Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Стратегия выживания человечестваСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Несмотря на все сказанное выше о принципе sustainable development, сам этот термин вошел в научный оборот и практический обиход, и к нему многие уже привыкли. Поэтому сейчас, я думаю, нецелесообразно отказываться от употребления этого словосочетания, в частности в том виде, как оно было переведено на русский язык. Но выражаемому этим термином понятию следовало бы придать иной смысл, который отвечал бы научному содержанию данной проблемы и реальным потребностям Общества. По существу речь должна идти не об "устойчивом развитии", а о СТРАТЕГИИ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА, т.е. о совокупных действиях людей, способных до наступления экологической катастрофы обеспечить коэволюцию Человека и окружающей среды. Разработка такой стратегии мне представляется самой фундаментальной проблемой науки за всю историю человечества. Может быть, вся история человеческих знаний, все развитие нашей общей культуры были всего лишь подготовительным этапом для решения этой задачи, от успеха в
решении которой зависит сохранение в биосфере биологического вида Homo sapiens. Сегодня мы еще не готовы к тому, чтобы четко сформулировать предложения о содержании Стратегии человечества как некотором целостном замысле, и вряд ли планетарное сообщество способно в ближайшем будущем принять какие-либо кардинальные решения в этой области. На современном этапе гражданское общество, а следовательно, и политики, по-видимому, еще не доросли до таких решений. Однако уже просматривается несколько направлений человеческой деятельности, которые могут сыграть существенную роль в формировании будущей Стратегии и, может быть, стать первыми шагами к ее реализации. Вот некоторые из них: • Изучение структуры коэволюции как некоторого равновесного состояния Природы и Общества; • Разработка возможных вариантов технико-технологического преобразования производительных сил и выработка соответствующих рекомендаций правительствам государств и многонациональным корпорациям; • Изучение особенностей новой модернизационной волны и попытка прогнозировать возможные реакции на нее различных цивилизаций; • Геополитический анализ возможных противостояний и выявление наиболее опасных цивилизационных рубежей и отдельных точек соприкосновения между цивилизациями; серьезное обсуждение этих проблем на глобальном уровне; И самое главное — систематическое и полное информирование Общества о реальном состоянии дел на планете, чтобы освободить людей от возможных иллюзий и начать энвайронментальное просвещение населения с ориентацией на то общее, что должны содержать все цивилизации XXI века.
* * * По существу, накануне третьего тысячелетия общепринятого летосчисления человечество оказалось на пороге совершенно нового периода своей истории, когда перед всем биологическим видом Homo sapiens поднялась общая задача — выработать Стратегию своего выживания. Для решения этой задачи потребуется проведение неординарных политических акций в планетарном масштабе, которые должны будут опираться на новые направления научной деятельности. Проблема изучения стабильности биосферы, в частности, должна превратиться в одно из основных направлений фундаментальных исследований. Я не берусь предсказывать, каким будет итог этих исследований и каким будет облик Мира и образ человечества в ближайшие десятилетия, но глубоко убежден в том, что совершить переход в новую фазу антропогенеза, качественно преобразовать все планетарное Общество будет легче, если люди окажутся достаточно вооруженными не только конкретными знаниями, но и определенной мировоззренческой парадигмой. Мне хочется поставить вопрос даже шире: сегодня, когда в истории земной цивилизации наступил переломный период и природные катаклизмы, провоцируемые антропогенными воздействиями, ставят под угрозу саму жизнь, новые мировоззренческие установки становятся общественной необходимостью. [69] ЧАСТЬ ВТОРАЯ
РАЗУМ В ПРОЦЕССЕ ПОЗНАНИЯ УНИВЕРСУМА
[70]
ГЛАВА ПЕРВАЯ
НАУКА И РЕЛИГИИ Рационалистическое И религиозные мировоззрения Процесс формирования мировоззрения человека крайне сложен, он проходит под воздействием множества факторов. Это и семья, и обычаи, и общение с людьми, и чтение, книг и соприкосновение с искусством... Я полагаю, что универсального мировоззрения быть не может. Выражение "правильное мировоззрение" — философский и лингвистический нонсенс. В действительности, у каждого человека имеется свое, в его личном сознании возникающее представление о Мире, его особенное, свое собственное мировоззрение. И в то же время можно говорить о некоторых общих универсалиях, об общей системе ценностей, которые, разумеется, не исчерпывают всей ее шкалы. О некоторых из этих универсалий человечеству придется договориться, как бы трудно это ни было. Но договориться необходимо, ибо человечество — единый биологический вид и взаимодействует с Природой в рамках некоторой системы стандартов. Особое влияние на формирование мировоззрений оказывают три фактора. Прежде всего — это традиции и мифы, которые на протяжении многих десятков тысяч лет до появления религий и науки составляли основное содержание человеческих мировоззрений. В те далекие времена люди жили, следуя жестким канонам, которые им диктовала Природа. Возможности выбора действий были весьма ограничены, и мифы определяли в основных чертах их поведение. Да и сейчас
еще традиции и мифы играют заметную роль в формировании мировоззрения личности, особенно в процессе семейного воспитания. Второй источник, формирующий мировоззрения — это религии или, лучше сказать, идея Бога. Религиозные мифы превращались в религии на гораздо более позднем этапе его развития. При этом огромную и особую роль в формировании миропредставления играло общение с Природой. Я думаю, что чистое звездное небо, которое каждую ночь видели над собой кочевники в ближневосточных пустынях, его необъятность и величественность совершенно по-особому воспринимались в этих местах и в немалой степени содействовали появлению на этой небольшой территории трех крупнейших мировых монотеистических религий (столь качественно отличающихся от религий Индии и Китая, например). Возникновение религий, а особенно мировых религий, означало новый уровень развития духовного мира Человека и его культуры. Постепенно религии трансформировались в системы взглядов и жизненных принципов, определявших в известные периоды истории судьбы отдельных народов и даже населения целых континентов. Во многих странах (прежде всего, в странах ислама) религия и сейчас является не просто системой верований, но и образом жизни. Третий источник мировоззрений современного человека — "идея Природы", которую должна дать наука и, прежде всего, естествознание. Эта идея должна быть развернута так, чтобы человек мог опереться на нее, жить в Природе, обеспечивая свое будущее. Принято говорить, что мировоззрение должно включать знания об окружающем нас мире —
о мире, в котором мы живем. В том числе, знания, связанные со способностями людей предвидеть некоторые последствия антропогенного, т.е. нашего воздействия на этот мир. В данной книге я собираюсь специально рассматривать лишь этот третий из источников формирования мировоззрения. Я вовсе не отвергаю и даже не преуменьшаю значения традиций, как своеобразного экстракта общественного опыта, а тем более роли и значения религиозного восприятия окружающего мира и религиозного опыта в судьбах людей. Но моя задача более узкая: не проблема формирования мировоззрения как феномена человеческого бытия, рассмотрение тех особенностей, которые вносит него современное научное видение мира.
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 400; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.101.250 (0.007 с.) |