Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Будущие противостояния цивилизацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте
В получившей широкую известность статье С.Хантингтона "Столкновение цивилизаций"* делается справедливый вывод о роли границ цивилизационных разломов в современной истории и об этих границах как ______________ * Русский перевод ее опубликован в журнале "Полис" за 1994 г., № 1.
о возможных линиях будущих фронтов, в том числе горячих. Автор этой статьи, так же как и Тойнби, относит религиозный фактор к числу особенностей, определяющих облик цивилизаций. Слов нет — религия оказывает огромное влияние на формирование духовного мира человека, и, тем самым, на утверждение тех или иных цивилизационных характеристик. Но, по-моему, вся эта проблема гораздо сложнее, чем это описано в статье уважаемого профессора политологии. Я полагаю, в частности, что не следует переоценивать влияния церкви. Цивилизация, духовный мир человека, условия его жизни и структура его верований завязаны в нерасторжимый узел. Вряд ли, например, можно отрицать, что существует и обратное влияние цивилизации на формирование религии. Я даже думаю, что не столько религия формирует цивилизацию, сколько цивилизация выбирает ту или иную религию и адаптирует ее к своим духовным и материальным потребностям. Любая цивилизация возникала гораздо раньше религии, принятой тем или иным народом, и цивилизационные стандарты меняются весьма медленно. Я думаю, что совсем не случайно на относительно небольшом пространстве Ближнего Востока родились три мировых религии, в основе которых лежал принцип единобожия. Таков был общий духовный настрой цивилизаций этого края, населенного кочевниками, проводившими многие ночи в пустыне под сверкающими звездами в чистом небе. И не случайно также, что и иудаизм, и христианство, в конечном счете были оттуда вытеснены, а ислам безоговорочно принят. Этого нельзя объяснить только победами воинов Магомеда.
Что же касается Европы, то она, точнее, ее индивидуалистическая цивилизация, не приняла ислама. Она не могла его принять, как, наверное, не смогла бы принять даосизм, сводящий человека к роли винтика в общественном механизме. Это не Карл Мартелл разбил при Пуатье войска арабов, перешагнувших Пиренеи, а Европа отказалась следовать той форме единобожия, которая утверждала шариат и главенство заветов Пророка как основу, определяющую все светские деяния. Примером неприятия диктатуры религии может служить факт из истории католической церкви. Как известно, претензии Папы Римского на светскую власть окончились авиньонским пленением. Точно так же и Древняя Русь в IX веке, когда ислам пришел на Русскую платформу, не приняла его, и он смог утвердиться только в Волжской Булгарии. Да и христианство Древняя Русь приняла особое. Русские предпочли греческую церковь римской, поскольку она была ближе к их изначальным духовным предрасположенностям, чем католицизм с его жесткой церковной иерархией и регламентациями, с его богослужениями на непонятном латинском языке. Уже с тех пор на Руси установилась неприязнь к латинянам, которая прошла через всю нашу историю. Заметим, что эта неприязнь была взаимной и основывалась она не на экономических или классовых противоречиях, а на различии цивилизаций и на непохожести духовных миров, в особенности. Кстати говоря, некоторые славянские племена приняли католицизм еще в начале нынешнего тысячелетия, но народы, образовавшиеся на основе этих племен, до сих пор полностью не вошли в Европу. Европейцами сделались разве что полабские славяне и жители Померании, полностью потерявшие свою
славянскую идентичность и ассимилированные немцами, подобно угро-финским племенам центральной России, ассимилированным русскими. Что же касается поляков, западных украинцев, чехов и других католических народов славянского корня, то они остались частью промежуточного пространства между двумя цивилизациями. Настоящий Запад рассматривал их скорее как районы своих ленных владений либо как предметы торга с Россией или Турцией, чем как свою естественную составляющую. Чтобы можно было отчетливее представить глубину различия в происхождении сложившихся цивилизационных разломов, я сошлюсь на еще один пример. В XII веке венецианец Марко Поло прошел по шелковому пути и добрался до Китая. Не китаец, житель по тем временам самой могущественной и богатой империи мира открыл Европу для Китая, а западный купец открыл путь из Европы в Китай. А еще через два века португальцы на своих утлых лодочках, которые они гордо называли каравеллами, достигли Китая — страны, строившей в то время корабли водоизмещением в тысячи тонн, оснащенные разнообразным навигационным оборудованием, на которых имелись даже плавательные бассейны. И не Китай открыл Америку — она ему была не нужна, как и Европа. Самую высокую ценность для китайской цивилизации представлял сам Китай. Его тоже потрясали нашествия и войны, но это были лишь поверхностные волны над почти недвижными глубинами человеческого океана. И этому океану не было дела до того, что происходило в какой-то Европе. Причины вероятно неизбежного столкновения цивилизаций, по моему мнению, лежат в гораздо более глубоких горизонтах. Одним из важнейших осно-
ваний для современных цивилизационных противостояний являются процессы модернизации и распространение некоторых всепланетарных стандартов, отвечающих потребностям современного этапа научно-технической революции. Противоречия, которые сегодня у всех на виду, противоречия, порождаемые (может быть, лучше оказать — стимулируемые) процессами модернизации, представляют основную опасность для судеб рода человеческого. На линиях цивилизационных разломов уже возникают фронты вследствие противоречий, которые подхлестываются модернизационной волной. Положение на линии разлома европейско-американской и азиатско-тихоокеанской цивилизации, по-видимому, не приведет к горячим фронтам, во всяком случае, в обозримом будущем. Но противостояния будут нарастать, и уже сегодня мы видим ростки будущих трудностей. Они носят, прежде всего, экономический характер. Идет соревнование в способности эффективно реализовывать потенциальные возможности модернизации. И первые результаты этого соревнования можно предсказать: начнется постепенное вытеснение продукции Соединенных Штатов Америки с большинства восточных рынков. Как было отмечено выше, тихоокеанские цивилизации более или менее безболезненно приняли те формы жизни, которые сопутствуют модернизации. Но только формы, а содержание жизни осталось почти неизменным. Да и эти формы они подстроили, трансформировали под свои мерки и нашли новые образцы жизни, интенсифицирующие модернизационные процессы. В исламском мире эти процессы идут совершенно по-иному. И предсказать их развитие гораздо сложнее, ибо сами формы жизни определяется там, в
основном, религией. Ислам, между прочим — это не только религия, это — порядок во взаимоотношениях людей с Богом и порядок отношений между самими людьми, а также образ жизни, усвоенный веками и продолжающий некоторые доисламские традиции. Я думаю, что неприятие либерализма — пожалуй, лучше сказать, некоторых западных стандартов — исламскими странами повлечет за собой их отставание в промышленном производстве, в развитии новых идей и технологий. А новые идеи (и способность их индуцировать) являются тем основным продуктом на мировом рынке, который в нынешние времена в значительной мере определяет положение страны в планетарном сообществе больше, чем запасы минеральных ресурсов. Вот почему неприятие некоторых новых форм жизни и главным образом новой логики мышления обрекает народы, их не принявшие, на судьбу неандертальцев, не нашедших себе места в общей экологической нише наших далеких предков. Но с таким финалом собственной истории ни один народ добровольно не согласится. И если не будет найден ответ на вызов модернизации, то люди возьмутся за оружие. Тогда никакой контроль не помешает созданию в этих странах ядерных боеприпасов и современных средств доставки. А может быть, и созданию других средств массового уничтожения людей. Если мировое сообщество не примет мер, не найдет в себе сил для глубокого компромисса и глубокой перестройки своей организации, то процессы модернизации могут привести к горячим фронтам, линии которых действительно могут пройти по границам цивилизационных разломов. Однако самые опасные противостояния, которые возникнут и уже начинают возникать, по моему мнению, будут связаны с экологическими проблема-
ми — с проблемами организации единой жизни очень разных цивилизаций на беднеющей планете. Такие противостояния будут связаны с проблемами раздела ресурсов, т. е. богатств, которые дала нам планета и которых заведомо недостаточно для удовлетворения ныне существующих аппетитов людей. Постепенно эти противостояния — потребуют нового устройства планетарного сообщества, отвечающего требованиям экологического императива. И если не будут приняты упреждающие меры, то это может привести к катастрофическим последствиям. В связи с этим не мешает вспомнить некоторые уроки истории. Древним цивилизациям не очень-то удавалось справляться с экологическими кризисами. Обычно на место одних народов, оказавшихся в условиях все ухудшающейся экологической обстановки, приходили другие, обладавшие новыми технологиями и новыми жизненными стандартами. Именно так закончилась пятнадцативековая история древнего Шумера. Из-за чрезмерного использования воды для полива и сверхинтенсивной обработки почв начались их постепенное засоление и эрозия. Вследствие этого стала резко сокращаться урожайность, возникла нехватка продуктов питания, усилилась миграция населения. Варвары, пришедшие с севера, не только разрушили эту древнейшую цивилизацию, но и вовсе стерли ее из памяти человечества. По существу похожим образом развивались события в Римской империи, распад которой происходил на фоне деградации сельского хозяйства и уменьшения свободного народонаселения, вызванного сокращением рождаемости. Приход варваров лишь ускорил события. Гибель Римской империи нельзя, конечно, объяснять только ухудшением экологических условий и нашествием варваров. Но экологическая ситуация,
наверное, повсюду была важнейшим фоном исторических событий. Подводя итог вышеизложенному, мне хотелось бы подчеркнуть, что разнообразие цивилизций может стать источником опаснейших противостояний и противоборств, которые могут перекроить всю карту мира. Такие события могут произойти раньше, чем экологический кризис принесет свои разрушительные последствия. Однако я считаю бесперспективным и крайне опасным стремление к унификации цивилизаций. Единая мировая цивилизация — это такой же нонсенс, как и генетически стандартный человек. Цивилизационное разнообразие столь же необходимо для обеспечения стабильности рода человеческого, как и разнообразие генетическое. * * * Итак, где-то около 10 тысяч лет тому назад в процессе антропогенеза произошло эпохальное событие — Человек окончательно выделился из животного мира, его судьбу стали определять совсем иные, чем в животном мире, законы, а также зачатки "канонов" культуры и "оковы" зарождающейся цивилизации. Но в одном отношении Человек оставался неизменным и после неолитической революции. Создавая и организуя свою экологическую нишу, он продолжал видеть в Природе огромный резервуар возможностей, откуда он может черпать все, что ему нужно, причем в неограниченных количествах. Другими словами Стратегия Природы и Стратегия Человечества не были никоим образом согласованы между собой. Первый глобальный экологический кризис, произошедший в эпоху неолита, ничему не
научил людей. Они быстро забыли то время, когда находились на краю гибели. И вот, уже в наше время, из-за отсутствия понимания необходимости предметного диалога между Природой и Человеком, человечество снова оказалось на пороге не менее грозного экологического кризиса глобального масштаба, а значит, накануне возможной третьей фундаментальной бифуркации, в результате которой может произойти перестройка его экологической ниши с катастрофическими для нашего биологического вида последствиями. Есть много оснований считать, что Общество уже подошло или почти подошло к некой запретной черте, одним из признаков чего является потеря стабильности ряда процессов, протекающих в Природе. Даже поверхностное изучение структуры этих неустойчивостей показывает, что грядущий кризис по своей глубине и последствиям будет сравним с тем, который произошел в процессе неолитической революции. И Человеку, по-видимому, придется вернуться в то исходное состояние, в котором он пребывал до этой революции. Конечно, речь идет не о возвращении в каменный век. Но я убежден, что человечество будет вынуждено снова научиться вписываться в естественные циклы биосферы. Однако смысл термина естественные циклы должен стать существенно иным по форме и содержанию. [233] ЧАСТЬ ПЯТАЯ
ПОПЫТКИ ЗАГЛЯНУТЬ ЗА ГОРИЗОНТ
[234] ГЛАВА ПЕРВАЯ
МИРОВОЙ ПОРЯДОК В XXI ВЕКЕ Закат РАХ АМЕRIСАNА В первой части этой книги я отметил, что международные отношения вступили в полосу угасания РАХ АМЕRIСАNА. Это вовсе не означает, что вот-вот случится крах Соединенных Штатов Америки, развал промышленности этой страны, распад ее культуры. Выражение, использованное мною в названии данного параграфа, не следует понимать буквально. В ближайшие десятилетия США, конечно, сумеют сохранить свое могущество, хотя бы потому, что они остаются самой сильной ядерной державой. Но постепенно эта страна будет терять свое превосходство над другими развитыми странами, и в не столь отдаленном будущем американцы перестанут быть властителями мод и откажутся выполнять роль мирового жандарма. Удельный вес США в промышленности, их позиции в развитии мирового технологического и культурного процесса будут постепенно, но зримо сокращаться. К концу первого десятилетия будущего века наш мир, наверное, перестанут называть РАХ АМЕRIСАNА. Однако это еще не станет трагедией для американцев и, кстати говоря, такая перспектива — далеко не самое страшное, что может произойти на нашей планете. Гораздо важнее, я думаю, то, что США постепенно перестанут быть страной с наивысшей общественной производительностью труда со всеми вытекающими из этого последствиями. Европейский полуостров и ряд стран Тихоокеанского региона явно начинают опережать американцев и в качестве, и в дешевизне продукции. К тому же, этим странам незачем содержать большие армии. На планете начинает складываться совершенно новая
система властности, прежде всего экономической. Соответственно и геополитическая обстановка становится совсем иной, мало похожей на ту, в которой мы живем и к которой все привыкли. Но есть вещи, может быть, менее заметные, но еще более неприятные для США, чем угроза утраты доминирующих позиций в экономике. Это — вероятная потеря культурного лидерства. Первый раз за границей я оказался в конце 50-х годов (не считая кратковременного пребывания в составе советских оккупационных войск в Германии в 1945 году). Тогда меня поразило массовое увлечение новым искусством — современной живописью, скульптурой, музыкой. В той форме модернизма, с которой я столкнулся, проявлялись некие симптомы деградационного процесса. То, что я увидел на Западе, противоречило моей убежденности в том, что искусство необходимо человеку, чтобы побуждать к добру, к любви, а не исполнять роль наркотиков. Но по-настоящему я об этом задумался в 60-х годах, когда был приглашен в Беркли прочитать цикл лекций по некоторым специальным вопросам прикладной математики для аспирантов Калифорнийского университета. В США много прекрасных университетов, великолепных музеев и богатых библиотек. Я знал, что едва ли не половина американской молодежи получила университетские дипломы, что многие американцы имеют ученые звания и т. п. Поэтому я с нетерпением ждал встреч с Америкой, с ее молодежью, с элитой ее интеллигенции и тщательно готовился к таким встречам. Разочарование пришло ко мне в самом начале моего курса: слушатели просто не понимали меня, хотя изложенный мной материал основывался на стандартных установочных положениях, которые
преподавались студентам третьих-четвертых курсов Московского физико-технического института, где я тогда состоял профессором. Поэтому вместо намеченного курса лекций по высшей математике мне пришлось прочесть американским аспирантам лишь некоторое введение в функциональный анализ. Второй запомнившийся эпизод произошел в Йоркском университете в Торонто. Это уже в Канаде, но порядки там сходные с американскими. Я беседовал с заведующим кафедрой математики в его кабинете. Это было 8 мая одного из 70-х годов. Значит — в День Победы. Это был наш общий праздник, поскольку мой хозяин тоже побывал на фронте. Мы говорили о войне и потягивали виски — хозяин со льдом и содовой, я, конечно — безо льда и воды. Вспоминали некоторые эпизоды второй мировой войны и тут хозяин сказал фразу, которую я сразу даже не понял: «А война-то у нас почти забыта. Прошло 30 лет, и из трех студентов, по крайней мере один, даже не знает, с кем мы воевали, а, тем более, кто победил!" "Не может быть!" — воскликнул я. Хозяин тут же отреагировал: "Хотите пари? Ставлю бутылку виски". "Хорошо, — сказал я. — Ставлю бутылку водки, которую вчера привез из Москвы". Потребовалось всего несколько минут, чтобы я мог убедиться в абсолютном проигрыше. Мы вышли в коридор, и мой коллега задал вопрос первому из идущих нам навстречу студентов: "Кто с кем воевал во второй мировой войне и кто кого победил?" — спросил он. Светловолосый, интеллигентного вида юноша примерно двадцатилетнего возраста расплылся в улыбке: "Ну, кто же этого не знает? — ответил он. — Мы, канадцы, вместе с англичанами и американцами разнесли в пух и прах немцев и русских, и они до сих пор оправиться не могут".
Вот так! Вряд ли что-либо улучшилось в этом отношении за прошедшее после этого дня двадцатилетие — разве что только ухудшилось. Позднее, я начал более внимательно изучать структуру западного образования в целом. Образование — это порождение цивилизации, ее принципов и парадигм, прежде всего. Это — ключ к будущему нации, гарантия ее способности воспринимать новое. Одной из основ цивилизации, по моему глубокому убеждению, являются отношения между личностью и Обществом, отражающие соотношение принципа соборности и проявлений индивидуализма. В США индивидуализм доведен до некой крайности — человек учит и знает только то, что ЕМУ нужно для работы (бизнеса) или, в крайнем случае, то, что ЕМУ интересно. А интересно то, что ему ЛИЧНО может принести непосредственный успех. В результате — высочайший профессионализм в чем-нибудь одном и угнетающее невежество во всем остальном. Опаснейший симптом, который очень скоро может обернуться трагедией для страны. В США практически отсутствует представление о научной школе, каждый воюет сам по себе. Научные доклады на семинарах имеют целью для выступающих не получить совет от коллег и услышать их критику, а показать себя, зафиксировать свой рейтинг на научном рынке, приобрести еще один бал для получения престижного приглашения или гранта. Потому-то ученые очень редко работают всю жизнь в одном и том же университете или в одном и том же научном коллективе, а профессора мало заботятся о своих бывших питомцах, не особенно следят за их судьбами. Недавно я услышал в моем доме от одного гостя, приезжавшего в Москву из США на симпозиум,
шуточный ответ на вопрос, каково современное состояние обучения в американских университетах. "Отличное, — сказал он. — Прекрасные русские профессора обучают талантливых китайских студентов". И добавил: "Обучают тому, что не очень-то и нужно. Во всяком случае, в Америке". Последнее его замечание, по-моему, весьма показательно для характеристики положения в США в этой области. Общеизвестным фактом является то, что формирование интеллигенции в Соединенных Штатах идет в значительной степени за счет иммиграции. Это — русские, индусы, китайцы, в меньшей степени выходцы из западноевропейских стран. Но ведь это — очень ненадежный и временный источник пополнения производительной сферы общества высококвалифицированными и широко образованными людьми. В этой связи мне кажется важным отметить, что и среди американцев постепенно растет понимание того кризиса, в котором может оказаться их страна. Показательна в этом отношении получившая мировую известность книга профессора Пола Кеннеди,* который приходит, правда из совсем других посылок, к выводам, аналогичным тем, которые я только что обосновал. Он тоже пишет о сложностях в развитии американской экономики, о ее предкризисном, а может уже и кризисном, состоянии. Его особенно беспокоит тот факт, что Соединенные Штаты превращаются в самого крупного должника планеты (по 100 миллиардов долларов США занимают у других стран ежегодно), а также и то, что начиная с 1990 года в стране прекратился рост национального дохода. ______________ * Paul Kennedy. Preparing for the Twenty-First Century, Random House, N.Y., 1993.
Но особенную тревогу автора этой книги, изданной в переводе на русский язык,* вызывает состояние общей образованности в США. Он приводит, в частности, такие данные: 22% взрослого населения не могут правильно написать адрес на конверте, в тестах по математике американские восьмиклассники на последнем месте среди школьников других развитых стран. Профессор Пол Кеннеди обращает внимание также на антиинтеллектуалъность американской поп-культуры и на то, что индустрия развлечений внедряет в сознание малолетних американцев такие базовые образцы поведения, которые школа потом оказывается бессильной изменить. На этой основе возможны любые манипуляции с человеческой массой, считает он. Таким образом, мой вывод о грядущем конце РАХ АМЕRIСАNА — не мое измышление. Об этом уже серьезно начинают задумываться и на Западе, особенно в США. Все это — тенденции дня сегодняшнего. Их можно пролонгировать на пару-тройку десятилетий, но дальше может возникнуть непредсказуемое. Вспомним Шпенглера и его книгу "Закат Европы", вышедшую в 1916 году. В те годы в Европе, казалось, действительно начинался закат. Этот кризис был преодолен — через фашизм, через коммунизм, через кровь второй мировой войны, но все же преодолен. А чем закончится надвигающийся кризис? Я не хочу выступать в роли предсказателя мировых событий, моя работа состоит в том, чтобы проанализировать возможные тенденции, а не пророчествовать. Но постепенный закат РАХ АМЕRIСАNА и распад Советского Союза создают весьма мрачный ______________ * Кеннеди Пол. Вступая в двадцать первый век. М.: "Весь мир", 1997.
фон для дальнейшей истории человечества. Начинается общая перестройка, и в ней надо разбираться. Это будет новая жизнь, и к ней всем людям надо будет приспособиться! Я не думаю, что развитие под знаком гегемонии Американского мира окажется замененным на развитие в рамках какого-либо иного мира — Японского, Германского или Китайского. Вероятнее всего, утвердится полицентризм, некая политическая система, аналогичная Системе Транснациональных Корпораций. Может быть, эта система даже станет подстраивать и политический мир под свои стандарты. Но одно очевидно — современный мир становится гораздо сложнее, чем когда-либо в прошлом.
2. Вестернизация идет с Востока? Я отдаю себе отчет в том, что название данного параграфа может показаться не имеющим смысла, поскольку ничто западное не может иметь восточное происхождение. Но таким способом я имел в виду подчеркнуть нечто весьма существенное. Во всем мире довольно давно понятие модернизация начало отождествляться с понятием вестернизация, и многие люди убеждены в тождественности этих понятий, поскольку слово модернизация воспринимается как проявление процесса освоения во всем мире достижений Западных стран. Смешение этих двух в принципе очень разных понятий в известной мере обосновано, поскольку технотронная волна поднялась на Западе и постепенно стала перемещаться на Восток, неся с собой некоторые западные стандарты образа жизни. В XVIII веке единственным Западом была Англия. Первые паровые машины, изменившие облик промышленного произ-
водства, начали, прежде всего, использоваться в Англии. Затем процесс вестернизации начал распространяться и захватил Нидерланды, Францию, Северную Италию и т. д. Вместе с распространением современного промышленного производства, подстегиваемого технотронной волной, происходила и миграция западных образцов жизни, отвечавших особенностям новой организации производительных сил, структуре производственных отношений и необходимости подстройки всего уклада быта к новым условиям. Энергия и индивидуальная предприимчивость проявлялись, конечно, и ранее. Европейская цивилизация — это прямая наследница античной эпохи, прежде всего, цивилизации древних греков. Необходимость энергичных поисков способов выживания греческих полисов, лишенных благодатных пойменных земель, требовало инициативы, поисков новых земель, рождало тип людей, совершенно непохожих на жителей бассейна Нила и других подобных регионов. Отсюда развитие индивидуализма в Европе, стремление ее жителей к личному благополучию. Эти факторы порождали в европейских странах систему взаимоотношений общества и отдельной личности, совершенно отличную от того, что было присуще цивилизациям традиционного типа. Энергия и предприимчивость европейцев в Средние века выливались в крестовые походы, а в эпоху Возрождения — в дальние плавания, первоначальное накопление капиталов, завоевание заморских территорий. Но после научно-технической и промышленной революции открылись новые, уже производственные возможности. Вот почему характерные особенности потенциальных конкистадоров стали проявляться в сфере материального производства и международной торговли.
Европейская система взаимоотношений личности и общества еще более укрепилась в период реформации, когда родилось протестантское миропредставление. Ему Европа обязана своим научным прогрессом и своими завоевательными стремлениями. Именно эта система вызвала к жизни капитализм. И структура современного общества обязана, прежде всего, экспансии цивилизаций технотронного типа, которая создала новые стимулы для развития всепланетарной цивилизации. Но любые цивилизационные достижения — всегда результат адаптации общества к тем или иным условиям жизни. Изменяются условия жизни, и оказывается неизбежной смена цивилизационных парадигм. Поэтому вполне вероятно, что направление модернизационной волны изменит свое направление. И это может кардинальным образом перестроить характер течения всех мировых процессов. Для того, чтобы оценить то, что происходит в последние десятилетия в Азиатско-тихоокеанском регионе, надо принять во внимание некоторые особенности современного витка научно-технического прогресса. Сегодняшний этап этой революции чаще всего характеризуется всепронизывающим потоком сложной информации и широкой компьютеризацией производственной и общественной деятельности, без которых нельзя справиться с потоком сведений, необходимых в современной жизни. Это безусловно так. Но часто речь идет не столько о внедрении каких-либо результатов новейших научных открытий, сколько о массовом тиражировании прецизионных технологий, требующих технологической сверхдисциплины. Это касается производства сверхчистых кристаллов, сверхточной подгонки деталей тех или иных машин и т.д. и т.п. Сейчас ситуация такова, что все всё знают — любые знания, любые ноу-хау, появив-
шиеся в той или иной стране, становятся в течение очень короткого времени достоянием всего мира. Но произвести новые товары удается далеко не всем. Успехи в промышленном развитии, в повышении уровня жизни населения, в производстве экологически чистых продуктов питания обеспечивают сегодня не легендарные русские Левши, способные к уникальным творениям. Такие люди нужны, но этого недостаточно. Нужен не единичный мастер, а массовое мастерство, массовая производственная культура и технологическая дисциплина. Описанные особенности современных постиндустриальных технологий требуют и новой организации труда, новых взаимоотношений на производстве. Может быть, большинство технических ноу-хау и будет продолжать создаваться в западной части планеты, но более эффективные формы организации труда, необходимые для их тиражирования, теперь чаще рождаются на Востоке, а не на Западе. Я думаю, что новый этап модернизации будет связан именно с этими новыми формами организации производительных сил. Такое развитие будет иметь разнообразные последствия. Прежде всего, новая модернизация будет трудна для Запада, ибо она будет основываться на иных цивилизационных установках. И примеры тому уже есть. Некоторые японские корпорации имеют в США свои заводы. Производительность труда на этих заводах заметно ниже производительности труда на подобных заводах, расположенных в Японии. Поэтому японские управляющие решили перестроить организацию труда на своих заводах в Америке по японскому образцу. Но эта попытка не увенчалась успехом. Американцы не воспринимают не только японский образ жизни, но и японскую организацию труда. Индивидуализм американцев, присущее им чув-
ство независимости исключают возможность формирования того коллективизма и способности к послушанию, на которых основывается японская организация труда. В новых условиях роль западной цивилизации, западной культуры в оформлении облика планетарного сообщества станет заметно уменьшаться. Западные страны могут утратить лидирующее положение. Поэтому, мое предположение о том, что модернизационная волна может сменить свое направление, имеет достаточно оснований. Сможет ли современная техногенная цивилизация Европы и Америки найти новый фундамент и перестроить себя? Это — вопрос выживаемости всего планетарного общества, во всяком случае, евро-американской цивилизации, и утвердившегося в ее рамках образа жизни. По-видимому, нет! Будущее за неким синтезом. Как носитель нового цивилизационного качества, наверное, активно выступит Восток.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 373; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.44.171 (0.013 с.) |