Новый взгляд на цивилизационные процессы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Новый взгляд на цивилизационные процессы



Некоторые факты последних десятилетий побуж­дают по-новому взглянуть на правомерность разделе­ния цивилизаций на техногенные и традиционные. Может быть, вопрос следует ставить по-другому: те ли характеристики закладываются в определение и классификацию цивилизаций? Справедливо ли свя­зывать представление о техногенной цивилизации с Европой и современным христианским миром? Заме­тим, что, например, исламская цивилизация средних веков внешне была более похожа на техногенную, чем тогдашний европейский мир, раздираемый феодальными междоусобицами. Но это не изменило тра­диционного характера цивилизаций Ближнего Восто­ка. Может быть, классификация цивилизаций должна основываться не только на оценке стремления наро­дов усваивать те или иные новации, и следует так­же принимать во внимание и характерные особен­ности народов?

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

Для понимания цивилизационных процессов в рас­сматриваемом ключе мне кажутся весьма важными принципы взаимоотношений личности и общества, которые глубоко запрятаны в общественном сознании и, вероятно, являются одной из наиболее консерва­тивных его составляющих. Такие установки — итог многотысячелетней истории народов. Они, конечно, тоже меняются со временем, но происходит это весьма медленно, гораздо медленнее, чем внешние условия жизни того или иного народа, и еще более медленно, чем развитие технологической основы ци­вилизации.

Разброс цивилизаций на основе этой характеристи­ки будет очень широк. На одном крайнем фланге окажутся те общества, в которых предельно развит принцип индивидуализма и особенно сильно прояв­ляется стремление к независимости личности от об­щества. В идеале — это общество анархистов, где, по идее, должна быть обеспечена полная свобода личности. На другом фланге будут общества, стоящие на принципах абсолютного коллективизма, т. е. полного подчинения личности обществу, его канонам. Это — общества, отвечающие идеалам утопистов или надеждам на коммунистическое послезавтра. Такие общества можно было бы, наверное, назвать термитоподобными. Промежуточное положение займет все разнообразие остальных форм взаимоотношений отдельной личности и Общества.

Любое линейное ранжирование цивилизаций весь­ма условно, и, в частности, не всегда возможно определить характер цивилизации на основе взаимо­отношений личности и общества, в частности. Боль­шое значение имеют многочисленные нюансы во вза­имоотношениях личности и семьи, личности и обще­ственных структур и т. д. Поэтому такая характери-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

стика весьма многомерна. Не менее важное значе­ние при определении характера цивилизаций имеют также роль и место государства, какими они вос­принимаются в общественном сознании.

Попробуем в нужном нам ракурсе рассмотреть не­которые эпизоды из истории Ближнего Востока. Тот факт, что цивилизация Персии в древние времена всеми внутренними установками своих жителей отли­чалась от культуры древних эллинов, вряд ли может вызывать какие-либо сомнения. Так же как и то, что Персидская держава была классическим пред­ставителем традиционных цивилизаций. А Древнюю Грецию мы относим к цивилизациям техногенным.

После завоеваний Александра Македонского эл­линские порядки, культура Греции распространились на Персию и еще дальше на Восток. Но перестала ли от этого Персия быть страной традиционной ци­вилизации? Восприняла ли она динамизм греческой культуры? Оказывается, ничего подобного не про­изошло. Более того, весь эллинский мир, возникший по воле величайшего полководца тех времен, вскоре после его смерти погрузился в дрему, характерную для традиционных цивилизаций. Из этого состояния страны Ближнего Востока на некоторое время вывел Рим, а затем волна арабской экспансии, которая превратила их на довольно длительное время в очаг новой, быстро развивающейся цивилизации. Вспом­ним, что именно цивилизация стран ислама оказа­лась в раннем средневековье хранителем богатств античной культуры. Благодаря арабам, мы можем видеть теперь все величие культуры, достигнутое в те времена. Это христиане сожгли Александрийскую библиотеку, а ислам нам вернул многое из утерянного!

Может быть, именно традиционность их цивилиза­ции позволила древним персам не только адаптиро-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

вать себя к тому, что принесли в их страну завое­ватели и что, как выявилось впоследствии, было им чуждо. А традиционный персидский уклад жизни оказался более привлекательным для потомков побе­дителей, чем уклад их собственного эллинского мира.

Одной из причин, демонстрирующих необходимость выработки нового взгляда на особенности цивилизационных процессов, могут служить чрезвычайно интересные явления, которые можно сегодня на­блюдать в разных частях планеты, особенно, в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Такие бесспорно тра­диционные общества, как, например, в Южной Ко­рее или на О.Тайвань, не говоря уже о Японии, за удивительно короткий срок пришли из глубокого сред­невековья на самые передовые позиции современной техногенной культуры и на первый взгляд, по всем внешним характеристикам превратились в общества техногенные. Но так ли это на самом деле? В какой степени, под напором нового витка научно-технического прогресса они смогли сохранить себя? Суще­ствует ли и если да, то где оно, то истинно тради­ционное, что было им всегда свойственно? На мой взгляд, в обществах Азиатско-тихоокеанского реги­она едва ли произошло существенное изменение тех внутренних установок, которые были им свойствен­ны ранее. Судя по литературе, в сознании людей их представления о месте личности в обществе не столь уж изменились за послевоенные десятилетия.

Общества Японии или Южной Кореи продолжают сохранять те особенности, которые ярко и образно описал Иван Гончаров в своей книге "Фрегат Паллада". Очень любопытна противоречивость суждений этого русского писателя о Японии и японцах в пе­риод сегунов, т. е. до революции Мейдзи, перестро­ившей историю Японии. С одной стороны, он видит

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

наивность и бесконечную отсталость страны (это от России-то!), а с другой, его радует и удивляет бе­зупречная чистота и почитание хорошего качества работы как высшего достоинства работника. Он отме­чает также грамотность народа, удивительная по тем временам даже для стран Западной Европы. Значит, общество, народ были подготовлены к рывку — в нем уже был нужный запас цивилизованности. А ведь реформы императора Александра Второго в России произошли в то же время, что и реформы эпохи Мейдзи в Японии. Но наше российское обще­ство к ним не было в достаточной мере подготовле­но. В результате — революции и обвал!

Такое сопоставление заставляет задуматься о мно­гом. И, может быть, по иному понять значение ци­вилизованности в судьбах нации. Заметим еще, что становление капитализма в Японии не сопровожда­лось чисткой земель, как это было в Англии, а наоборот было связано с укреплением общинного земледелия и созданием класса крестьян — владель­цев земли. Япония не знала того первоначального накопления, которое характеризовало становление капитализма в Европе.

Японское и южнокорейское общества и сейчас очень мало похожи на общества европейского типа. И в то же время, именно эти традиционные свойства тихоокеанских цивилизаций оказались тем необходимым условием, которое позволило ряду стран этого реги­она подняться на острие техногенной цивилизации, не превратившись в техногенные в общепринятом смысле этого слова.

Мне кажется, что в странах Азиатско-Тихоокеанского региона, в результате стихийного творчества многих людей были найдены такие организационные формы, которые весьма успешно сочетали тради-

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

ционные для них особенности взаимоотношений лич­ности и общества с требованиями современного этапа научно-технической революции. Испокон веков в той же Японии почиталось вершиной добродетели каче­ственное исполнение порученной работы. Особенно, если это поручение исходило от семьи или общины. Отсюда трудолюбие и аккуратность в исполнении порученного, представление о том, что качествен­ное выполнение порученного и поиск способов вы­полнить порученное наилучшим образом и есть ос­новное призвание Человека. Отсюда же пожизнен­ная верность фирме, которая, в свою очередь, забо­тится о своих сотрудниках и после их ухода на пенсию. Играет свою роль и традиционное почитание в Японии старших и старейшин. Все это привело к удивительным результатам в послевоенной истории этой страны.

Между прочим, пример Японии показывает, что не следует стремиться к копированию чужих образ­цов. Гораздо эффективнее симбиоз традиционного и техногенного или, точнее, симбиоз свойств, прису­щих той или иной цивилизации, с требованиями со­временности. С одной стороны, адаптация этих свойств к таким требованиям, а с другой — опора на эти свойства.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.008 с.)