Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Коллективный Интеллект человечестваСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте Коллективный Интеллект — естественный феномен. Его развитие происходит одновременно с развитием интеллекта (разума) отдельного человека. Но характер развития Коллективного Интеллекта качественно отличается от характера развития индивидуального мозга. В последнем случае происходит чисто физиологический процесс, и, по мере смещения акцента развития с морфологического совершенствования на формирование общественных институтов, потенциальные возможности индивидуального разума достигают некоего предела, зависящего от степени физиологического совершенства конкретного обладателя мозга.
Надо полагать, что, начиная с предледниковой эпохи, интеллект отдельного индивидуума, как и остальные составляющие организма Человека, практически перестал развиваться. Однако развитие Коллективного Интеллекта человечества не только не прекратилось, но и до сих пор продолжается, причем все возрастающими темпами. Если применительно к эпохе неолита можно говорить о Коллективном Интеллекте обитателей одной пещеры, в лучшем случае — одного племени, то в период максимума голоцена, т. е. к III тысячелетию до н.э., когда появилась первая иероглифическая письменность в Месопотамии и Египте, начал возникать Коллективный Интеллект локальных цивилизаций. С появлением феномена науки и по мере развития техники и промышленности, в процессе расширения возможностей для межконтинентальных коммуникаций, приведшем к интенсификации конструктивных (а не только разрушительных) международных отношений в различных областях, уже в начале XX века была заложена материальная база для зарождения Коллективного Интеллекта в масштабах Планетарного Сообщества. В послевоенные десятилетия вместе с развитием телевидения и электронных средств связи, особенно вычислительной техники, и постепенным формированием всепланетарного гражданского общества скорость развития Коллективного Интеллекта резко возросла. Но до недавнего времени это развитие носило преимущественно стихийный характер, и в общественном сознании только начали создаваться предпосылки для формирования планетарного Коллективного Интеллекта. Лавинообразное развитие средств связи, диверсификация методов накопления и обработки информации, совершенствование компьютерных технологий и другие подобные процессы,
происходящие в конце XX века, создали совершено новые возможности для развития Коллективного Интеллекта. Процесс формирования Коллективного Интеллекта напоминает историю развития мозга, когда увеличение числа нейронов в мозгу предков современного человека и усложнение связи между нейронами привело к появлению сознания. Свойства сознания нельзя вывести в качестве следствия простого сочетания свойств отдельных нейронов, подобно тому, как свойства архитектурного комплекса нельзя вывести из свойств строительных материалов. Коллективный интеллект человечества также не является суммой индивидуальных Разумов. Он образуется в процессе самоорганизации во Вселенной на определенном этапе общественного развития в планетарном масштабе, происходящем под влиянием как материальных, так и социальных факторов. Коллективным Интеллектом (Коллективным Разумом) человечества я называю системное свойство совокупности индивидуальных разумов людей, способных обмениваться информацией, формировать общее миропонимание, совершенствовать коллективную память и, может быть, в будущем вырабатывать и принимать Коллективные Решения. Интеллект и развитие Универсума Возникновение интеллекта — это начало перехода к новому периоду в едином мировом процессе самоорганизации материального мира. Тому периоду, когда материя обретает способность познавать самое себя, а, следовательно, и предвидеть некоторые последствия активности носителя мозга. На этом этапе появляется принципиальная возможность изменения
многих черт мирового эволюционного процесса, т.е. выбора пути развития. С этим связано обретение эволюционным процессом новых стимулов и возможностей для направляемого развития Универсума. В условиях Земли эта потенциальная возможность возникает вместе с совершенствованием Человека, его общественной организации, а также при определенном уровне развития науки и техники. Появление на Земле интеллекта — столь же естественный и закономерный этап ее космической истории, как и Возникновение жизни на планете. И событие это столь же эпохальное, как и появление живого вещества. По мере развития интеллекта изменяются радикальным образом темпы основных эволюционных процессов, протекающих во внешней оболочке Земли и в биосфере, в частности. И не только темпы. Вместе с интеллектом качественно изменяются регулирующие возможности живого вещества, степень его влияния на эволюцию нашей планеты. Задумываясь над общей схемой процесса самоорганизации материи и развитием того процесса, который привел к появлению Человека, невольно приходишь к мыслило том, что, возможно, такая схема достаточно универсальна. Может быть, она является одним из проявлений самоорганизации косной материи вообще? Если это допущение справедливо, то, может быть, и на Марсе могла бы возникнуть жизнь, похожая на земную, если бы эта планета не успела так быстро остыть, и на ее поверхности, хотя бы в течение одного миллиарда лет, продолжали существовать океаны. Утвердившись на Марсе, пленка живого вещества, вероятно, тоже стала бы играть роль планетарного регулятора, поддерживающего условия своего гомеостаза. А значит, и на этой планете
мог бы начаться процесс, подобный тому, который на Земле привел к возникновению Разума. Несмотря на высказанную гипотезу об универсальности представленной схемы эволюционного процесса, нет оснований предполагать существование более глубоких аналогий. Иными словами, если бы на Марсе возникла генетическая память, то набор нуклеиновых кислот, который кодирует информацию, мог бы оказаться, вероятнее всего, совершенно иным, а соответствующий алфавит имел бы иные буквы и иные качества. Все сказанное о Марсе, не более, чем фантазия. Но обращаясь к ней, я хочу рельефнее выразить мысль этой части книги: жизнь и интеллект представляют собой естественные и, может быть, типичные особенности процесса самоорганизации материи. Я подчеркиваю — не мозг, а именно интеллект, ибо мозг — всего лишь морфологическая особенность организации нервной системы земных организмов. Возможно, в иных, не земных условиях, связанная с мозгом централизация управляющих функций организмов оказалась бы совершенно иной.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
ЗАРОЖДЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА Первые шаги прачеловека Начальная стадия процесса формирования человечества, который в науке обозначается термином антропогенез, не была однозначной и прямолинейной. В ходе этого процесса возникали разные фор-
мы прачеловека, как те, которые были способны успешно развиваться в тогдашних условиях, так и те, которые практически остановились в своем развитии, а затем были уничтожены в результате все более и более жесткого естественного отбора. Алгоритмы генетического уровня и сиюминутный успех в приспособлении к условиям обитания иногда приводил к узкой специализации, например, к гигантизму. Но такая специализация осуществлялась в ущерб развитию других качеств индивидов, в частности совершенствованию их Разума, что было особенно важно. Поэтому даже незначительные изменения в условиях обитания оказывались для подобных форм гибельными. По данным археологии, около трех миллионов лет тому назад началось общее похолодание климата на Земле. Уменьшилась влажность и, как следствие, начала сокращаться площадь тропических лесов. Их место стала занимать засушливая саванна. Ареал обитания человекообразных обезьян и других приматов резко сузился. В лесах сохранились лишь наиболее приспособленные. Более слабые, менее приспособленные к жизни в тропическом лесу, должны были либо погибнуть, поскольку на всех пищи уже не хватало, либо уйти из леса в саванну и, найдя новую, еще не занятую экологическую нишу, суметь приспособиться к совершенно новым для них условиям. А условия для жизни в саванне были не только гораздо более сложными. Они качественно отличались от прежних, относительно благополучных, в которых наши предки, которых мы называем австралопитеками, обитали уже в течение миллионов лет. Привычная для них, можно сказать, равновесная форма существования оказалась нарушенной. И начался стремительный переходный процесс,
который должен был привести либо к вымиранию этого биологического вида, либо к формированию совершенно иной его организации, т. е. к появлению нового биологического вида. Произошло последнее! Это показали удивительные открытия, сделанные в 60-е годы текущего столетия в Олдувайском ущелье, в Танзании, известным кенийским археологом и антропологом англичанином Льюисом Лики, руководившим группой ученых, в которую входили его супруга, их дети, а также сподвижники. Эти открытия позволили с большой точностью восстановить облик того эволюционного древа, одна из ветвей которого привела к появлению Человека. После этих открытий стала более или менее понятна основная характеристика того переходного процесса, который отделял современного Человека от его обезьяноподобных предков. В саванне не было спасительных деревьев, дававших и пищу, и кров, а самое главное, защищавших обезьян от многочисленных врагов. Наш хилый предок, выжитый из леса своими более удачливыми собратьями, был вынужден, чтобы не погибнуть, овладеть совершенно новыми для него приемами жизни. Ему — вегетарианцу — пришлось приучаться к мясной пище. Но именно это и сделало его более сильным, более энергичным и подвижным. Трудности нового образа жизни позволили нашему предку реализовать те потенциальные возможности эволюции, которыми обладали в ту пору его современники из мира животных. Поскольку австралопитек оказался лишенным деревьев, на которые он мог бы забраться в минуты опасности и для того, чтобы видеть то, что происходило вокруг, ему пришлось вытянуться во весь рост и встать на задние лапы. Благодаря этому у него оказались освобожденными передние конечности, которые постепенно преврати-
лись в руки, способные использовать палку или подвернувшийся камень в качестве орудия для добычи пищи или защиты, а при подходящем случае и для нападения. В этих новых условиях особое значение приобрели зачатки интеллекта, уже имевшиеся у приматов. Ничтожное превосходство квазиинтеллекта этих существ начинало давать, наверное, огромный эффект. Я думаю, что этот период характеризовался очень жестким отбором (прежде всего внутривидовым), в котором основную роль играла интеллектуальная стратификация. Именно она позволяла легче выживать более находчивым, чем, возможно, более сильным. Косвенным подтверждением этого может служить та удивительная скорость эволюции мозга, которая имела место на начальном этапе антропогенеза. В сопоставлении с характерными для того времени скоростями других эволюционных процессов (например, за тот же период человекообразные обезьяны практически не изменились) качественная перестройка мозга прачеловека произошла в одно мгновение. Она носила поистине взрывной характер. Наш предок поразительно быстро овладел возможностями использовать те примитивные средства, которые оказались в его распоряжении. Очень скоро он начал создавать новые вещи, ранее неизвестные Природе. Это были орудия труда, созданные из камня, дерева, кости... Наконец, он подчинил себе огонь. Хотя этот факт и принадлежит теории антропогенеза, но одновременно — он веха в истории человечества. Для овладения огнем требовалось наличие довольно развитого Разума. Огонь помог Человеку пережить холод ледниковых эпох, и не только защитил его от многочисленных хищников, но и дал возможность питаться вареной пищей. Тем самым были высвобождены
значительные ресурсы для дальнейшего развития всего организма. Перестройка информационной основы мозга — это лишь один из фактов, характеризующий эволюционный скачок. Не менее важным было изменение морфологии мозга и, прежде всего, появление лобных долей. Это качественно изменило мироощущение индивида. Создалась биологическая основа для возникновения того, что мы теперь называем духовным миром Человека. Но постепенно, начиная с некоторого времени, скорость эволюционного процесса, который на начальном этапе приводил к быстрому морфологическому изменению прачеловека, начала спадать. 30—40 тысяч лет тому назад чисто биологическое развитие нашего непосредственного предка практически остановилось. Человек из Кро-Маньона (грот во Франции, где впервые были найдены его останки) — общий предок людей, ныне живущих на Земле, по существу ничем от современного Человека не отличался*. Происшедшее на заключительной стадии антропогенеза замедление скорости биологического развития Человека могло означать только одно. В силу каких-то причин активность внутривидового отбора и, прежде всего, внутривидовая агрессивность — основной движитель процессов биологической эволюции — начали постепенно затухать. Биологическая эволюция, в том числе и развитие мозга, прекратилась (или почти прекратилась). Механизм генетического совершенствования Человека на основе внутривидового отбора практически перестал функционировать. Процесс ант- ______________ * В действительности, он был, вероятно, несколько лучше, а может быть, и умнее нас. В те времена еще не научились сохранять жизнь людям, отягощенным наследственными (генетическими) заболеваниями, и можно полагать, что среди кроманьонцев было меньше людей, несших на себе такой генетический груз.
ропогенеза перешел в общественную стадию, что в последствии придало эволюционным процессам такие скорости, которые, по меньшей мере, на порядок превысили скорости, присущие биологическим изменениям. Об этом свидетельствует, например, такой факт. Для того, чтобы из трехпалой лапы, которой обладали предки лошади, образовалось копыто, понадобилось около 30—40 миллионов лет. А на весь процесс антропогенеза — от появления австралопитека в африканской саванне до овладения Человеком атомной энергией — ушло не более трех миллионов лет. Для отказа от использования механизма генетического совершенствования, механизма, которому Человек обязан- своим утверждением на вершине биологической пирамиды, должны были быть могучие причины. Об их содержании мы можем лишь догадываться и строить некоторые гипотезы. 2. Инстинкт волка
|
|||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 564; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.96.108 (0.015 с.) |