Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как можно спасти человечество.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Человек не может существовать вне биосферы, и здесь нет взаимности, ибо биосфера существовала без Человека миллиарды лет. Она будет существовать и впредь, даже если Человек не сумеет сохранить в ней себя. Специалистам известно, что для того, чтобы любой биологический вид мог устойчиво существовать на Земле, необходимо, чтобы он вписывался в естественный круговорот веществ в Природе или, как они говорят, не нарушал естественные биогеохимические циклы. А для того, чтобы сохранялась стабильность экологической ниши любого вида, он должен жить лишь за счет той энергии, которую Земля получает от Солнца. Человек уже давно нарушил это абсолютное правило. Так, например, устройства, использующие возобновляемые источники энергии, которую в той или иной форме нам дает Солнце (например, солнечные батареи, водяные и ветряные двигатели), обеспечива-
ют лишь 10% современного потребления энергии. Значит, для того чтобы человечество не нарушало хрупкого баланса ресурсов и могло избежать глобальный кризис при нынешнем уровне техники и при современных объемах душевого энергопотребления, население планеты должно быть уменьшено раз в десять! А такое, вероятнее всего, — невозможно, если, разумеется, говорить о мирном решении проблемы народонаселения. Невозможно сократить на порядок и потребление энергии. Заметим также, что распределение земных благ между людьми крайне неравномерно, и поднять средний уровень их использования до уровня промышленно развитых стран вряд ли возможно — здесь не должно быть иллюзий. В самом деле, если бы энергопотребление на душу населения оказалось в наше время одинаковым во всех странах и сравнялось бы с уровнем потребления жителей США, например, то все земные запасы нефти и газа были бы выкачены за одно десятилетие. Но настоящая беда состоит даже не в том, что ресурсы нашей экологической ниши будут однажды исчерпаны — это аксиома, а в том, что человечество слишком поздно приходит к осознанию этой аксиомы. Между тем скорость разрушения современной экологической ниши Человека стремительно возрастает. Я полагаю, что главная особенность современного исторического этапа состоит в том, что для продолжения своей истории Человеку необходимо научиться согласовывать не только свою локальную, но и глобальную (всепланетарную) деятельность с возможностями Природы. Людям необходимо осознать потребность в установлении жестких рамок собственного развития, необходимость согласования своей деятельности с развитием остальной биосферы. Эти требования
столь суровы, что их правомерно называть экологическим императивом. 20 лет тому назад я предложил использовать этот термин для обозначения совокупности тех ограничений, накладываемых на жизнедеятельность людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия может обернуться для человечества катастрофическими последствиями. Отдельные условия (составляющие) экологического императива не есть что-то раз и навсегда заданное. По мере развития цивилизации и науки, с учетом совершенствования технологической базы экономики будут изменяться условия экологического императива. Задача его формулирования, может быть, одна из самых сложных проблем фундаментальной науки. Я не оговорился: именно фундаментальной, поскольку никогда прежде такая задача перед наукой не возникала. Первейшей обязанностью человечества на современном этапе его истории, как мне представляется, состоит в следующем. Найти такой способ своего развития, посредством которого можно бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы планеты. Такой способ давал бы надежду на то, что будет сохранена возможность для ее дальнейшего развития. Это и есть наиболее общая формулировка экологического императива, поскольку его нарушение грозит человечеству деградацией. По-видимому, с развитием цивилизации на определенном ее этапе у всего человечества появляется общая цель — соблюдение условий экологического императива. Такая цель объективна в том смысле, в каком объективна главная цель любого живого существа — сохранение собственного гомеостазиса и гомеостазиса популяции в целом. Но эта объективность
вовсе не означает, что существование такой общей цели осознается сколь-нибудь значительной частью членов Общества. И этот факт — одна из основных составляющих современной трагедии человечества! По мере изучения учеными проблем экологии Человека, приходит все более глубокое понимание того, что главные трудности связаны не с возможностями науки понять и описать те ограничения, которые биосфера накладывает на человеческую активность. Значительно сложнее оценить, способно ли человечество принять эти данные науки. Подготовлены ли люди к тому, чтобы подчинить свою деятельность, всю свою жизнь новым канонам? Необходимо учитывать, что формирование и реализация стратегии деятельности любого коллектива, а тем более глобального, общечеловеческого масштаба, требует определенной направленности действий каждого человека, концентрации усилий всех членов коллектива. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к регламентации поведения людей, к необходимости введения определенной системы запретов. Такая регламентация означала бы утверждение совокупности принципов новой нравственности, суть которой может быть выражена словами: "То, что было допустимо в прошлом, уже недопустимо сегодня". Все подобные ограничения естественно назвать нравственным императивом. Итак, императив экологический неизбежно порождает императив нравственный не менее жесткий, чем императив экологический. Основное содержание понятия нравственного императива, по-моему мнению, должно состоять в необходимости осознания людьми своей принадлежности к двум общностям: к планетарному сообществу и к биосфере.
Человеку придется принять совершенно иные парадигмы своего бытия. Должны быть изменены характерные особенности его духовного мира. Человек должен осознать свою принадлежность не только к своей семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу. Он должен почувствовать себя членом этого сообщества, принять на себя ответственность за судьбу всего человечества, за жизни чужих ему и далеких от него людей. Человек должен научиться по-иному относиться к Природе, отказаться от опасной иллюзии господства над ней и научиться жить, следуя законам Природы. Будущность человечества, всего биологического вида Homo sapiens в решающей степени зависит от того, насколько глубоко и полно Общество окажется в состоянии понять и усвоить содержание нравственного императива и определить меру способности людей следовать ему, т.е. подчинить свою индивидуальность определенной общественной необходимости. Я убежден в том, что в ближайшие десятилетия осознание проблем нравственного императива сделается одной из важнейших характеристик цивилизации, основным направлением обществоведения. По всей вероятности XXI век станет веком гуманитарного знания, подобно тому, как век XIX был веком пара и инженерных наук. Найти универсальные способы решения энвайронментальных проблем для всей планеты, по-видимому, не удастся. Все мы — люди удивительно непохожие друг на друга, живем в весьма различных условиях, поклоняемся разным богам. Большую роль в поисках выхода из создавшейся ситуации призваны сыграть национальные традиции и личный опыт участников поиска, их религиозные и философские убеждения. Реше-
ния могут быть самые разные — для Европы, Африки, Азии, Америки... И пути поиска и выдвигаемые предложения могут разниться в самом существенном. Поэтому нас ожидают тяжелые дискуссии. Но важно их начать! И сделать их предметом по меньшей мере столь же активных обменов мнений, какие ведутся по вопросам о растущих ценах или о неудовлетворительной деятельности того или иного правительства. В качестве моего вклада в такую дискуссию я хотел бы донести до читателя этой книги мою убежденность в том, что созданная человеком цивилизация может себя сохранить и имеет шансы для дальнейшего развития. Но это может быть обеспечено только при том условии, что экономика перестанет быть демиургом Общества, когда она обретет то место, которое ей уготовано Природой — поддерживать существование человечества, а не определять его историю. Для этого необходимо, чтобы восхождение к Разуму действительно стало главной целью Человека. Ибо только такой путь может обеспечить гомеостаз биологического вида Homo sapiens. А, следовательно, и стабильность всей биосферы. Что зависит от государств? Целый ряд фактов, о которых мне еще придется говорить, показывает, что тому ходу всепланетарного эволюционного процесса, в рамках которого возникли современные цивилизации, предстоят качественные перемены. Должно измениться само взаимоотношение "Человек — биосфера", иным должно стать место Человека в Природе. В настоящее время в Обществе имеет место тревожащая двойственность. С одной стороны, увеличивается зависимость Человека от изменения характеристик биосферы, а с другой, растет влия-
ние Человека, его активности на параметры окружающей среды. Становится очевидным, что биосфера и Человек — некая единая система. В связи с этим гражданскому обществу в любой стране и, прежде всего, государствам необходима активная "экологическая политика" — это требование современности. Такая политика должна вырабатываться в недрах гражданского общества и определять целенаправленные действия каждого государства и всех государств, имеющие целью согласование стратегии общественного развития с законами развития биосферы и ее современным состоянием. Экологическая политика должна заменить принцип laissez faire, усвоенный обществом со времен Великой французской революции, способностью и умением глубоко анализировать и понимать то, что Природой действительно разрешено делать Человеку, и побуждать его поступать согласно полученным в результате такого анализа знаниям. Вот почему, центр тяжести деятельности государств, как мне представляется, должен постепенно, но неизбежно перемещаться в сторону образовательной деятельности. Только по-настоящему образованное и интеллигентное Общество может оказаться способным развивать цивилизацию на оскудевающей планете. Я думаю, что сами государства, их место в гражданском обществе и задачи, которые им предстоит решать, должны постепенно изменяться. Экологическая политика будет неизбежно ограничивать и направлять активную деятельность людей. Она станет изменять их представление о допустимых пределах "свободы" предпринимательской деятельности в эпоху, когда могущество цивилизации превращает Человека в основную геологообразующую силу планеты.
Экологическая обстановка на Земле требует существенной деформации существующих ныне рыночных механизмов. По-видимому, во всех странах мира необходимо осуществлять государственное вмешательство в экономической и социальной сфере, подобное политике президента Франклина Рузвельта во времена Великого кризиса в США 1929—33 гг. Только теперь такому вмешательству предстоит быть еще более крупномасштабным и еще более жестким. Оно должно охватывать всю планету, поскольку разрушение окружающей среды, которое неизбежно произойдет при недостаточной активности государств, обернется бедствием для всех наций и народов мира. Необходима, прежде всего, некоторая новая система требований, ограничивающих ту или иную деятельность людей, т.е. ставящих под контроль тот самый рынок, об утверждении свободы которого в России сегодня так много говорят. Государство и в его лице гражданское общество обязаны эффективно вмешиваться в производственную деятельность, в экономические процессы. Но для того, чтобы не оказаться в плену утопий, а еще страшнее — не пойти по пути социальной инженерии, способной под экологическим флагом ввергнуть общество в казарменный образ жизни, необходимо установить лишь минимальные пределы государственного вмешательства, без которого дальнейшее экономическое развитие приведет к катастрофическому исходу. Государство (и гражданское общество) в каждой стране должно быть способным обеспечивать также мероприятия локального масштаба, определять рамки, в которых недопустима экологически нерегламентируемая производственная деятельность и свободное предпринимательство. Должна быть регла-
ментирована даже рекреационная активность людей, обеспечено недопущение такой активности в заповедных зонах и т. п. Государствам — правительствам, парламентам, местным властям — предстоит установить систему соответствующих законов и правил, ввести местные подзаконные уложения. И жестко контролировать выполнение утвержденных требований. Но деятельности в масштабах отдельных государств не достаточно. Воздух движется над всей планетой, и воды пересекают охраняемые и неохраняемые межгосударственные границы. То, что происходит в одной стране, очень скоро отзывается на соседях. Значит, необходимы мероприятия и всепланетарного масштаба. Нужны некоторые общие законы поведения, обязательные для всех граждан планеты, нужны единые стандарты во взаимоотношениях Человека и Природы. Нужна и система восстановления испорченных объектов природной среды, всепланетарная система экологического образования и многое, многое другое, что будет вносить коррективы во всю экономическую и производственную деятельность планетарного сообщества. Если человечество сумеет преодолеть ожидающие его трудности, то цивилизация будущего станет мало похожей на современную. * * * Итак, Человек обречен на непрерывные поиски новой экологической ниши путем перестройки самого себя, своего образа жизни, своих потребностей, своей нравственности. Понимание необходимости таких поисков, кажется, становится достоянием все более и более широкого круга людей. Многие люди начинают понимать, что 12—15 тысяч лет, прошедшие после начала становления человеческого общества, были эпохой покорения Природы, когда сама она не принималась во
внимание в качестве активного игрока на исторической арене. Постепенно приходит осознание того, что эта эпоха кончается. Точнее — уже кончилась, и навсегда. Человек начинает играть с Природой на равных. Совместные усилия ученых, политиков, деловых людей, религиозных деятелей, журналистов, а также представителей других слоев Общества, может быть, придадут человечеству достаточную Силу и необходимую Волю для того, чтобы оно могло найти приемлемые пути более или менее безболезненного преодоления (лучше сказать — переживания) неизбежного глобального экологического кризиса и недопущения его перерастания в планетарную катастрофу. На это должны быть направлены усилия всего человечества. Для этого потребуется все разнообразие разумов отдельных людей, как можно более полная реализация способности личности к нетрафаретному мышлению.
ГЛАВА ТРЕТЬЯ
|
|||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 382; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.140.185.250 (0.01 с.) |