Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Мария де Нагловская — сатанинская София

Поиск

Хотя сексуальная инициатрикс — называй она себя Шакти или София — играет центральную роль в эротическом пробуждении пути левой руки, лишь в двадцатом веке женщина смогла открыто заявить о себе как о сексуально-магическом учителе. Ее теория, которую она однозначно называет сатанинской, содержит в себе четкие параллели с оригинальным путем левой руки. Такой женщиной стала почти неизвестная в англо-саксонском мире уроженка России Мария де Нагловская (1883–1936), образовавшая в 30-е годы в Париже процветающую школу сатанической сексуальной магии. Как сексуально-магическое учение, не имевшее отношение к наследию О.Т.О. и кроулианским практикам, пользовавшимся известностью среди англо-говорящих магов, уникальный в своем роде подход к эротической инициации, разработанный этой выдающейся авантюристкой был незаслуженно проигнорирован.

Де Нагловская, происходившая из знатной семьи царского офицера, убитого анархистом-нигилистом, осиротела в раннем детстве. После получения образования она попала в богемную среду художников, писателей и оккультистов, многие из которых бежали из России после революционной волны 1905 года. Как и многие склонные к духовным практикам русские аристократки того времени, она была знакома с Распутиным, чье сексуально-мистическое наставничество, как можно догадаться, оказало влияние на ее собственную мессианскую религию. (В 1931 году Нагловская перевела на французский язык биографию этого «святого» человека, называвшуюся «Распутин» и написанную русским автором Симановичем.) В России издавна водилось множество активно выступавших славянских сатанинских сект и, вероятно, де Нагловская имела контакты с некоторыми из них. Это было прелюдией к основанию собственной дьявольской школы.

Осев после революции в Риме, она вошла в местное эзотерическое сообщество, и этот период ее жизни отмечен общением — как духовным, так и телесным — с магом-традиционалистом Юлиусом Эволой. Там же, в Италии, Нагловская познакомилась с загадочным русским учителем, выходцем с Кавказа, которого позднее она назвала главным вдохновителем своей сексуально-магической доктрины. Она зарабатывала себе на жизнь журналистикой, также ходили слухи о ее шпионской деятельности, что вполне соответствует традиции сомнительной жизни Ди, Ройсса, Гурджиева и Парсонса. В своих путешествиях она добиралась даже до Александрии (Египет), где связалась с местным отделением Теософского Общества. Невзирая на брак с убежденным сионистом, который впоследствии бросил ее с тремя детьми, Нагловская, по рассказам свидетелей, с энтузиазмом удовлетворяла свои немалые сексуальные аппетиты. Вопреки своей репутации habitué (Habitué (франц.) — завсегдатай.) и души международного оккультного движения той эпохи, она стала по-настоящему известна, лишь очутившись в Париже в период между двумя Мировыми войнами.

 

[Иллюстрация: Mon Caveau (Мой склеп). Клови Труи. Образ Парижа де Нагловской в 1930-е годы.]

 

Если предыдущие европейские сатанисты старались сохранять свою деятельность в тайне, то Нагловская приветствовала внимание к себе со стороны французской прессы, а также написала ряд книг и памфлетов, где подробно изложила свои наставления по поводу эротического просветления, достижимого с помощью дьявола. Интересно отметить, что, несмотря на откровенное и восторженное пристрастие к тому, что она назвала «невыразимым счастьем сатанинского наслаждения» в своей книге 1932 года «La Rite Sacré de l’Amour Magique» («Священный ритуал магической любви»), ей не удалось разжечь бурный и гневный скандал, в отличие от ее современника Кроули, которого британская пресса всего несколькими годами ранее сделала почти что неприкасаемым. И действительно, одна газета в статье о посвящении Нагловской в духовный сан женщин, имеющих опыт в сексуальной магии, в ее школе «La Flèche d’Or» («Золотая стрела»), совершенно добродушно называет это мероприятие «любопытным религиозным экспериментом». Нагловская не руководила тайным обществом, а довольно открыто проводила церемонии сатанинской сексуальной магии, где заинтересованную публику приглашали на инициацию в ее школу.

В своем храме, переделанном из гостиницы в фешенебельном парижском районе Монпарнас, она регулярно председательствовала на ритуале, который носил название «Золотая Месса», когда целых двадцать совокупляющихся пар образовывали «магическую цепь», схожую со сложными круговыми оргиями тантрической чакра-пуджи. Сексуальный поток, генерированный общей активизацией эротической энергии, нередко направлялся на магическое уничтожение врагов, но, в отличие от прочих сатанистов, де Нагловская также применяла групповые «дьявольские операции» для излечения заболевших членов ее кружка. Мысль о сексуальной магии, совершаемой во славу Люцифера, должна бы породить ассоциации с дикими, несдержанными оргиями, однако в реальности групповые сексуальные действия Нагловской представляли собой четко режиссированные и контролируемые церемонии. Медитативный танец, схожий с эвритмией и движениями, которым учил своих последователей Гурджиев, занимали большую часть Золотой Мессы и предшествовали сексуальной фазе Работы.

Настойчивое утверждение Нагловской, что ее инфернальную форму сексуально-мистической трансформации можно постичь лишь посредством совокупления с «должным образом обученной женщиной», иллюстрирует важное место Женского Демонизма в ее концепции. Можно предположить, что эта опытная женщина выполняла функцию шакти в предложенном Нагловской направлении темной волны. Сама Нагловская среди своих последователей была известная как «София Монпарнаса», по ассоциации с женским принципом гностиков, через который, по их теории, передается гнозис. Ее ассистенток называли Софиалиями, они считались авангардом «нового матриархата».

Нагловская говорила, что в грядущей утопии всех 17-летних девочек будут посвящать в специальных подготовительных учреждениях, превращая их в сексуально-магических Софиалий. Ее мысль состояла в том, что такое посвящение необходимо для восстановления равновесия между мужским полюсом и женским, из-за утраты которого, по ее теории, проистекало все мировое зло. Таким образом, сексуальная магия рассматривалась не только как средство личной инициатической трансформации пар, ее практикующих, но и как метод более масштабных социальных перемен. (Гипотеза Нагловской о том, что неудовлетворенное половое желание и дисбаланс полов является причиной социальных катастроф, в чем-то схожа с идеями психолога Вильгельма Райха, хотя он с негодованием отмел бы всякую мистическую или сатанинскую подоплеку.)

Изменяющей мир энергией, по мнению Нагловской, является «женская сила», которая, как она была убеждена, будет порождена новой, духовно и сексуально развитой женщиной, «la sagesse» — «мудрой женщиной». Нагловская описывает свой идеал сексуальной «инициатрикс», который совершенно далек от расхожего образа развратной сатанистки — это «чистая женщина… которая не потерпит извращенных вибраций». В этом смысле складывается впечатление, что на Нагловскую повлияло чтение ранних работ П. Б. Рэндольфа, где настойчиво повторяется, что сексуальную магию ни в коем случае нельзя совершать с «проституткой или дурной женщиной».

Нагловская не уставала подчеркивать, что Софиалии, среди которых, можно догадаться, она числила и себя, воплощают собой плотские врата к самообожествлению для своих партнеров-мужчин. Как и в традиционном учении Вама Марга, в культе Нагловской женщина занимает место обожествленной жрицы. Она сексуально сообщает потенциально опасную эзотерическую энергию мужчине, силу, ни противостоять, ни выдержать которую невозможно, кроме как имея героический характер. Для Нагловской конечным освобождением в результате такой сексуальной операции являлось не осознанное забвение своего «я» в нирване, к чему стремятся некоторые из адептов пути левой руки на Востоке. Напротив, ученик Нагловской шел по более радикальной дороге темной волны, оседлав тигра сексуального экстаза, дабы переродиться в «царственную особу», равного богам демона. Профанация сексуального акта обычно лишь сильнее привязывает пару к природе и морали. Здесь же он применяется с целью вознести дух на неприродный уровень бытия.

Сатанинская сексуально-магическая утопия Нагловской называлась Третьей Эпохой Троицы (Third Term of the Trinity — ТТТ, говорили ее ученики). По эонической терминологии, она считалась грядущей мировой эпохой, когда произойдут радикальные изменения духовной и сексуальной природы человечества, составив новый виток эволюционной трансформации. Верховная Жрица этой будущей эры учила своих последователей, что первыми двумя «Эпохами» были иудаизм, эра Отца, и Христианство, эра Сына. Как писала Нагловская, в наступающей Третьей Эпохе, которую она назвала эрой Матери, «секс [с мудрыми женщинами] даст великое знание о ЛЮЦИФЕРЕ и САТАНЕ, возродившихся». В концепции Нагловской, эта эра Матери рисовалась не темным веком рока, а эпохой духовности, управляемой «левой» шактической силой Женщины, а прежде порицавшиеся силы Сатаны/Люцифера можно сравнить с западным вариантом Кали-юги.

Определенно, самым противоречивым ритуалом в запутанной литургии Нагловской являлось Испытание Повешенного, в котором адепты-мужчины подвергались сексуальной стимуляции, потом высказавших добровольное желание вешали, и те теряли сознание в состояние контролируемой полу-асфиксии. Когда сексуальный маг-мужчина плавал в психической прострации, что у Нагловской называлось «воспарить над всеми соблазнами», одна из лично ею посвященных последовательниц садилась на член, эрегированный в результате вызванной у мужчины асфиксии. Затем петлю на его шее ослабляли и, возвращаясь к сознанию, он испытывал то, что в своей книге «Свет секса: ритуал сатанинской инициации» де Нагловская описывала как «взрывное проникновение в блистательную женщину в утонченный момент священного коитуса». (Так, дети! Не балуйтесь с этой штукой!)

По правилам данного ритуала мужчина не эякулировал, задерживая в себе собственное семя с теми же целями сохранения спиритуальной энергии, каким учат некоторые тантристы. Адепт, переживший такую процедуру, преображался, как говорила де Нагловская, в «утонченного безумца тайных доктрин… нового человека». Что это конкретно за тайные доктрины, она не уточняла; как ни печально, это очень характерно для подчас причудливого и нарочито туманного стиля де Нагловской.

Испытание Повешением представляется сакрализацией довольно распространенного сексуального фетиша аутоэротической асфиксии. Многие из мужчин-поклонников этой, подчас заканчивающейся фатально, практики мастурбируют в процессе самоповешения, рассчитывая довести до максимальной точки остроту оргиастического наслаждения, приурочив оразменную кульминацию к моменту измененного состояния сознания, которое предшествует собственно потере сознания. Испытание Повешением, как его проводили сатанисты де Нагловской, претворяло в жизнь сложную совокупность сексуально-магической инициации, цель которой составляло перерождение мага в «Мессию» — вариант эротического самообожествления, созвучный задачам пути левой руки. Часть магической теории, лежащей в основе Испытания Повешенного, Нагловская объяснила в 1934 году в брошюре «Таинство Повешения: сатанинская инициация в соответствии с доктриной Третьей Эпохи Троицы». Однако воспоминания ее учеников показывают, что истинный смысл своей сексуальной доктрины она сообщала лишь непосредственным слушателям.

По всем свидетельствам, Золотая Стрела по сути представляла собой культ, посвященный почитанию персоны де Нагловской, которая, будучи Верховной Жрицей Храма Третьей Эпохи Троицы, являлась единственным авторитетом в вопросах доктрины и ритуалов. В одной из клятв, приносимых ее посвященными мужчинами, которых посвящали в «рыцари Сердца», новообращенный обещал быть «адептом Марии де Нагловской» и «принять ее доктрину Третьей Эпохи Троицы». Ее рыцари произносили священную клятву, скрепляя ее глотком из дароносицы, поставленной на лобок Верховной Жрицы, со словами: «Я буду постигать со своими спутниками эротический акт инициации, что преобразит мое сердце в свет, открывая мне ЛЮЦИФЕРА в сатанинских сумерках».

Довольно двусмысленное понимание Нагловской Сатаны заставляет вспомнить некоторые гностические ереси, учившие, что Люцифер или Самаэль — не такие уж злые сущности, а важнейшие силы-помощники; вместе с Христом и Софией они несут гнозис. В ходе одного из своих ритуалов де Нагловская говорила, что новая эпоха духа, заря которой, как она думала, приближается, «САТАНА (отрицание) в одну секунду воссоединится с БОГОМ… негативное действие САТАНЫ абсолютно необходимо БОГУ». Теология Нагловской, с ее воссоединением Бога и Сатаны, помимо прочего, звучит прообразом учения Роберта и Мэри ДеГримстонов, возглавлявших в 1960-е годы Церковь Страшного Суда Процесс, где постулировалось, что «Душа и Тело могут быть воссоединены Духом союза Христа и Сатаны внутри Бытия».

В конце 1935 года 52-летняя Нагловская поразила своих приверженцев, сообщив, что ее миссия на земле окончена. В храме была проведена трогательная прощальная церемония. Своим самым близким последователям она объявила дальнейшее направление развития своей туманной доктрины, убеждая их продолжать подготовку к наступлению Третьей Эпохи Троицы. В следующем году она скончалась в Швейцарии, уход ее был интерпретирован самыми легковерными ее последователей как знак того, что их Верховная Жрица обладала даром предвидения; прочие высказывали мнение, что ей поставили диагноз неизлечимой болезни. Хотя некоторые адепты учения Нагловской временами пытались возобновить проведение оргиастических церемоний и актов сексуального возрождения с Софиалиями, но подобно многим культам личности, Золотая Стрела не сумела пережить свою харизматическую основательницу. Уважение к ней было столь глубоко, что ни одна из обученных ею женщин не была готова принять на себя руководство «Fleche D’or», что не способствовало приближению эры нового матриархата. Приемником храма стал недолго просуществовавший кружок «Christ-Roi» (Христос-Царь), продолживший практику Испытания Повешением и претендовавший на то, что находится под духовным руководством Нагловской, обращающейся к ним из потустороннего мира, однако и он вскоре распался.

Предложенная Нагловской сексуально-магическая методика экзальтации люциферианских принципов в целом не оказала влияния в магических кругах. Лишь немногие из нынешних сатанинских группировок избрали ее направление, используя секс в спиритуальных целях, а испытание Повешением было взято на вооружение одним современным Орденом западного пути левой руки в 1980-е годы. Ее усложненная философия религиозного утопизма, основанная на акцентировании роли «мудрой женщины», пожалуй, страдает излишним догматизмом, чтобы легко адаптироваться в других магических мировоззренческих системах, а многочисленные ее книги и памфлеты мало кто читал за пределами Франции 30-х годов. Представляется, что самый большой эффект сексуальная магия Нагловской произвела на многочисленных литературных деятелей и интеллектуалов, бывших учениками и любовниками этой яркой женщины в Риме и Париже. А точнее, трое из мужчин, соприкоснувшихся с гнозисом Сатанинской Софии, продолжили исследование неизученных сфер эротической мистики, напрямую затрагивающих живую струну темной волны.

 

[Иллюстрация: Ханс Беллмер. Иллюстрация к «Истории глаза» Батая.]

 

 

Кружок Нагловской

Одним из любопытствующих, которого привлекли Золотые Мессы «Fleche D’or», оказался французский писатель Жорж Батай (1897–1962), чьи замечательные художественные и философские произведения направляли к священной порнографии, о которой мы упоминали во введении к нашей книге. Нагловская, с ее довольно рассудочным подходом к сатанинскому сексу и желанием избегать «извращенных вибраций», не одобрила бы, пожалуй, избранное Батаем направление. В своей насыщенной развратными сценами новелле «История глаза» (1928), которая местами граничит с тематикой традиционного сатанизма, утративший святость католический священник проходит инициацию пути левой руки в тайны эроса, смерти и трансгрессии сакрального. Ритуально изнасилованный, вынужденный совершить кощунство над евхаристической облаткой и вином, которое есть кровь Иисуса, священник у Батая, в конце концов, подвергается некрофильским надругательствам нечестивой троицы распутных подростков.

В 1937 году, понаблюдав за Золотой Стрелой Нагловской, Батай сформировал собственное маленькое тайное магическое общество, известное под названием Acéphale, в честь придуманного им искусственного бога Ацефала ((греч.) — «безголовый»). Хотя Батай утверждал, что учит «а-теологической» (не имеющей бога) религии, интересно заметить, что слово Acéphale, название батаевской группы, перекликается с известным греко-египетским герметическим текстом, ставшим популярным стараниями Золотой Зари и Кроули, где магу предлагают читать следующее заклинание: «Я призываю тебя, о Акефалу [безглавый]». Мотив безголовости для Батая также означал архаичность его кружка, отсутствие постоянного лидера, экспериментальную попытку ухода от иерархической структуры, подавляющей свободу и спонтанность в столь многих магических сообществах. Один из планов «Ацефала», которому было не суждено претвориться в жизнь, состоял в том, чтобы вдохновить каждого из его девяти посвященных на добровольное принесение себя в жертву. Они ставили себе целью «безграничную страсть», однако энергия, питавшая динамику исследований этой группы, оказалась недолговечной.

В 1938 году Батай направил свои поиски внутрь себя, предпринимая то, что он обозначал как «внутренние эксперименты», основанные на занятиях Тантрой, йогой и тибетской мистикой. Он писал, что «тантристы используют сексуальное наслаждение не для забвения себя, но как своего рода трамплин», он с энтузиазмом называл эту практику «черной магией [которая] продолжает такую традицию до сегодняшнего дня». Через свои связанные с Тантрой опыты он пришел к осознанию, которое описывал как «единство этих совершенных полярностей, божественного экстаза и его противоположности, крайнего ужаса». Здесь мы имеем дело с мистическим катарсисом, который нашел бы отклик у агхори на кремационных площадках Индии.

В своем эссе «Эротизм» Батай пишет, что «эротизм открывает человека для смерти, смерть открывает отрицание индивидуального бессмертия». Такое осознание инициатической потенции «маленькой смерти» оргазма можно уподобить ритуальному сближению в Вама Марге страшного и сексуального. В книгах Батая мы часто видим его одержимость тематикой, которую мы затрагивали, объясняя самые экстремальные пределы восточного пути левой руки. Он живо интересовался этимологией слова «сакральный» или sacer (лат.), что означает одновременно «проклятый» и «священный»; значимость трансгрессии и нарушения табу в его текстах повторяет акты сознательного переворачивания в ритуалах Вама Марги. Подобно адепту пути левой руки Батай стремился достигнуть мистических уровней сознания, названных им «состояниями суверенности», через погружения в запретное и отвергаемое. «Я учу, — заявлял Батай, — опьянению: я не философ, а святой, возможно, безумец». Это напоминает утверждение Нагловской, что ее сексуально-магические операции нацелены на порождение «возвышенного безумца тайных доктрин».

Использование Батаем материи и физического тела в качестве средства просветления, по всей видимости, также результат его изучения тантрического пути левой руки. Его постулат о том, что «лейтмотивом гнозиса можно назвать концепцию материи как активного начала» перекликается с тантрической концепцией энергии Шакти, — которая образует зримый мир — как активного начала во вселенной.

Мистическое преклонение перед Женским Демонизмом у Батая часто выражалось в его поклонении проститутке как священной иконе; в этом его теории схожи с культом Багряной Жены, начиная с его истоков в виде священной проституции у шумеров и заканчивая сегодняшним магическим почитанием Бабалон. Склонный привнести в свои тексты оттенок непотребства, он однажды уподобил свой метод философии дразнящему искусству раздевающейся проститутки. В эротическом эссе «Мадам Эдварда» Батай описывает пьяного посетителя борделя, который сталкивается с силой шакти. Мадам Эдварда показывает ему свою вульву со словами: «итак, ты можешь видеть, что я Бог». Когда она заставляет сделать ей куннилингус, персонаж Батая с благоговением признается: «И в тот момент до меня дошло — весь хмель прошел, — что Она не лгала, Она была БОГОМ». (Перевод Е. Гальцевой.) Здесь мы видим модернизированное повторение йони-пуджи в тайном ритуале пути левой руки.

Крупнейший итальянский традиционалист, маг и философ барон Юлиус Эвола (1898–1974) имел роман с де Нагловской во время ее пребывания в Риме в ранний период режима Муссолини в 20-е годы, в 1921 году она перевела на французский его книгу стихов «Poéme À Quatre Voix». Комментируя учение Нагловской спустя много лет после ее смерти, в своей «Метафизике секса» он сделал интересное замечание о ее теории сексуального просветления. По мнению Эволы, ритуальное совокупление, которое пропагандировала Нагловская, проводилось «не ради вхождения в царство смерти и становления, но ради выхода из царства, в котором существует уверенность в собственном бытии вместо растворения». Хотя позднее Эвола критиковал сатанизм в ее текстах, посчитав его «сознательным намерением шокировать читателя», но все же признал вполне реальным то, что де Нагловская могла разработать свои магические практики, имея опыт знакомства с оригинальными «тайными учениями».

Всю жизнь Эволу интересовала сексуальная магия, к которой он, по всей видимости, приобщился через одного своего знакомого, бывшего единственным учеником-итальянцем в Телемском Аббатстве Алистера Кроули в 20-е годы. Он сформировал собственный магический кружок в Риме, называвшийся «Группа Ур», который экспериментировал с Тантрой. Его работы по тантризму, которые мы настоятельно рекомендуем почитать, дают совершенно великолепное описание пути левой руки. Они оказались настолько компетентными, что их издавали даже в Индии, что с работами западных авторов случается нечасто. Сложно сказать, был ли Эвола лишь блестящим эзотерическим теоретиком и ученым или же реально практикующим магом. Подобно Батаю, по мысли Эволы, главное — это достижение героической суверенности, перерождение собственной личности в «Царственную особу», если говорить языком доктрины Нагловской о Третьей Эпохе. В конечном счете, строгий герметический метод инициации у Эволы более чем далек от в чем-то романтической люциферианской сексуальности Нагловской, однако недолгая любовная связь между этими двумя западными адептами темной волны представляет собой интересный момент в современном развитии пути левой руки.

Одним из авторов, попавших в поле зрения Марии де Нагловской, был американский журналист, писатель и исследователь области эротического, Уильям Сибрук. Человек, интеллектом уступающий Батаю и Эволе, Сибрук сделал своей специальностью написание грешащих сенсационностью очерков на оккультные темы. Из его книг наиболее известны две: «Магический остров», новаторское исследование гаитянского вуду и культа зомби (этим вопросом занималась также Нагловская) и «Черная магия: ее возможности в сегодняшнем мире», которая стала для американцев в период, предшествовавший Второй мировой войне, единственным доступным источником знаний о современных им магических практиках. Плодовитый порнографический писатель Фрэнк Харрис свел Сибрука с Алистером Кроули, а тот сделал жену Сибрука одной из своих сексуально-магических партнерш — при полном одобрении ее мужа. Сибрук разделял глубочайший интерес Кроули к использованию садомазохизма и сексуального рабства в качестве магической техники. Как высказался в одном из своих последних интервью Кроули, Сибрук «всегда путешествовал с полным чемоданом цепей, он был в равной мере мазохистом и садистом».

Изучая знаменитый сатанический храм Нагловской как возможную эффектную тему для своих статей, Сибрук обнаружил, что некоторые из его излюбленных сексуальных фетишей — сексуальное подвешивание и эротическая асфиксия — использовались в религиозном отправлении Софиалиями Мистерии Повешения. В целом, однако, складывается впечатление, что Сибрук был, в общем-то, дилетантом, втершимся в магические круги в поисках жареного материала и извращенных эротических приключений, которые он мог здесь найти. Кроули признавал, что Сибрук обладал «талантом», но по большому счету презирал его за «журналистское мышление».

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-07-11; просмотров: 498; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.59.121 (0.012 с.)