Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ответственность за нарушение прав на объекты интеллектуальной собственности

Поиск

Одним из распространенных видов судебных споров, связанных с нарушением исключительного права, охраняемого патентом, является промышленное или коммерческое использование объекта промышленной собственности без разрешения патентообладателя.

Использованием изобретения, полезной модели, промышленного образца признается введение в гражданский оборот продукта, изготовленного с применением запатентованного изобретения, запатентованной полезной модели или изделия, содержащего запатентованный промышленный образец. Лица, незаконно использующие топологию интегральной микросхемы, обязаны прекратить ее использование и возместить причиненный ущерб.

За незаконное использование товарного знака, а также обозначения, сходного с ним до смешения для однородных товаров, владелец знака может потребовать:

прекращения нарушения и возмещения причиненных убытков;

удаления с товара или упаковки незаконно используемого знака;

ареста или уничтожения товаров, в отношении которых был незаконно применен товарный знак;

наложения штрафа в размере стоимости товара или передачи его в пользу потерпевшей стороны.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (ст. 155-19) умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака и знака обслуживания, фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке и знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, влекут наложение штрафа в размере от 20 до 50 базовых величин с конфискацией этой продукции.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, а также сорта растения или топологии интегральной микросхемы влечет наложение штрафа в размере до 50 минимальных заработных плат с конфискацией контрафактных экземпляров объектов авторского права, смежных и патентных прав, а также материалов и оборудования, используемых для их изготовления, или без конфискации (ст. 167-9).

Уголовная ответственность за нарушение авторских, смежных, изобретательских и патентных прав предусмотрена Уголовным кодексом Республики Беларусь (ст. 201 и 248).

Так, присвоение авторства либо принуждение к соавторству, а равно разглашение без согласия автора или заявителя сущности изобретения, полезной модели, промышленного образца или иного объекта права промышленной собственности до официальной публикации сведений о них наказываются общественными работами, или штрафом, или исправительными работами на срок до двух лет.

Незаконное распространение или иное незаконное использование объектов авторского права, смежных прав или объектов права промышленной собственности, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такое же нарушение или сопряженные с получением дохода в крупном размере, наказываются общественными работами, или штрафом, или ограничением свободы на срок до трех лет, или лишением свободы на срок до двух лет.

Эти действия, совершенные повторно, наказываются штрафом, или арестом на срок до шести месяцев, или ограничением свободы на срок до пяти лет, или лишением свободы на тот же срок (ст. 201 УК).

 

Умышленное использование индивидуальным предпринимателем или должностным лицом юридического лица товарного знака (знака обслуживания), фирменного наименования, наименования места происхождения товара конкурента, либо продажа или предложение к продаже товара (услуги) с применением предупредительной маркировки о товарном знаке и знаке обслуживания, не зарегистрированном в Республике Беларусь, либо копирование промышленных образцов конкурента, влекущие смешение продукции (товаров, работ, услуг) или деятельности с продукцией или деятельностью конкурента, совершенные в течение года после наложения административного взыскания за такие же действия, наказываются штрафом, или лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью, или исправительными работами на срок до двух лет, или арестом на срок до трех месяцев, или ограничением свободы на срок до двух лет (ст. 248 УК).

Необходимо также учитывать, что в соответствии с Законом Республики Беларусь «О противодействии монополистической деятельности и развитии конкуренции» незаконное использование или введение в гражданский оборот объектов интеллектуальной собственности отнесено к формам недобросовестной конкуренции, которая подлежит пресечению в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, в Таможенный кодекс Республики Беларусь введены нормы, обеспечивающие защиту объектов интеллектуальной собственности при перемещении товаров через таможенную границу Республики Беларусь (ст. 197-1-197-7). Правообладатель или иное лицо, представляющее его интересы, вправе подать в Государственный таможенный комитет заявление об осуществлении таможенными органами Республики Беларусь мер по защите его прав на объекты интеллектуальной собственности. Если таможенные органы припредъявлении или декларировании товаров, содержащих объекты интеллектуальной собственности, обнаружат признаки, указывающие на то, что товары могут являться контрафактными, таможенное оформление приостанавливается сроком на 10 рабочих дней до принятия решения судом.

Меры борьбы с пиратством

Пиратство в словаре русского языка определяется как промысел пиратов, разбой. В сфере интеллектуальной собственности к понятию «пиратство» относятся изготовление и распространение контрафактных (поддельных) товаров в области музыки, например копии музыкальных произведений: контрафактные копии, контрабандные копии, пиратские копии. Контрафактные копии представляют собой точные копии звуковых, видеодисков или кассет в такой же упаковке, как и оригинал, с использованием товарного знака, принадлежащего правообладателю оригинальной записи. Контрабандные копии — это копии записей, сделанных в ходе живого исполнения, или передачи, сделанные без разрешения правообладателя. Пиратскими являются несанкционированные копии звуко- и видеозаписи, которые имитируют оригинал, имеют плохое качество и в ряде случаев отличаются упаковкой от оригинала. Наиболее распространенными объектами пиратства, как отмечается в публикациях ВОИС, являются [29, ст. 344]:

звуковые записи;

видеозаписи;

компьютерные программы;

трансляции;

книги. ■

Ежегодный ущерб только производителей компьютерных программ, в результате пиратского копирования, оценивается в 14 млрд долларов США. Пиратское копирование звуко- и видеозаписей оценивается от 1 до 5 млрд долларов США.

Наибольший интерес для пиратов представляют произведения, пользующиеся успехом на рынке. Авторы, исполнители, производители фонограмм, издатели, организации вещания несут значительный материальный ущерб, поскольку не получают соответствующее вознаграждение.

Пиратские записи значительно дешевле оригинальных, что стимулирует насыщение рынка популярными товарами по низким ценам, в результате материальный ущерб несет государство. В то же время низкие цены повышают спрос на товары, в результате чего расширяется индустрия по производству пиратской продукции, и государство теряет международную репутацию, ставится под вопрос участие в международном культурном обмене.

Контрафакция и пиратство в области прав интеллектуальной собственности представляют серьезную не только национальную, но и международную проблему. Имеются данные о связи пиратства в области интеллектуальной собственности с другими формами организованной преступности.

Значительные потери несут государство и общество в форме упущенных доходов от налогов, возможностей получения инвестиций. Решение этой проблемы, имеющей глобальный характер, может быть более успешным, если правообладатели будут иметь соответствующие закрепленные законом права и средства защиты, включая эффективные меры защиты на основе уголовного и гражданского права.

Основная мера борьбы с пиратством — это наличие достаточной законодательной базы, предусматривающей уголовно-штрафные санкции (штрафы, тюремное заключение) за нарушение патентных, авторских и смежных прав.

Важное значение имеет также применение сдерживающих мер по нераспространению пиратской продукции. К этим мерам в ряде стран относят законодательное введение применения защитных идентификационных знаков для маркировки аудиовизуальных произведений и фонограмм. Экземпляры аудиовизуальных произведений и фонограмм перед выпуском в оборот маркируются защитными идентификационными знаками, в противном случае их распространение или экспорт запрещены. В Закон «Об авторском праве и смежных правах», очевидно, необходимо внести дополнения, обязывающие физических или юридических лиц, осуществляющих воспроизведение аудиовизуальных произведений и произведений, воплощенных в фонограммах, размещать на каждом экземпляре, содержащем указанные объекты, информацию, которая идентифицирует обладателя исключительных имущественных прав или организацию коллективного управления имущественными правами, предоставивших разрешение на такое воспроизведение.

Предупредительными мерами до окончательного судебного решения являются:

арест товаров, в отношении которых имеются подозрения, что они являются пиратскими копиями, и оборудования для их изготовления;

опечатывание помещений, где несанкционированно изготавливаются или предлагаются к продаже или прокату контрафактные копии;

издание постановлений (распоряжений) о прекращении производства или распространения несанкционированных копий.

Исключительно важной мерой в предотвращении пиратской деятельности является создание эффективной системы коллективного управления авторскими и смежными правами. Эта система должна являться связующим звеном между пользователями и правообладателями, что окажет влияние на сокращение пиратской деятельности.

Большая роль в борьбе с пиратством отводится правоохранительным органам. В ряде стран созданы специальные подразделения, основной функцией которых является борьба с нарушителями авторских и смежных прав. Им предоставлено право инициировать расследования и подавать иски в суд. Отсутствие эффективной правоприменительной практики по предотвращению нарушений авторских и смежных прав наносит ущерб как правообладателям, так и международному престижу государства.

Так, органами внутренних дел Республики Беларусь в 2004 г. было выявлено 59 преступлений и пресечено 646 административных правонарушений, связанных с незаконным распространением аудиовизуальных произведений и фонограмм. Госстандартом запрещена реализация аудио- и видеопродукции на сумму 62 млн руб.

В Республике Беларусь разработана государственная программа защиты интеллектуальной собственности, предусматривающая ужесточение мер в отношении распространения пиратской продукции и ее изготовителей

 

Государственное руководство

В результате распада СССР Республика Беларусь стала суверенным независимым государством, поэтому возникла необходимость в создании национальной системы охраны интеллектуальной собственности и органа управления, проводящего государственную политику и руководство в этой области.

Решением правительства в 1992 г. было создано Государственное патентное ведомство при Совете Министров Республики Беларусь, которое в 1997 г. Указом Президента Республики Беларусь преобразовано в Государственный патентный комитет (Белгоспатент).

Указом Президента Республики Беларусь от 24 сентября 2001 г. №516 «О совершенствовании системы республиканских органов управления и иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь» Государственный патентный комитет Республики Беларусь преобразован в государственное учреждение «Национальный центр интеллектуальной собственности» и введен в структуру Государственного комитета по науке и технологиям при Совете Министров Республики Беларусь. Национальному центру интеллектуальной собственности переданы функции Комитета по авторским и смежным правам при Министерстве юстиции Республики Беларусь.

30 ноября 2001 г. утвержден Устав Национального центра интеллектуальной собственности (далее — Центр). Центр обеспечивает охрану прав на объекты интеллектуальной собственности, осуществляет функции патентного органа, установленные законодательными актами Республики Беларусь, а также реализует государственную политику в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

Основными задачами Центра являются:

разработка и осуществление мероприятий, направленных на реализацию государственной политики в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

разработка проектов нормативных правовых актов в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав, анализ и обобщение практики действующего в этой области законодательства;

осуществление международного сотрудничества в области охраны прав промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

оформление прав на объекты промышленной собственности;

организация информационной и издательской деятельности в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

досудебное урегулирование споров по вопросам охраноспособности объектов промышленной собственности;

комплектация, обработка и пополнение патентного фонда для целей экспертизы;

методическое обеспечение оценки и учета объектов интеллектуальной собственности в составе нематериальных активов;

организация работы по патентованию объектов промышленной собственности за рубежом;

обеспечение охраны в соответствии с действующим законодательством Республики Беларусь имущественных прав авторов, их правопреемников и иных обладателей авторского права и смежных прав на основании заключенных договоров;

оказание содействия в пределах своих полномочий деятельности творческих союзов;

содействие становлению в Республике Беларусь организаций по осуществлению и охране на коллективной основе имущественных прав авторов, их правопреемников и иных обладателей авторского права и смежных прав.

 

В целях реализации возложенных на него задач центр:

готовит для внесения в установленном порядке предложения по совершенствованию актов законодательства в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав, а также предложения по вопросам участия Республики Беларусь в международных договорах и международных организациях в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

организует международное сотрудничество и обеспечивает выполнение международных обязательств в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав, в установленном порядке представляет Республику Беларусь во Всемирной организации интеллектуальной собственности и других специализированных международных организациях;

обеспечивает организацию и проведение научно-исследовательских и других работ в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

организует и проводит республиканские и международные семинары, конференции, совещания, выставки и другие аналогичные мероприятия в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

оказывает методическую и правовую помощь в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

оказывает на возмездной основе услуги в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав;

организует подготовку и повышение квалификации специалистов в области права промышленной собственности, авторского права и смежных прав.

 

Как патентный орган Центр осуществляет следующие функции:

устанавливает требования к документам, относящимся к оформлению правовой охраны объектов промышленной собственности и деятельности патентных поверенных;

принимает, регистрирует и рассматривает заявки на выдачу патентов на изобретения, промышленные образцы, полезные модели, заявки на регистрацию товарных знаков и знаков обслуживания, а также на другие объекты в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь;

проводит экспертизу заявок на выдачу охранных документов, выдает от имени Республики Беларусь охранные документы, ведет государственные реестры объектов промышленной собственности;

обеспечивает издание официальных бюллетеней о зарегистрированных заявках и выданных охранных документах на объекты промышленной собственности, а также нормативно-методических и иных информационных материалов по охраняемым объектам промышленной собственности;

организует в установленном порядке рассмотрение возражений, жалоб и заявлений в Апелляционном совете по вопросам, относящимся к его компетенции;

регистрирует договоры о передаче прав на объекты промышленной собственности, лицензионные договоры о передаче прав на использование объектов промышленной собственности и другие договоры в пределах своей компетенции;

осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных.

 

Центр разрабатывает правила составления и подачи заявок на объекты промышленной собственности, порядок их рассмотрения; правила подачи жалоб, возражений и их рассмотрения Апелляционным советом, которые обязательны для всех заявителей.

Созданная в Республике Беларусь структура управления, законодательная и нормативно-методическая база обеспечивают охрану прав интеллектуальной собственности. Особое место при этом занимают охрана и реализация прав на объекты промышленной собственности, по которым Национальный центр интеллектуальной собственности от имени государства выдает охранные документы (патенты, свидетельства). Количество подаваемых в Центр заявок от национальных и зарубежных заявителей, регистрируемых охранных документов, используемых объектов промышленной собственности в различных отраслях экономики имеет тенденцию роста (табл. 1).

В инфраструктуру национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности входит Белорусское авторское общество, на которое возложены функции управления на коллективной основе имущественными правами авторов произведений науки, литературы и искусства или их правопреемников, а также содействие авторам или их правопреемникам в передаче прав на использование произведений.

Важное место в инфраструктуре национальной системы охраны объектов интеллектуальной собственности принадлежит Республиканской научно-технической библиотеке (РНТБ). Библиотека выполняет функции центрального хранилища информации для ознакомления общественности с патентами на изобретения, полезными моделями, промышленными образцами и товарными знаками. Государственный патентный фонд, функционирующий в составе РНТБ, является единственным в республике центром, который располагает полным фондом патентной документации.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2016-04-19; просмотров: 954; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.97.161 (0.009 с.)