста рассматривалась как объект сделки. Вступление в брак считалось обязательным, уклонение от женитьбы расценивалось как забвение культа предков. К холостякам относились как к больным. Нарушение супружеской верности не имело для мужа юридических последствий. Супругу разрешалось иметь в своем доме наложницу. После отца господином женщины был муж. Женщина не могла от собственного имени заключать сделки. Застигнув на месте преступления любовника жены, оскорбленный супруг мог безнаказанно убить его.

Разрешался брак между дядей и племянницей, братом и сестрой. Последнее считалось проявлением уважения к обычаям старины. При наличии сыновей дочь не получала наследства. Власть домовладыки была весьма значительной. Отец при малейшей непочтительности к себе со стороны детей мог лишить их наследства.

Уголовное право. В уголовном праве заметны пережитки родового строя. В ряде случаев признавалась кровная месть. Дела об убийстве, как правило, возбуждались родственниками. За убийство можно было откупиться. Обвинение могло носить характер частного или публичного. Афинскому уголовному праву были известны следующие виды преступлений:

* Государственные преступления (государственная измена, оскорбление богов, обман народа, внесение в народное собрание противозаконных предложений, ложный донос по делам о политических преступлениях).

* Преступления против личности. Помимо убийств, сюда следует отнести: причинение увечья, нанесение побоев, клевету, оскорбление.

* Преступления против семьи (дурное обращение детей с престарелыми родителями, опекуна с сиротами, родственников с дочерьми-наследницами).

* Имущественные преступления. При краже, если таковая совершалась ночью, преступника дозволялось убить на месте преступления.

В числе наказаний встречались:

* смертная казнь;

* продажа в рабство;

* телесное наказание;

* лишение свободы;

* штрафы;

* конфискация;

*атимия, т. е. бесчестье (лишение некоторых, либо всех гражданских прав).

Изначально базилевс судил суд самостоятельно (иногда с помощью Совета старейшин) затем часть судебных полномочий была передана Ареопагу (Верховный Суд), затем с течением времени появлялись фесмофеты, гелиэя, тиранна (третейский суд). Т.е. судебные функции постепенно переходили от царя к народу. Во времена расцвета Афинской демократии система судебных инстанций была следующей:

Ареопаг. Судил умышленные убийства, нанесение тяжких ран и увечий, поджоги и отравления.

Эфеты. Коллегия из 51 человека. Ведала делами о непредумышленных убийствах, наемных убийцах, убийствах рабов и метэков.

Фесмофеты. Коллегия из 6 архонтов и одного секретаря. Указывали, какой комиссии гелиэи и где заседать, судили законы, если они противоречили основным законам Афин, надзирали за магистратами и т.д.

Гелиэя (суд присяжных) - одна из главных судебных инстанций Афин. Заседала каждый день в составе 10 судебных присутствий по 501 члену. Избирались жребием архонтами и фесмофетами из числа граждан по филам. Гелиастом мог стать гражданин, которому исполнилось 30 лет, если он не лишен чести и не является должником государства.

Полномочия – обширны. Через коллегию номофетов отменяла старые и принимала новые законы. Суд второй инстанции по отношению к решениям магистратов. Рассматривали апелляции, устанавливали более строгое наказание за преступление по делам, рассматриваемым магистратом.

Диэтеты (мировые судьи). Точное количество диэтетов не известно. Дизтетом или мировым судьей мог быть гражданин Афин, достигший 60-летнего возраста. Отказываться от должности диэтета было нельзя. Диэтеты разбирали иски свыше 10 драхм. Суть этого суда состоит в примирении сторон. Решение диэтетов можно было обжаловать.

Коллегия одинадцати - подсудны дела разбойников, ночных воров, карманных воров, осуществляла надзор за тюрьмами и за исполнением приговоров.

Коллегия исагогов в составе 5 человек, которая под председательством архонта-эпонима рас-сматривала: "дела о приданом, когда обязанный вернуть его, не отдает... когда человек, заняв деньги под процент в одну драхму, не платит долга... когда кто-нибудь, желая открыть мастерскую на площади, займет у другого средства на обзаведение. Дела об оскорблениях, об обществах, товариществах, о рабах и вьючных животных..." и т.д.

Специальные суды: морские, торговые, промышленные.

Большинство магистратов в целом может с успехом претендовать на роль судебного органа, так как они совмещали в своем лице судебные и административные полномочия.

Правом на иск (dike) в Афинах обладал только совершеннолетний гражданин. За метэков в начале это делал их простат, впоследствии метэки стали это делать сами. Иск мог быть подан только лично, представительство не допускалось.

Неформальные доказательства, например, атмосферное явление, истолкованное мантиками. Но формальным Божьим Судом это не являлось.

Процесс и его стадии зависели от вида судебной инстанции, где рассматривался иск.

Суд в Ареопаге. В могилу убитого его ближайший агнат втыкал копье в знак предстоящего мщения. Дело передавалось на предварительное рассмотрение архонту-басилевсу. 3 месяца - следствие. На 4-й месяц архонт определял, какому суду подлежит убийца - Ареопагу или эфетам.

Ареопаг рассматривал дело в течение 3 дней на открытом воздухе и ночью. Обвняемый при произнесении речи стоял на "камне обиды", обвинитель - "камне непрощения". В каждую ночь произносилась речь обвинения и защиты. После первой ночи обвиняемый мог беспрепятственно удалиться в добровольное пожизненное изгнание, после 2-й ночи уже не мог. На 3-й день судьи по приглашению архонта-басилевса голосовали решение. Если подавалось равное количество голосов "за" и "против", обвиняемый считался оправданным.

Суд в Гелиэе. Процесс начинался с вызова (в присутствии двух свидетелей) ответчика к тому магистрату, который имел право на предварительное рассмотрение иска. В случае отказа явиться ответчик проигрывал дело. В установленный день истец и ответчик прибывали к магистрату, истец платил пошлину в зависимости от цены иска.

По получении иска магистрат проводил предварительное следствие (анакрисис), выяснялись все обстоятельства дела, приводились доказательства, опрашивали истца и ответчика, их ответы фиксировались. Доказательства складывались в особые сосуды и опечатывались. Стороны могли договориться во время этой стадии о перенесении их дела к диэтетам. Запрещалось затягивать время анакрисиса (вчинение встречного иска, оспаривание юрисдикции, и т.п.).


10. Основные черты государства Спарта

 

Спартанское государство образовалось в IX в. до н.э. в результате завоеваний Спартой других общин.

Социальная структура в Спарте к VII в. до н.э. сложилась в следующем виде.

Господствующим классом были спартиаты, полно-правные граждане, жившие только в Спарте. Они обла-дали собственностью на землю, скот и на работающих на их полях илотов. Спартиатов насчитывалось около 8 тыс. Их организация была родовой. Все спартиаты делились, по преданию, на три родовые филы, каждая фила делилась на десять об, каждая оба - на десять триакид.

Свою родовую общину спартиаты называли "общиной равных". До самого позднего времени индивидуальная собственность на землю в Спарте принципиально не допускалась, так как земля считалась собственностью государства.

Каждая семья имела надел, который нельзя было дробить и отчуждать. Но это относилось к особой кате-гории участков, так как были участки, которые, по-видимому, отчуждались.

По преданию, мифический царь Спарты Ликург за-претил пользоваться при постройке домов какими-либо другими инструментами, кроме топора и пилы, для предотвращения роскоши. Он же запретил пользоваться золотой и серебряной монетой. Разреша-лась только железная.

Все устройство воспитания и быта имело своей зада-чей сделать из спартиата крепкого и выносливого воина.

Спартанцы постоянно жили военным лагерем. Они делились на "товарищества палаток". Члены товарищества должны были вместе обедать. Такие совместные трапезы назывались сисситиями. Каждый из 15 человек должен был приносить ежемесячно определенные порции продуктов и количество денег для покупки провизии. Кто не мог давать продуктов, тот не только не участвовал в сисситиях, но и лишался прав гражданства.

Таким образом, вся общественная организация спартиатов в рамках аристократического государства была обременена пережитками родоплеменного строя, была рассчитана на то, чтобы держаться замкнутой и спло-ченной группой против порабощенных илотов и бесправ-ных периэков.

Илоты были покоренными жителями завоеванных областей и представляли собой эксплуатируемый класс в Спарте, работавший на земле спартиатов. Положение илотов несколько отличалось от положения рабов тем, что хотя они и были лишены права собственности на землю и сами были собственностью спартиатов, но всё же сохраняли некоторую самостоятельность. Они вели свое хозяйство и не были товаром, подобно рабам. Кро-ме работы на полях спартиатов они должны были упла-чивать своим господам оброк.

Кроме илотов в Лаконике была еще группа неполноправных, называвшихся периэками (окрестные жители). Они жили в прилегающих к долине Эврота бесплодных горных областях. Периэки были лично свободными, но не имели политических прав, платили Спарте дань и поставляли определенные роды войск (тяжеловооруженную пехоту-гоплитов). Периэки занимались также ремес-лами и торговлей, что было запрещено спартиатам.

Вся полнота государственной власти находилась в руках представителей наиболее знатных родов. Управление сосредоточивалось в та-ких органах, как эфорат и герусия. Первый из них представлял собой коллегию из пяти должностных лиц, избираемую ежегодно в народном собрании. Эфоры созывали герусию и народное собрание и председательствовали в них. Они сопро-вождали царей во время военных походов, надзирая за их деятельностью. Эфоры могли даже отрешать царей от должности и предавать суду. Любое должностное лицо могло быть уволено эфорами и предано суду. Они являлись "блюстителями нравов" спартанцев. Периэков (иностранцев) и илотов они имели право предать смертной казни без всякого суда. Эфоры заведали финансами и внешними сношениями и др. В своей деятельности они отчитывались только перед своими преемниками.

Второй орган - Совет старейшин (герусия), по преданию, учрежден в IX в. до н. э. легендарным царем Ликургом. В состав герусии входило 30 человек: 2 царя и 28 геронтов. Позднее в неё вошли также эфоры. Должность геронтов занималась лицами, достигшими 60-летнего возраста. Но главную роль при избрании играл не возраст, а знатность происхождения. Выборы геронтов производились в народном собрании криком. В близлежащее помещение помещались своего рода "эксперты", которые на дощечках для письма отмечали силу крика.

Герусия имела право законодательной инициативы. Она контролировала и действия царей. Она ведала также судебными делами о государственных и религиозных преступлениях. Голосование в герусии осуществлялось путем расхождения в стороны на две группы - налево и направо.

Существовала и царская власть. Цари (в числе двух) являлись жрецами и полководцами. В качестве жрецов они представляли спартанцев перед лицом богов, совершали жертвоприношения; постепенно царская власть ограничивается эфорами.

Народное собрание в Спарте называлось аппелой. В собрании принимали участие только полноправные граждане, достигшие 30 лет. Собиралось оно один раз в месяц. Правом созыва пользовались цари и эфоры. Большого значения в политической жизни Спарты аппела не имела, являясь лишь вспомогательным и подконтрольным органом, не имеющим определенной компетенции.

В народном собрании обсуждались вопросы войны и мира и выбирались должностные лица - геронты и эфоры.

Государственный аппарат Спарты состоял также из должностных лиц различного ранга. Они избира-лись народным собранием или назначались царями и эфорами, перед которыми они и отчитывались.

Всей совокупностью гражданских и политических прав пользова-лась сравнительно малочисленная группа спартанцев (спартиатов), обитавших в городе Спарта. Спартанцы именовали Спарту "общиной равных". "Равенство" спартанцев объясняется необ-ходимостью держаться постоянно в боевой готовности, военным лагерем перед лицом рабов и зависимых периэков. Характерной чертой общественного строя были совместные трапезы (сисситии), участие в которых являлось обязательным и было показателем принадлежности к спартанскому гражданству. Лишь те лица, которые участвовали в совместных обедах, считались полноправными гражданами.

Сохранение сисситий имело целью поддержать и сохранить воен-ную дисциплину.

В Спарте в VI-Vвв. до н. э. не существовало частной собственности на землю. Юридически верховным собственником земли считалось государство. Земля принадлежала всему классу свободных рабовладельцев-спартиатов.

Отдельным гражданам с момента их рождения государство предо-ставляло земельные участки, которые обрабатывались илотами. Надел считался семейным, и его единство поддерживалось тем, что после смерти владельца он переходил по наследству старшему брату. Купля-продажа земли, равно как и дарение, считались незаконными. Однако с течением времени наделы стали дробиться, началась концентрация земли в руках у немногих.

Социальные противоречия и борьба ослабили спартанское общество и государство. Наряду с другими древнегреческими полисами Спарта в середине II в до н.э. оказалась под властью Рима

 

В политической сфере:

-созыв Народного Собрания (апеллы) - собиралось царем или геронтом для голосования их решений. Обсуждение на собрании запрещено, говорить имели право лишь геронты и цари. Собрание могло только проголосовать предложение. Также на собрании избирались геронты. На собрании все решалось криком;

-создание Совета Старейшин (герусии). Герусия - орган, ограничивающий царскую власть (т.к. имеет наравне с ней право голоса). Герусия состоит из 28 старейшин (геронтов) и 2 царей (базилевсов).

 

В социальной сфере:

-разделеление земель. Окрестности Спарты были разделены на 30 тысяч участков для периэков, а сам округ города - на 9 тысяч участков для граждан (спартиатов), которые обрабатывались плотами. Ценность участков должна была быть одинаковой и определялась собираемым урожаем (ячмень, вино и масла ).

-разделение граждан на филы и обы;



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-22; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.235.120.150 (0.061 с.)