Верховный Господь сказал: Есть дерево баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, и его листья — ведические гимны. Тот, кто познаёт это дерево, постигает Веды.



Мы поможем в написании ваших работ!


Мы поможем в написании ваших работ!



Мы поможем в написании ваших работ!


ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Верховный Господь сказал: Есть дерево баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, и его листья — ведические гимны. Тот, кто познаёт это дерево, постигает Веды.



 

КОММЕНТАРИЙ

 

Выслушав дискуссию о важности бхакти-йоги, человек может спросить: «А как же Веды?» Из данной главы мы узнаем, что целью изучения Вед является постижение Кришны. Поэтому тот, чьё сознание направлено на Кришну и кто занимается преданным служением, уже знает Веды.

Обусловленность материального мира сравнивается здесь с деревом баньян. Для человека, занятого кармической деятельностью, дерево баньян не имеет конца и края. Он перебирается с одной ветви на другую, затем на третью и т. д. Дерево материального мира поистине бесконечно, и тот, кто привязан к нему, лишён возможности обрести освобождение. Ведические гимны, помогающие человеку прогрессировать, называют листьями этого дерева. Корни этого дерева растут вверх, поскольку берут начало на планете Брахмы, высшей планете нашей вселенной. Если человек сумеет понять это нетленное дерево иллюзии, он получит возможность покинуть его.

Необходимо изучить метод, с помощью которого человек сможет покинуть это дерево. В предыдущих главах говорилось, что есть много путей, ведущих к освобождению из материального плена. И все главы вплоть до тринадцатой убеждали нас в том, что самым лучшим из них является преданное служение Верховному Господу. А в данной главе утверждается, что основополагающим принципом преданного служения является непривязанность к материальной деятельности и привязанность к трансцендентному служению Господу. Процесс избавления от привязанности к материальному миру описан в начале этой главы. Корень дерева материальной жизни растёт вверх. Это значит, что он берёт начало в совокупной материальной субстанции на высшей планете материальной вселенной. С этой планеты начинается вся вселенная с её многочисленными ветвями, коими являются различные планетные системы. Плоды этого дерева символизируют результаты деятельности живых существ, а именно религиозность, экономическое развитие, удовлетворение чувств и освобождение.

В нашем мире не существует деревьев, растущих ветвями вниз, а корнями вверх, но всё же такой феномен существует. Его можно увидеть, находясь на берегу какого-нибудь водоёма. Когда растущие там деревья отражаются в воде, их ветви кажутся устремлёнными вниз, а корни — вверх. Иными словами, дерево материального мира — это всего лишь отражение настоящего дерева, дерева духовного мира. Отражение духовного мира возникает из желаний живых существ, также как отражение дерева возникает из воды. Наши желания являются причиной того, что всё вокруг мы видим в отражённом материальном свете. Тот, кто хочет вырваться из плена материального существования, должен полностью познать это дерево посредством его аналитического изучения. Тогда он сможет порвать с ним все связи.

Это дерево, будучи отражением настоящего дерева, является его точной копией. Всё, что мы видим в материальном мире, существует и в мире духовном. Имперсоналисты считают Брахман корнем дерева материальной жизни, из которого, как учит философия санкхьи, вырастают пракрти, пуруша, затем три гуны, после чего появляются пять грубых элементов (панча-махабхута), затем десять чувств (дашендрийа), ум и т. д. Таким образом они делят весь материальный мир на составные элементы. Если центром всех проявленных миров является Брахман, то образованную ими окружность можно разделить на две половины. Первая из них это материальный мир, а вторая — духовный. Если материальный мир является искажённым отражением духовного мира, то духовный мир также должен быть исполнен многообразия, но не иллюзорного. Пракрти — это внешняя энергия Верховного Господа, а пуруша — Сам Верховный Господь, о чём говорится в «Бхагавад-гите». Будучи материальным, этот мир не вечен. Всякое отражение временно, оно то появляется, то исчезает вновь. Однако источник отражения существует вечно. Материальное отражение настоящего дерева должно быть срублено. Когда про человека говорят, что он знает Веды, то подразумевают, что он знает, как разрубить узел привязанностей к материальному миру. Если он знает этот метод, то он действительно постиг Веды. А тот, кто привлёкся описанными в Ведах обрядами и ритуалами, на самом деле привлёкся красивыми зелёными листьями на дереве материальной жизни. Он не знает, какова истинная цель Вед. Цель Вед, как о ней говорит Сам Господь, — срубить отражённое дерево материальной жизни и достичь истинного дерева духовного мира.

 

ТЕКСТ 2



адхаш чордхвам прасртас тасйа шакха

гуна-праврддха вишайа-правалах

адхаш ча муланй анусантатани

карманубандхини манушйа-локе

адхах — вниз; ча — и; урдхвам — вверх; прасртах — простирающиеся; тасйа — его; шакхах — ветви; гунагунами материальной природы; праврддха — питаемые; вишайа — объекты чувств; правалах — веточки; адхах — вниз; ча — и; мулани — корни; анусантатани — распространяющиеся; карма — с деятельностью; анубандхини — связанные; манушйа-локе — в мире людей.

 

ПЕРЕВОД

 

Ветви этого дерева растут вверх и вниз, питаемые тремя гунами материальной природы. Его побеги — это объекты чувств. У этого дерева есть также корни, растущие вниз и связанные с кармической деятельностью человеческого общества.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Данный стих продолжает описание дерева баньян. Ветви этого дерева простираются по всем направлениям. В его нижних частях находятся разнообразные формы живых существ: люди, животные, лошади, коровы, собаки, кошки, и т. д. Они занимают нижние ветви дерева, а на его верхних ветвях располагаются живые существа более высокого уровня: полубоги, гандхарвы (феи) и многие другие. Как обычное дерево питается водой, так и дерево материальной жизни питается тремя качествами материальной природы. Иногда мы видим, что участок земли бесплоден из-за недостатка воды, а иногда он очень зелен. Аналогичным образом, чем сильнее влияние гун материальной природы на участке земли, тем пышнее и разнообразнее будут проявления различных форм жизни на нём.

Побегами этого дерева считаются объекты чувств. Развивая в себе определённые гуны природы, мы развиваем соответствующие органы чувств, с помощью которых наслаждаемся разнообразными объектами чувств. Концы побегов баньянового дерева — это органы чувств: уши, нос, глаза и т. д., которые настроены на наслаждение различными объектами чувств. Объекты чувств, такие как звук, форма, касание — это листья дерева. Его придаточные корни — это проявления привязанности и неприязни, порождённые различными видами страданий и наслаждений. Склонности к благочестивой и греховной деятельности — это вторичные корни, растущие во всех направлениях. Сам корень этого дерева находится на Брахмалоке, а его отростки — на планетах, населённых людьми. Насладившись результатами благочестивой деятельности на высших планетах материальной вселенной, живое существо возвращается на Землю и вновь начинает заниматься кармической деятельностью ради обретения более высокого статуса. Нашу планету, населённую людьми, называют полем деятельности.

 

ТЕКСТЫ 3–4



на рупам асйеха татхопалабхйате

нанто на чадир на ча сампратиштха

ашваттхам энам сувирудха-мулам

асанга-шастрена дрдхена чхиттва

татах падам тат паримаргитавйам

йасмин гата на нивартанти бхуйах

там эва чадйам пурушам прападйе

йатах праврттих прасрта пурани

на — не; рупам — форма; асйа — этого дерева; иха — в этом; татха — также; упалабхйате — может быть воспринята; на — ни; антах — конец; на — ни; ча — также; адих — начало; на — ни; ча — также; сампратиштха — основание; ашваттхам — дерево баньян; энам — это; сувирудха — крепко; мулам — укоренившееся; асанга-шастрена — оружием отречения; дрдхена — прочным; чхиттва — срубив; татах — потом; падам — место; тат — то; паримаргитавйам — которое следует найти; йасмин — в которое; гата — ушедшие; на — не; нивартанти — возвращаются; бхуйах — вновь; там — Ему; эва — непременно; ча — также; адйам — изначальному; пурушам — Личности Бога; прападйе — предаться; йатах — от которого; праврттих — начало; прасрта — простирающееся; пурани — с очень давних времён.

 

ПЕРЕВОД

 

Истинную форму этого дерева невозможно увидеть, находясь в этом мире. Никто не знает, где его конец, где начало, и где основание. Но необходимо решительно срубить это дерево оружием отречения. Сделав это, человек должен искать место, посетив которое однажды, уже никто никогда не возвращается обратно, и там предаться Верховной Личности, Господу, который с незапамятных времён является источником и вместилищем всего сущего.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Здесь ясно сказано, что истинную форму баньянового дерева нельзя постичь, находясь в материальном мире. Оно растёт корнями вверх, а истинное дерево находится по ту сторону отражения. Невозможно увидеть, где дерево берёт начало, и как далеко оно простирается. И всё же необходимо найти его источник. «Я — сын моего отца, мой отец — сын такого-то и такого-то» и так далее. Подобные поиски приведут нас к Брахме, которого породил Гарбходакашайи Вишну. Эти поиски закончатся, когда мы дойдём до конечного звена, Верховной Личности Бога. Искать начало этого дерева, Верховного Господа, следует, общаясь с теми, кто обладает знаниями о Нём. Затем, обретя знание, человек постепенно становится отречённым от иллюзорного отражения реальности, и с помощью знания может разорвать с ним все связи и достичь истинного дерева.

В этой связи особенно важным является употреблённое здесь слово асанга, потому что привязанность к удовлетворению чувств и господству над материальной природой очень сильна. Поэтому мы должны учиться отречению, слушая тех, кто действительно обладает знанием, и обсуждая с ними духовную науку, основанную на авторитетных священных писаниях. В результате обсуждения духовных тем в обществе преданных человек достигает Верховную Личность Бога. Тогда первое, что нужно сделать, это предаться Ему. Здесь описано место, откуда живое существо не возвращается к иллюзорному отражению — дереву материальной жизни. Верховная Личность Бога, Кришна, является изначальным корнем, из которого всё произрастает. Чтобы снискать покровительство Верховного Господа, нужно лишь предаться Ему, и это является результатом практики преданного служения, то есть слушания, воспевания и т. д. Господь — причина произрастания дерева материального мира. Об этом уже говорил Сам Господь. Ахам сарвасйа прабхавах — «Я источник всего». Поэтому для того, чтобы вырваться из пут могучего баньянового дерева материальной жизни, мы должны предаться Кришне. Как только человек предаётся Кришне, он естественным образом избавляется от привязанности к этому широко распростёршемуся материальному миру.

 

ТЕКСТ 5



нирмана-моха джита-санга-доша

адхйатма-нитйа винивртта-камах

двандваир вимуктах сукха-духкха-самджнаир

гаччхантй амудхах падам авйайам тат

нир — без; мана — почёта; моха — иллюзии; джита — победив; санга — общение; дошах — порочное; адхйатма — духовная; нитйа — вечность; винивртта — связанный; камах — страстями; двандваих — с двойственностью; вимуктах — свободный; сукха-духкха — от счастья и горя; самджнаих — называют; гаччханти — приходит; амудхах — тот, кого нельзя ввести в заблуждение; падам — в обитель; авйайам — вечную; тат — ту.


ПЕРЕВОД

Тот, кто свободен от иллюзии, от чувства ложного престижа и порвал все ложные связи, кто обладает знанием о вечном, кто покончил с материальным вожделением и освободился от двойственности счастья и страдания, и кто знает, как предаться Верховной Личности, приходит в это вечное царство.


КОММЕНТАРИЙ

 

Здесь очень хорошо объяснен процесс предания себя Богу. В первую очередь следует избавиться от ложной гордости. Обусловленная душа, возомнившая себя повелителем материальной природы, полна самомнения, поэтому ей очень трудно предаться Верховной Личности Бога. Овладевая истинным знанием, человек должен понять, что властелином материальной природы является не он, а Верховный Господь. Освободиться от иллюзии, порождённой гордыней, — это первое условие, которое нужно выполнить, чтобы предаться Господу. Тот, кто всегда ожидает почестей в этом мире, никогда не сможет вручить себя Верховной Личности. Гордыня порождена иллюзией: человек приходит сюда на короткий срок, а затем уходит, но тем не менее по глупости своей считает себя хозяином мира. Тем самым он только всё усложняет и навлекает на себя бесчисленные беды. Весь мир пребывает в этой иллюзии. Люди считают, что эта территория, земля, на которой они живут, принадлежит человеческому обществу и, пребывая в этом заблуждении, делят её на части. Необходимо избавиться от ложного представления о том, что этот мир принадлежит человечеству. Когда человек перестаёт мнить себя собственником, он разрывает все иллюзорные связи, порождённые привязанностью к семье, обществу или своему народу. Всё это лишь привязывает его к материальному миру. Миновав этот этап, человек должен продвигаться в постижении духовного знания. Ему надлежит угублять понимание того, что действительно принадлежит ему, а что нет. A научившись понимать вещи в истинном свете, он освобождается от всех концепций двойственности, таких как счастье и горе, удовольствие и боль. Он обретает совершенное знание и становится способным предаться Верховной Личности Бога.

 

ТЕКСТ 6



на тад бхасайате сурйо

на шашанко на паваках

йад гатва на нивартанте

тад дхама парамам мама

на — не; тат — ту; бхасайате — освещает; сурйах — Солнце; на — не; шашанках — Луна; на — не; паваках — огонь, электричество; йат — в которую; гатва — придя; на — не; нивартанте — возвращаются; тат дхама — та обитель; парамам — высшая; мама — Моя.

 

ПЕРЕВОД

 



Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.239.7.207 (0.011 с.)