ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

О сын Кунти, сейчас Я подведу итог, вкратце рассказав тебе о том, как следует действовать, чтобы достичь высшей ступени совершенства, Брахмана.



 

КОММЕНТАРИЙ

 

Господь рассказывает Арджуне о том, как человек может достичь высшей ступени совершенства, просто выполняя предписанные ему обязанности и посвящая свои действия Верховной Личности Бога. Для достижения высшей ступени Брахмана достаточно того, чтобы мы отказывались от плодов своего труда ради удовлетворения Верховного Господа. Таков путь самоосознания. По-настоящему совершенным знанием является чистое сознание Кришны, о чём говорится в последующих стихах.

 

ТЕКСТЫ 51-53



буддхйа вишуддхайа йукто

дхртйатманам нийамйа ча

шабдадин вишайамс тйактва

рага-двешау вйудасйа ча

вивикта-севи лагхв-аши

йата-вак-кайа-манасах

дхйана-йога-паро нитйам

ваирагйам самупашритах

аханкарам балам дарпам

камам кродхам париграхам

вимучйа нирмамах шанто

брахма-бхуйайа калпате

буддхйа — разумом; вишуддхайа — полностью очищенный; йуктах — занятый; дхртйа — с решимостью; атманам — себя; нийамйа — контролируя; ча — также; шабдадин — объекты чувств, такие как звук и т. д.; вишайан — объекты чувств; тйактва — отвергнув; рага — привязанности; двешау — ненависть; вйудасйа — отбросив; ча — также; вивикта-севи — живя в уединённом месте; лагху-аши — съедая небольшое количество; йата-вак — контролируя речь; кайа — тело; манасаха — контролируя ум; дхйана-йога-парах — всегда погруженный в транс; нитйам — двадцать четыре часа в сутки; ваирагйам — у отречения; самупашритах — приняв прибежище; аханкарам — ложное эго; балам — ложную силу; дарпам — ложную гордость; камам — вожделение; кродхам — гнев; париграхам — стяжательство; вимучйа — оставив; нирмамах — лишённый чувства собственности; шантах — умиротворённый; брахма-бхуйайа — достигший самоосознания; калпате — следует считать.

 

ПЕРЕВОД

 

Того, кто очистился с помощью разума и, исполненный решимости, контролирует свой ум; кто отказался от объектов чувственных наслаждений; кто свободен от привязанности и неприязни; кто живёт в уединённом месте, мало ест, контролирует тело и речь; кто отрешён и всегда пребывает в состоянии транса; кто свободен от ложного эго, ложного чувства превосходства, ложной гордости, вожделения, гнева и кто не стремится к материальным вещам, — того следует считать достигшим самоосознания.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Человек, очистившийся с помощью знания, стремится всегда пребывать в благости. Такой человек становится способным контролировать свой ум и всегда пребывает в состоянии транса. Поскольку он не питает привязанности к объектам, приносящим чувственные наслаждения, он не ест больше, чем необходимо, и контролирует деятельность тела и ума. У него нет ложного эго, поскольку он не отождествляет себя с материальным телом. У него также нет желания сделать своё тело крепким и сильным, поскольку им не движут какие-либо материальные идеи. Он свободен от чувства ложной гордости, так как не имеет телесных представлений о жизни. Он довольствуется тем, что приходит к нему по милости Господа, и никогда не гневается, если его чувства не удовлетворены. Он также не стремится к обладанию объектами чувств. Таким образом, когда человек полностью избавляется от ложного эго, он перестаёт испытывать привязанность к материальным вещам и тем самым достигает ступени осознания Брахмана. Эта ступень называется брахма-бхута. Освободившись от материальных представлений о жизни, человек становится умиротворённым, и уже ничто не может вывести его из состояния равновесия.

 

ТЕКСТ 54



брахма-бхутах прасаннатма

на шочати на канкшати

самах сарвешу бхутешу

мад-бхактим лабхате парам

брахма-бхутах — пребывая в единстве с Абсолютом; прасанна-атма — исполненный радости; на — никогда не; шочати — скорбит; на — никогда не; канкшати — желает; самах — одинаково относящийся; сарвешу — ко всем; бхутешу — живым существам; мат-бхактим — преданное служение Мне; лабхате — обретает; парам — трансцендентное.

 

ПЕРЕВОД

 

Тот, кто пребывает в таком трансцендентном состоянии, сразу постигает Верховного Брахмана. Он никогда не скорбит и ничего не желает. Он одинаково относится ко всем живым существам. В этом состоянии человек обретает чистое преданное служение Мне.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Для имперсоналиста достижение уровня брахма-бхута, слияния с Абсолютом, является высшей ступенью совершенства. Однако персоналист, или чистый преданный Господа, идёт дальше этого и посвящает себя чистому преданному служению. Это значит, что человек, занимающийся чистым преданным служением Верховному Господу, уже находится в освобожденном состоянии, то есть достиг уровня брахма-бхута, единства с Абсолютом. Тот, кто не достиг единства с Всевышним, Абсолютом, не может служить Ему. На абсолютном уровне не существует разницы между слугой и господином, и в то же время в высшем духовном смысле различие есть.

В материальном мире, где люди трудятся ради чувственных наслаждений, страдания неизбежны, но в абсолютном мире, где живые существа занимаются чистым преданным служением, страданий не существует. Преданный, сознание которого сосредоточено на Кришне, ни о чём не скорбит и ничего не желает. Поскольку Бог совершенен, живое существо, которое служит Богу в сознании Кришны, тоже обретает совершенство. Оно уподобляется реке, которая полностью очистилась от мути. Поскольку преданный не думает ни о чём, кроме Кришны, он естественным образом всегда испытывает радость. Он не скорбит о материальных потерях и не радуется материальным приобретениям, поскольку он полностью поглощён служением Господу. Он не желает материальных наслаждений, потому что знает, что каждое живое существо, будучи неотъемлемой частицей Верховного Господа, является Его вечным слугой. Находясь в материальном мире, он не видит различий между людьми, занимающими высокое или низкое положение в обществе. Любое положение в материальном мире эфемерно, а преданный не связывает себя с тем, что появляется на какое-то время, а затем уходит в небытие. Для него камень на дороге и слиток золота имеют одинаковую ценность. Таков уровень брахма-бхута, и чистому преданному достичь его не составляет никакого труда. Тому, кто находится на этом уровне, состояние слияния с Верховным Брахманом и утраты своей индивидуальности представляется адом, мысль о достижении райских планет представляется фантасмагорией, а его чувства уподобляются змеям, лишившимся ядовитых зубов. Змея, у которой нет зубов, ни у кого не вызывает страха, также и чувства, находящиеся под постоянным контролем, перестают быть опасными. Мир полон страданий только для того, кто заражён материальной скверной, но для преданного весь мир представляется Вайкунтхой, духовным миром. Самая великая личность в материальной вселенной для него представляется не более значимой, чем муравей. Достичь этого уровня можно по милости Господа Чайтаньи, который проповедовал науку чистого преданного служения для людей данной эпохи.

 

ТЕКСТ 55



бхактйа мам абхиджанати

йаван йаш часми таттватах

тато мам таттвато джнатва

вишате тад-анантарам

бхактйа — чистым преданным служением; мам — Меня; абхиджанати — можно познать; йаван — таким; йах ча асми — как Я есть; таттватах — воистину; татах — затем; мам — Меня; таттватах — воистину; джнатва — познав; вишате — входит; тат — впоследствии; анантарам — после.

 

ПЕРЕВОД

 

Понять Верховную Личность, Господа, таким, как Он есть, можно только с помощью преданного служения. И когда, занимаясь преданным служением, человек полностью осознаёт Верховного Господа, он может войти в царство Бога.

 

КОММЕНТАРИЙ

 

Философы-эмпирики и непреданные не могут постичь Верховную Личность Бога, Кришну, и Его полные части. Тот, кто хочет постичь Верховного Господа, должен заниматься чистым преданным служением под руководством чистого преданного. В противном случае истина о Верховной Личности Бога ему никогда не откроется. Как уже было сказано Кришной (нахам пракашах), Он не открывает Себя всем и каждому. Его нельзя постичь, опираясь только на обширные познания или философские рассуждения. Постичь Кришну может только тот, кто реально посвятил своё сознание Кришне и занимается преданным служением. Университетский диплом тут не поможет.

Тот, кто в совершенстве знает науку о Кришне, получает право войти в духовное царство, обитель Кришны. Достичь тождества с Брахманом — не значит утратить свою индивидуальность. На этом уровне существует преданное служение; а там, где есть преданное служение, должны быть Бог, преданный и процесс преданного служения. Преданный никогда не лишается такого знания, даже после того как получает освобождение. Обрести освобождение — значит освободиться от материальной концепции жизни; в духовной жизни продолжают существовать различия, продолжает существовать индивидуальность, но в чистом сознании Кришны. Не следует заблуждаться, думая, что слово вишате, «входит в Меня», подтверждает теорию монистов о полном слиянии живого существа с безличным Брахманом. Нет. Вишате означает, что живое существо входит в обитель Верховного Господа, сохраняя свою индивидуальность, вступает в общение с Ним и служит Ему. Например, когда птица с зелёным оперением скрывается в зелёной листве дерева, она делает это не для того, чтобы слиться воедино с деревом, а для того, чтобы насладиться его плодами. Имперсоналисты часто приводят пример реки, впадающей в океан и сливающейся с ним. Так представляют себе счастье имперсоналисты, тогда как персоналисты стремятся сохранить свою индивидуальность, подобно рыбам, живущим в океане. Опустившись в океанские глубины, мы обнаружим, что его населяет множество живых существ. Наблюдая за поверхностью океана, мы не получим исчерпывающего представления о нём; необходимо полностью изучить океан, познакомившись с жизнью его глубин.

Благодаря своему чистому преданному служению, преданный постигает трансцендентные качества и достояния Верховного Господа такими, как они есть. В одиннадцатой главе уже говорилось, что обрести такое знание можно только в процессе преданного служения. То же самое подтверждает данный стих; только с помощью преданного служения человек может постичь Верховного Господа и войти в Его царство.

После достижения стадии брахма-бхута, стадии свободы от материалистических концепций, человек начинает заниматься преданным служением Господу, которое начинается со слушания о Нём. Когда человек слушает о Верховном Господе, автоматически развивается уровень брахма-бхута и исчезает материальная скверна: алчность и желание чувственных удовольствий. По мере того как сердце преданного освобождается от алчности и вожделения, усиливается его привязанность к служению Господу, а благодаря этой привязанности он избавляется от материальной скверны. На этом уровне он получает возможность постичь Верховного Господа. Об этом говорится также в «Шримад-Бхагаватам». Процесс бхакти, трансцендентного служения, продолжается и после освобождения. «Веданта-сутра» подтверждает это: апрайанат татрапи хи дриштам. Это значит, что, достигнув освобождения, преданный продолжает служить Господу. «Шримад-Бхагаватам» определяет истинное освобождение как обретение живым существом своей настоящей природы, его возвращение в своё изначальное состояние. Мы уже говорили, что в своём изначальном положении каждое живое существо является неотъемлемой отделённой частицей Верховного Господа. Поэтому его предназначение заключается в том, чтобы служить. После освобождения это служение никогда не прекращается. Обрести истинное освобождение — значит избавиться от ложных представлений о жизни.

Конец формы

 

ТЕКСТ 56



сарва-карманй апи сада

курвано мад-вйапашрайах

мат-прасадад авапноти

шашватам падам авйайам

сарва — всеми; кармани — видами деятельности; апи — хотя; сада — всегда; курванах — занимаясь; мат — под Моей; вйапашрайах — защитой; мат — Моей; прасадат — милостью; авапноти — обретает; шашватам — вечную; падам — обитель; авйайам — неразрушимую.

 

ПЕРЕВОД

 





Последнее изменение этой страницы: 2016-06-06; Нарушение авторского права страницы

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.204.42.98 (0.011 с.)