Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
И табу на убийство соплеменниковСодержание книги
Похожие статьи вашей тематики
Поиск на нашем сайте
Вероятно, первым, кто серьезно задумался о причинах прекращения генетического совершенствования Человека, был Конрад Лоренц. Знаменитый австрийский этолог обратил внимание на то, что Природа наградила волка могучим оружием — крепкими зубами, но одновременно подарила ему инстинкт, который предписывает не употреблять это оружие против других волков. Волк, потерпевший поражение в рыцарской дуэли, подставляет победителю свою шею, и на этом схватка заканчивается. Поэтому потомство дают более сильные звери, но и более слабые остаются в стае — они ей тоже нужны. Первобытный Человек, в отличие от волка, не обладал инстинктом, препятствующим использованию
во внутривидовой борьбе (преимущественно в борьбе за самку) своих возможностей для убийств себе подобных. Свое оружие — топор, например — Человек создал сам, и инстинкта волка у него не было. Поэтому понадобился запрет на убийства соплеменников. Возникновение такого табу, по мнению Лоренца, было необходимо для сохранения в природе человека разумного. В противном случае, люди стали бы применять свое рукотворное оружие во внутривидовой борьбе и извели бы сами себя, как они извели мамонтов и других крупнокопытных*. Такая оценка значения этого табу для становления рода человеческого не вызывает сомнений. Именно этот запрет, очевидно, поставил предел биологическому совершенствованию Человека. Но процесс качественного изменения характера антропогенеза, как мне представляется, проходил под воздействием многих других факторов. Причина резкого изменения характера развития Человека как биологического вида, по-видимому, носила, прежде всего, информационный характер. В стадах или, лучше сказать, в первобытных племенах появлялись умельцы, которые в силу личной талантливости научались делать хорошие кремневые отщепы, зажигать и поддерживать костер, находить целебные травы. Подобные знания накапливались поколениями, и их надо было уметь накапливать, хранить и передавать новым поколениям. С течением времени, именно от того, насколько люди были способны сохранять и передавать полученную ______________ * Гипотеза Лоренца косвенно подкрепляется тем, что среди останков прачеловека, найденных в Олдувайском ущелье, было обнаружено большое число скелетов с проломленными черепами. По-видимому, каменный топор использовался не только для охоты на животных.
информацию, стала зависеть, в первую очередь, не только судьба их племени (или орды), но и всей популяции. Это связано с тем, что Человека стали лучше защищать не могучая мускулатура и быстрые ноги, а мастерство в изготовлении искусственных орудий, накопленные знания и безопасность общественной организации. Главными гарантами благополучия стада становились искусственные орудия — топоры, копья, позднее лук и стрелы. И новые знания, например, о том, как загнать мамонта в ловушку и обеспечить запасом пищи свое племя, бывшее стадо. Накопление и передача знаний становились жизненной необходимостью для рода орды или племени. Но те мудрецы и умельцы, которые во все большей степени обеспечивали благосостояние племени, далеко не всегда являлись самыми сильными и самыми смелыми, а также наиболее удачливыми в мужских поединках, игравших ключевую роль в процессах внутривидового отбора. Поэтому первобытные люди стали охранять не только самок и неполовозрелых, но и тех, кто оказывался носителем информации и мастерства или мог стать таковым. Вследствие этого, запрет на убийство сородичей обеспечил возможность сохранения жизни носителям знаний и умений в таких условиях, когда, оставаясь в стаде неоантропов под властью биосоциальных законов, они бы наверняка погибли*. Табу на убийство соплеменников противоречило отношениям, традиционно присущим первобытному стаду. Животные, не способные по своему возрасту или здоровью производить себе подобных, добывать пищу в количествах больших, чем это необходимо для их ______________ * Установлено на практике, что средняя продолжительность жизни животных в стаде значительно короче биологически возможного предела, которого они достигают, живя в заповеднике или зоопарке.
собственного пропитания, или не имеющие физических сил для защиты стада от врагов, стаду становятся ненужными. Более того, такие животные задерживают развитие стада и всей популяции. Поэтому в силу законов биосоциальной организации стадо перестает их защищать, и они погибают, как правило, насильственной смертью. В человеческих сообществах, даже самых примитивных, по-иному относятся к своим старикам. Люди защищают слабых, немощных старцев и не только помогают и жалеют их, но зачастую и оказывают им особые знаки внимания, выражают особое к ним уважение, проявляют чувство симпатии. Откуда же берутся такие чувства сострадания, такой алътруизм? Как они возникли? Почему в любом обществе закон карает насилие в равной мере как над старцем или над младенцем, так и над полным сил членом общества? Я думаю, что прививаемые людям с детства понятия добра и зла, так называемые вечные истины, существование которых в общественном сознании отличает Общество от стада, имеют такое же материальное происхождение, так же связаны с гомеостазисом, как и все другие свойства, приобретенные Человеком в процессе антропогенеза. Другими словами, возникновение нравственности и морали, как и отказ от эволюции генотипа, имеют одну и ту же причину — достаточно развитое общественное сознание. В самом деле, именно альтруизм первобытных людей, защита слабых, связанная с дополнительной и весьма обременительной нагрузкой, которую, по необходимости, но вполне осознанно взяло на себя формирующееся общество, были той побудительной причиной, которая прекратила действие естественного отбора, а следовательно, и индивидуальное биологическое совершенствование Человека.
3. Заповедь НЕ УБИЙ — Первооснова нравственности Запрет на убийство других людей, вероятно, вначале действовал только в пределах своей пещеры и касался лишь ее обитателей или членов своей орды. Потом он стал применяться более широко, хотя сам факт убийства человека еще долго не считался преступлением. Например, убийство илота в Спарте или чужака в средневековой деревне были ненаказуемыми деяниями. Для характеристики эволюции нравственности можно напомнить и драму Эсхила "Орестея", в которой оправдывается убийство матери ее собственным сыном. Но в процессе исторического развития этот запрет превратился в заповедь НЕ УБИЙ, которая в силу ее исключительной важности для любой человеческой общности, легла в основу человеческой морали и существует в том или ином виде у всех народов, присутствует во всех мировых религиях. Нравственность (т. е. следование нравам), регламентирующая во многом жизнедеятельность и поведение людей, возникла, вероятнее всего, из совокупности запретов, появившихся на одном из достаточно ранних этапов истории становления Общества. Она является одной из наиболее консервативных составляющих общественной жизни (и сознания) Человека. Конечно, не только этот запрет составлял основу возникающих моральных норм у человеческих популяций и рас. Огромную роль в их формировании играли и другие запреты, многие из которых определялись специфическими особенностями условий материальной и духовной жизни людей. Например, наши предки, по-видимому, однажды заметили, что от
браков между близкими родственниками часто родятся уроды. Подобные знания повлекли за собой появление запретов и определенных норм поведения (нравов) в отношениях между людьми разного пола. Одна из таких норм, по-видимому, выражалась в рекомендации: хочешь иметь жену — найди ее не в своей, а в чужой пещере! Появились и другие запреты, облеченные, вероятно, в религиозную или мистическую форму — человеческое сознание доросло до таких представлений очень давно. Среди этих принципов можно выделить и универсальные, связанные с трудовой деятельностью. Важнейшую роль, наверное, играл кооперативный принцип Помоги ближнему своему! Многие другие принципы можно обнаружить среди догматов всех мировых религий, так или иначе впитавших в себя опыт общественной жизни. Другими словами, такие общечеловеческие моральные ценности, как понятия добра и зла, очевидно, являются порождением единого процесса общественной самоорганизации. Они характеризуют те формы общественной жизни популяций Homo sapiens, которые помогли им выжить и превратиться в вершителей судеб, если не всей Земли, то ее биосферы, во всяком случае. Замена стандартов поведения, определяемых биосоциальными законами, нормами человеческой нравственности имела принципиальное значение. Возникновение нравственности я рассматриваю как нечто большее, чем просто перелом в истории человечества. Подобно появлению Разума, сознательное принятие принципов нравственности как необходимых границ поведения членов Общества изменило весь ход эволюционного процесса на нашей планете.
Институт УЧИТЕЛЬ Запрет на убийство соплеменников сыграл особую роль в становлении интеллекта. И не только потому, что он обеспечил сохранение более слабых, но более умных. Самое главное — он обеспечил создание совершенно новой формы памяти. Интеллект, сам по себе, не так уж многого стоит. Его потенциал может проявиться только при опоре на накопленные знания и опыт, только в контексте новой, специфически человеческой формы памяти. В сочетании с памятью интеллект оказался в состоянии создать цивилизацию и смог обеспечить тот уровень развития трудовой деятельности, благодаря которой произошла коренная перестройка всего течения мирового процесса самоорганизации (саморазвития), приведшая, в конце концов, к появлению человеческого общества. Необходимость в сохранении и передаче информации не могла реализоваться с помощью генетической памяти, которая неспособна сохранять благоприобретенную информацию и навыки. Недостаточно было для этого и стадной памяти, которая реализуется в процессе обучения по принципу Делай как я! С помощью столь примитивного способа обучения могли передаваться, т. е. закрепляться в памяти популяции (стада), разве что самые простые навыки. Передать таким способом сложные знания, например, о свойствах кремня или о том, где его можно разыскать и как следует обрабатывать, было уже невозможно. Для того, чтобы делать кремневые топоры или организовывать коллективную охоту, также были нужны иные способы закрепления навыков в памяти популяций. Поэтому на определенном этапе эволюционной истории сообществ неоантропов для их дальнейшего развития, очевидно, потребовалась (а затем и воз-
никла) новая форма памяти — очень сложная, очень дифференцированная система, обеспечивавшая накопление и преемственность знаний, культуры, традиций, которую я называю институтом УЧИТЕЛЬ. Как мы знаем из истории, в первобытных племенах мастер, умелец, подбирая себе помощников и учеников, воспитывая и обучая их, передавал им свои знания и мастерство и в результате этого сам превращался в учителя. Такой человек был жизненно необходим племени. При переходе на новое место оно брало его с собой, даже если он сам не был в состоянии проделать без посторонней помощи нужный переход. Таким образом, институт УЧИТЕЛЬ уже в первобытных племенах действовал на постоянной основе. И учители получали за свой труд соответствующие вознаграждения! Возникновение института УЧИТЕЛЬ повлекло за собой разнообразные последствия. Прежде всего, он оказал влияние на развитие языка — ведь без членораздельной речи такая система не могла бы существовать. Чтобы передавать информацию от Учителя к ученикам, людям надо было научиться ее кодировать. В системе генетической памяти для этого существует свой язык, основанный на использовании четырех нуклеотидов. У животных в системе памяти, основанной на принципе Делай как я!, также есть зачатки языка — это язык движений. У многих животных существует также система кодирующих сигналов, выражающих предупреждения о приближающейся опасности или передающих ощущение боли или голода и т.п. Но объем информации, которую надо хранить для обеспечения, например, трудовой деятельности, несопоставимо велик по сравнению с объемом той
информации, которую используют животные. Отдельных гортанных звуков, с помощью которых приматы предупреждают друг друга об опасности или выражают свои эмоции, заведомо недостаточно для контакта в процессе трудовой деятельности. Поэтому постепенно возник человеческий язык во всем его совершенстве и великолепии. Процесс становления языка относится, по-видимому, к самым ранним стадиям антропогенеза, когда организм наших предков эволюционировал еще достаточно быстро и развитие языка сопровождалось морфологическим развитием гортани неоантропов. Я думаю, что именно потребность в обучении, в передаче информации и связанная с этим необходимость в совершенствовании языка изменяли гортань таким образом, чтоб Человек получил возможность произносить членораздельные звуки. Благодаря активности института УЧИТЕЛЬ, основой жизни Человека во все большей степени становились не только знания, но также и труд. Знания и труд вместе обеспечивали расширение экологической ниши человека. Наиболее ярким выражением трудовой деятельности на начальном этапе истории человечества было создание технологии обработки камня. Кстати сказать, это была очень непростая технология, частично забытая в нынешнее время. Затем человек научился обрабатывать шкуры и кость, зажигать и поддерживать огонь, чтобы защищаться от холода и варить пищу. Все это требовало навыков и знаний, количество которых росло как снежный ком. Человек понял не только то, что плодоносные лето и осень сменяются голодной зимой, но и осознал необходимость готовить запасы продовольствия. Он изучал окружающую местность, поведение животных и способы охоты на них.
Выдающуюся роль институт УЧИТЕЛЬ сыграл также в социальном развитии человечества. Под влиянием деятельности этого института к нашему предку пришло понимание значения, которое в его жизни играют опыт, знания, мастерство. Не сразу, но постепенно, сначала на интуитивном уровне это понимание сделалось фундаментом общественного сознания. Я думаю, что созданием такого фундамента следует датировать возникновение родоплеменной организации, коренным образом отличавшейся от прежней стадной организации неоантропов. Палеолитическая революция Итак, где-то на границе верхнего палеолита и мезолита* Человек свернул со столбовой дороги эволюции, свойственной всему остальному живому миру. Он предпочел перейти от чисто биологического развития к развитию общественных форм своего суще- ______________ * История Земли делится на геологические периоды. Эпоха "миоцена", с которой начинается предыстория человечества, началась 25 миллионов лет тому назад и продолжалась 11 миллионов лет. Затем наступила эпоха "плиоцена", начавшаяся примерно 12 миллионов лет тому назад и завершавшаяся около 2,5 миллиона лет тому назад. Периодизацию собственно человеческой истории ввел с 1865 г. британский исследователь Джон Лаббок. Он назвал период, во время которого Человек приступил к изготовлению каменных орудий, словом "палеолит", т. е. старый каменный век (от греч. palais — старый, древний и lithos — камень), а следующий период, когда появились обработанные и отшлифованные каменные орудия с наконечниками из металла, — словом "неолит", т. е. новый каменный век (neos — новый). Эпоха "палеолита" началась примерно 3 миллиона лет тому назад и продолжалась до Х тысячелетия до н. э., а эпоха "неолита" от Х до III тысячелетия до н. э. Переходный период (X—IX тысячелетия до н. э.) с 1892 г. стали называть словом "мезолит" (mesos — средний). "Хроника человечества", сост. Бодо Харенберг. М.: Большая энциклопедия, 1996. С.17.
ствования, пожертвовав собственным биологическим совершенствованием. Это был поворот в истории развития человечества — произошла первая фундаментальная общественная бифуркация, которую называют палеолитической революцией. Прошло ничтожно малое по эволюционным меркам время — всего несколько сотен тысяч лет — и потомки тех хилых созданий, которых выселили из леса их более приспособленные конкуренты, превратились в сильных, темпераментных и умных хищников. Это были уже не приматы, довольствовавшиеся листьями деревьев и их плодами, а разумные существа, способные сплотиться и организовать орды. Именно орды — я не рискую использовать слово стадо. Это были уже почти люди, способные справляться с могучим зверьем предледниковых эпох, и им незачем было возвращаться в лес. Но для того, чтобы оценить, что стоила эта эволюционная метаморфоза, надо представить себе, сколь жестким был отбор, который за немыслимо короткий срок создал совершенно новое существо, существо которому предстояло качественно изменить всю историю планеты. Однако палеолитическую (или мезолитическую) революцию я не склонен рассматривать в качестве НАЧАЛА ИСТОРИИ. В результате этой бифуркации в составе биосферы возникли лишь популяции умных животных. Дело в том, что Человек эпохи палеолита еще не выделился из остальной Природы. Десятки тысяч лет человечество продолжало оставаться ее естественной составляющей, подобно и остальным биологическим видам. Человек этой эпохи не умел создавать новые, не свойственные дикой Природе биогеохимические циклы, и его вклад в природный круговорот веществ был подобен тому, который производят другие животные.
Но важно подчеркнуть, что человечество избрало совершенно новую дорогу развития. Еще ни один живой вид не делал чего-либо подобного. Эта дорога качественно отличалась от той, которую избрали другие биологические виды, живущие общественной жизнью, в том числе такие процветающие виды, как муравьи или термиты. Созданием Человека Природа открыла новый способ преодоления извечного конфликта (противоречия) между индивидуумом и обществом — новый тип кооперативного объединения: развитие индивидуальности и сохранения целостности популяции на базе Коллективного Разума. В этом я вижу общеэволюционное значение палеолитической революции, в ходе которой возник новый механизм самоорганизации в Природе и в зарождавшемся в то время Обществе. Неолитическая революция Итак, изменив характер своей эволюции по многим внешним признакам, Человек в функциональном отношении еще долго оставался принадлежащим к животному царству. Его окончательное выделение из мира животных, произошло в ходе другой бифуркации в процессе эволюции вида Homo sapiens, получившей название неолитической революции. Эта революция, приведшая к кардинальной перестройке процесса антропогенеза, качественно изменила характер общественного развития рода человеческого. И ее последствия были таковы, что уже позволяют говорить о НАЧАЛЕ ИСТОРИИ. Точнее сказать, она подвела человечество к тому периоду его развития, который естественно назвать историческим. В эпоху неолита люди в полной мере использовали свои новые возможности и мастерство. Появление
копий и лука, дальнейшее развитие технологии обработки камня, создавшее возможности для производства каменного оружия, а также совершенствование методов коллективной охоты, привели к тому, что австралопитеки стали гораздо быстрее, чем в предшествующие времена, уничтожать стада мамонтов и других крупных животных. Тем самым они существенно расширили свои резервы продуктов питания, но естественным последствием этого стало резкое увеличение количества населения степной и лесостепной части планеты. И тогда впервые возникла "проблема Мальтуса" — потребности быстро растущего человечества перестали соответствовать ресурсным возможностям его экологической ниши. Возник первый глобальный экологический кризис. Именно глобальный, поскольку он с весьма небольшим сдвигом во времени охватил практически все континенты, исключая, может быть, зоны тропического леса. Человечество оказалось на грани всепланетарной катастрофы. Возможность гибели от голода стала реальностью для большинства племен на планете. Антропологи утверждают, что в раннем неолите произошло резкое сокращение населения Земли. Главной причиной катастрофической убыли населения была, вероятнее всего, борьба за сокращающийся жизненно необходимый ресурс. Я думаю, что человечество имело в ту пору много шансов полностью исчезнуть, подобно тому, как исчезли многие другие популяции, нарушившие равновесие присущих им экологических ниш. Однако люди сумели преодолеть экологический кризис и вышли из него победителями. Они изобрели
сначала земледелие, а затем (вероятно через несколько тысяч лет) и скотоводство. Экологическая ниша человечества качественно расширилась. Произошла вторая фундаментальная общественная бифуркация. Неолитическая революция завершила эру животной жизни Человека. С этой поры человечество начало активно вмешиваться в природные процессы. Постепенно люди научились заниматься природотворчеством, т. е. целенаправленно перестраивать естественные биогеохимические циклы, исходя из своих интересов и сообразуясь со своими возможностями. С появлением земледелия и скотоводства Человек стал все более и более активно перестраивать биосферу под свои нужды. Подчеркну — не столько себя подстраивать под биосферу, что является типичным для всего животного мира и предшествующей эволюции Человека, а биосферу трансформировать в соответствии со своими потребностями. Однако "победа" Человека в неолитической революции, обошлось человечеству совсем недешево. По оценкам антропологов, население Земного шара сократилось в начале неолита раз в восемь, а может быть и больше. Это была действительно революция с обычным для всех революций непредсказуемым результатом — человечество могло и не изобрести земледелия и скотоводства.* ______________ * Некоторые народы так и не пережили неолитической революции. Например, аборигены Австралии и Тасмании, некоторые племена в Новой Гвинее — несмотря на то, что по физиологическим свойствам они, по-видимому, не отличались от жителей Европы тех времен — навсегда отстали в своем социальном развитии. Они остались кроманьонцами, так и не вступив в историю.
Неолитическая революция многократно ускорила развитие общества, создав принципиально новые стимулы для его развития — стимулы, которых не могло быть в предыдущей эпохе.
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2016-06-23; просмотров: 511; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.137.213.98 (0.012 с.) |