Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Принцип дуализма и русский космизмСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Однако, несмотря на очевидные успехи рационализма и связанное с ним бурное развитие естественных наук, такой образ мышления и способ миропони-
мания отнюдь не превратился в некую универсальную веру и общепринятую позицию для научного анализа. Основные позиции рационализма как фундамента мировоззрения не могли быть приняты многими людьми и, прежде всего теми, кто обладал склонностью к религиозному мышлению. Особенно лицами, принадлежащими или близкими к клерикальным кругам, для которых была неприемлемой сама постановка Лапласом вопроса о Боге, как о некой гипотезе*. Религии, во всяком случае, католическая церковь XVIII—XIX веков не могли также принять Бога лишь в качестве Творца Начального Импульса и Наблюдателя, пусть даже Абсолютного, но лишенного права и возможности вмешиваться в извечный ход событий. В научных сферах рационалистическое видение мира тоже не вызвало однозначного отношения, ибо логическая цельность и непротиворечивость рационализма были совсем не очевидны. Я думаю, что Иммануил Кант был первым, кто обратил внимание на определенное логическое несоответствие между рациональностью всего того мира, который изучается наукой (наблюдателем) и иррациональностью Человека. В самом деле, Человек, в силу рационалистической парадигмы, должен был бы быть всего лишь составляющей частью механизма мироздания и строго подчиняться его законам, подобно тому, как планеты следуют закону всемирного тяготения. Одна- ______________ * В литературе бытует легенда о том, что знаменитый французский математик и астроном Пьер Лаплас на вопрос Наполеона, почему в его книге "Изложение системы мира" Бог ни разу не упоминается, якобы ответил: "Гражданин Первый консул, в этой гипотезе я не нуждался".
ко, он обладает свободой воли и ведет себя "как Бог на душу положит". Под влиянием таких фактов Кант сформулировал представление о дуализме, которое допускало признание наличия у человека не только материального, но и духовного начала, существующих вполне самостоятельно. В XIX веке критика классического рационализма довольно громко прозвучала и в России. В связи с этим имеет смысл напомнить некоторые страницы истории научной мысли моего отечества. До начала XVIII века общий уровень образования в России, а тем более научной мысли, были несопоставимы с тем, что происходило в этих областях в Западной Европе. Но благодаря энергичным действиям царя Петра Первого и его престолонаследников, приглашавших на работу в Россию иностранных ученых, ситуация стала быстро изменяться. В XVIII веке русскую науку представляли преимущественно немцы или швейцарцы, которым Российское правительство предоставляло значительно лучшие возможности для работы, чем они могли получить у себя на родине. Многие из них восприняли Россию как новое отечество и в своей массе с честью выполняли свои обязательства перед принявшей их в свое лоно страной. Более того, они оказались весьма хорошими учителями первых русских "национальных кадров". Начальный слой русских по рождению ученых состоял преимущественно из добросовестных учеников немецких учителей. Самостоятельно мыслящих ученых подобных Ломоносову в России на первых порах было очень немного. Но уже в тридцатые годы XIX века появились многочисленные русские ученики русских учите-
лей. Тогда-то и стала формироваться настоящая русская национальная научная школа. Был открыт и получил известность ряд университетов — не только в Петербурге и Москве, но также в Казани, Киеве, Варшаве, Юрьеве (Тарту). И, что может быть самое главное, в деятельности ученых, в выборе ими тематики исследований проявился ряд особенностей, свойственных русской культурной традиции. Ученики перестали быть похожими на то поколение своих учителей, которые дали им начальное воспитание. Русская наука пошла своими непроторенными дорогами. Стали возникать национальные научные и образовательные традиции, разумеется, тесно связанные с тем, что происходило в Западной Европе. К одной из таких русских традиций я отношу, если пользоваться современным языком, системность мышления, т.е. стремление к построению широких обобщающих конструкций. Научная деятельность Лобачевского и Менделеева являются тому прекрасными примерами. И первая принципиальная критика классического рационализма также прозвучала из России, причем из "Кружка любомудрия", члены которого отнюдь не были естествоиспытателями. Основателю этого кружка Владимиру Одоевскому принадлежит замечательная фраза: "Хотя рационализм подвел нас к вратам Истины, но не ему будет суждено их открыть". Несколько позднее прозвучал известный тезис основателя русской школы физиологии и психиатрии Ивана Сеченова: "Человека можно познать только в единстве его плоти, души и природы, которая его окружает". Постепенно в сознании русского научно-
го сообщества начало утверждаться представление о единстве окружающего мира и Человека, о его включенности в Природу. Это нерасторжимое единство не могло не стать важнейшим мировоззренческим фактором и предметом глубоких научных обобщений. Согласно таким представлениям Человека нельзя было мыслить только наблюдателем. Он — действующий субъект системы, включающей не только окружающую среду, но и все мироздание. Такое мировосприятие русской философской и научной мысли получило название "русского космизма". Это интеллектуальное течение в русской культуре, возникшее в середине XIX века, включает три направления, которые были представлены такими крупным фигурами как Н.Ф.Федоров, К.Э.Циолковский B.И.Вернадский, А.Л.Чижевский (естественнонаучное), В.С.Соловьев, П.А.Флоренский, C.H.Булгаков, Н.А.Бердяев (религиозно-философское), Ф.И.Тютчев, Н.К.Рерих (поэтическо-художественное). Это течение продолжали развивать наши современники В.Ф.Купревич и А.К.Манеев. Каждый из них внес уникальный вклад в это весьма своеобразное, не имеющее аналогов в мировой культуре проявление человеческого духа. Суть его можно кратко охарактеризовать, как попытку зафиксировать и объяснить "влияние Высших космических сил через человеческий разум на развитие планеты Земля, на организацию биосферы, околоземного пространства и Вселенной в целом"*, оказавшую влияние на развитие всего российского естествознания. ______________ * Гурьев В.Е. Русский космизм, М. 1992. С.50.
2. Совсем непросто устроен Мир! Дуализм Мира, необъединимость духа и материи, исключение духовной жизни из формирующейся картины мира, были, вероятно, одними из наиболее уязвимых мест в концепции классического рационализма. Еще одно представление, глубоко укоренившееся в сознание ученых, тормозило развитие науки. Это — убежденность в простоте окружающего Мира. Считалось, что он прост по своей сути. Реальность проста, а любая сложность — от лукавого, — утверждали некоторые мыслители. В основе простоты реальности, которую изучало естествознание, лежали такие очевидности, как представление об универсальности времени, то есть уверенность в том, что оно всюду и всегда течет одинаково, а также убежденность в том, что параллельные линии не пересекаются, что масса любого тела постоянна, что скорости складываются по правилам сложения параллелограмма, а сама скорость может быть любой и т. д. Ученые были убеждены, что эти представления суть аксиомы, раз и навсегда определенные, что в реальности все происходит так, как они это себе представляют, и никак иначе происходить не может. Такая убежденность имела под собой определенные основания, ибо именно эта простота, если угодно, реализм позволяли строить рациональные схемы, получать практически важные следствия, объяснять происходящее, строить машины, облегчать жизнь людей. Не всегда эти представления могли быть объяснены, но они всегда оставались простыми и понятными, т.е. — само собой разумеющимися. От обсуждения этих истин легче все-
го было отказаться, следуя св. Августину, который говорил, что пока его не спрашивают, что такое время, он это знает; когда же его об этом спрашивают, то он ничего сказать не может. Может быть самое трудное, что пришлось претерпеть естествознанию в конце XIX и начале XX веков — это преодолеть представление о такой простоте, отказаться от того, что само собой понятное — есть аксиома. Даже самым глубоким мыслителям было не легко смириться с тем, что Мир устроен бесконечно сложнее, чем то, как они привыкли думать, опираясь на реальность окружающего, и признать, что классические представления лишь частный случай того, что имеет место быть на самом деле. Пожалуй, первый настоящий шаг, нарушающий естественную простоту окружающего мира, сделал профессор Казанского университета Николай Иванович Лобачевский, доказавший, что постулат Евклида о том, что две прямые, перпендикулярные третьей, не пересекаются является самостоятельной аксиомой. Открытие русского ученого о существовании, помимо евклидовой геометрии, других, столь же непротиворечивых и логично построенных геометрий, в которых прямые линии могут бесконечно расходиться или пересекаться, было поистине научной революцией. И не столько в математике, сколько в мышлении и миропонимании. В конце XIX века рухнуло еще одно основополагающее представление классического рационализма — закон сложения скоростей. Майкельсон и Морли провели точнейшие измерения, которые показали, что скорость света не зависит от того, направлен ли
световой сигнал по направлению вращения Земли или в противоположную сторону*. В начале XX века разрушился еще ряд опор классического рационализма. Особое значение имело изменение представления об одновременности. Когда оказалось, что никакой сигнал не может распространяться мгновенно, т.е. с бесконечной скоростью, то стал вопрос о том, что значит "одновременность" и как ее проверить. Таким образом, первоначальная система взглядов на устройство мира усложнялась, и постепенно исчезало представление о "простоте" структуры мира и его геометрии. Но происходило не только усложнение картины Мира. Многое из того, что раньше представлялось очевидным и обыденным, оказалось на самом деле просто неверным. Оказалось невозможным, например, провести четкие различия между материей и энергией, между материей и пространством и связать их свойства с характером движения. Оказалось, что все эти отдельные представления — суть части единого неразрывного целого, а общепринятые их определения крайне условны. В результате, вырисовывавшаяся ранее перед учеными прекрасная картина Мира своей простотой и логичностью напоминавшая творения античных зод- ______________ * Интересно, что авторы этого знаменитого эксперимента, так и не поняли, что они прикоснулись к одной из самых сокровенных тайн Природы. Морли до самой смерти в начале 20-х годов нынешнего столетия, уже после знаменитых работ Эйнштейна, считал свои измерения ошибочными, противоречащими здравому смыслу, и все время думал о том, как бы следовало построить эксперимент таким образом, чтобы определить истинную величину суммы скорости света и скорости источника света.
чих, начала не просто искажаться, а утрачивать свою логичность и, главное — наглядность. Очевидное переставало быть не только понятным, а иногда оказывалось и элементарно неверным. В итоге науке пришлось расстаться с простотой. И это — уже навсегда! Наукой было понято главное — Мир в действительности сложен, и объяснение его лежит за пределами наглядности. Место Человека во Вселенной Но несмотря на то, что критика классического рационализма раздавалась в научной среде уже с середины XIX века, она еще долго не имела сколь-нибудь заметных последствий. Успехи естественных наук были столь впечатляющими, а технические новшества, полученные на основе общепринятых в то время идей, столь сильно изменяли всю жизнь, столь обогащали ее, что критика классического рационализма и редукционизма как единственного научного метода теоретического анализа воспринималась как проявление философских мудрствований. Классический рационализм оставался основой основ научного мировоззрения, во всяком случае, в среде ученых-естественников, т.е. физиков, математиков, биологов. Ни создание пангеометрии, ни открытие существования предельной скорости распространения сигнала, ни даже специальная теория относительности не были способны изменить главного содержания классического рационализма — превратить Человека из постороннего наблюдателя, который изучает Мир подобно биологу, рассматривающему под микроскопом устройство крыла насекомого, в действующего субъекта.
Новое понимание места Человека в Природе стало формироваться, начиная с двадцатых годов XX века, с появлением квантовой механики — науки о микромире. Квантовая механика — эта величайшая из наук, созданная человечеством — объяснила и показала на конкретных примерах, когда опора на очевидное, а также на гипотезу о возможности разделения субъекта и объекта, никаких знаний не приносит. Оказалось, что в действительности все между собой каким-то образом связано. Далеко не всегда понятно как, но связано! Человек, погруженный в эти связи, способен, сам того не желая, влиять на происходящее. Отсюда следует, что невозможно в принципе отделить исследователя от объекта исследования, что постороннего наблюдателя просто не существует. Он — всего лишь абстракция, которую можно с пользой употреблять во многих ситуациях, но и только. И далеко не всегда. Постоянно становилось понятным, что мы — люди являемся не просто зрителями, но и участниками мирового эволюционного процесса. И когда происходит формирование новой схемы взаимоотношения Человека и Природы, когда накопленные знания постепенно рождают новое понимание реальности, то это означает и новые действия, как-то меняющие окружающий мир, а, следовательно, и характер его эволюции. Даже знания, даже та картина Мира, которая рождается в умах мыслителей и ученых, как оказалось, влияет на характер эволюции окружающего мира, в котором мы живем. И это, может быть — самое главное, поскольку изменяет научные представления о месте и назначении Человека в Универсуме, вынуждает в совершенно новом
свете видеть место исследователя и оценивать меру его способности познавать окружающий мир. Я позволю себе сделать небольшое отступление биографического характера и рассказать о том, как менялся характер моего собственного мировосприятия. В Ростовском университете, где я работал в 50-х годах, мне было поручено вести методический семинар, в ходе которого я должен был разоблачать философские установки копенгагенской школы теоретической физики. Готовясь к семинару, я тщательно проштудировал несколько статей Нильса Бора и его коллег, посвященных методологическим вопросам квантовой механики, и однажды почувствовал себя жалким и невежественным учеником, которому многое предстоит начать учить заново. Я понял также, что Бор — один из величайших, если не самый великий из мыслителей XX века, но и увидел ничтожество и дилетантизм той мировоззренческой схемы, которую я был обязан — именно обязан — воспринимать как катехизис. С этого момента началась полная перестройка моего собственного мировоззрения. Она проходила медленно и болезненно. Усвоенные мной истины, а это были принципы классического рационализма, оказалось не так-то просто заменить новыми. Я никогда не видел и не слышал Бора, но именно его я считаю одним из своих духовных учителей, наряду с Пуанкаре и Вернадским. Вместе с чтением его работ уходила вера в непогрешимость классического рационализма, исчезало представление о возможности существования Абсолютного Наблюдателя, а, следовательно, и Абсолютной Истины. Принять последнее было для меня особенно трудном, но и
стало самым существенным, ибо Абсолютная Истина — была главным столпом, на котором покоилось мое тогдашнее мировоззрение. Вопрос о том, как же все происходит на самом деле, мне казался центральным вопросом научного знания. И отказ от самого вопроса стал революцией в моем сознании. История моего прозрения, я думаю, достаточна типична. Научное мышление очень консервативно, и утверждение новых взглядов, складывание новых методов научного познания, поиски адекватного представления об Истине и формирование в умах ученых непротиворечивой картины Мира происходили медленно и очень непросто.
ГЛАВА ЧЕТВЕРТАЯ
СОВРЕМЕННЫЙ РАЦИОНАЛИЗМ Вселенная — единая система Взаимосвязанных элементов Отказ от привычных и понятных постулатов классического рационализма, допустимость беспредельного расширения самых фундаментальных и, казалось бы, незыблемых истин знаменовали еще одну революцию в научном познании — переход рационализма в новую форму, которую я называю современным рационализмом.
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.217.118.7 (0.012 с.) |