Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Личность и Общество. Человек и термитСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Сегодня степень раскрепощенности личности, реализуемые таланты людей в первую очередь определяют успех и положение страны (а также любой фирмы или какой-то группы людей) в мировом сообществе. Не только в искусстве и науке, но и
в бизнесе и технологии. Расширение возможностей для проявления личностного начала, таланта личности — залог развития общества, государства. Это — уже аксиома или становится таковой на современном этапе истории. В связи с этим я позволю себе высказать гипотезу, которая, если и не объясняет факт возникновения духовного мира, то, во всяком случае, может служить поводом для размышлений на эту тему. Для устойчивого развития любой общественной структуры, в том числе племени и народа, необходимо, чтобы разнообразие поведения индивидуумов, их стремлений и желаний находилось в каких-то рамках и было подчинено некоторой общей, создаваемой людьми цели или системе целей (в простейшем случае — выживанию общности). Но для этого соответствующей человеческой общности необходимы некоторые объединяющие идеи. Эти высокие идеи не могут не быть достаточно абстрактными, т.к. они призваны работать в различных и постоянно изменяющихся условиях. Во всяком случае, они таковыми становятся на определенной ступени развития. И история нам дает бесчисленные примеры, когда утвердившиеся идеи, идеи, овладевшие массами, совершали чудеса. Так вот, мне представляется, что тот феномен, который мы называем духовным миром, не может быть понятым без синтеза собственного Я человека и некой общей абстрактной идеи. Обычно посредством такого синтеза разрешается противоречие между двумя ипостасями человеческой личности — чувственной и рациональной. И в каждом человеке это противоречие разрешается особым, неповторимым образом. Превалирование любой из этих эпостасей порождает личностей-уродов. Отсутствие у людей об-
щих идей, общей цели или веры, которая часто и есть цель, приводит к бездуховности личности и нравственной деградации Общества. А их гипертрофирование рождает фанатиков, фундаменталистов и тому подобных экстремистов. Духовный мир появляется в контексте кооперативного начала в результате преодоления противоречий между индивидуумом и Обществом. В какой степени Общество способно влиять на духовный мир отдельного человека, на его восприятие окружающего и, следовательно, на его поведение? Это один из важнейших вопросов, от решения которого зависит судьба Общества. Верно и обратное — совокупность духовных миров человека, по существу, формирует реакции общества. Эта взаимозависимость, вероятно, объясняет многие особенности цивилизаций. Различия и противоречивость духовных миров должны синтезироваться в некоторую целостность. Поэтому структура правил, которым следует жизнь Общества, всегда является компромиссом двух противоположных начал — свободы и регламентации, независимости личности и ее подчинения определенным правилам общежития. Без соблюдения таких компромиссов ни личности, ни Обществу просто не выжить. Мысль о необходимости сочетания свободы и регламентации легко доступна для понимания, но, тем не менее, я ее проиллюстрирую путем сопоставления структур организации общественной жизни Человека и термита. Эти два биологических мира появились на Земле на очень разных этапах ее истории. Тем не менее, в их формировании и развитии, определяющую роль играло кооперативное начало. Любая кооперативность в животном мире приводит к возникновению противоречий между отдельным
организмом и кооперативной организацией в целом. Если вид сохраняет себя в биосфере, то эти противоречия разрешаются таким образом, что индивид подчиняет себя некоторым минимальным стандартам поведения, отказываясь от части потенциальной свободы. Примером такого разрешения является стереотип поведения стадных животных, согласующих свое поведение с интересами стада в целом. Однако такое разрешение противоречий неполное — каждое животное, например, в стае обезьян сохраняет свою индивидуальность и способно вести себя неподобающим образом. За это виновников порой подвергают наказаниям. Но противоречия в стае обезьян в той или иной форме всегда сохраняются. Бывает и так, что противоречия между частью и целым разрешаются раз и навсегда. Термитник являет собой такую систему, где индивидуальное начало подавлено полностью. Структуру и функционирование этого сообщества определяет только одно кооперативное начало. Действия каждого термита полностью подчинены реализации некоторой четкой программы, ориентированной на благополучие популяции, т.е. термитника. Жизненная программа отдельного насекомого не предусматривает его собственного благополучия. И механизмы сохранения собственного гомеостазиса у термита крайне ослаблены. По биологической сущности термит — родной брат таракана. Но теперь, по прошествии 300 миллионов лет, он уже не является самостоятельным организмом. Каждый термит выполняет раз и навсегда предписанные ему функции как часть некоторого организма. Это относится даже к перевариванию пищи. Организмом может считаться только термитник в целом. Ушедшие в землю, создавшие свой собственный климат — климат той эпохи, когда они впервые
появились на планете — термиты идеально сохраняют свой гомеостазис. Трудно найти примеры популяций и биологических сообществ, более приспособленных к своим экологическим нишам. Заметим, что термиты — вполне процветающий биологический вид. Род термитов старше динозавров, сгинувших с лица земли более 50 миллионов лет тому назад. Да и биомасса термитов, по-видимому, не имеет тенденции к убыванию, несмотря на все превратности их судьбы. И для обеспечения своего процветания, для решения тех задач, которые приходится решать термитнику, нет нужды в индивидуумах, способных к поиску самостоятельной инициативы. Потому-то термит и живет по вполне четко заданной программе. Такое полное подчинение каждого термита раз и навсегда заданному способу действий оказалось чрезвычайно устойчивой формой разрешения противоречий в системе целое и часть. Совершенно иная ситуация в человеческом обществе. Еще на уровне высших животных сложность и многообразие задач, возникавших перед стадом, требовали индивидуальной инициативы и, следовательно, индивидуального разнообразия, в том числе генетического. Это — один из важнейших факторов, обеспечивающих стабильность стада. Тоже происходило и в ордах наших предков — австралопитеков. По мере развития общественных форм бытия, духовный мир человека во все большей степени определялся условиями его общественной жизни. Морфологически (биологически) современный человек не отличается от кроманьонца, но вряд ли можно сомневаться в том, что духовный мир совершенно иной. На заключительном этапе антропогенеза духовные миры у этих представителей одного биологического рода имеют существенные различия. На зак-
лючительном этапе антропогенеза духовный мир был, видимо, очень мало скоррелирован с биологическим развитием Человека. Кроме того, в процессе антропогенеза происходило непрерывное усложнение трудовой деятельности. В результате, непрерывно возрастало разнообразие задач, встававших перед семьей, родом, первобытной ордой. И как следствие — расплывание поведенческого стереотипа, замена четких стандартов жизненного поведения системой нерефлекторных обратных связей. Значит, разнообразие стереотипов неоантропов, а затем и людей, разнообразие возникающих личностей — это не проявление дивергенции. Это — результат своеобразного отбора на надорганизменном уровне, результат давления внешних условий отбора на уровне популяций. По-видимому, именно в этих условиях возникала множественность духовных миров, разнообразие индивидуального восприятия внешнего мира каждым человеком.
ГЛАВА ПЯТАЯ
МИРОВЫЕ ЦИВИЛИЗАЦИИ
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 350; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.221.194 (0.006 с.) |