Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подзаконный нормативный правовой акт: понятие, виды



 

Подзаконный нормативный правовой акт – документ, принятый управомоченным субъектом на основе и во исполнение закона.

Виды подзаконных нормативных правовых актов:

1. Федеральные подзаконные нормативные правовые акты:

Нормативные указы Президента РФ,

Постановления Правительства РФ,

НПА министерств, агентств, служб.

2. Подзаконные нормативные правовые акты субъектов федерации:

Нормативные указы президентов или постановления высших должностных лиц (губернаторов, глав администраций) субъектов федерации,

НПА исполнительных органов государственной власти субъектов федерации.

3. Подзаконные нормативные правовые акты органов местного самоуправления:

НПА представительных органов муниципальных образований,

НПА глав муниципальных образований,

НПА местной администрации.

4. Корпоративные нормативные правовые акты.

Тема:

Правотворчество

Вопросы:

Понятие и виды (формы) правотворчества.

Законодательный процесс: понятие и стадии.

Понятие правотворчества

Деятельность

Профессор Пучков Олег Александрович определяет

Правотворчество

В одном случае как специфическую, требующую особых знаний и умений интеллектуальную деятельность, связанную с созданием или изменением существующих в государстве правовых норм,1

В другом – как деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене нормативных правовых актов и юридических норм.2

Профессор Черданцев Александр Федоровичопределяет правотворчество как деятельность компетентных субъектов, направленная на издание и совершенствование нормативных актов.1

Профессор Марченко Михаил Николаевич – правотворчество представляет собой одну из важных сторон деятельности государства, имеющую своей непосредственной целью формирование правовых норм, их изменение, отмену или дополнение. (Теория государства и права: Учебник / Под ред. М.Н. Марченко. М. 2004. С. 715).

Профессор Бабаев Владимир Константинович

в одном случае определяет правотворчество как деятельность субъектов, наделенных нормотворческой компетенцией, по созданию юридических норм,1

в другом – как деятельность государственных органов (в случае референдума – всего народа) и должностных лиц по изданию, переработке и отмене нормативных правовых актов. 1

Профессор Оксамытный Виталий Васильевич под правотворчеством понимает специальную, имеющую официальное значение деятельность государственных органов или иных предусмотренных законом организаций и лиц по созданию и развитию действующего законодательства. 3

Профессор Лазарев Валерий Васильевич – правотворчество – это деятельность компетентных государственных органов, направленная на создание или отмену правовых норм путем принятия нормативных правовых актов. (Лазарев В.В., Липень С.В. Теория государства и права: Учебник для вузов. М. 1998. С. 241).

Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что правотворчество – это деятельность государства по изданию, изменению и отмене нормативных правовых актов. 3

Профессор Перевалов Виктор Дмитриевич – правотворчество в

широком смысле – это интеллектуальная человеческая деятельность по созданию права и государства,

в узком смысле – деятельность компетентных органов государства по принятию, изменению и отмене правовых актов, содержащих юридические нормы.2

Профессор Сырых Владимир Михайлович термин правотворчество определяет как деятельность государственных органов, а в случаях, предусмотренных федеральным законодательством, и других лиц по подготовке и принятию норм права.2

Профессор Мухаев Рашид Тазитдинович полагает, что правотворчество – это сознательная, организационно оформленная в рамках установленных процедур деятельность компетентных государственных органов по созданию правовых норм или признанию правовыми действующих в обществе правил поведения путем принятия нормативно-правовых актов. 2

Профессор Дмитриев Юрий Альбертович и к.ю.н. Головистикова Анастасия Николаевна – правотворчество – форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену.3

Профессор Комаров Сергей Александрович – правотворчество есть вид государственной деятельности, в результате которой воля политических сил, находящихся у власти (народа, класса, социальной группы), возводится в закон, выражается в виде нормы права в определенном источнике права. (Комаров С.А. Общая теория государства и права. М. 2004. С. 261).

Профессор Пиголкин Альберт Семенович – правотворчество есть форма государственной деятельности, направленная на создание правовых норм, а также на их дальнейшее совершенствование, изменение или отмену. (Проблемы общей теории права и государства. Учебник для вузов / Под ред. В.С. Нерсесянца. М. 1999. С. 307).

Процесс

Профессор Поленина Светлана Васильевна полагает, что в буквальном смысле слова правотворчество – это процесс создания (творения) правовых норм, получающих закрепление в издаваемых управомоченными на то органами законах и подзаконных нормативных актах.2

Процесс и деятельность

Профессор Сенякин Иван Николаевич понимает правотворчество в «узком» и «широком» смыслах. В узком смысле под правотворчеством подразумевается непосредственно сам процесс создания правовых норм компетентными органами. В широкой трактовке данный процесс «исчисляется» с момента правотворчесткого замысла и до практической реализации юридической нормы (подготовка, принятие, опубликование и т.д.). Однако автор в итоге под правотворчеством понимает особую форму государственной деятельности по созданию, изменению и отмене правовых норм, основанную на познании объективных потребностей и интересов общества. (Теория государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова и А.В. Малько. М. 1997. С. 368, 371).

Правотворческая деятельность:

это интеллектуальная работа субъектов правотворчества, обладающих знаниями, навыками и умениями в формировании и оформлении юридических решений по социальным (политическим, экономическим, финансовым, экологическим, земельным, жилищным, семейным, трудовым) вопросам;

это применение субъектами правотворчества правил юридической техники при разработке норм права и проектов источников права;

это создание субъектами правотворчества юридических норм, а также закрепление этих норм в надлежаще оформленных соответствующих источниках права.

Правотворческий процесс:

это научное осмысление, анализ и выработка решений субъектами правотворчества социальных проблем требующих правового регулирования;

это деятельность субъектов правотворчества по разработке и оформлению источников права;

это обсуждение субъектами правотворчества проектов источников права;

это принятие правотворческим органом решений по источникам права, их опубликование и введение в действие.

это стадии разработки, рассмотрения, принятия и вступления в юридическую силу источника права.

 

Субъекты правотворчества – это компетентные органы, имеющие в силу закона право разрабатывать, рассматривать, принимать и вводить в действие (юридическую силу) источники права (нормативные правовые акты).

 

Принципы правотворчества - это

Основополагающие правовые положения, на основе которых осуществляется правотворческая деятельность и реализуется правотворческий процесс

виды принципов правотворчества:

Принцип профессионализма

Принцип научности

Принцип системности

Принцип законности

Принцип демократизма

Принцип гласности

Принцип профессионализма

означает разработку проектов источников права (нормативных правовых актов) специалистами, обладающими знаниями, навыками и умениями в формировании и оформлении юридических решений по социальным вопросам.

Принцип научности

означает применение (использование) в правотворческом процессе результатов научно-теоретических разработок в решении социальных проблем. Эти результаты касаются, прежде всего, юридических прав и обязанностей, норм права, источников права, правовых отношений, юридической ответственности.

Принцип системности

означает разработку проектов источников права (нормативных правовых актов) с учетом действующей системы отраслей законодательства, правовых институтов, предметов и методов правового регулирования общественных отношений.

Принцип законности

означает выполнение в правотворческом процессе требований закона:

о компетенции правотворческого органа,

о юридической силе источников права,

о соблюдении процедур разработки, рассмотрения, принятия и ввода в действие (юридическую силу) источников права (нормативных правовых актов).

Принцип демократизма

означает учет в правотворческом процессе мнений, суждений и предложений, заинтересованных в правовом решении социальной проблемы субъектов.

Принцип гласности

означает распространение правотворческим органом информации о разработке, рассмотрении и принятии источников права (нормативных правовых актов) и доведение этой информации до сведения (сознания) населения.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.224.63.87 (0.078 с.)