Информация, память и обратная связь 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Информация, память и обратная связь



В ЖИВОЙ ПРИРОДЕ

Информация — что это такое?

За послевоенные десятилетия появилось множество сочинений, посвященных объяснению понятия об информации, описанию сфер его применения, его соотношений с другими понятиями, роли и месту этого явления в научных исследованиях. Существует обширная наука, именуемая информатикой. Это —

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

особая наука, пронизывающая все остальные науч­ные дисциплины, ей посвящает свои усилия едва ли не половина всего научного персонала. Придуманы способы количественной оценки объемов информа­ции, которые широко используются во многих при­кладных дисциплинах.

И, тем не менее, мало кто из серьезных специ­алистов может взять на себя смелость ответить не вопрос: Что такое — информатика? Это понятие до сих пор не имеет четкого и общепринятого оп­ределения. Его используют, главным образом, на ин­туитивном уровне. И любое из имеющихся определе­ний — весьма спорное. Так, например, несмотря на важнейшее значение, которое имеет информация при описаниях общего процесса развития материи, я не могу согласиться с мнением тех ученых — филосо­фов, математиков, физиков, биологов и, особенно, методологов в области кибернетики, которые счита­ют информацию всеобщим свойством материального мира. Причин тому много.

Во-первых, для этого нет достаточно убедитель­ных экспериментальных оснований, позволяющих отнести информацию к таким первопонятиям, как материя или бытие, которые лежат в основе науч­ного представления о Мире и не могут быть опре­делены через понятия более фундаментальные.

Во-вторых, я уверен, что достаточно строгого и универсального определения понятия об информации не может быть. Это явление слишком широко, и объяснить его многообразие нам не дано. Одно дело информация, введенная в компьютер для решения хорошо формализованной задачи, или та информа­ция, которая передается по проводам или радиокана­лам. Здесь все может быть точно и однозначно определено: и количество информации, и ее носите-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ли, и память, и то, как информация будет исполь­зоваться. И даже качество информации, поскольку оно может быть измерено степенью ее искажения при передаче. Совсем иная ситуация возникает в тех случаях, когда речь идет о человеке, наблюдающем окружающий мир. Что он видит? Что значит для него та информация, на основании которой он будет принимать то или иное решение? Что является носителем такой информации? Можно ли оценить ее объем и нужно ли это делать? Подобные вопросы чаще всего остаются без удовлетворительного отве­та.

В-третьих, понятие об информации мне представ­ляется в некотором смысле историческим. Необхо­димость включения этого понятия в процессе иссле­дования возникает лишь при описании довольно по­здних этапов развития материального мира, когда в нем зарождается жизнь. Настоятельная потребность в этом термине появляется в тех случаях, когда мы изучаем системы, обладающие целеполаганием, т.е. когда исследуются объекты, способные к целенап­равленным действиям.

Понятие об информации, по-видимому, может быть только описано, но не определено. Ибо информация выражает не просто (и не только) какое-то возмущение среды или внешний сигнал, действующий на ту или иную материальную систему. Восприятие информации обусловлено активностью рецепторов получающего ее субъекта, а в тех случаях, когда речь идет о человеке, то она зависит от активности его сознания, особенностей его нервной системы и духовного мира. Иными словами, информация и ее оценка возникают или могут быть понятыми лишь в контексте отношения субъект — объект.

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

Мне кажется бессмысленным говорить о ценности информации как о некоторой ее общей характерис­тике. Слово информация ничего конкретного не означает, и она сама по себе ничего не стоит. Зна­чение, ценность и смысл информации раскрываются только тогда, когда существует четко поставленная цель и алгоритм принятия решения. Она нужна субъекту (субъекту, группе людей или животных) для обеспечения возможности выбора путей и средств достижения успеха некоторых целенаправленных действий. Качество информации оценивается, преж­де всего тем, насколько полученные знания о ка­ком-либо предмете или об окружающей обстановке содействуют достижению той или иной цели субъекта.

При попытках определить содержание понятия об информации, важно принимать во внимание также этимологию этого слова. В обычном, т.е. житейском смысле оно означает сумму сведений, которую по­лучает субъект об окружающем мире или об изуча­емом явлении, а также о другом субъекте или о самом себе. С помощью этих сведений он может прогнозировать результаты своих действий и отби­рать на этой основе способы использования имею­щихся у него возможностей для обеспечения соб­ственных интересов или для достижения поставлен­ных им целей. При такой трактовке понятия инфор­мации центральной фигурой оказывается человек или иной субъект, который использует полученные све­дения по собственному усмотрению.

Таким образом, можно констатировать, что поня­тие об информации тесно связано со становлением самого фундаментального свойства природы — по­рождать ЖИЗНЬ в процессе саморазвития. Во всех остальных случаях, т.е. при описании процессов, происходящих в неживой природе, можно обходить-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ся без использования этого термина — для этого достаточно языка физики и химии.

Что же касается определения, даваемого теорией информации Шенона*, то оно применимо только в тех случаях, когда эти сведения кодируются и пере­даются в форме сигналов техническими средствами. При такой интерпретации они являются частным случаем общего представления об информации, по­зволяющим ввести количественную меру информа­ции — байт.

Иногда говорят о переносе информации, имея в виду передачу каких-либо свойств, характеризую­щих состояние, объекта другим объектам, например перенос резонансных состояний. В подобных случаях это — некоторый жаргон, удобный для описания того, что регистрирует внешний наблюдатель, не более. Следует однако заметить, что иногда использование этого жаргона может оказаться полезным. Так, на­пример, в трудах Эйгена, где он строит модели редупликации и метаболизма, которые наблюдаются в динамике биологических макромолекул, широко используется именно информационный язык, хотя речь идет об объектах явно неживой природы.

______________

* Работы Н.Винера и К.Шенона оказали большое влияние на понимание смысла понятия об информации, утвердившееся в широких кругах специалистов в области информатики, а также инженеров, физиков и философов. Сам Шенон изучал довольно узкий круг вопросов, касающийся передачи сигналов с помощью технических устройств — по радио, по телеграфным проводам и т. п. В его исследованиях ставилась вполне определенная цель: оценить качество передаваемых устройств, их способность не искажать передающиеся сигналы вследствие помех, т.е. не те­рять информацию в ходе ее передачи. Для оценки качества ин­формации он ввел энтропийные меры — некоторые функциона­лы, т.е. числовые значения, совпадающие по своей форме с выра­жением энтропии. Формальная связь информации и энтропии была затем абсолютизирована и ее значение гипертрофировано.

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

Различные формы памяти.

Могут ли помнить камни?

Другое фундаментальное понятие информатики — понятие о памяти, часто отождествляется с поня­тием о наследственности. Возможно, в этом есть известный смысл. Но мне представляется, что поня­тие о наследственности следует трактовать значи­тельно более широко. Память — это некоторый кон­кретный механизм кодирования, хранения и переда­чи информации. Наследственность же — это понятие, обозначающее характер влияния прошлого на настоящее и будущее.

Развитие процессов формирования памяти началось, вероятно, одновременно с возникновением жизни, поскольку живое вещество не может не иметь па­мяти. Становление обоих этих феноменов происходи­ло синхронно. Вероятнее всего, развитие явления памяти шло многими путями и постепенно появились все существующие ее формы.

Генетическая память, по-видимому, возникла ра­нее всех других форм. Поскольку на начальном эта­пе земной эволюции могло возникнуть несколько конкурирующих структур, обеспечивающих передачу наследуемых признаков, есть основания полагать, что процесс утверждения генетической памяти продол­жался около двух миллиардов лет и носил достаточ­но драматический характер. В конце концов, утвер­дилась только одна из возможных модификаций — остался лишь один алфавит, который оказался спо­собным регистрировать те сведения, которые было необходимо передавать следующим поколениям для их жизнеобеспечения. По-видимому, существующий теперь код оказался более устойчивым, т.е. способ-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ным лучше, чем другие, приспосабливаться к пре­вратностям земной судьбы. А остальные конкуренты, если они были, исчезли в процессе естественного отбора.

Как бы в дальнейшем ни усложнялась жизнь, какие бы новые свойства ни обретало живое вещество (характеристики которых мало понятным нам спосо­бом заносились в генетическую память), язык, ис­пользовавшийся для передачи генетической инфор­мации, установившиеся способы ее кодирования, хранения и передачи больше не претерпевали карди­нальных изменений. Конечно, появлялись новые сло­ва, но сам аппарат для передачи наследуемых свойств функционировал на базе все тех же четырех букв, в основании которых лежали все те же четыре нуклеотида.

Естественно, что при развертывании эволюционно­го процесса в мире живого вещества потребности в механизмах памяти не могли быть покрыты только памятью генетической. По мере роста разнообразия и усложнения живых форм и характера их жизнеде­ятельности возникала необходимость в различных формах накопления, хранения и передачи информа­ции.

Генетическая память не передает последующим поколениям информацию, приобретенную предшеству­ющими поколениями. Пример тому — поведение домашних оленей. Оказавшись в стаде диких оленей, они нарушают его образ жизни и сами подвергаются таким опасностям, которых олени, живущие в ста­де, легко избегают. Надо заметить, что природа многих этих механизмов до сих пор непонята. Так, например, неизвестно, как происходит передача при­обретенных навыков поведения насекомых с преры­вающимися поколениями, которые не кодируются

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

генетической памятью. И почему внезапно начинает­ся массовое переселение леммингов, когда для это­го, казалось бы, нет никаких внешних причин. Этно­логия ставит множество подобных вопросов, и мы можем лишь строить более или менее правдоподоб­ные гипотезы, объясняющие эти явления.

Центральная нервная система животных обладает самостоятельными блоками памяти, но этих блоков недостаточно. Жизнь, увы, скоротечна, а внешние обстоятельства сложны и изменчивы. Вот и появля­ется необходимость в коллективной памяти, которая реализуется с помощью системы воспитания. Коллек­тивная память дает возможность накапливать инфор­мацию за счет включения элементов собственного опыта отдельных особей.

Механизм памяти, основанный на обучении, явля­ется самым распространенным механизмом хранения и передачи информации в среде высших животных, ведущих коллективный образ жизни. Этот механизм особенно распространен в стадных и подобных им сообществах. Его схема очевидна: старшие учат младших по принципу «Делай как я». В процессе действия этого механизма рождается своеобразный и очень эффективный язык, средствами которого яв­ляются не только примеры поведения, но и акты поощрения и наказания. Этот удивительный механизм обеспечивает определенные стандарты пове­дения животных, без которого их сообщества не могли бы выживать. Каждое животное должно знать, где и как находить пищу, представлять, что опасно, а на что можно не реагировать. Соответствующие навыки не наследуются отдельными организмами с помощью генетического кода, но обойтись без них животное не может. Они ему столь же необходимы

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

как и наследуемые свойства и признаки, например, хвост, обоняние или безусловные рефлексы.

Любое животное способно запомнить определен­ный объем информации — полностью беспамятливых животных не существует. Именно поэтому, помимо безусловных рефлексов у животных возникают и рефлексы условные, благодаря которым в их памяти закрепляются поведенческие стандарты, основанные на собственном опыте. Всякое такое изобретение, как и любая находка — результат случайности, если угодно, своеобразная мутация. Такой опыт, есте­ственно, не осознается животным, но если он ока­зывается полезен, то животное, а следовательно, и его потомки, использующие такой опыт, имеют боль­ше шансов на выживание. Поэтому естественный отбор может происходить и на надорганизменном уровне: те сообщества, которые овладевают полез­ным изобретением, заменяют других, им не овла­девших. В потенциальной множественности находок и состоит резерв, используемый механизмом совершенствования коллективной памяти.

Связь механизмов обучения с той физиологической системой памяти, которая ответственна за формиро­вание условных рефлексов, определяет возможность изменения стандартов поведения и, следовательно, развитие системы обучения, способность ее адапта­ции к изменяющимся условиям обитания. Однако, эта связь, являющаяся результатом совместной ра­боты обоих механизмов, никак не проясняет началь­ного этапа в истории происхождения системы обуче­ния.

Я полагаю, что изучение генезиса памяти и меха­низмов, обеспечивающих функционирование ее раз­личных форм, выходит за рамки физиологии. В фе­номене памяти сконцентрированы все особенности

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

процесса мирового развития. А выявление возможно­стей для развития и совершенствования некоторых из этих механизмов крайне актуально для решения чисто инженерных аспектов работы по созданию искусственного интеллекта. Каждый шаг, ведущий в этом направлении, может оказаться весьма полез­ным также при создании конструкций, с помощью которых можно было бы существенно нарастить потенциал человеческого интеллекта и содействовать формированию Коллективного Интеллекта, общего Разума человечества.

В послевоенные десятилетия термин память стал употребляться специалистами очень широко. Его ис­пользуют и в биологии, и в геологии, и в физике, и в гуманитарных науках. Этот термин используется так, будто речь идет о некоторой объективной кате­гории, присущей любой материальной системе. Сис­тема помнит свое предшествующее состояние — стандартное выражение встречающееся в разнооб­разной специальной литературе. Даже недавно от­крытое реликтовое излучение интерпретируется с использованием термина память. Говорят, что это — память Вселенной о начальном взрыве и начальном этапе ее существования. Особо широкое распростра­нение этот термин получил в технике в связи с созданием электронных вычислительных комплексов.

Подобные выражения, конечно, не что другое, как своеобразный жаргон. Действительно, произнося слова память системы, люди на самом деле имеют в виду свою способность познавать прошлое, форми­ровать в своем сознании те или иные фрагменты некоторого необратимого процесса. Человек, которо­му необходимо воспроизвести процесс в принципе необратимый, использует для этого свою память о прошлом. Для увеличения ее объема написаны горы

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

книг, несущих полезные сведения сквозь бездну лет, а сравнительно недавно была изобретена магнитная память. И с древнейших времен используется систе­ма УЧИТЕЛЬ, основное назначение которой — накоп­ление, сохранение и передача информации от поко­ления к поколению.

Что же касается объектов неживой и второй При­роды, то они не могут иметь памяти в истинном смысле этого слова. Будучи подвергнуты каким-либо физическим, химическим или иным видам матери­ального воздействия (а никакого духовного воздей­ствия на такие объекты оказать, как я полагаю, невозможно), они претерпевают изменения необрати­мого характера. Например, после разрушения, они не помнят своего предшествующего состояния и не могут быть восстановлены в их прежнем виде или воссозданы в качестве оригиналов, а не копий.

Итак, понятие о памяти необходимо лишь тогда, когда речь идет о процессах, не вытекающих непос­редственно из законов неживой природы (законов физики или химии, например). Потребность в исполь­зовании этого понятия возникает в тех случаях, когда имеется возможность выбора какого-либо поведения, реакции и т.п. Живые существа всегда обладают хотя бы зачатками целеполагания, например, стремлением обеспечить собственный гомеостазис, т.е. сохранить свою целостность. В этом случае память выступает в качестве механизма хранения, накопления и извле­чения информации в интересах конкретного организ­ма и в качестве важнейшего элемента информацион­ной службы организма, без которого не могут быть раскрыты те потенциальные возможности, которыми этот организм обладает для достижения какой-либо цели.

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

3. Размышляет ли автопилот?

Слышит ли себя эхо?

Приведенные выше замечания относительно ис­пользования в технических исследованиях некоторых терминов, обозначающих явления, присущие только живой природе, могут быть отнесены и к понятиям более узким, но связанным так или иначе с поня­тием об информации. К их числу принадлежит поня­тие об обратной связи.

Используя термин обратная связь, часто забыва­ют о том, что он стал применяться в теории регу­лирования, которая разрабатывалась в процессе со­здания систем автоматического управления техни­ческими системами. Принцип обратной связи позво­ляет автоматически учитывать новую информацию о положении объекта управления для изменения вели­чины и направления управляющего воздействия. При проектировании систем автоматического, структура обратной связи выбирается таким образом, чтобы движение управляемого объекта (например, самоле­та или ракеты), находящегося под воздействием слу­чайных возмущений, сохраняло такие характеристи­ки, как устойчивость движения или обеспечение следования по рассчитанной траектории.

Рассмотрим действие летчика, управляющего са­молетом. Сначала будем говорить только об обратных связях типа рефлексов, т.е. о таких связях, которые обеспечивают простейшие функциональные зависи­мости между входом и выходом соответствующего технического устройства, между стимулом и реакци­ей организма, между причиной и порождаемым ею эффектом.

Предположим, что курс самолета стал отклонять­ся от заданного. Летчик это замечает и хочет восста-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

новить исходное положение самолета в полете. Наи­более простой способ исправления курса состоит в том, чтобы надлежащим образом воспользоваться рулями и элеронами. Такой способ и закладывается в программу работы автопилота, предусматривающий выдачу таких команд, вследствие которых если от­клонение от курса составляет угол А, то элероны отклоняются на угол КА, а рули поворачиваются на угол DА. Коэффициенты КА и DА — характеристи­ки управляющего воздействия автопилота, завися­щие от особенностей самолета. Они определяются точными расчетами, процедуры которых базируются на основании соответствующей теории. Если угол от­клонения А достаточно мал, то в результате соот­ветствующей команды самолет быстро возвращается на заданный курс.

Автопилот, конечно, не размышляет о причинах отклонения от курса или дальнейшей судьбе летяще­го самолета. Выполняя предписанную команду, он, подобно животному, обладающему необходимым реф­лексом*, обеспечивает лишь простейшую обратную связь рефлекторного типа.

Если самолет подвержен только малым возмуще­ниям, то летчик ведет себя подобно автопилоту. Он не задумывался над своими действиями и управляет самолетом автоматически. Но вот пилот заметил, что отклонения от курса начинают носить систематичес­кий характер, не компенсируются его привычными рефлексоподобными действиями. И это приводит к значительному отклонению курса самолета от задан-

______________

* Существенное отличие автопилота от животного состоит в том, что характеристики самолетного автопилота определяются интеллектом Человека, а особенности того или иного рефлекса животного — естественным отбором на протяжении многих по­колений.

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

ного маршрута. Тогда он вспоминает (в отличие от автопилота), что соблюдение точности курса не яв­ляется самоцелью, что курс был рассчитан так, чтобы самолет в нужное время оказался в нужной точке пространства. И если самолет сошел с заданного курса, то для этого должны быть какие-то серьез­ные причины, отличные от случайных порывов вет­ра. Тогда и летчик постарается их установить. Он, например, проверит работу двигателей, выяснит как изменилось направление ветра и т.п. А затем примет соответствующее решение и изменит курс самолета.

Заметим, что во второй части описанной ситуации летчик тоже реализует обратные связи: он вводит изменения в реальный режим полета самолета в зависимости от того отклонения от расчетного режи­ма, которое он обнаружил. Однако его действия совсем не похожи на следование рефлексам, по­скольку они носят совсем иной характер, нежели реакции автопилота — летчик согласовывает свои действия с конечной (высшей) целью, которая не известна автопилоту. Обратная связь, которую с помощью расчетов реализует летчик, уже не будет рефлекторной. В отличие от автопилота летчик в этой более сложной ситуации действует не автоматичес­ки, а разумно — его действиями руководит интел­лект.

Какие процессы протекают в такие моменты в сознании человека? Каким образом создались меха­низмы, посредством которых осуществляется руко­водство действиями летчика? Возможно ли имити­ровать эти естественные явления в технических ус­тройствах? На эти вопросы у науки пока нет ответов. Попытки ученых проникнуть за этот Рубикон имеют целью получить результат не только абстрактного или теоретического характера. От ответов на подоб-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ные вопросы во многом зависит практическая дея­тельность людей. Они могут сыграть важную роль в повседневной практике, например, в работе тех специалистов, которые занимаются проблемами искус­ственного интеллекта.

Самая трудная для исследования и понимания функция системы управления — это акты принятия решения. Благодаря этой функции нервной системы организм способен не только определять свое поло­жение по отношению к границе гомеостазиса, но и вырабатывать определенную совокупность действий, компенсирующие нежелательное отклонение от нормы.

Природа открыла основные принципы кибернети­ки и сформировала цепочки обратных связей еще на самой заре ЖИЗНИ. Но люди поняли принципы управления сравнительно недавно. Лишь в прошлом веке специалисты осознали принципиальное значение прин­ципа обратной связи и начали использовать его в практической деятельности — при создании техни­ческих систем, для придания устойчивости их рабо­ты. Наверное, интуитивно люди уже давно прибега­ли к использованию этого принципа — вспомним поведение любого рулевого на морском или речном судне. Но первой технической системой, в которой принцип обратной связи реализовался сознательно, был регулятор Уатта. Анализ деятельности именно этого устройства послужил основанием для ряда работ таких ученых, как Вышнеградский, Максвелл, Сто­дола и др., положивших начало развитию теории регулирования или управления техническими сис­темами.

Самое удивительное то, что люди усвоили при­емы, основанные на этом принципе, самостоятельно, не копируя природные процессы. Только потом уче-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

ные поняли, что в Природе происходит нечто по­добное. А более детальное изучение показало, что принципы управления, которые использует Приро­да, еще более разнообразны и глубоки.

Теорию управления техническими системами, можно было бы назвать, не делая большой ошибки, теори­ей отрицательной обратной связи. Главные задачи, которые она долгое время решала, были связаны, так или иначе, с отысканием такого механизма, который был бы способен компенсировать возникшие помехи желательному течению процесса и обеспечи­вать устойчивость некоторых избранных состояний или движений системы. Лишь в самые последние десятилетия возникли новые разделы теории управ­ления, значительно расширившие область ее приме­нения.

Норберт Винер еще в сороковых годах нашего века констатировал, что существование отрицательных обратных связей у живых существ являются одной из основных, а может быть и главной особенностью, отличающих живую природу от неживой. (Техничес­кие системы в счет не идут, поскольку они ею обладают по воле создателя системы — человека.) Это утверждение Винера получило широкую извест­ность, и в литературе нередко отмечается, что наличие отрицательных обратных связей как основ­ное отличие живых существ от неживых систем, является открытием Винера. Однако, это далеко не так. Еще за 15 лет до работ Винера советский уче­ный П.К.Анохин утверждал, что наличие отрица­тельных обратных связей, обеспечивающих стабиль­ное существование организмов, это и есть самое главное, что присуще жизни, что создает у живых существ основу для целеполагания — стремление к сохранению своего гомеостаза. Он считал, что имен-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

но это отличает проявления жизни от процессов, протекающих в неживой природе. На этом основании ученики и последователи Анохина считают его зачи­нателем современной кибернетики.

Но, по-видимому, ни Анохин, ни Винер не были вполне правы. Значительно более глубокую и более правильную точку зрения высказал русский ученый А.А.Богданов. Еще в начале XX века он начал за­ниматься общими проблемами теории организации — динамикой организационных структур. Его книга "Всеобщая организационная наука или тектология", опубликованная в 1911 году, написанная довольно архаичным языком, не содержит термина обратная связь. Он и не мог употреблять этот термин, появив­шийся в научном лексиконе технических специали­стов лишь в двадцатых годах. Однако, если перевести рассуждения Богданова на современный язык, то одно из его важнейших утверждений можно сформулиро­вать следующим образом: для развития организаци­онной структуры, будь то социальная или биологи­ческая, необходимы не только отрицательные, но и положительные обратные связи.

И действительно, любая организационная система, в том числе любое живое существо, обладает спо­собностью использовать оба типа обратных связей. Одни отрицательные обратные связи, тем более, если они достаточно совершенны, приводили бы систему в столь устойчивое состояние, что она была бы не способна изменяться даже под воздействием весьма мощных внешних возмущений. А это приводило бы систему к застою и деградации ее структуры, т.е. к прекращению всякого развития и исчезновению той вариабельности процесса, без которого никакая эво­люция живого невозможна. Поэтому присутствие обоих типов обратных связей характеризует необходимые

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

особенности процессов самоорганизации только в мире живой материи.

Воздействия внешних факторов на объекты нежи­вой Природы могут деформировать или разрушать ок­ружающие предметы, что может вызывать различные последствия, в частности, резонансного характе­ра. Но ответную реакцию такие действия могут выз­вать только со стороны субъектов (людей, животных или иных живых существ). В косной среде такие реак­ции не возникают, они тонут в ней. Звуки музыки, например, отражаются от стен и колонн концертного зала. Они могут усиливаться или затухать в зависимо­сти от акустических свойств конкретного помещения. Но сами звуки себя не слышат. Это мы слышим эхо, а оно само себя не слышит и на воспроизводимые им звуки не отзывается.

Что же касается применения термина "обратная связь" для объяснения явлений, которые являются следствием законов сохранения, законов кинетики и других законов физики и химии, а не самостоятельны­ми принципами отбора, то использование этого терми­на в таких случаях я считаю более или менее удобным жаргоном.

* * *

Итак, протекание любого процесса в неживой при­роде — это проявление ее самоорганизации, и ис­пользовать понятия об информации, памяти и обрат­ной связи для описания таких процессов, строго гово­ря, нет необходимости. Хотя это иногда и удобно, как, впрочем, удобно использовать и технические термины при описании процессов, происходящих в живой при­роде. Однако указать строго границу, когда соответ­ствующие термины приобретают содержательное, а не иносказательное значение, не всегда возможно.

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 406; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.128.198.21 (0.049 с.)