Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Как улучшить жизнь в мегаполисах?Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Приняв неизбежность роста мегаполисов и тот факт, что в наступающем столетии основная масса жителей будет сосредоточена в крупных городах, Общество должно сформировать определенную стратегию, способную, сохранив основные преимущества жизни в городах, в максимальной степени уменьшить негативные последствия такой жизни. Какова должна быть эта стратегия? Я убежден, что все те скверны, которые нарастают вместе с ростом городов и образованием мегаполисов, как и остальные проявления всепланетарного кризиса, можно преодолеть только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отношений, иного характера основных ценностей. Но для
этого требуются не годы, и даже не десятилетия. Должна произойти смена поколений, и постепенно под давлением все более и более суровых жизненных условий, по-видимому, изменится образ жизни и структура общепризнанных ценностей, определится новое русло человеческих устремлений. Сказанное не означает, что мы должны сидеть и, опустив руки, ждать у моря погоды. Надо начинать действовать, не мудрствуя лукаво. Делать то, что не требует каких-либо серьезных социальных перестроек и реализуемо в рамках современного образа жизни. Сегодня формирование мегаполисов — стихия, и ее неконтролируемые проявления могут стать весьма опасными. Надо помнить, что неорганизованная борьба с проблемами мегаполисов, как со всякой стихией, безнадежна и очень трудна. Прежде всего, необходимо соблюдение принципа природной рациональности. Это означает такую организацию структуры города и жизни в городе, которые были бы, по возможности, согласованы с жизнью окружающей человека среды, если угодно, следовали логике Природы. В этих целях должны быть разработаны принципы планирования жилой застройки и размещения производств, предусматривающие расширение парковых зон, доступность контактов с природной средой и т.д. и т.п. Кроме того, есть целый ряд вопросов этого круга, которые совсем просты и всем понятны: вода должна быть чистой, люди должны дышать свежим воздухом, отходы должны перерабатываться наиболее рациональным способом. В частности, должны быть закрыты мусоросжигающие заводы, отравляющие воздух диоксинами. Выполнение подобных требований считается невыгодным с экономической точки зрения, но ничего не поделаешь — за здоровый образ жизни надо платить!
Реализация принципа природной рациональности потребует, по меньшей мере, двух трудных и крайне важных действий. Во-первых, должна быть составлена перспективная схема развития мегаполиса, непротиворечащая этому принципу, и сформулированы некоторые правила жизненной деятельности в нем. Во-вторых — образование, образование и еще раз ОБРАЗОВАНИЕ. Должен быть качественно повышен уровень энвайронментального образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государственных служащих. Необходимо разработать сертификат муниципального служащего, и не допускать к исполнению обязанностей лиц, не имеющих такого сертификата. Во главу той организации, которая будет составлять схему развития города, надо поставить не просто грамотных инженеров, а людей, убежденных в неотвратимости и трагичности кризиса, который произойдет, если будут нарушены условия, необходимые для совместного развития Природы и Общества. Необходимо учитывать также, что никто добровольно не станет реализовывать никакие схемы. Люди не будут следовать им, поскольку по многим пунктам это будет заведомо противоречить личным интересам определенных лиц, особенно тех, которые организуют производственную или коммерческую деятельность. Отсюда следует, что, в любом большом городе должна быть сильная, грамотная и некоррумпированная власть. Она должна быть настолько сильной, чтобы быть способной справиться с любым эгоизмом отдельных граждан и преодолеть любое лоббирование вредоносных прожектов. Рост производства, развитие производительных сил общества, какова
бы ни была его социальная структура, должны быть ограничены определенными нормативами. И за их реализацию должны отвечать перед Обществом ГОСУДАРСТВО и городская ВЛАСТЬ. Поскольку подавляющему большинству людей предстоит жить в мегаполисах, Человек должен научиться строить такие города и обустраивать их. Но это еще полдела. Может быть, лишь один процент дела. Самое трудное — научить людей жить в городах, пользоваться городом. Горожанам необходимо осознать, что чисто инженерных решений проблем мегаполисов нет и быть не может. Для этого необходимо, чтобы сами люди стали другими. Но генетически они не могут измениться. Дело за Обществом. Именно оно — Общество — должно воспитывать людей, прививать им новые нравы, основанные на истинном понимании того, что такое Природа и каково в ней место Человека. Людям надо помочь овладеть способностью к соблюдению новой системы запретов. Эта задача не менее трудная, чем утверждение запрета на убийство соплеменников, который сформировался на заре палеолита. Такая программа потребует много времени и средств. Но без нее не проживешь! Я думаю, что самое страшное в городе — это не грязь, которую мы сами разводим на улицах. С ней можно справиться, ее можно убрать. Страшна та грязь, которая поселяется в душах горожан. Это не только непонимание и небрежность в отношении к Природе, но, что еще страшнее — агрессивность и недоброжелательство к ближнему своему, к соседу, к прохожему, одним словом, к любому встречному. Человек в свое время научился использовать топор, не нанося вреда своему соплеменнику, и этим положил начало тому, что мы теперь называем
нравственностью. Сейчас наступило время для того, чтобы научиться жить в мегаполисах, использовать их себе во благо, не разрушая собственного будущего и не лишая будущего своих детей и внуков. * * * Я думая, что человечество вступает не только в новое тысячелетие, но и в новую эпоху — эпоху Нового Просвещения, которой предстоит новое понимание смысла дихотомии Природы и Общества. Одновременно происходит формирование нового либерального начала или, точнее, открытого общества, совсем не похожего на то наследие XIX века, парадигмы которого еще властвуют в общественном сознании. Больше всего меня беспокоит быстро растущее превалирование рыночной идеологии в интеллектуальной жизни европейских стран, спад интереса европейцев к духовной жизни. Вообще-то я считаю, что в любой сфере жизнедеятельности человека, в том числе в науке и искусстве, необходима соревновательность, конкуренция, замещение одних персонажей другими. Без этого ничто не может нормально развиваться. Но уровень культуры далеко не всегда можно охарактеризовать с помощью тех критериев, которые лежат в основе соревновательности, тем более когда отбор соревнующихся происходит по прихоти невежд. Не так давно я смотрел каталог индексов цитирования. Сколько прекрасных работ остаются непрочитанными, а содержащиеся в них идеи — невостребованными! В дикой спешке ухватить, показать себя прочитывается лишь самое понятное, лишь самое простое, лишь то, в чем есть сиюминутная нужда. А то, что не находится на острие, не имеет сенсаци-
онного характера, откладывается в сторону. Во всех средствах массовой информации идет погоня за сенсационностью, что было свойственно когда-то только желтой прессе. Подобное происходит и в искусстве, и в любой творческой сфере — погоня за успехом на данный момент, и только за ним. Современное евро-американское, во многом привлекательное общество только такой успех и оплачивает. Люди часто забывают о том, что в такой гонке, подчиненной конъюнктурным интересам, скрывается опасность потерять нечто очень важное для человека. Мне хочется сказать, прежде всего, американским ученым: Не торопитесь, вдумайтесь поглубже в контуры будущего, пока еще не поздно. Да, сегодня вы всех "обскачете", свой грант получите. Ну а что будет с вами и со всеми людьми завтра? Самое страшное, что может случиться с нашей цивилизацией — это отказ интеллектуальных датчиков. Представим себе, что система автоматического управления самолетом перестала реагировать на показания гироскопа. Финал очевиден — самолет сорвется с курса и попадет в штопор. То же самое происходит с цивилизацией, когда народ перестает слышать слова ученых, мыслителей, когда собственные мелочные заботы каждого из нас делают не интересными все другие, в том числе общечеловеческие проблемы. Единственным реальным заслоном против подобной катастрофы, как мне представляется, может стать эффективное стимулирование личностного начала в общественном развитии. И, конечно, укрепление во всех государствах устоев гражданского общества, обладающего потенциальной способностью дать возможность личности проявить потенциал, заложенный в ней Природой. [284] ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Итак, я постарался изложить для читателей этой книги мои представления о современной планетарной ситуации и о тех допустимых сценариях ее развития, которые, как я думаю, возможны. Они будут определяться характером развития гражданского общества, состоянием его Интеллекта и Воли, которые необходимо соответствующим образом преобразовать в ближайшие десятилетия. Если признать, что XX век был Веком Предупреждения, то XXI век может оказаться не Веком Свершений, а Веком Крушений. В частности, может произойти распад того миропредставления, которое утвердилось в сознании многих людей, воспитанных в рамках цивилизаций, основанных на принципах безграничной власти Человека над Природой. Человечество втягивается в глобальный экологический кризис. Однако современная ситуация качественно отличается от всего того, что знала История, с чем сталкивался Человек. И я не думаю, что хоть один из тех рецептов, которые были опробованы человечеством ранее, сможет принести ощутимую пользу. Уходить с испорченной и загаженной земли людям теперь просто некуда — ойкуменой человечества стала вся планета, причем заселена она достаточно плотно. И вряд ли какой-либо народ добровольно согласится отдать другим свои исконные места обитания. А любые попытки силовых перемещений и способы преодоления противоречий, практиковавшиеся в прежние времена, в век атомного оружия недопустимы. Они смертельно опасны для всего человечества и должны быть исключены из сферы возможных действий. Их запрет должен быть абсолютным — нужны другие сценарии! Политики, кажется, начинают осознавать, что человечество либо перестанет существовать, либо найдет путь к какому-то общему согласию о совместной жизни на планете в условиях коэволюции Общества и Природы. Мы все живем в паретовском мире, и есть необходимые объективные предпосылки для нахождения
устойчивых компромиссов, которые не только взаимовыгодны, но и обладают тем свойством, что любой участник может только потерять, отклоняясь от достигнутой договоренности. Перечитав написанное, я хочу отметить ту мысль, которая была лейтмотивом данной книги. Эра антагонистических противоречий в Обществе, вероятно, ушла (или уходит) в прошлое. Теперь у всех цивилизаций, наряду с их собственными целями, возникает и общая цель — обеспечить сохранение на Земле рода человеческого. Я понимаю, что эта цель может кому-то показаться утопичной. И, действительно, она будет считаться таковой до тех пор, пока есть хоть какие-либо шансы жить по традиционным канонам. Но не приняв этой утопии и не попытавшись ее реализовать, мы однажды примем иную реальность, которая будет КОНЦОМ ИСТОРИИ. Выбор может быть сделан из этих альтернатив. Третьего не дано. Как скоро такая катастрофа может случиться? Не знаю, но думаю, что ожидание не будет очень длительным. Однако, не все так уж безнадежно. Вспомним притчу, послужившую сюжетом известной сказки Лафонтена о кошке (или лягушке), которая попала в чан с молоком. Она не умела плавать, и казалось, что ее судьба решена. Но кошка не хотела тонуть. И она била лапками до тех пор, пока молоко не превратилось в масло. Тем и спаслась! Так могут спастись и люди — они должны быть энергичными в своем массовом поиске выхода из создавшегося положения. Именно массовом, и неоднозначно направленном. И не по указанию свыше, а по велению собственного Разума. Только в таком случае молоко может превратиться в масло! И найдутся новые, нам пока неизвестные способы достойного существования Человека. В этом суть моего ограниченного пессимизма. [286] ОГЛАВЛЕНИЕ
Часть первая. ПЛАНЕТА НА ПОРОГЕ
|
||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 586; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.194.30 (0.012 с.) |