Как улучшить жизнь в мегаполисах? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как улучшить жизнь в мегаполисах?



Приняв неизбежность роста мегаполисов и тот факт, что в наступающем столетии основная масса жите­лей будет сосредоточена в крупных городах, Общество должно сформировать определенную стратегию, способную, сохранив основные преимущества жизни в городах, в максимальной степени уменьшить негативные последствия такой жизни. Какова должна быть эта стратегия?

Я убежден, что все те скверны, которые нарас­тают вместе с ростом городов и образованием мега­полисов, как и остальные проявления всепланетарного кризиса, можно преодолеть только в рамках новой цивилизации, новой структуры социальных отноше­ний, иного характера основных ценностей. Но для

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

этого требуются не годы, и даже не десятилетия. Должна произойти смена поколений, и постепенно под давлением все более и более суровых жизнен­ных условий, по-видимому, изменится образ жизни и структура общепризнанных ценностей, определит­ся новое русло человеческих устремлений.

Сказанное не означает, что мы должны сидеть и, опустив руки, ждать у моря погоды. Надо начинать действовать, не мудрствуя лукаво. Делать то, что не требует каких-либо серьезных социальных перестро­ек и реализуемо в рамках современного образа жизни.

Сегодня формирование мегаполисов — стихия, и ее неконтролируемые проявления могут стать весьма опасными. Надо помнить, что неорганизованная борьба с проблемами мегаполисов, как со всякой стихией, безнадежна и очень трудна.

Прежде всего, необходимо соблюдение принципа природной рациональности. Это означает такую орга­низацию структуры города и жизни в городе, кото­рые были бы, по возможности, согласованы с жиз­нью окружающей человека среды, если угодно, сле­довали логике Природы. В этих целях должны быть разработаны принципы планирования жилой застрой­ки и размещения производств, предусматривающие расширение парковых зон, доступность контактов с природной средой и т.д. и т.п. Кроме того, есть целый ряд вопросов этого круга, которые совсем просты и всем понятны: вода должна быть чистой, люди дол­жны дышать свежим воздухом, отходы должны пе­рерабатываться наиболее рациональным способом. В частности, должны быть закрыты мусоросжигающие заводы, отравляющие воздух диоксинами. Выполне­ние подобных требований считается невыгодным с экономической точки зрения, но ничего не подела­ешь — за здоровый образ жизни надо платить!

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

Реализация принципа природной рациональности потребует, по меньшей мере, двух трудных и край­не важных действий.

Во-первых, должна быть составлена перспективная схема развития мегаполиса, непротиворечащая этому принципу, и сформулированы некоторые правила жизненной деятельности в нем.

Во-вторых — образование, образование и еще раз ОБРАЗОВАНИЕ. Должен быть качественно повышен уровень энвайронментального образования населения, особенно лиц, собирающихся занять посты государ­ственных служащих. Необходимо разработать серти­фикат муниципального служащего, и не допускать к исполнению обязанностей лиц, не имеющих такого сертификата. Во главу той организации, которая бу­дет составлять схему развития города, надо поста­вить не просто грамотных инженеров, а людей, убежденных в неотвратимости и трагичности кризи­са, который произойдет, если будут нарушены усло­вия, необходимые для совместного развития Приро­ды и Общества.

Необходимо учитывать также, что никто добро­вольно не станет реализовывать никакие схемы. Люди не будут следовать им, поскольку по многим пунк­там это будет заведомо противоречить личным инте­ресам определенных лиц, особенно тех, которые организуют производственную или коммерческую деятельность. Отсюда следует, что, в любом большом городе должна быть сильная, грамотная и некоррум­пированная власть. Она должна быть настолько силь­ной, чтобы быть способной справиться с любым эго­измом отдельных граждан и преодолеть любое лоб­бирование вредоносных прожектов. Рост производ­ства, развитие производительных сил общества, какова

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

бы ни была его социальная структура, должны быть ограничены определенными нормативами. И за их реализацию должны отвечать перед Обществом ГОСУДАРСТВО и городская ВЛАСТЬ.

Поскольку подавляющему большинству людей пред­стоит жить в мегаполисах, Человек должен научить­ся строить такие города и обустраивать их. Но это еще полдела. Может быть, лишь один процент дела. Самое трудное — научить людей жить в городах, пользоваться городом. Горожанам необходимо осоз­нать, что чисто инженерных решений проблем ме­гаполисов нет и быть не может. Для этого необходи­мо, чтобы сами люди стали другими. Но генетически они не могут измениться. Дело за Обществом. Имен­но оно — Общество — должно воспитывать людей, прививать им новые нравы, основанные на истинном понимании того, что такое Природа и каково в ней место Человека. Людям надо помочь овладеть способностью к соблюдению новой системы запретов. Эта задача не менее трудная, чем утверждение запрета на убийство соплеменников, который сформировался на заре палеолита. Такая программа потребует много времени и средств. Но без нее не проживешь!

Я думаю, что самое страшное в городе — это не грязь, которую мы сами разводим на улицах. С ней можно справиться, ее можно убрать. Страшна та грязь, которая поселяется в душах горожан. Это не только непонимание и небрежность в отношении к Природе, но, что еще страшнее — агрессивность и недоброжелательство к ближнему своему, к соседу, к прохожему, одним словом, к любому встречному.

Человек в свое время научился использовать то­пор, не нанося вреда своему соплеменнику, и этим положил начало тому, что мы теперь называем

 

  Никита Моисеев
________________________________________________________________________________________________________________

 

нравственностью. Сейчас наступило время для того, чтобы научиться жить в мегаполисах, использовать их себе во благо, не разрушая собственного буду­щего и не лишая будущего своих детей и внуков.

* * *

Я думая, что человечество вступает не только в новое тысячелетие, но и в новую эпоху — эпоху Нового Просвещения, которой предстоит новое пони­мание смысла дихотомии Природы и Общества. Од­новременно происходит формирование нового либе­рального начала или, точнее, открытого общества, совсем не похожего на то наследие XIX века, парадигмы которого еще властвуют в общественном сознании.

Больше всего меня беспокоит быстро растущее превалирование рыночной идеологии в интеллек­туальной жизни европейских стран, спад интереса европейцев к духовной жизни. Вообще-то я счи­таю, что в любой сфере жизнедеятельности челове­ка, в том числе в науке и искусстве, необходима соревновательность, конкуренция, замещение одних персонажей другими. Без этого ничто не может нор­мально развиваться. Но уровень культуры далеко не всегда можно охарактеризовать с помощью тех кри­териев, которые лежат в основе соревновательности, тем более когда отбор соревнующихся происходит по прихоти невежд.

Не так давно я смотрел каталог индексов цитиро­вания. Сколько прекрасных работ остаются непрочи­танными, а содержащиеся в них идеи — невостребованными! В дикой спешке ухватить, показать себя прочитывается лишь самое понятное, лишь самое простое, лишь то, в чем есть сиюминутная нужда. А то, что не находится на острие, не имеет сенсаци-

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

онного характера, откладывается в сторону. Во всех средствах массовой информации идет погоня за сен­сационностью, что было свойственно когда-то только желтой прессе. Подобное происходит и в искус­стве, и в любой творческой сфере — погоня за ус­пехом на данный момент, и только за ним. Совре­менное евро-американское, во многом привлекатель­ное общество только такой успех и оплачивает.

Люди часто забывают о том, что в такой гонке, подчиненной конъюнктурным интересам, скрывается опасность потерять нечто очень важное для челове­ка. Мне хочется сказать, прежде всего, американ­ским ученым: Не торопитесь, вдумайтесь поглубже в контуры будущего, пока еще не поздно. Да, сегодня вы всех "обскачете", свой грант получите. Ну а что будет с вами и со всеми людьми завтра?

Самое страшное, что может случиться с нашей цивилизацией — это отказ интеллектуальных дат­чиков. Представим себе, что система автоматическо­го управления самолетом перестала реагировать на показания гироскопа. Финал очевиден — самолет со­рвется с курса и попадет в штопор. То же самое происходит с цивилизацией, когда народ перестает слышать слова ученых, мыслителей, когда собствен­ные мелочные заботы каждого из нас делают не интересными все другие, в том числе общечелове­ческие проблемы.

Единственным реальным заслоном против подобной катастрофы, как мне представляется, может стать эффективное стимулирование личностного начала в общественном развитии. И, конечно, укрепление во всех государствах устоев гражданского общества, обладающего потенциальной способностью дать возможность личности проявить потенциал, заложенный в ней Природой.

[284]

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Итак, я постарался изложить для читателей этой книги мои представления о современной планетарной ситуации и о тех допустимых сценариях ее развития, которые, как я думаю, возможны. Они будут опреде­ляться характером развития гражданского общества, состоянием его Интеллекта и Воли, которые необходи­мо соответствующим образом преобразовать в ближай­шие десятилетия.

Если признать, что XX век был Веком Предупреж­дения, то XXI век может оказаться не Веком Сверше­ний, а Веком Крушений. В частности, может произойти распад того миропредставления, которое утвердилось в сознании многих людей, воспитанных в рамках циви­лизаций, основанных на принципах безграничной власти Человека над Природой.

Человечество втягивается в глобальный экологичес­кий кризис. Однако современная ситуация качественно отличается от всего того, что знала История, с чем сталкивался Человек. И я не думаю, что хоть один из тех рецептов, которые были опробованы человечеством ранее, сможет принести ощутимую пользу. Уходить с испорченной и загаженной земли людям теперь просто некуда — ойкуменой человечества стала вся планета, причем заселена она достаточно плотно. И вряд ли какой-либо народ добровольно согласится отдать другим свои исконные места обитания. А любые попытки силовых перемещений и способы преодоления противоречий, практиковавшиеся в прежние времена, в век атомного оружия недопустимы. Они смертельно опасны для всего человечества и должны быть исключены из сферы воз­можных действий. Их запрет должен быть абсолют­ным — нужны другие сценарии!

Политики, кажется, начинают осознавать, что чело­вечество либо перестанет существовать, либо найдет путь к какому-то общему согласию о совместной жизни на планете в условиях коэволюции Общества и Приро­ды. Мы все живем в паретовском мире, и есть необ­ходимые объективные предпосылки для нахождения

 

БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ... ЧЕЛОВЕЧЕСТВУ?  
________________________________________________________________________________________________________________

 

устойчивых компромиссов, которые не только взаимо­выгодны, но и обладают тем свойством, что любой участник может только потерять, отклоняясь от дос­тигнутой договоренности.

Перечитав написанное, я хочу отметить ту мысль, которая была лейтмотивом данной книги. Эра антагони­стических противоречий в Обществе, вероятно, ушла (или уходит) в прошлое. Теперь у всех цивилизаций, наряду с их собственными целями, возникает и общая цель — обеспечить сохранение на Земле рода человеческого.

Я понимаю, что эта цель может кому-то показаться утопичной. И, действительно, она будет считаться та­ковой до тех пор, пока есть хоть какие-либо шансы жить по традиционным канонам. Но не приняв этой утопии и не попытавшись ее реализовать, мы однаж­ды примем иную реальность, которая будет КОНЦОМ ИСТОРИИ. Выбор может быть сделан из этих альтер­натив. Третьего не дано.

Как скоро такая катастрофа может случиться? Не знаю, но думаю, что ожидание не будет очень дли­тельным.

Однако, не все так уж безнадежно. Вспомним притчу, послужившую сюжетом известной сказки Лафонтена о кошке (или лягушке), которая попала в чан с молоком. Она не умела плавать, и казалось, что ее судьба ре­шена. Но кошка не хотела тонуть. И она била лапками до тех пор, пока молоко не превратилось в масло. Тем и спаслась!

Так могут спастись и люди — они должны быть энер­гичными в своем массовом поиске выхода из создавше­гося положения. Именно массовом, и неоднозначно направленном. И не по указанию свыше, а по велению собственного Разума. Только в таком случае молоко может превратиться в масло! И найдутся новые, нам пока неизвестные способы достойного существования Человека.

В этом суть моего ограниченного пессимизма.

[286]

ОГЛАВЛЕНИЕ

Предисловие автора...................................................................................................  

 

Часть первая. ПЛАНЕТА НА ПОРОГЕ



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 539; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.163.58 (0.02 с.)