Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Роль России в современном миреСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
В той совершенно новой геополитической ситуации, которая начинает складываться на планете, очень важно понять место и роль России, ее возможные,
а не утопические перспективы. И не только для самого русского человека, но и с позиций возможного вклада нашей страны во всепланетарные процессы, в предотвращение или смягчение конфронтации по линиям цивилизационных разломов, в частности. Я вижу две разные ипостаси, в которых может выступать Россия на мировой арене с учетом присущих ей конкретных особенностей. Во-первых, она может использовать свое географическое положение. Север Евразии представляет собой мост между двумя очень разными цивилизациями, позволяющий позаимствовать опыт и мудрость с обоих берегов. В надвигающемся экологическом кризисе наша страна может оказаться в положении несколько более легком, чем многие другие страны, и линии прохождения наших цивилизационных границ легче сохранить в режиме холодных противостояний, чем многие другие линии разломов. Да и уровень нашей жизни совсем не американский, и нам куда легче, чем Западу, принять неизбежные ограничения экологического императива. Во-вторых, положительную роль мог бы играть духовный фактор — система российских традиций, позволяющая сочетать многие особенности европейского Запада и тихоокеанского Востока. Разумное использование обеих этих возможностей может открыть для нашей страны достаточно оптимистические перспективы. Оптимизм этот, конечно, весьма условный. Возможности, о которых я написал, еще надо суметь реализовать. Есть у нас, конечно, и значительные трудности. Трагедией распада Советского Союза мы отброшены далеко назад. Сегодня наша страна пока не готова откликнуться на масштабные дела, как это случилось после окончания гражданской войны, когда был принят план ГОЭЛРО, например. Или как это было
после Великой Отечественной войны, когда народ взялся за восстановление страны. Духовный настрой народа теперь совершенно иной... Мы бесконечно слабеем как военная и промышленная держава и начинаем кое-кому напоминать собаку на сене. В недрах нашей территории лежат несметные сокровища, разнообразные ресурсы, столь нужные всем. Помимо залежей полезных ископаемых, мы располагаем бескрайними редко заселенными территориями. И если мы сегодня не сможем по-хозяйски распорядиться этими богатствами, то завтра их могут у нас отнять, даже не прибегая к ядерному оружию. Я не настолько высоко оцениваю мудрость соседних цивилизаций, чтобы поверить в то, что они способны понять, сколь важно для всей планеты иметь сильную Россию. Между тем роль России может оказаться чрезвычайно важной в условиях нарастающего противостояния между группой Азиатско-Тихоокеанских цивилизаций и Евро-Американской цивилизацией. Значение России не ограничивается тем, что у нас есть огромные ресурсы. Интеллект наших людей может сыграть выдающуюся роль в утверждении нового равновесия между человечеством и Природой. Россия обладает значительным ядерным потенциалом сдерживания. Если к этому добавить, что тысячелетие совместной жизни с мусульманскими народами дало нам уникальный опыт, то не трудно понять, сколь эффективной может оказаться наша роль устроителей компромиссов. Современное экономическое положение на моей Родине, уровень материального и морального благосостояния моего народа настраивают меня, к сожалению, на пессимистический лад. Хотя я вижу потенциальные возможности для того, чтобы мы могли подняться с колен и вылезти из той ямы, в которую
нас погрузили человеческая корысть, подлость и ложь. Но в переплетении человеческих стремлений, в хаосе страстей я не вижу пока рациональной основы для общенациональных действий, приводящих к общей цели — к возобновлению развития экономики и культуры, к улучшению условий жизни населения. Это трагично не только для России, но и для человечества в целом, ибо то, что происходит у нас — всего лишь образец того тупика, в котором может оказаться вся планета. Судьба России — своеобразный тест, проверка способности человечества организовать свою жизнедеятельность в новых условиях.
ГЛАВА ВТОРАЯ
АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ ПУТИ РАЗВИТИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Эпоха ноосферы Развитие, диктуемое Миром ТНК — хотим мы этого или не хотим — отвечает основным естественным тенденциям универсального эволюционизма и соответствует законам и механизмам самоорганизации, определяющим, в частности, развитие всего живого. Выделение стран золотого миллиарда и утверждение своеобразной диктатуры этой части человечества является вполне реальным (и я бы сказал — логичным) развитием предыдущей истории. Более того, если бы в современное развитие мира не вмешались энвайронментальные факторы и оно не ограничивалось бы имеющимися запасами материальных ресурсов, то установление нового тотали-
таризма я считал бы наиболее вероятной перспективой развития планетарного сообщества. Но надвигающийся глобальный экологический кризис может многое изменить. В этих условиях в процессы развития будет властно вмешиваться Разум отдельных людей, а также Разум человечества в целом. И это может повернуть эволюционное развитие на планете в совершенно иное русло. Поиск и утверждение таких альтернатив — это тоже составляющая единого процесса самоорганизации. И такой поиск может многократно ускориться при понимании того, что в нынешних условиях необходима иная организации жизни на Земле. Нужны новые формы взаимоотношений между разными государствами, культурами и цивилизациями. Должны быть востребованы ненасильственные способы разрешения противоречий между людьми и между государствами, поистине цивилизованное восприятие Человеком Природы. Обсудим одну из возможных альтернатив, которая мне представляется не только наиболее важной, но и наиболее обоснованной с позиции универсального эволюционизма. Я имею в виду идею о возможности возникновения на Земле такого состояния, которое получило в науке название ноосфера. Утверждение о том, что Человек превращается в основную геолого-преобразующую силу планеты и что ему предстоит — чтобы обеспечить свою будущность — взять на себя ответственность за дальнейшее развитие биосферы и Общества, впервые сформулировал В.И. Вернадский в 1905 году. Подчеркну — ответственность не только за развитие Общества, но и биосферы в целом. Вернадский считал, что в результате такого целенаправленного воздействия биосфера перейдет в качественно новое состояние. Это новое состояние биосферы, которое определяется (на-
правляется) деятельностью человеческого Разума, Леруа назвал ноосферой. Произошло это в 1927 году на одном из семинаров Бергсона в Париже, где Вернадский представил свою концепцию развития биосферы. Позднее этот термин широко использовал Тейяр де Шарден, сам Вернадский употреблял его весьма осторожно, и то лишь в конце своей жизни. В настоящее время термин ноосфера получил достаточно широкое распространение в литературе, но трактуется авторами весьма разнообразно. Поэтому с конца 60-х годов я стал употреблять термин эпоха ноосферы. Так я называю тот этап истории Человека, когда его Коллективный Разум и Коллективная Воля окажутся способными обеспечить коэволюцию, т. е. совместное развитие Природы и Общества. Человечество — часть биосферы, и реализация принципа коэволюции — необходимое условие обеспечения его будущего. Понятие о ноосфере требует тщательной расшифровки, точнее, системы исследований, в результате которых может быть установлена зависимость характеристик биосферы от активной деятельности Человека. Изучение проблем коэволюции Человека и биосферы открывает новое и, возможно, важнейшее направление фундаментальных исследований. Все предшествующее развитие научной мысли мне представляется предысторией развития науки, цель которой должна состоять в том, как обеспечить такую коэволюцию. В настоящее время еще рано говорить о построении стройной теории, способной быть инструментом анализа устойчивости биосферы. Но уже сделаны важные шаги в понимании механизмов стабилизации биосферы, а следовательно, и гомеостаза живого вещества. Возникает новая фундаментальная научная дисциплина — изучение биосферы как динамической
системы. И она носит прикладной характер, поскольку сделается научной базой судьбоносных для человечества решений. В основе теории ноосферогенеза должны лежать новые принципы нравственности, новая система нравов, которая должна быть универсальной для всей планеты, при всем различии цивилизаций народов, которые ее населяют. Надо поставить во главу угла научной деятельности всех желающих принять в этом участие проблемы, связанные с обеспечением коэволюции Природы и Общества, и начать серьезно разрабатывать новую структуру общественных отношений для единого планетарного сообщества. Разработка научных основ этой проблемы, формирование принципов ноосферогенеза и поиски путей в эпоху ноосферы нельзя откладывать. Они должны идти параллельно. И по существу, эти процессы уже начались. Путь в эпоху ноосферы будет длительным и тернистым. Это не путь великих революций, хотя предстоит глубокая перестройка системы ценностей и социальной структуры планетарного общества. Необходимо не допускать использование каких-либо актов социальной инженерии. Следует максимально использовать механизмы самоорганизации Общества и механизмы рынка, в частности. Ноосферогенез не будет одномоментным актом. Сначала возникнут некоторые очаги ноосферы, в которых жизнь будет постепенно приближаться к обеспечению коэволюции Человека и биосферы. Можно полагать, что в небольших странах, например, в Нидерландах, где жители давно озабочены проблемами взаимоотношений Природы и Общества, этот процесс начнется раньше, чем в других регионах мира.
Ноосфера будет возникать подспудно в рамках Мира ТНК. Для такого процесса необходим высочайший уровень технологий. Поэтому переход в эпоху ноосферы будет выгоден транснациональным корпорациям, которые сумеют перестроить свою деятельность с учетом ноосферных табу, имеющих целью обеспечение будущности Человечества. Вопрос о том, наступит ли эпоха ноосферы, до сих пор остается открытым. Дело в том, что переход к такой эпохе противоречит всему ходу предшествующей истории Человека. Если переход к такой эпохе произойдет, то она станет периодом утверждения новой цивилизации, новых принципов антропогенеза и, в конечном счете, периодом становления нового Человека, развитие которого будет подчинено новым законам эволюции. Если человечеству хватит мудрости и воли, если оно окажется способным преодолеть многочисленные трудности и достигнуть некоторого уровня общности, то биосфера на определенном этапе своего развития превратится в объект искусственный. Она станет плодом рук человеческих. На этом этапе должен быть достигнут также такой уровень интеграции знаний и технологических возможностей, имеющихся в разных странах, который позволит говорить о нашей планете как о едином организме. В эпоху ноосферы, если она наступит, у этого организма возникнет специфическая цель — обеспечение коэволюции Человека и остальной биосферы. В ходе этого процесса будут формироваться условия, необходимые для процветания человечества как единого целого. В силу достигнутой общности и развитости Коллективного Интеллекта, у человечества появятся потенциальные возможности следовать этой цели. Однако, переход общества в эпоху ноосферы потребует предельных напряжений всех сил человечества.
Контуры рационально Организованного общества В различные периоды жизни той или иной страны существовало множество очень разных, несхожих между собой обстоятельств, требовавших для обеспечения стабильности развития общества соблюдения определенных императивов. Людям приходилось подчиняться совокупности условий, ограничивавших их производственную или иную деятельность. Сначала племя, потом община, позднее гражданское общество и, наконец, государство формировали правила поведения своих граждан, которые направляли (лучше сказать — укладывали) их деятельность в определенное русло. Я имею в виду не только факторы экономические. Среди причин, ограничивающих деятельность Человека на протяжении долгой его истории, присутствовала и необходимость согласования такой деятельности с возможностями Природы. Первое общество с высокой степенью рациональной организованности, о котором в истории имеются документированная информация, образовалось в древнем Шумере. Это государство существовало примерно 5—6 тысяч лет тому назад в низовьях Тигра и Евфрата, на территории, где сейчас протекает Шат-эль-Араб, образованный слиянием этих двух рек, ранее имевших самостоятельные устья и дельты. С помощью ирригационной системы и системы водохранилищ жителям прибрежных жарких степей удалось создать весьма эффективную систему поливного земледелия. Благодаря этому возникла удивительная цивилизация, превосходившая во много раз по уровню производительности труда остальные цивилизации того времени. В период своего расцвета общество древнего Шумера действительно можно было назвать рационально организованным: оно не только
поддерживало определенное состояние среды, но и совершенствовало ее. И это не единственный пример. В Южном Китае примерно 2,5 тысячи лет тому назад, по-видимому, назревал экологический кризис. Население быстро возрастало, а пищевые ресурсы не прибавлялись. Возможности интенсификации земледелия были исчерпаны. Более того, на легких лессовых почвах происходила ветровая эрозия. Выход был найден талантом Человека. Возникло не просто поливное земледелие, но и была изобретена удивительно эффективная технология поливного рисосеяния. Ее особенность состояла не только в том, что впервые рис стали высаживать в чеки, залитые водой. В этих чеках, которые в течение нескольких месяцев представляли собой пруды, стали разводить рыбу. Мало того, что рыба питалась сорняками и освобождала людей от тяжелого и малопроизводительного труда по прополке рисовых плантаций. Не менее важным было и то, что рыба при этом удобряла почву, т. е. переводила сорняки в удобрение, превращала зло — во благо! Ну и, наконец, сама рыба шла в пищу крестьянам. Возникло новое, вполне гармоничное взаимоотношение Человека и биоты. Благодаря этому новому способу земледелия у жителей Южного Китая многократно возросли источники пищевых ресурсов, и угроза "мальтузианского кризиса" была снята. Сейчас мы сказали бы, что китайцы в то время нашли рациональную форму коэволюции Человека и биосферы, поскольку их трудовая деятельность не истощала, а обогащала Природу, создавая одновременно предпосылки для развития цивилизации. Можно сказать и так: китайцы сумели расширить свою экологическую нишу. На основе новой технологии земледелия на Юге Китая
смогла возникнуть удивительная и неповторимая древнекитайская цивилизация. Было бы ошибкой думать, что примеры рациональной организации общества встречаются только среди высокоразвитых земледельческих цивилизаций. В определенные периоды своей истории рациональную организацию общества демонстрировали и скотоводческие, кочевые народы. Их присутствие в степи было полезно для развития степных биоценозов. Хорошо известен эмпирический факт: стада копытных, которые живут в степи, если их плотность не слишком велика, не только не угнетают природу степи, но и делают ее более богатой и производительной. Своими копытами животные взрыхляют почву, открывая доступ в нее кислороду, а поедая избыток растительности, они одновременно вносят в почву органические удобрения. Кругооборот веществ в степных биоценозах становится более сбалансированным и плодородие почв возрастает. Видимо, таким образом родились знаменитые южнорусские черноземы. Деятельность рационально организованного общества должна находится в таком русле эволюционного развития, берега которого, т.е. правила поведения людей, не препятствуют, а содействуют развитию окружающей Природы. К сожалению, среди государств, подошедших к рубежу третьего тысячелетия, я не могу назвать ни одного, которое можно было считать рационально организованным. По моему мнению, рационально организованными можно считать такие общества, в результате деятельности которых энвайронментальная ситуация на Земле, в том числе экологические и другие условия жизни людей, по крайней мере не ухудшаются и личность имеет необходимые возможности для самовыражения.
Трудно говорить о деталях структуры такого общества, тем более что в разных регионах мира эти детали могут значительно отличаться. Тем не менее, по моему представлению, современное рациональное общество в любом регионе планеты должно отвечать ряду условий, которые я попробую перечислить. Первое требование. Вероятно, самым важным свойством рационально организованного общества должна быть его способность обеспечить раскрытие потенциала отдельной личности — ее таланта, ее интеллектуальных возможностей, ее воли. Это не благие пожелания, а настоятельная потребность. Человечеству уже в ближайшее время предстоит пройти через множество испытаний, которые потребуют создания новых технологий, выработки нового характера взаимоотношений с Природой, новой социальной организованности. Для этого будут необходимы новые изобретения и открытия в области техники, в науке и в социальной сфере. Для успеха в решении этих задач общество в любой стране будет вынуждено стать предельно раскованным, не стесненным системой каких-либо догм, предельно открытым к любым новым идеям. Полная готовность общества к восприятию новых идей, генерируемых отдельными людьми, и реализация всех потенциальных способностей каждой нации — вот, вероятно, та основная цель, к которой должно стремиться (точнее, будет вынуждено стремиться) любое государство. Теперь уже не количество произведенной продукции, и даже не ее качество, являются мерилом уровня развития народа и показателями его международного рейтинга. При современном уровне обмена информацией почти всё, в том числе и самые последние ноу-хау, становится широко известными почти мгновенно. А вот воспроизвести, тиражировать эти достижения техники оказывается значительно труднее. В конечном счете, сейчас
все зависит от способности социума раскрыть потенциальные творческие способности его членов, от общей культуры и образованности того или иного народа, порождающих необходимую дисциплину труда. Второе требование. Такое Общество должно быть способно обеспечить высокий уровень социальной защищенности личности. Это требование необходимо для того, чтобы могло быть реализовано первое условие, поскольку для раскрытия творческого, созидательного потенциала нации потребуется определенная социальная стабильность и наличие общественно признанного компромисса, специально направленного на достижение такой стабильности. Уже во времена Платона, т. е. более двух с половиной тысяч лет тому назад, люди понимали, что свобода и равенство — понятия противоречивые. Свобода в силу различия людей неизбежно порождает неравенство, каковыми бы ни были общественные институты. А любое неравенство — национальное, правовое и, особенно, имущественное — привносит социальную напряженность и неустойчивость. Поэтому, когда я говорю о высоком уровне социальной защищенности и социальной справедливости, смягчающих противостояния, порождаемые социальным неравенством, то имею в виду не снятие противоречия свобода — равенство, а такой компромисс между этими общественными институтами, который способен обеспечить выполнение упомянутого выше первого требования и которое должно соблюдаться в поистине рационально организованном обществе. Каким будет этот компромисс, какими правовыми средствами и структурой собственности он будет обеспечен — сказать сегодня трудно. Более того, эта проблема может решаться далеко не единообразным способом, хотя бы потому, что все люди — очень разные. Широко разнятся принятые в разных стра-
нах традиции и представления об иерархии ценностей. Но важно, чтобы такой компромисс, в какой бы форме он ни выражался, снимал опасный уровень социальной напряженности, которая мешает полноценному использованию таланта граждан для преодоления внутренних и внешних трудностей в развитии общества. Первые два свойства необходимы для того, чтобы обеспечить выполнение третьего требования: рационально организованное общество должно быть способным выполнять условия экологического императива. Это значит, что развитие производительных сил не должно нарушать запретной черты. Однако соблюдения этих трех требований недостаточно. Имеется запутанный клубок труднейших проблем цивилизации, и есть необходимость в том, чтобы был достигнут еще один компромисс. Компромисс между рациональным сочетанием свободы рыночного механизма и направляющим воздействием общества. Или, выражаясь метафорически, требуется достичь сочетания рынка и антирынка. Карл Маркс утверждал, что вся дальнейшая история человечества будет историей последовательного уничтожения частной собственности на средства производства. Я думаю, что этот тезис в основных чертах отражает реальный ход вещей, если только не понимать словосочетание частная собственность в его наиболее примитивном смысле. В самом деле, уже акционерная или кооперативная форма собственности лишена многих характерных свойств, присущих обывательскому пониманию выражения частная собственность, которое подразумевает, что раз эта вещь моя, то я что хочу, то с нею и делаю! Следуя непрерывно растущей взаимозависимости, общество накладывает, причем в основном стихийно,
самые различные ограничения на использование собственности. Рождаются все новые и новые способы организации производительных сил, возникают различные правовые нормы, определяющие порядок пользования не только частной, но и личной собственностью. Независимо от деталей, любая собственность во все большей степени становится общественной, т. е. выполняет общественные функции; ее использование подчиняется все более и более жестким законам. Она служит не только субъекту собственности, но и остальным гражданам того или иного государства. Начинает играть все большую роль особая форма общественной собственности — собственность, принадлежащая всем людям. Примером такой собственности являются знания и идеи. У этих сущностей нет конкретного субъекта собственности — знания потенциально принадлежат всем, любой член общества может их использовать. И чем шире такая собственность используется людьми, тем это полезнее для всех членов конкретного общества, ибо размеры такой общей собственности — объем знаний — возрастают при их использовании. Хорошо по этому поводу сказал Бернард Шоу. В переводе на русский язык это звучит примерно так: Если я возьму у тебя яблоко, то у меня останется то же самое одно яблоко. Если же я возьму у тебя идею, то у нас окажутся уже две идеи. Исходя из общих принципов эволюционизма, можно предполагать, что в ближайшие десятилетия разнообразие форм собственности будет расти, и экономика в развивающихся обществах ближайших десятилетий будут многоукладной. Точно также будут расти разнообразие культур, национальных и религиозных особенностей жизни людей и т. п. Тем не менее, необходимость реализации экологического императива, а также взаимная интегра-
ция экономик отдельных стран потребуют появления у любых общественных устройств неких общих организационных структур, которые будут выражаться в таких явлениях, как: • система экологических законов и соответствующие органы контроля; • единые правила международного финансового обращения; • признание "главенствования" решений ООН; • ограничения суверенитетов и др. Подобные особенности ближайшего будущего — железная необходимость современности: человечество просто не сможет выжить на Земле, не обретя общих стандартов в своих взаимоотношениях с Природой. Вот почему сегодня больше, чем когда-либо, имеет смысл обсуждать принципы рациональной организации общества, вопросы согласования общественных структур с реальными условиями жизни людей. Такие факторы и меры способны, по моему мнению, постепенно перевести Общество и биосферу в эпоху ноосферы. Необходимым условием этого является создание на планете рационально организованного общества. Я убежден, что Мир идет к рационально организованному обществу, в котором при всем многоцветии культур утвердится единство человечества без национальных границ, национальных правительств и конфронтаций.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 484; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.133.147.193 (0.011 с.) |