ТОП 10:

VII. Секс Секс Секс и 666. Алистер Кроули: Адепт пути левой руки?



 

Тайна тайн — Кроули вступает в О.Т.О.

Следующее звено в современной сексуально-магической традиции, обозначенное Ройссом, окуталось вуалью легенд с подачи одного из многочисленных и живучих оккультных мифов. Он заключается в следующем.

Считается, что в 1912 году разъяренному Теодору Ройссу пришлось нанести визит в квартиру на Виктория-стрит, где обитал тридцатисемилетний англичанин, увлекавшийся сочинением любительских стихов, альпинизмом и магией. То был не просто визит: Ройсс прибыл по официальному поручению Ордена. Едва получив приглашение войти, Ройсс с ходу обвинил хозяина в том, что тот осмелился раскрыть в одной из своих книг самый главный секрет О.Т.О., сексуальную тайну IX°. Англичанин, некто Алистер Кроули, поспешил проинформировать гостя, что это невозможно — он даже не имел представления о существовании тайны IX° О.Т.О. Чтобы проверить истинность его слов, Ройсс внимательно осмотрел библиотеку Кроули и выудил один из томов, принадлежавших озадаченному хозяину — «Книгу обманов» (В русском переводе также бытует как «Книга лжей».) , таинственный сборник магических загадок, головоломок и каламбуров, пожалуй, даже превосходящих по сложности прочее его творчество. И там, на странице, озаглавленной «Звездный сапфир», Ройсс ткнул разоблачающим перстом в оскорбительную строку: «Пусть он причастится от Таинства, и пусть воспримет его в себя».

Несомненно, пояснил Ройсс, Кроули вел речь о центральном инициатическом misterium О.Т.О.: ритуальном поедании спермы как квинтэссенции Гностического Логоса. Конечно, едва ли у обычного читателя, неискушенного в малоизвестных туманных тонкостях вольнодумной гностической ереси, возникнет подозрение о таком смысле подобной фразы. Также маловероятно, чтобы сложная для понимания книга Кроули попала в руки излишне большого количества читателей. Тем не менее, Ройсс велел Кроули не распространять главный секрет ордена, якобы ключ ко всей магии. Кроули торжественно обещал никогда не разглашать его профанам. Ройсс добился цели своего визита, и два адепта обсудили мистику эротической инициации, как они ее понимали. Ройсс, сообразив, что независимо предпринятые Кроули исследования сексуальной магии, ввели его в курс учения Ордена, предложил тому возглавить (тогда не имевший членов) О.Т.О. в Британии. Всегда любивший пышные названия, псевдо-масонскую помпезность и церемонность, Кроули дал согласие взвалить на себя тяжкое бремя предложенной ему ответственности.

По крайней мере, такова история — более или менее — изложенная сначала Алистером Кроули, а затем, в изрядно приукрашенном виде, его последователями. Хотя, может быть, и есть крупица истины в этой многократно пересказанной истории, но, по крайней мере, одна деталь противоречит реальности: на момент той знаменательной встречи магических умов «Книга обманов» еще не была напечатана — издали ее лишь через год. То есть, на какие бы секреты спермофагии не намекали ее страницы, они были уже известны Кроули, который к тому времени занял пост главы британского Ордена.

Впоследствии Кроули утверждал, что встреча с Ройссом подтвердила его догадки о том, что «за фривольностями и шуточками франкмасонства лежит, на самом деле, секрет невыразимый и чудесный, дающий власть над силами природы, он не только способен сделать людей братьями, он способен сделать их богами».

Этим секретом, ясное дело, была сексуальная магия — практика, которая не всегда делает людей «братьями», однако, по крайней мере, благодаря ей они становятся весьма дружелюбными друг к другу. Хотя сегодня имя Алистера Кроули практически неотделимо от самой идеи сексуальной магии, нельзя забывать, что при его жизни, несмотря на все его сознательно бросаемые вызовы общественной морали, он, как ни странно, почти не распространялся о своих занятиях эротической магией и инициацией. Возможно, Кроули никогда не давал Теодору Ройссу своей легендарной торжественной клятвы охранять сексуальные тайны О.Т.О. от нечистых рук широкой публики. Но в объемистой массе текстов, написанных Кроули для общественного потребления, он предлагает своим читателям лишь несколько зашифрованных ключей, как правило, в виде символических эвфемизмов. Его более прямые сексуально-магические инструкции и ритуалы достались лишь тем немногим из его учеников, кто формально состоял в его сомнительной вариации О.Т.О.

Мимолетные выступления Кроули в судебных баталиях и отчеты желтой прессы о его деятельности запустили немало слухов и сплетен о его печально известных сексуальных привычках. Однако что-то конкретное о них стало известно лишь после его смерти. Сначала источником служили более чем необъективные биографии, затем были опубликованы его многочисленные магические дневники, самыми ценными из которых являются «Магические дневники Алистера Кроули» и «Магический архив Зверя 666», изданные для широкого читателя лишь в 1970-е годы. Анализируя реальные практики Кроули, мы будем, в основном, обращаться к его собственным, не подвергшимся цензуре словам его же магических дневников. Что бы там кто ни думал о Кроули как о человеке и маге, все его дневники содержат бесценные для всякого, кто изучает сексуальную магию, описания некоторых проблем эротической инициации в контексте современного Запада.

Почему-то нам кажется, что анализ наследия Кроули более уместно начать с непонятной легенды о нем, нежели с установленных фактов. Ибо всякая попытка — скажем так — добраться до сути Великого Зверя это, прежде всего, необходимость разглядеть за пышно-безвкусной завесой посмертной легенды о нем того смертного, что скрывается за этой легендой.

Каковы бы ни были реальные обстоятельства первой встречи Ройсса с Кроули, первый действительно пригласили английского мага в Берлин, где со всеми положенными церемониями сделал его «Святейшим, Блистательнейшим, В Высшей степени Просвещенным и Могущественнейшим Бафометом, Х., Rex Summus Sanctissimus 33°, 90°, 96°, Верховным Гроссмейстером Соединенных Штатов Америки, Гроссмейстером и Верховным и Священным Королем Ирландии, Айоны и всей Британии, находящихся в Святилище Гнозиза, National-Grossmeister ad vitam der M.:M.:M:.» Имя Бафомет было избрано Кроули в честь андрогинного кумира средневековых тамплиеров, преемниками которых объявил себя О.Т.О.

Если Брат Мерлин (Ройсс) рассчитывал, что его вновь обращенный собрат по ложе Бафомет займет в Ордене место его услужливого подчиненного, то он был не первым, кто недооценил амбиции Алистера Кроули. Джин Овертон Фуллер писал о Кроули: «Он из тех, кто использует людей в качестве лестницы; неблагодарность была его отличительной чертой». Кроули, далеко не желавший играть вторую скрипку в крохотном ройссовским О.Т.О., уже начал представлять себя в роли пророка — если не воплощения — Телемы, новой религии, которая, по его словам, будет править жизнью человечества в течение грядущих двух тысячелетий. С этой целью он быстро переориентировал свое подразделение с первоначальной философии Ройсса на продвижение собственной религии, Телемы. В 1921 году, Ройсс, раздосадованный попытками Кроули ввести Телемское учение в Орден, выдворил этого англичанина из О.Т.О. Однако же, после смерти Ройсса в 1923 году, Кроули вспомнил о маскараде насчет Внешнего Главы О.Т.О. и разыгрывал его до конца дней своих. Результатом стало то, что настоящее О.Т.О. — в его первоначальном обличье — основанное Ройссом, затмили кроулианские выдумки; и связанные с этим заблуждения живы и по сей день.

 

 

Священное Кроулианство

Хотя мы собираемся сосредоточить здесь свое внимание на сексуально-магической теории и практике Кроули, данный важнейший аспект его учения следует понимать как часть сложной религиозной системы. Прежде чем мы разберем самые ценные аспекты кроулианской эротической инициации, следует дать более широкую картину пророческой роли Кроули, которую он сам для себя избрал.

Событие, подтолкнувшее Кроули принять на себя мессианскую роль, произошло в 1904 году, когда он проводил в Каире свой медовый месяц. По словам Кроули, некое божество по имени Айвасс продиктовало ему документ, впоследствии получивший название «Книга закона» и заявленный главной священной книгой Телемы. (Джеральд Йорк, один из разочаровавшихся приверженцев, впоследствии обзывавших Кроули «лжепророком», издевательски переименовал Айвасса в «Eyewash» (Очковтирательство)). По воспоминаниям Кроули, Айвасс говорил с ним из-за левого плеча — для кое-кого эта подробность послужила поводом охарактеризовать «Книгу закона» как книгу темного, левого направления. Если взглянуть с не столь эзотерической точки зрения, то некоторые психиатры считают, что когда человек слышит голоса из-за левого плеча, это один из симптомов шизофрении — и хотя поведение Кроули можно интерпретировать как клиническое, периоды его всплесков и упадков свидетельствуют скорее в пользу диагноза «маниакально-депрессивный психоз».

Как ни толкуй «Книгу закона» — то ли как сообщение от божественного существа, то ли как выброс из сферы его бессознательного, — важно то, что его жена, злополучная Роза, предвидела ее появление. Как считается, она впала в легкий транс и объявила своему мужу, что Бог хочет передать ему послание, указав предстоящее время и место этого происшествия. Многие из видений, прорицаний и астральных посланий, имевших столь большое значение в магической практике Кроули, на самом деле, сообщались ему его любовницами, именно они всегда играли роль его посредниц в общении с «астральным». В большинстве случаев такие видения были следствием злоупотребления алкоголем, эфиром, опиумом и совокуплением, после которого утомленные его спутницы впадали в посткоитальный транс, каковой Кроули называл «эротико-коматозным ясновидением».

В этом измененном состоянии сознания любовница Кроули становилась его «skryer», что на староанглийском означает «медиум» или «провидец». В этом смысле, на Кроули первостепенное влияние оказывали специфичные особенности Женского Демонизма — своими проводниками в демоническое царство он весьма последовательно избирал заряженных эротической энергией женщин. При этом он отказывался верить, что женщина-маг способна быть чем-то большим, нежели бездумным и пустым механизмом, радиоприемником из плоти, улавливающим из сверхчувственного мира бродячие сигналы. Для Кроули Женщина являлась лишь желанным животным, чья природная предрасположенность к визионерскому опыту в состоянии эротического возбуждения делает ее ценным вьючным животным для его набегов в высшие планы сознания. Но он резко отказывал женщине в почетном звании шакти пути левой руки; однажды он выразил свое пренебрежение ко всем женщинам, написав, что «у Нее нет индивидуальности». Сексуальный маг темной волны, изучая полезные методики в наследии Кроули, должен всегда при этом помнить его горячее презрение к женской половине человечества.

Кроули утверждал, что Айвасс является одним из «Тайных Глав» или «Неизвестных Правителей», якобы царящих над нашей планетой; это напоминает концепцию махатм, получившую популярность на Западе благодаря теософским учениям, или бодхисаттв буддийского пути левой руки. Пожалуй, самым определенным постулатом относительно этих сущностей является следующее замечание Кроули: «наблюдение Вселенной убеждает меня в существовании сущностей, обладающих разумом и силой, превосходящих все, что мы можем обнаружить в человеке; что они не обязательно имеют мозговую или нервную структуру, аналогичные известным нам; и что один-единственный шанс для человечества как единого организма продвинуться в своем развитии — это вступление людей в контакт с этими сущностями». Для кроулианцев и, вероятно, для самого Кроули «Книга закона» есть свидетельство подобного контакта между человеком и этим высшим разумом. Через послание Айвасса Кроули объявил себя провозвестником Эона Гора, долгожданной новой эры, которая уничтожит религии прошлого. (Эоническая концепция, основанная на неправильно понятой Кроули гностической идее Эона, с которой его познакомила маг и актриса Флоренс Фарр, указывает на то, как глубоко гностицизм повлиял на философию Телемы.)

Приобщенный, таким образом, к священной категории Мирового Учителя, Кроули стал позиционировать себя в качестве религиозного деятеля уровня Христа, Лао-Цзы, Будды и Мухаммеда — самого молодого персонажа в ряду мудрецов, несущих бремя духовного руководства нашей планетой. Мессианские цели Кроули, направленные на «всех», а не только на героев, готовых порвать с узами массового сознания, противоречат элитарному и индивидуальному подходу к инициации в пути левой руки. Однако, не вызывает сомнений то, что подобное ощущение собственной избранности созвучно задаче самообожествления в темной волне.

Подобно тому, как Будда Гаутама Сиддхартха «сконцентрировал» свое учение в Слове Анатта, а Иисус возвестил об Агапе (Любви), Кроули провозгласил Телему — по-гречески это значит «Воля». В 1915 году Кроули объявил себя Волхвом Телемы в инициатическом ритуале, сопровождавшемся распятием жабы, символизировавшей Иисуса. Ассоциируя себя с апокалипсическим чудовищем, предсказанным в «Откровении», он принял имя To Mega Therion 666 (Великий Зверь 666). Вместе с этим он посвятил себя, ни много, ни мало, следующей задаче: «привести в движение оккультные силы, в результате которых произойдет всеобщее просветление к 2000 году». Кроулианский закон человеческого поведения, повторяемый его последователями с пугающей частотой таков: «Твори, что ты желаешь, да будет то законом». На практике Закон Телемы предлагает всякому, кто его принимает, искать одну-единственную вещь, которую ему предписано осуществить в данном воплощении и исполнить Волю, невзирая на любое внешнее противодействие — быть тем, кем ты на самом деле являешься. Постижение, приятие и совершенное владение личными сексуальными желаниями составляет важную часть этого поиска. Как мы уже отмечали, другая популярная сентенция Кроули — «Любовь — Закон, Любовь Подчиняется Воле» — подозрительно напоминает высказывание его сексуально-магического предшественника П. Б. Рэндольфа: «Воля правит Всесильно; Любовь лежит в Основании»; также очевидно, что кроулианская Телема со своим законом «Твори, что ты желаешь» была позаимствована из одного более раннего источника.

В бурлескном романе «Гаргантюа и Пантагрюэль», написанном Франсуа Рабле в 1542 году, мы находим Телемскую обитель, где телемиты-вольнодумцы живут разгульной жизнью под девизом Fay Ce Que Vouldra — Твори, Что Ты Желаешь. В восемнадцатом веке общество сэра Френсиса Дэшвуда «Клуб Адский Огонь», где собирались для оргий аристократы, украсило этим девизом из книги Рабле вход в свое шутовское аббатство в Медменхэме. (В 1920-е годы Кроули основал свое малобюджетное Телемское Аббатство на одной сицилийской ферме.) То есть, кроулианскую религию Телемы с ее философией «Твори, Что Ты Желаешь» следует признать, по меньшей мере, перелицовкой прошлого. Тем, кто указывал на эти более ранние вариации ключевых телемских концепций, Кроули нахально сообщал, что на самом деле Рабле являлся Тайным Адептом, предвидевшим приход Кроулианства. Отстаивая правдивость этого пророчества, Кроули канонизировал Рабле, признав его телемским святым. Он, подобно многим другим основателям религий, перекраивал подчас неудобные исторические факты в соответствии с нуждами своей поднимающей голову веры.

Телемское предписание «твори, что ты желаешь» сравнимо с уровнем инициации в тантрическом пути левой руки, называемом Свекчакайа. Считается, что адепт Свекчакайи в буквальном смысле живет принципом «делай, что хочешь». Посвященные этого уровня преодолели все дуализмы пашу. Свекчакайа свободен поступать сообразно своим желаниям, поскольку вышел за пределы всех ограничений, которыми связаны непосвященные. Кроулианская Воля, как тантрическая Свекчакайа, — это не право на анархию, насилие или убийство, как думают некоторые. По крайней мере, в теории, посвященный Телемы или Вама Марги обладает правом действовать по своей воле, а не подчиняться законам, которые диктует общество и религия, ибо его ведет сознание божественного уровня. Сумел ли Кроули выполнять свою Волю с такой степенью безнаказанности — вопрос открытый. Очевидно все же, что сам он в этом не сомневался.

Вскоре после наделения себя титулом Ипсиссимус (Ipsissimus: в западной магической традиции эта степень инициации приблизительно соответствует Дивье в восточном пути левой руки) Кроули составил откровенный инициатический автопортрет. Сочетание безжалостно честного самоанализа и временами возникающих вспышек мегаломании очень характерно для кроулианского подхода к раскрытию любимой темы:

 

 

«Сам я по природе робок, однако я раскрыл себя для всех болезней, случайностей и жестокостей; я брезглив и изыскан, но я заставил себя наслаждаться грязным и отвратительным развратом, поеданием человеческих экскрементов и человеческой плоти. Сейчас я испытываю силу наркотиков, дабы искусить судьбу и отвратить свое тело от его обязанностей. Еще я моральный и умственный слабак, подготовка моя в детстве была столь ужасна, что вся моя воля собирается в комок от ненависти к любому самообладанию; годы моей юности, прошедшие без всякого обучения, оставили ум мой и животную душу в состоянии распаленного слона, вырвавшегося на волю. И все же я овладел всеми формами своего сознания и создал себе моральные принципы, суровее которых в этом мире нет, при помощи абсолютной свободы от всех норм поведения».

 

 

Преодоление внутренних и внешних ограничений, переделывание себя через грех и извращение, интеграцию и принятие пугающих аспектов майи — каждый из этих кроулианских методов сразу покажется знакомым тем, кто занят практикой более радикального направления пути левой руки, например, агхори. Можно сопоставить то, как индийские капалики левой руки сознательно покрывали себя позором в глазах добропорядочного браминского сообщества и то, как Кроули провоцировал общепринятые нормы своей эпохи, и назвать это чистым выражением наиболее важных методов темной волны.

Богатый, респектабельный, получивший образование в Оксфорде отпрыск семьи ярых католиков превратился в «Самого Гнусного Человека на Земле», нищего наркомана. Его выдворили из нескольких стран, а международная пресса назвала его самым отвратительным из извращенцев — возможно, в этот состоял самый успешный магический акт Алистера Кроули. Таким образом, переродившись в «Скитальца по Пустошам» *(есть еще вариант — «Скитальца по Помойкам»), как он определял сам себя, Кроули не мог более вернуться в благовоспитанное британское общество, взрастившее его, как и тантрист, нарушивший индуистские табу, касающиеся секса, пищи и смерти, не мог вернуться на предписанное ему (ей) место в кастовой системе. Но, однажды порвав с обычаем и социальной средой, адепт должен предпринять следующий шаг — переродить себя в суверенную сущность.

Выше мы приводили замечание Филиппа Роусона о том, что самый радикальный адепт Вама Марги заставляет «себя совершать действия, которые уничтожают до основания его социальный статус и самоуважение». Выбирая инициатическое направление, он с радостью принимает на себя роль «постыдного изгоя» в качестве необходимой прелюдии к божественному бытию. Кроули, несмотря на свой адекватный, на первый взгляд, акцент на сексуальной магии, нарушает базовые принципы пути левой руки в ряде ключевых пунктов. Однако при этом в искусстве обратного действия, сознательном противодействии сущности собственной личности и общества ради достижения крайней степени индивидуальности и самообожествления, Кроули, «постыдный изгой» по любым меркам, парадоксальным образом, исполняя некую волю, подходит к темной волне очень близко.

При всем при этом должно подчеркнуть, что будущий адепт пути левой руки двадцатого века не достигнет абсолютно ничего, если станет просто предаваться изученным Кроули излишествам, как это бездумно проделывали и проделывают его последователи. Кроули имел свою собственную жизненную программу, которую ему надо было преодолевать, точно также у вас, несомненно, имеется своя. В 1920 очень немногие из образованных англичан изучали те темные углы своей психики, к которым тянулся Кроули. Однако с 1967 года, когда фотография Кроули появилась на обложке битловского альбома «Sgt. Pepper’s Lonely Hearts Club Band», он резко получил статус поп-звезды спустя двадцать лет после смерти, и большинству современных магов следует, пожалуй, отвернуться от образа Кроули, ставшего в оккультной культуре вездесущим, вместо того, чтобы подражать ему.

Хотя закон «Твори, Что Ты Желаешь» придумал не Кроули, нельзя отрицать, что пропагандировал он его очень и очень серьезно. С открытием Истинной Воли, которую Кроули назвал главной целью всякого человеческого воплощения, ассоциируется следующая его сентенция — «Каждый Мужчина и каждая Женщина — это Звезда». В соответствии с Телемской доктриной, каждый достигший самореализации человек (вне зависимости от пола) должен следовать своим курсом во вселенском порядке, подобно тому, как всякая звезда существует отдельно от других звезд. Здесь мы видим один из многих следов влияния гностицизма на философию Кроули. Гностики придерживались аналогичного мнения, что искра божественности, заключенная в человеческом теле некогда была атомом небесного света, а через гнозис Софии, полагали они, мужчины и женщины сумеют возвратиться к своему изначальному существованию в виде бесплотных звезд.

Помимо громких притязаний в религиозной сфере, Кроули делал далеко идущие заявления по поводу своего места в литературе, среди поэтов сравнивая себя с Шекспиром, и вдобавок возводил себя в величайшие альпинисты своего времени. Невзирая на помпезность его амбиций, исподволь возникает подозрение, что многое из хвастовства Кроули вполне могло быть одной сложной «практической шуткой», его насмешкой, которая не обходила стороной даже самых преданных из его последователей. Если Кроули являлся, как мы склонны полагать, не более чем обычным эрудитом и подчас довольно талантливым аферистом, которому нравилось напускать на себя вид святого гуру, он, по крайней мере, иногда, честно заявлял о своих истинных мотивациях. В той же самой «Книге обманов», где якобы раскрыт сексуально-магический секрет, который хранил О.Т.О., Зверь дает самую недвусмысленную иллюстрацию своего метода:

 

 

— Открой нам Свою Великую Тайну, о Мастер! — вопят мои [очередные] придурки.

Но ожесточены сердца их, размягчены их умы; поэтому я открыл им лишь Магику.

И… вот опять:

— Открой нам по правде Свою Великую Тайну, о Мастер!

Как стать невидимым? И как привораживать? И, главное! Как добыть золото?

— Сколько же золота готовы вы дать мне, чтобы узнать Тайну Неисчерпаемого Богатства?

И сказал тогда Первый и Глупейший из них:

— Мастер, я не богат; но я собрал ради этого сто тысяч фунтов — возьми их!

И снизошёл я до [приношения] его, и прошептал ему на ухо вот такую тайну:

ДУРАКОВ-ТО НЕ СЕЮТ, НЕ ЖНУТ: САМИ РОДЯТСЯ. (Перевод Е. Колесова.)

 

 

Многие авторы уже написали доскональные работы о жизни и магических учениях Кроули, рассматривая его личность с самых крайних позиций, начиная от благочестивого поклонения истинно верующего и заканчивая злобной клеветой желтого журналиста. Для самого Кроули подобные суждения, вероятно, не значили ничего. Подобно Оскару Уайльду он, судя по всему, жил по принципу «единственное, что хуже, чем когда о вас говорят, это когда о вас не говорят». В нашем аналитическом очерке о его персоне будут излишни спекуляции, был ли Великий Зверь святым или демоном, визионером или сумасшедшим. Мы уже установили, что, по стандартам непосвященных пашу, адепт пути левой руки вполне может показаться ненормальным или монструозным. И, как верно указал сам Кроули, истинная инициация «несопоставима с буржуазной моралью». Судить его, исходя из норм, которые он отринул еще в начале своей карьеры, будет бессмысленным. Вместо того чтобы морочить себе голову возможными этическими вопросами касательно излишеств, которым предавался Кроули, мы сузим свою задачу до определения места собственно его сексуально-магических практик в контексте традиции пути левой руки, и постараемся выяснить, как, в конечном счете, Кроули был связан с темной волной.

 

 

Кроули и Вама Марга

Многие сегодняшние кроулианцы называют учение своего мастера «Западной Тантрой». Даже некоторые крупные знатоки Тантры, такие как, например, австралиец Джон Мамфорд, пытались поставить сексуальную магику Кроули в один ряд с Вама Маргой. Некоторые приверженцы разнообразных О.Т.О., расплодившихся после смерти Кроули, которые принимают на веру ройссовские басни по поводу того, что Карл Кельнер проходил на Востоке инициацию пути левой руки, естественно, склонны считать Кроули продолжателем этой тантрической традиции. И действительно, кое-кто из кроулианцев утверждает, что Кроули принимал участие в ритуалах Вама Марги у своего гуру в Мадрасе, некого Субхаппати Свами. Однако, исходя из отсутствия собственно тантрических концепций в этом учении, мы подозреваем, что эта претензия не имеет под собой оснований, равно как и более ранняя легенда, выдуманная Ройссом, о том, что Кельнер обладал знаниями о пути левой руки.

Плодовитый противоречивый британский автор-телемит Кеннет Грант, лидер Тифонианского О.Т.О., особенно старался увязать кроулианское Течение 93 с восточным путем левой руки. С его подачи, — а к его текстам мы еще обратимся, — идея о том, что Кроули был последователем темного пути, получила довольно широкое распространение. К примеру, в своей книге «Король Страны Теней» Грант и его постоянный коллега Джон Саймондс несколько произвольно интерпретируют фразу «Отменены все ритуалы, все испытания, все слова и знамения» из «Книги Закона» (Цитаты из «Книги Закона» даны в переводе А. Чернова.) . Они понимают это в том смысле, что по убеждению Кроули, ему следовало отменить «церемониальную магию в том виде, как она преподавалась в «Золотой Заре», и заняться сексуальной магией, которой обучают Вамачари, или последователи пути левой руки (поскольку они почитают женщин, которые несут в себе лунное или левое начало)». Но сексуальная магия Кроули имеет мало общего с философией кого-либо из последователей левого пути из уже нам известных. На самом деле она представляет собой соединение ройссианского спермо-гнозиса, оргазменной молитвы и Волансии Рэндольфа, Каббалы в том виде, в каком она изучалась в «Золотой Заре» — все это было сплавлено с изобретенной Кроули религией Телемы.

Другой поэтический изыск из «Книги Закона» — «расправьте крылья и пробудите свернувшееся кольцами величие внутри вас; придите ко мне!» — истолковывался как отсылка к пробуждению кундалини. И все же такого рода интерпретации, очень схожие в своей субъективности с индивидуальным и произвольным прочтением библейских высказываний, как то практикуется в христианских сектах, не находят подтверждения в текстах самого Кроули. Несмотря на подобные высокохудожественные экзегезы, в работах Кроули, за исключением нескольких туманных отсылок к тантрическим концепциям, встречающихся то там, то сям, мы не находим никаких признаков, которые свидетельствовали бы в пользу его уверенной работы с инициацией пути левой руки.

Одна из центральных магических практик Кроули заключалась в поглощении собственной спермы, разбавленной женскими секрециями (иногда менструальной кровью) из вагины партнерши. Ряд индийских тантрических систем называют поедание семени с менструальной кровью актом, дарующим «все, что желает человек», а многие тексты тибетской Ваджраяны предписывают адепту-мужчине «лизать лотос [вагину]» после совокупления, дабы обрести определенные магические способности. В подробно изложенных письменных работах Кроули ничего не говорит о том, что с тантрическими практиками левого пути он знакомился из первых рук; скорее вероятно то, что он узнал об этой практике, проштудировав книги Артура Авалона, прежде чем войти в спермофагическое О.Т.О. Теодора Ройсса.

Заслугой Кроули было то, что он стал одним из первых на Западе, кто принес в Европу методику йоги. Однако, ни одна из несложных йоговских техник, которым он обучал своих учеников, не принадлежит по природе своей к пути левой руки, несмотря на глубочайший интерес Кроули к сексуальной мистике. Хотя первые два года двадцатого века Кроули провел, путешествуя по Тибету, Цейлону, Непалу и северной Индии — крупнейшим центрам пути левой руки — он не оставил записей о своем знакомстве с тантрическими кругами во время этих поездок. По его словам, в ходе нескольких гималайских альпинистских экспедиций он побывал в храмах, которые раньше были закрыты для европейцев, но там ему, судя по всему, тайной доктрины сексуальной инициации не сообщили. Основное влияние на понимание Кроули принципов восточной инициации оказал его друг Аллан Беннетт, который отказался от западной герметической магии, избрав буддийский монастырь на Цейлоне, где принял имя Ананада Меттейя. Вероятно, благодаря буддизму Беннетт обрел такие способности, которые нельзя получить с помощью западной магии — Кроули утверждал, что его коллега овладел сиддхи левитации. Кроули, что для него нетипично, всегда признавал, что многим обязан Беннетту. Он называл его одним из немногих людей, у которых он чему-то научился. Но что бы там не узнал Кроули от Беннетта, это определенно не было плотской йогой пути левой руки — Беннетт был строго ортодоксальным буддийским монахом, строгим аскетом, отрицавшим всякое желание.

Сам Кроули довольно последовательно называл себя поборником пути правой руки, как он его понимал, и дистанцировался от пути левой руки в более чем недвусмысленных выражениях. Проблема в том, что насколько складывается впечатление, Кроули разграничивал эти два пути, основываясь на примитивном софизме плохого/хорошего Блаватской, влияние которой на его образ мыслей было большим, нежели он предполагал.

Так что, несмотря на то, что некоторые из последователей и учеников Кроули убежденно полагают его образцом адепта пути левой руки, а сам он категорически от такого звания открещивался, сегодня можно утверждать, что он стоял где-то посередине между двух дорог. Правда в том, что один ряд аспектов его магической практики, насколько мы можем судить о ней по его многочисленным книгам и дневникам, действительно соответствует критериям универсальной темной волны, которые мы вывели в первой главе; другие же упорно не поддаются подобному определению.

Талантливое описание этого типичного для Кроули противоречия в его характере, каковое, несомненно, кое-кто истолковал бы как признак гениальности, было предоставлено Джину Овертону Фуллеру баронессой Витторией Кремерс, некогда другом, а впоследствии недоброжелательницей Зверя: «Он не был Белым; Он не был Черным. Половинчатость — во всем, что касалось Кроули. У него хватило знаний, чтобы положить начало движению, которое он не сумел контролировать. Не мог зарядить его энергией, не мог управлять им, поэтому оно бесконечно топталось на одном месте. Это его доконало. Он был не магом, а маньяком». Но даже если здесь сделать скидку на субъективность личной враждебности, изучение жизни и деятельности Кроули говорит в пользу справедливости многих моментов оценки Кремерс. (Хотя по многочисленным свидетельствам, обладавший темпераментом сатира Кроули обычно не испытывал трудностей насчет «зарядить».)

 

 







Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 35.175.201.14 (0.015 с.)