Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

В государствах с демократическим политическим режимом закреплены и реализуются следующие условия.

Поиск

1. Народ признан единственным источником (учредительной государственной) власти.

2. Реализуется принцип верховенства закона.

3. Конституционное установление и фактическая реализация принципа разделения государственной власти на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власть.

4. Наличие институтов непосредственной (выборы, референдумы, народная правотворческая инициатива) и представительной (функционирование органов государственной власти, представляющие интересы народа – парламент) демократии.

5. Выборность и сменяемость органов государственной власти, а также их подотчетность избирателям.

6. Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и функционировании органов государства, а также в контроле за их деятельностью.

7. Партийное и идеологическое многообразие (существование ряда политических партий, в том числе оппозиционных – легальная оппозиция, политический плюрализм).

8. Отсутствие единой общеобязательной, официальной идеологии.

9. Установление и защита различных форм собственности (частной, государственной, совместной (общей долевой), муниципальной).

10. В отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом», а в отношении должностных лиц органов государственной власти действует принцип: «запрещено все, что не разрешено законом».

11. В государственно-правовой сфере доминируют интересы человека и гражданина над интересами государства.

12. В деятельности органов государства преобладают методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения.

13. Провозглашаются, реально обеспечиваются и защищаются права и свободы человека и гражданина.

14. Средства массовой информации свободны от цензуры.

 

Государства с недемократическим политическим режимом характеризуются следующими условиями.

1. Народ не признан единственным источником (учредительной государственной) власти.

2. Не реализуется принцип верховенства закона.

3. Нет конституционного установления и фактической реализации принципа разделения государственной власти на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власть.

4. Отсутствуют институты непосредственной (выборы, референдумы, народная правотворческая инициатива) и представительной (функционирование органов государственной власти, представляющие интересы народа – парламент) демократии либо эти институты формальны, декларативны.

5. Нет выборности и сменяемости органов государственной власти, а также отсутствует их подотчетность избирателям.

6. Отсутствуют политико-правовые механизмы, обеспечивающие реальную возможность участия граждан в формировании и функционировании органов государства и в контроле за их деятельностью.

7. Нет партийного и идеологического многообразия (существует одна партия, а деятельность оппозиционных партий запрещена либо деятельность любых партий запрещена).

8. Наличие единой (государственной, религиозной, фашистской, коммунистической) общеобязательной официальной идеологии.

9. Установление и защита только государственной формы собственности, наличие остальных форм собственности ограничено (частной, коллективной, совместной (общей долевой), муниципальной).

10. В отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «запрещено все, что не разрешено законом», а в отношении должностных лиц органов государственной власти действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом».

11. В государственно-правовой сфере доминируют государственные интересы над интересами человека и гражданина.

12. В деятельности органов государства преобладают методы насилия, принуждения, пресечения, сужены методы убеждения, согласования, компромисса.

13. Не провозглашаются, а если провозглашаются, то реально не обеспечиваются и не защищаются права и свободы человека и гражданина.

14. Средства массовой информации не свободны от цензуры.

 

Примерами государств, где ныне существует недемократический политический режим, являются:

1) Бахрейн (сев.-зап. Персидского залива, запрещена деятельность политических партий и профсоюзов, государственная религия – ислам);1

2) Ватикан (город-государство, западная часть Рима, монополия религиозной идеологии – католической, не допускается на территории города деятельность какой-либо партии);2

3) Катар (государство в восточной части Аравийского полуострова, деятельность политических партий и профсоюзов запрещена);3

4) Куба (не допускается политический и идеологический плюрализм, сохраняются некоторые ограничения свободы слова, печати, собраний, гражданских прав);4

5) Кувейт (государство в северо-восточной части Аравийского полуострова, на побережье Персидского залива, политических партий в стране нет, государственная религия – ислам суннитского направления).5

6) Объединенные Арабские Эмираты (семь княжеств, федеративное государство, расположенное в восточной части Аравийского полуострова на побережье персидского и Оманского заливов, княжества – Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджайра, Умм-эль-Кайван, деятельность политических партий и организаций запрещена);6

7) Оман (Султанат Оман, государство на юго-востоке Аравийского полуострова, в стране нет конституции, государственная религия – ислам, политические партии и профсоюзы запрещены;7

8) Саудовская Аравия (государственная религия – ислам ваххабитского (религиозно-политическое учение в суннизме) толка, деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена).8

Сочетание в той либо иной степени демократических и недемократических характеристик позволяет говорить о смешанном политическом (государственном) режиме. Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство.

 

Форма правления государства

В литературе понятие «форма правления» («форма правления государства», «форма государственного правления») в одном случае определяется как способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением (проф. Марченко Михаил Николаевич).1

В другом – как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании (проф. Корельский Виктор Михайлович).2

В третьем – как структура и порядок образования верховных органов государства, а также способы осуществления ими полномочий (проф. Сырых Владимир Михайлович).3

В четвертом – как система организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представителями (проф. Оксамытный Виталий Васильевич).4

В пятом – как организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением (проф. Лазарев Валерий Васильевич).5

В шестом – как организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (доц. Толстик В.А.).6

Профессор Венгеров Анатолий Борисович понимал форму правления в узком (структура и взаимоотношения высших органов государства, а именно главы государства, парламента и правительства) и в широком (способ организации и взаимоотношений органов государства между собой и их прямые и обратные связи с населением) смыслах.7

Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что форма правления раскрывает три главные характеристики государства:

1) организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании;

2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением;

Компетенцию этих органов.1

Профессор Протасов Валерий Николаевич считает, что понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Характеристика формы правления, на взгляд автора, требует обратить внимание на следующие моменты:

1) строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия);

2) характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением;

3) порядок образования верховных органов;

4) степень участия населения в их формировании.2

Сравнительный анализ названных подходов к определению понятия формы правления государства еще только предстоит сделать. Здесь же лишь следует отметить, что многие авторы разграничивают государства по форме их правления на монархии и республики.

Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие, единодержавие. Ученые по-разному дают определение понятия этому термину.

Так, профессор Корельский Виктор Михайлович определяет монархию как форму правления, где высшая государственная власть принадлежит единолично главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.3

Профессор Оксамытный Виталий Васильевич полагает, что монархией можно назвать такое государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу по праву наследования и пожизненно.4

Профессор Лазарев Валерий Васильевич считает, что монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.1

По мнению профессора Протасова Валерия Николаевича, монархия — форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу — монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.3

Доцент Толстик В.А. данный термин рассматривает как форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.2

Количество монархий, существующих ныне в мире, определяется авторами неоднозначно.

Так, профессор Оксамытный Виталий Васильевич полагает, что в настоящее время в мире насчитывается около 50 стран, причисляемых к монархиям.4

Доцент Толстик В.А. пишет, что «сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией (Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и др.) главой государства формально-юридически считается королева Великобритании».5



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.009 с.)