Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема 18. Политические и правовые учения в России второй половины хiх – начала хх вв.
А.И. Герцен. Происхождение государства, его цели и задачи. Критика самодержавия, крепостничества и полицейского произвола. Идеи русского социализма. Реформистская идеология народничества. Н.Г. Чернышевский. Взаимосвязь экономических и политических процессов в общественной жизни. Критика правительства, бюрократии и крепостного права. М.А. Бакунин. Социальная революция как средство разрушения собственности и государства. Всемирная революция, отмена национального государства и уничтожение границ. П.А. Кропоткин. Социальная революция. Б.Н. Чичерин. Либерально-консервативное направление в политико-правовой идеологии. Классификация русского либерализма. Государство как высшая духовная сущность, обеспечивающая свободное развитие личности. Н.М. Коркунов. Государство и государственная власть. Право как средство разграничения интересов. М.М. Ковалевский. Условия возникновения и стадии развития права. Роль права в создании «замиренной среды». Политико-правовая идеология официальных кругов. Политические взгляды К.П. Победоносцева. Патриархальная теория происхождения государства. Нравственное обоснование власти. С.А. Муромцев. Социальный позитивизм. Право как порядок общественных отношений. Суд – творец права. Ненормативные формы права. Зарождение марксизма в России. Г.В. Плеханов. Государство. Право. Революция. Представление о социалистическом устройстве общества. В.И. Ленин. Социалистическая революция: ее цели и движущие силы. Обоснование необходимости диктатуры пролетариата.
Тема 19. Основные школы и направления политико-правовой мысли в России ХХ века Теория юридического позитивизма Г.Ф. Шершеневича. Самоограничение государственной власти. Понятия «правовое государство» и «конституционное государство». Л.И. Петражицкий. Правопонимание. Психология и право. Позитивное и интуитивное право.Концепция «возрожденного естественного права» П.И. Новгородцева. Социальное государство как форма реализации нравственного закона. Концепция правового государства в России (Б.А. Кистяковский, С.А. Котляревский, В.М. Гессен и др.). Учение о власти и праве. Проблема прав и свобод индивида в условиях России. Н.А. Бердяев. Религия и общественный строй. Историософская концепция. Человек, общество и государство. Содержание "русской идеи". И.А. Ильин. Определение права. Правосознание как основа правового поведения индивида в обществе. Политико-правовые теории евразийского направления мысли (Е.Н. Трубецкой, П.Н. Савицкий, Н.Н. Алексеев и др.). Идеократическая государственность. Правящий отбор, дематическое гарантийное государство. Либертарно-юридическая концепция права В.С. Нерсесянца. Различение права и закона. Право как всеобщая форма и равная мера свободы индивидов.
5.2. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для дневного отделения) Таблица 3 Тематический план
Общее количество часов, используемых в аудиторных занятиях дисциплины в интерактивной форме составляет __43______ %.
5.3. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочного отделения) Таблица 4 Тематический план
*В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»
5.3.1. Разделы и темы дисциплин, виды занятий, используемые образовательные технологии (тематический план для заочной (ГВД) формы обучения)
Тематический план
* В соответствии с учебным планом магистерской программы «Правосудие по гражданским, административным делам и экономическим спорам»
Практические и семинарские занятия.
Таблица 5
Самостоятельная работа 5.5.1 Самостоятельное изучение студентами разделов дисциплины Таблица 6
5.5.2 Формы самостоятельной работы Таблица 7
Методические указания для студентов по освоению дисциплины Идеи и достижения прошлого существенно влияют не только на современные политические и правовые теории, но и на юридическую практику наших дней, – потому сложно переоценить значение изучения курса Истории политических и правовых учений для формирования, с одной стороны, всесторонне развитой личности, образованного и активного гражданина своей страны, а с другой – и гражданской позиции законодателя. Оно тем более возрастает в свете активизации в современной России разноплановой деятельности по закреплению демократических принципов функционирования государства и построению развитого гражданского общества. Именно исходя из этого в учебные планы и включен курс «История политических и правовых учений», направленный на то, чтобы оказать помощь будущим юристам в формировании знаний об истории развития государственно-правовых идей на всём протяжении известной истории человечества. Предлагаемый курс в значительной мере сориентирован на самостоятельную познавательную деятельность студентов – на их умение работать с нормативно-правовыми актами, литературой, накапливать и систематизировать информацию на бумажных носителях и в электронном виде. Состав настоящего учебно-методического комплекса включает тематический план, программу курса, планы семинарских занятий, тематику контрольных работ и литературу к ним, а также контрольные вопросы для подготовки к зачёту. Предлагается следующая структура изложения материала. В первой части студент знакомится с политико-правовыми теориями в зарубежных государствах, последовательно осваивая этапы их развития и выявляя приращение знаний по основным политико-юридическим вопросам. Во второй части – изучает процессы возникновения и эволюции политико-правовой мысли в России. Такая методика позволяет представить общую линию развития политико-правовых учений и провести историко-сравнительный анализ с выявлением особенностей, характеризующих отечественную политическую теорию на всех этапах ее развития, опираясь при этом на общий уровень развития политического и правового мышления в зарубежных государствах. Расположение тем подчинено историко-хронологической, логической и сравнительной методикам изложения материала, апробированным в высших юридических заведениях в России и за рубежом. Историко-сравнительные методики сочетаются с проблемным освещением узловых тем курса. Каждая тема содержит соответствующие учения мыслителей, основные направления политической мысли, разрабатывающие политико-правовую проблематику. Учебная литература, источники (произведения мыслителей) и монографии (тематические исследования русских и зарубежных авторов) ко всему курсу даны общим списком. Опыт преподавания данной дисциплины показал, что для получения глубоких знаний недостаточным является только овладение учебной литературой, необходимо также обращение к источникам. При подготовке к семинарским занятиям непосредственное знакомство с произведениями мыслителей обязательно. Изучение курса завершается зачетом, подготовиться к которому помогут контрольные вопросы, расположенные в хронологическом порядке.
Методические рекомендации по организации самостоятельной работы студентов
Самостоятельная работа способствует углубленному усвоению предмета, умению обобщать полученные знания. Одним из видов такой работы является подготовка к семинарскому занятию. Ценность такого вида занятий состоит в том, что студент имеет возможность не просто слушать, но и выступать, дискутировать, обмениваться знаниями, анализировать, сопоставлять, оперировать необходимой терминологией. Углублению знаний способствует рассмотрение вопросов через их проблемную постановку и на более высоком методологическом уровне. Подготовка к семинарскому занятию предусматривает повторение пройденного материала по конспектам лекций, ознакомление с соответствующим разделом учебника, проработку дополнительной литературы и источников, необходимых для расширения кругозора по определенной теме, подбор и анализ материала для докладов и рефератов, предложенных преподавателем. История политических и правовых учений представляет собой весьма объемный материал и требует значительных усилий. Базовым источником для получения знаний является учебник. Работа с учебником должна происходить в течение всего семестра, а его материал – распределяться равномерно по неделям, в соответствии с темами лекций и семинарских занятий. Неплохой эффект дает чтение учебника не после лекции, а наоборот, перед ней. Основные положения лекции воспринимаются и запоминаются намного легче, если предварительно ознакомиться с темой по учебнику. При ознакомлении с каким-либо разделом рекомендуется прочитать его целиком, стараясь уловить логику и основную мысль автора. При вторичном чтении лучше акцентировать внимание на основных, ключевых вопросах темы. Можно составить их краткий конспект, что позволит изученный материал быстро освежить в памяти перед экзаменом. Необходимо также отметить сложные и непонятные места, чтобы обсудить их на занятиях с преподавателем. Поскольку даже объемный учебник является лишь сжатым, концентрированным выражением всего материала, большое внимание следует уделить изучению источников. Непосредственное знакомство с произведениями политико-правовых мыслителей (хотя бы в сокращенном хрестоматийном варианте) позволит более глубоко усвоить изучаемый материал и сделать самостоятельные выводы. Особой формой самостоятельной работы является написание контрольной работы. Рекомендуемые темы опубликованы в настоящем учебно-методическом комплексе. Студент вправе самостоятельно избрать тему контрольной работы, разумеется, по согласованию с научным руководителем. Контрольная работа представляет собой не только научно-информационное назначение и краткое изложение чужих научных выводов, но и должна явить собой отражение самостоятельных научных изысканий студента. Контрольная работа по истории политических и правовых учений оформляется в соответствии с требованиями, предъявляемыми к научным статьям: необходимо изложить суть рассматриваемой проблемы, сделать выводы и обобщения; обязательны ссылки на первоисточники и используемую литературу. Объем контрольной работы не должен превышать 10-12 страниц (или 20 000 знаков с пробелами); верхнее и нижнее поля – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см; шрифт – TimeNewRoman; кегль – 14; интервал полуторный; нумерация страниц указывается в правом верхнем углу (номер на первой странице не ставится); сноски подстрочные (нумерация сквозная). На первой странице должны быть указаны Ф.И.О. студента, наименование магистерской программы обучения, номер группы, а также указана избранная тема контрольной работы.
Примерная тематика контрольных работ 1. Учение о смешанной форме правления в политико-правовых воззрениях древнегреческих и римских авторов 2. Сравнительный анализ проектов идеального государства в «Утопии» Т. Мора и «Городе солнца» Т. Кампанеллы 3. Политико-правовой идеал Н. Макиавелли 4. Левиафан в учении о государстве Томаса Гоббса 5. Право частной собственности как базовая категория в концепции гражданского общества Дж. Локка 6. Идея народного суверенитета и географический детерминизм в политико-правовых учениях французских просветителей Ш. Монтескье и Ж.-Ж. 7. Доктрина народного суверенитета Жан Жака Руссо 8. Политико-правовая доктрина Ш.Л. Монтескье и её исторические судьбы 9. Английский либерализм. Политические и правовые воззрения И. Бентама 10. И. Кант о природе и сущности государства. Соотношение права и государства. 11. Г.В.Ф. Гегель: Диалектика гражданского общества и государства. 12. Политико-правовая доктрина марксизма: государство, право и природа коммунистического общества. 13. Социологическая теория права (история и современность). 14. Р.Штаммлер и его концепция «естественного права с меняющимся содержанием». 15. Учение Г. Кельзена о «чистой» теории права как вершине легизма. 16. Социологическая теория права в XIX в. (Р. Иеринг, Г. Спенсер). 17. Социологическая юриспруденция XX в. «Школа свободного права» Е. Эрлиха; социологическая юриспруденция Р. Паунда. 18. Правовой либерализм: понятие, содержание. 19. Этика «открытых» и эстетизм «закрытых обществ» в теории К. Поппера. 20. Проекты государственно-правовых преобразований П.И. Пестеля и Н.М. Муравьева. 21. К.П. Победоносцев: идеолог и практик российского самодержавия. 22. Б.Н. Чичерин: «либеральный консерватизм» или «охранительный либерализм». 23. Политическая власть и государство в воззрениях основоположников российского анархизма (М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин). 24. Юридический позитивизм как тип правопонимания. (Г.Ф. Шершеневич). 25. Соотношение права и нравственности в психологической теории права Л.И. Петражицкого.
Доклады, сообщения готовятся по одному из вопросов, вынесенных на семинарское занятие
Промежуточный контроль Промежуточный контроль проводится посредством зачета в устной форме. Экзаменуемый должен ответить на два вопроса билета.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-09-20; просмотров: 302; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.195.82 (0.008 с.) |