Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Возникновение частной собственностиСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Появление земледелия и скотоводства создало основу для появления частной собственности — феномена, неизвестного в животном мире. Она оказалась новым и мощнейшим стимулом для человеческой деятельности, а следовательно, и для развития цивилизации. Более того, частная собственность (земля и скот, прежде всего) оказались той формой организации производительных сил общества, которая наилучшим образом соответствовала уровню их развития, была наиболее эффективной формой использования ресурсов новой экологической ниши на благо Человека. Хотя еще очень долго после завершения неолитической революции могли существовать и общинный скот, и общинная земля. Но именно частные формы владения, возникшие, вероятно, в самом начале неолита оказались исторически более совершенными. И не трудно понять, почему. На ранних стадиях антропогенеза перед Человеком стояла лишь одна суперзадача — обеспечить свое выживание и воспроизводство поколений. На иное у него просто не доставало ресурсов и сил. Все усилия Человека, как и любого другого животного, сводились именно к выживанию. А для удовлетворения своих первичных жизненных потребностей ему было достаточно личной собственности — топора или копья, например. Все остальное было коллективной собственностью, необходимой для охоты, поддержа-
ния огня, обустройства пещеры и т.п. Поэтому этот период в жизни человечества принято называть первобытным коммунизмом. Теперь же, после неолитической революции Человеку, обладающему землей и скотом, стало гораздо легче обеспечивать свою главную задачу — выжить. Более того, у него стал появляться дополнительный продукт, с помощью которого он получил возможность удовлетворять иные потребности, о существовании которых он ранее не догадывался. У него появились новые интересы, новые цели, связанные с дальнейшим развитием своей собственности. Их удовлетворение сделалось мощнейшим стимулом для совершенствования орудий труда, возник новый тип производственных отношений. Совершенствование средств производства стало во многом определять судьбы народов. Право частной собственности в эпоху неолита, по-видимому, не смогло выражаться в виде некой юридической категории. В те времена у людей еще не сформировалось то, что теперь называется правовым сознанием. Первоначально такое право могло выражаться в форме признаваемого всеми членами племени запрета на присвоение кем-либо из них, кроме конкретного индивидуума, например, плодов, произрастающих на определенном участке земли в области совместного обитания. Все члены племени должны были иметь представление о предмете такого запрета. Границы пространственной сферы действия такого запрета также должны были быть мысленно очерчены. Чтобы подобные, по существу абстрактные представления могли сформироваться в сознании Человека, его духовный мир должен был быть достаточно развитым.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
ДУХОВНЫЙ МИР Секреты духовного мира Возникновение духовного мира — одна из тайн антропогенеза и становления Человека как биологического вида. Можно считать не вызывающим сомнения лишь то, что феномен духовного мира — это результат не биологического, а социального развития. Судя по всему, зарождение духовного мира в Универсуме связано с палеолитической революцией в истории человечества. Это — еще один малопонятный феномен эволюционного развития Человека, ибо духовный мир обладает удивительным разнообразием. Люди по-разному воспринимают окружающую действительность и имеют разные представления о своем положении в мире. У каждого человека имеется свое, неповторимое восприятие объективной реальности в отличие от стандартов, которые свойственны остальным представителям живого мира. Трудно определить, какие причины вызвали это разнообразие, зачем Человеку понадобился столь сложный духовный мир. И неизвестно, возникает ли духовный мир в сознании Человека или, наоборот — в духовном мире возникает сознание. Я не умею объяснить происхождение этого феномена требованием адаптации к изменяющимся условиям обитания, хотя легко поверить в то, что возникновение сознания является реакцией живого вещества на окружающий мир. Духовный мир, безусловно, может коррелировать с необходимостью, но далеко ей не тождествен. Так, например, духовный мир рождает представление о свободе (в той или
иной форме), которое, если не противоречит, то чаще всего не совпадает с необходимостью. В микрокосме, т.е. в душах людей утверждается своя собственная уникальная Вселенная, свой собственный мир, который часто противостоит необходимости. Пример тому — иллюзии или беспочвенные мечтания. Без понимания этих особенностей духовного мира, наверное, трудно понять логику истории человечества, и, тем более, объяснить различные ее повороты и зигзаги. Если достаточно трудно установить точную хронологию исторических фактов, то еще труднее восстановить эволюцию внутреннего мира человека, изучить процесс изменения его представлений об окружающем, понять логику его действий. Происходящее в духовном мире далеко не всегда можно объяснить материальной потребностью, и нельзя в таком ключе интерпретировать логику действий творцов исторического процесса. Произнося широко известные слова о том, что история — это результат действия людей, стремящихся обеспечить достижение своих интересов, следует помнить, что самое трудное — понять смысл стремлений и содержание интересов людей, живущих в прошедшие эпохи. Здесь трудно все. Даже переводы на современный язык древних русских летописей, например, совершенно неадекватны оригиналам. Слова, используемые переводчиком, вряд ли достаточно корректно выражают то значение, которое они имели в мире летописца. Тот ли смысл имел в виду автор, включая в летопись вышедшие из теперешнего лексикона слова, который выражает переводчик на современном языке? Установить это с полной гарантией невозможно. Мне кажется, что искусство несет в себе менее искаженную информацию, чем словесные выражения. Язык искусства обращается непосредственно к
духовному миру, к подсознанию, которое куда более консервативно, чем сознание. Но и здесь свои трудности. Любые изображения это — иероглифы, и их расшифровка всякий раз неоднозначна. Наиболее доступным информационным каналом мне представляется музыка. Она говорит больше, чем другие виды искусства, о внутренней жизни Человека, о характере соответствующей эпохи. Еще один источник информации о процессах развития человеческого духа — это религии. Но и здесь мы встречаемся с иероглифами, далеко не все из которых поддаются расшифровке. Может ли современный европеец понять магию цифр, столь распространенную среди народов Африки и во многом влиявшую (да и сейчас влияющую) на принимаемые решения и даже на политику государств? Для этого надо уметь представить себе всю целостность чужого духовного мира, как правило, нам — европейцам — недоступного. Фиксация отдельных частностей практически ничего не дает для выявления мотивов малопонятных нам действий. При всем при этом есть и еще одно усложняющее изучение этого феномена обстоятельство — изменение духовного мира связано с изменением представлений о картине мира, т.е. с процессами чисто информационного характера, о которых мы имеем весьма нечеткое представление. Поэтому утверждения о первичности материальных начал в мировом эволюционном процессе не всегда корректны. Во всяком случае, в тривиальной интерпретации соотношения материального и идеального. Вряд ли следует забывать и о том, что формирование духовного мира — это тоже эволюционный процесс, являющийся одной из составляющих частей единого мирового эволюционного процесса. И хотя
духовный мир имеет не биологическую, а информационную природу, но он в какой-то мере, вероятно, следует общим законам универсального эволюционизма. При всей взаимозависимости различных составляющих мирового процесса, они далеко не всегда непосредственно коррелируют друг с другом. И на определенной ступени сложности духовный мир отдельного человека может приобрести особенности, не выводимые непосредственно из его биологической сущности и структуры его очевидных потребностей. Другими словами — в духовном мире возникает собственная логика развития. Не будет ошибкой даже такое утверждение: бывают ситуации, когда духовный мир конкретного человека, его состояние в определенные моменты может представлять опасность для существования самого индивида — его обладателя. Вот почему так трудно и неоднозначно восстанавливается внутреннее содержание процессов развития духовного мира. Можно ли в этих условиях говорить о каких-то общих закономерностях или о тенденциях в эволюции духовного мира и его роли в истории цивилизации? И стоит ли пытаться реконструировать процесс духовного развития Общества? Или, может быть, прав был Паскаль, сказавший знаменитую фразу о том, что если бы нос Клеопатры был немного длиннее, то вся история человечества развивалась по иному?
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 1063; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.231.182 (0.009 с.) |