Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Конгресса в Рио: итоги и перспективыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Приближающаяся опасность глобального экологического кризиса стала очевидной для многих людей уже в начале 70-х годов. Скорее даже еще не кризиса, а всепланетарного неблагополучия. Но сильным мира сего потребовалось еще два десятилетия, чтобы в какой-то мере осознать, что речь идет не о досужих вымыслах ученых, а о некотором природном процессе, грозящем
благополучию не отдельных стран, а всему миру в целом. Не только осознать, но самое главное — признать, что именно государственным деятелям предстоит принять определенные решения, от которых будет зависеть судьба цивилизации. Признание государственными деятелями существования угрозы всепланетарной катастрофы может явиться началом изменения направления траектории развития Общества. Основание для такого утверждения, вселяющего определенный оптимизм, я вижу в содержании ряда международных резолюций, протоколов и других документов, принятых Организацией Объединенных Наций и акций, осуществляемых государствами-членами в этой области. Особое значение имела Международная конференция ООН по окружающей среде и развитию, которую иногда называют "Международным экологическим конгрессом в Рио", состоявшаяся в 1992 году в г. Рио-де-Жанейро на уровне глав государств и правительств. Даже сам факт, что в бывшую столицу Бразилии тогда съехалось несколько десятков государственных деятелей высшего ранга для того, чтобы обсуждать проблемы взаимоотношения Природы и Общества, означал очень многое. Созыв этого конгресса был знаменателен сам по себе, как важный шаг к общему пересмотру основ нашей цивилизации, к рождению будущей всепланетарной стратегии развития. И его результаты с большим интересом ожидала научная общественность во многих странах, все те, кто занимался энвайронментальными проблемами. Такой конгресс был не только необходим, но он, по моему мнению, и основательно запоздал. Однако полученные результаты не оправдали ожидания ученых. Его участники не смогли подняться на достаточно высокий научный уровень, и, что еще более важно, —
не рискнули взглянуть правде в глаза. Представления политиков оказались в то время скованными традиционными трафаретами. Отказаться от них не позволили чисто меркантильные, политические интересы представителей наиболее развитых стран, прежде всего США. Вообще, в коллективных акциях международного уровня я вижу не только благо, но и одну грозную опасность. Она таится в человеческом эгоизме, который вкупе с невежеством и рыночной стихией начинает использовать экологические трудности как рычаг для обогащения и политических игр в интересах узкой группы наций или даже отдельных лиц. Беда человечества в том, что не политику и не экономику ставят на службу в целях преодоления энвайронментальных трудностей. Нередко происходит прямо противоположное — энвайронментальные трудности начинают играть роль инструмента для решения политических проблем и служить источником нового типа обогащения. Так, например, положения Монреальского протокола 1988 года, ограничивающие использование в холодильной промышленности хлор- и фторсодержащих хладонов, при всей их значимости, в принципе вряд ли допускают однозначную оценку. Такие хладоны действительно оказывают вредное влияние на состояние озонового слоя. Но Монреальский протокол рассматривает их в качестве основного агента, разрушающего озоновый слой, требует закрытия предприятий, которые производят холодильные установки с использовании таких типов хладонов, и накладывает жесткие санкции за невыполнение условий Протокола. Однако утверждения об особой роли хлорсодержащих хладонов мне кажутся не столь уж бесспорными. Так, в 1995 году российским ЮНЭП под моим председательством, по просьбе Министерства науки России,
был проведен подробный анализ существующего экспериментального и теоретического материала об особенностях изменения толщины озонового слоя и причинах его изменения. Этот анализ со всей очевидностью показал, что на состояние озонового слоя оказывают влияние многие другие обстоятельства. Поэтому любые категорические утверждения в этом вопросе, по крайней мере, преждевременны. Они, вероятнее всего, были инициированы фирмами, которые изготавливают холодильную технику на основе хладонов другого типа. Таких примеров можно привести множество. Объективный научный анализ нередко заменяется лоббированием интересов тех или иных коммерческих структур. Это очень опасный симптом, способный зачеркнуть благие замыслы мировой общественности. Не внушают особого оптимизма итоги XIX Специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН (июнь 1997 г.), рассмотревшей результаты деятельности государств-членов в области окружающей среды за пятилетний период, истекший после конференции в Рио-де-Жанейро. Участники сессии, представлявшие свои государства, как правило, на уровне президентов или руководителей правительств, в Заключительном документе заявили, что они "глубоко обеспокоены тем, что сегодня общие тенденции в области устойчивого развития хуже, чем они были в 1992 году". В документе отмечается, в частности, что состояние глобальной окружающей среды продолжает ухудшаться, и негативные тенденции усиливаются. Продолжают увеличиваться выбросы многих загрязнителей, особенно токсичных веществ и парниковых газов, а также возрастает объем образующихся отходов. Во многих странах наблюдается повышение уровня загрязнения воды и воздуха, что влечет за собой все
более серьезные последствия для здоровья людей. Кислотные дожди и трансграничное загрязнение воздуха, которые раньше считались проблемой только в промышленно развитых странах, становятся все более актуальной проблемой во многих развивающихся регионах. Существует опасность того, что возрастающие уровни загрязнения превысят абсорбционную способность глобальной окружающей среды. Нищета, сохраняющаяся во многих беднейших регионах мира, способствует ускорению деградации природных ресурсов. Производство сельскохозяйственной продукции в странах, серьезно пострадавших от засухи и опустынивания, особенно в Африке, характеризуется неустойчивостью, и его объемы продолжают снижаться. Неадекватность водоснабжения и нехватка безопасной в санитарном отношении воды сказывается на положении все большего числа людей во всем мире. В заключительном документе также указывается, что интенсивность потребления возобновляемых ресурсов, в частности, пресной воды, лесов, верхнего слоя почвы и морских рыбных запасов, по-прежнему, превышает их естественные темпы восстановления. Однако, никакие новые кардинальные меры, направленные на изменение в лучшую сторону экологической обстановки на Земле, на этом всемирном форуме не рассматривались. Представители государств — членов ООН лишь подтвердили, что "Повестка дня на XXI век", принятая на конференции в Рио-де-Жанейро в 1992 году, "остается основополагающей программой действий по достижению устойчивого развития", и повторили свое обязательство "действовать сообща — в духе глобального партнерства — в целях активизации совместных усилий по справедливому удовлетворению потребностей нынешнего и будущих поколений".
Результаты научных исследований в области охраны окружающей Человека среды, опубликованные в обширной литературе, на этом форуме не обсуждались, и в Заключительном документе Спецсессии Генассамблеи никакого отражения не получили. Надвигающаяся угроза глобальной экологической катастрофы, о которой предупреждают многие ученые, в Организации Объединенных Наций, к сожалению, до сих пор не стала предметом рассмотрения. В таком аспекте проблемы окружающей среды в других международных организациях тоже не обсуждаются. И ни одно правительство в мире, насколько известно, не принимает какие-либо практические меры, направленные на предотвращение всепланетарной катастрофы. Хотя речь идет о выживании всего человечества, и никакой народ не может надеяться на то, что именно его не постигнет общая участь. 2. Принцип sustainable development Подобные неутешительные результаты можно констатировать и в отношении реализации принципа sustainable development — важнейшего положения, которым призваны руководствоваться государства-члены, а также структуры ООН, занимающиеся проблемами окружающей Человека среды. Этот принцип, разработанный Комиссией под руководством тогдашнего премьер-министра Норвегии Гру Харлем Брунтланд и одобренный на конгрессе в Рио, безусловно, являет собой шаг в нужном направлении. Провозглашение этого принципа, подразумевающего недопустимость неограниченного и бесконтрольного использования ресурсов и загрязнения биосферы, можно только приветствовать. Я думаю, что мадам Брунтланд, составлявшая
проект этого документа, руководствовалась, прежде всего принципом врачей — "Не навреди!" Но принятие подобной декларации в современных условиях не только недостаточно, но и крайне опасно. Дело в том, что принцип sustainable development был воспринят обществом, не без старания политиков, как некоторый абсолютный рецепт преодоления энвайронментальных трудностей. Принятие этого принципа имело негативный эффект уже потому, что его итоги комментировались таким образом в многочисленных публикациях, что мировая общественность восприняла задачу его реализации в качестве "панацеи". Создалось представление, что человечество теперь располагает эффективным инструментом для преодоления экологического кризиса, и уже известно, как можно выйти на траекторию благополучного развития. В результате уровень эмоциональной напряженности, связанной с ухудшением экологической обстановки, заметно снизился, что уже, само по себе, вредно! Выражение sustainable development трудно переводимо на русский язык (и, возможно, на другие языки). Я бы его перевел, как развитие, "допустимое" или "согласованное с состоянием Природы и ее законами". Во всяком случае, его авторы, как мне представляется, имели в виду именно этот смысл. Но у нас в России его перевели словосочетанием "устойчивое развитие", что в обратном переводе может быть выражено словами "stable development ". Такое толкование этого термина представляется мне лингвистическим нонсенсом. Не вдаваясь в детали, объясняющие, почему термин "устойчивое развитие" бессмыслен с научной точки зрения, скажу только, что понятие о развитии — антипод понятиям об устойчивости и стабильности. Устойчивого развития просто не может быть, если есть развитие, то стабильности уже нет! А между тем
в России уже появилось такое выражение, как государственная "концепция устойчивого развития". Я думаю, что термин sustainable development, и в особенности его русский перевод, возник как своеобразный компромисс между научным пониманием современной реальности и стремлением политических лидеров предложить более оптимистические перспективы, чем они представляются ученым, но зато более удобные для большого бизнеса. Именно такая интерпретация принципа sustainable development прослеживается в тех национальных документах, которые разработаны по рекомендации Конгресса в Рио и опубликованы. Для того, чтобы в этом убедиться достаточно прочитать, в частности, материал, разработанный американцами. Содержащийся в этом документе проект создания экологически чистых деревень фактически выражает стремление решать возникшие энвайронментальные проблемы чисто техническими средствами. Этот проект по-существу не учитывает взаимозависимость всех стран планеты и не признает их совместную ответственность за судьбу человечества. Он игнорирует тот факт, что все жители Земли в той или иной мере зависят друг от друга и, хотят они того или нет, несут ответственность за все происходящее на Земле как в материальной, так и в духовной области. Особенно нелепо составлена российская программа. Этот документ разрабатывали чиновники из Министерства экономики, а не специалисты в области экологии и других энвайронментальных и естественных дисциплин. И весь смысл его свелся к серии экономических рекомендаций, не содержащих каких-либо нетривиальных утверждений. Поэтому на заседании Высшего Экологического Совета Российской Федерации, посвященных проблемам
"устойчивого развития", а затем и на специальных слушаниях в Государственной Думе, состоявшихся в июне 1995 года, я выступил с публичной критикой государственной "Концепции устойчивого развития" и предложил свое толкование этого термина. Реализацию принципа sustainable development я предлагаю рассматривать как некоторый предварительный этап выработки стратегии, обеспечивающей возможность сохранения человечества. Если угодно, как некоторый тайм-аут до того времени, когда человечество сможет сформировать программу кардинальных изменений планетарного образа существования и обеспечить общее согласие всех государств по этому вопросу. 3. Документ голландских "Детей Земли" Единственный национальный документ, который содержит, как мне представляется, попытку объективного (а не узкоэгоистического) и научно-обоснованного анализа, является текст, составленный голландской общественной организацией "Дети Земли". Он был назван S ustainable Nederlandеп и имеет подзаголовок "План действий"*. В маленькой Голландии, видимо, лучше понимают положение дел в энвайронментальной области и более детально разбираются в содержании и значимости проблемы взаимоотношения Природы и Общества, чем в такой стране, как Соединенные Штаты Америки. И, к моему особому сожалению, лучше, чем в России. Голландцы провели серию весьма важных и разнообразных расчетов, позволяющих оценить то, что может означать понятие sustainable development для их страны. Голландские "Дети Земли" показывают, ка- ______________ * Этот документ был переведен на русский язык и опубликован в Москве в июне 1996 года.
ким образом должна быть перестроена промышленность в их стране, с тем чтобы обеспечить сокращение водопотребления на 40%. Эта цифра взята не "с потолка": если этого не сделать, то уже в ближайшее десятилетие голландцам придется пить солоноватую воду из глубоких горизонтов, ибо запасы верхних пресноводных горизонтов будут исчерпаны. Также детально в голландском документе сформулированы другие совершенно необходимые условия выживания, хотя его авторы, по-видимому, отлично понимают, сколь эти меры недостаточны. Кроме того, именно в Нидерландах родился принцип "равенства энвайронментальных пространств". Я не буду подробно расшифровывать этот термин. Его смысл в том, что каждая страна имеет право расходовать природный ресурс в ограниченных объемах, не превосходящих некоторого максимума, определяемого количеством населения соответствующей страны. На этой основе было подсчитано, что Голландия, например, должна сократить выбросы углекислоты в атмосферу в шесть раз. Голландцы, кажется, тоже первыми публично заявили, что мусоросжигательные заводы, конечно, лучше городских свалок, но решить проблему ликвидации мусора таким способом невозможно, поскольку при сжигании в атмосферу выбрасываются вредные вещества и загрязняются воздух, вода и почва, а также оказывается негативное воздействие на характер кругооборота вещества в Природе*. ______________ * Как известно, при сжигании мусора выделяется диоксин — хлорорганическое соединение, являющееся одним из самых страшных отравляющих веществ, непосредственно влияющих на генетическую основу живых организмов. Авторы голландского "плана действий" считают, что допустимое количество диоксина, поступающего в атмосферу такой страны, как Нидерланды, не должно превышать нескольких граммов в год.
Желательно, чтобы работа, подобная той, которую проводят экологические организации Нидерландов, была проведена во всех странах мира. Это потребует много времени и финансовых средств, но результаты этой работы позволят людям увидеть ту опасную черту, которую они не должны переступать ни при каких обстоятельствах. Было бы вполне оправданным, на мой взгляд, участие соответствующих органов ООН в оказании политической поддержки, а также предоставление экспертизы и консультативных услуг государствам-членам, которые примут решения о проведении такой работы.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 370; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.111.30 (0.013 с.) |