Владимир иванович даль определил этот термин как Царство, империя, королевство, земля, страна Под управлением государя. 2 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Владимир иванович даль определил этот термин как Царство, империя, королевство, земля, страна Под управлением государя. 2



Профессор Черданцев Александр Федорович полагает, что термин «государство» в русском языке происходит от слова «государь» (князь, царь, обладающие властью).1

По мнению профессора Протасова Валерия Николаевича и ряда других авторов, термин «государство» («stato» от лат. status), ввел в 16 в. в речевой (научный) оборот итальянский политический деятель и историк Никколо Макиавелли (1469-1527). Этот термин нашел свое отражение, в частности, в его работе «Государь» (изд. в 1532, рус. пер. 1973).

Государство Н. Макиавелли понимал преимущественно как аппарат, который монопольно обладает публично-властными прерогативами и управляет подданными, народом.3 Разумеется, что государство, как общественное явление, существовало до Н. Макиавелли уже тысячелетия.

Однако до введения в речевой оборот слова «stato», как утверждает профессор Черданцев А.Ф., использовались более конкретные термины: полис или civitas (государство-город), res publica (дело народа) в Древнем Риме, княжество, королевство, герцогство, царство, империя и т.д.4

С давних времен политические деятели, философы, юристы пытались ответить на вопрос: что такое государство? «Однако до настоящего времени, – по утверждению профессора Морозовой Людмилы Александровны, – отсутствует общепринятое, общепризнанное представление о нем».5

Принимая во внимание различные точки зрения, а также исходя из семантического соотношения различных определений понятия «государство» представляется рациональным классифицировать условно эти дефиниции с точки зрения социологического, классово-экономического, юридического и политического подходов.

Так, с точки зрения социологического подхода государство – это:

1) «самодовлеющее общение граждан» (древнегреческий философ Стагирит Аристотель, 384-321 до н.э.);2

2) единое лицо, верховный владыка, суверен, воля которого вследствие договора многих лиц считается волею всех, так что оно может употреблять силу и способности всякого для общего мира и защиты» (английский государственный деятель и философ Томас Гоббс, 1588-1679);3

3) общая воля, являющаяся выражением преобладающей силы, то есть большинства граждан, входящих в государство; государство совокупность людей, соединившихся в одно целое под началом ими же установленного общего закона (английский философ Джон Локк, 1632-1704);4

4) организация совместной народной жизни на определенной территории и под одной высшей властью (немецкий мыслитель Роберт фон Моль, первая половина 19 века);5

5) социальное явление «кооперативного выполнения за счет населения и для населения страны непременных условий проявления и развития индивидуальной жизни…» (А. Паршин);6

6) «общественный союз свободных людей с принудительно установленным мирным порядком посредством предоставления исключительного права принуждения только органам государства» (Николай Михайлович Коркунов);1

7) «организованное общение людей, связанных между собой духовной солидарностью и признающих эту солидарность не только умом, но поддерживающих ее силою патриотической любви, жертвенною волею, достойными и мужественными поступками» (Иван Александрович Ильин, 1883-1954).2 В других случаях И.А. Ильин определял государство либо как «союз людей, организованный на началах права, объединенный господством над единой территорией и подчинением единой власти»,3 либо как публично-правовую, властно-повелительную, обязательно-принудительную организацию.4

С точки зрения классово-экономического подхода государство – это:

Форма, в которой индивиды, принадлежащие к господствующему классу, осуществляют свои общие интересы и в которой все гражданское общество данной эпохи находит свое сосредоточение» (немецкие философы Карл Маркс и Фридрих Энгельс);5

Машина для поддержания господства одного класса над другим» (Владимир Ильич Ульянов (Ленин);6

3) «продукт классового общества и проявление непримиримости антагонистических классовых противоречий» (М.И. Хмелинин);7

4) единственно возможная всеобъемлющая универсальная политическая форма организации исторически сложившегося классового общества, обеспечивающая как решение сугубо классовых задач, так и выполнение общих дел, вытекающих из природы общества (А.И. Королев);8

5) организация суверенной политической власти, являющейся в руках классов, владеющих основными средствами производства, важнейшим орудием обеспечения их экономических и иных интересов (Б.Г. Баланик);9

6) «особая организация политической власти экономически господствующего класса (трудящихся во главе с рабочим классом – в социалистическом обществе), располагающая специальным аппаратом принуждения и придающая своим велениям обязательную силу для населения всей страны» (проф. Алексеев С.С.);1

7) аппарат, машина для управления делами классового общества и по преимуществу в интересах экономически господствующего класса (проф. Сырых В.М.).2

С точки зрения юридического подхода государство – это:

1) «общий правопорядок» (древнеримский философ и политический деятель Марк Туллий Цицерон, 106-43 гг. до н.э. В другом случае М.Т. Цицерон определял государство как дело народа. При этом им использовался термин не государство, а республика. Государство в трактовке Цицерона есть не только выражение общего интереса всех его свободных членов, но и является правовым обществом);3

Правовое управление семействами и тем, что у них есть общего с верховной властью, которая должна руководствоваться вечными началами добра и справедливости» (французский учитель по государственному праву Жан Боден, 1530-1596);4

3) «система норм», «нормативный порядок» (австрийский юрист Ганс Кельзен, 1881-1973. В другом случае Г. Гельзен определял государство либо как юридическое лицо, либо как «политически организованное общество»);5

4) «естественно возникшая организация властвования, предназначенная для охраны определенного правопорядка» (австрийский социолог Людвиг Гумплович, 1838-1909).6

В современной отечественной правовой литературе даются в основном такие определения понятия рассматриваемого термина, которые можно отнести к политическому аспекту проблемы.

Так, в одном случае государство определяется как «властно-политическая организация общества, обладающая государственным суверенитетом, специальным аппаратом управления и принуждения, устанавливающей правовой порядок на определенной территории» (проф. Морозова Людмила Александровна).1

В другом, как «политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управления делами общества суверенную публичную власть, придающая праву обязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок» (проф. Корельский Виктор Михайлович).2

В третьем, как «политико-правовая организация общества, обеспечивающая его единство и территориальную целостность, обладающая суверенитетом, осуществляющая власть, управление и регулирование в обществе» (проф. Перевалов Виктор Дмитриевич).2

В четвертом, это понятие определяется как «универсальная политическая организация в обществе, обладающая особой публичной (государственной) властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия на общество, выражающая прежде всего интересы экономически доминирующего социального слоя, но выполняющая также «общие дела» и осуществляющая социально-политический арбитраж в отечестве» (профессор Чиркин Вениамин Евгеньевич).3

В пятом, под государством понимается «организация политической власти, необходимая для выполнения как сугубо классовых задач, так и общих дел, вытекающих из природы всякого общества» (проф. Байтин Михаил Иосифович).4

В шестом, этот термин определяется как «публичная организация, обладающая верховной властью на определенной территории» (проф. Лазарев Валерий Васильевич).5

В седьмом, «государство – это территориальная, суверенная организация политической власти в классовом обществе, делающая свои веления обязательными с помощью законов, опирающаяся на организованное принуждение, обладающая монополией на сбор налогов» (проф. Черданцев Александр Федорович).1 Существуют также и другие подобного рода определения понятия «государство».2

 

3.2. Признаки (свойства) государства

Государство – это система органов, осуществляющих политическую суверенную власть в обществе на определенной суверенной территории. В этом определении отражены такие признаки государства, как:

1) система государственных органов;3

2) политическая власть, которую осуществляют государственные органы;

3) общество,4 население, народ, по отношению к которому эта власть осуществляется и

4) суверенная территория, в пределах которой реализуются властные полномочия органов государства.

Власть

Таким образом, весьма важным признаком (свойством) государства является осуществление им политической5 власти.6

В общем смысле термин «власть» можно понимать как форму социальных отношений, характеризующуюся способностью одних людей влиять на характер и направление деятельности и поведения других людей и социальных групп посредством экономических, политических и правовых механизмов, а также с помощью авторитета, традиции, насилия. Однако применительно к власти государственной такой способности влиять на все население страны в принципе быть не может при отсутствии необходимых для этого сил и средств.

Этимология1 (происхождение) слова «власть» многообразна и многофункциональна.

Так, в греческом языке для обозначения власти употребляются слова «кратос» (kratos – сила, власть, могущество) и «архи», «архэ» (archi – начало, начальство, правительство, власть, государство) имеющие значения: «править», «суверенитет» и «начало». Глагол «архейн» также употребляется в смыслах: «править» и «начинать». Эти сущностные оттенки присутствуют во многих словах, имеющих корень «архэ» (архитектор, архиепископ, архонт – высшее должностное лицо в городах-государствах Древней Греции), содержание которых раскрывается через синонимы «первый», «главный», «инициатор».

В латинском языке смысловая основа слова власть (potestas) обозначает возможность, способность, обладание определенной силой для осуществления какой-либо деятельности (potentia). Акцент здесь ставится не столько на источнике, начале действия, сколько на его субстанциональной основе – силе. В этом же значении термин «власть» перешел и укрепился в романо-германских языках. Power (англ.) – власть, способность, возможность, право, сила, энергия, мощность; macht (нем.) – власть, сила, мощь, могущество; poder (испанск.) – власть, влияние, авторитет, сила; pouvoir (франц.) – власть, свойство, сила, влияние.

В русском языке слово власть является однокоренным со словом «владеть» (властитель, владыка, владычествовать), основание которого имеет значение «собственник», «хозяин», «обладающий собственностью». В этом смысле философский и этимологический анализ понятия власть нацелен прежде всего на раскрытие ее материального аспекта, социально-экономической основы.

В качестве синонима «владыки», «властителя» употребляются слова «повелитель», «властитель» и др., указывающие на иной атрибут субъекта власти – волю, свободу повелевать, право распоряжаться. Кроме того, корень «лад», лежащий в основе славянских словообразований, характеризующих власть, раскрывает важную и вместе с тем ее давнюю и традиционную функцию в обществе: ладить, жить в мире, устраивать жизнь.

Проблема власти и властных отношений является ведущей в политологии, поскольку политика и власть нераздельны и взаимообусловлены. Власть представляет собой средство осуществления политики, и борьба за ее завоевание, удержание и использование выступает одним из ключевых аспектов политической жизни общества. С другой стороны, политика сопряжена прежде всего с формированием, объемом и функционированием власти. Понятно, что политика и власть взаимообусловлены причинно-следственной зависимостью.1

Политическая власть проявляется в том, что государство в лице всей своей системы органов посредством сил (управомоченных должностных лиц) и средств (законодательства, денег, техники и т.д.) оказывает воздействие (информационное, психологическое, регулятивное, физическое и т.д.) на поведение, деятельность и отношения людей, всего населения и общества. Целью такого воздействия является решение задач внутренней и внешней политики. Например, главной целью внутренней политики России в настоящее время является создание, формирование правового, демократического государства. Эта цель может быть достигнута только посредством решения соответствующих задач в экономической, политической, правовой, социальной и в других сферах жизнедеятельности общества. В каждой из этих сфер государство принимает соответствующие решения и информирует о них население, которые затем контролируются компетентными государственными органами и, в случаях их невыполнения, ненадлежащего выполнения, нарушения, для лиц их допустивших наступают неблагоприятные последствия. Такие последствия могут наступить не только в отношении так называемых «рядовых» граждан, но и в отношении должностных лиц органов публичной власти. Другой вопрос – насколько принимаемые государством решения эффективны, какие социальные последствия в результате их реализации наступят? Если решения государства не эффективны или повлекли за собой негативные социальные последствия, то в этом случае должны нести соответствующую юридическую ответственность должностные лица, их принявшие.

В отечественной правовой литературе термин «государственная власть» определяется неоднозначно.

Так, по мнению профессора Корельского Виктора Михайловича, «государственная власть есть концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе, защищает его граждан от внутренних и внешних посягательств путем использования различных методов, в том числе государственного принуждения и военной силы».1

Профессор Афанасьев Владимир Сергеевич, данный термин определил «как руководство обществом при помощи государственного аппарата при опоре на особые отряды вооруженных людей, на специальные принудительные учреждения».2

Профессор Комаров Сергей Александрович полагает, что «государственная власть – это власть не всего общества, а лишь его части, она стоит над обществом, отделена от него тем, что выражает интересы не всего общества, а только экономически сильного меньшинства, чужда основной массе населения. Такую власть, власть над обществом, – заключает автор, – называют публичной».3

Профессор Чиркин Вениамин Евгеньевич пишет, что «государственная власть – основной вид социальной власти в обществе: публичная власть. Обладающая суверенным характером, независимостью

от любой другой власти, осуществляемая непосредственно народом (например, на референдуме) или от имени народа (общества) представительными и иными органами государства».4

Несмотря на различия в приведенных определениях понятия государственной власти, смысл их в большинстве своем сводится к тому, что именно государство посредством своих сил и средств оказывает воздействие на все общество, управляет им с целью установления в нем порядка.

Другие социальные объединения (общественные организации, партии, профессиональные союзы, общественные движения, общественные фонды, общественные учреждения, средства массовой информации, организованные преступные группы и т.д.), хотя и оказывают в той либо иной степени влияние на государственную власть, но все же не обладают такими свойствами (силой, средствами) и возможностями по управлению обществом. В этой связи государственная власть не может не быть неполитической, поскольку политика – это искусство управления государством, участие в делах государства.1 Именно поэтому нельзя не согласиться с мнением профессора Байтина Михаила Иосифовича о том, что «термины «политическая власть» и «государственная власть», равно как и раскрывающие их определения, – синонимы. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, т.е. такая, которая исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии».2

Разумеется, наряду с политической (государственной) властью существуют и иные виды социальной власти: власть родителей, власть религиозных организаций, власть общественных организаций, власть партий, власть организованных преступных групп и т.д. При всей разнородности и неоднозначности этих терминов можно отметить одно объединяющее их свойство – все они отражают отношения, в которых воля и действия одних превалирует над волей и действиями других в силу разных причин: убеждения, авторитета, верований, физической силы, страха. Но все эти виды социальной власти не являются политической властью, поскольку они представляют собой разновидности корпоративной1 власти. Однако это отнюдь не означает, что идеология тех либо иных социальных групп не может оказывать влияние на сознание и поведение определенной части общества в большей или меньшей степени. Например, идеология партийных, религиозных организаций или преступных сообществ. Вместе с тем необходимо учитывать, что корпоративная власть, во-первых, по природе своей не может оказывать воздействие именно на все общество, население, находящиеся на территории государства и, во-вторых, не обладает такими возможностями влияния на общество, какими обладает государство. В истории человечества было немало примеров, когда те либо иные религиозные, партийные или преступные организации стремились захватить и захватывали именно государственную власть. Их интерес очевиден – получить доступ к политическим (государственным) ресурсам воздействия на общество и управления им с целью «хорошей» жизни.

 

Такими ресурсами воздействия являются:

1) силовые ресурсы (армия, полиция, службы безопасности, суды, пенитенциарные учреждения и принадлежащие им специальные средства, техника и вооружение);

2) экономические ресурсы (налоги, золотовалютные запасы, деньги, банки и иное движимое и недвижимое имущество);

3) природные ресурсы (земля, недра, воды);

4) транспортные ресурсы (железные дороги и железнодорожный транспорт, аэропорты и воздушные судна, автодороги и автомобильный транспорт, водные сообщения и водный транспорт);

5) информационные ресурсы (средства массовой информации, почта, технические и электронные средства связи и др.);

Юридические ресурсы (законы и подзаконные акты, контроль за их выполнением, распределение прав и обязанностей, применение норм права, установление юридической ответственности и привлечение к ней правонарушителей и др.).

Политическая (государственная) власть основывается на идеологии, на системе политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.1

По мнению авторов политологического словаря, «именно идеология указывает политике (государственной власти – добавл. М.П.) систему идеалов и ценностей, к которой та должна стремиться (процесс идеализации, т.е. выбора целей, ориентация этого выбора). Поэтому и возникает консервативная либо либеральная, прогрессивная либо реакционная политика».2

Все многообразие идеологий, которое определяет сущность государственной власти, можно условно свести к двум видам:

1) демократическая, правовая идеология, базирующаяся и de jure и de facto на признании силы авторитета, верховенства права, закона;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-08-01; просмотров: 335; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 100.26.35.111 (0.036 с.)