Стратегия выживания человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стратегия выживания человечества



Несмотря на все сказанное выше о принципе sustainable development, сам этот термин вошел в на­учный оборот и практический обиход, и к нему многие уже привыкли. Поэтому сейчас, я думаю, нецелесооб­разно отказываться от употребления этого словосоче­тания, в частности в том виде, как оно было переведено на русский язык. Но выражаемому этим термином понятию следовало бы придать иной смысл, который отвечал бы научному содержанию данной проблемы и реальным потребностям Общества. По существу речь должна идти не об "устойчивом развитии", а о СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, т.е. о совокупных действиях людей, способных до наступления экологической ка­тастрофы обеспечить коэволюцию Человека и окружа­ющей среды. Разработка такой стратегии мне пред­ставляется самой фундаментальной проблемой на­уки за всю историю человечества. Может быть, вся история человеческих знаний, все развитие нашей общей культуры были всего лишь подготовитель­ным этапом для решения этой задачи, от успеха в

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

решении которой зависит сохранение в биосфере био­логического вида Homo sapiens.

Сегодня мы еще не готовы к тому, чтобы четко сформулировать предложения о содержании Страте­гии человечества как некотором целостном замысле, и вряд ли планетарное сообщество способно в ближай­шем будущем принять какие-либо кардинальные ре­шения в этой области. На современном этапе граждан­ское общество, а следовательно, и политики, по-види­мому, еще не доросли до таких решений. Однако уже просматривается несколько направлений человеческой деятельности, которые могут сыграть существенную роль в формировании будущей Стратегии и, может быть, стать первыми шагами к ее реализации. Вот некоторые из них:

• Изучение структуры коэволюции как некоторого рав­новесного состояния Природы и Общества;

• Разработка возможных вариантов технико-техноло­гического преобразования производительных сил и выработка соответствующих рекомендаций правительствам государств и многонациональным корпорациям;

• Изучение особенностей новой модернизационной волны и попытка прогнозировать возможные реакции на нее различных цивилизаций;

• Геополитический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных ру­бежей и отдельных точек соприкосновения между цивилизациями; серьезное обсуждение этих проблем на глобальном уровне;

И самое главное — систематическое и полное ин­формирование Общества о реальном состоянии дел на планете, чтобы освободить людей от возможных иллюзий и начать энвайронментальное просвещение насе­ления с ориентацией на то общее, что должны содер­жать все цивилизации XXI века.

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

* * *

По существу, накануне третьего тысячелетия об­щепринятого летосчисления человечество оказалось на пороге совершенно нового периода своей истории, ког­да перед всем биологическим видом Homo sapiens поднялась общая задача — выработать Стратегию своего выживания. Для решения этой задачи потребу­ется проведение неординарных политических акций в планетарном масштабе, которые должны будут опи­раться на новые направления научной деятельности. Проблема изучения стабильности биосферы, в частно­сти, должна превратиться в одно из основных направ­лений фундаментальных исследований.

Я не берусь предсказывать, каким будет итог этих исследований и каким будет облик Мира и образ чело­вечества в ближайшие десятилетия, но глубоко убеж­ден в том, что совершить переход в новую фазу ант­ропогенеза, качественно преобразовать все планетар­ное Общество будет легче, если люди окажутся достаточно вооруженными не только конкретными зна­ниями, но и определенной мировоззренческой пара­дигмой. Мне хочется поставить вопрос даже шире: сегодня, когда в истории земной цивилизации наступил переломный период и природные катаклизмы, прово­цируемые антропогенными воздействиями, ставят под угрозу саму жизнь, новые мировоззренческие уста­новки становятся общественной необходимостью.

[69]

ЧАСТЬ ВТОРАЯ

 

РАЗУМ В ПРОЦЕССЕ

ПОЗНАНИЯ УНИВЕРСУМА

[70]

 

ГЛАВА ПЕРВАЯ

 

НАУКА И РЕЛИГИИ

Рационалистическое

И религиозные мировоззрения

Процесс формирования мировоззрения человека крайне сложен, он проходит под воздействием мно­жества факторов. Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение, книг и соприкосновение с ис­кусством...

Я полагаю, что универсального мировоззрения быть не может. Выражение "правильное мировоззрение" — философский и лингвистический нонсенс. В действи­тельности, у каждого человека имеется свое, в его личном сознании возникающее представление о Мире, его особенное, свое собственное мировоззрение. И в то же время можно говорить о некоторых общих универсалиях, об общей системе ценностей, кото­рые, разумеется, не исчерпывают всей ее шкалы. О некоторых из этих универсалий человечеству придет­ся договориться, как бы трудно это ни было. Но договориться необходимо, ибо человечество — еди­ный биологический вид и взаимодействует с Приро­дой в рамках некоторой системы стандартов. Особое влияние на формирование мировоззрений оказывают три фактора.

Прежде всего — это традиции и мифы, которые на протяжении многих десятков тысяч лет до появ­ления религий и науки составляли основное содер­жание человеческих мировоззрений. В те далекие времена люди жили, следуя жестким канонам, кото­рые им диктовала Природа. Возможности выбора действий были весьма ограничены, и мифы опреде­ляли в основных чертах их поведение. Да и сейчас

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

еще традиции и мифы играют заметную роль в формировании мировоззрения личности, особенно в процессе семейного воспитания.

Второй источник, формирующий мировоззре­ния — это религии или, лучше сказать, идея Бога. Религиозные мифы превращались в религии на го­раздо более позднем этапе его развития. При этом огромную и особую роль в формировании миропред­ставления играло общение с Природой. Я думаю, что чистое звездное небо, которое каждую ночь видели над собой кочевники в ближневосточных пустынях, его необъятность и величественность совер­шенно по-особому воспринимались в этих местах и в немалой степени содействовали появлению на этой небольшой территории трех крупнейших мировых монотеистических религий (столь качественно отли­чающихся от религий Индии и Китая, например). Возникновение религий, а особенно мировых рели­гий, означало новый уровень развития духовного мира Человека и его культуры. Постепенно религии трансформировались в системы взглядов и жизненных принципов, определявших в известные периоды ис­тории судьбы отдельных народов и даже населения целых континентов. Во многих странах (прежде все­го, в странах ислама) религия и сейчас является не просто системой верований, но и образом жизни.

Третий источник мировоззрений современного человека — "идея Природы", которую должна дать наука и, прежде всего, естествознание. Эта идея должна быть развернута так, чтобы человек мог опереться на нее, жить в Природе, обеспечивая свое будущее. Принято говорить, что мировоззрение дол­жно включать знания об окружающем нас мире —

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

о мире, в котором мы живем. В том числе, знания, связанные со способностями людей предвидеть неко­торые последствия антропогенного, т.е. нашего воз­действия на этот мир.

В данной книге я собираюсь специально рассмат­ривать лишь этот третий из источников формирова­ния мировоззрения. Я вовсе не отвергаю и даже не преуменьшаю значения традиций, как своеобразного экстракта общественного опыта, а тем более роли и значения религиозного восприятия окружающего мира и религиозного опыта в судьбах людей. Но моя за­дача более узкая: не проблема формирования миро­воззрения как феномена человеческого бытия, рассмотрение тех особенностей, которые вносит него современное научное видение мира.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 352; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.2.122 (0.007 с.)