Коллективный Интеллект человечества 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Коллективный Интеллект человечества



Коллективный Интеллект — естественный фено­мен. Его развитие происходит одновременно с разви­тием интеллекта (разума) отдельного человека. Но характер развития Коллективного Интеллекта каче­ственно отличается от характера развития индивиду­ального мозга. В последнем случае происходит чисто физиологический процесс, и, по мере смещения акцента развития с морфологического совершенствования на формирование общественных институтов, потенциальные возможности индивидуального разу­ма достигают некоего предела, зависящего от степе­ни физиологического совершенства конкретного об­ладателя мозга.

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

Надо полагать, что, начиная с предледниковой эпохи, интеллект отдельного индивидуума, как и ос­тальные составляющие организма Человека, практи­чески перестал развиваться. Однако развитие Кол­лективного Интеллекта человечества не только не прекратилось, но и до сих пор продолжается, при­чем все возрастающими темпами. Если применитель­но к эпохе неолита можно говорить о Коллективном Интеллекте обитателей одной пещеры, в лучшем случае — одного племени, то в период максимума голоцена, т. е. к III тысячелетию до н.э., когда по­явилась первая иероглифическая письменность в Ме­сопотамии и Египте, начал возникать Коллективный Интеллект локальных цивилизаций. С появлением феномена науки и по мере развития техники и про­мышленности, в процессе расширения возможностей для межконтинентальных коммуникаций, приведшем к интенсификации конструктивных (а не только раз­рушительных) международных отношений в различ­ных областях, уже в начале XX века была заложе­на материальная база для зарождения Коллективного Интеллекта в масштабах Планетарного Сообщества.

В послевоенные десятилетия вместе с развитием телевидения и электронных средств связи, особенно вычислительной техники, и постепенным формирова­нием всепланетарного гражданского общества ско­рость развития Коллективного Интеллекта резко возросла. Но до недавнего времени это развитие носило преимущественно стихийный характер, и в общественном сознании только начали создаваться предпосылки для формирования планетарного Кол­лективного Интеллекта. Лавинообразное развитие средств связи, диверсификация методов накопления и обработки информации, совершенствование компь­ютерных технологий и другие подобные процессы,

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

происходящие в конце XX века, создали совершено новые возможности для развития Коллективного Интеллекта.

Процесс формирования Коллективного Интеллекта напоминает историю развития мозга, когда увеличе­ние числа нейронов в мозгу предков современного человека и усложнение связи между нейронами при­вело к появлению сознания. Свойства сознания нельзя вывести в качестве следствия простого сочетания свойств отдельных нейронов, подобно тому, как свой­ства архитектурного комплекса нельзя вывести из свойств строительных материалов. Коллективный ин­теллект человечества также не является суммой индивидуальных Разумов. Он образуется в процессе самоорганизации во Вселенной на определенном эта­пе общественного развития в планетарном масштабе, происходящем под влиянием как материальных, так и социальных факторов.

Коллективным Интеллектом (Коллективным Ра­зумом) человечества я называю системное свой­ство совокупности индивидуальных разумов лю­дей, способных обмениваться информацией, фор­мировать общее миропонимание, совершенствовать коллективную память и, может быть, в будущем вырабатывать и принимать Коллективные Решения.

Интеллект и развитие Универсума

Возникновение интеллекта — это начало перехода к новому периоду в едином мировом процессе само­организации материального мира. Тому периоду, ког­да материя обретает способность познавать самое себя, а, следовательно, и предвидеть некоторые послед­ствия активности носителя мозга. На этом этапе по­является принципиальная возможность изменения

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

многих черт мирового эволюционного процесса, т.е. выбора пути развития. С этим связано обретение эволюционным процессом новых стимулов и возмож­ностей для направляемого развития Универсума. В условиях Земли эта потенциальная возможность воз­никает вместе с совершенствованием Человека, его общественной организации, а также при определен­ном уровне развития науки и техники.

Появление на Земле интеллекта — столь же ес­тественный и закономерный этап ее космической истории, как и Возникновение жизни на планете. И событие это столь же эпохальное, как и появле­ние живого вещества. По мере развития интеллекта изменяются радикальным образом темпы основных эволюционных процессов, протекающих во внешней оболочке Земли и в биосфере, в частности. И не только темпы. Вместе с интеллектом качественно изменяются регулирующие возможности живого ве­щества, степень его влияния на эволюцию нашей планеты.

Задумываясь над общей схемой процесса самоорга­низации материи и развитием того процесса, кото­рый привел к появлению Человека, невольно прихо­дишь к мыслило том, что, возможно, такая схема достаточно универсальна. Может быть, она является одним из проявлений самоорганизации косной мате­рии вообще? Если это допущение справедливо, то, может быть, и на Марсе могла бы возникнуть жизнь, похожая на земную, если бы эта планета не успела так быстро остыть, и на ее поверхности, хотя бы в течение одного миллиарда лет, продолжали суще­ствовать океаны. Утвердившись на Марсе, пленка живого вещества, вероятно, тоже стала бы играть роль планетарного регулятора, поддерживающего ус­ловия своего гомеостаза. А значит, и на этой планете

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

мог бы начаться процесс, подобный тому, который на Земле привел к возникновению Разума.

Несмотря на высказанную гипотезу об универсаль­ности представленной схемы эволюционного процес­са, нет оснований предполагать существование более глубоких аналогий. Иными словами, если бы на Мар­се возникла генетическая память, то набор нуклеи­новых кислот, который кодирует информацию, мог бы оказаться, вероятнее всего, совершенно иным, а соответствующий алфавит имел бы иные буквы и иные качества.

Все сказанное о Марсе, не более, чем фантазия. Но обращаясь к ней, я хочу рельефнее выразить мысль этой части книги: жизнь и интеллект пред­ставляют собой естественные и, может быть, типич­ные особенности процесса самоорганизации материи. Я подчеркиваю — не мозг, а именно интеллект, ибо мозг — всего лишь морфологическая особенность орга­низации нервной системы земных организмов. Воз­можно, в иных, не земных условиях, связанная с мозгом централизация управляющих функций орга­низмов оказалась бы совершенно иной.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 

ЗАРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА

Первые шаги прачеловека

Начальная стадия процесса формирования челове­чества, который в науке обозначается термином антропогенез, не была однозначной и прямолиней­ной. В ходе этого процесса возникали разные фор-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

мы прачеловека, как те, которые были способны успешно развиваться в тогдашних условиях, так и те, которые практически остановились в своем раз­витии, а затем были уничтожены в результате все более и более жесткого естественного отбора. Алго­ритмы генетического уровня и сиюминутный успех в приспособлении к условиям обитания иногда приво­дил к узкой специализации, например, к гигантизму. Но такая специализация осуществлялась в ущерб развитию других качеств индивидов, в частности со­вершенствованию их Разума, что было особенно важно. Поэтому даже незначительные изменения в условиях обитания оказывались для подобных форм гибельными.

По данным археологии, около трех миллионов лет тому назад началось общее похолодание климата на Земле. Уменьшилась влажность и, как следствие, начала сокращаться площадь тропических лесов. Их место стала занимать засушливая саванна. Ареал обитания человекообразных обезьян и других прима­тов резко сузился. В лесах сохранились лишь наибо­лее приспособленные. Более слабые, менее приспо­собленные к жизни в тропическом лесу, должны были либо погибнуть, поскольку на всех пищи уже не хватало, либо уйти из леса в саванну и, найдя новую, еще не занятую экологическую нишу, су­меть приспособиться к совершенно новым для них условиям. А условия для жизни в саванне были не только гораздо более сложными. Они качественно отличались от прежних, относительно благополуч­ных, в которых наши предки, которых мы называем австралопитеками, обитали уже в течение милли­онов лет. Привычная для них, можно сказать, рав­новесная форма существования оказалась нарушен­ной. И начался стремительный переходный процесс,

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

который должен был привести либо к вымиранию этого биологического вида, либо к формированию совершенно иной его организации, т. е. к появлению нового биологического вида.

Произошло последнее! Это показали удивительные открытия, сделанные в 60-е годы текущего столетия в Олдувайском ущелье, в Танзании, известным ке­нийским археологом и антропологом англичанином Льюисом Лики, руководившим группой ученых, в которую входили его супруга, их дети, а также сподвижники. Эти открытия позволили с большой точностью восстановить облик того эволюционного древа, одна из ветвей которого привела к появлению Человека. После этих открытий стала более или менее понятна основная характеристика того переходного процесса, который отделял современного Человека от его обезьяноподобных предков.

В саванне не было спасительных деревьев, давав­ших и пищу, и кров, а самое главное, защищавших обезьян от многочисленных врагов. Наш хилый пре­док, выжитый из леса своими более удачливыми собратьями, был вынужден, чтобы не погибнуть, овладеть совершенно новыми для него приемами жизни. Ему — вегетарианцу — пришлось приучаться к мясной пище. Но именно это и сделало его более сильным, более энергичным и подвижным.

Трудности нового образа жизни позволили нашему предку реализовать те потенциальные возможности эволюции, которыми обладали в ту пору его современники из мира животных. Поскольку австралопи­тек оказался лишенным деревьев, на которые он мог бы забраться в минуты опасности и для того, чтобы видеть то, что происходило вокруг, ему пришлось вытянуться во весь рост и встать на задние лапы. Благодаря этому у него оказались освобожденными передние конечности, которые постепенно преврати-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

лись в руки, способные использовать палку или подвернувшийся камень в качестве орудия для до­бычи пищи или защиты, а при подходящем случае и для нападения.

В этих новых условиях особое значение приобрели зачатки интеллекта, уже имевшиеся у приматов. Нич­тожное превосходство квазиинтеллекта этих существ начинало давать, наверное, огромный эффект. Я думаю, что этот период характеризовался очень жестким отбором (прежде всего внутривидовым), в котором основную роль играла интеллектуальная стратификация. Именно она позволяла легче вы­живать более находчивым, чем, возможно, более сильным.

Косвенным подтверждением этого может служить та удивительная скорость эволюции мозга, которая имела место на начальном этапе антропогенеза. В сопоставлении с характерными для того времени скоростями других эволюционных процессов (напри­мер, за тот же период человекообразные обезьяны практически не изменились) качественная перестройка мозга прачеловека произошла в одно мгновение. Она носила поистине взрывной характер. Наш предок поразительно быстро овладел возможностями исполь­зовать те примитивные средства, которые оказались в его распоряжении. Очень скоро он начал создавать новые вещи, ранее неизвестные Природе. Это были орудия труда, созданные из камня, дерева, кости...

Наконец, он подчинил себе огонь. Хотя этот факт и принадлежит теории антропогенеза, но одновре­менно — он веха в истории человечества. Для овла­дения огнем требовалось наличие довольно развитого Разума. Огонь помог Человеку пережить холод лед­никовых эпох, и не только защитил его от много­численных хищников, но и дал возможность питать­ся вареной пищей. Тем самым были высвобождены

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

значительные ресурсы для дальнейшего развития всего организма.

Перестройка информационной основы мозга — это лишь один из фактов, характеризующий эволюцион­ный скачок. Не менее важным было изменение морфологии мозга и, прежде всего, появление лоб­ных долей. Это качественно изменило мироощуще­ние индивида. Создалась биологическая основа для возникновения того, что мы теперь называем духов­ным миром Человека.

Но постепенно, начиная с некоторого времени, скорость эволюционного процесса, который на на­чальном этапе приводил к быстрому морфологичес­кому изменению прачеловека, начала спадать. 30—40 тысяч лет тому назад чисто биологическое развитие нашего непосредственного предка практически остановилось. Человек из Кро-Маньона (грот во Франции, где впервые были найдены его останки) — общий предок людей, ныне живущих на Земле, по существу ничем от современного Человека не отличался*.

Происшедшее на заключительной стадии антропо­генеза замедление скорости биологического развития Человека могло означать только одно. В силу каких-то причин активность внутривидового отбора и, прежде всего, внутривидовая агрессивность — основной дви­житель процессов биологической эволюции — начали постепенно затухать. Биологическая эволюция, в том числе и развитие мозга, прекратилась (или почти прекратилась). Механизм генетического совершенство­вания Человека на основе внутривидового отбора практически перестал функционировать. Процесс ант-

______________

* В действительности, он был, вероятно, несколько лучше, а может быть, и умнее нас. В те времена еще не научились сохра­нять жизнь людям, отягощенным наследственными (генетическими) заболеваниями, и можно полагать, что среди кроманьонцев было меньше людей, несших на себе такой генетический груз.

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

ропогенеза перешел в общественную стадию, что в последствии придало эволюционным процессам та­кие скорости, которые, по меньшей мере, на поря­док превысили скорости, присущие биологическим изменениям. Об этом свидетельствует, например, такой факт. Для того, чтобы из трехпалой лапы, которой обладали предки лошади, образовалось копыто, пона­добилось около 30—40 миллионов лет. А на весь про­цесс антропогенеза — от появления австралопитека в африканской саванне до овладения Человеком атом­ной энергией — ушло не более трех миллионов лет.

Для отказа от использования механизма генетичес­кого совершенствования, механизма, которому Чело­век обязан- своим утверждением на вершине биологической пирамиды, должны были быть могучие причины. Об их содержании мы можем лишь догады­ваться и строить некоторые гипотезы.

2. Инстинкт волка



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 527; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.58.150.59 (0.021 с.)