Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Новый взгляд на цивилизационные процессыСодержание книги
Поиск на нашем сайте
Некоторые факты последних десятилетий побуждают по-новому взглянуть на правомерность разделения цивилизаций на техногенные и традиционные. Может быть, вопрос следует ставить по-другому: те ли характеристики закладываются в определение и классификацию цивилизаций? Справедливо ли связывать представление о техногенной цивилизации с Европой и современным христианским миром? Заметим, что, например, исламская цивилизация средних веков внешне была более похожа на техногенную, чем тогдашний европейский мир, раздираемый феодальными междоусобицами. Но это не изменило традиционного характера цивилизаций Ближнего Востока. Может быть, классификация цивилизаций должна основываться не только на оценке стремления народов усваивать те или иные новации, и следует также принимать во внимание и характерные особенности народов?
Для понимания цивилизационных процессов в рассматриваемом ключе мне кажутся весьма важными принципы взаимоотношений личности и общества, которые глубоко запрятаны в общественном сознании и, вероятно, являются одной из наиболее консервативных его составляющих. Такие установки — итог многотысячелетней истории народов. Они, конечно, тоже меняются со временем, но происходит это весьма медленно, гораздо медленнее, чем внешние условия жизни того или иного народа, и еще более медленно, чем развитие технологической основы цивилизации. Разброс цивилизаций на основе этой характеристики будет очень широк. На одном крайнем фланге окажутся те общества, в которых предельно развит принцип индивидуализма и особенно сильно проявляется стремление к независимости личности от общества. В идеале — это общество анархистов, где, по идее, должна быть обеспечена полная свобода личности. На другом фланге будут общества, стоящие на принципах абсолютного коллективизма, т. е. полного подчинения личности обществу, его канонам. Это — общества, отвечающие идеалам утопистов или надеждам на коммунистическое послезавтра. Такие общества можно было бы, наверное, назвать термитоподобными. Промежуточное положение займет все разнообразие остальных форм взаимоотношений отдельной личности и Общества. Любое линейное ранжирование цивилизаций весьма условно, и, в частности, не всегда возможно определить характер цивилизации на основе взаимоотношений личности и общества, в частности. Большое значение имеют многочисленные нюансы во взаимоотношениях личности и семьи, личности и общественных структур и т. д. Поэтому такая характери-
стика весьма многомерна. Не менее важное значение при определении характера цивилизаций имеют также роль и место государства, какими они воспринимаются в общественном сознании. Попробуем в нужном нам ракурсе рассмотреть некоторые эпизоды из истории Ближнего Востока. Тот факт, что цивилизация Персии в древние времена всеми внутренними установками своих жителей отличалась от культуры древних эллинов, вряд ли может вызывать какие-либо сомнения. Так же как и то, что Персидская держава была классическим представителем традиционных цивилизаций. А Древнюю Грецию мы относим к цивилизациям техногенным. После завоеваний Александра Македонского эллинские порядки, культура Греции распространились на Персию и еще дальше на Восток. Но перестала ли от этого Персия быть страной традиционной цивилизации? Восприняла ли она динамизм греческой культуры? Оказывается, ничего подобного не произошло. Более того, весь эллинский мир, возникший по воле величайшего полководца тех времен, вскоре после его смерти погрузился в дрему, характерную для традиционных цивилизаций. Из этого состояния страны Ближнего Востока на некоторое время вывел Рим, а затем волна арабской экспансии, которая превратила их на довольно длительное время в очаг новой, быстро развивающейся цивилизации. Вспомним, что именно цивилизация стран ислама оказалась в раннем средневековье хранителем богатств античной культуры. Благодаря арабам, мы можем видеть теперь все величие культуры, достигнутое в те времена. Это христиане сожгли Александрийскую библиотеку, а ислам нам вернул многое из утерянного! Может быть, именно традиционность их цивилизации позволила древним персам не только адаптиро-
вать себя к тому, что принесли в их страну завоеватели и что, как выявилось впоследствии, было им чуждо. А традиционный персидский уклад жизни оказался более привлекательным для потомков победителей, чем уклад их собственного эллинского мира. Одной из причин, демонстрирующих необходимость выработки нового взгляда на особенности цивилизационных процессов, могут служить чрезвычайно интересные явления, которые можно сегодня наблюдать в разных частях планеты, особенно, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такие бесспорно традиционные общества, как, например, в Южной Корее или на О.Тайвань, не говоря уже о Японии, за удивительно короткий срок пришли из глубокого средневековья на самые передовые позиции современной техногенной культуры и на первый взгляд, по всем внешним характеристикам превратились в общества техногенные. Но так ли это на самом деле? В какой степени, под напором нового витка научно-технического прогресса они смогли сохранить себя? Существует ли и если да, то где оно, то истинно традиционное, что было им всегда свойственно? На мой взгляд, в обществах Азиатско-тихоокеанского региона едва ли произошло существенное изменение тех внутренних установок, которые были им свойственны ранее. Судя по литературе, в сознании людей их представления о месте личности в обществе не столь уж изменились за послевоенные десятилетия. Общества Японии или Южной Кореи продолжают сохранять те особенности, которые ярко и образно описал Иван Гончаров в своей книге "Фрегат Паллада". Очень любопытна противоречивость суждений этого русского писателя о Японии и японцах в период сегунов, т. е. до революции Мейдзи, перестроившей историю Японии. С одной стороны, он видит
наивность и бесконечную отсталость страны (это от России-то!), а с другой, его радует и удивляет безупречная чистота и почитание хорошего качества работы как высшего достоинства работника. Он отмечает также грамотность народа, удивительная по тем временам даже для стран Западной Европы. Значит, общество, народ были подготовлены к рывку — в нем уже был нужный запас цивилизованности. А ведь реформы императора Александра Второго в России произошли в то же время, что и реформы эпохи Мейдзи в Японии. Но наше российское общество к ним не было в достаточной мере подготовлено. В результате — революции и обвал! Такое сопоставление заставляет задуматься о многом. И, может быть, по иному понять значение цивилизованности в судьбах нации. Заметим еще, что становление капитализма в Японии не сопровождалось чисткой земель, как это было в Англии, а наоборот было связано с укреплением общинного земледелия и созданием класса крестьян — владельцев земли. Япония не знала того первоначального накопления, которое характеризовало становление капитализма в Европе. Японское и южнокорейское общества и сейчас очень мало похожи на общества европейского типа. И в то же время, именно эти традиционные свойства тихоокеанских цивилизаций оказались тем необходимым условием, которое позволило ряду стран этого региона подняться на острие техногенной цивилизации, не превратившись в техногенные в общепринятом смысле этого слова. Мне кажется, что в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в результате стихийного творчества многих людей были найдены такие организационные формы, которые весьма успешно сочетали тради-
ционные для них особенности взаимоотношений личности и общества с требованиями современного этапа научно-технической революции. Испокон веков в той же Японии почиталось вершиной добродетели качественное исполнение порученной работы. Особенно, если это поручение исходило от семьи или общины. Отсюда трудолюбие и аккуратность в исполнении порученного, представление о том, что качественное выполнение порученного и поиск способов выполнить порученное наилучшим образом и есть основное призвание Человека. Отсюда же пожизненная верность фирме, которая, в свою очередь, заботится о своих сотрудниках и после их ухода на пенсию. Играет свою роль и традиционное почитание в Японии старших и старейшин. Все это привело к удивительным результатам в послевоенной истории этой страны. Между прочим, пример Японии показывает, что не следует стремиться к копированию чужих образцов. Гораздо эффективнее симбиоз традиционного и техногенного или, точнее, симбиоз свойств, присущих той или иной цивилизации, с требованиями современности. С одной стороны, адаптация этих свойств к таким требованиям, а с другой — опора на эти свойства.
|
|||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 306; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.23.138 (0.011 с.) |