Как можно спасти человечество. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как можно спасти человечество.



Человек не может существовать вне биосферы, и здесь нет взаимности, ибо биосфера существовала без Человека миллиарды лет. Она будет существовать и впредь, даже если Человек не сумеет сохранить в ней себя. Специалистам известно, что для того, чтобы лю­бой биологический вид мог устойчиво существовать на Земле, необходимо, чтобы он вписывался в естествен­ный круговорот веществ в Природе или, как они гово­рят, не нарушал естественные биогеохимические цик­лы. А для того, чтобы сохранялась стабильность эколо­гической ниши любого вида, он должен жить лишь за счет той энергии, которую Земля получает от Солнца.

Человек уже давно нарушил это абсолютное пра­вило. Так, например, устройства, использующие во­зобновляемые источники энергии, которую в той или иной форме нам дает Солнце (например, солнечные батареи, водяные и ветряные двигатели), обеспечива-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ют лишь 10% современного потребления энергии. Зна­чит, для того чтобы человечество не нарушало хруп­кого баланса ресурсов и могло избежать глобальный кризис при нынешнем уровне техники и при совре­менных объемах душевого энергопотребления, насе­ление планеты должно быть уменьшено раз в де­сять! А такое, вероятнее всего, — невозможно, если, разумеется, говорить о мирном решении проблемы на­родонаселения.

Невозможно сократить на порядок и потребление энергии. Заметим также, что распределение земных благ между людьми крайне неравномерно, и поднять средний уровень их использования до уровня промышленно развитых стран вряд ли возможно — здесь не должно быть иллюзий. В самом деле, если бы энергопотребление на душу населения оказалось в наше время одинаковым во всех странах и сравнялось бы с уровнем потребления жителей США, например, то все земные запасы нефти и газа были бы выкачены за одно десятилетие.

Но настоящая беда состоит даже не в том, что ресурсы нашей экологической ниши будут однажды исчерпаны — это аксиома, а в том, что человечество слишком поздно приходит к осознанию этой аксиомы. Между тем скорость разрушения современной эколо­гической ниши Человека стремительно возрастает.

Я полагаю, что главная особенность современного исторического этапа состоит в том, что для продолже­ния своей истории Человеку необходимо научиться согласовывать не только свою локальную, но и гло­бальную (всепланетарную) деятельность с возможнос­тями Природы. Людям необходимо осознать потреб­ность в установлении жестких рамок собственного раз­вития, необходимость согласования своей деятельнос­ти с развитием остальной биосферы. Эти требования

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

столь суровы, что их правомерно называть экологи­ческим императивом.

20 лет тому назад я предложил использовать этот термин для обозначения совокупности тех ограниче­ний, накладываемых на жизнедеятельность людей, нарушение которых уже в ближайшие десятилетия мо­жет обернуться для человечества катастрофическими последствиями. Отдельные условия (составляющие) эко­логического императива не есть что-то раз и навсегда заданное. По мере развития цивилизации и науки, с учетом совершенствования технологической базы эко­номики будут изменяться условия экологического императива. Задача его формулирования, может быть, одна из самых сложных проблем фундаментальной науки. Я не оговорился: именно фундаментальной, поскольку никогда прежде такая задача перед наукой не возникала.

Первейшей обязанностью человечества на современ­ном этапе его истории, как мне представляется, со­стоит в следующем. Найти такой способ своего разви­тия, посредством которого можно бы согласовывать потребности человека, его активную деятельность с возможностями биосферы планеты. Такой способ давал бы надежду на то, что будет сохранена возможность для ее дальнейшего развития. Это и есть наиболее общая формулировка экологического императива, по­скольку его нарушение грозит человечеству деграда­цией.

По-видимому, с развитием цивилизации на опреде­ленном ее этапе у всего человечества появляется об­щая цель — соблюдение условий экологического императива. Такая цель объективна в том смысле, в ка­ком объективна главная цель любого живого суще­ства — сохранение собственного гомеостазиса и гомеостазиса популяции в целом. Но эта объективность

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

вовсе не означает, что существование такой общей цели осознается сколь-нибудь значительной частью членов Общества. И этот факт — одна из основных составляющих современной трагедии человечества!

По мере изучения учеными проблем экологии Чело­века, приходит все более глубокое понимание того, что главные трудности связаны не с возможностями науки понять и описать те ограничения, которые био­сфера накладывает на человеческую активность. Зна­чительно сложнее оценить, способно ли человечество принять эти данные науки. Подготовлены ли люди к тому, чтобы подчинить свою деятельность, всю свою жизнь новым канонам?

Необходимо учитывать, что формирование и реа­лизация стратегии деятельности любого коллектива, а тем более глобального, общечеловеческого масштаба, требует определенной направленности действий каж­дого человека, концентрации усилий всех членов кол­лектива. Это, в свою очередь, неизбежно приводит к регламентации поведения людей, к необходимости вве­дения определенной системы запретов. Такая регла­ментация означала бы утверждение совокупности прин­ципов новой нравственности, суть которой может быть выражена словами: "То, что было допустимо в про­шлом, уже недопустимо сегодня". Все подобные огра­ничения естественно назвать нравственным импера­тивом.

Итак, императив экологический неизбежно порож­дает императив нравственный не менее жесткий, чем императив экологический. Основное содержание поня­тия нравственного императива, по-моему мнению, дол­жно состоять в необходимости осознания людьми сво­ей принадлежности к двум общностям: к планетарному сообществу и к биосфере.

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

Человеку придется принять совершенно иные пара­дигмы своего бытия. Должны быть изменены харак­терные особенности его духовного мира. Человек дол­жен осознать свою принадлежность не только к своей семье, стране, нации, но и ко всему планетарному сообществу. Он должен почувствовать себя членом этого сообщества, принять на себя ответственность за судьбу всего человечества, за жизни чужих ему и далеких от него людей.

Человек должен научиться по-иному относиться к Природе, отказаться от опасной иллюзии господ­ства над ней и научиться жить, следуя законам Природы.

Будущность человечества, всего биологического вида Homo sapiens в решающей степени зависит от того, насколько глубоко и полно Общество окажется в состоянии понять и усвоить содержание нравственного императива и определить меру способности людей сле­довать ему, т.е. подчинить свою индивидуальность определенной общественной необходимости.

Я убежден в том, что в ближайшие десятилетия осознание проблем нравственного императива сдела­ется одной из важнейших характеристик цивилизации, основным направлением обществоведения. По всей ве­роятности XXI век станет веком гуманитарного зна­ния, подобно тому, как век XIX был веком пара и инженерных наук.

Найти универсальные способы решения энвайронментальных проблем для всей планеты, по-видимому, не удастся. Все мы — люди удивительно непохожие друг на друга, живем в весьма различных условиях, поклоняемся разным богам. Большую роль в поисках выхода из создавшейся ситуации призваны сыграть на­циональные традиции и личный опыт участников поис­ка, их религиозные и философские убеждения. Реше-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ния могут быть самые разные — для Европы, Афри­ки, Азии, Америки... И пути поиска и выдвигаемые предложения могут разниться в самом существенном. Поэтому нас ожидают тяжелые дискуссии. Но важно их начать! И сделать их предметом по меньшей мере столь же активных обменов мнений, какие ведутся по вопросам о растущих ценах или о неудовлетворитель­ной деятельности того или иного правительства.

В качестве моего вклада в такую дискуссию я хотел бы донести до читателя этой книги мою убежденность в том, что созданная человеком цивилизация может себя сохранить и имеет шансы для дальнейшего раз­вития. Но это может быть обеспечено только при том условии, что экономика перестанет быть демиургом Общества, когда она обретет то место, которое ей уготовано Природой — поддерживать существо­вание человечества, а не определять его историю. Для этого необходимо, чтобы восхождение к Разуму действительно стало главной целью Человека. Ибо толь­ко такой путь может обеспечить гомеостаз биологического вида Homo sapiens. А, следовательно, и стабиль­ность всей биосферы.

Что зависит от государств?

Целый ряд фактов, о которых мне еще придется говорить, показывает, что тому ходу всепланетарного эволюционного процесса, в рамках которого возникли современные цивилизации, предстоят качественные перемены. Должно измениться само взаимоотношение "Человек — биосфера", иным должно стать место Человека в Природе. В настоящее время в Обществе имеет место тревожащая двойственность. С одной сто­роны, увеличивается зависимость Человека от изменения характеристик биосферы, а с другой, растет влия-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

ние Человека, его активности на параметры окружаю­щей среды. Становится очевидным, что биосфера и Человек — некая единая система.

В связи с этим гражданскому обществу в любой стране и, прежде всего, государствам необходима ак­тивная "экологическая политика" — это требование современности. Такая политика должна выраба­тываться в недрах гражданского общества и опреде­лять целенаправленные действия каждого государства и всех государств, имеющие целью согласование стра­тегии общественного развития с законами развития био­сферы и ее современным состоянием.

Экологическая политика должна заменить принцип laissez faire, усвоенный обществом со времен Великой французской революции, способностью и умением глу­боко анализировать и понимать то, что Природой дей­ствительно разрешено делать Человеку, и побуждать его поступать согласно полученным в результате такого анализа знаниям. Вот почему, центр тяжести де­ятельности государств, как мне представляется, дол­жен постепенно, но неизбежно перемещаться в сто­рону образовательной деятельности. Только по-на­стоящему образованное и интеллигентное Общество может оказаться способным развивать цивилизацию на оскудевающей планете.

Я думаю, что сами государства, их место в граж­данском обществе и задачи, которые им предстоит решать, должны постепенно изменяться. Экологичес­кая политика будет неизбежно ограничивать и направ­лять активную деятельность людей. Она станет изме­нять их представление о допустимых пределах "сво­боды" предпринимательской деятельности в эпоху, когда могущество цивилизации превращает Человека в ос­новную геологообразующую силу планеты.

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

Экологическая обстановка на Земле требует суще­ственной деформации существующих ныне рыночных механизмов. По-видимому, во всех странах мира необ­ходимо осуществлять государственное вмешательство в экономической и социальной сфере, подобное поли­тике президента Франклина Рузвельта во времена Великого кризиса в США 1929—33 гг. Только теперь такому вмешательству предстоит быть еще более круп­номасштабным и еще более жестким. Оно должно охватывать всю планету, поскольку разрушение окру­жающей среды, которое неизбежно произойдет при недостаточной активности государств, обернется бедствием для всех наций и народов мира.

Необходима, прежде всего, некоторая новая систе­ма требований, ограничивающих ту или иную деятель­ность людей, т.е. ставящих под контроль тот самый рынок, об утверждении свободы которого в России сегодня так много говорят. Государство и в его лице гражданское общество обязаны эффективно вмеши­ваться в производственную деятельность, в экономи­ческие процессы.

Но для того, чтобы не оказаться в плену утопий, а еще страшнее — не пойти по пути социальной инже­нерии, способной под экологическим флагом ввергнуть общество в казарменный образ жизни, необходимо установить лишь минимальные пределы государствен­ного вмешательства, без которого дальнейшее эконо­мическое развитие приведет к катастрофическому исходу.

Государство (и гражданское общество) в каждой стране должно быть способным обеспечивать также мероприятия локального масштаба, определять рам­ки, в которых недопустима экологически нерегла­ментируемая производственная деятельность и сво­бодное предпринимательство. Должна быть регла-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

ментирована даже рекреационная активность людей, обеспечено недопущение такой активности в запо­ведных зонах и т. п. Государствам — правительствам, парламентам, местным властям — предстоит устано­вить систему соответствующих законов и правил, вве­сти местные подзаконные уложения. И жестко контролировать выполнение утвержденных требований.

Но деятельности в масштабах отдельных государств не достаточно. Воздух движется над всей планетой, и воды пересекают охраняемые и неохраняемые межго­сударственные границы. То, что происходит в одной стране, очень скоро отзывается на соседях. Значит, необходимы мероприятия и всепланетарного масштаба. Нужны некоторые общие законы поведения, обяза­тельные для всех граждан планеты, нужны единые стандарты во взаимоотношениях Человека и Приро­ды. Нужна и система восстановления испорченных объектов природной среды, всепланетарная система экологического образования и многое, многое дру­гое, что будет вносить коррективы во всю экономи­ческую и производственную деятельность планетар­ного сообщества. Если человечество сумеет преодо­леть ожидающие его трудности, то цивилизация бу­дущего станет мало похожей на современную.

* * *

Итак, Человек обречен на непрерывные поиски но­вой экологической ниши путем перестройки самого себя, своего образа жизни, своих потребностей, своей нравственности. Понимание необходимости таких поисков, кажется, становится достоянием все более и более широкого круга людей. Многие люди начинают понимать, что 12—15 тысяч лет, прошедшие после начала становления человеческого общества, были эпохой по­корения Природы, когда сама она не принималась во

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

внимание в качестве активного игрока на историчес­кой арене. Постепенно приходит осознание того, что эта эпоха кончается. Точнее — уже кончилась, и навсегда. Человек начинает играть с Природой на равных.

Совместные усилия ученых, политиков, деловых людей, религиозных деятелей, журналистов, а также представителей других слоев Общества, может быть, придадут человечеству достаточную Силу и необходи­мую Волю для того, чтобы оно могло найти приемле­мые пути более или менее безболезненного преодоле­ния (лучше сказать — переживания) неизбежного гло­бального экологического кризиса и недопущения его перерастания в планетарную катастрофу. На это дол­жны быть направлены усилия всего человечества. Для этого потребуется все разнообразие разумов отдель­ных людей, как можно более полная реализация спо­собности личности к нетрафаретному мышлению.

 

ГЛАВА ТРЕТЬЯ

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 355; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.169.94 (0.028 с.)