Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Электрон — это частица или волна.Содержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Утверждение о том, что Универсум есть единая система, приводит к целому ряду следствий, анализ которых имеет не только философское, но и практическое значение. Этот постулат не только ставит под сомнение некоторые факты, которые казались очевидными, но и позволяет увидеть их чисто субъективный характер. Исследователь (или наблюдатель), перед которым стоит задача изучения свойств конкретного объекта, сталкивается с проблемой его локализации, т.е. попыткой выделения этого объекта в целях изучения как самостоятельного элемента системы, в состав которой он входит. В рамках классического рационализма такой проблемы не возникает. Астроном, изучающий движения небесных светил с помощью телескопа, может не задумываться о собственных взаимосвязях со звездами и планетами. Но с позиций современного рационализма исследователь, осуществляющий акт локализации объекта, должен исходить из предположения о том, что воздействие на этот объект со стороны остальной части системы относится к числу внешних и фиксирован-
ных. При этом, делается еще одно важное допущение, что воздействие самого объекта на систему не оказывает влияния на характер воздействия этой системы на выделяемый объект. Такое допущение можно принимать только при условии, что влияние выделяемого объекта на систему в целом является пренебрежительно малым с точки зрения наблюдателя. Что же касается возможного воздействия на выделяемый объект со стороны исследователя, использующего тот или иной инструмент (прибор), то этим обстоятельством исследователь вынужден пренебрегать. Таким образом, выделение элементов системы в качестве самостоятельного объекта изучения фактически представляет собой субъективный акт наблюдателя. Значит, локализация объекта возможна только в том случае, если вносимые в результате такого акта изменения могут становиться значимыми для наблюдателя лишь за пределами того временного интервала, который его интересует. Тогда мы можем говорить и о возможности выделения независимого наблюдателя, а также об использовании всех технологий исследований, выработанных в рамках классического рационализма, которые основаны на четком отделении субъекта, т.е. исследователя, от объекта, т.е. предмета исследования. Условность такого выделения означает, в частности, что могут существовать ситуации, в которых такая локализация невозможна в принципе, т.е. что не существует такой временный интервал, в пределах которого объект наблюдения мог бы считаться независимым от субъекта. Именно такая условность проявляется при исследовании природы света и изучении элементарных частиц и иных явлений микромира.
Поясним сказанное на примере, обсуждение которого началось в самом начале XX века. Уже тогда возникли вопросы: что такое фотон — частица или волна? С одной стороны — частица. Это показал Лебедев, доказавший в серии экспериментов существование давления света, давления, которое оказывают летящие фотоны. А с другой — электромагнитная волна, распространяющаяся со скоростью света и способная к дифракции, к преломлению. И этот факт также был доказан точнейшими экспериментами. Аналогичный вопрос возникает и при определении природы электрона: что это — частица или волна? Другими словами, является ли электрон одной из элементарных частиц материи или он представляет собой проявление волнообразного энергетического поля? В разных экспериментах он выступает то в одном, то в другом из этих двух качеств. В двадцатых годах XX столетия физики поняли, что означает такая дуальность. И это, может быть, было величайшим научным достижением за всю историю науки. Они поняли, что вопрос поставлен просто неверно! Оказалось, что человечество впервые столкнулось с ситуацией, когда наблюдатель принципиально не может выделить наблюдаемый объект. Нельзя говорить об электронах или фотонах, как существующих сами по себе, без их связи с другими элементами систем, к которым они принадлежат. Это как раз такие случаи, когда локализация объекта, именуемого электрон или фотон, невозможна в принципе, ни на каком временном интервале. Свойства электрона, если можно говорить о нем как о самостоятельном объекте, зависят от того, как ведет себя наблюдатель. Если он использует дифракционную решетку, то он изучает не электрон, а
лишь свойства системы электрон + дифракционная решетка. И, обнаружив дифракционные полосы, он имеет право говорить об электроне как о волне. Если же наблюдатель использует камеру Вильсона, то это означает, что он изучает свойства системы электрон + камера Вильсона и, обнаруживая следы летящих частиц, вправе сказать, что электрон — это частица. В обоих этих случаях, наблюдатель изучает две разные системы. И только они могли быть локализованы, т.е. выделены из суперсистемы. * * * Итак, согласно современным рационалистическим воззрениям, Вселенная — это некоторая система, т.е. совокупность связанных между собой элементов. Частями этой системы являются Солнечная система, Земля и Человек. Принадлежа этой системе, Человек может изучать ее свойства только изнутри и только то, что доступно ему в некоторой части окрестности. Вот почему люди способны постигать лишь какую-то часть свойств Вселенной, и так будет всегда, как бы ни была развита наука. Людям всегда будут доступны очень малые сведения о Вселенной, они всегда будут знать лишь малую толику того, что она собой представляет, только конечную часть бесконечного множества свойств и особенностей, которыми она обладает. По этой причине не имеет смысла говорить о некой Абсолютной Истине, которая якобы постепенно становится доступной Абсолютному Наблюдателю. Никакого приближения к Абсолютному Знанию быть не может. По мере развития науки люди просто расширяют границы доступного опытному
знанию. И по мере расширения этих границ, увеличиваются фронты соприкосновения с еще непознанным. Даже законы Ньютона верны лишь до поры до времени и при определенных условиях. Пользуясь этими законами необходимо помнить, что они являются лишь первым приближением к соотношениям, объективно существующим в Природе. Что же касается различия между материей и энергией, то наука до сих пор не может сформулировать соответствующее определение. И впереди и вокруг нас — бесконечность непознанного! Но и в рамках такого относительного понимания люди, тем не менее, должны жить и действовать. И задача, стоящая перед человечеством — использовать эти относительные знания таким образом, чтобы обеспечить свое будущее, не исчезнуть с лика породившей его планеты. [109] ЧАСТЬ ТРЕТЬЯ
ТЕОРИЯ САМООРГАНИЗАЦИИ ВО ВСЕЛЕННОЙ
[110] ГЛАВА ПЕРВАЯ
ФИЗИКАЛИСТСКАЯ КАРТИНА МИРА
|
||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 414; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.134.45 (0.006 с.) |