Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
В государствах с демократическим политическим режимом закреплены и реализуются следующие условия.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
1. Народ признан единственным источником (учредительной государственной) власти. 2. Реализуется принцип верховенства закона. 3. Конституционное установление и фактическая реализация принципа разделения государственной власти на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власть. 4. Наличие институтов непосредственной (выборы, референдумы, народная правотворческая инициатива) и представительной (функционирование органов государственной власти, представляющие интересы народа – парламент) демократии. 5. Выборность и сменяемость органов государственной власти, а также их подотчетность избирателям. 6. Наличие политико-правовых механизмов, обеспечивающих реальную возможность участия граждан в формировании и функционировании органов государства, а также в контроле за их деятельностью. 7. Партийное и идеологическое многообразие (существование ряда политических партий, в том числе оппозиционных – легальная оппозиция, политический плюрализм). 8. Отсутствие единой общеобязательной, официальной идеологии. 9. Установление и защита различных форм собственности (частной, государственной, совместной (общей долевой), муниципальной). 10. В отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом», а в отношении должностных лиц органов государственной власти действует принцип: «запрещено все, что не разрешено законом». 11. В государственно-правовой сфере доминируют интересы человека и гражданина над интересами государства. 12. В деятельности органов государства преобладают методы убеждения, согласования, компромисса, сужены методы насилия, принуждения, пресечения. 13. Провозглашаются, реально обеспечиваются и защищаются права и свободы человека и гражданина. 14. Средства массовой информации свободны от цензуры.
Государства с недемократическим политическим режимом характеризуются следующими условиями. 1. Народ не признан единственным источником (учредительной государственной) власти. 2. Не реализуется принцип верховенства закона. 3. Нет конституционного установления и фактической реализации принципа разделения государственной власти на представительную (законодательную), исполнительную и судебную власть. 4. Отсутствуют институты непосредственной (выборы, референдумы, народная правотворческая инициатива) и представительной (функционирование органов государственной власти, представляющие интересы народа – парламент) демократии либо эти институты формальны, декларативны. 5. Нет выборности и сменяемости органов государственной власти, а также отсутствует их подотчетность избирателям. 6. Отсутствуют политико-правовые механизмы, обеспечивающие реальную возможность участия граждан в формировании и функционировании органов государства и в контроле за их деятельностью. 7. Нет партийного и идеологического многообразия (существует одна партия, а деятельность оппозиционных партий запрещена либо деятельность любых партий запрещена). 8. Наличие единой (государственной, религиозной, фашистской, коммунистической) общеобязательной официальной идеологии. 9. Установление и защита только государственной формы собственности, наличие остальных форм собственности ограничено (частной, коллективной, совместной (общей долевой), муниципальной). 10. В отношении хозяйствующих субъектов и граждан действует принцип: «запрещено все, что не разрешено законом», а в отношении должностных лиц органов государственной власти действует принцип: «дозволено все, что не запрещено законом». 11. В государственно-правовой сфере доминируют государственные интересы над интересами человека и гражданина. 12. В деятельности органов государства преобладают методы насилия, принуждения, пресечения, сужены методы убеждения, согласования, компромисса. 13. Не провозглашаются, а если провозглашаются, то реально не обеспечиваются и не защищаются права и свободы человека и гражданина. 14. Средства массовой информации не свободны от цензуры.
Примерами государств, где ныне существует недемократический политический режим, являются: 1) Бахрейн (сев.-зап. Персидского залива, запрещена деятельность политических партий и профсоюзов, государственная религия – ислам);1 2) Ватикан (город-государство, западная часть Рима, монополия религиозной идеологии – католической, не допускается на территории города деятельность какой-либо партии);2 3) Катар (государство в восточной части Аравийского полуострова, деятельность политических партий и профсоюзов запрещена);3 4) Куба (не допускается политический и идеологический плюрализм, сохраняются некоторые ограничения свободы слова, печати, собраний, гражданских прав);4 5) Кувейт (государство в северо-восточной части Аравийского полуострова, на побережье Персидского залива, политических партий в стране нет, государственная религия – ислам суннитского направления).5 6) Объединенные Арабские Эмираты (семь княжеств, федеративное государство, расположенное в восточной части Аравийского полуострова на побережье персидского и Оманского заливов, княжества – Абу-Даби, Дубай, Шарджа, Рас-эль-Хайма, Аджман, Эль-Фуджайра, Умм-эль-Кайван, деятельность политических партий и организаций запрещена);6 7) Оман (Султанат Оман, государство на юго-востоке Аравийского полуострова, в стране нет конституции, государственная религия – ислам, политические партии и профсоюзы запрещены;7 8) Саудовская Аравия (государственная религия – ислам ваххабитского (религиозно-политическое учение в суннизме) толка, деятельность политических партий и профсоюзов официально запрещена).8 Сочетание в той либо иной степени демократических и недемократических характеристик позволяет говорить о смешанном политическом (государственном) режиме. Политический (государственный) режим основан на определенном виде идеологии лиц, пришедших к власти и существенно влияющих на форму правления государства, а также на его территориальное устройство.
Форма правления государства В литературе понятие «форма правления» («форма правления государства», «форма государственного правления») в одном случае определяется как способ организации государственной власти, включающий в себя порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом и с населением (проф. Марченко Михаил Николаевич).1 В другом – как способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и населением, степень участия населения в их формировании (проф. Корельский Виктор Михайлович).2 В третьем – как структура и порядок образования верховных органов государства, а также способы осуществления ими полномочий (проф. Сырых Владимир Михайлович).3 В четвертом – как система организации и формирования верховной власти в государстве, включающую также порядок взаимоотношений между ее представителями (проф. Оксамытный Виталий Васильевич).4 В пятом – как организация высших органов государственной власти, их структура, порядок образования, распределение компетенции и взаимоотношения с населением (проф. Лазарев Валерий Васильевич).5 В шестом – как организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением (доц. Толстик В.А.).6 Профессор Венгеров Анатолий Борисович понимал форму правления в узком (структура и взаимоотношения высших органов государства, а именно главы государства, парламента и правительства) и в широком (способ организации и взаимоотношений органов государства между собой и их прямые и обратные связи с населением) смыслах.7 Профессор Морозова Людмила Александровна полагает, что форма правления раскрывает три главные характеристики государства: 1) организацию высших органов государства, их структур, порядок образования, степень участия населения в их формировании; 2) взаимоотношения высших органов власти друг с другом и с населением; Компетенцию этих органов.1 Профессор Протасов Валерий Николаевич считает, что понятие «форма государственного правления» (или просто «форма правления») отвечает на вопрос, кто «правит» в государстве, т.е. кто осуществляет в нем высшую (верховную) власть. Характеристика формы правления, на взгляд автора, требует обратить внимание на следующие моменты: 1) строение высших органов государственной власти (их состав, компетенция, принципы взаимодействия); 2) характер взаимоотношений органов высшей государственной власти с другими органами государства и с населением; 3) порядок образования верховных органов; 4) степень участия населения в их формировании.2 Сравнительный анализ названных подходов к определению понятия формы правления государства еще только предстоит сделать. Здесь же лишь следует отметить, что многие авторы разграничивают государства по форме их правления на монархии и республики. Монархия в переводе с греческого языка означает единовластие, единодержавие. Ученые по-разному дают определение понятия этому термину. Так, профессор Корельский Виктор Михайлович определяет монархию как форму правления, где высшая государственная власть принадлежит единолично главе государства – монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.3 Профессор Оксамытный Виталий Васильевич полагает, что монархией можно назвать такое государство, в котором верховная власть принадлежит одному лицу по праву наследования и пожизненно.4 Профессор Лазарев Валерий Васильевич считает, что монархия – такая форма правления, при которой верховная власть осуществляется одним лицом, получающим эту власть, как правило, по наследству.1 По мнению профессора Протасова Валерия Николаевича, монархия — форма правления, где вся верховная власть пожизненно принадлежит одному лицу — монарху (фараону, королю, царю, шаху, султану и т.п.), который наследует ее как представитель правящей династии, выступает единоличным главой государства и не отвечает перед населением за свои властные действия.3 Доцент Толстик В.А. данный термин рассматривает как форму правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично сосредоточена в руках единоличного главы государства – монарха (царя, короля, императора, фараона, шаха), и в большинстве случаев являющаяся пожизненной и передаваемой по наследству.2 Количество монархий, существующих ныне в мире, определяется авторами неоднозначно. Так, профессор Оксамытный Виталий Васильевич полагает, что в настоящее время в мире насчитывается около 50 стран, причисляемых к монархиям.4 Доцент Толстик В.А. пишет, что «сегодня в мире насчитывается 28 монархий, а формально более 40, так как в ряде стран Содружества, возглавляемого Великобританией (Канаде, Новой Зеландии, Барбадосе и др.) главой государства формально-юридически считается королева Великобритании».5
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.92.50 (0.009 с.) |