Мы поможем в написании ваших работ!
ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
|
Я — основа безличного Брахмана — средоточия высшего счастья, бессмертного, неуничтожимого и вечного.
Содержание книги
- Природа, наслаждающийся и сознание
- Совокупная материальная субстанция, называемая Брахманом, является источником рождения, а Я оплодотворяю этот Брахман, о потомок Бхараты, давая возможность всем живым существам появиться на свет.
- Я — основа безличного Брахмана — средоточия высшего счастья, бессмертного, неуничтожимого и вечного.
- Верховный господь сказал: есть дерево баньян, корни которого устремлены вверх, а ветви вниз, и его листья — ведические гимны. Тот, кто познаёт это дерево, постигает веды.
- Живые существа в этом обусловленном мире суть мои вечные отделённые частицы. Из-за обусловленной жизни они ведут тяжёлую борьбу с шестью чувствами, к числу которых относится ум.
- В материальном мире живое существо переносит свои различные представления о жизни из одного тела в другое, подобно тому как воздух переносит запахи.
- Сияние Солнца, рассеивающее тьму, которая царит во всём этом мире, исходит от Меня. От Меня также исходят лунный свет и свет огня.
- Я пребываю в сердце каждого живого существа, и от Меня исходят память, знание и забвение. Цель всех вед — постичь Меня. В действительности, я — составитель «веданты» и знаток вед.
- Помимо этих двух категорий, есть ещё величайшая живая личность, сам господь, который вошёл в эти миры и поддерживает их.
- Это самая сокровенная часть ведических писаний, о безгрешный, и теперь Я открыл её тебе. Тот, кто сумеет постичь её, станет мудрым, и его усилия достигнут совершенства.
- Те, кто обладает демонической природой, не знают, что можно делать, а чего нельзя. Им не присущи ни чистота, ни достойное поведение, ни правдивость.
- Следуя таким выводам, демоны, потерянные для самих себя и лишённые разума, занимаются неблагоприятной, отвратительной деятельностью, направленной на разрушение мира.
- Вот так охваченный различными беспокойствами и опутанный сетью заблуждений, он чрезмерно привязывается к чувственным удовольствиям и падает в ад.
- Введённый в заблуждение ложным эго, силой, гордыней, вожделением и гневом, демон завидует верховному господу, пребывающему в их телах и телах всех остальных живых существ, и поносит истинную религию.
- Есть трое врат, ведущих в этот ад: вожделение, гнев и жадность. Каждый здравомыслящий человек должен отречься от этих пороков, ибо они приводят к деградации души.
- Находясь под влиянием тех или иных материальных качеств, живое существо развивает в себе определённый тип веры. О характере его веры говорят, исходя из того, какие качества оно приобрело.
- Из всех видов жертвоприношений то, которое совершается в соответствии с указаниями священных писаний, из чувства долга и без желания получить что-либо взамен, имеет природу благости.
- Аскетизм речи состоит в том, чтобы говорить правдивые и благотворные слова, и избегать речей, которые оскорбляют других. Также следует регулярно произносить тексты вед.
- Пожертвование, которое делается из чувства долга, в надлежащее время, надлежащем месте, достойному человеку и без ожидания получить что-либо взамен, считается пожертвованием в благости.
- Поэтому трансценденталисты, проводя жертвоприношения, раздавая пожертвования и совершая аскезы, всегда вначале произносят слог ом, чтобы достичь Всевышнего.
- Вся эта деятельность должна совершаться без ожидания результата. Её следует совершать из чувства долга, о сын притхи. Таково моё окончательное мнение.
- Те, кто утвердился в благости, не испывают неприязни к неблагоприятной деятельности и не привязаны к благоприятной. Они действуют, не ведая сомнений.
- Эти пять факторов являются причинами любого правильного и неправильного действия, которое человек может совершить посредством тела, ума и речи.
- Тот, кто, будучи свободным от всех материальных привязанностей и ложного эго, действует с энтузиазмом и решимостью и кто безразличен к успеху и неудаче, считается действующим в благости.
- Счастье, которое человек испытывает от соприкосновения чувств с их объектами, которое вначале кажется нектаром, а в конце подобно яду, имеет природу страсти.
- Занимаясь деятельностью, соответствующей собственной природе, каждый человек может достичь совершенства. Пожалуйста, выслушай Меня, сейчас Я расскажу тебе о том, как это сделать.
- О сын Кунти, сейчас Я подведу итог, вкратце рассказав тебе о том, как следует действовать, чтобы достичь высшей ступени совершенства, Брахмана.
- Даже занимаясь разнообразной деятельностью, мой преданный, находящийся под моей защитой, достигает моей милостью вечной и нетленной обители.
- Если будешь действовать вопреки моим указаниям и не вступишь в сражение, то выберешь неверный путь. Тебе всё равно придётся сражаться, потому что такова твоя природа.
- О потомок бхараты, полностью предайся ему. По его милости ты обретёшь трансцендентный покой и достигнешь высочайшей вечной обители.
- Оставь все разновидности религии и просто предайся мне. Я избавлю тебя от всех последствий твоих греховных поступков. Не бойся.
- Тому, кто объясняет эту высшую тайну моим преданным, преданное служение гарантировано, и в конце он вернётся ко мне.
- О завоеватель богатств, арджуна, выслушал ли ты Меня внимательно, с сосредоточением ума. Рассеялась ли окутавшая тебя пелена невежества и иллюзий.
- Милостью Вьясы я услышал эту сокровеннейшую беседу непосредственно от повелителя всего мистицизма, Кришны, лично говорившего с Арджуной.
КОММЕНТАРИЙ
Природа Брахмана — бессмертие, неуничтожимость, вечность и счастье. Брахман является первой ступенью постижения Абсолютной Истины. Вторая, промежуточная, стадия — осознание Параматмы, Сверхдуши, а высшей ступенью в постижении Абсолютной Истины является постижение Верховной Личности Бога. Таким образом, и Параматма, и безличный Брахман пребывают в Верховной Личности. В седьмой главе объясняется, что материальная природа — это проявление низшей энергии Верховного Господа. Господь оплодотворяет низшую, материальную природу частицами высшей природы, и так в материальной природе появляется духовная составляющая. Когда живое существо, обусловленное этой материальной природой, начинает культивировать духовное знание, оно постепенно поднимается с уровня материального бытия на уровень осознания Всевышнего в концепции Брахмана. Это постижение концепции жизни Брахмана — первая ступень самоосознания. Достигнув этой ступени, то есть осознав Брахман, человек поднимается над материальным существованием, однако в действительности он ещё не обладает совершенным познанием Брахмана. Если он хочет, то может продолжать оставаться на уровне Брахмана и затем постепенно возвыситься до осознания Параматмы, а потом — до осознания Верховной Личности Бога. В ведической литературе содержится много подобных примеров. Четверо Кумаров сначала находились на уровне Брахмана, то есть безличной концепции истины, а затем постепенно достигли уровня преданного служения. Тот, кто не может подняться выше ступени осознания безличного Брахмана, рискует опуститься на материальный уровень. В «Шримад-Бхагаватам» утверждается, что хотя человек может достичь стадии безличного Брахмана, но, если он не идёт дальше, не имеет информации о Верховной Личности, это признак того, что его разум не совсем чист. Поэтому, несмотря на возвышение до уровня Брахмана, он может пасть, если не займётся преданным служением Господу. В Ведах говорится: расо ваи сах, расам хй эвайам лабдхвананди бхавати — «Когда человек постигает Личность Бога — источник наслаждения, Кришну, он действительно исполняется трансцендентного блаженства». Верховный Господь в полной мере обладает шестью достояниями, и, когда преданный приближается к Господу, происходит обмен этими достояниями. Царский слуга наслаждается практически так же, как сам царь. Подобно этому, вечное счастье, неиссякающее счастье и вечная жизнь сопровождают преданное служение. Поэтому преданное служение уже включает в себя осознание Брахмана, или вечности, или нетленности. Всё это уже присуще личности, занятой преданным служением.
Живое существо, хотя и является по своей природе Брахманом, имеет желание господствовать над материальным миром, и из-за этого оно падает. В своём изначальном положении живое существо находится над тремя гунами материальной природы, но взаимодействие с материальной природой опутывает его различными гунами: благостью, страстью и невежеством. В результате контакта с этими тремя гунами проявляется его желание господствовать над материальным миром. Занимаясь преданным служением с полным сосредоточением своего сознания на Кришне, душа сразу же поднимается на трансцендентный уровень и избавляется от неправомочного желания контролировать материальную природу. Поэтому заниматься преданным служением (которое начинается со слушания, повторения и памятования и включает в себя девять предписанных методов освоения преданного служения) необходимо в общении с преданными. Постепенно благодаря такому общению, благодаря влиянию духовного учителя материальное желание господствовать исчезает, и человек прочно утверждается в трансцендентном любовном служении Господу. Этот метод предписан в заключительных стихах данной главы, начиная с двадцать второго. Преданное служение — очень простой метод: нужно всегда заниматься служением Господу, принимать остатки пищи, предложенной Божеству, вдыхать аромат цветов, предложенных лотосным стопам Господа, посещать места, где проходили трансцендентные игры и развлечения Господа, читать повествования о многообразных деяниях Господа и Его любовных взаимоотношениях со Своими преданными, всегда повторять трансцендентную вибрацию — Харе Кришна, Харе Кришна, Кришна Кришна, Харе, Харе/Харе Рама, Харе Рама, Рама Рама, Харе Харе, — и держать пост в дни, когда отмечается годовщина явления или ухода Господа и Его преданных. Действуя таким образом, человек полностью избавляется от привязанности к любой материальной деятельности. Тот, кто, следуя этим путем, достигает брахмаджйоти, обретает качественное равенство с Верховной Личностью Бога.
Так заканчиваются комментарии Бхактиведанты к четырнадцатой главе «Шримад-Бхагавад-гиты», которая называется «Три качества материальной природы».
ГЛАВА ПЯТНАДЦАТАЯ
ЙОГА ВЕРХОВНОЙ ЛИЧНОСТИ ТЕКСТ 1
шри бхагаван увача
урдхва-мулам адхах-шакхам
ашваттхам прахур авйайам
чхандамси йасйа парнани
йас там веда са веда-вит
шри бхагаван увача — Верховный Господь сказал; урдхва-мулам — то, корни которого устремлены вверх; адхах — вниз; шакхам — то, ветви которого; ашваттхам — дерево баньян; прахух — говорят; авйайам — вечное; чхандамси — ведические гимны; йасйа — которого; парнани — листья; йах — который; там — то; веда — знает; сах — тот; веда-вит — познавший Веды.
ПЕРЕВОД
|